Гераклит и парменид кратко

Обновлено: 02.07.2024

Недавно сдавал краткий курс философии и столкнулся с тем страшным фактом, что ничего не знаю ни о мыслителях, ни о их идеях. Кинулся к учебнику, а там все написано серьезно, без базы, даже самой скромной, особо ничего не поймешь. Кинулся рыскать в интернете. Тоже засада, мало кто хочет рассказывать о философах примитивно и просто. На лесенке сложности, почти все лекторы стоят, как минимум, на третьей ступеньке. Ну, что же! Придется мне заняться созданием, самой примитивной шпаргалки по античным философам.

Вся философия (любовь к знанию) появилась из кризиса мифологии. Кризис образовался по причине того, что греки захватывая чужие земли не стремились всем навязать свой взгляд на мир. Греки старались все культуры между собой подружить. Разные боги, обычаи и традиции входили в естественное противоречие между собой и стройная картина мира, потихоньку, стала рушиться.

Самым главным философом Древней Греции является Сократ. От него идет отсчет, прямо как от Рождества Христова.

Фреска Рафаэля "Афинская школа". Поговаривают, что на автор запечатлел и себя в данном произведении в образе Гераклита, он сидит на первом плане, весь мрачный и сгорбленный.

Фреска Рафаэля "Афинская школа". Поговаривают, что на автор запечатлел и себя в данном произведении в образе Гераклита, он сидит на первом плане, весь мрачный и сгорбленный.

Период, что был раньше первого философа называется
"Досократическим" . Всё что было после, называем: "Сократическим периодом" .

Досократики

К ДОСОКРАТИКАМ (да, такой нежный термин действительно существует) относятся следующие мыслители:

Фалес
Гераклит
Парменид
Пифагор
Демокрит

Конечно же, великих умов было гораздо больше. Но почти все они овиты пеленою тайны. Почти никаких произведений данных авторов до наших времен не сохранилось.

Все мыслители относящиеся к ДОСОКРАТИЧЕСКОМУ ПЕРИОДУ пытались найти первопричину всего что происходит на земле.

Фалес считал, что мир состоит из воды.
Гераклит видел первопричину в огне.
Парменид разделил мир на бытие и небытие.
Пифагор считал, что мир состоит из чисел.
Демокрит пришел к выводу, что всё вокруг состоит из частиц.


СОКРАТ

Сократ, как и его предшественники, не оставил после себя никаких трудов. О деятельности первого философа в истории мы знаем исключительно благодаря переказам его учеников. У Сократа не было цели найти первопричину сущего, однако он придумал очень интересный способ добычи информации: задавать вопросы и во всем сомневаться. Именно Сократу принадлежит высказывание:

Сократ считал добрых людей умными, а злых людей он называл тупыми. И это было не просто его мнение, у него было для этого своё логическое обоснование.

Любовь Сократа к разного рода вопросам и разоблачениям не осталась без внимания государства. Жизнь мыслителя закончилась самоубийством, на которое его вынудило пойти правительство.

Сократ считал добрых людей умными, а злых людей он называл тупыми. И это было не просто его мнение, у него было для этого своё логическое обоснование.

ПЛАТОН

Главным учеником Сократа был Платон. Помимо конспектирования всех мыслей своего учителя, данный философ отличился поиском сути. Платон разделил видимое в предмете с его истинным содержанием. По хорошему, идей Платона до сих пор никто постичь не может, ибо все эти поиски сути особо никак не помогают в жизни.

По всем приметам Платон был первым социалистом, он был адептом главенствующей роли государства и противником частной собственности.

По всем приметам Платон был первым социалистом, он был адептом главенствующей роли государства и противником частной собственности.

Платон разделял устремления человека на три типа: разумные, волевые и чувственные. В каждом человеке мыслитель подмечал доминантное положение одного из устремлений: размуное (философы), волевое (воины), чувственное (ремесленники).
Одной из самых прогрессивных идей Платона является разрушение института семьи. Философ предлагал изымать детей из семей и отдавать их на воспитание профессионалам.

АРИСТОТЕЛЬ

Родоначальник всей науки, Аристотель придумал 4 способа познания явления и предмета: материальная (из чего состоит), движущая (кто за этим стоит), целевая (для чего), сущностная (замысел).
Аристотель был учеником Платона, но по расхожему мнению от своего учителя он отступил. Кто-то же, наоборот, считает, что Аристотель развил идеи Платона в своих работах.
Аристотель вновь, как и досократики , задумался о первопричине всего сущего на земле и пришел к выводу, что изначально было ДВИЖЕНИЕ .

Аристотель попытался систематизировать все идеи высказанные до него, однако, это оказалось немного сложнее чем думалось на первый взгляд.

Аристотель попытался систематизировать все идеи высказанные до него, однако, это оказалось немного сложнее чем думалось на первый взгляд.

Самой простой и человечной идеей Аристотеля был поиск золотой середины. Мыслитель считал, что если человек сможет во всем соблюдать меру - тогда он будет счастлив.

Если Вам понравился этот материал, тогда ставьте пальцы вверх и мы продолжим выпускать статьи в этом же духе.

Первое поколение натурфилософов считало, что изменение существует. Для них это было предпосылкой, предположением. Исходя из нее, они спрашивали, что является постоянным элементом всех изменений. Второе поколение философов подвергло сомнению эту предпосылку, задав вопрос о том, существует ли изменение? Его представители сделали предметом критического размышления предпосылку, принимавшуюся первым поколением. Парменид и Гераклит предложили явно диаметрально противоположные ответы на этот вопрос. Гераклит утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения или движения. В то же время Парменид считал, что ничто не находится в состоянии изменения! При буквальном понимании оба эти ответа кажутся бессмысленными. Однако, как и в ситуации с ответом Фалеса, буквальное понимание не соответствует тому, что говорили эти философы.

Труды. Насколько мы знаем, Гераклит хранил свои работы в храме Артемиды Эфесской. Сохранилось относительно много его фрагментов. Считается, что 126 фрагментов достоверно принадлежат ему, а авторство 13 фрагментов вызывает сомнения.

В гераклитовских фрагментах упоминаются также и другие философы. Это свидетельствует о том, что философы начинают интересоваться не только исключительно внешними явлениями, но и занимают определенную позицию по отношению к тому, что другие философы говорили о философских проблемах. В результате, благодаря дискуссиям между философами и комментированию работ одних философов в трудах других, возникает и поддерживается философская традиция.

Мы можем интерпретировать Гераклита следующим образом. Все находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил. Так, например, наш собственный дом является объектом, который, как и все остальное, находится в процессе изменения. Изменения осуществляются благодаря взаимодействию противоположных сил. Обобщенно говоря, одни из них носят по отношению к дому созидательный, конструктивный характер, а противоположные им — разрушительный, деструктивный. Однако временно, в течение многих лет, конструктивные силы превалируют над деструктивными. Поэтому дом, как таковой, будет существовать так долго, как сохраняется эта ситуация. Но и баланс сил подвержен изменению, и в некоторый момент времени деструктивные силы начинают преобладать. В результате дом разрушается — сила тяжести и разложение берут верх над своими противоположностями.

Иначе говоря, Гераклит не отрицает, что вещи достаточно продолжительно могут длиться во времени. Однако базисным принципом всех преходящих вещей является взаимодействие между соответствующими силами, баланс между которыми изменяется согласно закону, логосу. Поэтому настоящей субстанцией изменяющихся вещей является не вещественная первооснова, а логос!

Для Гераклита логос является скрытым, общим единством в разнообразии. Тождество — вот что логически предполагается во всех различиях.

Гераклит также говорит о мире, сгорающем во вселенском пожаре и возникающем вновь через регулярные промежутки времени. К этому циклу с непрерывно вспыхивающими пожарами и новыми мирами позднее обращаются стоики.

А) 1) Что существует — существует.

Что не существует — не существует. 2) Что существует — может быть мыслимо. Что не существует — не может быть мыслимо.

Конечно, Парменид знал также хорошо, как и мы, что наши органы чувств свидетельствуют о самых разнообразных изменениях. Однако перед ним возникла дилемма. Разум говорит, что изменение логически невозможно. Чувства же свидетельствуют, что изменение существует. На что следует положиться? Грек Парменид с основанием утверждает, что мы должны верить разуму. Разум прав, а чувства обманывают нас.

Еще при жизни Парменида стремились опровергнуть этот вывод. Рассказывают, что один из оппонентов попытался показать абсурдность этого вывода следующим образом. Во время произнесения умозаключения, аналогичного умозаключению Б), этот оппонент встал и начал ходить!

Но, как и раньше, посмотрим на следствия парменидовского утверждения. Впервые в интеллектуальной истории человек настолько полностью доверился ходу и результатам логического мышления, что его не могли поколебать даже противоречащие этим результатам чувственные наблюдения. С этой точки зрения Парменид является первым твердокаменным рационалистом! В этом смысле не столь важно, был ли ход его мысли формально правильным или нет.

Благодаря тому, что Парменид предложил основывать рассуждения на рациональной аргументации, он стал первым ученым, который внес существенный вклад в развитие логического мышления.

Жизнь. Парменид являлся современником Гераклита. Его философский расцвет приходился на V век до Р.Х. Он жил в греческой колонии Элея в южной Италии. Полагают, что Парменид был в родном городе очень уважаемым гражданином, принимал активное участие в общественной и политической жизни, в частности, в разработке законов.

Учеником Парменида был Зенон Элейский (Zenon of Elea), стремившийся защитить учение о логической невозможности изменения. Он пытался доказать, что учения, утверждающие возможность изменения, ведут к логическим парадоксам. Один из таких парадоксов иллюстрируется рассказом об Ахиллесе и черепахе.

Ахиллес и черепаха участвуют в соревновании по бегу. Они стартуют в один и тот же момент времени (t0), но черепаха находится на некотором расстоянии впереди Ахиллеса. Предположим, что Ахиллес бежит в 50 раз быстрее черепахи. Когда Ахиллес в момент времени t, добежит до места, с которого стартовала черепаха (в t0), она проползет дальше на расстояние, равное 1/50 расстояния, которое преодолел Ахиллес за промежуток времени между t0 и t, Когда Ахиллес в момент времени t2 достигнет места, в котором черепаха находилась в момент времени t, тогда она снова проползет дальше на 1/50 расстояния, которое пробежит Ахиллес за промежуток времени между t2 и t, и так далее. Расстояние, на которое черепаха будет впереди Ахиллеса, будет становиться все меньше. Однако она всегда будет впереди, так как черепаха будет продвигаться вперед за то время, за которое Ахиллес будет достигать точки, в которой черепаха была в предыдущий момент времени. Поэтому Ахиллес никогда не догонит и не перегонит черепаху [Этот парадокс типичен для греческого мышления, не допускавшего понятия мгновенной скорости в точке, то есть скорости тела в один бесконечно малый момент времени в одной точке пространства. Итак, существуют некоторые вопросы, которые не могут обсуждаться.].

Говорят, что Парменид был знаком с пифагорейцами, которые разделяли философские взгляды, близкие его рационализму.

Труды. До нас дошла почти целиком философская поэма Парменида. Мы также располагаем информацией о нем из вторых рук, Платон написал диалог под названием Парменид.

Учение Парменида завершается установлением непреодолимой границы между разумом и чувствами. Схематически она может быть представлена следующим образом:

разум / чувства = бытие / небытие = покой / изменение = единое / множественное

20. Элейская школа: Парменид

20. Элейская школа: Парменид Парменид (кон. VI – сер. V в. до н. э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, символизирующей Истину. Она говорит Пармениду: «Необходимо, чтобы ты Единое

Парменид и элейская школа

Парменид и элейская школа Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина

2. Парменид

2. Парменид Парменид представляет собою замечательную фигуру в элеатской школе; он приходит к более определенным понятиям, чем Ксенофан. Он происходил, согласно Диогену (XI, 21), из пользовавшегося уважением богатого рода и родился в Элее. О его жизни нам, однако, мало

Парменид

Парменид Парменид был полнейшей противоположностью Гераклита. В то время как в каждом слове Гераклита чувствуется гордость и величие истины, истины, познанной путем интуитивным, а не добытой при помощи тщательных усилий логических выводов; в то время как он, словно

2.4. Размышления о бытии (Парменид)

Парменид

Парменид а) Путь истины. Истинно-сущееПо указаниям Платона, Сократ в ранней молодости беседовал с Парменидом, который посетил Афины, когда ему минуло 65 лет. Дело было, значит, в 50-х годах V в., так что философская деятельность Парменида относится к первой половине V

Гераклит

Гераклит Спустя несколько поколений в ионийской космологии появились новые теории. Теорий было достаточно много, и они часто давали противоположные истолкования и решения тех проблем, которые поставили первые натурфилософы. Одной из таких теорий был вариабелизм

Парменид и элейская школа

Парменид и элейская школа Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина

Парменид. Размышления о бытии

2. Гераклит

2. Гераклит а) Но уже у Гераклита этот космический материал замечательным образом обогащается. Тут сразу возникает несколько идей, которые в дальнейшем войдут в понятие о материи, но у Гераклита даны описательно и непосредственно–ощутительно. Во–первых, здесь

2. Гераклит

2. Гераклит а) Для понимания гераклитовской гармонии необходимо исходить из его общей идеи совпадения противоположностей, в частности единства и множества. Приведем сначала основные относящиеся сюда тексты Гераклита."Путь вверх и путь вниз один и тот же"(B 60);"Аид и Дионис

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону — на устойчивость,

Глава V. ПАРМЕНИД

Глава V. ПАРМЕНИД Греки не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей практике. Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид возразил, что ничто не изменяется. Парменид был уроженцем Элеи, что в Южной Италии; расцвет его деятельности приходится на первую

Размышления о бытии. Парменид


В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

Оглавление

  • 1. Основания возникновения философии
  • 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
  • 3. Основные разделы философского знания
  • 4. Основные философские направления
  • 5. Диалектика и метафизика
  • 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
  • 7. Основные философские учения Древней Индии
  • 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
  • 9. Философия средневековья
  • 10. Философия эпохи Возрождения
  • 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

Древнегреческая философия — совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.

4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

Первые греческие философы — диалектики.

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) — Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.

3. Природа — совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

Школа эллиатов (V в. до н. э.) — Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит — это линия материализма, Парменид — идеализма.

Для Парменида вещь и мысли об этой вещи — одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями — затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела — покоится).

Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

Платон (V–IV вв. до н. э.) — родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей — тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь — слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона — идеальное государство. Основа — труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последующую философию и естествознание.

В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Создан: 06.05.2011
Записей: 369
Комментариев: 17
Написано: 449

Парменид Элейский жил в конце VI - начале V века до н.э. Парменид сделал важный шаг в становлении философии. Проблема заключалась в самообосновании: может ли мысль, независимо от опыта открыть объективную, общезначимую истину? Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся рядов - ряда вещей и ряда мысли, точку совпадения мышления и бытия. У Пифагора такой точкой было число, у Парменида - бытие. Бытие - это начало всего, бытие есть, а небытия нет, все заполнено бытием. Все зависит от него, оно не возникает и не уничтожается, его не может быть больше или меньше, оно не может быть вчера или завтра, оно всегда сейчас, оно целокупно и неподвижно, про него невозможно сказать, что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно. Бытие и мысль, постигающая его - одно и то же. То, что говорится о бытии, мы можем приблизительно понять через такие его проявления, как совесть, ум, честь, любовь. Совесть дана нам только в мыслях, больше ее нет нигде, и только находясь в состоянии совести, человек способен о ней мыслить. Бытие - это то, что всегда уже есть, оно может открыться нам, если мы приложим усилия и если нам повезет попасть в соответствующее состояние.
Внешне очень противоположным Пармениду, но на деле точно также озабоченным проблемой бытия был философ Гераклит (520-420 гг. до н.э.) В противовес Фалесу Гераклит утверждал, что все в мире из огня. Как огонь вся жизнь неустойчива, зыбка изменчива. Бытие, в отличие от парменидовского понимания, это вечное становление. Мир заставляет меняться борьба противоположностей. Другая знаменитая фраза Гераклита: "Многознание уму не научает". Истинное знание добывается внутри - из самосознания.
Гераклита называли Темным из-за его непонятных высказываний: "Бессмертные смертны, смертные бессмертны". Гераклит и не хотел, чтобы его понимали. Он не вел бесед, не давал уроков, а записал свое учение в книгу и положил ее в храм Артемиды Эфесской.

Гераклит(540—470) Эфесский трактат “О природе” (клички Темный – обьяснялся метафорами, туманно – все по учению, Плачущий Философ – презрение к людям, толпа это скот).Он исходил из того, чем пронизана жизнь природы и общества,— из движения, и поэтому создал воззрение, диаметрально противоположное элейскому.

Из этих слов делают три вывода: о материальности космического вещества у Гераклита, об его атеизме и о чисто естественной закономерности, которая, по его учению, правит природой. Однако при ближайшем рассмотрении эти выводы оказываются натяжкой.

2 - Далее, отрицая, что космос создан богами, философ не говорит ничего, что могло бы смутить самого ревностного почитателя Олимпийцев. Ведь мифология никогда не наделяла их свойствами творцов. В лучшем случае они считались устроителями или правителями. Извечность космического целого была древнейшей идеей всего язычества.

Наделённый Логосом огонь (он же его источник) разумен и божественен.

Божество не есть живое личностное начало, но скорее всего Сила, неотделимая от самого космоса. Гераклита можно назвать пантеистом. Он не был мистиком, но его мировоззрение пронизано чувством священного благоговения перед Высшим.

В этом он схож с Парменидом – у того идея Рока и Необходимости!

Элейская школа. Один из главных Парменид (род. ок. 515г.) трактат “О природе”

Путь мнения - это чувственная видимость, способ объяснения мира исходя лишь из свидетельств органов чувств, которые воспринимают изменчивость вещей, их возникновение и уничтожение. На "пути истины" эти свойства отвергаются, путь истины ведет нас к миру умопостигаемому. Проводя различие между чувственным и рациональным познанием, Парменид считает, что разум имеет превосходство над чувствами.

Ничего, кроме бытия нет, нет, не существует и не может существовать: “Есть бытие, а небытия вовсе нет”. Парменид впервые в истории философии пытается доказать тезис о несуществовании небытия (Поэтому некоторые считают его первым греческим философом в строгом смысле слова). Небытие не существует потому, что “небытие невозможно ни познать ни в слове выразить”. Иначе говоря, “то, что не есть, невыразимо, немыслимо”. Тождество бытия и мышления, неразличение предмета мысли от мысли о предмете.

Чанышев об этом доказательстве пишет, что Парменид не различает предмета мысли и мысли о предмете. Парменида сбивает с толку, что мысль о предмете, а так же выражающее эту мысль слово существуют, что, как он сам говорит в своей поэме “и слово, и мысль бытием должны быть”. У Парменида получается, что если мысль о небытии существует, то существует и то, что мыслится в мысли о небытии, т. е. небытие, и что оно существует не в качестве небытия, а в качестве бытия, потому, что то, что существует, есть бытие, а не небытие. Это рассуждение неверно. Ведь одно дело мысль о предмете, а другое – предмет мысли. Можно мыслить и то, чего нет. Учение Парменида и было учением о бытии в чистом виде.

Но если кажущийся мир все-таки как-то существует, то возможно ли объяснить его происхождение? Но он не нашел ничего лучшего, как вызвать из тьмы древний призрак античной богини Рока. Она, по его словам, есть та Необходимость.

Читайте также: