Герцен политические взгляды кратко

Обновлено: 04.07.2024

Характеристика государства (определение государства).

Называл крепостное право язвой, пятном, безобразием русского быта (процесс закрепощения — историческим преступлением) (убеждал дворян и правительство не медлить с освобождением, спасти народ и страну).

Поддержал проект выкупной операции (освобождение с землей) , противостоявший правительственному проекту, сохранявшему на неопределенное время обязанное состояние крестьян (реформа 1861 — компромисс между этими двумя проектами).

Считал, что вопреки недостаткам реформы 1861, она помогла крестьянству узаконить свое право на землю.

Государство (первоначально разделял увлечение гегельянством; позднее испытал влияние анархизма (взял у них идеи децентрализации и самоуправления, но дистанцировался от антигосударственности); с годами стал смотреть на него трезво и прагматично (не считал его вечным атрибутом цивилизации, но понимал его необходимость в ближайшем будущем)).

Государство — форма, через которую проходит всякое человеческое сожитие, принимающее значительные размеры (постоянно изменяется с обстоятельствами и подстраивается под потребности) (механизм, способный содействовать прогрессу или тормозить его; не имеет собственного определенного содержания, служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила).

Даже на фоне Западной Европы Россия выглядела анахронизмом (в середине 50-х годов появилась надежда на преобразование — реформы Александра II (преднамеренно искажены, к середине 60-х годов свернуты)).

Формы государства (идеальное государство).

Возникла мысль об органе, правомочном встать выше самодержавия (им мог стать Земский собор, вручивший в 1613 г. Романовым государственную власть; идея возрождения земских соборов заимствована у славянофилов).

Земский собор (центральное место должен занять аграрный вопрос; другие вопросы (о развитии выборного самоуправления, об организации суда, о порядке взимания налогов)).

Конституция должна строиться снизу (с полновластного и эффективного механизма МСУ; самоуправление общин должно было перерасти в самоуправление уездное и областное).

Будущие области , самостоятельные во внутренних делах и возглавляемые областными думами, соединяются в федерацию, в общий союз.

Выборы (критическое отношения к прямым выборам — много депутатов, которых население не знает и выбирает равнодушно или при подкупе; выбор центрального управления возможен только через посредство выборных областных).

Нет стремления к разрушению центрального аппарата управления (он должен выполнять два условия — правительство не может привести в исполнение ни одного закона, не утвержденного союзной думой; оно также не нарушает областных прав и законодательств).

Исполнительная власть (должна действовать в законных рамках, определенных Земским собором и государственной думой).

Неоднозначное отношение к формам правления (французская республика времен президентства Луи Бонапарта хуже английской монархии).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (-).

Европу первой половины XIX в. захлестнула волна индивидуализма (буржуазия освободила себя и свою собственность от всех обязанностей перед обществом, кроме содержания государства для своей охраны; человек, не имевший собственности, был обезличен (без социальных гарантий его личность могла стать беспомощной, а конституционные права не могли реализовываться); социальный вопрос встал в XIX в. во всей Европе).

В России этот вопрос требовал другого решения (на Запале была проблема пролетариата, в России — не допустить пролетаризации; пролетарий требовал работы и хлеба, русский крестьянин хотел земли, чтобы растить хлеб).

Связывал будущее прогресса не с воинствующим индивидуализмом, а с солидарностью и социализмом (высоко ценил общинные традиции русского крестьянства).

Теория русского социализма , который от признания права работника на орудия работы, от земли и народного начала общественного права собственности, от мирского самоуправления и промышленной артели пойдет навстречу экономической справедливости.

Не идеализировал русскую деревню (но верил, что, освободившись и окрепнув, сельские общества начнут новую жизнь, улучшат земледелие, разовьют промышленность и торговлю, построят дороги; расширятся их связи и кругозор, определятся взаимные права человека и общества, исчезнет патриархальность).

Средства осуществления социальных преобразований (не исключал революционных путей; все зависит от обстоятельств (упорство реакции может привести к революции; ее ослабление и согласие на созыв Земского собора могут дать мирный исход); революционные лозунги считал преждевременными (не исчерпаны реформаторские усилия).

1) антифеодальные (цели ясны, определенны и в принципе достижимы);

2) антибуржуазные (буржуазный мир снова возродится — новая организация общества еще не готова к осуществлению).

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Он получил хорошее образование, окончив физико-математический факультет Московского университета. Еще будучи студентом, он вместе с другом Н.Огаревым организовал кружок студенческой молодежи, в котором обсуждалась социально-политическая проблематика.

Неоднократно был сослан в ссылки за участие в революционном движении университетской молодежи

В 1847 г., добившись разрешения посетить Европу, Герцен покидает Россию, как оказалось, навсегда. В 1848 г. Герцен стал свидетелем поражения Французской революции, что оказало на него глубокое идейное воздействие. С 1852 г. он поселяется в Лондоне, где уже в 1853 г. основывает вольную русскую типографию и начинает издавать альманах “Полярная звезда”, газету “Колокол” и периодическое издание “Голоса из России”. Издания вольной русской типографии Герцена стали первой бесцензурной печатью России, оказавшей огромное влияние не только на социально-политическую, но и на философскую мысль.

Философские взгляды

Социалистические идеи


"Теория русского социализма" А.И. Герцена

После подавления Французской революции 1848 г. Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю

2) общинное владение ею

3) мирское управление.

Идеи о государстве

Взгляды Герцена на педагогику

Специально данным вопросом Герцен не занимался, но, будучи мыслителем и общественным деятелем, имел продуманную концепцию по вопросам воспитания:

1) он не признавал авторитарности в вопросах воспитания и резко критиковал существующую систему подавления личности в эпоху Николая I;

2) дети, по убеждению Герцена, должны развиваться свободно и учиться уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине у простого народа;

Литературная деятельность

Идеи Герцена не могли не получить выражение в его литературных произведениях и в многочисленной публицистике.


Революционная деятельность Александра Ивановича Герцена и его яркое литературно-философское творчество явились одной из самых славных страниц в истории российского освободительного движения и русской демократической культуры.

А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским, выступил во второй четверти XIX в. как великий мыслитель-материалист, революционер и демократ, пламенный борец против самодержавно-крепостнического строя.

В условиях кризиса крепостного строя в России и разгоревшейся классовой борьбы крестьянства против помещиков революционно-демократическая идеология и материалистическая философия Герцена, Белинского и их соратников была могучим орудием борьбы против господствовавшей реакционно-крепостнической идеологии, консервативной идеологии по-мещичье-буржуазного либерализма и различных форм идеалистического мировоззрения.

А. И. Герцен, вышедший из помещичьей среды и принадлежавший к поколению дворянских революционеров, был продолжателем лучших традиций борьбы против крепостничества и царизма, в особенности традиций А. Н. Радищева и декабристов. Но Герцен не остался на уровне своих предшественников и учителей — дворянских революционеров — и с 40-х годов, несмотря на некоторые колебания и либеральные иллюзии, начал переходить на революционно-демократические позиции.

А. И. Герцен был одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в., труды которых явились высшим достижением домарксистской общественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского народа.

Важнейшие этапы жизни и деятельности А. И. Герцена. Общественно-политические воззрения А. И. Герцена

Александр Иванович Герцен родился 6 апреля 1812 г. в Москве, в дворянской семье. Первоначальное образование он получил в доме отца.

Среди воспитателей Герцена были преподаватель русского языка и литературы, студент И. Протопопов, который привил Герцену любовь к русской литературе, и преподаватель французского языка, бывший якобинец Бушо, внушавший Герцену симпатии к революции.

Но ни чтение книг, ни идеи якобинцев не оставили в сознании Герцена такого глубокого следа, как жизнь и борьба русского народа после Отечественной войны 1812 г. и революционные события на Западе в это время.

В юношеские годы Герцен воспитывался на передовых идеях русской и западноевропейской литературы. Он увлекался произведениями французских просветителей XVIII в.— Вольтера, Руссо, Дидро. Его привлекала их антифеодальная и гуманистическая направленность. Но прежде всего он идейно рос и воспитывался на творениях русских писателей — Пушкина, Грибоедова, Рылеева, в сочинениях которых ярко проявились антикрепостническая и антицаристская революционные тенденции. Особенно большую роль в формировании мировоззрения Герцена играли революционные антикрепостнические идеи Радищева, традиции которого были продолжены и развиты декабристами и Пушкиным.

Община и социализм

Хорошо известен принцип: идеи мыслителей прошлого надо рассматривать в свете исторических условий их деятельности, искать в этих идеях не то, чего эти мыслители не дали и объективно не могли дать, а то, что было ново и смело для своего времени. Герценовский крестьянский социализм сложился в 50-х годах, когда человек, чьи помыслы были устремлены к России, не мог видеть в жизни этой страны тех общественных сил, которые развились через несколько десятилетий.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить! У ней особенная стать— В Россию можно только верить.

Община испокон веков существовала в русской деревне, однако до 40-х годов XIX в. несколько загадочным образом почти не привлекала внимания ученых и писателей. Может быть, потому, что она была чем-то абсолютно органическим, очевидным и потому незаметным.

Общине были присущи элементы демократии, порой защищавшие крестьянскую массу как от произвола помещиков и правительства, так и от нарождавшихся кулаков-мироедов. Но в конкретных условиях предреформенной и пореформенной России община могла стать и стала преимущественно учреждением, в котором воплотились не социалистические, а феодально-крепостнические отношения. Прогрессивным во второй половине века могло быть только капиталистическое развитие, а этому-то развитию община мешала, прикрепляя крестьянина к земле, препятствуя переливу рабочей силы в промыслы, увековечивая сословную замкнутость, косность, забитость крестьянских масс.

Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов воплощения в жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма.

Подавление буржуазией восстания парижского пролетариата в июне 1848 г. Герцен глубоко переживал как поражение социализма вообще: "Запад гниет", "мещанство торжествует". Вскоре (к 1849 - 1850 гг.)

Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение. В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощающие "элементы нашего бытового, непосредственного социализма", препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать стадию капиталистического развития: "Человек будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник".

По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму. Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежности насильственного низвержения капитализма Однако Герцен отнюдь не был сторонником обязательного насилия и принуждения.

Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не "к топору", а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.

Разочарование результатами реформы 1861 г. усилило революционные настроения Герцена. Однако ему было ясно, что если с помощью революционного насилия можно упразднить самодержавие и остатки крепостничества, то построить социализм таким способом невозможно: "Насильем можно разрушать и расчищать место - не больше.

Одним из предметов разногласия Герцена и Бакунина был вопрос о государстве.

В теории "русского социализма" Герцена проблемы государства, права, политики рассматривались как подчиненные главным - социальным и экономическим проблемам.

Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества. Будущее общество мыслилось Герценом как союз объединений (снизу вверх) самоуправляющихся общин: "Сельская община представляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше государственное устройство, основанное на самозаконности, на мировом сходе, с избирательной администрацией и выборным судом. Ячейка эта не останется обособленною, она составляет клетчатку или ткань с сопредельными общинами, соединение их - волость - также управляет своими делами и на том же выборном начале".

Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен (1812 - 1870 гг.).

Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов воплощения в жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма.

Подавление буржуазией восстания парижского пролетариата в июне 1848 г. Герцен глубоко переживал как поражение социализма вообще: "Запад гниет", "мещанство торжествует". Вскоре (к 1849 - 1850 гг.)

Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение. В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощающие "элементы нашего бытового, непосредственного социализма", препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать стадию капиталистического развития: "Человек будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник".




По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму. Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежности насильственного низвержения капитализма Однако Герцен отнюдь не был сторонником обязательного насилия и принуждения.

Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не "к топору", а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.

Разочарование результатами реформы 1861 г. усилило революционные настроения Герцена. Однако ему было ясно, что если с помощью революционного насилия можно упразднить самодержавие и остатки крепостничества, то построить социализм таким способом невозможно: "Насильем можно разрушать и расчищать место - не больше.

Одним из предметов разногласия Герцена и Бакунина был вопрос о государстве.

В теории "русского социализма" Герцена проблемы государства, права, политики рассматривались как подчиненные главным - социальным и экономическим проблемам.

Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества. Будущее общество мыслилось Герценом как союз объединений (снизу вверх) самоуправляющихся общин: "Сельская община представляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше государственное устройство, основанное на самозаконности, на мировом сходе, с избирательной администрацией и выборным судом. Ячейка эта не останется обособленною, она составляет клетчатку или ткань с сопредельными общинами, соединение их - волость - также управляет своими делами и на том же выборном начале".

Читайте также: