Гипотеза широкого моноцентризма кратко

Обновлено: 02.07.2024

МОНОЦЕНТРИЗМ (от лоно. и лат. centrum - средоточие, центр), учение о происхождении человека совр. типа (Homo sapiens) и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека (см. Расы, Антропогенез). На позициях М. стоят многие сов. антропологи. См. также Полицентризм.

Смотреть что такое МОНОЦЕНТРИЗМ в других словарях:

МОНОЦЕНТРИЗМ

(от Моно. и лат. centrum — средоточие, центр) учение о происхождении человека современного типа (Homo sapiens) и его рас в одной области земно. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

Триномен Трином Тризм Треонин Трен Торон Тормоз Торизм Тори Торец Тор Тоо Тонер Тон Томно Томми Томин Томизм Том Тоз Тмин Тире Тир Тимор Тим Тизер Терн Термин Теор Тенор Тениоз Тензор Темно Теин Теизм Ротон Рот Рон Ромео Ромен Ром Розно Розеин Ритон Ритм Рио Рин Рим Рет Рено Ренин Ремонт Ремиз Ремзон Рем Резонно Резон Резит Рез Оцет Отрез Отменно Отец Орт Орнитоз Орн Орион Ооцит Оон Оним Онер Омоним Омон Омметр Омет Озон Озерцо Озеро Озен Нтц Нтр Нто Нортон Норит Нонет Номер Ном Нозем Ниц Нитрон Нитро Нитон Нит Низом Низ Нети Нерон Нерин Нер Неотомизм Неон Немо Немирно Неизм Незримо Моцион Мотрон Мотор Мотин Мот Морцо Морозец Мороз Моро Мормон Морион Моринец Морин Морзе Мор Монтер Монт Моноцит Моноцентризм Монотеизм Монорим Мономер Моном Моноз Моно Монитор Монизм Монер Момот Момент Моир Мнемозин Митоз Мирцен Мирт Мирон Миро Мирно Мир Миоцен Миот Миомер Миоз Мио Минор Миномет Минер Мимо Мим Мизерно Мизер Мец Метроном Метро Метр Метиз Меромиз Мерно Мерин Мерим Ментор Мент Менонит Мезотрон Мезонин Мезон Мезим Итр Ирон Ионон Ионометр Иономер Ион Трио Иомен Интерн Интер Инертно Изотон Изот Триоз Трон Цез Ценз Изомер Измор Изм Зримо Зорин Цент Центон Центр Цетин Зет Цитер Зеро Зерно Зер Цитрон Зенон Зенит Земно Енот Цмин Зонт Центризм Зооним Зооцентр Зот Ценоз Цензор. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

моноцентри́зм (см. моно. + центр) в антропологии - учение о происхождении человеческих рас от одного, неандертальского (см. неандертальцы) предка в . смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

1) Орфографическая запись слова: моноцентризм2) Ударение в слове: моноцентр`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): моноцентризм4) Фонетическая т. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

МОНОЦЕНТРИЗМ (от моно. и лат. centrum — средоточие, центр), концепция о происхождении человека совр. типа (неоантропа), ещё не дифференцированного н. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

корень - МОНО; корень - ЦЕНТР; суффикс - ИЗМ; нулевое окончание;Основа слова: МОНОЦЕНТРИЗМВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - МОНО; . смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

в антропологиигипотеза происхождения человека современного вида и его рас в одном географическом центре. Центр этот чаще помещают в Африке. Более умере. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

МОНОЦЕНТРИ́ЗМ, у, ч., спец.В антропології – учення про походження людських рас від одного, неадертальського предка в одному регіоні земної кулі.

МОНОЦЕНТРИЗМ

Ударение в слове: моноцентр`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: моноцентр`изм

МОНОЦЕНТРИЗМ

моноцентризм — теория происхождения рас, согласно которой современный человек произошел от неандертальцев на относительно ограниченной территории Земли, а человеческие расы возникли позже под влиянием расселения, изоляции и других факторов.

МОНОЦЕНТРИЗМ

-у, ч. В антропології – вчення про походження людини сучасного типу й людських рас в одній області земної кулі від однієї форми людиноподібних мавп. . смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

теория происхождения рас, согласно которой современный человек произошел от неандертальцев на относительно ограниченной территории Земли, а человечески. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

теория происхождения рас, согласно которой современный человек произошел от неандертальцев на относительно ограниченной территории Земли, а человеческие расы возникли позже под влиянием расселения, изоляции и других факторов. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

МОНОЦЕНТРИЗМ (от моно . и лат. centrum - средоточие, центр), теория происхождения человека современного вида (Homo sapiens) и его рас (моногенизм) в одной области земного шара от одной формы древних людей.

МОНОЦЕНТРИЗМ

моноцентризм [см. моно. + центр] - в антропологии - учение о происхождении человеческих рас от одного, неандертальского (см. неандертальцы) предка в одной области земного шара (противоп. полицентризм).

МОНОЦЕНТРИЗМ

МОНОЦЕНТРИЗМ (от моно. и лат. centrum - средоточие - центр), теория происхождения человека современного вида (Homo sapiens) и его рас (моногенизм) в одной области земного шара от одной формы древних людей.
. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

(от моно. и лат. centrum -средоточие, центр), теория происхождения человека совр. вида (Homo sapiens) и его рас (моногенизм) в одной области земного . смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

концепция, согласно которой существовал один географический ареал (центр) становления современного человека. Согласно концепции широкого моноцентризма этот ареал занимал значительные территории на Земле. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

моноцентри́зм (від моно. і лат. centrum – середина) в антропології вчення про походження людини сучасного типу й людських рас в одній області земної кулі від однієї форми людиноподібних мавп. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

- (от моно. и лат. centrum - средоточие - центр), теорияпроисхождения человека современного вида (Homo sapiens) и его рас(моногенизм) в одной области земного шара от одной формы древних людей. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

моноцентризм; ч. (моно. і лат., середина) в антропології вчення про походження людни сучасного типу й людських рас в одній області земної кулі від однієї форми людиноподібних мавп. смотреть

МОНОЦЕНТРИЗМ

МОНОЦЕНТРИЗМ

-у, ч. В антропології – вчення про походження людини сучасного типу й людських рас в одній області земної кулі від однієї форми людиноподібних мавп.

МОНОЦЕНТРИЗМ

сущ. муж. родамоноцентризм -у

МОНОЦЕНТРИЗМ

Начальная форма - Моноцентризм, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

Откуда же взялись люди современного облика? В каких областях Земли происходило сложение современного комплекса биологического строения и поведения - сапиентация? Изучая древних людей, исследователи давали отличающиеся ответы на эти вопросы. Эти взгляды получили название гипотез моноцентризма, дицентризма и полицентризма, отличие между которыми состоит в разной оценке степени архаичности или прогрессивности географических и хронологических групп древнего населения.

1. Моноцентризм. Часть антропологов считает, что человек современного облика произошел в достаточно ограниченном регионе планеты. Потом он расселился оттуда по всей Земле, в чем ему помогал высокий уровень интеллекта и значительная биологическая и социальная лабильность. Такой подход к происхождению человека называется моноцентризмом. Очаг возникновения современного человека предполагался в разных областях - Африке, Европе, Центральной Азии, Дальнем Востоке, гипотетической Лемурии и даже в Южной Америке. Гипотеза существования пре-сапиенса в Европе, предшествовавшего неандертальцам, была убедительно подвергнута критике с биологической стороны. Лемурийская и южноамериканская версии явно страдают отсутствием хоть каких-то доказательств. В настоящее время моноцентристы уверенно говорят об Африке (или даже конкретно о Центральной Африке) как о единственном возможном месте возникновения человека. В несколько расширенном варианте речь идет об афро-европейской прародине, включающей также Южную Европу.

Альтернативой может служить так называемая гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я. Я. Рогинским. Она предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации - все Средизмноморье, включая Южную Европу и Северо­Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ (Рогинский, 1969). Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. Расселяясь из единого центра, неоантропы смешивались с аборигенными популяциями палеоантропов, живших в отдаленных регионах планеты. Этим Я. Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно

сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.

2. Полицентризм. Последняя особенность - географическое распределение специфических признаков - привела к появлению полицентризма. Опираясь на сходство современных людей и ископаемых гоминин тех же областей (монголоидов и синантропов - в особой лопатовидной форме резцов, неандертальцев и европейцев - в силовом типе кисти, африканцев и черепа из Брокен Хилл в Замбии - в больших размерах челюстей и т.п.), некоторые ученые предположили независимое происхождение разных человеческих рас. Основателем концепции полицентризма является немецкий антрополог Ф. Вейденрейх.

Он выделил четыре центра формирования современных рас (Weidenreich F., 1939; 1941):

- европеоиды возникли в Южной и Центральной Европе;

- негроиды - в Африке;

- монголоиды - в Восточной Азии;

- австралоиды - на Больших Зондских островах.

Развил эту гипотезу К. Кун, разделивший африканский очаг расообразования на два независимых - северный и южный, в которых возникли соответственно капоиды и негроиды, переселившиеся затем в противоположные части континента. По К. Куну, каждый из пяти очагов был населен собственным подвидом архантропов. Современные же расы он делил на более и менее развитые (Coon K., 1962).

Несколько более умеренный вариант полицентризма с выделением 3-4 центров сапиентации, близких друг к другу, предложил венгерский антрополог А. Тома. В отличие от К. Куна, А. Тома считал уровень современных рас одинаковым (Thoma A., 1976).




3. Дицентризм. Вариантом полицентризма является дицентризм. Наиболее стройный вариант дицентризма предложен отечественным антропологом А. А. Зубовым (Зубов, 1985; 1987; 1996). Проанализировав мировое распределение одонтологических признаков, он предположил, что человечество на стадии архантропов делилось на два главных расовых ствола - восточный (монголоиды и австралоиды) и западный (европеоиды и негроиды). Особенность такого подхода заключается в том, что признаки зубов имеют высокую генетическую детерминацию, напрямую не зависят от условий окружающей среды и потому не подвержены прямому действию естественного отбора. Они возникают достаточно случайно. Следовательно, они могут быть хорошим индикатором древности группы и степени ее изолированности от других популяций. По этим признакам А. А. Зубов выделяет два очага сапиентации, которые оказались изолированными в глубокой древности. В последующем тропические популяции обоих стволов вследствие одинаковых условий приобрели значительное физиономическое сходство и ныне выделяются в единую экваториальную расу.

В. П. Алексеев предположил несколько иной вариант развития событий: позднюю миграцию части экваториалов западного ствола на восток, в результате чего сложилась австралоидная раса (Алексеев, 1978; 1984). Таким образом, два центра происхождения современного вида человека у В. П. Алексеева сохраняются, но экваториальная раса оказывается возникшей из одного центра - западного.

Аргументы моноцентристов и полицентристов многочисленны и подтверждаются фактическим материалом. Однако они никак не могут перевесить друг друга, и потому пока нельзя твердо ответить на вопрос - где же возник современный человек? Все концепции на настоящий момент являются вполне убедительными и равнозначными.

Итак, согласно палеонтологическим данным, линия предшественников, ведущая к человеку, отделилась от линии современных человекообразных обезьян около 4-8 миллионов лет назад. Существует огромное количество находок ископаемых приматов, выстраивающихся в последовательный эволюционный ряд форм - от обезьян до человека.

Существовало огромное количество предшественников современного человека, не все из которых были нашими предками. Их можно разделять на стадии или выделять группы согласно биологической систематике. Вместе с биологической эволюцией шла и эволюция социальная, реконструируемая, в частности, методами археологии.

Согласно наиболее аргументированной точке зрения, человек современного облика и поведения возник в Африке или на Ближнем Востоке от 100 до 40 тыс. лет назад. Со времени около 35 тыс. лет на Земле существует только современный вид человека, распространившийся по всей планете.

Откуда же взялись люди современного облика? В каких областях Земли происходило сложение современного комплекса биологического строения и поведения - сапиентация? Изучая древних людей, исследователи давали отличающиеся ответы на эти вопросы. Эти взгляды получили название гипотез моноцентризма, дицентризма и полицентризма, отличие между которыми состоит в разной оценке степени архаичности или прогрессивности географических и хронологических групп древнего населения.

1. Моноцентризм. Часть антропологов считает, что человек современного облика произошел в достаточно ограниченном регионе планеты. Потом он расселился оттуда по всей Земле, в чем ему помогал высокий уровень интеллекта и значительная биологическая и социальная лабильность. Такой подход к происхождению человека называется моноцентризмом. Очаг возникновения современного человека предполагался в разных областях - Африке, Европе, Центральной Азии, Дальнем Востоке, гипотетической Лемурии и даже в Южной Америке. Гипотеза существования пре-сапиенса в Европе, предшествовавшего неандертальцам, была убедительно подвергнута критике с биологической стороны. Лемурийская и южноамериканская версии явно страдают отсутствием хоть каких-то доказательств. В настоящее время моноцентристы уверенно говорят об Африке (или даже конкретно о Центральной Африке) как о единственном возможном месте возникновения человека. В несколько расширенном варианте речь идет об афро-европейской прародине, включающей также Южную Европу.

Альтернативой может служить так называемая гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я. Я. Рогинским. Она предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации - все Средизмноморье, включая Южную Европу и Северо­Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ (Рогинский, 1969). Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. Расселяясь из единого центра, неоантропы смешивались с аборигенными популяциями палеоантропов, живших в отдаленных регионах планеты. Этим Я. Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно

сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.

2. Полицентризм. Последняя особенность - географическое распределение специфических признаков - привела к появлению полицентризма. Опираясь на сходство современных людей и ископаемых гоминин тех же областей (монголоидов и синантропов - в особой лопатовидной форме резцов, неандертальцев и европейцев - в силовом типе кисти, африканцев и черепа из Брокен Хилл в Замбии - в больших размерах челюстей и т.п.), некоторые ученые предположили независимое происхождение разных человеческих рас. Основателем концепции полицентризма является немецкий антрополог Ф. Вейденрейх.

Он выделил четыре центра формирования современных рас (Weidenreich F., 1939; 1941):

- европеоиды возникли в Южной и Центральной Европе;

- негроиды - в Африке;

- монголоиды - в Восточной Азии;

- австралоиды - на Больших Зондских островах.

Развил эту гипотезу К. Кун, разделивший африканский очаг расообразования на два независимых - северный и южный, в которых возникли соответственно капоиды и негроиды, переселившиеся затем в противоположные части континента. По К. Куну, каждый из пяти очагов был населен собственным подвидом архантропов. Современные же расы он делил на более и менее развитые (Coon K., 1962).

Несколько более умеренный вариант полицентризма с выделением 3-4 центров сапиентации, близких друг к другу, предложил венгерский антрополог А. Тома. В отличие от К. Куна, А. Тома считал уровень современных рас одинаковым (Thoma A., 1976).

3. Дицентризм. Вариантом полицентризма является дицентризм. Наиболее стройный вариант дицентризма предложен отечественным антропологом А. А. Зубовым (Зубов, 1985; 1987; 1996). Проанализировав мировое распределение одонтологических признаков, он предположил, что человечество на стадии архантропов делилось на два главных расовых ствола - восточный (монголоиды и австралоиды) и западный (европеоиды и негроиды). Особенность такого подхода заключается в том, что признаки зубов имеют высокую генетическую детерминацию, напрямую не зависят от условий окружающей среды и потому не подвержены прямому действию естественного отбора. Они возникают достаточно случайно. Следовательно, они могут быть хорошим индикатором древности группы и степени ее изолированности от других популяций. По этим признакам А. А. Зубов выделяет два очага сапиентации, которые оказались изолированными в глубокой древности. В последующем тропические популяции обоих стволов вследствие одинаковых условий приобрели значительное физиономическое сходство и ныне выделяются в единую экваториальную расу.

В. П. Алексеев предположил несколько иной вариант развития событий: позднюю миграцию части экваториалов западного ствола на восток, в результате чего сложилась австралоидная раса (Алексеев, 1978; 1984). Таким образом, два центра происхождения современного вида человека у В. П. Алексеева сохраняются, но экваториальная раса оказывается возникшей из одного центра - западного.

Аргументы моноцентристов и полицентристов многочисленны и подтверждаются фактическим материалом. Однако они никак не могут перевесить друг друга, и потому пока нельзя твердо ответить на вопрос - где же возник современный человек? Все концепции на настоящий момент являются вполне убедительными и равнозначными.

Итак, согласно палеонтологическим данным, линия предшественников, ведущая к человеку, отделилась от линии современных человекообразных обезьян около 4-8 миллионов лет назад. Существует огромное количество находок ископаемых приматов, выстраивающихся в последовательный эволюционный ряд форм - от обезьян до человека.

Существовало огромное количество предшественников современного человека, не все из которых были нашими предками. Их можно разделять на стадии или выделять группы согласно биологической систематике. Вместе с биологической эволюцией шла и эволюция социальная, реконструируемая, в частности, методами археологии.

Согласно наиболее аргументированной точке зрения, человек современного облика и поведения возник в Африке или на Ближнем Востоке от 100 до 40 тыс. лет назад. Со времени около 35 тыс. лет на Земле существует только современный вид человека, распространившийся по всей планете.

Человек современного типа возник где-то в Восточном Средиземноморье и в Передней Азии. Именно здесь находят наиболее выраженные промежуточные между неандертальцами и ранними ископаемыми формами Н. sapiens (кроманьонцами) костные останки. Многочисленные промежуточные между палеоантропами и неоантропами (так собирательно называются все формы ископаемых людей современного типа) формы находят также на юго-востоке Европы. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населенными разнообразными животными. Здесь, по-видимому, и был совершен последний шаг на пути к Человеку разумному.

На этой стадии был окончательно сформирован облик современного человека. Фигура человека стала более стройной, несколько увеличился рост, лицевая часть черепа стала занимать меньшее место на голове. Емкость черепа, а соответственно и величина головного мозга в целом не изменились, однако в строении мозга произошли значительные перемены: большое развитие получили лобные доли и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью.

После этого началось широкое и активное расселение возникших неоантропов по планете. Люди современного типа широко смешивались с жившими сравнительно оседло неандертальцами, что приводило к резкой смене примитивной, неандертальского типа культуры значительно более развитой культурой неоантропов (кроманьонцев).

Вероятно, это было не простое вытеснение (или тем более уничтожение), а различные формы слияния, при которых с генетической точки зрения происходило скрещивание пришлых и местных людей, а с точки зрения развития культуры — начинала безраздельно преобладать новая, прогрессивная культура кроманьонцев. Будущие исследования покажут, насколько справедлива эта гипотеза.

Данные сравнительной морфологии позволяют дополнить образ общего предка современных человеческих рас еще целым рядом других черт, помимо только что указанных.

Теория моноцентризма

Другие материалы по предмету

1. Понятие моноцентризма

2. Узкий моноцентризм

3. Широкий моноцентризм

4. Неандертальская проблема в моноцентризме. Гипотеза метисации

5. Сторонники теории моноцентризма

Список использованной литературы

1. Понятие моноцентризма

Моноцентризм (от моно. и лат. centrum - средоточие, центр), учение о происхождении человека современного типа (Homo sapiens) и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека.

Иными словами, сторонники теории моноцентризма считают, что человек современного облика произошел от одного вида антропоморфных обезьян и в достаточно ограниченном регионе планеты. Потом он расселился оттуда по всей Земле, в чем ему помогал высокий уровень интеллекта и значительная биологическая и социальная лабильность.

"Моноцентризм игнорирует всякий параллелизм в развитии новых форм, недооценивает значения большой величины исходной популяции и не учитывает роли смешения между разными вариантами нового типа в процессе их возникновения" (Я.Я. Рогинский)

2. Узкий моноцентризм

Теория узкого моноцентризма рассматривает относительно небольшую площадь в качестве прародины всех рас. Для этой теории неразрешим вопрос о сходстве каждой большой расы с локальной формой палеоантропа (или архантропа), которая предшествовала ей на данной территории. После выхода работ Ф. Вейденрейха (1946) и К. Куна (1962) приверженцев полицентризма - сторонников узкого моноцентризма поубавилось; куда большую популярность приобрела теория широкого моноцентризма, способная соперничать с полицентризмом.

3. Широкий моноцентризм

Основоположником этой теории является советский антрополог Яков Яковлевич Рогинский.

Понятие. В отличие от узкого моноцентризма, сторонники широкого моноцентризма (в частности, сам Рогинский) считают регионами формирования человечества Южную Европу, Переднюю Азию, Северную Африку и предположительно Кавказ, Среднюю Азию и Южную Азию. Эта теория требует сочетания таких факторов:

1) сходство между расами современного человека в деталях, не имеющих приспособительного значения, как результата единства происхождения рас и их возникновения в одной обширной области;

2) сходство каждой расы с местным ископаемым вариантом предшествующей стадии, как следствия смешения на окраинах той центральной области, где формировались Homo sapiens, вновь возникавших людей с местными палеоантропами.

Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. Расселяясь из единого центра, неоантропы смешивались с аборигенными популяциями палеоантропов, живших в отдаленных регионах планеты. Этим Я.Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.

Моноцентризм отвергает гипотезу о различии происхождения разных рас современного человека; согласно данной теории, человечество является единым видом.

Различие между узким моноцентризмом и широким моноцентризмом существенное. Второй от первого отличается тем, что некоторое сходство каждой современной расы с местным ископаемым вариантом древнего палеоантропа рассматривается как следствие смешения на "окраинах" того центрального региона, где формировался Homo Sapiens, вновь возникавших людей с местными палеоантропами.

Совершенно очевидна примирительная позиция теории широкого моноцентризма между двумя полюсами - полицентризмом и концепцией узкого моноцентризма. Аргументация происхождения рас теорией широкого моноцентризма представляется более убедительной в отличие от концепции узкого моноцентризма.

В качестве аргументов в защиту своей теории Рогинский приводит множество фактов, в основном сопоставляя антропологические признаки древних и современных людей.

Рассмотрим некоторые из примечаний Якова Яковлевича относительно антропологических признаков.

  1. В отличие от палеоантропов и архантропов, все современные расы лишены надглазничного валика, все имеют гораздо более низкое лицо, подбородочный выступ и характерное строение внутреннего рельефа в области симфиза нижней челюсти, у всех рас сходно развитие лобных пазух, число подбородочных отверстий и т.д.
  2. Некоторые остатки архантропов и палеоантропов имеют такие особенности, которые отсутствуют у современных рас.
  3. Разница между верхней шириной лица олдувайского питекантропа и синантропа составляет около 45 мм, в то время как средняя величина квадратического уклонения для современных рас составляет 3,85 мм. Очень трудно в таком случае представить, что негры Африки произошли от олдувайского питекантропа, а монголы от синантропа, если черепа этих ископаемых так отличаются между собой, в то время как между негром и монголом таких отличий не наблюдается.
  4. Высота затылочного отдела у архантропа миндельского времени (затылочная кость, найденная в Венгрии) 106 мм. Аналогичный показатель у синантропа составляет от 80 до 86 мм. У современных европейцев ок. 93 мм, а у монголов ок. 94. Возникает все тот же вопрос: откуда такая разница между предками и такое сходство потомков?

Эти и многие другие данные согласуются с концепцией моноцентризма.

Видовое единство человечества также может быть обосновано множеством убедительных доказательств.

Все расы при смешении дают вполне плодовитое потомство. Предположения о том, что существуют расы, которые при скрещивании с другими расами якобы дают бесплодных или мало плодовитых метисов, оказались ошибочными. Мотивы, которыми весьма часто руководствовались защитники подобных взглядов, были продиктованы глубоко чуждыми науке расистскими тенденциями.

Если бы плодовитость метисов понижалась вследствие биологических причин, то были бы совершенно необъяснимы высокие цифры рождаемости населения Южной Азии, Малайского архипелага, Южной Америки и других областей очень смешанных по своему расовому составу. Можно считать вполне доказанным, что все самодийское, угорское и тюркоязычное население Западной Сибири является издавна смешанным по своему расовому происхождению, причем смешение европеоидной расы с монголоидной в степях Минусинского края восходит к III - II тысячелетию до нашей эры.

Были сделаны попытки подсчитать для отдельных областей процентные отношения между смешанным и "чистым" населением. Так, имеются данные о числе метисов на островах Зеленого мыса, где на 150 тыс. населения приблизительно 100 тыс. составляют метисы. В Бразилии по примерным подсчетам число "чистых" индейцев, живущих в лесах, составляет 2% от общего количества населения, а число метисов (от белых и индейцев, а также от белых и негров) - 33%.

Против суммарных данных такого рода уже в прошлом столетии полигенисты нередко возражали, заявляя, что большие массы метисного населения будто бы возникали только вследствие постоянного притока "чистой" крови той или другой смешивающейся расы, так как метисы сами по себе не могли дать плодовитого потомства. Это возражение легко опровергается многими исследованиями. Изучение так называемых реоботийских бастардов в Южной Африке показало, что этот народ, возникший в результате смешения буров (потомков голландцев) с готтентотами, обладает весьма высокой рождаемостью: в среднем 7,7 ребенка на семью. Между тем эта народность изолирована как от европейцев, так и от готтентотов. Аналогичный пример представляет история колонии, образовавшейся в конце XVIII в. на острове Питкэрн, где весьма плодовитое население возникло от браков между потомками нескольких английских матросов и таитянками.

Особенности строения, по которым человеческие расы оказались столь сходными, как мы видели, все относились к органам, имеющим очень важное значение для жизнедеятельности человека - к костям, мышцам, гортани, головному мозгу. Указанное анатомическое сходство рас бесспорно говорит об их биологической равноценности, об одинаковом уровне их развития, о полной приспособленности любой расы к трудовой деятельности.

Однако именно ввиду важности описанных анатомических свойств возникло предположение, что они могли появиться независимо в различных группах.

Многочисленные факты показывают, что эта точка зрения несостоятельна. Следует иметь в виду, что сходство строения, о котором шла речь, нередко охватывает такие детали структуры, которые не могли возникнуть конвергентным путем и без сомнения были унаследованы от общего предка. Можно считать поэтому твердо установленным, что все основные признаки локомоции и способность к осуществлению сложнейших трудовых операций уже были полностью приобретены человеком до того, как дифференцировались современные расы.

Данные сравнительной морфологии позволяют дополнить образ общего предка современных человеческих рас еще целым рядом других черт, помимо только что указанных. Так, весьма сходным у самых различных рас и специфичным для человека оказывается полное отсутствие вибрисс (осязательных волос), тип рельефа ушной раковины, расположение волос на голове. Ярким примером может служить также распределение кожных узоров на пальцах рук. У шимпанзе (25 особей) дуги наиболее часто встречались на пятом пальце (Камминс). У всех человеческих рас, как это показало изучение массового материала по самым различным народам земного шара (голландцам, русским, негриллям, яванцам, неграм и др.), дуги локализуются чаще всего на втором пальце (Данкмейер). Изучение с помощью рентгена стоп коренных жителей Австралии - 27 индивидов мужского и 31 женского пола показало, что сроки окостенения элементов стопы очень близки к европейским нормам и п

Моноцентризм (от моно- и лат. centrum — средоточие, центр), учение о происхождении человека современного типа (Homo sapiens) и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека. На позициях моноцентризма стояли многие советские антропологи. Советский учёный Я. Я. Рогинский расширил понятие моноцентризма и ввёл новые понятия — широкий моноцентризм, или дицентризм.

См. также

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 ноября 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Моноцентризм" в других словарях:

моноцентризм — моноцентризм … Орфографический словарь-справочник

МОНОЦЕНТРИЗМ — (от моно. и лат. centrum средоточие центр), теория происхождения человека современного вида (Homo sapiens) и его рас (моногенизм) в одной области земного шара от одной формы древних людей … Большой Энциклопедический словарь

МОНОЦЕНТРИЗМ — (от моно. и лат. centrum средоточие, центр), концепция о происхождении человека совр. типа (неоантропа), ещё не дифференцированного на расы в ограниченной области земного шара (вероятно, в Передней Азии) от одной или неск. групп палеоантропов.… … Биологический энциклопедический словарь

моноцентризм — а; м. [от греч. monos единственный и лат. centrum центр] Учение о происхождении человечества от одного (неандертальского) предка в одной области земного шара (противоп.: полицентризм). ◁ Моноцентричный, ая, ое. М ая гипотеза. * * * моноцентризм… … Энциклопедический словарь

моноцентризм — (см. моно. + центр) в антропологии учение о происхождении человеческих рас от одного, неандертальского (см. неандертальцы) предка в одной области земного шара (противоп. полицентризм). Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009.… … Словарь иностранных слов русского языка

моноцентризм — теория происхождения рас, согласно которой современный человек произошел от неандертальцев на относительно ограниченной территории Земли, а человеческие расы возникли позже под влиянием расселения, изоляции и других факторов … Большой медицинский словарь

Моноцентризм — (от Моно. и лат. centrum средоточие, центр) учение о происхождении человека современного типа (Homo sapiens) и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека (см. Расы, Антропогенез). На позициях М. стоят многие… … Большая советская энциклопедия

моноцентризм — м. Учение о происхождении человека (homo sapiens) и всех рас в одной области земного шара от одного неандертальского предка. Ant: полицентризм Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

МОНОЦЕНТРИЗМ — (от моно. и лат. centrum средоточие, центр), теория происхождения человека совр. вида (Homo sapiens) и его рас (моногенизм) в одной области земного шара от одной формы древних людей … Естествознание. Энциклопедический словарь

Моноцентризм — в антропологии гипотеза происхождения человека современного вида и его рас в одном географическом центре. Центр этот чаще помещают в Африке. Более умеренным является вариант т.н. широкого моноцентризма, согласно которому центр захватывал также… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

Читайте также: