Геополитическое положение азербайджана кратко

Обновлено: 07.07.2024

Высказывать суждения о научных аспектах книги, ее ценности, как учебника, - это дело ученых, педагогов. Я же хочу поделиться мнением о ряде моментов, которые привлекли мое внимание как журналиста и читателя, на протяжении многих лет находящегося в окружении различной информации.

В новом тысячелетии в парадигме политического развития мира наблюдаются серьезные перемены, в научно-политологический лексикон входят новые термины. Один из этих терминов – геополитика.

Геополитика – это искусство дипломатии, требующее большого мастерства и дальновидности, а зачастую – смелости и решительности. Без этого невозможно добиться успеха, в частности, во внешней политике, защищать интересы страны, независимость государства. В своем новом труде профессор Али Гасанов подошел к теме именно с этой точки зрения и с успехом добился цели. Книга-учебник, в первую очередь, позволяет читателю провести сравнение геополитики, осуществляемой политическим руководством на различных этапах, оценить отношение государств мира к Азербайджану, стремительно продвигающемуся в иерархии влияния современной международной политики, различные подходы в этом контексте. Одновременно автор приводит документально подтвержденные факты о событиях, не ставших достоянием общественности, которые порой замалчиваются и суть которых еще не полностью раскрыта. Ссылаясь на многие авторитетные источники, он старается донести историческую правду такой, какая она есть.

С чем было связано снижение веры правительства Англии в Азербайджан? Почему большевистская Россия не воспринимала независимости Азербайджана? Что лежало в основе недоверия Турции к правительству Азербайджанской Демократической Республики? В книге профессор Али Гасанов лаконично и ясно отвечает на каждый из этих вопросов, обосновывает свое мнение конкретными аргументами.

Период Азербайджанской Демократической Республики – один из судьбоносных этапов нашей истории в последние годы исследовался многими историками, политологами, об этом написано много статей, работ и книг. Профессор Али Гасанов в своей книге также уделяет этому периоду особое место, читатель становится свидетелем оригинального, нового и объективного взгляда автора на события, геополитику. В целом, краткость в изложении своих мыслей, умение раскрыть суть в нескольких предложениях и точно определять цель анализа - характерная особенность, свойственная творческой манере ученого-политолога. В этой части почти на 45 книжных страницах находят отражение влияние провозглашения независимости Азербайджана на геополитическое положение Южно-Кавказского региона, геополитическая деятельность и дипломатические маневры национального правительства, политика иностранных государств, связанная с Южным Кавказом, падение демократической республики и геополитические последствия этого, создается полное представление об этом периоде нашей истории. В последующих главах читатель может получить необходимую информацию о событиях, произошедших до восстановления Азербайджаном своей государственной независимости, геополитике и интересах иностранных государств, связанных с нашей страной.

Соглашаясь с содержащимся в политической литературе мнением о том, что период после восстановления нашей государственной независимости делится на несколько этапов, профессор Али Гасанов анализирует каждый этап в отдельности. Он приходит к такому выводу, что первый этап до прихода к власти великой личности, патриарха политики Гейдара Алиева, обладавшего богатым опытом государственности, безгранично привязанного к своей Родине и народу, способного защищать их интересы, характерен резкими противоречиями. Отсутствие в тот период у лиц, руководивших как страной, так и народным движением, у государственных структур ясной национальной концепции, непрофессиональная, непринципиальная политика во всех сферах привели к глубокому общественно-политическому, экономическому, духовному кризису, результатом борьбы за власть стало то, что страна оказалась на грани гражданского противостояния. В такой ситуации не могло быть и речи о геополитике, отвечающей интересам государства и народа. Очередной, второй этап государственной независимости Азербайджана начинается с прихода к власти Гейдара Алиева – лидера, являющегося единственной надеждой народа. 1993-2003 годы, когда великий лидер руководил независимым Азербайджаном, были периодом, богатым на очень динамичные и чрезвычайно важные общественно-политические процессы. Поэтому в книге-учебнике уделяется больше места происходившим в тот период событиям и их анализу, в особенности комментированию прагматической и продуманной геополитики, рассчитанной на национальные интересы и перспективы. Гейдар Алиев не только разработал и реализовал национальную стратегию развития, но и наметил региональный и международный внешнеполитический курс. Таким образом, в отношениях как со странами региона, так и с государствами мира сформировалась сбалансированная политическая стратегия, соответствующая интересам Азербайджана, в первую очередь, направленная на сохранение независимости. Успехи этой геополитики обосновываются в последующих главах книги на конкретных примерах, глобальных и фантастических для своего времени проектах, решительных и устойчивых шагах, направленных на укрепление независимости.

Естественно, Азербайджан 1993 года и сегодняшний Азербайджан разительно отличаются друг от друга. В то время многие смотрели на нас сверху вниз и, наверное, думали что это небольшое, слабое государство будет действовать под их диктовку, что они смогут урвать у Азербайджана все, что захотят. Мудрость, дальновидная политика Гейдара Алиева полностью изменили картину 22-летней давности. Азербайджан стал развиваться, набираться сил, получил признание на международной арене. А Президент Ильхам Алиев вывел страну к новым горизонтам, внеся в геополитику соответствующие характеру времени коррективы, добился динамичного и устойчивого экономического развития, укрепил международный имидж нашей страны. Сегодня Азербайджан, в отличие от многих постсоветских стран, проводит абсолютно независимую и сбалансированную внешнюю политику, решительно защищает свои интересы на международной арене. Эта геополитика, приносящая Азербайджану успех, обеспечивающая его всестороннее развитие, становится объектом детального исследования автором, перед нашими глазами оживает вся общественно-политическая картина времени. В отдельности комментируются и находят четкое объяснение основные факторы, обусловливающие рост геополитической и геоэкономической ценности нашей страны – расположение на важном географическом и геополитическом пространстве, в центре происходящих на Южном Кавказе основных процессов и транснациональных интересов, важная роль в большинстве глобальных транспортно-коммуникационных проектов между Востоком и Западом и другие вопросы.

В тот период я лично был свидетелем многих зарубежных визитов великого лидера, его встреч с главами государств, напряженных переговоров, дипломатических маневров, политического мастерства и решительности, поэтому с особым интересом прочитал связанную с этим часть книги. Прочитанное предоставило мне уникальную возможность еще раз вернуться к своим суждениям и сделанным в свое время выводам, посмотреть на них сквозь призму сегодняшнего дня.

Основные принципы, задачи и требования стратегии современного национального развития Азербайджанской Республики группируются и выстраиваются автором следующим образом: сильное государство и эффективное государственное управление, создание и сохранение общественно-политической стабильности, проведение гибкой экономической политики и достижение экономического развития, гражданское единство и принцип неделимости общества, воспитание граждан в национальном духе и со здоровыми убеждениями и сплочение их вокруг единой идеи, наконец, сбалансированная внешняя и внутренняя политика. Профессор Али Гасанов, напоминая эти концептуальные основы и стратегические принципы, определенные архитектором и созидателем независимого Азербайджана Гейдаром Алиевым, подробно рассказывает о том, как они были реализованы.

В числе затрагиваемых автором многочисленных тем ведущее место занимает также геополитика, связанная с армяно-азербайджанским, нагорно-карабахским конфликтом. Профессор Али Гасанов рассматривает проблему в контексте международных, региональных интересов и территориальной целостности Азербайджана. Анализ исторических корней нагорно-карабахского конфликта, событий, происходивших с первых его дней по настоящее время, достаточно содержателен, ни один важный документ, ни одна встреча не остались без внимания, поэтому нет необходимости искать дополнительные источники. До читателя доводятся самые необходимые сведения о проармянской политике бывшего советского руководства, обсуждении конфликта в Совете Безопасности ООН, создании и деятельности Минской группы ОБСЕ, позиции сопредседателей и конфликтующих сторон, двойных стандартах, демонстрируемых некоторыми международными организациями и государствами мира, а также результатах дипломатической деятельности Азербайджана в этом направлении. Автор, как правило, обосновывает свои комментарии мнениями, заключениями и прогнозами известных политологов и экспертов, к примеру, таких как директор Российского центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. Этот и другие моменты приумножают ценность книги как учебника и авторитетного источника информации.

В 1993-2003 годах великий лидер Гейдар Алиев, а с 2003 года – Президент Ильхам Алиев неоднократно выступали с трибун влиятельных международных и региональных организаций, излагая принципиальную позицию Азербайджана в связи с конфликтом и его урегулированием. Комментируя эти заявления, профессор Али Гасанов останавливается на самых важных моментах, уделяет внимание их значению с точки зрения информирования международной общественности. Характерным примером тому могут служить комментарии, связанные с вызвавшим большой резонанс выступлением Президента Ильхама Алиева 29 апреля 2004 года на весенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

В книге также в системной форме и в логической последовательности находят отражение основные цели и задачи политики безопасности, формирование среды безопасности и обретение международного имиджа, политика военной безопасности и другие злободневные вопросы. Одновременно приводится подробный анализ ситуации в связи с делимитацией границ. Уместное использование при анализе и комментариях соответствующих статистических данных, различной информации, карт заслуживает одобрения с точки зрения лучшего усвоения темы, предоставления читателю исчерпывающих сведений.

Конечно, рассказать в небольшой статье обо всех достоинствах охватывающей большой период книги-учебника, где отражены широкий спектр и приоритеты геополитики, невозможно. Но, думаю, нельзя не отметить еще один важный момент. Многие из использованных автором в книге источников и литературы, изданных на турецком, русском, английском языках, интернет-ресурсов, архивных материалов новы для читателя и впервые включены в научный оборот в Азербайджане.

ВВП на душу населения – 10,8 тыс. долл. (2013 г.; 114-е место в мире).

ИЧР – 0,747 (2013 г.; 76-е место в мире)

Государственный язык – азербайджанский

Денежная единица – манат.

Азербайджанская Республика (АР) – унитарное государство с президентской формой правления. Согласно Конституции 1995 года Азербайджан – демократическая, правовая, светская, унитарная республика. АР в административном отношении делится на 59 районов, 11 городов республиканского подчинения и Нахичеванскую Автономную Республику. Автономия Нагорного Карабаха, существовавшая в советское время, в 1991 г. была ликвидирована, однако в настоящее время территория этой республики фактически не контролируется властями Азербайджана. Карабахские вооружённые формирования контролируют следующие районы страны 47 – Агдамский (77 % территории), Джебраильский, Зангеланский, Кельбаджарский, Кубатлинский, Лачинский, Тертерский (частично), Физулинский (33 % территории), Ходжаведский (кроме восточной окраины), Ходжалинский и Шушинский. Общая площадь территории, не подконтрольной Баку – около 11,7 тыс. км². Из них за пределами территории Нагорно-Карабахской АО находятся 7634 км².

Геополитическое положение

Декларация о государственном суверенитете АР принята Верховным Советом Азербайджанской ССР 9 ноября 1990 г. Независимость республики провозглашена 30 августа 1991 г., а 18 октября того же года Верховный Совет принял Конституционный акт о государственной независимости Азербайджана. АР является членом ООН (с 2 марта 1992 г.), СНГ (с 21 декабря 1991 г.), ОБСЕ (с 30 января 1992 г.), Совета Европы (с 25 января 2001 г.), ГУАМ (с 10 октября 1997 г.), Организации исламская конференция (с 1992 г.), Организации экономического сотрудничества (с 28 мая 1992 г.). До 2 апреля 1999 г. АР являлась членом ОДКБ.

Значительно осложняет геополитическое положение АР и проблема Нагорного Карабаха, территория которого вместе с прилегающими районами Азербайджана в настоящее время контролируется руководством самопровозглашённой Нагорно-Карабахской республики. Политическая стабильность в Азербайджане, партнерские отношения с Турцией и США, постепенное усиление экономического, политического и военного потенциала АР могут вылиться в силовое решения проблемы Карабаха, с целью восстановления территориальной целостности республики.

Также отметим такую черту геополитического положения АР, как наличие Нахичеванского эксклава, отделённого от основной территории территорией Армении. Также еще одним фактором можно считать соседство с российским Северным Кавказом, обстановка на котором еще не до конца стабилизирована. Напомним, что в период и первой и второй чеченских войн между руководством РФ и Азербайджана не раз возникали трения из-за подозрений со стороны России в тайной поддержке Азербайджаном сепаратистов, или, по крайней мере, в попустительстве проникновению иностранных наёмников и боевиков на Северный Кавказ и поставкам им оружия.

Читайте также: