Генрих риккерт биография кратко

Обновлено: 06.07.2024

Франц Риккерт ( d )

Генрих Риккерт , родился 25 мая 1863 г. в Данциге (ныне Гданьск) и умер 25 июля 1936 г. из Гейдельберга , немецкий философ , лидер неокантианства Баденской школы с Вильгельмом Виндельбандом .

Философ ценностей , он также интересовался историей, проводя качественное различие между историческими фактами и научными фактами. Этим он продолжает допрос, начатый Вильгельмом Дильтеем . Его работа оказала влияние на социологию Макса Вебера, которого она вдохновила, в частности, на его концепцию идеального типа .

Малоизвестные во Франции его работы, тем не менее, были предметом важного исследования Раймона Арона ( La Philosophie Critique de Histoire , 1938).


Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 390.

В работах последнего периода Риккерт, критикуя онтологию Н. Гартмана и Хайдеггера, обосновывал возможность построения рационалистической онтологии как учения о видах мирового целого, проявлял интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 310-311.

Философия, по мнению Риккерта, должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих так называемую мировую проблему; выявить их возможное единство. Риккерт проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое - то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук. Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Риккерт относит, главным образом, к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению упомянутой мировой проблемы. Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании так называемого третьего царства, объединяющего две эти области. В роли такого посредника Риккерт и провозглашает "царство смысла". Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Риккерту, связан с реальным психическим актом - суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт). Смысл, по Риккерту, указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки; без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Риккерта занимает гносеологическая часть, с которой по сути он и начинает возводить все здание своей философии.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 456-457.


Генрих Риккерт (нем. Heinrich Rickert; 25 мая 1863, Данциг, Пруссия — 25 июля 1936, Гейдельберг, Третий рейх) — немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства.

Биография

Будущий философ родился в Данциге в семье политика Генриха Риккерта. Учился в берлинском лицее. В 1884—1885 годах Риккерт посещал в Берлинском университете лекции Гримма и Дюбуа-Реймона. Философию изучал в Страсбурге (1885), где его руководителем был Виндельбанд. В 1886 году ездил в Цюрих, чтобы послушать лекции Авенариуса.

В 1889 году защищает диссертацию во Фрайбургском университете, после чего становится там приват-доцентом. В 1894 году Риккерт стал экстраординарным, а в 1896 ординарным профессором Фрайбургского университета, где работает до 1916 года. Студентом Риккерта был Мартин Хайдеггер. Преемником Риккерта на посту заведующего кафедрой философии Фрайбургского университета становится Гуссерль.

В 1916 году Риккерт приглашен в университет Гейдельберга в качестве преемника своего первого учителя Виндельбанда, где и проработал до 1932 году, после чего ушёл на пенсию. В Гейдельберге его лекции слушал Карл Ясперс, который, впрочем, построил свою философию на отрицании кантианства.

Философия

Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию:

  • вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук),
  • позднее строит систему философии как теории ценностей,
  • в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику.

Ценностная философия

Риккерт систематизирует учение неокантианцев, Виндельбанда. В своих выводах опирался на Авенариуса (позитивист) и Маркса.

Культура вообще есть процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития. Он возводит ценность в ранг универсальной системообразующей категории. То, что нельзя отнести к ценностям, не имеет никакого смысла. Поэтому нельзя смешивать такие понятия, как закон и ценность. Закон отражает что-то типическое, а за ценностью всегда стоит нечто уникальное. Неизбежность и долженствование, бытие и смысл. Все философы, кроме Канта, грешили неразличением этих понятий. Но все философы, учившие о смысле жизни, создавали настоящее философское учение.

Все феномены бытия могут быть двух видов: феномены, связанные с ценностями, и феномены, с ними не связанные (ценностно-нейтральные). Феномены, связанные с ценностями, содержащие их, Риккерт называет благами. Совокупность благ и есть культура (а не все, что создал человек). Культура — совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей. Объекты культуры Риккерт назвал благами потому, что в них заложены ценности, чтобы отличать их, как ценностные части действительности, от самих ценностей, реально не существующих, и от явлений природы, с ценностями не связанных. Если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью природы.

Как можно определить, что блага имеют отношение к ценностям? Риккерт формулирует метод отнесения к ценности. Если естествознание устанавливает закономерные, повторяющиеся, типические связи, то науки о духе должны изучать уникальные неповторимые исторические явления. Исторические науки о культуре подразделяют действительность (точнее, уже само индивидуальное) в процессе изучения тоже на два вида — исторически важные индивидуальности и просто разнородное бытие. На существенное и несущественное. Например, кресел масса — но кресло Вольтера в музее одно, и оно обладает ценностью. Без такого отнесения к ценностям нет вообще исторических наук.

Философия как наука о ценностях для Риккерта есть философия культуры. Когда в начале XX в. возникла философия культуры, это была первоначально философия ценностей культуры (ценностная философия культуры). Без идеала над собой человек в духовном смысле этого слова не может правильно жить. Ценности же, составляющие этот идеал, открываются в истории, и с прогрессом культуры они, подобно звездам на небе, одна за другой вступают в горизонт человека. Это не старые ценности, и не новые ценности, это просто ценности.

Неокантианцы заложили основы западной ценностной философии вообще, и философии культуры в частности. Их заслуга в том, что проблемы культуры к рубежу XIX—XX вв. становятся главными для науки, которая будет названа гуманитарной. История, с их точки зрения, может быть только наукой о культуре, так как её объект связан с ценностями, история изучает не просто нечто, но то, что имеет наивысшую значимость для всей истории человечества. А культура данного народа только тогда имеет международное значение, когда она выражает внутренние ценности данного народа. Повторяющие чужое никому не интересны. Неокантианцы внесли в гуманитарные науки смысловой стержень в виде ценностей.

Ни искусство, ни религия, ни мораль, ни нравственность, ни право, ни политика уже не могли стать тем объединяющим началом, которое может раздираемое противоречиями человечество объединить. На рубеже XX в. философы почувствовали надвигающийся кризис, почему и возникла философия культуры, философская антропология и т. п., и в этом предчувствии — их вторая заслуга.

Но саму теорию ценностей неокантианцы никак не разрабатывали, и почему ценность есть ядро культуры — не объяснили. У них было слишком абстрактное понимание ценности, как значащей для нас, но никак не определяющейся. Этим занималось дальнейшее развитие аксиологии.

РИККЕРТ, ГЕНРИХ (Rickert, Henrich) (1863–1936). Немецкий философ, основатель баденской школы неокантианства. Родился 25 мая 1863 в Данциге (ныне Гданьск). Изучал немецкую литературу, историю, философию, экономику в Берлине, Страсбурге, Цюрихе и Фрайбурге. Готовился стать литературным критиком, однако отказался от своего намерения, столкнувшись с господствовавшими в литературоведении позитивистскими методами исследования. Профессор Фрайбургского (с 1894) и Гейдельбергского (с 1916) университетов.

Риккерт утверждает, что к историческим и естественным наукам один и тот же подход невозможен уже потому, что метод образования естественно-научных понятий в корне отличен от метода образования исторических понятий. Ученый-естественник и ученый-гуманитарий изначально ставят разные цели. В книге Границы естественнонаучного образования понятий Риккерт приводит яркий пример, призванный продемонстрировать различия во взглядах естественных и гуманитарных наук на одно и то же событие. Это – изучение поступков римского императора Нерона. Для естественника-позитивиста Нерон – безумец, его поступки легко объясняются определенным клиническим типом безумия. Для историка – Нерон – уникальное явление, и для изучения этого явления историку ни к чему теоретические знания о других безумцах подобного типа. Такой взгляд возможен потому, что предметом истории является отдельное событие. Генерализирующий (естественно-научный) и индивидуализирующий (историографический) способы образование понятий относятся у Риккерта не только к научной сфере, но и к познанию действительности в целом.

Опираясь на различия между генерализирующим и индивидуализирующим методами, а также между оценивающим и не-оценивающим мышлением в противопоставлении исторических и естественных наук, Риккерт делит все существующие науки на четыре класса: 1). генерализирующие, но не оценивающие (классические естественные науки); 2). индивидуализирующие и не оценивающие (эволюционная биология, геология и т.д.); 3). генерализирующие и оценивающие (экономика и социология, которую Риккерт называл естественнонаучным толкованием человеческой социальной духовной жизни и которую Вебер попытался преобразовать в универсально-историческую науку); 4). индивидуализирующие и оценивающие (история).

Творчество позднего Риккерта характеризуется так называемым онтологическим поворотом. Риккерт создает учение о трансцендентальной природе ценностей, которое изложено в работе Общие основания философии. Он утверждает, что мир состоит из сферы действительности и сферы ценностей, по образу и подобию антитезы сущего и должного. Ценность – это смысл, лежащий над всяким бытием, она совершенно независима ни от познающего субъекта, ни от действительности. Подлинная проблема философии и заключается в противоречии мира существующей действительности и мира ценностей, не существующих в качестве эмпирического объекта, но не менее значимых для человека. Только благодаря ценности становиться возможным отличить культурные процессы от явлений природы. К культуре принадлежат нравы, искусство, религии и науки. Синтез двух сфер происходит при вырабатывании индивидом ценностных суждений и оценок, которые являются не ценностями, а соединением ценности и действительности. Истина – не соответствие представления действительности, а совокупность суждений, утверждающих должное, то есть ценность.

В поздних работах Система философии (System der Philosophic, 1921), Логика предиката и проблема онтологии (Die Logik des Pradikats und das Problem der Ontologie.1930), Основные проблемы философии (Grundprobleme der Philosophie, 1934)) Риккерт излагает возможность построения учения о видах мирового целого.

В работе Система философии: всеобщее основоположение философии, оставшейся незавершенной, Риккерт утверждает, что реальный, существующий человек всегда ограничен частным миром собственных переживаний, чувств, созерцаний, поэтому он не способен создать понятие, которое охватило бы все сущее – и действительность, и ценности. Это способен сделать только теоретический субъект.

Дуализм души и тела Риккерт предлагает заменить на антитезу воспринимаемого – понимаемого, где первое относится к восприятию мира действительности, второе – к принятию сферы ценностей. Единство этой пары заключается в бытии третьего рода – бытии субъекта. Следовательно, антропология необходимо должна обращаться к вопросу о ценностях, а в качестве материала для учения о ценностях Риккерт предлагает опять же обратиться к культуре и к ее традиционным ценностям: нравственному, прекрасному и истинному.

Умер 30 июля 1936 года в Гейдельберге.

Другие сочинения, кроме указанных в статье: Науки о природе и науки о культуре. СПб, 1911; Ценности жизни и ценности культуры (1912–1913); Философия жизни, 1922; Границы естественнонаучного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903; Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. Киев, 1904; Философия истории. СПб., 1908; О системе ценностей. – Логос, 1914. Вып. 1. Т. 1.

Читайте также: