Георгий байдуков биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Родился 13 мая (по новому стилю - 26 мая) 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал , затем воспитывался в интернате . С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.

В 1926 добровольцем вступил в РККА . Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу 1928 – Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.

В 1931-1934 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов "слепых" полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. . В начале августа 1935 в составе экипажа С.А.Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

С 1937 – снова лётчик-испытатель , испытывал серийные 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н.Г.Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2.000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг, равный 280,246 км/ч.

Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.

C началом Великой Отечественной войны был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.

С января 1942 - в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии ( Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании 1947 - 1949 – начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949 - 1952 – заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957 - 1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков – в отставке.

Жил в Москве. Член Союза писателей. Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Георгий Байдуков история жизни и смерти девятого Героя Советского Союза

Георгий Байдуков ‒ легендарный летчик, хороший друг Чкалова, один из первых Героев Советского Союза, умер 29 декабря 1994 г., причиной стало неудачное падение на прогулке. Ему было 87 лет.

Дата и причины смерти

Георгий Филиппович на пешей прогулке по Арбату поскользнулся на обледеневшем тротуаре и неудачно упал. Этой же ночью 29 декабря 1994 г. генерал-полковник Г.Ф. Байдуков скончался.

Где похоронен

Где похоронен

Детство и юность, учеба

Родился знаменитый летчик, летчик от бога, 13 мая 1907 г. в Сибири на железнодорожном разъезде, где работал его отец. Детство было не ласковым для Георгия – Егора.

Качинская летная школа, 1923 г.

Качинская летная школа, 1923 г.

Затем следуют два года службы, сперва младшим, а потом старшим летчиком в авиаотряде Московского военного округа. А после быстрое, но заслуженное повышение, в 1930 г. Георгия переводят в НИИ ВВС летчиком-инструктором испытателем. Весной 1931 г. новое повышение – старший летчик-инструктор. Такой быстрый рост был вызван не чьей-то протекцией, а умением летать смело, но в то же время разумно и грамотно. С 1933 г. всего-то в 26 лет летчик становится командиром корабля авиабригады НИИ ВВС. Он летает на тяжелых машинах, оттачивает мастерство слепых полетов, часами управляя самолетом только по приборам. Это умение пригодилось молодому пилоту в будущем. Тяга к совершенствованию, приобретению новых знаний привела Георгия Филипповича в Военно-воздушную академию им. Жуковского. Поступив в 1934 г. на инженерный факультет, успешно завершив его в 1935 г., Байдуков, тем не менее, был отчислен из академии.

Тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (СССР)

Тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (СССР)

Популярность

Молодого, перспективного, вдумчивого летчика, владеющего искусством слепого полета, зачислили в летный экипаж, который собирался побить мировой рекорд дальности беспосадочного полета на самолете АНТ-25. Необычный аэроплан создавался как самолет двойного применения, дальний бомбардировщик и самолет для побития мирового рекорда дальности.

Самолет АНТ-25

Первая попытка межконтинентального перелета

Самолет РД 03.08.1935 стартовал с Щелковского аэродрома. В экипаже три человека: командир С. Леваневский, второй пилот Г. Байдуков, штурман В. Левченко. Перелету создали большую рекламу, среди провожающих самолет присутствовал даже посол Соединенных Штатов в СССР. РД взлетел и, медленно набирая высоту, направился в сторону Америки через Северный полюс. Однако, после нескольких часов полета обнаружилось выбивание масла из двигателя.

Командир запаниковал, устройство мотора он знал слабо, и решил, что неисправность фатальна. Все увещевания командира вторым пилотом не привели ни к чему хорошему, Леваневский решил прекратить полет, а Байдукову пригрозил пистолетом.

Причины неудачи

Меж тем причина была простая, механики перестарались и залили масла в двигатель с избытком, через некоторое время выброс масла должен был прекратиться. Это и пытался объяснить второй пилот своему командиру, но тщетно! Самолет приземлился под Ленинградом, при посадке случился пожар. Ситуация с перелетом оказалась крайне неприятной. На совещании в Кремле в присутствии Сталина Леваневский во всем обвинил Туполева, назвал его вредителем и отказался от перелета. Судьба установления рекорда и самолета оказалась под угрозой.

С. Леваневский

Второй пилот берет инициативу в свои руки

Чкалов и Сталин

Чкалов и Сталин

Теперь предстояло убедить Сталина, а всем было известно, что генсек с симпатией относится к Валерию Павловичу, прислушивается к его мнению. К идее новой попытке перелета в Америку Сталин вначале отнесся холодно, свежо было воспоминание о международном конфузе.

Глава страны привел Чкалову аргумент, мол, полет на одномоторной машине ‒ это стопроцентный риск, надо лететь на четырехмоторном самолете. Чкалов остроумно ответил, что да, один двигатель – 100% риска, четыре – 400%. Довод понравился Сталину, и постепенно мысль о перелете стала приобретать реальные формы.

Экипаж согласовали, Чкалов ‒ командир, Байдуков ‒ второй пилот. На должность штурмана был приглашен один из лучших, если не лучший специалист ВВС, Александр Васильевич Беляков. Он был запасным штурманом при первой попытке перелета в Америку.

Перелет внутри страны

По условию правительства, предстояло вначале совершить пробный перелет внутри страны в метеоусловиях, близких к полету через Северный полюс. Маршрут перелета ‒ Москва, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Петропавловск-Камчатский.

Старт состоялся 20 июля 1936 г., полет проходил успешно. После достижения крайней точки маршрута выяснилось, что в баках осталось много бензина, после чего было решено продолжить полет в сторону Сахалина. Но погода ухудшалась, и самолет пришлось посадить на песчано-галечную поверхность острова Удд в Охотском море. Чкалов мастерски приземлил самолет на узкую площадку, но камни повредили одну из основных стоек шасси. Весь полет продолжался 56,3 часа, было преодолено расстояние в 9374 км.

Силами прибывших на остров специалистов шасси починили. Красноармейцы, доставленные на Удд, собрали необычную деревянную взлетную полосу, с которой экипаж поднял РД в воздух 2 августа. В тот же день самолет приземлился в Хабаровске. 10 августа экипаж на самолете успешно прибыл в Москву. За этот перелет В.П. Чкалову, Г.П. Байдукову и А.В. Белякову присвоили звания Героев Советского Союза. Теперь можно лететь в Америку!

Трансконтинентальный перелет

Предстояло доработать самолет, устранив выявленные при перелете дефекты и недостатки. После доводки РД был готов к броску через Северный полюс на Американский континент. Ранним утром 18 июня 1937 г. перегруженный топливом самолет оторвался от полосы аэродрома в Щелково и, медленно набирая высоту, лег на курс. Более чем за двое суток полета экипажу пришлось выдержать много серьезных испытаний.

Карта полета из СССР в США через Северный полюс

Карта полета из СССР в США через Северный полюс

По пути встретились несколько циклонов, частые обледенения, наборы высоты до 6000 метров, где необходимо было пользоваться кислородом. Низкая температура внутри самолета, горные хребты, которые пришлось обходить. Все это изматывало экипаж. Байдуков, как и обещал, вел самолет в условиях слепого полета, иногда проводя за штурвалом до 13 часов бессменно. Но совместными усилиями экипаж привел самолет в Соединенные Штаты, где успешно приземлился 20 июня на аэродроме в Ванкувере, штат Вашингтон.

За 63 часа перелета РД преодолел 9130 км. К сожалению, борясь с непогодой, самолет отклонялся от прямого курса, в результате расстояние полета по прямой составило чуть более 8,5 тысячи км. Рекорд дальности устоял, но эффект от прилета в Америку экипажа Чкалова был потрясающим. Американцы, без преувеличения, носили героев-авиаторов на руках. Экипаж был принят президентом Ф.Д. Рузвельтом в Белом доме. Помимо героизма летчиков, на американцев большое впечатление произвела техника Страны Советов, не только сам самолет, но и двигатель М-34РД, разработанный в КБ Александра Микулина.

За 63 часа перелета РД преодолел 9130 км

Перелет позади

Жизнь Г. Байдукова после перелета не претерпела больших изменений. Он продолжил заниматься любимым делом, летать, испытывать самолеты на московском авиазаводе № 22, который выпускал бомбардировщики СБ. На четырехмоторном самолете ДБ-А установил мировой рекорд скорости для машин подобного класса.

Военные годы

Во время финской войны Георгий Филиппович летал на бомбардировщик ДБ-3, бомбил противника, совершил 8 боевых вылетов.

Грянула Великая Отечественная. С ноября 1941 г. Г.Ф. Байдуков на фронте. Прошел путь от заместителя командира дивизии до командира штурмового авиационного корпуса. Сам не раз поднимался в воздух на Ил-2, выполняя боевые задания. Начал войну полковником, окончил генерал-лейтенантом.

Грянула Великая Отечественная

Послевоенное время

После войны Георгий Филиппович закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. Занимал разные командные должности в ВВС страны.

В начале 1952 г. Г.Ф. Байдукова переводят в войска ПВО страны, где он служит в должности замначальника Главного штаба. В войсках вовсю идет перевооружение на новую технику. Бурно развивается радиолокация, новые реактивные истребители подбираются к сверхзвуковым скоростям, создаются зенитно-ракетные комплексы перехвата воздушных целей. Байдуков не может себе позволить отстать от военно-технического прогресса, учится самостоятельно, много общается с разработчиками новой техники.

По его инициативе в середине 50-х гг. создается Научно-технический комитет войск ПВО. Весной 1957 г. Георгий Филиппович становится начальником 4-го Главного управления Министерства обороны. В обязанности ГУ и самого Байдукова вошло проведение научно-технической революции в войсках ПВО. Управление становится Генеральным заказчиком для предприятий промышленности, занимающихся разработкой и серийным производством технических средств ПВО. В ведении 4-го ГУ также вопросы правильной эксплуатации сложной противовоздушной техники в войсках. Такое наукоемкое направление Георгий Филиппович успешно курирует 15 лет. В 1961 г. Г.Ф. Байдуков становится генерал-полковником. Однако годы берут свое, и в 1972 г. Георгий Филиппович переходит на должность научного консультанта Главкома ПВО страны, а в 1988 г. уходит в отставку.

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович

(р. 1907) — Рус. сов. летчик и писатель, более известный реалистической и мемуарной лит-рой. Род. на блок-посту Тарыгита ок. станции Татарская (Омской обл.), в семье путевого ремонтного рабочего, много раз переезжал с семьей на нов. место жительства, поступил в Омский железнодорожный техникум, но вскоре бросил учебу и уехал в Ленинград (ныне — СПБ) летную школу, из к-рой перевелся в Севастопольскую. Участник легендарных перелетов 1936-1937 гг.: Москва — о. Удд, Москва — Портленд (США). В 1940 г. окончил Академию Генерального штаба. Посещал литобъединение, к-рым руководил поэт В. Уткин. Печататься начал в 1936 г. Генерал-полковник авиации, Герой Сов. Союза. Лауреат Гос. премии СССР (1970). Живет в Москве.

Перу Б. принадлежит неск. книг очерков, романизированная биография Валерия Чкалова. К НФ имеет отношение ряд "эпизодов будущей войны" — "Последний прорыв" (1938), "Разгром фашистской эскадры" (1938) и др., сочиненных в шапкозакидательском "ура-патриотическом" духе.

Байдуков, Георгий Филиппович

(26.05.1907—28.12.1994) — летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936), лауреат Государственной премии (1970), генерал-полковник авиации (1961). В авиации с 1926 г., на испытательной работе — с 1931 г. Вместе с А. В. Беляковым и В. П. Чкаловым совершил дальние перелеты Москва—о. Удд и Москва—Северный полюс—Ванкувер (США). В финскую войну командовал авиагруппой и полком. Во время Великой Отечественной войны был командиром дивизии, затем авиакорпуса. В 1947—1949 гг. был начальником Главного управления ГВФ. С 1954 г. на руководящей работе в МО СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Почетный гражданин Николаевска-на-Амуре. Его имя носит остров в Охотском море. Автор книг: "Наш полет в Америку", "Записки пилота", "Чкалов" и др. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Байдуков, Георгий Филиппович

Род. 1907, ум. 1994. Летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936), генерал-полковник авиации (1961). Вместе с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым совершил в 1936—37 знаменитые беспосадочные перелеты Москва — о. Удд и Москва — Северный полюс — США. Лауреат Государственной премии СССР (1970). Написал несколько книг о полете в Америку.

Байдуков, Георгий Филиппович

[26.5.1907—28.12.1994]. Генерал-полковник авиации, летчик-испытатель 1-го класса. Родился 26 мая 1907 на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. По национальности русский. С 9 лет бродяжил. Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключен. Снова бродяжил. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 окончил Омскую железнодорожную профтехшколу. В армии с 1926. В 1926 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 — Качинскую военную авиационную школу летчиков. Служил летчиком-истребителем в строевых частях ВВС. В 1931—1934 — летчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС). С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Весной 1935 откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелету на самолете АНТ-25. Вначале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке перелета, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25. С 20 по 22 июля 1936 на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9374 км. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина Георгию Филипповичу Байдукову присвоено 24 июля 1936 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении этого беспосадочного перелета. С 18 по 20 июня 1937 на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяженностью 8504 км. С 1937 — летчик-испытатель авиазавода № 22 (г. Москва); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ-А. 14 мая 1937 вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолете ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира авиационной группы. В августе-декабре 1941 находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов. Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера. После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947—1949 — начальник Главного Управления ГВФ. Осенью 1947 принимал участие в испытаниях пассажирского самолета Ту-70. В 1949—1952 — заместитель начальника НИИ ВВС по летной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957—1972 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 —научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1988 — в отставке. Жил в Москве. Член Союза писателей. Генерал-полковник авиации (1961), летчик-испытатель 1-го класса (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1970). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, 4 орденами Красной Звезды, орденами "За службу Родине в ВС СССР" 1-й, 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными наградами (кавалер наибольшего количества орденов СССР — 22-х). Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилеве и Донецке. В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова). Почетный гражданин города Николаевск-на-Амуре. Сочинения: Наш полет в Америку. М., 1937; Записки пилота. М., 1938; Рассказы разных лет. М., 1983; Чкалов. М., 1991 и др. Умер 28 декабря 1994. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Протяженность воздушной трассы, проходившей через Северный полюс, составляла 9 тысяч километров. А длился полет 56 часов в условиях обледенения корпуса самолета и плохой видимости.

Мало кому известно, что именно благодаря Георгию Байдукову на бортах российских самолетов появились стюардессы. В 1947 году летчик был назначен министром гражданской авиации СССР и два года занимался переводом военных самолетов в пассажирские.

Именно тогда на одном из совещаний в правительстве Георгий Филиппович предложил министру иностранных дел Вячеславу Молотову вывести на борт красивых девушек, которые будут встречать пассажиров и разносить им напитки.

Байдуков настаивал, что нужны именно внешне привлекательные бортпроводницы, чтобы иностранцы видели, какие в СССР женщины. Идея для того времени была чрезвычайно смелая.

Как беспризорник стал генерал-полковником

Легендарный летчик родился в 1907 году в селе Татарском Новосибирской области. Воспитывался Георгий в интернате, откуда все время сбегал.

В 14 лет устроился рабочим на Сибирскую железную дорогу, позднее окончил Омскую железнодорожную профессионально-техническую школу.

Затем была армия, откуда юношу направили учиться в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. Потом Байдуков поступил в знаменитую Качинскую Первую военную школу летчиков недалеко от Севастополя.

Весной 1935 года молодого летчика откомандировали для подготовки к трансарктическому перелёту. Он был удивлен, поскольку никогда не имел отношения ни к Арктике , ни к Америке и не был знаком с самолетом, на котором предстояло лететь. Но в армии приказы не обсуждаются.

Троих летчиков из СССР в маленьком американском городке Ванкувер встречали как героев, потому что это был по-настоящему исторический перелет. Именно после него наступило потепление в отношениях между СССР и Америкой.

Ведь американцы своими глазами увидели, что русские — не мрачные безумные бородатые мужики, а красивые улыбающиеся нормальные парни.

Один из дипломатов тогда признался, что трое советских летчиков сделали то, чего двадцать лет пытались добиться дипломатические службы.

Георгий Байдуков без погон

Вся страна видела Байдукова-героя, но мало кто знал, каким Георгий Филиппович был человеком. А он обладал удивительным чувством юмора, считался великолепным тамадой и славился своим гостеприимством.

Всю жизнь он был женат на одной женщине. Вместе со своей супругой Евгенией Сергеевной они дружили с семьями Чкалова и Белякова, на праздники накрывали щедрые столы, никого не отпускали, не накормив от души.

Георгий Филиппович был не только талантливым писателем, он унаследовал от родителей природный слух и прекрасно пел. Байдуковы купили рояль, и вместе с женой генерал-полковник устраивал музыкальные вечера для себя и друзей.

Прославленный летчик был крайне обязательным и дисциплинированным человеком. А еще он очень любил порядок. В его рабочем кабинете всегда царила безупречная чистота, и все предметы были разложены с исключительной аккуратностью.

После того, как Георгия Филипповича не стало, дочь Байдукова Эмма Георгиевна создала в его кабинете своего рода музей прославленного летчика.

Георгий Байдуков прожил 87 лет и ушел из жизни в декабре 1994 года. Накануне ему позвонил пресс-секретарь Бориса Ельцина и пригласил прийти в Кремль. Но затем встреча отменилась.

Георгий Филиппович был расстроен, пошел гулять по Арбату. Неудачно поскользнувшись, он упал. Этой же ночью Героя Советского Союза не стало.

Читайте также: