Гибкость в плавании кратко

Обновлено: 02.07.2024

При плавании спортсмен совершает множество движений. И скорость определяется гибкостью, амплитудой и эффективностью гребков рук и толчков ног. Гибкость – это главная составляющая успеха для любого пловца. При хорошей растяжке движения становятся более пластичными и динамичными, расход сил значительно уменьшается. Таким образом, процесс восстановления после тренировки или соревнований происходит интенсивней, риск получения травм снижается.

Польза упражнений на гибкость

Быстрое плавание – это эффективное передвижение с минимальными затратами сил. Это возможно только при соблюдении правильной техники и наличии хорошего уровня физической подготовки. Упражнения на гибкость направлены на увеличение длины мышечных волокон. Чем больше длина, тем большая сила создается при мышечных сокращениях. Систематические занятия на гибкость позволяют выполнять качественные и мощные движения, что способствует увеличению скорости.

При недостаточной эластичности мышц, пловец вынужден совершать лишние движения. Для простого поворота конечностей, приходится полностью разворачивать корпус тела. Таким образом, сопротивление воды значительно увеличивается, и скорость падает. При избытке движений резко возрастает расход энергетических запасов. Эффективные упражнения на растяжку способствуют увеличению амплитуды движений, оптимальному задействованию суставов и связок, что приводит к сокращению лишних движений в воде.

Меньшее количество израсходованной энергии позволяет снизить усталость после тренировки, ускорить процесс восстановления. Хорошо подготовленные суставы, эластичные мышцы и связки меньше склонны к появлению травм. Регулярные занятия, направленные на улучшение растяжки, позволяют создавать определенный запас гибкости. Он дает возможность передвигаться по воде с высокой скоростью и меньшей затратой сил.

В растянутых мышцах усиливается кровообращение, обменные процессы протекают быстрей. Упругость и эластичность тканей улучшается. Координация движений становится оптимальной, расход энергии – минимальным. Восстановление организма при хорошем кровообращении происходит эффективней, токсичные продукты обмена веществ полностью устраняются.

Время растяжки

Для улучшения гибкости пловцы выполняют несколько групп упражнений. Они могут быть включены на различные этапы занятий:

  • Растяжка в разминочной части перед тренировкой. Служит для увеличения эластичности и пластичности тканей и связок, а также для полноценного притока кислорода. Комплекс упражнений подготавливает мышцы к интенсивной нагрузке.
  • Растяжка в заминке. Упражнения выполняются не только после тренировок в бассейне, но и после силовых тренировок в зале. Систематические занятия на улучшение гибкости улучшают кровоток, способствуют быстрому выведению молочной кислоты и скорейшему восстановлению.
  • Специальные тренировки. Полноценное занятие, направленное на улучшение гибкости, включает в себя целый комплекс упражнений. Тренировка состоит из двух этапов: подготовительного и основного. Первая часть – разминка, необходима для приведения организма в тонус. Достаточно будет выполнения простых двигательных элементов, разогревающих мышцы и суставы, в спокойном темпе без перенапряжения. Вторая часть – непосредственное выполнение упражнений на растяжку. При этом должны быть задействованы все группы мышц.

Типы упражнений

Растяжка мышц основывается на выполнении определенных типов упражнений:

  1. Активные занятия. Движения выполняются с максимальной амплитудой, резко и мощно. Иногда для занятий используется дополнительное оборудование (гантели, обручи, резинки).
  2. Пассивные занятия. Все движения такого комплекса выполняются с отягощением. Растяжку делают с партнером или при собственном сопротивлении (например, притягивание ног к телу). Можно использовать эспандер.
  3. Статические занятия. Упражнения выполняются при сохранении неподвижного положения в течение длительного времени с большой амплитудой, сменяющееся расслаблением. Создавать нагрузку можно под весом собственного тела, своей силы или при помощи партнера.

Основные упражнения на растяжку

  • Плечи и трапециевидные мышцы. Плечи поднимаются вверх с напряжением шеи и трапеции.
  • Плечевой пояс. Поднятые вверх руки смыкаются ладонями, и немного отклоняются назад.
  • Плечи и подмышки. Правая рука, согнутая в локте, медленно тянется в другую сторону за головой с применением силы (надавливание левой рукой на локоть).
  • Плечи. Локоть одной руки плавно притягивается к противоположному плечу.
  • Верхний плечевой пояс. Прямые руки отводятся за спину и смыкаются пальцами. Локти плавно поворачиваются внутрь.
  • Верхняя часть тела. В прямых руках зажимается предмет (палка или полотенце). Руки плавно заводятся за спину, не сгибаясь в локтях.
  • Бедра. Медленное попеременное подтягивание ног к груди, надавливая рукой на колено.
  • Паховая область. Сидя на полу, ступни смыкаются впереди. Корпус наклоняется вперед при мягком надавливании на голени.
  • Позвоночник. Сидя на полу, верхняя часть тела поворачивается в сторону с одновременным поворотом головы. Одна рука опирается на пол, вторая надавливает на внешнюю сторону бедра.
  • Шея. Лежа на спине, руки смыкаются на затылке. Плавное нажатие на шею с небольшим подъемом корпуса.
  • Поясница и тазовая область. Лежа на спине, одна нога перекидывается через другую. Надавливая рукой на внешнюю часть бедра, нижняя часть корпуса поворачивается, верхняя – остается неподвижной.
  • Вытягивание тела. Лежа на спине, прямые руки вытягиваются вверх. Растягивается все тело при разведении ног.
  • Голеностоп, колени. Сидя на полу, верхняя часть корпуса отклоняется назад на максимальное расстояние.
  • Задние мышцы ног. Выставив вперед одну ногу, согнутую в колене, вторую ногу вытянув назад, корпус плавно опускается вниз.
  • Мышцы ног. Сидя на корточках, стопы разворачиваются под углом 15-20 градусов. Колени разводятся в стороны (на 15-30 см), руки располагаются между ними.
  • Икры. Стоя прямо, одна нога, чуть согнутая в колене, выставляется вперед. Вторая нога остается прямой. Корпус медленно наклоняется вперед.

Такой комплекс упражнений отлично подходит для растяжки в разминочной части перед тренировкой. Каждый элемент выполняется по 10-15 секунд на каждую ногу (руку). При этом не должно появляться болевых ощущений, а только легкое растяжение всех групп мышц.

Некоторые упражнения на гибкость могут нанести серьезный вред спортсмену. Не рекомендуется выполнение таких элементов, как:

  • круговые вращения рук с палкой;
  • растяжение грудных мышц с опорой на стену прямой рукой. Для сохранения работоспособности локтевых суставов, опорная рука всегда должна быть согнута.

Общие правила выполнения растяжки

  1. Разминка – неотъемлемая часть любой тренировки, в том числе и занятий на улучшение гибкости.
  2. Отсутствие болевых ощущений при выполнении упражнений. Главная задача растяжки – удлинение волокон мышц, а не чрезмерная нагрузка. При появлении боли, следует прекратить выполнение элемента.
  3. Сложность и интенсивность растяжки должны увеличиваться постепенно.
  4. Элементы на гибкость выполняются в определенной последовательности: суставы рук, туловище, суставы и мышцы ног. Интенсивное растяжение чередуется с недлительным расслаблением.
  5. При выполнении статической растяжки время удерживания тела в напряжении не должно быть менее 15 секунд. После каждого элемента необходимо расслабление. С каждым повтором амплитуда возрастает.
  6. Статический комплекс лучше выполнять с помощью партнера, который, своевременно прилагая усилие, поможет в преодолении болевого предела при растяжении.
  7. Активные упражнения можно выполнять только после статического комплекса. Амплитуда и интенсивность нагрузки должны увеличиваться постепенно.
  8. Наличие систематических отдельных тренировок на гибкость позволяют увеличить эффективность плавания.

Развить гибкость можно только при регулярном выполнении упражнений на растяжку. Для профессиональных спортсменов этот аспект является важнейшим, и пренебрегать им не следует.

Под гибкостью (подвижностью в
суставах) следует понимать ком­
плекс морфофункциональных
свойств организма спортсмена, оп­
ределяющий амплитуду различных
движений.

Гибкость — это одно из важней­ших качеств, определяющих резуль­тативность в спортивном плавании. Ее недостаточный уровень ограни­чивает амплитуду движений, не поз­воляет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявление силы, скоростных воз­можностей, координации, приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреж­дения мышц и связок. Низкий уровень гибкости не позволяет пловцу эффективно работать над развитием силовых качеств, поэто­му результативность силовой подго­товки существенно возрастает при увеличении амплитуды движений. Выполнение силовых упражнений с большой амплитудой движений поз­воляет пловцу проявить большую силу за счет использования элас­тичных свойств мышц в начале дви­жений, а также обеспечить стимули­рующую нагрузку в большем диапа­зоне движений.

Биомеханическая структура движений при плавании предъявля­ет высокие требования к подвиж­ности в плечевых и голеностопных суставах, а для пловцов, специали­зирующихся в брассе, также в ко­ленных и тазобедренных суставах.

Различают активную и пассив­ную гибкость. Активная гибкость, Как способность выполнять движе­ния с большой амплитудой за счет активности мъппц, реализуется при выполнении различных упражне­ний. Поэтому в практике плавания ее значение намного выше, чем Пассивной гибкости — способности к достижению наивысшей подвиж­ности в суставах в результате дей­ствия внешних сил. Пассивная гиб­кость отражает резерв для разви­тия активной гибкости.

При планировании процесса развития гибкости следует знать, что связь между активной и пассив­ной гибкостью, а также между под­вижностью в различных суставах незначительна. Можно иметь высо­кий уровень активной гибкости при недостаточно развитой пассивной и наоборот; пассивная гибкость явля­ется основой для развития актив­ной, однако повышение последней требует целенаправленной работы. Высокий уровень гибкости в плече­вых суставах вовсе не гарантирует достаточной подвижности в колен­ных или голеностопных суставах, что требует разносторонней ра­боты над развитием гибкости во всех суставах, подвижность в кото­рых существенно влияет на резуль­тативность в плавании. Сильней­шие пловцы мира до 120—160ч в году работают над совершенст­вованием подвижности в суставах с использованием упражнений на суше, распределяя эту работу неравномерно в различные перио­ды тренировки. Большой объем

Соответствующей работы обычно приходится на первый этап подго­товительного периода, когда ста­вится задача значительно увеличить подвижность в суставах. На втором этапе подготовительного и в сорев­новательный периоды объем рабо­ты обычно несколько сокращается и приобретает более выраженную специфическую направленность — поддерживается достигнутый уро­вень гибкости, совершенствуется подвижность в тех суставах, кото­рые предопределяют амплитуду и эффективность основных движе­ний при плавании тем или иным способом.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, могут состав­лять программы отдельных трени­ровочных занятий. Однако чаще они планируются в комплексных занятиях на суше, в которых наря­ду с развитием гибкости осущес­твляется силовая подготовка. Уп­ражнения на гибкость широко включаются в разминку перед тре­нировочными занятиями, а также составляют значительную часть ут­ренней зарядки. При планировании работы по развитию гибкости необ­ходимо знать, что активная гиб­кость развивается в 1,5 — 2 раза медленнее пассивной.

Рассмотрим основные положе­ния тренировки, направленной на развитие гибкости.

Для увеличения подвижности в суставах работа по развитию гиб­кости должна проводится ежед­невно. Для поддержания ее на дос­тигнутом уровне занятия могут проводиться реже — 3 — 4 раза в неделю с несколько сокращенным объемом работы. Однако полнос­тью исключать работу по развитию или поддержанию гибкости нельзя ни на одном из этапов тренировоч­ного года, поскольку при прекраще­нии тренировки она довольно быс­тро возвращается к исходному или близкому к нему уровню. Не обес­печивают сохранение гибкости и 1 — 2-разовые еженедельные трени­ровочные занятия. В различных

Тренировочных занятиях недельно­го микроцикла надо стремиться к максимальному разнообразию тре­нировочной программы — как по характеру упражнений, так и по ре­жиму их выполнения. Комплексы упражнений, направленные на раз­витие активной гибкости, а также активно-статические силовые уп­ражнения, требующие максималь­ного проявления гибкости, должны применяться не чаще 3 раз в неде­лю; упражнения, способствующие развитию пассивной гибкости, мо­гут применяться ежедневно.

Время, ежедневно затрачивае­мое на развитие гибкости, может варьирбвать в широких пределах — от 15 — 20 до 45 — 60 мин. В тече­ние дня эта работа может распре­деляться таким образом: 20 — 30% общего объема обычно включается в утреннюю зарядку и разминку перед тренировочными занятиями, остальные упражнения выполняют­ся в программах тренировочных занятий.

Большое значение имеет рацио­нальное чередование упражнений на гибкость с упражнениями иной направленности, прежде всего сило­вой. В практике используются раз­ные сочетания. Однако не все они одинаково эффективны. Например, исследования показывают, что пос­ледовательное применение упраж­нений, пять из которых направлены на развитие силовых качеств и пять на повышение подвижности в сус­тавах, не позволяет в большинстве подходов добиться высокого уровня подвижности, что отрицательно ска­зывается на эффективности трени­ровки (рис. 23.1). Уже после первого силового упражнения подвижность в суставах уменьшается по сравне­нию с исходным уровнем. В даль­нейшем, от одного силового упраж­нения к другому, подвижность в плечевых суставах продолжает уменьшаться и после 5-го упражне­ния оказывается практически в два раза меньше по сравнению с исход­ным уровнем. Применение после комплекса силовых упражнений од-

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Ного 45-секундного упражнения, способствующего повышению под­вижности в плечевых суставах, приводит к резкому возрастанию подвижности в них. Дальнейшее применение упражнений, направ­ленных на развитие гибкости, спо­собствует постепенному повыше­нию подвижности, которая в конце серии существенно превышает до-рабочий уровень.

Обратное чередование упраж­нений, при котором программа, направленная на повышение под­вижности в суставах, предшествует силовой, оказывается предпочти­тельней, так как позволяет добить­ся большей амплитуды движений при выполнении упражнений, нап­равленных на развитие силовых ка­честв (рис. 23.2).

Чередование упражнений, нап­равленных на развитие силовых

Качеств и повышение подвижности в суставах (рис. 23.3), помогает обеспечить большую амплитуду движений при выполнении боль­шинства упражнений разного ха­рактера, что положительно сказы­вается на эффективности приме­няемых тренировочных программ по развитию максимальной силы, силовой выносливости и повыше­ния подвижности в суставах. Вы­полнение упражнений с таким чередованием вызывает четко вы­раженное ступенчато-образное из­менение подвижности в суставах. Каждое силовое упражнение неза­висимо от направленности приво­дит к уменьшению подвижности по сравнению с результатами пре­дыдущего измерения: каждое уп­ражнение, направленное на повы­шение подвижности в суставах, связано со значительным увеличе-

ГЛАВА 23 Развитие Гибкости

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Изменение подвижности В плечевых суставах под влиянием поочередно выполняемых упражнений, направленных на развитие силовых возможностей мышц и повышение подвижности в суставах:

1 — максимальная сила;

2 — силовая выносливость

Нием гибкости (Platonov, Bulatova, 1993).

Совмещение работы, направ­ленной на развитие силовых ка­честв, с работой, направленной на развитие подвижности в суставах, в одном упражнении (рис. 23.4) спо­собствует увеличению подвижнос­ти в суставах от одного упражне­ния к другому по сравнению с по­казателями исходного уровня. При этом создаются предпосылки не только для эффективного развития гибкости, но и для* проявления си­ловых качеств за счет предвари­тельного активного растяжения мышц. Это подтверждается изуче­нием мышечной активности при выполнении упражнений, в кото­рых обеспечивается одновременное проявление силовых качеств и гиб­кости: предварительное активное растяжение мышц является важ-

Ным фактором улучшения механи­ческого эффекта упражнений, вы­ражающегося в увеличении мощ­ности усилий. Кроме того, при та­ком выполнении упражнений улуч­шается координационная структура движений в диапазоне, охватываю­щем не только основные, но и до­полнительные фазы двигательных действий; совершенствуются меха­низмы мышечных переключений, что очень важно для повышения силовых возможностей.

Упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах, можно также чередовать с упраж­нениями, требующими проявления быстроты? ловкости, с упражнения­ми на расслабление. Однако чаще всего упражнения, направленные на развитие гибкости, выделяются в самостоятельную часть занятия, проводимую обычно после интен­сивной разминки, включающей уп­ражнения с большой амплитудой движений.

В пределах годичного цикла из­меняется соотношение работы, направленной на развитие актив­ной и пассивной гибкости. На ран­них этапах преобладают средства развития пассивной гибкости, что создает фундамент для работы над развитием активной гибкости.

Одна из серьезных проблем ме­тодики физической подготовки ква­лифицированных пловцов — сов­мещение работы по развитию гиб­кости с работой по развитию сило­вых качеств. В специальной литера­туре неоднократно подчеркивалась необходимость добиться не только высокого уровня гибкости и силы, но и обеспечить соответствие раз­вития этих качеств между собой. Нарушение данного требования приводит к тому, что одно из ка­честв, имеющее более низкий уровень развития, не позволяет в полной мере проявиться другому. Например, отставание в уровне подвижности в суставах не позво­ляет спортсмену выполнять движе­ния с необходимой быстротой и си­лой. Силовая подготовка пловцов

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

Упражнения для совмещен­Ного развития силовых качеств и подвижности в суставах

Более чем в 90 % случаев преду­
сматривает выполнение упражне­
ний, не требующих предельного
или околопредельного проявления
гибкости. Более того, практика по­
казывает, что тренеры в большин­
стве случаев даже не стремятся
при выполнении специальных си­
ловых упражнений обеспечить ус­
ловия для параллельного развития
гибкости. В конечном счете это
приводит к тому, что при проявле­
нии силовых качеств в специаль­
но-подготовительных и особенно в
соревновательных упражнениях не
обеспечивается необходимый

Уровень амплитуды движений. По­этому при реализации методики развития гибкости речь должна ид­ти не только о соразмерности этого качества с силовыми способ­ностями пловца, но и об обеспе­чении в процессе тренировки ус­ловий для совмещенного развития указанных качеств.

На практике нужно обеспечить подбор таких упражнений силовой направленности, которые наряду с соблюдением основных методичес­ких положений, лежащих в основе развития силовых качеств, обеспе­чивали бы условия для развития или поддержания достигнутого уровня гибкости. Реализация этого подхода может быть осуществлена путем незначительной коррекции широко применяющихся упражне­ний или за счет некоторого из­менения конструкции и распо­ложения тренажерных устройств (рис. 23.5).

Проявление силовых качеств в упражнениях, не предъявляющих высоких требований к подвижнос­ти в суставах, прежде всего отрица­тельно сказывается на межмышеч­ной координации деятельности мышц, обеспечивающих движения, и их антагонистов. Поэтому требо­вание выполнять силовые упражне­ния одновременно с упражнениями на гибкость связано не столько с необходимостью получения морфо­логических изменений, обеспечива­ющих проявление гибкости (этих изменений можно быстрее добить­ся применением узконаправленных упражнений, способствующих раз­витию активной и пассивной гиб­кости), сколько с необходимостью обеспечить оптимальное взаимо­действие между работой антагонис­тов и синергистов при выполнении любого движения.

Кратко остановимся на требова­ниях к основным компонентам наг­рузки, которые должны быть учте­ны при выполнении работы, нап­равленной на развитие подвижнос­ти в суставах.

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

ГЛАВА 23 Развитие Гибкости

Наиболее эффективны для раз­вития пассивной гибкости плавные движения с постепенно возрастаю­щей амплитудой и уступающей ра­ботой мышц. Величина внешнего воздействия должна подбираться индивидуально для каждого пловца с учетом особенностей суставов и растягивания мышечных групп. Уп­ражнения со свободными маховы­ми движениями оказываются менее эффективными, потому что растя­гивание в них зависит от инерции конечностей, выполняющих махо­вые движения, что связано с необ­ходимостью выполнения этих дви­жений в быстром темпе. Быстрые движения стимулируют проявление рефлекса, ограничивающего растя­гивание и связанного с закрепле­нием растягиваемых мышечных групп.

Для развития активной гибкости наряду с упражнениями на растяги­вание, выполняемыми за счет мы­шечных усилий, и соответствующим образом подобранными силовыми упражнениями динамического и статического характера можно так­же применять медленные динами­ческие упражнения с удержанием статических поз в конечной точке амплитуды. Такие упражнения так­же оказываются эффективнее махо­вых и рывковых движений.

В практике подготовки сильней­ших пловцов в последние годы рас­ширилось применение большого количества оригинальных, соответ­ствующих требованиям спортивно­го плавания, упражнений. Некото­рые наиболее эффективные из них приведены на рис. 23.6 — 23.14.

Продолжительность отдельных упражнений должна обеспечивать максимальную подвижность в сус­тавах. Исследования изменения подвижности в суставах при выпол­нении различных упражнений по­казывают, что вначале она посте­пенно возрастает и, достигнув мак­симума, определенное время удер­живается на одном уровне, а затем постепенно снижается (Шабир, 1983; Платонов, Булатова, 1995).

Продолжительность упражне­ний зависит не только от особен­ностей строения суставов, но и от возраста и пола спортсмена: у квалифицированных юных плов­цов 12—14лет она может быть в 1,5 —2 раза меньше, чем у взрос­лых спортсменов; при одном и том же тренировочном эффекте про­должительность работы у женщин на 10—15% меньше, чем у муж­чин.

В зависимости от характера уп­ражнений, особенностей конкрет­ного сустава, возраста и пола про­должительность упражнений может колебаться от 20 с до 2 — 3 мин и бо­лее. Активные статические упраж­нения обычно непродолжительны. Пассивные сгибательные и разги-бательные движения могут выпол­няться длительное время. При раз­витии гибкости желателен невысо­кий темп движений. В этом случае мышцы подвергаются большему растяжению, увеличивается дли­тельность воздействия на соответ­ствующие суставы. Медленный темп является также надежной га­рантией исключения травм мышц и связок.

При использовании дополни­тельных отягощений, способствую­щих максимальному проявлению подвижности в суставах, нужно, чтобы величина отягощений не превышала 50 % силовых возмож­ностей растягиваемых мышц, хотя хорошо тренированные пловцы вы­сокой квалификации могут приме­нять и большие отягощения.

Интервалы отдыха между от­дельными упражнениями должны обеспечивать выполнение очеред­ного упражнения в условиях вос­становившейся работоспособности пловца. ‘Естественно, продолжи­тельность пауз колеблется в широ­ком диапазоне (обычно от 10—15с до 2 — 3 мин) и зависит от характе­ра упражнений, их продолжитель­ности, объема мышц, вовлеченных в работу. Например, многократное выполнение наклонов туловища, направленное на повышение под-

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

Профессионально-прикладная деятельность направлена на формирование знаний, умений, навыков и определенного уровня подготовленности, необходимого для профессий, которые связа­ны с плаванием прямо или косвенно (педагоги, специали­сты реабилитационной и адаптивной физической культуры, борт­проводники, военные, летчики, космонавты и др.); на подготовку специалистов для всех разделов работы по плаванию и специали­стов по спасению на воде. Работа по данному направлению в настоящее время проводит­ся в физкультурных колледжах, техникумах, вузах, ДЮСШ, СДЮСШОР, ОСВОД, военных университетах и академиях, под­разделениях Вооруженных Сил.

Значение плавания (оздоровительное, прикладное, гигиеническое)

Оздоровительная направленность. Задача укрепления здоровья является основной на учебно-тренировочных занятиях плаванием во всех звеньях государственной системы физического воспита­ния. Гигиенические факторы и закаливающее влияние природных факторов при занятиях плаванием в естественных водоемах повы­шают сопротивляемость организма неблагоприятным воздейст­виям внешней среды. Велико гигиеническое значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания, активизиру­ет деятельность различных внутренних органов. Эти и некоторые другие специфические особенности водной среды используются в лечебно-оздоровительных целях; для реаби­литации после перенесенных заболеваний и травм.

Прикладная направленность. В программах по плаванию, поми­мо освоения жизненно необходимого для каждого человека навы­ка плавания, предусматриваются также ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности, а также изучение элементов прикладного плавания: умение применять спасатель­ные средства, владеть приемами оказания помощи пострадавшему на воде, приемами реанимации.

Влияние плавания на организм занимающегося (сердечно-сосудистую и дыхательную системы)

При систематических и правильно организованных занятиях у юных пловцов увеличиваются силовые показатели мышц сердца и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение (систолический объем), а также к снижению ЧСС в покое до 50-60 уд/мин. ЧСС у детей (10-11 лет), не занимающихся спортом, обычно составляет 75-80 уд/мин. Во время интенсивного плавания ЧСС юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150-200 уд/мин. Увеличение систолического объема способствует развитию сердечной мышцы.

При правильной дозировке упражнении можно полностью излечить сердечный недуг. При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мыши, которым приходится преодолевать давление воды (15-20 кг) на поверхность груди. Кроме того, дыхательные мышцы должны преодолевать эластическую тягу легких, для того чтобы вызвать понижение внутригрудного давления. На это требуются дополнительные мышечные усилия. Во время выдоха дополнительную нагрузку получают и те дыхательные мышцы, которые преодолевают сопротивление воды при выходе из легких воздуха. Такая регулярная "гимнастика" дыхательной мускулатуры приводит к ее укреплению и развитию, а это в свою очередь вызывает увеличение подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких, которая у ряда пловцов достигает 7 л и более.

Высокий уровень развития ЖЕЛ наблюдается, как правило, у пловцов, которые начали систематические занятия плаванием в детском возрасте. По данным врачебного контроля годовой прирост жизненной емкости легких у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется в пределах от 300 до 1100 см 3 и значительно превышает средние данные детей, не занимающихся плаванием.

Плавание приводит также к значительному увеличению легочной вентиляции и потребления кислорода. При плавании с максимальной скоростью наибольшее потребление кислорода у взрослого, хорошо тренированного пловца не превышает 6 л в минуту. Дети в процессе учебно-тренировочной работы по плаванию могут потреблять кислорода более 7 л в минуту. Это объясняется тем, что дети имеют большую, чем взрослые, частоту дыхания и, развивая более высокий темп движений, увеличивают глубину дыхания.

4. Влияние плавания на организм занимающего (опорно-двигательную и нервную системы)

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

Занятия плаванием способствуют улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний. В последнее время плавание стало важным средством лечебной физической культуры. Оно используется для предупреждения вредных последствий различных травм и увечий. Для этой цели разработана специальная система упражнений.

Современная система занятий по плаванию обеспечивает юным пловцам хорошее гармоническое развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Это происходит потому, что занятия в воде чередуются с физическими упражнениями, выполняемыми на суше.

5. Негативное влияние плавания на организм.

При нахождении человека в воде часто наблюдается отрицательное воздействие на состояние верхних дыхательных путей и органов слуха. Наиболее вероятной этих отклонений является периодическое заглатывание воды и нарушение носового дыхания. Наиболее часто встречаются у пловцов риниты (насморк) и заболевания придаточных пазух носа, а также хронические тонзиллиты. Во время пребывания в воде у пловцов наблюдается ярко выраженное снижение количества и активности фермента лизоцима, находящегося в слюне рта. Он явл одним из защитных факторов, предохраняющих от воздействия микрофлоры, а его снижение может способствовать распространению у них острых респираторных заболеваний бактериальной этиологии и ангин.

6.Документация к соревнованиям по плаванию. Содержание документов
1. Положение о соревнованиях: цель и задачи, время и место, программа, участники, условия определение победителей, награждение победителей, финансовое обеспечение.

2. Именная заявка: Ф.И.О., Дата рождения, разряд (заверено врачом)

3. Техническая заявка: И.Ф., роспись, дистанция
4. Протокол: стартовый, итоговый

Гибкость в плавании. Развитие гибкости.

Гибкость пловца зависит от способа плаванья. Для пловцов кролем на груди и спине – необходимо хорошая подвижность в плечевом суставе и голеностопе. Брассом – в коленях, голенях, и в тазобедренном суставе. На суше основным средством гибкости пловца является движение с максимальной амплитудой.
8. Развитие плавания в Республики Беларусь.

Первый чемпионат БССР был проведён в июле 1927 году в г. Гомеле в бассейне на реке Сож. В 1928 г. пловцы Белоруссии впервые приняли участие в чемпионате СССР (г. Москва) в программе Первой всесоюзной спартакиады; среди республик они заняли тогда четвертое место после команд РСФСР, Украины и Закавказья.

В 1936г. сооружен первый в Белоруссии крытый плавательный бассейн (длиной 25 м, с четырьмя водными дорожками) при Минском доме Красной Армии. Первыми среди белорусских пловцов чемпионами и рекордсменами СССР стали в 1937-1938 гг. Георгий Семенов - в нырянии на 25 и 50 м, Леонид Мамат - в плавании на 50 м с гранатой и Леонид Голубев - в плавании на 800 и 1500 м вольным стилем. В период 1937-1941 гг. большой вклад в развитие плавания в Белоруссии внесли замечательные пловцы, чемпионы и рекордсмены СССР З.Шелешнева, В.Симакова, Л.Абросимова, Н.Самсонова, Н.Крюков, Л.Леоненок, И.Дурейко, Л.Голубев, Н.Колодяжный, К.Мадей.

На ХХШ чемпионате страны (1954 г., г. Москва) бронзовыми призерами на дистанции 400 м вольным стилем стали Э.Лисарчик (тренер АФЛахлай) и М.Крылов (тренер В.В.Соловьев). Сборная команда пловцов Белоруссии на I Спартакиаде народов СССР (1956 г.) заняла 7-е место.

В1972 г. Н.Ершова (тренер Л.Ф.Баклицкая) первой из белорусских пловцов выполнила норматив мастера спорта СССР международного класса и участвовала в XX Олимпийских играх в г.Мюнхене.

В финальных стартах VI Спартакиады народов СССР (1975 г.) сборная команда республики заняла 5-е место. В соревнованиях по плаванию на XXI Олимпийских играх (г.Монреаль, 1976г.) участвовали белорусские пловцы И.Миколуцкий (тренеры В.Л.Журбо, В.Л.Захарченко, Ю.М.Курбатов) и С.Копляков (тренеры Э.С.Чаус, НЛ.Митриченко). Особенно успешно выступил Сергей Копляков. Он первый из белорусских пловцов завоевал серебряную медаль Олимпиады (эстафетное плавание 4×200 м вольным стилем).

На XIV чемпионате Европы (1977г.) О.Клевакина (тренер Ю.Филатов) и С.Лабзо (тренеры Д..А.Дарик, А.Б.Водопетов) получили бронзовую медаль, а С.Копляков стал чемпионом континента. Сергей Копляков навечно вписал свое имя в историю национального и мирового спорта. В 1979г. он первым из пловцов Белоруссии стал обладателем мирового рекорда на дистанции 200 м вольным стилем 1.49,83, став первым в мире пловцом, преодолевшим дистанцию 200 м быстрее 1.50,00. На ХХП Олимпиаде (1980 г., г.Москва) С.Копляков завоевал две золотые (200 м вольным стилем, эстафета 4×200 вольным стилем) и одну бронзовую медаль (100 м вольным стилем), вторая представительница республики - Э. Василькова (тренер Е.Л.Иванченко) стала серебряным призером на дистанции 100 м брассом.

В1983 г. на ХП Всемирной универсиаде в г.Бухаресте пловчиха из г.Гродно, мастер спорта международного класса И.Ларичева (тренер Н.А.Кузьмина) стала пятикратной чемпионкой (100, 200, 400, 800 м, эстафета 4×100 м вольным стилем), выиграв все дистанции вольного стиля у женщин.

В 1991 г. гомельская пловчиха Е.Рудковская (тренеры В.З.Лаврова, Л.Е.Кауфман) становится трехкратной чемпионкой Европы, а в 1992 г. - чемпионкой XXV Олимпийских игр в Барселоне на дистанции 100 м брассом и бронзовым призером в эстафетном плавании (4×100 м ком.).

9. Классификация видов плавания, олимпийская программа.

Виды: оздоровительное, спортивное, игровое, прикладное, синхронное, подводное.

Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилом. (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).

Оздоровительное плавание – использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др целях, имеющих оздоровительную направленность.

Игровое плавание – использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды.

Синхронное плавание – совокупность различных комплексов движений, вкл элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации.

Прикладное плавание – способность человека держаться на воде и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. (преодоление водных преград, ныряние, спасение утопающих.)

Подводное – плавание человека под водой с помощью различных средств и приспособлений

Программа Олимпийских игр по плаванию включает соревнования:

вольный стиль — дистанции 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 1500 м;

брасс — 100 м, 200 м; на спине — 100 м, 200 м; баттерфляй — 100 м, 200 м;

комплексное 200 м, 400 м (по 50 м или по 100 м поочередно баттерфляем, на спине, брассом и вольным стилем);

эстафеты 4 × 100 м и 4 × 200 м вольным стилем, 4 × 100 м комбинированная (этапы поочерёдно на спине, брассом, баттерфляем и вольным стилем);

вольный стиль — 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 800 м; брасс — 100 м, 200 м;

на спине — 100 м, 200 м; баттерфляй — 100 м, 200 м; комплексное — 200 м, 400 м;

эстафеты 4 × 100 м и 4 × 200 м вольным стилем и комбинированная 4 × 100 м.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

упражнения для развития гибкости

Чтобы научиться правильно и технично плавать, пловцу необходимо обладать хорошей гибкостью. Поэтому, одними тренировками в бассейне не обойтись. Для комплексного развития, кроме тренировок в воде, спортсмены занимаются в спортзале, на которых повышают свой общий уровень физической подготовки и гибкость в том числе. Какие же упражнения для развития гибкости у пловцов существуют? Расскажем в этом статье.

Какие существуют упражнения?

  • выполните несколько наклонов головы - вперед, назад, вправо, влево;
  • разомните кисти рук, сделайте несколько круговых движений ими - сначала в одну сторону, затем в обратную;
  • выполните круговые движения выпрямленными руками - 4 раза вперед, 4 назад. Повторите несколько раз;
  • поставьте ноги вместе и сделайте несколько наклонов вперед. Это поспособствует растяжке мышц ног и спины;
  • поставьте ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и постарайтесь, стоя на прямых ногах, не сгибая коленей, достать правой рукой до пятки левой ноги, а левой рукой - до пятки правой ноги. Повторите несколько раз;
  • сядьте на пол и, держа ноги вместе, попытайтесь дотянуться руками до пальцев ног. Полежите в таком положении несколько секунд, повторите еще 2-3 раза;
  • оставайтесь сидеть на полу и разведите ноги пошире - теперь попытайтесь дотянуться по очереди к каждой ноге отдельно;
  • все еще сидя на полу, одну ногу вытяните вперед, а вторую согните. В этом положении наклонитесь вперед, пытаясь дотронуться до кончиков пальцев выпрямленной ноги. Затем смените ноги и повторите.

Золотые упражнения Кифута

упражнения кифута

Существует специально разработанный комплекс эффективных упражнений для развития гибкости и увеличения эластичности мышц, которыми пользуются спортсмены. Он называется "Золотые упражнения Кифута". На картинке представлен полный комплекс этих упражнений, однако помните, что во избежание ошибок и растяжений, их лучше выполнять под чутким руководством тренера. На тренировках по сухому плаванию в школе плавания SwimRocket сертифицированный тренер Евгений Александрович Лось разбирает с учениками золотые упражнения Кифута. Записаться к нему на занятия можно по телефону 8 (495) 131-07-32 или оставив заявку на нашем сайте.

Читайте также: