Фома неверующий значение фразеологизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Фома жил в I веке нашей эры. Слова "Фома" по-иудейски значит "близнец", иначе говоря - человек "двоящейся природы". Впрочем, есть и более прозаичная версия: по слухам, у Фомы просто срослись два пальца правой руки, средний и указательный, и поэтому его так назвали. Фома происходил из галилейского города Пенеады, но это не точно. Он был простым рыбаком, когда встретил Иисуса Христа во время проповеди, пошел за ним, и вскоре стал одним из его учеников (апостолов). Возможно, что Фому вначале звали иначе, а свое прозвище "Близнец" он получил из-за внешнего сходства с Иисусом, но и это, опять-таки, сейчас уже никак нельзя проверить.

Иисуса Христа распяли на кресте в в 33 году Новой эры. Он воскрес. Когда Иисус явился своим ученикам, Фомы среди них не было. Услышав, что Спаситель воскрес, Фома не поверил в это. Он пришел в Иерусалим и услышал от других апостолов: "Мы видели Господа". Но Фома ответил, что пока не увидит на его руках ран от гвоздей, и не вложит своих пальцев в его раны, и не положит руку на его ребра, то не поверит.

Тогда Иисус еще раз явился своим ученикам, среди которых на этот раз уже был Фома. Господь сказал: " Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Фома ответил: "Господь мой и Бог мой". Любопытно, что это единственное место в Евангелие, где Иисус Христос назван Богом.

Как же сложилась судьба Фомы? Иисус вознесся на небо, а апостолы пошли в разные страны, проповедовать христианство. Существует легенда, что Фома пытался учить людей христианству в Китае, однако увидел, что это не приносит никакого результата. Тогда он оставил в Китае нескольких учеников, и вернулся. Имя Фомы связано с проникновением христианства в Индию. Он проповедовал новую религию, крестил царей и простых людей. Один из царей, Маздай, правитель индийского города Мелиапора, узнал о том, что Фома крестил его семью, и приказал убить апостола. Это случилось или в 68, или в 72 году Новой эры.

На этом закончилась история апостола Фомы, но его имя стало нарицательным, и так как он сначала не поверил в воскрешение Христа, его прозвали "Фома Неверующий".

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации!

Значение выражения

Фома неверующий – это человек, стойкий в отрицании очевидного. Даже если все подтверждают истинность произошедшего, он упорствует в своём несогласии. Такому Фоме трудно, а иногда и невозможно что-либо доказать.

Это прозвище могут дать одинокому мужчине, привыкшему к ударам судьбы, в час, когда он откажется принимать назад обманувшую его когда-то, а теперь раскаявшуюся жену.

Фомой неверующим называют сотрудника, который сильно сомневается в прибавке жалованья. Коллеги давно решили, на что потратят обещанные деньги, а скептик всё ещё советует им закатать губу.

Как правило, к такому крепкому неверию, подобному своеобразной вере, приходят не от хорошей жизни. А что же тот – первый – Фома?

Происхождение фразеологизма

Фомой неверующим (неверным) церковная традиция называет одного из апостолов, который, услышав весть других учеников о Воскресении Учителя, не поверил этому. Евангелие так передаёт его слова:

Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю (Ин. 20:25).

Узнав о неверии Фомы и догадавшись, какая это для него мука, Иисус даёт ученику прикоснуться к Себе, дабы тот обрёл счастье веры. Этот образ аллегорически рассказывает о судьбе всего человечества, слишком доверившегося миру зримого и осязаемого. Нам трудно принять что-либо на веру.

Фразеологизм прочно вошёл в наш обиход оттого, что сомневающихся больше, чем верящих. В мире стало слишком много боли, а значит – больше раненых сердец. Но иногда в подобном отрицании больше правды, больше духовной жажды, что в ложном смирении и внешней благости.

Синонимы

  • хоть гол на голове теши;
  • чего не видишь, про то и не веришь;
  • доверяй, но проверяй;
  • пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Что ж, каждый имеет право на собственный религиозный опыт. Пословицы, родившиеся у того или иного народа, – следствие жизненных уроков. Иногда житейское выходит в них на первый план, но язык дан нам на то, чтобы правдиво отразить оба полюса народной веры.

Тест на знание фразеологизмов

Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.


Разве не на этом — увижу, прикоснусь, проверю — основана вся наука, все знание? Разве не на этом строят люди все свои теории и идеологии? Сегодня мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере.


Протопресвитер Александр Шмеман

Фома неверующий

Откуда берется вера?

Откуда же взяться этой вере? Разве можно заставить себя поверить?

Вот с печалью или же с озлоблением уходит человек от этого невозможного требования и возвращается к своим простым и ясным требованиям — увидеть, тронуть, ощутить, проверить. Но вот что странно: сколько он ни смотрит, ни проверяет и ни прикасается, все столь же неуловимой и таинственной остается та последняя истина, которую он ищет. И не только истина, но и самая простая житейская правда.

Он как будто определил, что такое справедливость, но нет ее на земле — все так же царят произвол, царство силы, беспощадность, ложь.


Свобода… Да где она? Вот только что, на наших глазах, люди, утверждавшие, что они владеют настоящим, всеобъемлющим научным счастьем, сгноили в лагерях миллионы людей, и все во имя счастья, справедливости и свободы. И не убывает, а усиливается гнетущий страх, и не меньше, а больше ненависти. И не исчезает, а возрастает горе. Увидели, проверили, тронули, все рассчитали, все проанализировали, создали в своих ученых лабораториях и кабинетах самую что ни на есть научную и проверенную теорию счастья. Но вот выходит так, что не получается от нее никакого, даже самого маленького, простого, реального житейского счастья, что не дает она самой простой, непосредственной, живой радости, только все требует новых жертв, новых страданий и увеличивает море ненависти, преследований и зла…

А вот Пасха, спустя столько столетий, и это счастье, и эту радость — дает. Тут как будто и не видели, и проверить не можем, и прикоснуться нельзя, но подойдите к храму в пасхальную ночь, вглядитесь в лица, освещенные неровным светом свечей, вслушайтесь в это ожидание, в это медленное, но такое несомненное нарастание радости.

Сдался, поверил, отдал себя — и в ту же минуту достиг той свободы, того счастья и радости, ради которых как раз и не верил, ожидая доказательств.

Стоят перед нами два образа — воскресшего Христа и неверующего Фомы: от Одного идет и льется на нас радость и счастье, от другого — мучение и недоверие. Кого же мы выберем, к кому пойдем, которому из двух поверим? От Одного, сквозь всю человеческую историю, идет к нам этот никогда не пресекающийся луч пасхального света, пасхальной радости, от другого — темное мучение неверия и сомнения…



В 20-й главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, как в тот же день, когда Христос явился Марии Магдалине, вечером Он явился ученикам, но Фома не был в этот момент среди учеников. Прежде всего говорится о том, что Фома назывался Дидим, то есть Близнец. И это прозвище уже указывает на то, что между Иисусом и Фомой существуют какие-то особые отношения.

Фома бросает вызов. Если это действительно шантаж (простите за откровенность), то на самом деле Господь имеет полное право это проигнорировать, потому что в таком случае не выполняют условия. Но Господь принимает этот вызов. Он исполняет то, чего требует Фома. Со стороны Христа это не просто знак какой-то благосклонности —

Нам кажется, что вера — это всегда какое-то интеллектуальное убеждение или предрассудки, но у Фомы нет проблемы в признании своего Учителя Спасителем. Проблема в чем-то другом. Может быть, его сердце в чем-то окаменело; он как будто не хочет ничего слышать; он глубоком потрясении.

Красота этого эпизода в том, что Христос уважает эту боль, эту ожесточенность сердца Фомы и исполняет то, в чем Фома по-настоящему нуждается в этот момент.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Читайте также: