Геродот о египте кратко

Обновлено: 06.07.2024

Историк, географ, социолог и неутомимый путешественник, Геродот создал первое описание Древнего Египта, дошедшее до наших дней. Но с его рассказами следует обращаться с осторожностью. Хотя они и далеки от чистой выдумки, Геродот невольно грешит неточностью. ГРЕЧЕСКИЕ ИМЕНА ДЛЯ ЕГИПТЯН Геродот все время пытается переделать египетские имена на греческий лад, что стало причиной дополнительной путаницы. Так, […]

Историк, географ, социолог и неутомимый путешественник, Геродот создал первое описание Древнего Египта, дошедшее до наших дней. Но с его рассказами следует обращаться с осторожностью. Хотя они и далеки от чистой выдумки, Геродот невольно грешит неточностью.

ГРЕЧЕСКИЕ ИМЕНА ДЛЯ ЕГИПТЯН

Геродот все время пытается переделать египетские имена на греческий лад, что стало причиной дополнительной путаницы. Так, под его пером египетский фараон Рамсес становится Рампсинитом, богиня Бает упоминается под именем Артемиды, а Тот превращается в Гермеса. И наконец, за именем Гефест скрывается бог Птах, что, конечно же, не облегчает чтение рассказа.

Но заговор был раскрыт, и Геродот отправился в ссылку на остров Самос. В 445 году он был уже в Афинах, где вошел в круг Перикла и общался с такими великими умами, как Софокл, Еврипид и Фидий. И наконец, около 443 года он участвовал в основании колонии Фурии, где прожил около двадцати лет. Он умер между 429 и 413 годами. Через двести лет после смерти Геродота историки из круга Аполлодора Афинского переработали его труд и разделили его на девять книг, озаглавив каждую именем одной из муз.

Ода Эвтерпе

Также он рассказывает о древнеегипетском календаре, о священных животных, о способах бальзамирования, о пирамиде Хеопса, о кампаниях Сенусерта, о нильском паводке и об осирическом мифе. Однако достоверность того, о чем пишет Геродот, находится под вопросом. Его источниками были, например, устные свидетельства, беседы, которые он вел с египтянами разного социального статуса и разных профессий. Геродот расспрашивал греческих торговцев, переселившихся в Египет, и грекоязычных египтян. Он сумел побеседовать с людьми, занимавшимися приемом чужеземцев, с проводниками, погонщиками ослов и жрецами.

Они, несомненно, поведали ему все слухи и сплетни о высокопоставленных персонах. Интересно, что писатель иногда излагает несколько версий одного события, чтобы читатель мог выбрать близкую ему позицию, но это только добавляет путаницы. Геродот допускает многочисленные ошибки и неточности, так что зачастую очень сложно отличить правду от выдумки.

430GV3SpKPA

Критика Геродота

Он описывает бегемота, как животное с лошадиной гривой, что далеко от истины, но это говорит о том, что он видел портреты богини-бегемотихи Таурт, которая действительно изображается с лошадиной гривой. И наконец, Геродот очень точен в том, что касается ближайших к его времени (V век) периодов, например, когда он описывает XXVI династию или рассказывает о фараоне Шабаке.

Странная хронология

Однако неточностей и ошибок становится очень много, когда речь заходит о жизни фараонов и хронологии их правлений. Чем отдаленнее времена, о которых говорит Геродот, тем меньше в его рассказе правды. Египтологи очень долго бились над его описаниями древнейших монархов, настолько они причудливы. Хронологический порядок нарушен; приведем один только пример: Хеопс, фараон IV династии, согласно Геродоту, правил после Рамсеса III из XX династии! Путаницу усугубляет привычка Геродота переделывать древнеегипетские имена на греческий лад: кто такой фараон по имени Рампсинит — Рамсес III или его предшественник? Кто скрывается за именем Мин, Менее из хронологии

Манетона? Кроме того, многие события, о которых говорит Геродот, невозможно уточнить, так что они больше похожи на выдумку: так, он упоминает об экспедиции Сенусерта в Колхиду, о которой египтологам ничего не известно. Также он рассказывает о правлении восемнадцати эфиопских фараонов, тогда как нам известны только пять из них.

В защиту Геродота

Несмотря на многочисленные неточности, заслуга Геродота в том, что он создал уникальное описание этой страны. На месте он действовал, как настоящий журналист, что говорит о его любознательности и энтузиазме. Мы не можем требовать от него большего, чем он мог сделать, располагая доступными ему источниками. Произведение Геродота — это кладезь информации, так что будем благодарны ему за многочисленные наблюдения и за искреннее желание сделать свой труд полезным.

Но, быть может, несмотря на ненадежность источников, Геродот сумел избежать крупных ошибок? Посмотрим же, что рассказывает Геродот, например, о Египте.

ОБУЧЕНИЕ В ЕГИПТЕ

ОБУЧЕНИЕ В ЕГИПТЕ Любой процесс, завершаясь, переходит в противоположный процесс.Иерофант написал молодому подвижнику рекомендательное письмо, в котором просил верховного жреца фараона Амазиса — великого Сопхиза принять на обучение благочестивого отрока. С письмом в

В ЕГИПТЕ

7.6 ЧУДО В ЕГИПТЕ

7.6 ЧУДО В ЕГИПТЕ Начиная с апреля 1968 года на протяжении примерно 14 месяцев произошло более чем 70 явлений Пресвятой Девы и других необычных феноменов, которые были отмечены вблизи коптской церкви Святой Девы Марии в Зейтуне, пригороде Каира. Первыми, увидевшими явление

1.1 О древнем Египте

1.1 О древнем Египте В древнем Египте, стране Кеми, было две касты жрецов и имели они три учения, друг от друга отличавшиеся.Одно учение внешнее, экзотерическое, всем известное, данное народу жрецами низшей касты, самими жрецами за истину не признававшееся, гласило, что душа

КОЛОНИЯ В ЕГИПТЕ

КОЛОНИЯ В ЕГИПТЕ Во мне хранятся целые народы, Так в кремне ждет огонь своей поры: Одной лишь искре стоит дать свободу — И возродятся страны и миры. Во мне умерших души — только тронь! — Взойдут многоязычно, как огонь. Около 400000 лет назад Белая Ложа Посвященных была

КОЛОНИЯ В ЕГИПТЕ

КОЛОНИЯ В ЕГИПТЕ Зрячему глаза не нужны. Около 400000 лет назад Белая Ложа Посвященных была перенесена из цветущей Атлантиды в Египет, где в течение 200000 лет проводила работу, связанную с эволюцией человечества и других царств планеты (минерального, растительного,

ОБУЧЕНИЕ В ЕГИПТЕ

ОБУЧЕНИЕ В ЕГИПТЕ Сейчас, сейчас старушка Память На лбу найдет свои очки,Подслеповатыми зрачкамиВопьется в даль из-под руки…ЖРЕЦ СОПХИЗНа мордах — прорастали лица, На пальмах — рыбы стали петь.Все, что смогло во мне родиться,Уже не сможет умереть…Еще на острове Самосе

Рукописи Геродота

Источники информации Геродота

Сведения Геродота о Персии

Сведения Геродота о Персии Геродот рассказывает также о Персии. По мнению историков, здесь дело обстоит лучше: «Наибольшей достоверностью отличаются три последние книги произведения Геродота, где речь идет о походе Ксеркса, и это единогласно отмечается всеми

Апокрифичность Геродота

Апокрифичность Геродота Но есть ли основания считать книгу Геродота написанной в средние века? Оказывается, что такие основания есть и некоторые из них очень серьезны. Начнем сначала с мелочей.Делаемое Геродотом отождествление направлений течения Нила и Дуная

Крестонеи у Геродота

Крестонеи у Геродота Геродот неоднократно говорит о больших людских массах, называемых крестонеями, или крестонами. Более того, существует целая область Крестония, город Крестон и т. д.«…Ксеркс же во главе сухопутного войска выступил из Аканфа, избрав прямой путь через

§ 2. Дендерский храм в Египте

§ 2. Дендерский храм в Египте Общая характеристика Дендеры — небольшой городок в Египте, к северe от Фив. на берегу Нила. Недалеко находятся развалины древнего города Тентириса, с остатками великолепного храма. В египтологии этот храм принято называть

Патриархи в Египте См. [40], стр. 77—81.

Патриархи в Египте См. [40], стр. 77—81. По книге Бытия в Египте протекала также деятельность Авраама и Иакова. Египетский период жизни Авраама, по Ветхому Завету, связан с тем, что, спасаясь от голода в Месопотамии, он поселился в Египте, где и проживал некоторое время в

Имена в Древнем Египте

Имена в Древнем Египте Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключал в

Душа в Древнем Египте

Душа в Древнем Египте У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований. Итак, душа по верованию египтян состояла из:1. Ба — так называлось

99991

Теперь я хочу подробно рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами. Поэтому я должен дать более точное ее описание. Подобно тому как не­бо в Египте иное, чем где-либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям ос­тальных народов. Так, например, у них женщины ходят на рынок и торгуют, а мужчины сидят дома и ткут.

Другие народы при тканье толкают уток квер­ху, а египтяне — вниз. Мужчины [у них] носят тяжести на голове, а женщи­ны — на плечах.

Естественные от­правления они совершают в своих домах, а едят на улице на том основании, что раз эти отправления непристойны, то их следует удовлетворять втайне, поскольку же они пристойны, то открыто. Ни одна женщина [у них] не может быть жрицей ни мужского, ни женского божества, мужчины же (могут быть жре­цами) всех богов и богинь. Сыновья у них не обязаны содержать престарелых ро­дителей, а дочери должны это делать даже против своего желания.

В других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся. В знак траура у других народов ближайшие родственники, по обы­чаю, стригут волосы на голове, египтяне же, если кто-нибудь умирает, на­против, отпускают волосы и бороду, тогда как обыкновенно стригутся. Дру­гие народы живут отдельно от животных, а египтяне — под одной крышей с ними; другие питаются пшеницей и ячменем, в Египте же считается вели­чайшим позором употреблять в пищу эти злаки. Хлеб там выпекают из пол­бы… Тесто у них принято месить ногами, а глину руками.

Каждый мужчина носит у них две одежды, а всякая женщина — одну.

Египтяне — самые богобоязненные люди из всех, и обычаи у них вот ка­кие. Пьют они из бронзовых кубков и моют их ежедневно, при этом именно все, а не только некоторые.

Они носят льняные одежды, всегда свежевысти­ранные; об этом они особенно заботятся.

Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов. Одеяние жрецы носят только льняное и обувь из [папирус­ного] лыка. Иной одежды и обуви им носить не дозволено.

Напротив, употреблять в пишу рыбу им не дозволено. Бобов же в своей стране египтяне вовсе не сеют и даже не едят: и дикорастущих ни в сыром, ни в вареном виде. Жрецы не терпят даже вида бобов, считая их нечистыми плодами. У каждого бога там, впрочем, не один, а много жрецов. Из них один — верхов­ный жрец. Когда какой-нибудь жрец умирает, то ему наследует сын…

Образ же жизни египтян вот какой. Желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные с детства, и сохраняют здоро­вье рвотными и клистирами. Ведь по их мнению, все людские недуги проис­ходят от пищи. Вообще же египтяне, исключая ливийцев, самый здоровый народ на свете, что зависит, по-моему, от климата (ведь там нет смены вре­мен года)… Вино, которое они пьют, изготовляется из ячменя, потому что в этой стране нет виноградной лозы. Рыбу же египтяне едят частью в сыром виде вяленой на солнце, частью просоленной в рассоле. Из птиц употребляют в пищу в соленом виде перепелок, уток и мелких птичек. Птицу и рыбу всех других по­род, кроме, конечно, почитаемых священными, они едят жареной или вареной.

У египтян есть еще и другой обычай, сходный с эллинским, именно лакедемонским, вот какой. При встрече со старцами юноши уступают дорогу, отходя в сторону, и при их приближении встают со своих мест. Напротив, следующий египетский обычай не похож на обычай какого-нибудь эллинско­го племени: на улице вместо словесного приветствия они здороваются друг с другом, опуская руку до колена.

Египтяне носят на теле льняные, обшитые по подолу бахромой хитоны … Поверх этих рубах они надевают в накидку белые шерстяные плащи. Однако в шерстяных одеждах они не вступают в храм и в них не погребают покойни­ков. Это считается нечестивым…

Затем египтяне придумали еще вот что. Каждый месяц и день [года] по­священы у них какому-нибудь богу. Всякий может предугадать заранее какую судьбу, какой конец и характер будет иметь родившийся в тот или иной день. Это также заимствовали у египтян эллинские поэты. Предзнаменованиям и чудесам они придают гораздо больше значения, чем все другие народы. Так, если произойдет какое-нибудь чудо, египтяне внимательно следят за его по­следствиями и отмечают их. В подобном же случае, по их мнению, в буду­щем результаты будут одинаковы…

Похожие материалы:

Джон Бейнз

Если бы не Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю, Египет с его ничтожным количеством осадков был бы почти непригоден для жизни. Благодаря этой реке он еще в 3-м тысячелетии до н.э. превратился в самое большое и процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н.э. В средние века он возвратил свое былое.

Габалла Али Габалла

К концу 4-го тысячелетия до н.э. Египет сложился как централизованное государство со своей собственной системой письма. Вскоре он стал центром высокоразвитой цивилизации, где процветали философия и литература, архитектура и искусство, наука и медицина, сформировалась система управления и организации общества. Благодаря выгодному географическому положению и выходу к Средиземному морю у египтян с древнейших времен.

Жан Юайотт

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их значение и смысл. Даже древние греки, стоящие по времени гораздо ближе к египтянам, считали пирамиды Гизы всего лишь нелепой и гнетущей демонстрацией царского тщеславия. Как бы то ни было, эти памятники воскрешают для нас былое величие, а тягостное.

Кристиан Дерош-Ноблькур

На берегах Нила, хранящих многочисленные следы великой цивилизации времен фараонов, даже неискушенного путешественника сразу поражает глубокое религиозное чувство, с которым жители Древнего Египта возводили свои колоссальные храмы и гробницы, и страстная любовь к жизни, воплощенная в живописи и скульптурах, украшающих внутренние стены гробниц. Египетские храмы предназначались вовсе не для молитвенных.

Е. Руденко

Молодой фараон Сети I в образе жреца Маа Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы – хранители священных традиций – сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об.

Содержание веб-сайта, который ежемесячно посещают миллионы читателей, требует больших затрат. Мы платим не только за наши серверы, но и за сопутствующие услуги, такие как сеть доставки контента, Google Workspace, электронная почта и многое другое. Мы бы предпочли потратить эти деньги на производство большего количества бесплатного исторического контента для всего мира. Спасибо за вашу помощь!

статья

Прослушайте эту статью

II:36. Жрецы богов в других странах носят длинные волосы, но в Египте бреют головы; среди других людей принято коротко стричь волосы в трауре, но египтяне, когда приходит смерть, отращивают длинные волосы как на голове, так и на подбородке, которые ранее были тщательно выбриты; другие люди живут своей повседневной жизнью отдельно от животных, но египтяне живут с животными; другие люди питаются пшеницей и ячменем, но для любого египтянина, живущего на этом, это большой позор; они пекут хлеб из грубого помола, который некоторые называют полбенным; они замешивают тесто ногами и глину руками, которыми они также собирают помет; и в то время как у других людей, кроме тех, кто узнал иное от египтян, есть свои члены, как природа создала их, египтяне практикуют обрезание; что касается одежды, мужчины носят по две, а женщины - только по одной; и пока другие прикрепляют парусные кольца и веревки снаружи корабля, египтяне делают это внутри корабля; наконец, пишут знаки и считают на камешках, в то время как эллины водят рукой слева направо, а египтяне - справа налево; и при этом они говорят что пишут направо, а эллины налево; и они используют два вида письменных знаков, один из которых называется святым, а другой - обычным.

Weighing the Heart, Book of the Dead

II:37. Они более религиозны, чем все другие люди, и поэтому имеют следующие обычаи: они пьют из бронзовых чаш и ежедневно моют их, и так делают не некоторые, а все; они носят всегда свежевыстиранную льняную одежду и делают это особой практикой; они делают обрезание для чистоты, предпочитая быть чистыми, а не красивыми. Священники бреют все свое тело в любой другой день, чтобы на них не было вшей и других нечистот, когда они служат богам; священники также носят только льняные одежды и только сандалии из папируса и не могут носить какую-либо другую одежду или сандалии; моются в холодной воде два раза в день и два раза на ночь; и других религиозных служений выполняется (можно сказать) бесчисленное количество. Они также пользуются более чем одной хорошей привилегией, потому что они не едят и не тратят ничего из собственных ресурсов, и священный хлеб пекут специально для них, и каждый из них получает большое количество говядины и гусиного мяса каждый день, а вино предоставлено им; но им запрещено есть рыбу; Более того, египтяне не сеяли бобы на своей земле, а то, что росло, не ели ни сырым, ни вареным; напротив, священники не могут даже взглянуть на нее, считая это нечистым порывом; нет отдельного священника для каждого из богов, но они для многих, и один из них является главным священником, и каждый раз, когда этот священник умирает, его сын назначается на его место.

II:50. Кроме того, имена почти всех богов пришли в Элладу из Египта: потому что я считаю, что они пришли от варваров, чтобы быть правдой, и я считаю, что они, скорее всего, пришли из Египта, потому что, кроме случаев Посейдона и Диоскуров (как я уже сказал), а также Геры, Гестии, Фемиды, Харит и Нереид, египтяне во все времена имели имена всех остальных богов. То, что я говорю здесь, думают сами египтяне: но что касается богов, чьи имена они заявляют, они не знают, я полагаю, это их назвали от пеласгов, кроме Посейдона; но об этом боге эллины узнали от ливийцев, потому что никто, кроме ливийцев, не знал имя Посейдон вначале и не всегда поклонялся этому богу. Можно добавить, что у египтян нет обычаев поклоняться героям.

II:64. Египтяне были первыми, кто поставил целью своей религии не ложиться с женщинами в храмы и не входить в храмы после их ухода от женщин, не умываясь: почти все остальные люди, кроме египтян и эллинов, лежали вниз с женщинами в храмах и войдите в храм после того, как они уйдут от женщин, не умываясь, потому что они утверждают, что нет никакой разницы в этом отношении между людьми и животными: они говорят, что видят, как животные и разные виды птиц спариваются вместе как в храмах, так и в священных божественных кругах; если бы это было неприятно богу, животные бы этого не сделали.

II:65. И таким образом они оправдывают то, что они делают, и то, что я считаю неприемлемым; но египтяне слишком осторожны в рассмотрении как других вопросов, касающихся священных обрядов, так и следующего: Египет, хотя и граничит с Ливией, не имеет большого количества диких животных, но все они уникален и полностью считается святым, некоторые из них живут с людьми, а некоторые нет. Но если я должен объяснить причины, по которым священные животные были так освящены, я должен сначала начать обсуждение вопросов, касающихся богов, о которых я очень не хочу говорить; и то, что я на самом деле сказал, слегка коснувшись предмета, я сказал, вынужденный необходимостью. В отношении этих животных существует такой обычай: назначенные египтянами лица, мужчины и женщины, приносят еду для каждого вида животных, и их профессия передается от отца к сыну; и те, кто живет в разных городах, дают клятву таким образом, то есть когда они приносят клятву богу, которому посвящено животное, бреют головы своих детей полностью или наполовину, или на треть, а затем Поместите их волосы на весы с серебром, и всякий раз, когда они взвешиваются, человек дает обслуживающему персоналу, который заботится о животных, и она разрезает рыбу на равную ценность и дает их животным в пищу. Итак, пища для их содержания была предписана: и если кто убьет кого-либо из этих животных, наказание, если сделано преднамеренно, будет смертью, а если против его воли, такое наказание предписано священниками: но кто убивает ибиса или ястреба независимо от того, по его собственной воле или против нее, он должен умереть.

II:82. Кроме того, египтяне также узнали, какому богу принадлежит каждый месяц и каждый день, и какая судьба постигнет человека, родившегося в этот день, и как он умрет и каким человеком он будет: и эти изобретения переняли те эллины, которые занимались поэзией. Предзнаменования они тоже знали гораздо лучше, чем другие народы; ибо, когда предзнаменование действительно происходит, они наблюдают и записывают событие, которое является его результатом, и если после этого что-то напоминает это, они верят, что последующее событие будет аналогичным.

II:83. Их гадание устроено так: искусство приписывается не какому-то человеку, а определенным богам, потому что в их стране есть оракулы Геракла, Аполлона, Афины, Артемиды, Ареса и Зевса, а тем более того, у кого больше уважение среди них, а именно Оракул Лето, который находится в городе Буто. Но способ гадания еще не установлен ими повсюду по одному и тому же образцу, а в разных местах он разный.

II:84. Искусство медицины среди них делится следующим образом: каждый врач является врачом только одной болезни и никакой другой; и вся страна полна врачей, одни считают себя врачами глаза, другие - головы, еще одни - зубов, другие - желудочных болезней, остальные - еще более непонятных недугов.

Читайте также: