Гераклит и демокрит кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гераклит жил в напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за свою независимость.

Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. История философии древней Греции есть история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, науки против религии. Вместе с первоначальным материализмом древних греков возникла и развивалась их стихийная диалектика, некоторые зачатки её обнаруживаются у материалистов милетской школы, особенно ярко она представлена в учении Гераклита. Философское учение Гераклита явилось одним из лучших достижений древнегреческой культуры. Он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.

Гераклитова философия является вершиной стихийного диалектического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым, отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.

Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.

Все, что существует, - это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникает вопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, что материя не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины - и тогда их сумма, т.е. исходное тело обратится ни в что, или они будут иметь величину - но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь или душа, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины" (Левкипп).

Таким образом, разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А "бытие" элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова "бытия". Только атомов много. А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов - движения. Пустота - это уже не "несуществующее" элеатов, но существующее ничто.

Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытии" - атомов, которые трактует материалистически.

Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя, их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина пустоты "не более такое, чем иное". Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.

Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: "вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнению Демокрита, то же, что искать начало бесконечности". Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечность числа атомов и сложенных из них миров.

Подобно пифагорейцам, Эмпедокл активно участвовал в политической жизни. В родном городе он был одним из виднейших защитников рабовладельческой демократии. В период временной победы аристократии в его родном Акраганте был вынужден уйти в политическое изгнание.

Вначале услышь, каковы суть четыре корня всего:
сияющий Зевс и Гера, приносящая жизнь, и Гадес,
и, конечно, Нестида, что людские источники
слезами своими питает.

Имена богов являются аллегориями четырех корней: Зевс — огня, Гера воздуха, Гадес — земли, Нестида — воды. Эти четыре стихии характеризуются, однако, иначе, чем первоматерия элеатов или огонь Гераклита. Огонь Гераклита, между прочим, содержал в себе способность развития, корни же всякого бытия Эмпедокла по преимуществу пассивны. Поэтому он вводит две движущие силы, которые путем смешения основных указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, — любовь и вражду. Движущий принцип здесь отделен от понимаемой как пассивная материи. В этом смысле можно говорить о дуализме Эмпедокла.

Период античной философии в истории философии представлен работами древнегреческих и древнеримских философов от V века до н.э. – V века н.э. В этом ряду Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Анаксимен, Ксенофан, Платон, Сократ, Аристотель, Эпикур, Пифагор. Все они обладали энциклопедическими знаниями и занимались самыми различными науками. Многие из них были основателями первых философских школ: Платон создал первую Академию, а Аристотель – Лицей. В центре внимания античных философов находится универсальные проблемы бытия:

- строение мироздания и составляющие его части;

- место человека в космосе;

- конечные основания бытия, первичные элементы, из которых состоит мир;

- соотношение хаоса и порядка – конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного в мире;

- проблема причин и источников движения и развития;

- проблемы идеального устройства государства и правильного поведения граждан;

- нормы добродетельной жизни и т.д.

С точки зрения современности наибольший интерес представляют такие разделы философского учения древних, как учение о материи, учение о диалектическом развитии мира, учение о познании, учение о философских категориях.

Этапы античной философии:

2. Средняя классика (Сократ и его школы, софисты), главная проблема – сущность человека, проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).

3. Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др., проблема чувственного и сверхчувственного – идея синтетических основных философских проблем, проблема поиска рационального метода познания.

4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема - мораль и свобода человека, познание и т.д., структура Космоса, судьба Космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский). Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию. С этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет). Проблема отношений человека и Бога, божественные воли, строение Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский и др.).

Важным достижением Греции VIII – VI в.в. до н.э. было начало научного исследования природы. Новое мировоззрение выдвигает идею бесконечности материального мира во времени и пространстве. Впервые рождается мысль о том, что не человек есть создание божественных сил, а наоборот, боги созданы человеческой фантазией по образу и подобию самого человека.

Античная философия имеет следующую особенность: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освободились от физического труда и претендовали на духовое руководство обществом. Главной идеей был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые были близки человеку. Человек признавался частью природы.

В античную философию были заложены два направления философии – идеалистическое (Платон) и материалистическое (линия Демокрита).




Эту школу также называют милетской, поскольку трое ее главных представителей (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в Милете, крупнейшем городе средиземноморском побережье Малой Азии – Ионии. На примере этой первой в истории философии школы можно также понять, что собой представляет философская школа как таковая и в чем ее специфика. Философская школа в широком смысле представляет собой направление, которое создается учителем и его учениками и может существовать в течение нескольких поколений. Представители данной школы решают одну или несколько близких философских проблем (например, представители милетской школы занимались поисками первоначала). Спецификой философских школ является то, что их представители могут приходить к разным выводам.

Мировоззрение Гераклита – одно из проявлений древнегреческого осмысления мира, которое оказало огромное влияние на последующее развитие европейской и мировой культуры.

Демокрита интересовали силы, которые движут миром. Он говорил, что отдал бы персидский престол за знание причины только одного какого - нибудь явления природы.

Он сделал это открытие только при помощи силы мысли, без исследований и приборов. Спустя 2 тыс. лет ученые доказали его правоту.

Период античной философии в истории философии представлен работами древнегреческих и древнеримских философов от V века до н.э. – V века н.э. В этом ряду Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Анаксимен, Ксенофан, Платон, Сократ, Аристотель, Эпикур, Пифагор. Все они обладали энциклопедическими знаниями и занимались самыми различными науками. Многие из них были основателями первых философских школ: Платон создал первую Академию, а Аристотель – Лицей. В центре внимания античных философов находится универсальные проблемы бытия:

- строение мироздания и составляющие его части;

- место человека в космосе;

- конечные основания бытия, первичные элементы, из которых состоит мир;

- соотношение хаоса и порядка – конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного в мире;

- проблема причин и источников движения и развития;

- проблемы идеального устройства государства и правильного поведения граждан;

- нормы добродетельной жизни и т.д.

С точки зрения современности наибольший интерес представляют такие разделы философского учения древних, как учение о материи, учение о диалектическом развитии мира, учение о познании, учение о философских категориях.

Этапы античной философии:

2. Средняя классика (Сократ и его школы, софисты), главная проблема – сущность человека, проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).

3. Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др., проблема чувственного и сверхчувственного – идея синтетических основных философских проблем, проблема поиска рационального метода познания.

4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема - мораль и свобода человека, познание и т.д., структура Космоса, судьба Космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский). Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию. С этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет). Проблема отношений человека и Бога, божественные воли, строение Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский и др.).

Важным достижением Греции VIII – VI в.в. до н.э. было начало научного исследования природы. Новое мировоззрение выдвигает идею бесконечности материального мира во времени и пространстве. Впервые рождается мысль о том, что не человек есть создание божественных сил, а наоборот, боги созданы человеческой фантазией по образу и подобию самого человека.

Античная философия имеет следующую особенность: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освободились от физического труда и претендовали на духовое руководство обществом. Главной идеей был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые были близки человеку. Человек признавался частью природы.

В античную философию были заложены два направления философии – идеалистическое (Платон) и материалистическое (линия Демокрита).

Эту школу также называют милетской, поскольку трое ее главных представителей (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в Милете, крупнейшем городе средиземноморском побережье Малой Азии – Ионии. На примере этой первой в истории философии школы можно также понять, что собой представляет философская школа как таковая и в чем ее специфика. Философская школа в широком смысле представляет собой направление, которое создается учителем и его учениками и может существовать в течение нескольких поколений. Представители данной школы решают одну или несколько близких философских проблем (например, представители милетской школы занимались поисками первоначала). Спецификой философских школ является то, что их представители могут приходить к разным выводам.

Мировоззрение Гераклита – одно из проявлений древнегреческого осмысления мира, которое оказало огромное влияние на последующее развитие европейской и мировой культуры.

Демокрита интересовали силы, которые движут миром. Он говорил, что отдал бы персидский престол за знание причины только одного какого - нибудь явления природы.

Он сделал это открытие только при помощи силы мысли, без исследований и приборов. Спустя 2 тыс. лет ученые доказали его правоту.


В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

Оглавление

  • 1. Основания возникновения философии
  • 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
  • 3. Основные разделы философского знания
  • 4. Основные философские направления
  • 5. Диалектика и метафизика
  • 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
  • 7. Основные философские учения Древней Индии
  • 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
  • 9. Философия средневековья
  • 10. Философия эпохи Возрождения
  • 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

Древнегреческая философия — совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.

4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

Первые греческие философы — диалектики.

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) — Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.

3. Природа — совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

Школа эллиатов (V в. до н. э.) — Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит — это линия материализма, Парменид — идеализма.

Для Парменида вещь и мысли об этой вещи — одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями — затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела — покоится).

Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

Платон (V–IV вв. до н. э.) — родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей — тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь — слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона — идеальное государство. Основа — труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последующую философию и естествознание.

В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

Файл:Bramante heracleitus and democritus.jpg


Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. (Фреска Браманте, 1477 )— распространенное в европейской философии (начиная с античности) и живописи периода Ренессанса и барокко противопоставление двух знаменитых греческих философов, которые имели различное воззрение на жизнь: первый (пессимист) оплакивал людей, второй (оптимист) смеялся

File:DeHe vanitas-conocete-a-ti-mismo-jacobo-jordaens-rennes-MBA.jpg

над людскими глупостями.

Демокрит и Гераклит.Jacob Jordaens.
Демокрит Абдерский (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) и Гераклит Эфесский (ок. 540—475 до н. э.) — два великих античных философа, противоположность характеров которых — смеющийся и плачущий — является общим местом европейской культуры. Демокрит был известен как Смеющийся, поскольку его смешила глупость рода человеческого, более ранний философ Гераклит же был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание.


Рубенс.Смеющийся Демокрит и Плачущий Гераклит.

Файл:Coypel Democritus.jpg


Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера — это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Агостино Карраччи. Демокрит.(1598 год)

Файл:Heraclitus, Johannes Moreelse.jpg

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

Плачущий Гераклит
на картине Й.Мореелсе

File:Heraclitus and Democritus by Rubens (Valladolid).jpg


Рубенс Петер Пауль (1577-1640) Демокрит и Гераклит 1603.
Таким образом, для древних неспособность смеяться или плакать означала неспособность быть мудрым. Происходило это потому, что смех и слезы в отличие от негодования — это две реакции на безумие человеческой жизни, дозволенные философу, и Гераклит с Демокритом были воплощениями этих образов.


Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — распространенное в европейской философии (начиная с античности) и живописи периода Ренессанса и барокко противопоставление двух знаменитых греческих философов, которые имели различное воззрение на жизнь: первый (пессимист) оплакивал людей, второй (оптимист) смеялся над людскими глупостями.

Содержание

История

Демокрит Абдерский (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) и Гераклит Эфесский (ок. 540—475 до н. э.) — два великих античных философа, противоположность характеров которых — смеющийся и плачущий — является общим местом европейской культуры. Демокрит был известен как Смеющийся, поскольку его смешила глупость рода человеческого, более ранний философ Гераклит же был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.



Натюрморт в жанре ванитас, указывающий на тщетность жизни. Гераклит и Демокрит изображены в пазухах арки, указывающими на череп — символ бренности, мыльный пузырь — символ пустых надежд, и т. д.

. Значит, похвально и то, что один-то мудрец всё смеялся,
Как поднимал от порога, вперед вынося, свою ногу,
Ну, а другой был совсем не таков: он больше всё плакал.

Впервые противопоставление зафиксировано у автора II века до н. э. Сотиона [2] , а затем у многих греческих (Лукиан, Ипполит Римский) и латинских авторов.

Таким образом, для древних неспособность смеяться или плакать означала неспособность быть мудрым. Происходило это потому, что смех и слезы в отличие от негодования — это две реакции на безумие человеческой жизни, дозволенные философу, и Гераклит с Демокритом были воплощениями этих образов [10] .

Читайте также: