Гигиена труда медицинских работников кратко

Обновлено: 05.07.2024

в учреждениях здравоохранения N 7, 2012

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда медицинского персонала

В соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" * на рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов (параметры микроклимата, уровни освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, чистоты воздуха рабочей зоны, а также шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового, лазерного излучения).

________________

Гигиенические нормативы изложены в приложениях к СанПиН 2.1.3.2630-10:

* Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 14.02.2003.

Условия труда медицинских работников, выполняющих работы на лазерных установках, должны соответствовать требованиям действующих санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров.

Не допускается использование медицинского оборудования, в том числе наркозного, являющегося источником выделения вредных веществ, без отводящих шлангов (воздухоотсосов) или поглощающих фильтров. Работа с вредными химическими веществами (цитостатики, психотропные средства, химические реактивы) в процедурных, аэрозольно-ингаляционных кабинетах, лаборантских, зуботехнических лабораториях и других аналогичных помещениях предусматривается при условии использования местных вытяжных устройств.

Для предотвращения вредного влияния биологического фактора на здоровье медицинского персонала в действующих ЛПУ в перевязочных для гнойных и ожоговых больных при недостаточной эффективности работы механической приточно-вытяжной вентиляции следует предусматривать устройство обеззараживания воздуха рециркуляционного типа.

В целях профилактики гемоконтактных инфекций перчатки необходимо надевать перед любыми парентеральными манипуляциями у пациента. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.

Персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.

В соответствии с разделом 15 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Требования к условиям труда медицинского персонала" для персонала стационаров предусматривается устройство гардеробных с душем и туалетом. Количество шкафов в гардеробных следует принимать равным 100% списочного состава медицинского и технического персонала; гардеробные должны быть обеспечены двухсекционными закрывающимися шкафами, обеспечивающими раздельное хранение домашней и рабочей одежды.

Площадь гардеробных уличной одежды следует принимать из расчета не менее 0,08 м(2) на 1 вешалку (крючок) гардеробной. Площадь гардеробных для личной и рабочей одежды персонала следует принимать из расчета не менее 0,5 м(2) на 1 шкаф.

Количество душевых кабин в стационарах принимается из расчета: не менее 1 душевой кабины на 10 человек, работающих в отделениях инфекционного и туберкулезного профилей; в других отделениях - не менее 1 душевой кабины на 15 человек, работающих в наибольшей смене. При меньшем числе персонала следует предусматривать не менее 1 душевой кабины.

В составе подразделения следует предусматривать санузлы для персонала. Один санузел для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работающих в смену не более 15 чел.

В ЛПУ по заданию на проектирование, в зависимости от мощности предусматриваются столовые, буфетные или комнаты приема пищи для персонала. В каждом структурном подразделении выделяются комнаты для персонала, в которых должны быть предусмотрены условия для приема пищи.

Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью в соответствии с табелем оснащения, но не менее 3 комплектов спецодежды на одного работающего. В оперблоке врачи и другие лица, участвующие в операции, должны работать в стерильных халатах, перчатках и масках. Сменная обувь должна быть из нетканого материала.

Стирка одежды персонала должна осуществляться централизованно и отдельно от белья больных. Смена одежды в подразделениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля - 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Сменная обувь персонала, работающего в помещениях с асептическим режимом, должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь, а также для инженерно-технических работников.

В ходе проведения манипуляций пациенту персонал не должен вести записи, прикасаться к телефонной трубке и тому подобное.

Прием пищи персоналом проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

Нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами ЛПУ не допускается.

Профилактические мероприятия при загрязнении кожи и слизистых работника кровью или другими биологическими жидкостями, а также при уколах и порезах (в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10)

1. При загрязнении кожи рук выделениями, кровью и т.п. необходимо вымыть руки мылом и водой; тщательно высушить руки одноразовым полотенцем; дважды обработать антисептиком.

2. Руки в перчатках обработать салфеткой, смоченной дезинфектантом, затем вымыть проточной водой, снять перчатки, руки вымыть и обработать кожным антисептиком.

3. При попадании биологической жидкости пациента на слизистые ротоглотки немедленно рот и горло прополоскать 70% спиртом или 0,05% раствором марганцовокислого калия.

4. При попадании биологических жидкостей в глаза промыть их раствором марганцовокислого калия в воде в соотношении 1:10000.

5. При уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5% спиртовой настойкой йода. При наличии на руках микротравм, царапин, ссадин заклеить поврежденные места лейкопластырем.

6. По показаниям проводится экстренная профилактика гепатита B и ВИЧ-инфекции в соответствии с приложением 12 СанПиН 2.1.3.2630-10 (см. Приложение).

7. При получении травм, в том числе микротравм (уколы, порезы), опасных в плане инфицирования, ответственный за профилактику парентеральных инфекций в ЛПУ организует регистрацию в журнале учета травм и составляет акт в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для ухода за кожей рук используются смягчающие и защитные кремы, обеспечивающие эластичность и прочность кожи.

Экстренная профилактика парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции

Во избежание заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией следует соблюдать правила работы с колющим и режущим инструментарием.

Гигиеническая оценка условий труда медицинских работников, занятых в основных профессиях лечебно-профилактического учреждения, позволила выделить основные факторы риска, способные оказать повреждающие влияние на их здоровье. К группам риска по возникновению профессиональных заболеваний относятся средний медицинский персонал хирургического профиля, специалисты лабораторно-диагностического звена, врачи-хирурги, терапевты, фтизиатры, стоматологи, акушеры-гинекологи. Профессиональная заболеваемость носит явно выраженные признаки действия профессиональных факторов риска (инфекционные и химические агенты). Об этом красноречиво говорят цифры: аллергические (53%) и инфекционные (37,3%) заболевания составляют более 90% в структуре профессиональных заболеваний.

Анализ данных показал, что практически во всех изученных группах условия труда по ряду показателей являются вредными.

Ведущим фактором является биологический – контакт с инфицированными биологическими средами (кровь, слюна, мокрота и пр.), инфекционными больными. Велик риск встречи с возбудителями таких заболеваний как туберкулез, грипп, ОРВИ, СПИД, дифтерия, острых кишечных инфекции и многими другими. Риск максимален у специалистов хирургического профиля (врачи-хирурги, акушеры-гинекологи, средний медицинский персонал хирургического профиля), специалистов клинико-лабораторного звена, стоматологов.

Исследования условий труда и здоровья медиков позволили установить, что работа в медицинских учреждениях предъявляет значительные требования к организму работающих, его физическому состоянию и выносливости, объему оперативной и долговременной памяти, способности противостоять психическим, моральным и этическим перегрузкам. Повседневный труд медицинских работников связан с высоким нервно-эмоциональным напряжением, вынужденной рабочей позой, перенапряжением анализаторных систем. Высокая производственная нагрузка, применение круглосуточного режима работы с обязательными дежурствами требует высокой функциональной активности организма. В результате возникает профессиональное перенапряжение, приводящее к появлению у врачей неврозов, заболеваний сердца и сосудов, нарушений функций желудочно-кишечного тракта. Постоянное нервно-эмоциональное напряжение обусловлено высокой ответственностью за результат собственной деятельности, необходимостью быстрого принятия решения, вероятностью совершения ошибки при решении сложных клинических задач и работой в условиях ограничения и дефицита времени. Наиболее высокие показатели напряженности отмечены у хирургов, акушеров-гинекологов.

Значимыми факторами являются тяжесть трудового процесса (рабочая поза, подъем и перенос тяжести), что может приводить к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, системы кровоснабжения и к смещению и опущению внутренних органов, в том числе половых.

Весьма значимым фактором являются химические вещества, источником которых могут быть лекарственные препараты. Наибольшее превышение допустимых уровней химических веществ отмечено на рабочих местах специалистов хирургического профиля, акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, специалистов стоматологичес-кого профиля, клинико-диагностических лабораторий.

Основными неблагоприятными факторами условий труда процедурных и постовых медицинских сестер ЛПУ является постоянный контакт их с лекарственными средствами, среди которых преобладают антибактериальные препараты, витамины группы “В”, анальгетики и др. Очень часто наблюдается связь загрязнения воздуха и кожных покровов у среднего медицинского персонала. Концентрации вредных веществ на рабочих местах зависят от способа введения больным медикаментов и от проводимых манипуляций, предусматривающих выполнение инъекций и вливаний (приготовление растворов лекарственных препаратов, заполнение шприцев, капельниц, а также способов обработки инструментария). Наибольшую потенциальную опасность для здоровья медицинских сестер представляет работа в аэрозоль-ингаляционных и процедурных кабинетах, где применяются высокоактивные медикаменты. Например, во время процедуры “сбрасывания” лекарственного раствора и пузырьков воздуха из шприца через инъекционную иглу в зоне дыхания медицинской сестры образуются полидисперсные аэрозоли с размерами частиц от 0,1 до 0,25 мкм, а содержание антибиотика в воздухе процедурной при многократных манипуляциях может превышать ПДК.

В основе профессиональной патологии у медицинских сестер лежит, прежде всего, аллергическое действие лекарственных веществ, особенно антибиотиков. Последние вызывают нарушение иммунитета, что способствует развитию дисбактериоза и иной патологии. Кожные проявления отличаются большой вариабильностью и полиморфностью и регистрируются в виде дерматитов, экземы, крапивницы и др. Изменения со стороны внутренних органов выражаются в астмоидных бронхитах и бронхиальной астме, хронических колитах, миокардитах и др. Патология нервной системы проявляется вегето-сосудистой дистонией, сенсорной полиневралгией.

По имеющимся на сегодняшний день данным, труд медицинских работников стоматологических специальностей связан с целым спектром профессиональных вредностей, которые необходимо знать и учитывать. По уровню профессиональной заболеваемости стоматологи занимают 3-е место после инфекционистов, фтизиатров и патологоанатомов. Среднее число случаев нетрудоспособности было максимальным у стоматологов-терапевтов и составило 97 случаев на 100 врачей, тогда как у врачей-хирургов и ортопедов-стоматологов изучаемый показатель составил соответственно 65 и 69 случаев на 100 врачей. В структуре заболеваний превалировали заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В ходе исследований также было отмечено, что 30—35% врачей-стоматологов имеют высокий уровень индивидуального профессионального риска, который находится в прямой зависимости от условий труда, стажа и состояния здоровья. У врачей-стоматологов выявлена более высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности по заболеваниям, по числу дней и частоте случаев нетрудоспособности в сравнении с населением и медицинскими работниками других специальностей.

Неблагоприятными и вредными производственными факторами труда медицинских работников стоматологического профиля являются бактериальная обсемененность воздуха, большое количество химических веществ, обусловленное обработкой пломбировочного материала. Содержание таких веществ, как метилметакрилат, формальдегид, аммиак, ионы металлов, в стоматологических кабинетах и зуботехнических лабораториях иногда находится выше границы нормы в 1—1,5 раза.

Наиболее характерными физиолого-эргономическими нагрузками всех врачебных стоматологических специальностей являются нагрузки, связанные с длительным статическим напряжением мышц позвоночника и ротированного плечевого сустава в процессе работы. Использование высокооборотных насадок для стоматологических установок и аппаратов повлекло за собой рост вибрационной нагрузки на руки врача-стоматолога. К серьезным причинам заболеваний кожи рук стоматологов, в частности, профессиональных дерматозов, можно отнести постоянный контакт с влагой, гипсом, керамической пылью, композитными материалами.
В условиях современного стоматологического кабинета на врача-стоматолога действует повышенная шумовая нагрузка, приводящая к сенсорной тугоухости (наиболее опасный высокочастотный шум создают скоростные турбинные наконечники), высокая нагрузка на глаза, обусловленная ограниченностью доступа к манипуляционному полю и его размерами, а также напряженностью цветоразличительной способности глаз.
Еще одним из негативных факторов условий труда медиков является неготовность обеспечить их физическую безопасность. Известно немало случаев нападения на бригады скорой медицинской помощи, на врачей и медсестер в поликлиниках, стационарах, преимущественно лицами, находящимися в состоянии алкогольного/наркотического опьянения.

Разработка и организация профилактических мероприятий по созданию оптимальной производственной среды, определяющей жизнедеятельность и работоспособность медицинских работников, является актуальным направлением деятельности Роспотребнадзора и научных исследований.

Гигиена труда – это область знаний, которая направлена на изучение условий труда, а также их влияния на здоровье человека. Кроме того, гигиена труда направлена на профилактику вредного и опасного влияния факторов производственной среды на работников. Гигиена труда относится к отрасли профилактической медицины.

Статистические данные о заболеваемости медицинских работников

Труд медиков является очень важной и сложной деятельностью, которая характеризуется высокой степенью психологической нагрузки и выраженным физическим напряжением. Такие перегрузки вкупе с неблагоприятными условиями труда способствуют росту числа профессиональных заболеваний, хронических отклонений в здоровье, полной или частичной утрате трудоспособности.

Статистика заболеваемости медицинского персонала говорит о том, что из года в год неуклонно растет количество болезней органов дыхания и сердечно-сосудистых заболеваний, не столь быстрыми темпами растет число болезней органов пищеварения, костно-мышечной, нервной системы, а также мочеполовых путей.

Доля медицинских работников, которые страдают хроническими заболеваниями также ежегодно увеличивается. Такая статистика говорит о серьезном влиянии многочисленных производственные факторов на здоровье медиков, изучение которых ложиться в основу гигиены труда.

Негативные производственные факторы и их классификация

Негативные производственные факторы могут иметь различную природу – физическую, химическую, биологическую. К числу физических факторов относятся такие факторы как:

  • ионизирующее излучение,
  • вибрация,
  • шум,
  • электромагнитное излучение.

Среди факторов химической природы можно выделить:

  • использование высокоактивных химических препаратов;
  • применение медицинских газов, антисептиков.

Производственные факторы биологической природы включают:

Готовые работы на аналогичную тему

  • аллергены,
  • патогенные микроорганизмы,
  • иммунологические препараты и пр.

Производственный фактор – это фактор среды или трудового процесса, который непосредственно влияет на человека.

Также к неблагоприятным производственным факторам, безусловно, относят повышенное психоэмоциональное напряжение, систематическую нагрузку на органы чувств. Установлено, что для каждой группы специалистов можно выделить факторы, которые наиболее негативно влияют на состояние их здоровья. Например, для стоматологов и хирургов факторами риска будут являться физические и химические факторы. Фтизиатры и отоларингологи часто контактируют с патогенной микрофлорой.

В связи с высокой степенью специфичности труда медицинского работника необходимо рассматривать основы трудовой гигиены для отдельных специальностей.

Специфика гигиены труда медицинских работников различных специальностей. Профилактика заболеваемости

Что касается специалистов хирургического профиля, то их деятельность связана с высокой степенью разнообразия диагностических и лечебных манипуляций. Хирурги часто испытывают на себе нервно-психическое напряжение. Хирурги постоянно находятся в вынужденной неудобной рабочей позе, из-за чего их опорно-двигательный аппарат подвергается статической нагрузке. В операционной зоне часто нарушен микроклимат, что снижает качество теплообмена организма.

Недостатки операционной одежды усугубляются ее частой стиркой и необходимостью автоклавирования, что снижает воздухопроводимость ткани.

Также негативным фактором может являться тот факт, что воздух в операционных блоках существенно загрязнен. Несмотря на высокий уровень требований к его очистке в операционных местах могут содержаться пары этилового спирта, анестетиков, йода. Поскольку члены операционной бригады пребывают в операционной длительное время, то анестетики попадают в их кровь.

Также при оценке факторов риска труда хирургов необходимо обращать внимание на влияние ионизирующего излучения, а также рентгеновских лучей. Такому влиянию чаще подвергаются специалисты, которые работают в травматологических отделениях. В этих случаях необходимо решать проблему радиационной защиты всех членов хирургических бригад.

Также специфика гигиены труда медицинских работников может быть рассмотрена на примере деятельности стоматологов. На них действует целый ряд негативных факторов: опасность передачи инфекции, напряжение зрительного анализатора, контакт с аллергенами, шум, вибрация, лазерное и рентгеновское излучение.

На условия труда стоматологов существенно влияет также влияет устройство стоматологических поликлиник, размещение и устройство отделений, кабинетов, оборудования. К наиболее частым недостаткам относят размещение стоматологических кресел в два ряда, одностороннее освещение, снижение высоты кабинета и другие факторы.

Также часто нарушением гигиенических условий труда стоматологов называют неправильное применение люминесцентных ламп. Максимально приемлемыми в данном случае являются такие типы ламп, как ЛДУ и ЛХЕ. Вместо ламп накаливания целесообразно использовать ксеноновые и галогенные лампы.

Для поддержания гигиенических условий труда медика любого профиля целесообразно соблюдать режим обработки инструментария, чтобы не допустить распространения инфекций. Часто в структуре профессиональных заболеваний медиков лидируют аллергические отклонения, предотвращение которых также необходимо контролировать систематически.

В целом для профилактики заболеваемости медикам необходимо:

  • использовать халат, шапочку, сменную обувь;
  • все манипуляции проводить в перчатках, и не использовать их повторно;
  • соблюдать меры предосторожности при выполнении манипуляций с режущими и колющими инструментами, пробирками;
  • тщательно обрабатывать поверхности рабочих столов и другого оборудования спиртом, хлорамином, раствором хлоргексидина.

Таким образом, гигиена труда медицинских работников основывается не только на соблюдение санитарных норм, но и сохранении психической устойчивости медиков. Для них организуются профилактические осмотры и реабилитационные мероприятия.

Гигиена труда – медицинская наука, изучающая воздействие трудовой деятельности и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических нормативов и практических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение высокого уровня состояния здоровья и трудоспособности коллектива.

Производственная санитария – система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.

Гигиена труда и производственная санитария являются основой для изучения организации труда и практической деятельности в области санитарной охраны труда. Они изучают:

• формы и методы организации трудовых процессов, изучение в процессе работы физиологических функций и работоспособности у работающих, режим труда и отдыха;

• особенности производственных процессов, оборудования и материалов, с которыми соприкасаются работающие, с точки зрения влияния на их здоровье;

• санитарные условия труда, состояние здоровья и заболеваемость рабочих коллективов и отдельных профессиональных групп, подвергающихся воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды;

• состояние и гигиеническая эффективность санитарно-технических устройств и установок (вентиляционные, осветительные, санитарно-бытовые устройства);

• состояние и эффективность средств индивидуальной защиты. На основе проведенных исследований разрабатываются:

• гигиенические требования к проектированию, рационализации технических процессов и оборудования, повышению эффективности

санитарно-технических установок, стандартизации сырья и готовой продукции и т.п.

• обоснования для гигиенического нормирования и законодательного регламентирования условий труда на производстве, устройства и содержания промышленных предприятий;

• мероприятия по физиологической рационализации трудового процесса и организации рабочих мест (режим труда и отдыха, рабочая мебель, рабочая поза, рационализация рабочих движений и т.д.);

• мероприятия по личной гигиене.

Личная гигиена работников.

Соблюдение правил личной гигиены является обязательным и должно быть нормой поведения каждого человека. При работе с опасными и вредными веществами личная гигиена работников особенно важна, так как при нарушении санитарных правил поведения возможны передача и заражение самих рабочих.

Каждый работник на работе должен постоянно носить спецодежду и спецобувь, при необходимости использовать средства индивидуальной защиты. Хранить личную и производственную одежду следует раздельно. В течение рабочего дня надо следить за чистотой рук, спецодежды, своего рабочего места, ежедневно менять полотенце для рук.

Перед посещением туалета работник должен вымыть руки, после посещения снова вымыть руки с мылом. Для этих целей в уборной должна быть установлена раковина с подводкой холодной и горячей воды, воздушная электросушилка, вешалки для полотенца.

Запрещается выходить в спецодежде за пределы производственных помещений, входить в производственные помещения без спецодежды, хранить в одном шкафу личную и производственную одежду, принимать пищу в производственных помещениях.

Уход за кожей и поддерживание ее чистоты являются одним из основных требований личной гигиены. Особое внимание следует обращать на состояние подногтевых пространств.

Рабочее время и время отдыха

Для поддержания длительной работоспособности человека и предупреждения утомления большое значение имеет режим труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха – режим, при котором достигаются высокая эффективность общественно полезной деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности и производительности труда.

Монотонная или неритмичная работа вызывает утомление, в результате чего возможны несчастные случаи и снижение производительности труда. При прочих равных условиях наиболее высокая работоспособность в течение суток соответствует периоду от 8 ч утра до 6 ч вечера.

Недельный режим труда и отдыха устанавливается для предотвращения накопления утомления, которое может возникнуть из-за неполного восстановления сил в свободное от работы время суток.

Для поддержания длительной работоспособности человека имеют большое значение не только суточный и недельный режимы труда и отдыха, но и месячный. Законодательством о труде предусмотрен еженедельный непрерывный отдых длительностью не менее 42 ч.

Рациональный годовой режим труда и отдыха обеспечивается ежегодным отпуском. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения рабочего или служащего, не использовавшего отпуск.

Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 Трудового кодекса). Режим работы может быть пятидневным с двумя выходными или шестидневным с одним выходным днем в неделю (ст. 124 Трудового кодекса). В предпраздничные дни рабочий день сокращается на 1 ч (ст. 116 Трудового кодекса).

При работе в ночное время установленная продолжительность работы сокращается на 1 ч с соответствующим сокращением рабочей недели. Ночным считается время с 22 до 6 ч (ст. 117 Трудового кодекса).

Сверхурочные работы (ст. 121-122 Трудового кодекса) могут производиться только в исключительных случаях и не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов.

Общим выходным днем считается воскресенье. В исключительных случаях Президентом Республики Беларусь воскресенье может быть объявлено рабочим днем (ст. 136 Трудового кодекса). Работа в выходной день компенсируется предоставлением другого дня отдыха или оплачивается не ниже двойных сдельных расценок или двойных часовых ставок (ст. 69 и 143 Трудового кодекса).

Если выходной день совпадает с государственным праздником или праздничным днем (ч.1 ст. 147 Трудового кодекса), то он не переносится и другой день отдыха не предоставляется.

В течение рабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст. 134 Трудового кодекса).

Для отдельных видов работ, наряду с перерывом для отдыха и питания, предоставляются дополнительные специальные перерывы. В рабочее время включаются перерывы: для кормления ребенка, для обогревания, для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах (ст. 135 Трудового кодекса).

Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска (ст. 149 Трудового кодекса).

К трудовым отпускам относятся: основной минимальный, основной удлиненный и дополнительный. Продолжительность основного минимального отпуска не менее 24 календарных дней. Государственные праздники и праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 150, 151 и 155 Трудового кодекса).

Социальные отпуска – это отпуска по беременности и родам, в связи с обучением без отрыва от производства, в связи с катастрофой на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС), творческие, по уважительным причинам личного и семейного характера (ст. 150 Трудового кодекса).

Читайте также: