Географическая карта и ее масштаб кратко

Обновлено: 02.07.2024

При создании различных изображений поверхности земного шара требуется выполнять их в меньшем размере, чем они есть. Для понимания степени уменьшения объекта пользуются масштабом. Этот урок мы посвятим изучению масштаба. Научимся читать масштаб и объяснять его величину. Узнаем, какие существуют разновидности масштаба. Познакомимся с инструментами, использующимися для выполнения практических заданий.

План урока:

Что такое масштаб

В древние времена люди формировали всевозможные изображения Земли, чтобы передать знания потомкам. Если попытаться рассмотреть отдельные объекты на таких картах, то будет не понятно, насколько они уменьшены.

Старинная географическая карта

Проведем сравнение карт масштаба 1:25000 и 1:50000. Число масштаба отображает уменьшение предметов на карте в 25000 раз. Масштаб карты равный 1:50000, будет отражать уменьшение в 50000 раз. Если знаменатель будет минимальным, тогда масштаб будет крупнее, то есть объекты будут более подробно показаны. Поэтому карта с численным значением 1:25000 считается более крупной по сравнению с изображением 1:50000.

Предположим, что протяженность между торговым центром и домом 620 м. Показать в реальности этот отрезок, вычертив его на листе, не представляется возможным и придется отразить его с использованием масштаба на плане. Условимся в чертеже протяженность показывать с уменьшением предметов в 10000 раз. Тогда масштаб плана местности представлен в 1 сантиметре 100 метров. Если же план представлен в небольшом масштабе – от 1:10000 до 1:1000000, то его относят к топографической карте.

Существует несколько видов масштаба.

Лучше использовать масштаб, отображенный как прямая линия с выделенными равными частями. Этот масштаб считается линейным. Необходимо принять во внимание, что при отображении линейного масштаба ноль устанавливают, отходя на 1 см от левого конца, а первый сантиметр разбивают на 5 частей. Эти части показывают, какой действительный промежуток подходит одному сантиметру.

Часто обозначаются все три типа масштаба.

При увеличении или уменьшении масштаба меняется детальность изображения объектов на карте. На плане местности крупный масштаб, поэтому все объекты изображены очень подробно. Например, рассматривая план любого города, можно разглядеть отдельные улицы и дома. При изображении территории в мелком географическом масштабе можно взять большой участок поверхности, но все объекты будут показаны не так подробно.

При изучении географии придется работать с различными видами карт по масштабу и охвату территории.

Любая группа карт различается по масштабу. Чем больше представленная территория, тем меньше масштаб. С убавлением масштаба сокращаются достоверность отображения предметов и надежность замеров по карте.

Наиболее мелкий масштаб на мировых картах и картах полушарий. Например, на школьных стенных физических картах полушарий масштаб 1:30000000. Представленное значение свидетельствует, что 1 см соответствует 300 км на территории. Такие изображения называются мелкомасштабными.

Здесь поверхность показана весьма обобщенно и присутствуют заметные искажения очертаний материков, островов, архипелагов – и т.д. Физические карты с таким масштабом малопригодны для измерений, но зато они позволяют одновременно обозревать изображение всей земной поверхности. Поэтому их используют для рассмотрения взаимного расположения материков, омывающих их морей и океанов.

Физические и политические карты материков выполняются с мелким масштабом. Однако здесь изображается больше объектов и со значительными подробностями, чем на мировых картах. По ним легко определять расстояния и географические координаты, хотя они получаются приблизительными. Эти карты используются при изучении природы, населения и размещения государств на материках. Например, материк Австралия на карте воспроизведен в масштабе 1:60000000, который показывает, что 1 см соответствует 600 км.

Для более подробного изучения отдельных областей материка используют карты, имеющие средний масштаб. Масштаб карт колеблется в промежутке от 1:200000 до 1:1000000. К примеру, карта Еврейской автономной области Дальнего Востока изображена в численном масштабе 1: 1000000.

Карты, которые изображаются в масштабе от 1:10000 до 1:1000000, получили название крупномасштабных или топографических. Здесь очень подробно изображена местность и различные объекты. Часто на них можно увидеть дороги, особенности рельефа, реки, озера, населенные пункты.

Крупный масштаб мы можем встретить на топографическом плане. Численный масштаб плана может соответствовать значению до 1:10000. Получают план такого масштаба в результате топографической съемки местности. Часто такие планы необходимы при строительстве каких-либо объектов. Тогда изображают подробно весь участок местности с его составляющими.

Масштабы карт и планов будут разные. Следует учитывать, что масштаб плана местности во всех его точках одинаковый, а на карте он будет различаться. Это зависит от того, что план местности не учитывает форму Земли. На географической карте эта кривизна учитывается. Что же тогда означает масштаб на карте? Он считается главным масштабом и сохраняется только в центральной части, а именно в точке пересечения экватора и среднего меридиана. Во всех остальных частях он больше или меньше главного масштаба.

Характеристика инструментов для практических заданий

Для определения расстояний по картам с помощью масштаба пользуются различными измерительными приборами. Остановимся более подробно на их характеристике.

  1. Линейка считается наиболее простым измерительным прибором. Представляет собой узкую пластинку с прямыми сторонами. На любой линейке есть штрихи, проведенные через определенные промежутки. Обозначать они могут сантиметры, миллиметры или дюймы. Для измерения расстояния необходимо приложить линейку к карте и зафиксировать отрезок между точками. Полученный промежуток в сантиметрах перемножить с величиной масштаба карты.

Для вычисления масштаба многие специалисты применяют масштабную либо геодезическую линейку. С помощью такой линейки очень легко можно определить расстояние, однако масштаб линейки должен быть такой же, как и на карте.

Одним из видов линейки считается транспортир. С помощью транспортира и линейки можно определить направление объекта. На уроках математике вы применяли транспортир для определения градусов углов. А по ним уже можно определить направление. На этом мы с вами остановимся в следующем уроке.

  1. Измерение расстояний можно осуществить с помощью штангенциркуля. Какую конструкцию имеет штангенциркуль, рассмотрим на рисунке.

Также как и у всех других измерительных приборов, у штангенциркуля есть шкала в сантиметрах либо миллиметрах. С целью замера расстояния на карте разметочным штангенциркулем с помощью губок фиксируем длину между объектами. Измеренный промежуток на карте прикладываем к линейному масштабу и получаем реальное расстояние.

Проще всего воспользоваться обычным циркулем и линейкой для работы с картой. Как работать с линейкой мы уже разобрались. Остановимся на циркуле-измерителе.

Для определения протяженности между участками на карте по масштабу, нужно приложить циркуль к ним и зафиксировать отрезок, расстояние которого требуется определить. Затем, зафиксированное расстояние на циркуле, приложим к линейному масштабу карты и получим реальное расстояние.

Можно также воспользоваться численным и именованным масштабом плана. Для этого измеряем циркулем отрезок между объектами и прикладываем его к линейке. Полученное расстояние в сантиметрах умножаем на величину масштаба карты.

Решение задач по определению величины масштаба

Величиной масштаба называется расстояние на местности соответствующее 1 сантиметру на карте.

Остановимся на решении задач по определению величины масштаба на различных картах.

Для определения расстояния от точки А до родника необходимо обратить внимание на условные знаки для топографических планов и представленный масштаб. Величина масштаба данной карты 1:10000, это составляет 100 метров на 1 см. С помощью линейки измеряем расстояние между точками и получаем 8 см. Для перевода данной цифры в метры умножаем 8 см на 100 м. Результат – расстояние от точки А до родника 800 метров. Если необходимо измерить расстояние в километрах, то вспоминаем, что 1 км соответствует 1000 метров. Тогда 800 метров делим на 1000 и получаем 0,8 км.

Во второй задаче дан фрагмент карты с линейным масштабом. Необходимо определить численный и именованный масштаб. По левую сторону от ноля нанесены деления соответствующие метрам, а по правую сторону – километрам. На линии видно, что деление 1 см соответствует 500 метров. Значит, переводим метры в сантиметры – умножаем 500 на 100. Таким образом, получили 50000. Величина численного масштаба – это 1:50000, которая показывает, что 1 см на карте соответствует 500 метров на местности. Именованный масштаб будет в 1 см 500 м.

Для данной задачи известен численный масштаб, запишем его как именованный.

Именованный масштаб данной карты в 1 см 50 метров. Длину реки умножаем на число, которое называется величина масштаба, и в данном случае будет составлять 50 метров.

14 см * 50 м = 700 метров

Значит, длина реки составляет 700 метров. Переведем метры в километры: 700/1000 = 0,7 км.

Задача №4

Рассмотрим еще один тип задач, в которых известно протяженность между точками, но не известен масштаб.

Ученик изобразил на бумаге школу и почту. Протяженность между зданиями оказалось равным 7 сантиметров. Каким масштабом пользовался ученик, если на поверхности земли расстояние равно 350 метров?

Для выявления величины масштаба вычислим число метров в 1 сантиметре. 350 метров/7 сантиметров = 50 метров

Значит, 1 сантиметр на плане соответствует 50 метрам. Запишем именованный масштаб в виде численного.

Таким образом, численный масштаб данного плана будет соответствовать 1:5000.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет : география

Класс : 6

Автор УМК: Домогацких Е.М.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока : формирование представлений обучающихся о географической карте, ее видах. Развитие и формирование умений пользоваться масштабом

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа

Технология проведения урока : объяснительно-иллюстративного обучения, коллективного взаимообучения, формирования учебной деятельности школьников, коммуникативно-диалоговой деятельности, ИКТ, развитие критического мышления

Решаемая проблема

Можно ли изобразить на листке тетради всю классную комнату?

Основные понятия, термины

Географическая карта, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, топографическая карта, мелкомасштабная карта, крупномасштабная карта.

Оборудование

Географические атласы, настенные географические карты, цифровые географические карты, чертежные принадлежности (циркуль - измеритель), раздаточный материал (карточки – задания).

Организационная структура урока

1. Актуализация знаний

Давайте вспомним

1. Какие существуют способы изображения земной поверхности?

2. Чем отличаются изображения земной поверхности?

3. Что такое географическая карта.

2. Изучение нового материала

Постановка проблемы: как разместить материк Австралию на географической карте? Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то представьте себе ситуацию. Незнакомый вам человек просит объяснить дорогу до какого – либо объекта. Как объяснить человеку маршрут движения? Можно, конечно, рассказать. Например: идите прямо, потом за красным забором поверните налево, потом снова прямо, затем дойдите до развилки и поверните направо, потом пересекаете железную дорогу, спускаетесь вниз под горку, вдоль речки пройдите немного направо и у мостика еще раз у кого – нибудь спросите. Скорее всего, услышавший все это, начнет спрашивать дорогу, еще не доходя до мостика. Гораздо проще на бумаге нарисовать этот маршрут, указав на нем и красный забор, и развилку, и железную дорогу, и речку, и мостик.

Еще в глубокой древности люди изображали местность, на которой они или. Первые картографические изображения появились несколько тысячелетий назад. Их делали на камнях, бивнях мамонта, бересте. Нарисовать иногда гораздо проще, чем описывать то же самое словами. Рассмотрите рисунок 18 учебника на с. 33. На нем изображена не карта, это – рисунок . Но с его помощью можно найти дорогу.

Существуют различные виды изображений земной поверхности: рисунок, аэрофотоснимок, план местности, географическая карта, глобус.

Вопрос 2. Чем отличаются изображения земной поверхности?

Изображения земной поверхности отличаются детализацией и условностью. Например, на плане местности используются условные знаки.

Вопрос 3. Что такое географическая карта?

Географическая карта — изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.

Вопрос 4. Зачем потребовалось вводить масштаб?

При вычерчивании карты, расстояния уменьшаются. Масштаб показывает, во сколько раз длина линии на карте уменьшена относительно длины линии на местности.

Вопрос 5. Что такое географическая карта?

Географическая карта — это чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков.

Чертеж делается с соблюдением определённых, очень строгих правил. Изображение на рисунке сразу понятно каждому. А для того чтобы понимать, что изображено на чертеже, нужно уметь его читать, то есть знать правила, по которым он выполнен.

Вопрос 7. Что такое масштаб?

Масштаб карты показывает, во сколько раз изображение на ней уменьшено по сравнению с реальными размерами на местности. Чем сильнее уменьшено изображение на карте, тем мельче её масштаб.

Вопрос 8. Какие существуют способы записи масштаба?

Существует три способа записи масштаба — численный, именованный и линейный. Хотя бы один из них обязательно указывается на карте. Чаще всего это бывает численный масштаб.

Вопрос 9. Чем отличается мелкомасштабная карта от крупномасштабной?

Мелкомасштабные карты — это карты мира и материков. Они охватывают большие территории, но подробность их не очень велика. Со всеми деталями изображают поверхность Земли крупномасштабные, или топографические, карты.

Вопрос 10. Какой масштаб мельче — 1:10 000 или в 1 см 1 км?

Масштаб 1 см 1 км мельче, чем 1 см 10 000.

Вопрос 11. Какую длину имеет линия экватора на карте масштаба 1:100 000 000?

Данный масштаб равен 1 см 1000 км, длина экватора равна примерно 45000 км, значит длина экватора на данной карте 45 см.

Вопрос 12. Какие достоинства и недостатки имеют мелкомасштабные карты по сравнению с крупномасштабными?

Мелкомасштабные карты вмещают больше картографической информации, большую площадь. Но это же является их недостатком, т. к. они имеют большую погрешность.

Вопрос 13. В каких случаях используются мелкомасштабные карты, а в каких — крупномасштабные?

Крупномасштабные карты предназначены для различных измерений и технических проектировок на местности. Мелкомасштабные карты предназначены для изучения больших территорий и часто используются в качестве основы для тематических карт.

Вопрос 14. Масштаб карты 1:30 000 000. Переведите этот численный масштаб в именованный.

Именованный масштаб — в 1 см 300 км.

Вопрос 15. Определите масштаб карты, если длина линии на местности составляет 5 км, а длина линии на карте 0,5 см.

Оборудование. Географические атласы, настенные географические карты, чертёжные принадлежности, раздаточный материал (карточки-задания).

Форма урока: комбинированный.

Попробуйте отгадать загадку: "Земля есть - копать нельзя! Дороги есть - ехать нельзя! Реки есть - плыть нельзя!". Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? (о географической карте). Правильно.

Сегодня мы узнаем как работать с картами, зачем нужен масштаб и какова его роль при составлении карты. Но, сначала, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке и двинемся дальше в неизведанный мир географических карт.

Проверка раннее изученного материала.

1-я. Установите соответствие между датой и положением Солнца:

А. Солнце в зените над Северным тропиком

Б. Солнце в зените над Южным тропиком

В. Солнце в зените над Экватором

2-я. Установите соответствие между условными линиями на карте и значениями географической широты:

Северный полярный круг

Южный полярный круг

3-я. О каком поясе освещённости говорится в описании: Данный пояс освещённости в течении всего года получает большее количество солнечного тепла и света. На параллелях, ограничивающих пояс, Солнце бывает в зените по одному разу в год, а между данными параллелями - по два.

Работа парами: проверка задания, выставление оценок.

Изучение нового материала.

Подготовка к основному этапу.

Ребята, сейчас я попрошу три человека подойти к доске и нарисовать маршрут от школы до станции. А один человек расскажет как найти дорогу от школы до станции (рисунки выполняются, одновременно, звучит рассказ о заданном маршруте). Что же проще, идти по нарисованному маршруту или по рассказанному? Почему? (ответы учащихся). Посмотрите внимательно на доску, что Вы видите? (рисунки у всех разные). Правильно, у всех получились рисунки разными. Первые карты тоже были похожи на рисунки. Ваши рисунки будут понятны только тем, кому Вы их будете рисовать, одновременно, рассказывая дорогу. Так?

Работа с рис. 18.

Давайте запомним: итак, географическая карта - это чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков. Про географические координаты мы уже говорили, займёмся теперь масштабом.

Посмотрите на наши рисунки, кто может сказать, каково расстояние от школы до станции? (попытки учащихся дать правильный ответ). Правильно, никто. Чего-то не хватает? Может быть, масштаба, с помощью которого мы смогли бы сделать чертёж.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты?

Давайте подумаем! Зачем потребовалось вводить масштаб?

Карта - это не просто чертёж, это уменьшенный чертёж. Поэтому, при вычерчивании карты, расстояния уменьшаются. Но уменьшаются не "на глазок", а в определённое количество раз.

Давайте запомним: масштаб показывает, во сколько раз длина линии на карте уменьшена относительно длины линии на местности.

Демонстрация настенных карт и атласов.

На карте, где-нибудь, в уголке обязательно указан масштаб. Без него мы не разберёмся с расстояниями на карте. Причём, существуют несколько способов записи масштаба. На данных картах Вы видите большие цифры:

Это численный масштаб.

Он указывает во сколько раз изображение уменьшено.

Решение задач. Например, если на карте обозначен масштаб 1: 10000, это означает, что изображение уменьшено в 10000 раз. Значит длина линии на карте в 1 см. соответствует длине линии на местности в 10000 см. А что такое 10000 см.? Правильно, это 100 метров. А значит в нашей карте 1 см. соответствует 100 м. на местности. Или мы говорим в 1 см. - 100 метров. Это второй способ записи масштаба, называется он именованным. Он расшифровывает численный масштаб, переводя сантиметры в метры или километры.

Давайте переведём численные масштабы других карт в именованные:

1: 25000000 - это 1 см.: 250 км.

1: 10000000 - это 1 см.: 100 км.

1: 20000 - это 1 см.: 200 м.

Работа с учебником.

Третий вид масштаба - линейный. На карте (рис. 19) изображена короткая линейка с сантиметровыми делениями, где указывается, какому расстоянию на местности соответствует один сантиметр в масштабе этой карты. Линейный масштаб позволяет производить определений расстояний на карте без вычислений. Мы, просто, прикладываем иголки измерителя к интересующему нас отрезку на карте, а потом к линейке масштаба. И всё, мы сразу узнаём расстояние.

Давайте попробуем: с помощью топографического плана местности, на форзаце в начале учебника, определим расстояние между колодцем и отметкой высоты 151,8. Прикладываем измеритель на карту, а, затем, переносим его на линеечку линейного масштаба, получаем 250 метров.

Итак, существует три способа записи масштаба: численный, именованный и линейный. Хотя бы один из них, обязательно, указывается на карте.

Первичная проверка понимания.

Мы с Вами выяснили, масштаб карты может быть разным. Мы можем уменьшить реальные размеры территории, в какое угодно число раз. Чем сильнее мы уменьшим расстояние на местности, тем мельче изображение на карте, тем меньше масштаб. Какой масштаб мельче: 1: 1000 или 1: 1000000? Мельче - миллионный. Почему? (ответы учащихся). Правильно, ведь масштаб показывает во сколько раз уменьшено изображение. Понятно, что изображение, уменьшенное в 1000000 раз мельче, чем уменьшенное в 1000 раз. Выбор масштаба зависит от размеров участка земли, который мы хотим изобразить на карте. Чем больше территория, изображаемая на карте, тем мельче должен быть масштаб. А то, может, получиться неловко.

Давайте попробуем подобрать масштаб. Расстояние между точками на местности составляет 6 км, а мы выбрали тысячный масштаб - 1: 1000 (в 1 см - 10 м). И что получиться? Сможем мы нарисовать этот отрезок в тетради? Нет, ведь, получается 6 м! Лучше выбрать масштаб помельче. Какой? (1: 100000 (1 см : 1км)) Правильно! Тогда 6 км на местности будет соответствовать 6 см на карте.

Итак, ребята, давайте ответим на наш главный вопрос: "Зачем потребовалось вводить масштаб?" (ответы учащихся, как правило, верные).

Рефлексия. Подведение итогов занятия. Проблема на следующий урок.

На следующем уроке мы подберём масштаб к нашему чертежу, с которого мы начали наш урок, начертим маршрут от школы до станции.

Давайте подведём итог:

В зависимости от местности различают карты:

Крупномасштабные - от 1: 10000 до 1: 200000

Среднемасштабные - от 1: 200000 до 1: 1000000

Мелкомасштабные - мельче 1: 1000000


Самый мелкий масштаб используется для карты мира.

По пространственному масштабу выделяют: карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

Что означает слово "чертёж"? Чем чертёж отличается от рисунка?

Что такое "масштаб"? Какие существуют формы записи масштаба?

Что такое географическая карта? Чем отличается мелкомасштабная карта от крупномасштабной?

А теперь посложнее:

Какой масштаб мельче: 1: 10000 или в 1 см - 1 км?

Какую длину имеет экватор на карте масштаба 1: 100000000?

Масштаб карты 1: 30000000. Переведите этот численный масштаб в именованный.

Определите масштаб карты, если длина линии на местности составляет 5 км, а длина линии на карте 0,5 см?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: параграф № 5.

Откройте рабочие тетради стр. 15 задание № 2. Перед вами карта, на ней точка и 7 направлений в разные стороны на географические объекты. Определить расстояние от данной точки до географических объектов, но прежде чем это сделать, нужно перевести численный масштаб в именованный.

Читайте также: