Гигиена спортсменов инвалидов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Заместитель директора по учебной работе

Заместитель директора по УМР

Кушагина Виктория Николаевна

2020/20 21 уч. года

Гигиенические основы физического воспитания

Общее количество часов на дисциплину по учебному плану

Самостоятельная работа студентов

Из них: дано в предыдущих семестрах

Всего аудиторных занятий

в том числе на практические занятия:

на курсовое проектирование

Календарно-тематический план составлен в соответствии с рабочей программой

Заведующий ПЦК ФВ и ОБЖ: /Ибрагимов А.В. /

Введение в гигиену

Введение. Понятие о гигиене. Предмет, задачи и методы.

1. Гигиена как отрасль медицинской науки.

2. Методы изучения внешней среды и её влияния на здоровье населения.

3. Гигиена физического воспитания и спорта.

Подготовка дидактического материала.

Составление тестовых заданий.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний.

Медико-биологические методы исследования в гигиене.

1. Современные научные представления о здоровье.

2. Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения.

3. Физическое воспитание и здоровье.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Подготовка дидактического материала.

Составление тестовых заданий.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов на здоровье и работоспособность человека.

1. Гигиена Воздушной среды.

3. Гигиена почвы.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Конспект дополнительной литературы по теме.

Подготовка дидактического материала.

Поиск и обзор электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Гигиена физических факторов и их влияние на здоровье и работоспособность человека.

1. Гигиенические основы проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений.

2. Влияние на организм человека шума, инфра- и ультразвука, вибрации, ультрафиолетового излучения, электромагнитных, электрических и магнитных полей.

3. Нормирование и методы профилактики. Пределы доз.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Подготовка дидактического материала.

Составление тестовых заданий.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Здоровый образ жизни.

1. Понятие ЗОЖ. Режим жизнедеятельности. Основные показатели здоровья.

3. Стресс и здоровый образ жизни. Экология и здоровье. Вредные привычки и здоровье.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Подготовка дидактического материала.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Составление и решение ситуационных задач.

Психогигиена.

2. Сохранение и укрепление психического здоровья.

3. Средства физкультуры, закаливания и их влияние на психическое состояние человека.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Подготовка дидактического материала.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Составление и решение ситуационных задач.

1.Факторы внешней среды и психика человека.

2.Предупреждение психических перегрузок.

1. Психогигиена половой жизни. Правила психогигиены.

2. Предупреждение психических перегрузок у спортсменов. Психогигиена и акклиматизация. Аутотренинг.

Личная гигиена спортсмена.

Личная гигиена.

1. Основы личной гигиены.Гигиена мужчины и женщины.

2. Уход за кожей лица, волосами и телом. Гигиена полости рта.

3. Гигиена сна, одежды и обуви. Режим труда и отдыха. Гигиена водных процедур.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Подготовка к контрольной работе.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Составление тестовых заданий.

1. Гигиена спортсменов.

Гигиена питания.

1. Питание. Понятие о сбалансированном питании.

2. Физиологическая роль и гигиеническое значение белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

3. Изменения в организме при неправильном питании.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

1. Особенности питания в различных видах спорта и в различных климатических зонах.

Гигиена физического воспитания населения России.

Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков.

1. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков, закаливание.

2. Режим школьника.Особенности питания школьников.

3. Возрастная периодизация.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление ситуационных задач.

Подготовка наглядно-дидактического материала.

Составление тестовых заданий.

1. Влияние физкультуры на рост и развитие детей и подростков.

2. Гигиенические требования к школьному спортивному залу, площадкам, бассейну, спортинвентаря.

1. Особенности питания юных спортсменов.

Гигиена лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся спортом и физической культурой.

1. Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста.

2. Физические и физиологические особенности людей зрелого и пожилого возраста.

3. Нормирование физических нагрузок в процессе занятий по ЧСС.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Конспектирование учебной литературы.

Работа с банком тестов.

Закаливание. Средства восстановления.

Гигиена закаливания.

1. Физиологические основы закаливания.

2. Гигиенические принципы закаливания.

3. Закаливание воздухом, водой и солнечным излучением.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление тестовых заданий.

Подготовка наглядно-дидактического материала.

1. Гигиена закаливания.

Средства восстановления спортивной работоспособности.

2. Физиологические механизмы возникновения утомления.

3. Педагогические, медицинские и психологические средства восстановления

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Составление тестовых заданий.

Составление ситуационных задач.

1. Особенности восстановления в различных видах спорта с учетом возраста, функционального состояния биоритмов.

Самоконтроль спортсмена, лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой, закаливанием.

2. Основные гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями.

3. Самоконтроль во время занятий физкультурой и спортом.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

1. Режим дня школьников.

Биоритмы и физическая деятельность.

2. Циркадные или околосуточные биоритмы. Биоритмы и спортивная работоспособность.

3. Акклиматизация в зонах жаркого климата и среднегорья с учетом временных поясов.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Конспектирование учебной литературы.

Работа с банком тестов.

1.Биоритмы и восстановление спортивной работоспособности.

Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска.

1. Гиподинамия, курение, алкоголь, наркомания и СПИД.

2. Снижение веса. Анаболики.

3. Факторы риска: холестеремия, диабет, стресс, моржевание и др.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Рекреация и активный отдых.

2. Виды климато-рекреационной деятельности.

3. Восстановление здоровья и трудоспособности в зонах отдыха.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

1. Профессиональная рекреация.

Профилактика инфекционных и паразитарных болезней.

1. Классификация инфекционных болезней. Санитарно-гигиенические меры профилактики инфекционных болезней.

2. Прививки. Вакцинация.

3. Профилактические мероприятия в детском саду, школе, на спортбазах, в комнатах отдыха.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Конспектирование учебной литературы.

Составление тестовых заданий.

Подготовка наглядно-дидактического материала.

Гигиена инвалидов-спортсменов.

2. Санитарно-гигиенические требования к местам тренировок. Режим тренировок и отдыха.Восстановление спортивной работоспособности.

3. Особенности тренировок в различных видах спорта. Личная гигиена инвалида – спортсмена. Профилактика травматизма при занятиях спортом. Режим дня и тренировок. Гигиена спортивной и ортопедической обуви. Гигиена спортсооружений для инвалидов – спортсменов

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации.

Конспектирование учебной литературы.

Работа с бланком тестов.

Основы гигиены спортивных сооружений.

Гигиена спортивных сооружений.

1.Гигиенические требования к закрытым и открытым спортсооружениям. Температурный режим, показатели освещенности, влажности и др.

2. Гигиена спортивных материалов и покрытий.

3. Гигиенические требования к постройке спортсооружений в городской и сельской местности.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации.

Конспектирование учебной литературы.

Работа с банком тестов.

Экогигиена физической культуры и спорта.

2. Экогигиенические факторы, ухудшающие здоровье и физическую работоспособность. Экогигиена питания, закаливания, тренировок.

3. Подведение итогов семестра.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации.

Конспектирование учебной литературы.

Работа с банком тестов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 753 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 687 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.01.2021 188
  • DOCX 31.7 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кушагина Виктория Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Санитарно – гигиенический контроль обязаны осуществлять врач команды и врач СЭС.

 Командный врач должен хорошо знать особенности состояния здоровья, характер заболевания, реакцию каждого инвалида – спортсмена на физические и психологические нагрузки

Командный врач должен хорошо знать особенности состояния здоровья, характер заболевания, реакцию каждого инвалида – спортсмена на физические и психологические нагрузки

 Основные санитарно – гигиенические требования к спортзалу: регулярная влажная уборка; УФ- облучение зала; Проветривание; вентиляции и др. Для пловцов- инвалидов температура в бассейне должна быть выше, чем в обычном бассейне, чтобы избежать переохлаждения.

Основные санитарно – гигиенические требования к спортзалу:

  • регулярная влажная уборка;
  • УФ- облучение зала;
  • Проветривание;
  • вентиляции и др.

Для пловцов- инвалидов температура в бассейне должна быть выше, чем в обычном бассейне, чтобы избежать переохлаждения.

 Особые требования предъявляются : - к организации мест проведения тренировок и соревнований; - к вопросам питания; - питьевого режима; - личной гигиены инвалида – спортсмена. Необходимо учитывать: - функциональные возможности инвалида; - переносимость физических и психоэмоциональных нагрузок; - факторы внешней среды (жары, влажности, среднегорья и др.) При необходимости применять средства профилактики и восстановления.

Особые требования предъявляются :

- к организации мест проведения тренировок и соревнований;

- к вопросам питания;

- личной гигиены инвалида – спортсмена.

- функциональные возможности инвалида;

- переносимость физических и психоэмоциональных нагрузок;

- факторы внешней среды (жары, влажности, среднегорья и др.) При необходимости применять средства профилактики и восстановления.

 Неправильно построенный тренировочный процесс может привести к тем или иным заболеваниям, нередко к серьезным.

Неправильно построенный тренировочный процесс может привести к тем или иным заболеваниям, нередко к серьезным.

 Системная реакция организма инвалида на физические нагрузки, охлаждение, перегревание, боль, психологическое напряжение, прием лекарственных веществ, баню (сауну), недостаток кислорода носит стрессовый характер и нередко может оказаться губительной.

Системная реакция организма инвалида на физические нагрузки, охлаждение, перегревание, боль, психологическое напряжение, прием лекарственных веществ, баню (сауну), недостаток кислорода носит стрессовый характер и нередко может оказаться губительной.

 Большое значение имеют ортопедическая обувь и ортопедические аппараты (коляски, протезы, корсеты и др.), используемые для облегчения функции органов движения и опоры.

Большое значение имеют ортопедическая обувь и ортопедические аппараты (коляски, протезы, корсеты и др.), используемые для облегчения функции органов движения и опоры.

 Возникновения мышечного дисбаланса, который вызывает заболевания и травмы опорно – двигательного аппарата (ОДА). - нерациональная поза во время тренировок и соревнований; - когда спортсмен испытывает длительную одностороннюю (монотонную) физическую нагрузку (чаще перегрузку) тех или иных мышц.

Возникновения мышечного дисбаланса, который вызывает заболевания и травмы опорно – двигательного аппарата (ОДА).

- нерациональная поза во время тренировок и соревнований;

- когда спортсмен испытывает длительную одностороннюю (монотонную) физическую нагрузку (чаще перегрузку) тех или иных мышц.

 Инвалид – спортсмен на одну и ту же физическую нагрузку тратит энергии значительно больше, чем здоровый человек. (связано с нарушением биомеханики движений).

Инвалид – спортсмен на одну и ту же физическую нагрузку тратит энергии значительно больше, чем здоровый человек. (связано с нарушением биомеханики движений).

 Цели в системе реабилитации и тренировки инвалидов – спортсменов: - нормализация психоэмоционального состояния; - восстановление бытовых профессиональных навыков; - нормализация (восстановление) двигательных функций; - обучение новой профессии и возвращение инвалида в общество; - трудоустройство по вновь приобретенной специальности; - повышение функциональных возможностей и тренированности.

Цели в системе реабилитации и тренировки инвалидов – спортсменов:

- нормализация психоэмоционального состояния;

- восстановление бытовых профессиональных навыков;

- нормализация (восстановление) двигательных функций;

- обучение новой профессии и возвращение инвалида в общество;

- трудоустройство по вновь приобретенной специальности;

- повышение функциональных возможностей и тренированности.

 Инвалиды – спортсмены тренируются и участвуют в соревнованиях по таким видам спорта как: Стрельба из лука Настольный теннис Баскетбол в колясках Футбол (больные ДЦП, полиомиелитом, ампутанты играют на костылях) Плавание Гонки на лыжах Гонки на лыжах – санях Горнолыжный спо рт

Инвалиды – спортсмены тренируются и участвуют в соревнованиях по таким видам спорта как:

Травмы и вторичные заболевания

С травмами спинного мозга (паралич конечностей) - потертости, ссадины на кистях, в подмышечной впадине, эпикондилиты, плечелопаточные периартриты, миозиты, колиты, фурункулез и др.

У инвалидов – автогонщиков (с параличом ног, ампутацией конечностей)

- колиты, пролежни, опрелости, простатит, геморрой, фурункулез, плечелопаточные периартриты и др.

У инвалидов – спортсменов с ДЦП

- судороги, потертости, ссадины, ушибы и др.

Незрячие и слабовидящие участвуют в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, борьбе, лыжным гонкам и др. Возникают судороги в икроножных мышц, ушибы, ссадины и др.

Травмы и вторичные заболевания У инвалидов – спортсменов во время занятий спортом нередко возникают травмы и вторичные заболевания. У футболистов – ампутантов происходит сдавливание подмышечных сосудов, нервов нередко возникают невриты, ссадины, потертости, лимфангиты и др. У волейболистов – ампутантов (сидячий волейбол) возникают цистит, простатит, геморрой, колит, потертости, фурункулез, также атрофия мышц и контрактуры суставов ампутированной конечности. У инвалидов – спортсменов, тренирующихся и участвующих в соревнованиях на протезах возникают потертости, воспаление культи, варикоз на здоровой конечности, плоскостопие и др.

Травмы и вторичные заболевания

У инвалидов – спортсменов во время занятий спортом нередко возникают травмы и вторичные заболевания.

У футболистов – ампутантов происходит сдавливание подмышечных сосудов, нервов нередко возникают невриты, ссадины, потертости, лимфангиты и др.

У волейболистов – ампутантов (сидячий волейбол) возникают цистит, простатит, геморрой, колит, потертости, фурункулез, также атрофия мышц и контрактуры суставов ампутированной конечности.

У инвалидов – спортсменов, тренирующихся и участвующих в соревнованиях на протезах возникают потертости, воспаление культи, варикоз на здоровой конечности, плоскостопие и др.

Наиболее частые нарушения здоровья, возникающие при несоблюдении санитарно – гигиенических норм (требований) и особенностей тренировок инвалидов Запор – хронические задержки стула свыше 48 часов или ежедневное, но затрудненное и недостаточное опорожнение кишечника. Понос – многократное или однократное опорожнение кишечника с выделением жидких каловых масс. Геморрой – заболевание, обусловленное патологическим варикозным расширением кавернозных вен прямокишечного сплетения. Метеоризм – вздутие живота вследствие избыточного скопления газов. Простатит – воспаление предстательной железы (простаты). Плексит – заболевание спинномозговых нервов (шейного и плечевого сплетений).

Наиболее частые нарушения здоровья, возникающие при несоблюдении санитарно – гигиенических норм (требований) и особенностей тренировок инвалидов

Запор – хронические задержки стула свыше 48 часов или ежедневное, но затрудненное и недостаточное опорожнение кишечника.

Понос – многократное или однократное опорожнение кишечника с выделением жидких каловых масс.

Геморрой – заболевание, обусловленное патологическим варикозным расширением кавернозных вен прямокишечного сплетения.

Метеоризм – вздутие живота вследствие избыточного скопления газов.

Простатит – воспаление предстательной железы (простаты).

Плексит – заболевание спинномозговых нервов (шейного и плечевого сплетений).

 Плечелопаточный периартрит – поражение мест прикрепления сухожилий к кости вблизи сустава, там где коллагеновая ткань сухожилия входит в контакт с фиблиллами периоста. Неврит – воспаление заболеваний периферических нервов. Лимфангит – воспаление стенки лимфатического сосуда. Лимфаденит – воспаление лимфатических узлов. Цистит – воспаление мочевого пузыря. Колит – воспаление слизистой оболочки толстой кишки. Варикозное расширение вен – неравномерное мешковидное расширение вен по протяжению, сопровождающееся несостоятельностью клапанов и нарушением кровотока. Контрактура –резкое ограничение подвижности в суставе. Миозит – воспаление скелетных мышц. Судороги – внезапное непроизвольное сокращения мышц.

Плечелопаточный периартрит – поражение мест прикрепления сухожилий к кости вблизи сустава, там где коллагеновая ткань сухожилия входит в контакт с фиблиллами периоста.

Неврит – воспаление заболеваний периферических нервов.

Лимфангит – воспаление стенки лимфатического сосуда.

Лимфаденит – воспаление лимфатических узлов.

Цистит – воспаление мочевого пузыря.

Колит – воспаление слизистой оболочки толстой кишки.

Варикозное расширение вен – неравномерное мешковидное расширение вен по протяжению, сопровождающееся несостоятельностью клапанов и нарушением кровотока.

Актуальность учебно-справочного издания обусловлена необходимостью использования будущими специалистами по физической культуре в профессиональной деятельности современных знаний в области общей и специальной гигиены. Пособие поддерживает формирование таких компетенций специалиста, как умение осуществлять гигиеническое сопровождение физкультурно-спортивной деятельности занимающихся, включая инвалидов; способность грамотно воспитывать у подопечных потребности в здоровом образе жизни и соблюдении правил личной гигиены; готовность развивать навыки самоконтроля состояния здоровья.

Задачей учебно-справочного издания является предоставление в распоряжение студентов упорядоченных сведений о сущности основных понятий вышеуказанных дисциплин в удобной для усвоения форме. Правильное понимание представленных в справочнике терминов необходимо для полноценного усвоения лекционного материала и помогает в подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Владение студентами навыками гигиенического обеспечения занятий физической культурой и спортом имеет большое значение, так как позволяет сохранить и укрепить здоровье человека (включая инвалидов) в условиях спортивной жизнедеятельности. В современном мире растет значение физической культуры в жизни людей. Во многих странах, включая Россию, культивируется мода на здоровье. Физическая культура является одним из важнейших факторов сохранения здоровья и предупреждения преждевременного старения человека. Людям с ограниченными возможностями, занятия физической культурой и спортом позволяют реализовать свой творческий потенциал и успешнее адаптироваться в социуме.

Представленные в данном пособии словарные статьи и термины, соответствуют основным дидактическим единицам изучаемых дисциплин:

– гигиена, как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни;

– личная гигиена, гигиена питания и закаливания, гигиена одежды и обуви физкультурника и спортсмена;

– гигиенические требования к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

– гигиенические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности;

– особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола;

– особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности;

– гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в отд. видах двигательной активности;

– особенности режима жизни инвалидов различных категорий;

– охранительный режим. Питание при различных поражениях;

– гигиена физкультурно-спортивной деятельности и спортсооружений для инвалидов;

– использование естественных факторов природы.

Учебно-справочное издание включает в себя не только определение терминов или понятий, но и содержит теоретические данные, информацию о назначении, структуре, областях применения и свойствах характеризуемого явления, предмета или процесса. Практическое значение учебного словаря состоит также в том, что он может быть использован для текущего и рубежного контроля, проверки качества усвоения терминов и понятий, выполнения тестовых заданий, для организации самостоятельной работы. При подготовке к семинарскому или практическому занятию, изучая материал учебников по соответствующей дисциплине, студенты могут использовать данное пособие для уточнения необходимых понятий. При подготовке к терминологическим диктантам необходимо, используя учебную программу, ознакомиться с перечнем изучаемых терминов по дидактической единице, найти их определение в учебном словаре и выучить. При написании курсовой работы или реферата, пользуясь данным пособием можно проверять правильность употребления отдельных понятий.

Представленные в учебно-справочном издании словарные материалы состоят из словарных статей, заголовки которых расположены в строго алфавитном порядке, с соблюдением правил внутреннего алфавита. Кроме толкования значения терминов, предоставляются сведения об этимологии термина. Для целостного восприятия терминов могут употребляться дополнительные понятия или составляющие этого термина, которым тоже дается характеристика.

Объем учебного пособия 8,6 п.л. (174 страницы), издано в Сургуте, РИО СурГПУ в 2010 году.


Соблюдение правил личной гигиены обязательно для спортсмена. У него должны быть выработаны условные рефлексы на все гигиенические ме¬роприятия. Ежедневное умывание, уход за зубами, регулярное мытьё тела, забота о чистоте одежды, жилища, рациональном питании, закаливание, сис¬тематическая тренировка обязательны для каждого занимающегося спортом.

Для нормальной деятельности организма большое значение имеет ги¬гиена тела и в первую очередь гигиена кожи.

Кожа выполняет ряд сложных физиологических функций. Прежде всего, она является органом защиты организма от влияний вредных воздействий внешней среды. Стойкий роговой слой надкожицы хоро¬шо защищает сосуды, нервы, глубокие отделы желёз и волос от влия¬ния воздуха, света, загрязне¬ния, проникновения бактерий. Благодаря шелушению кожа самоочищается. Кислая реакция в поверхностных слоях кожи затрудняет жизнедеятельность большинства проникаю¬щих в кожу бактерий. Кожа играет большую роль в предохранении органов и тканей от механических повреждений.

Кожа служит регулятором тепла для организма, так как она плохо про¬водит тепло. При повышении внешней температуры кожные мышцы рас¬слабляются, сосуды кожи расширяются, увеличивается приток крови и от¬дача организмом тепла; одновременно происходит обильное вы¬деление пота. При низкой внешней температуре сосуды кожи сужи¬ваются, приток крови уменьшается, теплоотдача понижается. Боль¬шую роль в регуляции тепла иг¬рает потоотделение. Оно усиливается под влиянием мышечных движений, душевного волнения, при повы¬шенной температуре тела. С потом из орга¬низма выделяются минеральные соли, хлористый натрий и калий и др., ряд кислот – молочная, мас¬ляная, уксусная, муравьиная и др., а также мочевина, аммиак.

Выделения сальных желёз придают коже эластичность, предохра¬няют ее от высыхания, предупреждают последствия трения соприка¬сающихся по¬верхностей.

Кожа, подобно лёгким, участвует в газовом обмене организма, выделяя в небольших количествах углекислый газ.

Сшелушивающиеся с верхних слоев кожи чешуйки, смешиваясь с кож¬ным салом и пылью из воздуха, загрязняют кожу. Эта грязь закупо¬ривает от¬верстия потовых и сальных желёз, раздражает кожу, благо¬приятствуя раз¬множению микробов, а при ссадинах и ранениях может вызвать воспали¬тельные процессы. Регулярное мытьё горячей водой с мылом очищает кожу.

lg_0

При занятиях физическими упражнениями кожа в значительной мере загрязняется. Поэтому после тренировки следует обязательно принимать теплый душ. Он не только очищает кожу, но и оказывает успокаивающее действие на нервную и сердечно-сосудистую системы, повышает обмен веществ и улучшает восстановительные процессы. После душа необходимо хорошо растереть тело и сделать легкий массаж основных мышечных групп.

lg_1

Хорошей гигиенической процедурой является баня. Правильное использование бани способствует поддержанию чистоты тела, улучшает функции кожи и укрепляет здоровье. В гигиенических целях баню следует принимать 1-2 раза в неделю. В бане нужно придерживаться следующих правил. До входа в парильню принимают теплый душ, тело обмывают мылом (не замочив головы) и затем вытирают досуха. После этого заходят в парильню, где сначала 4-6 мин находятся внизу, а затем, погревшись, поднимаются на верхнюю полку и пребывают там в зависимости от самочувствия (примерно 5-8 мин).

При пользовании баней рекомендуется также строго выполнять следующие общегигиенические требования: не посещать баню непосредственно после обильного приема пищи; незадолго до сна; при сильном утомлении; натощак или в болезненном состоянии; не принимать до и после бани спиртных напитков.

Уход за руками требует особого внимания, так как находящиеся на них патогенные микробы и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%) скапливается под ногтями. После выполнения различных работ и перед едой следует обязательно мыть руки с мылом. Особенно тщательно нужно это делать после посещения уборной. Следует отметить, что чем чаще моются руки, тем в большей степени их кожа способна к самоочищению.

В специальном уходе за кожей рук нуждаются представители некоторых видов спорта. У занимающихся гимнастикой, греблей, тяжелой атлетикой часто на руках появляются мозоли, которые являются физиологическим приспособлением тканей к длительному давлению снарядов. Излишний слой мозолей рекомендуется удалять с помощью пемзы. До и после занятий необходимо тщательно мыть руки с мылом. На тренировках следует обязательно использовать различные защитные приспособления для ладоней рук. После тренировки желательно применять для смягчения кожи рук глицерин или другие мази.

lg_2

Уход за ногами также должен быть систематическим. Это делать необходимо особенно при повышенной потливости ног, которая способствует появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Поэтому важно ежедневно на ночь мыть ноги с мылом, чаще менять носки и проветривать обувь. При появлении сухих мозолей их следует своевременно удалять с помощью мозольного пластыря или мозольной жидкости.

У спортсменов иногда появляются грибковые заболевания стоп – эпидермофития. Она возникает при передаче от больного человека к здоровому патогенного грибка эпидермофитона. Он поражает в основном кожу стоп и межпальцевых промежутков. Патогенный грибок может находиться на полу спортивных залов, раздевален, душевых и других помещений. Эпидермофития может также передаваться при пользовании чужими носками, обувью, полотенцем и другими вещами. Первые признаки заболевания: зуд и жжение между пальцами, шелушение кожи; появление небольших пузырьков, мокнущих эрозий и трещин. В случае возникновения указанных симптомов необходимо немедленно обратиться к врачу и приступить к систематическому лечению. В целях профилактики эпидермофитии следует всегда использовать только свои личные вещи: носки, обувь, полотенце. Находясь в раздевальнях, туалетах, душевых, целесообразно применять индивидуальные резиновые туфли. После мытья ног в общественном месте следует досуха вытирать стопы и межпальцевые промежутки ног.

Профилактика гнойничковых заболеваний кожи (пиодермий) имеет важное значение при уходе за телом. Основные причины гнойничковых заболеваний кожи: невыполнение правил личной гигиены, понижение устойчивости кожи к этим инфекциям, грязная одежда, потертости, загрязненные предметы спортивного оборудования и инвентаря.

Основные мероприятия по профилактике гнойничковых заболеваний заключается в следующем. Необходимо строго соблюдать все гигиенические правила ухода за телом. Следует строго следить за чистотой одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Все мелкие повреждения кожи нужно своевременно обрабатывать, используя для этого 2%-ную настойку йода или 1%-ный раствор бриллиантовой зелени. Рекомендуется широко применять различные закаливающие процедуры, и в первую очередь облучения ультрафиолетовыми лучами. При многочисленных и длительно протекающих гнойничковых поражениях кожи необходимо провести специальный курс лечения.

Уход за зубами и полостью рта совершенно необходим с гигиенической точки зрения. Грязный рот и испорченные зубы – ворота для всевозможных инфекций и одна из причин нарушений работы желудочно-кишечного тракта.

lg_3

Основные положения ухода за зубами и полостью рта заключаются в следующем. Утром и перед сном необходимо в течение 1-2 мин тщательно чистить пастой зубы с наружной и внутренней стороны. Зубную щетку необходимо направлять от десен к зубам (а не наоборот) и только в вертикальном направлении. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. После каждого приема пищи следует полоскать рот теплой водой. При первых болевых ощущениях в ротовой полости необходимо обращаться к зубному врачу. Два раза в год следует проводить у него профилактические осмотры.

Значение физической культуры и спорта в жизни инвалида:

  • терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости;
  • психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями - это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
  • социальное значение Физкультуры и спорта: это средство социальной интеграции инвалидов в общество, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром, признания их как равноправных граждан.

Двигательные функции инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности - совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями.

Спортивная жизнь инвалидов довольно разнообразна. Практически нет такого вида спорта, который был бы им недоступен. Они занимаются стрельбой из лука, легкой и тяжелой атлетикой, велосипедным спортом, фехтованием, дзюдо, футболом, баскетболом, волейболом, плаванием, настольным теннисом, регби, лыжным кроссом, хоккеем.Конечно, далеко не все спортсмены- инвалиды становятся чемпионами. Для них главное — не победа, а участие в спортивных мероприятиях, что является действенным средством улучшения качества и восстановления полноценной активной жизни людей с ограниченными возможностями.

Читайте также: