Гетерофеноменология д деннета кратко

Обновлено: 05.07.2024

Истоки

Корнями элиминативный материализм восходит к психофизиологической проблеме в философии Декарта. С развитием естественных наук всё чаще возникало понимание сознания как эффекта работы человеческого организма: так же как печень выделяет желчь, мозг выделяет мысль. Тем не менее, научных способов доказательства подобных суждений в XVIII-XIX веках не было. Нетрудно догадаться, что появление компьютерного томографа и других достижений техники в 70-е годы ХХ века вдохновили новую волну материалистических теорий в философии сознания. В частности, дошло и до того, что для проблемы сознания было предложено решение в виде элиминации самого сознания.

Вторые – менее радикальные мыслители с предложениями пересмотра привычных взглядов и объяснений. Для них сознание – это своего рода эмуляция, призванная упростить расчеты мозга. Поэтому речь надо вести в большей мере не о переживаниях изнутри, как это обстоит сейчас, а о действительных натуралистических основах ментальной жизни человека. Такой подход характерен для Дэниела Деннета, сомневающегося в проблематике квалиа.


Мы последовательно разберем основные позиции обоих ветвей элиминативистской мысли – тем более, что они во много пересекаются между собой. Можно сказать, что просто со временем возникла менее радикальная позиция, исходящая из схожих предпосылок и использующая близкие элиминативизму аргументы. Хочется обозначить, что несмотря на то, что сама концепция не особо известна широкой аудитории, так или иначе различные научно-популярные движения и деятели нередко приходят именно к этой позиции. Поэтому совершенно неудивительно, что есть ряд людей, считающих, что нет никакого отдельного сознания, а есть лишь работа головного мозга, но при этом не знающих, что они являются элиминативистами.

О языке людей и теоретиков

Одна из главнейших предпосылок в элиминативном подходе – это соотношение научного и обыденного языка. Конфликт этот не обходится без философии, но скорее не в роли участника, а поля сражения. Предтечами элиминативизма можно назвать Уилфрида Селларса и Пола Фейерабенда, которые высказывали сомнение о полезности концепта сознания в философии. Также примечательны рассуждения Уилларда Куайна, критиковавшего философские теории о ментализмах. Его выводы привели к некоторой путанице в том, кого считать элиминативистами – тех, кто считает, что реально нет никаких ментализмов (а есть реальность механизмов мозга) или тех, кто за то, чтобы создать теорию, поясняющую как механизмы мозга порождают в нас ментализмы.


Дело здесь в том, что Стивен Стич назвал фолк-психологией – в совокупности обыденных представлений о ментальных свойствах человека: сознании, психике, мышлении. Такие понятия опираются на житейский опыт, а не на научные открытия. Нередко они возникают значительно раньше времени, когда что-либо вообще науке стало известно об этой части ментальной жизни человека. Поэтому понятия фолк-психологии обычно не имеют корректных аналогов в научном языке, ведь они скорее не указывают на что-то существующее, а убеждают о существовании этого. В лучшем случае обыденный вокабуляр описания ментального можно рассмотреть как серьезное обобщение натуралистических и научных понятий.

Возникает проблема, схожая с той, которую Витгенштейн поднимает в мысленном эксперименте о жуках в коробках. Обыденное понимание сознания базируется на восприятии его от первого лица и переноса этой информации на других людей. Иначе говоря, вместо интерсубъективной предпосылки существует только субъективная. Нетрудно заметить и уверенность индивида в понимании своего сознания только по факту обладания им. Получается, что фолк-психологическое представление позволяет судить о сознании других людей лишь по собственному да и еще и с уверенностью в его понимании.


Пример с болью показателен также тем, что сам человек не в состоянии всегда с точностью отметить, что он ее ощущает и как именно. По мнению Деннета, дело здесь в несостоятельности самого концепта, который несет в себе ошибки и противоречия. Обыденное понимание боли – это очень огрубленное и недостоверное описание неврологических процессов.

Обобщение и частности


Это оказывается серьезной проблемой. Понятия из фолк-психологии примерно так же влияют на понимание мира, как астрология и вера в ауру (причем действительно же влияют и, по мнению, элиманитивистов – скверным образом). Вера в такого рода абстракции может быть и не так уж губительна для самого индивида, как непрактична и неприятна для людей, которых интересует понимание происходящего, а не субъективные версии.

Но в случае с сознанием проблема еще и в том, что это общее понятие возникло до появления научно достоверных частных знаний. Поэтому понятие сознания нередко сравнивают с понятиями вроде миазмов или гуморов, которые были вытеснены в научном языке ввиду новейших открытий и большего понимания.


В конечном счете, сейчас мы знаем, насколько губительной была фолк-медицина и фолк-биология, а потому можем экстраполировать этот опыт и на вопросы о сознании. И действительно, к каким проблемам может привести и приводит использование терминов, вроде сознания и боли?

Прагматика элиминативизма

В случае обращения пациента к врачу с жалобами на боль работникам медицины придется в буквальном смысле переводить жалобу с обыденного языка. И тут возникает серьезная проблема: к примеру, жалобу на боль в спине примерно с одинаковой долей вероятности можно перевести так, что пациента отправят к неврологу или к хирургу – при том, что это врачи, занимающиеся различным спектром проблем и имеющие профессиональные компетенции в разных вещах.


Напоследок немного о любви

По итогу, даже если вам и не близка сциентистская предпосылка элиминативизма, он предлагает полезный угол зрения. Он напоминает, что явления – это нечто большее, чем просто то, как мы их воспринимаем и что о них думаем. Простота может быть обманчивой. В принципе, то, как подается основной тезис элиминативизма, отлично демонстрирует это: сознания не существует, существует концепт, который так называется, он обозначает нечто более сложное. Можно сказать, что элиминативисты лишают нас сознания во многом для того, чтобы мы хоть что-то о нем узнали. Конечно, Чёрчлендам такой вывод вряд ли понравится, зато Деннет точно не будет против.


Основным недостатком позиции элиминативного материализма можно выделить то, что возможность усомниться не предполагает автоматический отказ. Довольно часто в материалах, посвященных элиминативизму, сознание сравнивают с флогистоном, забывая, что этот концепт отбросили далеко не сразу. Одна научная парадигма может смениться лишь другой, чему в данном случае и способствовали исследования Лавуазье.

В случае с фолк-психологией понятно, каким образом и зачем элиминативисты могут выкорчевывать ее из академических и научных дисциплин, но заявка на изменение обыденного языка не только утопична, но и, как кажется, не до конца обдумана. Не будем долго рассуждать о последствиях, а лучше проясним следующее – одно понятие фолк-психологии другому рознь.

Пример с болью крайне удачен, но он не представляет собой некоего универсального подхода к терминам обыденного языка. Это скорее очень конкретное и корректное применение элиминативистского подхода. Концепт боли отсылает нас к здоровью, поэтому совершенно логично, почему в данном случае работают и более полезны натуралистические и научные описания.

Не говоря уже о том, что человеческая культура создала целый парк аттракционов для заблуждающихся любовью, и элиминация этого концепта всего-то лишит человека входного билетика. Тем не менее, чтобы не заигрываться, вполне себе полезно учитывать и элиминативный взгляд.

Для оформления использованы работы Lindenberg Munroe. На превью – работа Erica Portunato.

Ментализм многозначный термин, которым обычно обозначают всю совокупность явлений внутренней жизни человека (мысли, чувства, воля и т. д.).

В подходе, который предлагает Деннет, основным материалом для анализа служит речь агента. На основании высказываний испытуемых исследователь формирует текстовые отчеты, которые впоследствии подвергаются интерпретации.

При этом делается допущение, что речь человека состоит не из пустых бессмысленных звуков, а представляет его интенцио- нальные содержания, убеждения и желания. Очевидно, мы имеем дело с работой Интенциональной установки. Без нее невозможно никакое исследование контента и сознания, как подчеркивает Деннет. В гетерофеноменологическом подходе, как и в случае с Интенциональной установкой, предпринята попытка сохранить онтологический нейтралитет. Описывается некоторый мир, феноменологический. Он исследуется на предмет консистентности и непротиворечивости, но его реальность не утверждается.

Дэниэл Деннет – один из самых популярных и влиятельных англоязычных философов, автор около десятка книг, посвященных проблеме сознания и переведенных во многих странах. Они неизменно оказываются в центре философских дискуссий по данной проблеме, встречают отклик среди представителей различных наук. У нас переведено и опубликовано несколько небольших работ Деннета [1]. Рассмотрению его взглядов посвящены статьи Н. С. Юлиной [10; 11; 12; 13], которая недавно завершила работу над монографией о творчестве Деннета [14]. Я имел возможность внимательно прочесть рукопись этой монографии, представляющей кропотливый труд. В нем взгляды Деннета рассматриваются в широком контексте исследований проблемы сознания, которые интенсивно ведутся в последние десятилетия представителями аналитической философии. Мощный поток литературы по проблеме сознания в русле аналитической философии, как ни странно, остается вне поля заинтересованного внимания российских философов. Поэтому труд Н. С. Юлиной, выполненный в историко-философском ключе, особенно ценен.

Ключевые слова

СОЗНАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ПСИХИЧЕСКОЕ, КОДОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, КОДОВЫЙ ОБЪЕКТ, РАСШИФРОВКА КОДОВ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА, ПОЗНАНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, МОДАЛЬНОСТИ, ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ, СВОБОДА ВОЛИ, ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИКИ, ТРАНСГУМАНОИДЫ, ДЕННЕТ, ТЕАТР, КОНЦЕПЦИЯ, ЮЛИНА

Текст научной работы

Дэниэл Деннет – один из самых популярных и влиятельных англоязычных философов, автор около десятка книг, посвященных проблеме сознания и переведенных во многих странах. Они неизменно оказываютсяв центре философских дискуссий по данной проблеме, встречают откликсреди представителей различных наук. У нас переведено и опубликовано несколько небольших работ Деннета [1]. Рассмотрению его взглядовпосвящены статьи Н. С. Юлиной [10; 11; 12; 13], которая недавно завершила работу над монографией о творчестве Деннета [14]. Я имел возможность внимательно прочесть рукопись этой монографии, представляющейкропотливый труд. В нем взгляды Деннета рассматриваются в широкомконтексте исследований проблемы сознания, которые интенсивно ведутся в последние десятилетия представителями аналитической философии.Мощный поток литературы по проблеме сознания в русле аналитическойфилософии, как ни странно, остается вне поля заинтересованного внимания российских философов. Поэтому труд Н. С. Юлиной, выполненный висторико-философском ключе, особенно ценен.

Правда, я отношусь к концептуальным установкам и результатамДеннета гораздо более критично, что и послужило основанием для этойстатьи. Сейчас, когда в философской литературе наблюдается чрезвычайная информационная избыточность, необходимо более взыскательно относиться к анализу не только исходных посылок предлагаемых концепций сознания, но и к логической последовательности их реализации в решенииконкретных вопросов, к аспектам обоснованности и теоретической корректности философского изложения, оригинальности и результативностипредлагаемых подходов. Такого рода взыскательность способна повыситьпродуктивность нашей деятельности, ее ответственность, если, конечно,мы исходим из убеждения, что философская разработка проблемы сознания претендует на теоретический статус и, следовательно, ее результатыподлежат проверке на основании общепринятых критериев.

Между тем, несмотря на значительный историко-философский опытосмысления подобных трудностей (Декартом, Беркли, Юмом, Кантом,Гуссерлем и др.), несмотря на актуальность их основательного теоретического анализа в условиях информационного общества, указанныйключевой пункт проблемы сознания отодвинут на дальнюю периферию,а зачастую вообще игнорируется. Это справедливо для нынешних какфизикалистских, так и функционалистских концепций сознания, которыеодержимы задачей редукции феноменального к объективно реальному.

Мы видим это и у такого яркого представителя функционалистскогонаправления в разработке проблемы сознания, как Деннет. Он является продолжателем традиции, идущей от Витгенштейна, Райла, Гудмэна, визвестной степени от Куайна, и ничего концептуально нового в этом отношении нам не предлагает: сознание редуцируется к 1) поведению, 2) лингвистическим отчетам, 3) когнитивному содержанию, которое присуще икомпьютерной программе. Интересны частности, способы аргументацииавтора, то, как он интерпретирует основные вопросы проблемы сознания,как пытается реализовать указанную программу редукции. И, конечно,важны те поводы к дискуссии с автором, которые во множестве содержатся в его трудах и способны стимулировать творческие размышления.

Это важно подчеркнуть, ибо Деннет не исследует вопрос о связионтологии и феноменологии, не дает четкого анализа оснований своейонтологии, т.е. того, к чему редуцируется ментальное (поведение, лингвистический отчет, когнитивное содержание и шире – функциональное отношение), не замечает, что эти основания сами предполагают учетментального, и его онтология неявно содержит в себе тот круг, о которомговорилось выше.

Весьма сильные утверждения, не правда ли? Посмотрим же, какиеаргументы приводит Деннет.

Столь крайняя, редукционистская установка вызывает категорическоевозражение. Она подвергалась серьезной критике со стороны ряда представителей аналитической философии. Например, Т. Нагель [8; 20], Дж.Серл [9], М. Локвуд [19] и другие справедливо подчеркивали, что объяснение сознания, ментальных феноменов не должно сводиться к требованию обязательной редукции явлений сознания к чему-то такому, что имине является (к физическому процессу, словесному отчету, поведенческомуакту). Адекватные методы объяснения сознания не должны элиминировать качественную специфику явлений субъективной реальности (а этокак раз и происходит в концепциях радикального редукционизма).

Уже это показывает, что стремление элиминировать качество субъективной реальности, характерное для редукционистских стратегий, связано с весьма узким пониманием гносеологической проблематики. Эти редукционистские стратегии препятствуют постановке и решению новыхактуальных задач в области гносеологии. Здесь еще раз обнаруживаетсясущественная взаимосвязь онтологии и гносеологии: новые онтологические проблемы требуют новых гносеологических исследований.

Понятие сознания используется не только в философии, но и в разныхнауках, оно употребляется в разных смыслах, которые часто недостаточночетко определены. Некоторые свойства, приписываемые сознанию, характеризуют, например, его операциональные аспекты. В этом случае они хорошоопределяются эмпирически и имеют стандартные функциональные описанияот третьего лица. То, что Деннет называет гетерофеноменологией, как раз ипредставляет такого рода описания, используемые в когнитивной психологии, психофизиологии, в проблематике искусственного интеллекта и другихобластях науки. Но при этом за скобками остается специфика субъективнойреальности – наиболее существенная, неотъемлемая черта сознания.

Гетерофеноменологический метод выражает, по существу, хорошоизвестную методологию бихевиоральных исследований, которая оправдана в целях изучения отдельных функций сознательной деятельности,но не более того. Теоретические основания такого рода исследованийдалеко не совпадают с теоретическими основаниями общей концепциисознания. Деннет же выдает первое за второе.

Т. Нагеля [5], дано краткое изложение моей концепции связи сознанияс мозговыми процессами, опирающейся на принципы функционализма.Думаю, эвристический потенциал этих принципов далеко не исчерпан.

Идея децентрации сознания имеет, конечно, некоторые основания. Вовсе времена структура сознания никогда не выглядела строго иерархичной, включала разнообразные связи и отношения многих своих оперативных и ценностно-смысловых блоков, которые не удовлетворяли принципуиерархической организации, сохраняли определенную меру автономии инеуправляемости со стороны Я. В этом, кстати, проявляется один из существенных факторов надежности и эффективности целостной системыпсихической самоорганизации личности (в которой соотношение функцийцентрализации и автономизации весьма многообразно, аналогично тому,как это имеет место в сложных биологических системах). Однако нарушение определенной меры автономии и неуправляемости ведет к тем илииным видам психопатологии (психические автоматизмы, деперсонализация, шизофреническое расщепление личности).

Поэтому попытка Деннета отрицать Самость, как обладающую качествами самотождественности и центризма, противоречит не тольконашему повседневному опыту (и, конечно, опыту самого Деннета), но иобщепринятым данным психологии и психиатрии. Отчасти такая установка Деннета подходит для описания Самости больных шизофренией ислучаев старческого маразма.

Что же предлагает Деннет вместо отставленной им Самости? Какмы увидим дальше, его взгляды на сей счет не отличаются последовательностью. Да они и не могут быть последовательно проведены, так какдаже сама по себе когнитивная способность (независимо от того, какомуагенту она приписывается – человеку или роботу) обязательно несет всебе качества центризма и самотождественности – необходимые условия целенаправленного действия, решения задачи.

Список литературы

Цитировать

Элиминативный материализм (англ. Eliminative materialism; элиминативизм) — материалистическая позиция в философии сознания, согласно которой обыденное понимание сознания является ложным и некоторые ментальные состояния, в которые верят люди, не существуют. Некоторые элиминативисты считают, что для некоторых концепций, таких как вера или желание, не будет найдено нейробиологического базиса, поскольку они недостаточно точно определены. Они, в свою очередь, считают, что психологические концепции поведения.

Антиредукционизм — философское и / или научное учение, противоположное редукционизму, пропагандируещее, что не все свойства целого могут быть объяснены свойствами его составных частей и их взаимодействий. Одна из форм антиредукционизма (гносеологическая) показывает, что мы просто не в состоянии понять системы на уровне основных компонентов, и поэтому редукционизм должен потерпеть неудачу. Другой вид антиредукционизма (онтологический) показывает, что полное объяснение основных компонентов не представляется.

Философия психологии — сравнительно молодой специальный раздел философии науки, занимающийся исследованием и изучением методологии эмпирической психологии, знаний, полученных в науке психологии.

Ассоциативная психология (Ассоцианизм) — совокупность психологических концепций и школ XVIII – XIX вв., в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Ассоциация идей может возникать в результате подобия (ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки), близости (ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и то же время), контраста (ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга.

Аксиологизм (от др.-греч. ἀξίᾱ через лат. axia — ценность или ценностность, и др.-греч. λόγος — учение, знание; также субъектный досократизм или фюзизм) — гносеологическое учение, постулирующее безусловную субъектную ценность каких-либо категорий человеческого восприятия. В этом аспекте постижения чего-либо необъектного как идеальной сущности аксиологизм является прямой (то есть имеющий сознательно неотложенный, спонтанный характер) реакцией на кризисный характер постмодернизма и его принципиальное.

Операционализм — течение в философии и методологии науки XX века, полагающее операционализацию критерием научности теоретических и эмпирических суждений.

Теория идентичности (также теория тождества, редуктивный материализм, редуктивный физикализм) (англ. Identity theory) – группа теорий в философии сознания, согласно которым состояния сознания идентичны состояниям мозга, а процессы в сознании идентичны процессам в мозге, то есть сознание тождественно последовательности состояний нейронной активности. Существуют две разновидности теорий идентичности: типовые теории идентичности (Type Identity Theories) и знаковые теории идентичности (Token Identity.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека.

Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории.

Понима́ющая психоло́гия (нем. Verstehende Psychologie) — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX — начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении переживаний внутренней, душевной жизни индивида с окружающими его культурно-историческими ценностями.

Логика научного исследования (нем. Logik der Forschung) — эпистемологический трактат англо-австрийского философа еврейского происхождения Карла Поппера, написанный в 1934. Основная проблема — проблема демаркации науки от вненаучных форм знания. Поппер вводит принцип фальсификации научного знания, интерсубъективного характера истины и внерациональности научных постулатов.

Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В философии науки: концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной.

Нея́вное зна́ние (англ. tacit knowledge) — вид знания, к которому относится то знание, которое не может быть легко передано другим.

Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно связана с анализом текстов и языков. Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа. Первым шагом.

Концептуа́льная схе́ма — семантическая сеть из взаимосвязанных по определенным правилам понятий (а не единичное понятие) и концепций.

Психическая причинность, также Ментальная каузальность (англ. Mental Causation) — причинно-следственное отношение сознания и физического мира, в частности, влияние сознания человека на его поведение. В повседневной жизни и научной практике взаимодействие между сознанием и физическим миром считается само собой разумеющимся. Влияние психических состояний и процессов на поведение человека признано в качестве установленного факта и в житейской психологии, и в научной психологии, и в философии психологии.

Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология (англ. 'Linguistic turn: Recent Essays in Philosophical Method') под редакцией Ричарда Рорти, изданная в 1967 году.

Трансцендентальный идеализм (нем. transzendentale Idealism) — в учении И. Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом. Противоположностью трансцендентального идеализма является трансцендентальный реализм.

Ра́мочный ана́лиз (англ. Framing analysis) — междисциплинарный метод научного исследования, который используется для анализа того, как люди понимают ситуации и события.

Рассуждение — последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.

Объективи́зм — философское учение об объективности реальности (материализм, объективный идеализм, реализм). Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности.

Несуществующий объе́кт — философская категория, обозначающая вещь, явление или процесс, который может быть помыслен или описан (с той или иной степенью достоверности), но который не существует в реальности.

Функционали́зм – одна из ведущих теорий в современной философии сознания, которая возникла в качестве альтернативы теории идентичности и бихевиоризму. Функционализм берёт истоки из философии Аристотеля, Томаса Гоббса и Уильяма Джеймса, однако в качестве самостоятельной теории он оформился в последней трети XX столетия. Основная идея функционализма состоит в том, что психические состояния представляют собой не физиологические состояния и не феноменальные свойства, а функции, которые определяются в.

Сильная программа или строгая социология — концепция в социологии научного знания, развиваемая Дэвидом Блуром (David Bloor), Барри Барнсом (S. Barry Barnes), Гарри Коллинзом (Harry Collins), Дональдом Маккензи (Donald A. MacKenzie) и Джоном Генри (John Henry). Сильная программа критически относится к предшествующей социологии науки и исследует не только ошибочные или ложные научные теории и технологии, не нашедшие дальнейшего применения, но и успешные теории и технологии симметричным образом. Базовые.

Модель мозга — любая теоретическая система, которая стремится объяснить физиологические функции мозга с помощью известных законов физики и математики, а также известных фактов нейроанатомии и нейрофизиологии . Существуют по меньшей мере два основных положения, играющих фундаментальную роль в теории функционирования мозга, в отношении которых сходится мнение большинства современных теоретиков.

Энактиви́зм (англ. Enactivism) — группа теорий сознания, возникшая в рамках когнитивной науки и противопоставляющая себя как классическому картезианскому дуализму, так и современной аналитической философии сознания.

Лингвистический ассоциативный эксперимент — один из методов психолингвистики. Берёт начало в методе свободных ассоциаций, одном из первых проективных методов психологии. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Нейрофеноменология — нередуктивный холистический подход к исследованиям сознания, интегрирующий методы когнитивной нейронауки (исследования сознания от третьего лица) и методы феноменологии и восточных медитативных практик (исследования сознания от первого лица). Данный подход был предложен чилийским нейробиологом Франсиско Варелой.

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Интеллектуализа́ция — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств.

Социальное представление — категория, представляющая собой сеть понятий, утверждений, умозаключений, возникающих в повседневной жизни в ходе межличностного взаимодействия. Термин возник в рамках концепции социальных представлений французского социального психолога Сержа Московичи. С помощью социальных представлений человек как член социальной группы активным образом переосмысливает все происходящие в его социальном контексте явления и процессы.

Интегральный подход (интегральная теория) — подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, осуществляемый в рамках систематической холистической философии.

Читайте также: