Глобальный мониторинг это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Экологический мониторинг – это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов в будущем параметров окружающей среды.

Основными функциями экологического мониторинга являются:

1. Контроль качества водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, и других компонентов ландшафта.

2. Определение основных источников загрязнения, прогнозирование состояния качества основных компонентов ландшафта и т.д.

По масштабам обобщения информации различают следующие виды мониторинга:

Экологический мониторинг можно разделить по объектам наблюдения на:

а) мониторинг окружающей человека среды (атмосфера воздуха, воды, почвы);

б) биологический мониторинг (мониторинг флоры и фауны).

Следует отметить некоторую условность такого деления мониторинга, поскольку компоненты экосистем и ландшафтов тесно взаимосвязаны между собой и состояние одного компонента часто бывает обусловлено состоянием другого (например, состояние леса – его продуктивность – наличие вредителей и болезней, как правило, обусловлено состоянием атмосферного воздуха или загрязнением, в том числе и закислением почв).

По методам ведения мониторинга выделяют:

1. биологический (с помощью биоиндикаторов);

2. дистанционный (авиационный, космический).

По целям мониторинг различают на:

· проектный и др. виды мониторинга.

Особо следует подчеркнуть, что мониторинг решает задачи оценки изменений состояния окружающей среды и воздействие на окружающую среду. Отдельно рассматривается мониторинг состояния здоровья населения.

Параметры экосистем и их компонентов, подлежащие мониторингу, можно разделить на параметры быстро и медленно изменяющихся процессов. К первым могут быть отнесены процессы атмосферного и водного переносов загрязняющих веществ; ко вторым – процесс загрязнения и детоксикации почв и грунтовых вод. В соответствии с этим различные параметры экологического мониторинга имеют различную периодичность изменения. Концентрации веществ в атмосферном воздухе, водотоках могут изменяться на целые порядки в течение суток, и потому измерение таких параметров следует проводить ежесуточно или каждые 2-4 часа. В тоже время, измерение концентрации загрязняющих веществ в почве вряд ли целесообразно проводить чаще одного раза в год, если на то нет специальных причин.

Таким образом, система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

§ о состоянии окружающей среды;

§ о причинах наблюдаемых и вероятных изменениях состояния (т.е. об источниках и факторах воздействия);

§ о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

§ о существующих резервах биосферы.

В соответствии с новой экологической доктриной России, экологический мониторинг рассматривается как комплекс выполняемых по научно-обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основании рекомендаций и вариантов управленческих решений необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием природной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:

1. Наблюдение за факторами воздействия и состоянием окружающей среды.

2. Оценка фактического состояния среды.

3. Прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

В соответствии с законом об охране окружающей среды, задачами экологического мониторинга являются:

· наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

· проверка и выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды;

· соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей среды.

Система экологического мониторинга состоит из государственной службы наблюдения за состоянием природной окружающей среды государственного, производственного, общественного контроля. Таким образом, в природоохранном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического мониторинга. Особо следует подчеркнуть, что экологический мониторинг включает как географические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)

Сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает практически весь земной шар. ГСМОС была создана совместными усилиями всего мирового сообщества (основные цели, положения программы были сформулированы в 1974 г на I межправительственном совещании по мониторингу).

Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

1. изучение сильных воздействий в локальном масштабе;

2. на региональном уровне (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона)

3. фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).

Региональная система мониторинга окружающей среды (РСМОС)

- оценка качества окружающей среды;

- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

- ведение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха городов Челябинской области, участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

- аналитическая поддержка регионального государственного экологического надзора, осуществляемого Министерством экологии Челябинской области;

- инструментальный контроль состояния окружающей среды в плановом порядке и по жалобам населения;

- определение источника загрязнения при выявлении превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в природных средах;

- участие в определении размера вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- обеспечение достоверной и объективной информацией о состоянии и охране окружающей среды, о негативном воздействии источников загрязнения на окружающую среду на территории Челябинской области органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления Челябинской области; доведение указанной информации до сведения юридических и физических лиц;

- осуществление экологического просвещения в целях формирования экологической культуры на территории Челябинской области.

Изучить данный материал, сделать краткий конспект, ответив на вопросы.

1. Что такое экологический мониторинг?

2. Виды мониторинга и функции.

3. Направление деятельности и задачи экологического мониторинга.

4. Цели мониторинга, методы и объекты.

5. Перечислить уровни, на которых реализуется экологический мониторинг.

6. Какую информацию систематизирует и анализирует экологический мониторинг?

7. Перечислить основные виды деятельности центра экологического мониторинга Челябинской области.

9. РЭМ – расшифровать и объяснить значение букв.

10. Кто проводит мониторинг источников радиоактивного загрязнения?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

МОНИТОРИНГ — (от англ. monitoring, от лат. monitor напоминающий, надзирающий), комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Мониторинг не включает управление качеством… … Экологический словарь

Глобальный мониторинг — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере, включая все их экологические компоненты и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях. См. также: Мониторинг окружающей природной среды Финансовый словарь… … Финансовый словарь

Мониторинг окружающей природной среды — по законодательству РФ долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды. См. также: Государственная система … Финансовый словарь

глобальный мониторинг окружающей среды — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN global environmental monitoring … Справочник технического переводчика

Мониторинг — (от лат. monitor тот, кто напоминает, предупреждает * a. monitoring; н. Monitoring; ф. monitoring; и. monitoring) комплексная система регламентированных периодич. наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды c целью… … Геологическая энциклопедия

МОНИТОРИНГ — наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с… … Большой Энциклопедический словарь

Мониторинг — (англ. monitoring) система наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики какого либо явления, процесса или иного объекта с целью его контроля, управления его состоянием, охраны, выявления его соответствия желаемому результату или… … Энциклопедия права

Мониторинг — комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека ; 2) наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно растительного покрова, животного мира,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Мониторинг окружающей среды — система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения под воздействием природных и… … Словарь черезвычайных ситуаций

Мониторинг экологический — система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. На… … Словарь черезвычайных ситуаций

В середине 40-х годов, после начала испытаний ядерного оружия, было отмечено глобальное распространение радиоактивных веществ в атмосфере и их выпадение практически по всему земному шару. Затем было установлено, что на большие расстояния могут перемещаться и многие другие загрязняющие вещества: оксиды серы, азота, тяжелые металлы, органические вещества.

Однако такое загрязнение территорий других государств не является преднамеренным с точки зрения международного права, так как вызвано способностью многих веществ спонтанно распространяться на большие расстояния за пределы национальных границ.

В 1972 г . Стокгольмская конференция ООН по ОС одобрила основные принципы глобальной системы мониторинга и рекомендовала организацию станций наблюдения за загрязнением биосферы. Она поставила перед органами ООН: ВОЗ, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ВМО (Всемирная метеорологическая организация), ЮНЕСКО и др. задачи по построению международной системы мониторинга ОС.

Затем в рамках программы ЮНЕП (Программа ООН по проблемам окружающей среды) в 1974 г . были разработаны основные положения создания Глобальной системы мониторинга ОС (ГСМОС). Основная цель этой организации – предоставление информации, необходимой для обеспечения настоящей и будущей защиты здоровья, благополучия, безопасности и свободы людей и мудрого управления ОС и е ресурсами. В создании ГСМОС рекомендовано опираться на существующие национальные системы. Были предложены первые варианты приоритетных списков определяемых загрязнителей.

В 1975 г . Совет управляющих ЮНЕП усовершенствовал списки загрязнителей и дал рекомендации по расположению станций фонового мониторинга в биосферных заповедниках. Совет наметил планы развития ГСМОС, включая совершенствование моделей и разработку стратегии управления ОС.

В 1979 г . в Женеве на Общеевропейском совещании по охране ОС подписана конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, на основе конвенции принята Совместная программа наблюдений и оценки распространения ЗВ на большие расстояния в Европе (ЕМЕП). В ней участвуют 28 европейских стран, США, Канада. Программа ЕМЕП включает:

1.Отбор проб, их анализ и определение химических характеристик;

2.Сбор данных о выбросах;

3.Построение математических моделей для оценки трансграничных потоков;

4.Сопоставление экспериментальных и расчетных данных и их анализ.

Целью программы ЕМЕП является предоставление правительствам информации о переносе в атмосфере загрязняющих веществ через границы государств и вкладе в этот перенос внутренних и внешних источников этих государств.

Информация, получаемая в рамках Программы ЕМЕП, дает основу для долговременных оценок экологических последствий антропогенного загрязнения ОС. В этом тесно смыкаются цели и задачи ЕМЕП и ГСМОС.

Проблемы ГСМОС разрабатываются и решаются в ряде других международных программ.

2. Цели, задачи и организация глобального мониторинга

На совещании в Кении в 1974 г . были определены следующие цели ГСМОС:

1.Организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;

2.Оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;

3.Оценка количества и распределение загрязнителей биосферы, особенно пищевых цепей;

4.Оценка критических проблем, возникающих в связи с сельским хозяйством;

5.Оценка реакции наземных экосистем на загрязнение ОС;

6.Оценка загрязнения океана и его влияние на морские экосистемы;

7.Создание и усовершенствование системы предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе.

Конечные цели ГСМОС:

1.Установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распределение в пространстве и времени;

2.Понимание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов их превращений;

3.Обеспечение сравнения отбора проб и анализов между странами, обмен опытом организации мониторинга;

4.Обеспечение информацией в глобальном и региональном масштабе для принятия решений при борьбе с загрязнениями.

В России и других странах национальная сеть станций по контролю за составом атмосферных осадков создана в 1957 г ., а к концу 70-х годов она полноценно обеспечивала задачами ГСМОС.

Задачами системы ГСМОС являются:

- осуществление наблюдений за состоянием природной среды (ПС), в первую очередь за уровнем ее загрязнения;

- прогноз антропогенных изменений состояния среды в глобальном масштабе;

- оценка наблюдаемого и прогнозируемого состояния среды;

- оценка общих тенденций ее изменения под влиянием антропогенных факторов.

В рамках программы ЕМЕП станции наблюдения за атмосферой расположены вдоль государственных границ европейских государств на расстоянии более 150 км . На границе РФ в 90-х годах было создано 7 станций, а по всей Европе – 70. Промежутки между станциями контролируются самолетами-лабораториями в теплое время года.

При проведении глобального мониторинга загрязнители определяются в атмосфере, воде, почве и биоте. Приняты следующие перечни приоритетных загрязнителей, подлежащих определению в этих средах:

1.В воздухе – взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды;

2.В атмосферных осадках – свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, рН, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния, кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат-, гидрокарбонат-анионы);

3.В пресных водах - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);

4.В донных отложениях и почве – те же, что и в пресных водах;

5.В биоте - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды.

Одновременно проводятся гидрометеонаблюдения, составляющие основу климатического мониторинга. Климатический мониторинг является составной частью глобального.

Для понимания изменений климата необходима информация о состоянии климатической системы атмосфера – океан – поверхность суши (с реками и озерами) – биота. К этому направлению относятся:

1.Мониторинг состояния подстилающей поверхности, энерго- и массообмена между атмосферой и подстилающей поверхностью.

2.Измерение площади морского, речного, озерного льда, ледников, зон вечной мерзлоты, площади и объема снежного покрова на суше.

3.Измерение поверхности и биомассы растительного покрова, площади зон опустынивания.

4.Измерение влагосодержания в почве и растительности, наблюдение за циркуляцией океана, оптических свойств атмосферы, состояния атмосферы.

Вторым направлением климатического мониторинга является мониторинг внутренних и внешних факторов по отношению к Земле. Внутренние факторы – это выбросы в биосферу, внешние – обусловлены влиянием Солнца.

Важное место в системе глобального мониторинга занимает мониторинг биоты. При этом важную роль играет периодическое картирование биосферы и определение площадей, занятых естественными и антропогенными экосистемами, изменение экосистем во времени. Большой интерес представляет картирование урбанизированных территорий, районов опустынивания, вырубки и насаждения лесов, динамики прибрежных зон, районов вечной мерзлоты и др.

Интегральные показатели состояния биоты следующие: сбалансированность биологической продуктивности, скорость образования биологической продукции, интенсивность круговорота биогенных элементов.

Ключевую роль при этом играют дистанционные методы мониторинга, особенно мониторинг с помощью космических средств наблюдения.

Глобальный мониторинг базируется на наблюдениях других уровней – импактном (локальном), региональном, фоновом.

Частота сбора информации определяется задачами данной станции, ее категорией, материально-техническими возможностями.

Информация собирается, анализируется и передается в вышестоящие инстанции в первоначальном или усредненном виде.

3. Аналитический контроль в глобальном мониторинге

Аналитический контроль качества окружающей среды состоит из следующих стадий:

1.Выбор места отбора пробы;

4.Измерение концентрации загрязнителя;

5.Математическая обработка данных и их проверка;

6.Интерпретация и сравнение полученных данных.

При выборе места отбора пробы (газообразной, жидкой, твердой) следует учитывать факторы: географические, геологические и экологические особенности района, характер распределения загрязнения во времени и пространстве, метеорологические и гидрологические условия.

При отборе проб необходимо получение статистически усредненного образца, что наиболее легко достигается при отборе жидкой пробы. Получение статистически усредненного образца почвы или биоты отбирают ряд проб в разных точках с последующим механическим усреднением в шаровой мельнице или путем растворения в кислотах. Из полученного материала отбирается аналитическая проба определенной массы. Статистически усредненный образец воздуха можно получить, прокачивая большие объемы его через специальные фильтры или жидкие поглотители и затем вымывая абсорбированный загрязнитель специальным раствором.

При проведении мониторинга пользуются стандартными или общепринятыми межведомственными или ведомственными методами анализа.

Идея о создании глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была высказана на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. Однако до сих пор мониторинг на глобальном уровне (т. е. макроуровень) не имеет четко сформулированных целей.

Основные идеи ГСМОС еще в 80-х годах были сформулированы академиком Ю.А. Израэлем, причем отличительной особенностью его концепции было слежение за антропогенными изменениями в окружающей природной среде.

Одним из мероприятий, намеченных Стокгольмской конференцией, было создание Глобальной системы наблюдения (или Оценки окружающей среды) в рамках ЮНЕП, функции которой состояли в оценке и обзоре информации, исследованиях и ведении мониторинга. Эта система была определена как система сбора, сопоставления и обобщения данных, на основе которых определяется экологическое состояние и тенденции его изменения под влиянием деятельности человека. Она может охватывать весь земной шар, регион, отдельную страну, какой-либо район, проект или вещество.

Под мониторингом (в Глобальной системе наблюдения) понималась система наблюдения, сбора и распространения информации с заранее определенными целями для выполнения одной или нескольких из следующих функций:

• установление факта значительного изменения в окружающей среде и обеспечение раннего оповещения о нем;

• изучение уровней и тенденций факторов окружающей среды с целью принятия соответствующих решений и планирования мер по защите окружающей среды;

• проверка соответствия фактического качества окружающей среды установленным критериям и нормам;

• проверка эффективности систем контроля и принимаемых мер;

• обзор и изучение влияния изменений окружающей среды, в частности, на здоровье человека, природные ресурсы и человеческую деятельность;

• изучение воздействия конкретных видов деятельности на окружающую среду с целью принятия решения о необходимости замены некоторых видов этой деятельности.

Позже Глобальная система наблюдения стала называться Глобальной системой мониторинга окружающей среды (ГС МОС). Первое межправительственное совещание по мониторингу состоялось в Найроби в 1974 г. На совещании были сформулированы семь основных целей:

• организация расширенной системы информации об угрозе здоровью человека; оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат; оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;

• оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;

• оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;

• оценка загрязнений океана и влияния загрязнений на морские экосистемы;

• создание усовершенствованной системы предупреждения стихийных бедствий в международном масштабе и выработка списка приоритетных поллютантов для систем.

Под мониторингом окружающей природной среды понимается система контроля, наблюдения, оценки и прогноза изменений природной среды, вызванных хозяйственной деятельностью человека, осуществляемая в пространстве и времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.


Рис. 1.3. Глобальная система мониторинга окружающей среды

Общая структура ГС МОС показана на рис. 1.3. Работа ГС МОС в рамках ЮНЕП ведется по пяти основным направлениям:

• мониторинг крупномасштабного переноса и осаждения загрязняющих веществ;

• мониторинг для целей здравоохранения;

• мониторинг возобновляемых природных ресурсов;

Мониторинг климата осуществляется ГС МОС совместно со Всемирной метеорологической организацией (ВМО/ ООН). Он состоит из станций фонового загрязнения атмосферы Всемирной службы погоды (ВСП/ВМО) и Всемирного каталога ледников. С помощью ЮНЕП было создано 100 региональных и 10 базовых станций в разных частях земного шара. Программа наблюдений расширена за счет проведения систематического определения отражающей способности Земли (альбедо) и наблюдения за распространением и изменчивостью глобального снежного покрова и морских льдов. Составление Всемирного каталога ледников осуществляется ЮНЕСКО и Шведским Федеральным технологическим институтом на базе информации, поступающей с 750 ледниковых станций. Результаты измерений фонового загрязнения воздуха направляются в Климатический центр (ВМО) в Ашвилле (США), где ежегодно с 1971 г. они публикуются в специальных выпусках. В выпусках содержатся сведения о спектральных характеристиках солнечной радиации для целей оценки мутности атмосферы и сведения о химическом составе осадков по 15 показателям. Данные наблюдений за мутностью атмосферы поступают с 86 станций из 19 стран, о химическом составе атмосферных осадков – с 34 станций из 11 стран.

Мониторинг крупномасштабного переноса и осаждения загрязняющих веществ реализует Европейская программа по мониторингу окружающей среды в рамках Европейской экономической комиссии (ЕЭК/ООН). Наблюдательная сеть имеет 86 станций, расположенных в 22 европейских странах. Информация: содержание серы в аэрозолях, сульфатов и основных ионов в атмосферных осадках, серного ангидрида в газообразном состоянии, а также кислотности в атмосферных осадков – поступает в Норвежский институт атмосферных исследований и метеорологические центры в Осло для стран Западной Европы, в Москву для стран Восточной Европы.

Мониторинг для целей здравоохранения осуществляется под руководством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и координируется ЮНЕП. Он состоит из трех взаимосвязанных частей. ВМО проводит контроль за загрязнением воздуха в городах на 180 станциях в 60 странах. ВМО совместно с ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) контролирует качество воды на 300 станциях. ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) осуществляет контроль продуктов питания. Первый ее проект предусматривает наблюдения за содержанием свинца в овощах и рыбных продуктах и хлорсодержащих углеродов в молочных продуктах.

Вопросы мониторинга загрязнения океана являются предметом изучения ряда национальных и международных программ в рамках ЮНЕП, ВМО и МОК. Межправительственной океанографической комиссией (МОК/ЮНЕСКО) были разработаны план Глобальных исследований загрязнения морской среды (ГИЗМС) и Объединенная глобальная система океанографических станций (ОГСОС). Работы по региональному исследованию Средиземного моря осуществляют 83 морских научных института от 16 стран и ЕЭК под руководством ФАО, МАГАТЭ, МОК, ВМО и ВОЗ. С 1979 г. в программу исследований включен мониторинг поступления загрязняющих веществ, переносимых по рекам и воздуху в Средиземное море. Оценка нагрузки от загрязнителей, вносимых большими реками, была начата в рамках проекта ЮНЕСКО по всемирной регистрации речных сбросов в океан.

Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. На Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. была выработана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), включающая рекомендации по организации Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), целью которой определено предоставление информации, необходимой для обеспечения настоящей и будущей защиты здоровья, благополучия, безопасности и свободы людей и управления окружающей средой и её ресурсами. В 1974 г. совместными усилиями мирового сообщества была создана как часть Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Задачи Глобальной системы мониторинга окружающей среды ГСМОС:

– организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью людей;

– оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;

– оценка качества и распределения загрязнения в биологических системах;

– оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;

– оценка экологических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;

– оценка загрязнения Мирового океана и его влияния на экосистемы;

– усовершенствование системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

– импактный (изучение значимых воздействий в локальном масштабе);

– региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона и трансграничного переноса);

– фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).

Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в региональном мониторинге приоритет отдан городам, водным объектам – источникам питьевого водоснабжения и местам нерестилищ рыб, поэтому в отношении сред наблюдений, в первую очередь, исследуют атмосферный воздух и воду пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические, радиоактивные или болезнетворные свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности трансформации, вероятность и величину воздействия на человека и биоту и другие факторы.

На территории СССР в 70-е гг. на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу (рис. 4).


Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств.

Решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) было принято в 1993 г. и утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229. Основной концепцией создания системы явилось объединение возможностей и усилий многочисленных государственных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды в Российской Федерации. Общее руководство деятельностью ЕГСЭМ было возложено на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В настоящее время работы по созданию ЕГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба. Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать реализацию следующих положений:

– осуществление координации разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

– проведение регламентации и контроля сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

– обеспечение хранения информации, ведения специальных банков данных и их гармонизации (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

– осуществление деятельности по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

– создание условий для доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

Регламентация государственных наблюдений в системе ЕГСЭМ

Система государственного экологического мониторинга строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. Список параметров состояния окружающей среды, определяемых государственными службами, четко установлен, так же, как требования к используемым средствам и методам измерений, частоте отбора проб и др.

В системе Росгидромета за качеством атмосферного воздуха населенных пунктов ведутся наблюдения со стационарных, маршрутных и передвижных (подфакельных) постов.

– полная (ежедневные наблюдения в 1, 7, 13 и 19 часов с получением информации о среднесуточных и разовых концентрациях вредных веществ);

– неполная (ежедневные наблюдения в 7, 13 и 19 часов с получением информации о разовых концентрациях вредных веществ);

– сокращенная (наблюдения в 7 и 13 часов при температуре воздуха ниже – 45ºС в местах, где содержание примесей низкое);

– суточная (непрерывный отбор проб для определения среднесуточных концентраций вредных веществ).

Унифицированная и строго регламентированная система определяет сопоставимость всех получаемых в сети мониторинга сведений. Однако, в ряде случаев это приводит к тому, что автоматически выполняются анализы, не имеющие особой практической ценности, в то время как реальные проблемы могут остаться вне поля зрения службы мониторинга.

Читайте также: