Главные онтологические категории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Онтология– это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия. Онтология - раздел философии изучающий бытие и сущее. Предметом изучения онтологии является бытие.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Категории онтологии:

Бытие -Это то, что есть. Это всеобщая, универсальная и единственная способность существовать, которой обладает любая реальность.

Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Это то чего не существует и то о чем мы не можем помыслить.

Сущее – категория онтологии, употребляется для обозначения как всей совокупности всех имеющихся вещей, так и для каждой отдельной вещи, иногда сущее как синоним бытия.

У Хайдеггера сущее противоположно бытию и является единству двух аспектов: бытия и сущности.

В античности сущее включало как человека, так и богов. Для Платона сущее присуще бытию.

В средневековой философии сущее - это творение бога, вся полнота бытия присущее богу.

В эпоху нового времени совокупность вещей, причин и условий. Даже человек является вещью, хотя и центральной.

Сущность - внутреннее существование предметов, выражается во всех формах его бытия.

Ничто – это бытие не-сущего или возможность сущего. Ничто это то потаенное, из чего бытие выводит сущее на свет.

Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Движение – любые изменения. Движение абсолютно и относительно.

Пространство – протяжённость и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.

Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.

Субстанция представляет собой основу, предельное основание мироздания, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования. Она существует, безусловно, благодаря самой себе. В понятии субстанции, таким образом, выражается осознание бытия как единства сущности и существования. То или иное понимание субстанции в философских концепциях мира вводится как исходный постулат: либо материя, либо сознание, поскольку внешний опыт человека способен зафиксировать только эти две реальности. Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическими. Так, философия Гегеля представляет собой идеалистический, а марксистская философия – материалистический монизм. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Р. Декарта). К плюралистическим относят учения, признающие множества начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница и др.).

Основные виды бытия.

Материально-предметное бытие

Бытие человека

Особенность человеческого существования состоит в возник­новении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышле­нием, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика чело­веческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:

  • - человек как чувствующее тело;
  • - человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmosapiens;
  • - человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.

Бытие духовного

Духовное - это единство многообразных проявлений созна­ния и бессознательного. Оно включает в себя знания, материали­зующиеся в языках (естественных и искусственных), нормы и принципы человеческого общения, нравственность, право, художе­ственное творчество и т.д.

Духовное подразделяется на индивидуальное и надындивиду­альное духовное бытие.

Индивидуальное духовное представлено реальной жизнью соз­нания индивида. Его специфика заключается в том, что:

Специфика объективированного духовного в том, что оно спо­собно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Более того, оно способствует становлению духовной жизни общества, человечест­ва в целом. Обогащаясь, мир идей приобретает относительную са­мостоятельность. Возникают такие устойчивые и объективно при­сутствующие в культуре формы духовного, как религия, мораль, искусство, философия, наука и т.д.

Бытие социального

Онтология– это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия. Онтология - раздел философии изучающий бытие и сущее. Предметом изучения онтологии является бытие.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Категории онтологии:

Бытие -Это то, что есть. Это всеобщая, универсальная и единственная способность существовать, которой обладает любая реальность.

Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Это то чего не существует и то о чем мы не можем помыслить.

Сущее – категория онтологии, употребляется для обозначения как всей совокупности всех имеющихся вещей, так и для каждой отдельной вещи, иногда сущее как синоним бытия.

У Хайдеггера сущее противоположно бытию и является единству двух аспектов: бытия и сущности.

В античности сущее включало как человека, так и богов. Для Платона сущее присуще бытию.

В средневековой философии сущее - это творение бога, вся полнота бытия присущее богу.

В эпоху нового времени совокупность вещей, причин и условий. Даже человек является вещью, хотя и центральной.

Сущность - внутреннее существование предметов, выражается во всех формах его бытия.

Ничто – это бытие не-сущего или возможность сущего. Ничто это то потаенное, из чего бытие выводит сущее на свет.

Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Движение – любые изменения. Движение абсолютно и относительно.

Пространство – протяжённость и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.

Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.

Субстанция представляет собой основу, предельное основание мироздания, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования. Она существует, безусловно, благодаря самой себе. В понятии субстанции, таким образом, выражается осознание бытия как единства сущности и существования. То или иное понимание субстанции в философских концепциях мира вводится как исходный постулат: либо материя, либо сознание, поскольку внешний опыт человека способен зафиксировать только эти две реальности. Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическими. Так, философия Гегеля представляет собой идеалистический, а марксистская философия – материалистический монизм. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Р. Декарта). К плюралистическим относят учения, признающие множества начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница и др.).

Основные виды бытия.

Материально-предметное бытие

Бытие человека

Особенность человеческого существования состоит в возник­новении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышле­нием, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика чело­веческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:

  • - человек как чувствующее тело;
  • - человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmosapiens;
  • - человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.

Бытие духовного

Духовное - это единство многообразных проявлений созна­ния и бессознательного. Оно включает в себя знания, материали­зующиеся в языках (естественных и искусственных), нормы и принципы человеческого общения, нравственность, право, художе­ственное творчество и т.д.

Духовное подразделяется на индивидуальное и надындивиду­альное духовное бытие.

Индивидуальное духовное представлено реальной жизнью соз­нания индивида. Его специфика заключается в том, что:

Специфика объективированного духовного в том, что оно спо­собно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Более того, оно способствует становлению духовной жизни общества, человечест­ва в целом. Обогащаясь, мир идей приобретает относительную са­мостоятельность. Возникают такие устойчивые и объективно при­сутствующие в культуре формы духовного, как религия, мораль, искусство, философия, наука и т.д.

Бытие социального

Читайте также: