Гносеологический анархизм п фейерабенда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Учеными-анархистами принято называть исследователей, которые либо ведут свои разработки с крайне непопулярной у авторитетного научного или религиозного сообщества стороны, часто граничащей с псевдонаукой, либо проводят эксперименты, находящиеся за гранью этических норм общества.

Как правило, такие исследования оказываются на периферии научной мысли, хотя довольно часто это происходит справедливо. Многие из таких ученых занимаются достаточно странными экспериментами: кто-то пытается математически объяснить природу недоказанной левитации, другие придумывают новую конструкцию колеса или велосипеда.

В качестве примера Фейерабенд приводит фигуру Ньютона. Общество часто называет науку и религию полными противоположностями, однако Ньютон в своих научных исследованиях вдохновлялся именно идеей Бога и религиозными космогониями. По сути, божественное послужило началом научного, однако этого бы не произошло, если бы ученый не пошел против главенствующей тогда научной парадигмы.

Пол Фейерабенд родился после Первой мировой войны в Вене, а когда после 1938 года Австрия стала частью Третьего рейха, он, как и его родители, стал сторонником нацистов. Сам Фейерабенд в своих воспоминаниях отмечал, что никогда не был ярым приверженцем Гитлера, однако знал о зверствах, которые творили нацисты, и относился к ним абсолютно нормально.

Во время войны Фейерабенд находился на Восточном фронте — там он заработал Железный крест и звание лейтенанта. Во время наступления советской армии уже во второй части войны он получил три пулевых ранения в живот и руку, был отправлен в тыл, где почти год лежал в больнице. В итоге Фейерабенд проходит всю жизнь с палочкой, а ранение на войне станет одной из причин, по которой он начнет заниматься сначала наукой, а потом и философией науки.

Некоторые эксперты отмечали противопоставление анархизма науки Фейерабенда и экономической модели государства, в котором он жил. В США, с одной стороны, люди, в том числе и ученые, могут делать абсолютно все, что им захочется. С другой стороны, у них нет чистой свободы, поскольку все их существование подвержено работе стандартной экономической модели. Эпистемологический анархизм, одним из основоположников которого и был Фейерабенд, как раз строится как бы в противовес капиталистической системе.

Китайский генетик Цзянькуй Хэ — один из главных ученых 2018 года

26 ноября 2018 года стало известно, что китайский генетик Цзянькуй Хэ использовал технологию редактирования генома для изменения эмбрионов двух девочек, а позже он рассказал и о третьем случае, когда женщина родила ребенка после изменения генов эмбриона.

Официально технологии генной инженерии по отношению к эмбрионам с возможностью дальнейшего продления рода не запрещены, однако после этого случая все мировое сообщество раскритиковало Хэ, а многие страны начали готовить законодательство, регулирующее эту сферу науки.

В своих опытах Хэ применил метод геномного редактирования CRISPR/Cas9 на 16 эмбрионах для устранения возможности дальнейшего заражения ВИЧ. 11 из них использовались в попытках забеременеть, у трех это получилось. После появления первых двойняшек Лулу и Наны с измененными генами Хэ заявил, что не будет продолжать свои опыты, поскольку ему нужно убедиться в безопасности экспериментов.

Одна из главных причин, по которой Хэ критиковало все научное сообщество, — он не рассказал о своих экспериментах женщинам, которым вводили эти эмбрионы, представителям больницы, где проводился эксперимент, и даже китайскому научному регулятору.

Неизвестна судьба и Лулу и Наны. С момента их рождения научные журналы не опубликовали ни одной статьи про их жизнь, а также про то, как их организм с отредактированными генами развивается, проводятся ли над ними какие-то эксперименты.

Николай Коперник — виновник первой в мире научной революции

Польский астроном Николай Коперник, несмотря на то, что воспитывался своим дядей, епископом Вармийской епархии Лукашем Ваченроде, стал одним из самых важнейших ученых Возрождения и антагонистом для церкви.

Благодаря работам Коперника произошла первая в истории человечества научная революция, когда исследователи перестали ориентироваться на предыдущие научные открытия и начали изучать мир, отталкиваясь от результатов его трудов.

Роберт Фултон и его паровое судно

В 1800 году американский инженер Роберт Фултон начал проводить эксперименты по созданию первой в истории человечества паровой машины и последующей модернизации парусных лодок.

Предложение господина Фултона об установке паровой машины на морских судах — сущая нелепость. Паровая машина никогда не может заменить паруса.

Комиссар по делам флота Франсуа ле Мойн

Только в 1813 году, через десять лет после проведения первых испытаний пароходов, Наполеон извинился перед Фултоном, а Александр I предоставил ему монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург — Кронштадт, а также на других российских реках в течение 15 лет. Однако Фултон не успел построить корабли в России и умер в 1815 году.

Луи Дагер — создатель фотографии

7 января 1839 года французский художник, танцор и канатоходец Луи Дагер представил свою первую фотографию на заседании Парижской академии наук вместе с физиком Француа Араго, который сделал отдельный доклад о дагеротипии — первой в мире работоспособной технологии создания фотографий, основанной на светочувствительности йодистого серебра. Впоследствии она была заменена более безопасными и дешевыми технологиями.

Изначально Дагер во время театральных постановок, которые он создавал, в качестве фона использовал гигантские картины, в том числе изображение огромного собора высотой 22 м. Для развития своих постановок он начал использовать камеру-обскуру, но не мог закрепить изображение на стене: оно немного расплывалось и было нечетким.

Дагер уже начал проводить химические опыты, когда узнал о Нисефоре Ньепсе, который занимался примерно такими же экспериментами в области фотографии. Позже они будут вместе проводить исследования и создавать десятки снимков, а после смерти Ньепсе Дагер станет единственным создателем и владельцем этой технологии, выкупив у детей физика патент на проявку фотографий.

Почти через 200 лет возможность создания собственных снимков появилась практически у каждого человека на Земле, а количество фотографий в социальных сетях превышает миллиарды штук.

Развитие науки осуществляется за счет конкуренции различных теорий. Процесс создания теорий – пролиферация.

Пролиферация – максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки.

Выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, ограничивает прогресс.

Вводит принцип несоизмеримости. Нельзя критиковать одну теорию с позиции другой, т.к. у каждой теории свои факты, принципы и логика, которые несоизмеримы.

Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. История науки должна рассматриваться как нечто сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как однолинейный и однообразный процесс.

Считает недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский, подход к анализу науки. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста.

Чисто рациональная теория развития науки сосредотачивается на изучении логических законов и понятий, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант развития науки.

Ратует за построение новой теории развития науки, которая способна признает, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие – социальный. Вот почему необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Активно критикует научную последовательность, преемственность теорий.

Т.о. наблюдается плюрализм теорий. Наука является иррациональной и не отличается от мифа, религии, выступает как форма идеологии. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный изменениями, требует разных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Полагает, что всякий рационализм есть попытка загнать весь мир в узкое русло. Предлагает отказ от всякого универсализма. Никаких стандартов получения знания в науке быть не должно. Стандарты конкретной парадигмы чрезвычайно обедняют науку, искажают процесс развития науки. Всякие требования к объективности, истинности чересчур тоталитарны. По его мнению, все возможные методы – рациональные и иррациональные должны использоваться в процессе научного познания. Нельзя возводить какие-либо методологические процедуры в абсолют. По его мнению, постановка проблемы Лакатосом несовместима с гуманизмом. Любая жесткая регламентация станет помехой в развитии науки.

Предлагаемые правила:

2) Наука приводит не только к позитивным результатам, но и наоборот (создание оружия массового поражения, употребление генетически-модифицированных продуктов). Таким образом, наука в современном виде создает угрозу для человечества и не последнюю роль здесь играет ее жесткая регламентация.

Анархистская концепция науки раскрывается в двух аспектах:

как анархизм или плюрализм внутри самой науки

плюрализм идеологий, мировоззрений в обществе, где наука есть всего лишь одна из форм идеологии, мировоззрения.

В отличие от других представителей постпозитивизма, Фейерабенд не рассматривал проблему демаркации научного знания, считая эту идею несостоятельной и не имеющей принципиального значения как для самой науки, так и для определения ее места в жизни общества или индивида.

Одним из негативных последствий такого положения дел является как минимум неполнота полученного знания, отсутствие его всесторонности, так как не все следствия теории могли бы быть изучены. Выход за рамки традиции может сделать этот набор произвольным.

Кроме того, такие критерии истинности как верификация и фальсификация оказываются более эффективными и разумными, если они действуют за рамками традиции. Таким образом, традиция рассматривается как консерватор науки, и плюрализм Фейерабенда – средство избежать этого.

Ведь каждая фундаментальная теория в какой то мере составляет замкнутый мир, выражающий мнение группы ученых, и потому для ее критики и опровержения недостаточно чисто научных средств.

Фейерабенд как представитель антисциентизма утверждает, что положение науки в современном обществе возведено в ранг идеологии: «Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом и единственно приемлемыми результатами, представляет собой идеологию и должна быть отделена от государства, и в частности от процесса обучения.

Развитие науки осуществляется за счет конкуренции различных теорий. Процесс создания теорий – пролиферация.

Пролиферация – максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки.

Выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, ограничивает прогресс.

Вводит принцип несоизмеримости. Нельзя критиковать одну теорию с позиции другой, т.к. у каждой теории свои факты, принципы и логика, которые несоизмеримы.

Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. История науки должна рассматриваться как нечто сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как однолинейный и однообразный процесс.

Считает недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский, подход к анализу науки. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста.

Чисто рациональная теория развития науки сосредотачивается на изучении логических законов и понятий, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант развития науки.

Ратует за построение новой теории развития науки, которая способна признает, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие – социальный. Вот почему необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Активно критикует научную последовательность, преемственность теорий.

Т.о. наблюдается плюрализм теорий. Наука является иррациональной и не отличается от мифа, религии, выступает как форма идеологии. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный изменениями, требует разных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий.

Полагает, что всякий рационализм есть попытка загнать весь мир в узкое русло. Предлагает отказ от всякого универсализма. Никаких стандартов получения знания в науке быть не должно. Стандарты конкретной парадигмы чрезвычайно обедняют науку, искажают процесс развития науки. Всякие требования к объективности, истинности чересчур тоталитарны. По его мнению, все возможные методы – рациональные и иррациональные должны использоваться в процессе научного познания. Нельзя возводить какие-либо методологические процедуры в абсолют. По его мнению, постановка проблемы Лакатосом несовместима с гуманизмом. Любая жесткая регламентация станет помехой в развитии науки.

Предлагаемые правила:

2) Наука приводит не только к позитивным результатам, но и наоборот (создание оружия массового поражения, употребление генетически-модифицированных продуктов). Таким образом, наука в современном виде создает угрозу для человечества и не последнюю роль здесь играет ее жесткая регламентация.

Анархистская концепция науки раскрывается в двух аспектах:

  • как анархизм или плюрализм внутри самой науки
  • плюрализм идеологий, мировоззрений в обществе, где наука есть всего лишь одна из форм идеологии, мировоззрения.

В отличие от других представителей постпозитивизма, Фейерабенд не рассматривал проблему демаркации научного знания, считая эту идею несостоятельной и не имеющей принципиального значения как для самой науки, так и для определения ее места в жизни общества или индивида.

Одним из негативных последствий такого положения дел является как минимум неполнота полученного знания, отсутствие его всесторонности, так как не все следствия теории могли бы быть изучены. Выход за рамки традиции может сделать этот набор произвольным.

Кроме того, такие критерии истинности как верификация и фальсификация оказываются более эффективными и разумными, если они действуют за рамками традиции. Таким образом, традиция рассматривается как консерватор науки, и плюрализм Фейерабенда – средство избежать этого.

Ведь каждая фундаментальная теория в какой то мере составляет замкнутый мир, выражающий мнение группы ученых, и потому для ее критики и опровержения недостаточно чисто научных средств.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Фейерабенд как представитель антисциентизма утверждает, что положение науки в современном обществе возведено в ранг идеологии: «Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом и единственно приемлемыми результатами, представляет собой идеологию и должна быть отделена от государства, и в частности от процесса обучения.

Развитие науки осуществляется за счет конкуренции различных теорий. Процесс создания теорий – пролиферация.

Пролиферация – максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки.

Выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, ограничивает прогресс.

Вводит принцип несоизмеримости. Нельзя критиковать одну теорию с позиции другой, т.к. у каждой теории свои факты, принципы и логика, которые несоизмеримы.

Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. История науки должна рассматриваться как нечто сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как однолинейный и однообразный процесс.

Считает недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский, подход к анализу науки. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста.

Чисто рациональная теория развития науки сосредотачивается на изучении логических законов и понятий, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант развития науки.

Ратует за построение новой теории развития науки, которая способна признает, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие – социальный. Вот почему необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Активно критикует научную последовательность, преемственность теорий.

Т.о. наблюдается плюрализм теорий. Наука является иррациональной и не отличается от мифа, религии, выступает как форма идеологии. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный изменениями, требует разных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий.

Читайте также: