Географический детерминизм монтескье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.

Содержание

XVIII век

Монтескье

Гердер, Иоганн Готфрид

XIX век

Наибольшей популярностью географический детерминизм пользовался во второй половине XIX века, среди разработчиков идей направления была Эллен Черчилль Семпл.

В той или иной степени склонность к географическому детерминизму в своих работах проявили такие авторы как Ж. Ж. Элизе Реклю, Генри Томас Бокль, Карл Риттер, Элсуорт Хантингтон, Г. В. Плеханов, Л. И. Мечников, А. П. Паршев.

XX век

В XX веке смыкается с геополитикой.

В своих работах, посвященных влиянию природного фактора на общество Л. Е. Гринин отмечает, что

влияние одного и того же природного фактора на разные общества (и одно и то же общество в разные эпохи) может вызывать разные реакции в зависимости от уровня развития общества, его структуры, исторического момента, ряда других обстоятельств. [1]

Гринин также делает вывод, что роль природной среды больше в древний период истории общества, а с развитем производительных сил роль природных факторов уменьшается. Хотя с другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов влияние дестабилизирующих явлений, как негативных, так и позитивных которые могут вызывать глобальные последствия для общества.

Географическое направление в социальной философии (географизм, географический детерминизм) стало первым внешним оппонентом социологического идеализма. Впервые географизм появился в 18 веке в работах Ш. Монтескье, а свое классическое проявление получил в 19 веке у Э. Реклю, Г. Боля и др.

Вопрос о воздействии географической среды на нравы общества и общественно-политические процессы интересовал еще античных авторов – Геродота, Гиппократа, Полибия, Страбоона. Древние философы связывали природные явления с жизнедеятельностью, культурой человека. Гиппократ говорил, что тело и дух человека формируются под воздействием климата. Эти идеи поддержал Аристотель. Он считал, что в отличие от жителей теплых континентов, население холодных стран храброе, но лишено изобретательности.

Однако историческими предпосылками появления цельной концепции географического детерминизма стали великие географические открытия, которые вызвали бурное экономической и социально-политическое развитие Европы.

На этапах своего формирования географический детерминизм сыграл значительную прогрессивную роль, так как стал альтернативой философскому идеализму и теологическим объяснением социальных явлений.

Географический детерминизм – это концепция, в соответствии с которой именно географические условия предопределяют особенности политической, экономической и социальной жизни государства, а также формируют национальный характер и национальный дух.

Географический детерминизм в течение двух тысячелетий являлось единственным материалистическим учением, которое изучало общество. Данное учение оправдывало любые политические порядки, власть, революции, войны взаимосвязью с природой.

Готовые работы на аналогичную тему

Особо много внимания Ж. Боден уделял климату. По Бодену на земле можно выделить следующие климатические пояса:

  • экваториальный;
  • полярный;
  • умеренный.

Каждый из поясов связан с предпосылками для определенного вида трудовой деятельности человека. В своих трудах Ж. Боден дает рекомендации по тому, как установить оптимальный политический режим.

Географический детерминизм XVIII века

Монтескье обратил внимание на непосредственные, отдельные связи между народным характером, климатом и законодательством. Манию англичан к самоубийству ученый объяснял особенностями климатических условий в Великобритании. Он полагал, что понял причины силы Европы и слабости Азии, ее рабства и свободы Европы. Монтескье считал, что в жарких странах население ленивое, робкое и изнеженное. Эту изнеженность порождают теплый климат и плодородный почвенный покров. В таких условиях нет необходимости особо бороться за жизнь. Люди начинают работать только перед страхом наказания, поэтому вполне закономерно, что в таких странах деспотичное правительство. Люди намного отважнее на территориях, где господствует холодный климат. Бесплодные земли способствуют развитию духа свободы. Люди для поддержания жизни должны самостоятельно добывать необходимые ресурсы. Такие условия способствуют формированию воинственности, храбрости и независимости.

Главная тема его размышлений: раздвоение между природой как принудительной детерминирующей силы и природой как разумом. Однако Монтескье не смог урегулировать этот внутренний конфликт, органично и последовательно изложить учение о климате.

Учение о географическом детерминизме продолжил Иоганн Готфрид Гердер. Гердер полагал, что климат благоприятствует, а не принуждает. Под климатом ученый понимал совокупность земных влияний и сил, воздействие растительного и животного мира, которые во взаимодействии влияют на все живые существа. Климат может быть изменен человеком.

Гердер усовершенствовал концепцию о влиянии геофизических условий и климата в области географии и естествознания:

  • обратил внимание на присутствующие отношения между определенными народами и географической средой;
  • открыл соотношение между поверхностью Земли, а также изменениями и движениями народов;
  • привнес новое понимание в симбиоз всех живых организмов;
  • выяснил, что с одной стороны климат воздействует на человека, а с другой - человек влияет на климат и преобразует его.

Гердер считал, что какое бы влияние климат ни оказывал на человека, у каждого живого существа есть свой собственный климат, так как внешние воздействия каждым перерабатываются индивидуально. Витализм, базирующийся на метафизически-неоплатонической основе, который индивидуализирует, разделяет и опять связывает индивидуальное.

Географический детерминизм XIX и XX вв.

Во второй половине XIX века географический детерминизм достиг пика своей популярности. Среди основных разработчиков идеи стала Эллен Черчилль Семпл.

В той или иной мере географическим детерминизмом занимались: Ж. Ж. Элизе Реклю, Карл Риттер, Генри Томас Бокль, Элсуорт Хантингтон, Л. И. Мечников, Г. В. Плеханов, А. П. Паршев.

В XX веке географический детерминизм смыкается с геополитикой.

Л.Е. Гринин в исследованиях, посвященных изучению влияния на общество природного фактора, отмечает, что воздействие одного и того же природного фактора на различные народности и общества (или одно общество в разные эпохи) может вызывать разные реакции. Это зависит от исторического периода развития общества, уровня развития, от структуры общества и некоторых других обстоятельств.

Гринин установил, что роль природной среды больше всего проявляется в древний период исторического развития народа. По мере развития производительных сил роль природных сил начинает постепенно снижаться. В тоже время он отдавал должное также дестабилизирующим явлениям, которые способны вызвать для общества глобальные последствия.

Монтескье попытался вскрыть источники социальной борьбы в обществе. По его убеждению, это происходит на почве противопо­ложности имущественных интересов людей. Социальные конфликты требуют правового регулирования общественных отношений.

Монтескье выделил три вида права: международное, политическое (регулирование отношений между правителями и управляемыми) и гражданское, определяю­щее отношения между членами общества.




Монтескье попытался вскрыть источники социальной борьбы в обществе. По его убеждению, это происходит на почве противопо­ложности имущественных интересов людей. Социальные конфликты требуют правового регулирования общественных отношений.

Монтескье выделил три вида права: международное, политическое (регулирование отношений между правителями и управляемыми) и гражданское, определяю­щее отношения между членами общества.

Влияние географического фактора на общество. История возникновения концепции географического детерминизма. Натуралистический взгляд Ш. Монтескье на исторический процесс. Климат как решающая причина различия форм государственной власти и законодательства.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.08.2014
Размер файла 23,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педагогический институт физической культуры

Кафедра адаптивной физической культуры

Реферат по философии

Тема: Географический детерминизм Монтескье

Работу выполнил: Журавлев Н.Н.

4 курс афк. заочн.отд.

2. История возникновения географического детерминизма

3. Географический детерминизм Ш. Монтескье

монтескье детерминизм климат власть

Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIII в. Все в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встает вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.

Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм. Этот термин нуждается в пояснении.

Влияние географического фактора на общество и на его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие.

В социальной философии Ш. Монтескье имеется тезис о том, что форма государства и его законы во многом зависят от обстоятельств географического характера: климата, почвы, рельефа и территории той или иной страны.

Несмотря на некоторую наивность и прямолинейность, это учение все же содержало в себе зерна материалистического истолкования общественных явлений.

Для начала определим понятие детерминизм. Это учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Детерминизм рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, о воздействии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральным вопросом детерминизма является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управление ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории.

Географический детерминизм - это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином “географический детерминизм” иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой.

Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIIIв. Всё в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встаёт вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.

Влияние географического фактора на общество и его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие.

2. История возникновения географического детерминизма

По мере движения к северу количество тепла постоянно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне - к ручным ремёслам и изобретениям, люди среднего района - к устройству различного рода общественных дел.

Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши. Люди, населяющие бесплодные места, - доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство.

3. Географический детерминизм Ш. Монтескье

Монтескье анализирует понятие закона и определяет его как необходимые отношения, вытекающие из природы вещей. В этом смысле можно говорить, что законы присущи как человеку, так и животным.

После того как люди начинают вести совместный образ жизни, они становятся сильными, исчезает равенство и наступает эпоха войны между народами и отдельными лицами. Вслед за этим появляется международное право, регулирующее отношения между народами, политическое право, связанное с защитой граждан, и гражданское право, определяющее отношения всех граждан между собой.

Основу всех построений Монтескье составляет убежденность философа в том, что все процессы в социально-политической сфере носят не случайный характер, а подчинены определенным закономерностям. Опираясь на рационалистическую интерпретацию естественного права, Монтескье выводит основные законы мироздания из первоначального разума и неизменной природы вещей.

Однако такая методологическая установка не является апологией фатализма и неизбежности тех или иных неподвластных человеку процессов. Люди являются существами с двойственной природой - физической и разумной, поэтому, подчиняясь первым, часто нарушают вторые законы, создавая вместо них свои собственные, которые также не остаются незыблемыми.

Философ рассматривает человека в естественном состоянии как крайне боязливое существо, которое стремится к выживанию в тяжелых условиях на основе сотрудничества с другими людьми.

В отличие от своего предшественника он рассматривает влияние на развитие духа народов не только климата, но и почвы. Изменения же духовного мира людей в свою очередь приводят к изменениям социально-экономических отношении и политического строя государств.

Из приведенных высказываний ясно виден натуралистический взгляд Ш. Монтескье на исторический процесс. Человек в его концепции выступает как часть природы, и поэтому объяснение исторических событий и процессов французский просветитель ищет в условиях природной среды. Но в таком случае сама история превращается в часть естественнонаучной истории человечества или антропологию.

Монтескье не ограничился суждением о значимости условий физической среды, но прямо указал на необходимость того, чтобы законы страны соответствовали этим условиям. Иными словами, он ввел в свою концепцию нормативный элемент, который в более поздней геополитике, особенно немецкой, приобрел приоритетное значение. Семнадцатую книгу своего сочинения он почти полностью посвящает исследованию влияния климата и топографии на особенности государственного устройства и политическую природу различных народов, сопоставляя в этом смысле Европу и Азию.

В исследованиях истории геополитики часто можно встретить утверждения, что Монтескье один из первых провозгласил чисто географический фактор (климат) определяющим в общественном развитии и доказывал в своих трудах, что географическая среда и в первую очередь климат -- решающая причина различия форм государственной власти и законодательства.

По мнению Монтескье, разнообразие законов и учреждений не является результатом произвола, фантазии людей. Напротив, они объективно обусловлены своеобразием среды, в которой они создаются и функционируют.

Эти законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа. Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или устанавливаемого правительства, имеют ли они целью устройство его, что составляет задачу политических законов, или только поддержание его существования, что составляет задачу гражданских законов.

Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату -- холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов -- земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются. Их нужно рассмотреть со всех этих точек зрения. Это именно я и предполагаю сделать в настоящей книге. В ней: будут исследованы все эти отношения; совокупность их образует то, что называется Духом законов.

Таким образом, в странах плодородных всего чаще встречается правление одного, а в странах неплодородных -- правление нескольких, что является иногда как бы возмещением за неблагоприятные природные условия.

Поэтому образ правления в каждой стране должен соответствовать условиям географической среды, только тогда государство способно гармонично и успешно развиваться во времени и в пространстве. Так, по мнению Ш. Монтескье, демократическая республика требует небольшой территории, прямого участия населения в делах общества, подавления личного интереса, строгой дисциплины граждан.

Монтескье рассматривает человека в естественном состоянии как крайне боязливое существо, которое стремится к выживанию в тяжелых условиях на основе сотрудничества с другими людьми.

Попытка объяснить сложную и многогранную деятельность человечества исключительно воздействием географической среды на людей, игнорировала, с одной стороны, активную роль их сознания и воли в различных видах деятельности, а с другой - не раскрывала определяющего значения тех жизненных, экономических потребностей, которыми они руководствовались в своей повседневной жизни и общественной деятельности, хотя мимоходом Ш. Монтескье и говорит о связи экономических факторов с политическими институтами общества.

На протяжении более чем двух тысяч лет географический детерминизм был единственным материалистическим учением во взглядах на общество. Социальная функция географического детерминизма как социального учения претерпевает в это время ряд изменений. Он мог оправдывать существующие политические порядки, он мог становиться знаменем революционной буржуазии, оправданием империалистических захватов в конце XIX - начале XX века. В настоящее время интеграционные процессы, идущие в истории и географии, ставят на очередь необходимость философского осмысления нового понимания, взаимосвязей природы и человеческого общества. Несостоятельность концепции “покорения природы” заставляет обратить внимание не только на трагические последствия столкновения с природой созданных человеком производительных сил, но и на общество, зависимость которого от природы опосредована производством. Всё это заставляет обратиться к философскому наследию, общим для которого является трактовка взаимоотношений природы и общества, получившая название “географический детерминизм”.

Мысль Монтескье о географическом детерминизме актуальная и в нынешнее время в эпоху глобального экологического кризиса.

Подобные документы

История философских воззрений на природу и общество. Особенности взаимосвязи и взаимодействия человека и природы. Исследование сущности теории географического детерминизма. Отличительные черты теории пассионарности Л. Гумилева. Теория золотого миллиарда.

контрольная работа [58,4 K], добавлен 18.10.2013

Отражение проблемы зарождения и развития человеческого общества в различных религиозно-философских течениях разных времен. Концепция географического детерминизма. Направления исследования исторического процесса становления общества Л.Н. Гумилевым.

презентация [2,0 M], добавлен 24.04.2013

История геософии в концепциях географического детерминизма: западноевропейская и русская школы. Геософия в теориях евразийцах: кн. Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Л.И. Мечникова, Г.В. Вернадского. Теория этногенеза и пассионарности Л.Н. Гумилева.

реферат [94,2 K], добавлен 30.11.2007

Французский просветитель Шарль Монтескье. Политические доктрины в философском романе-трактате "Персидские письма". Отношение к принципу частной собственности. Поэтическое дарование Монтескье. "Дух законов" и "юридическая иллюзия" стареющего философа.

реферат [24,9 K], добавлен 24.07.2009

Учение о причинности. Античный, дефинитивный, жесткий (лапласовский) детерминизм. Краткая биография Пьера Симона Лапласа, суть и анализ его теорий. Проблема синтеза видов детерминизма, вероятностно-статистические закономерности. Детерминизм и случайность.

реферат [56,7 K], добавлен 20.12.2011

Детерминизм - понятие причинных связей, генетическая связь между явлениями, при которой одно явление - причина, при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление - следствие. Непрерывность причинно-следственных отношений.

реферат [19,0 K], добавлен 29.03.2009

История возникновения и изучения понятия причинности, ее проявления в повседневной жизни и науке. Статистические законы классической физики с позиции детерминизма. Принцип неопределенности Гейзенберга, описание в механике состояния физической системы.

Читайте также: