Генезис право и леворукости кратко
Обновлено: 04.07.2024
Многие гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение.
Согласно одной из таких гипотез, праворукость объясняется асимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый упор на левую ногу делает более свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения - точными.
Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений должен защищать сердце и поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество.
Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возникновения леворукости.
Социальная теория возникновения леворукости – одна из первых теорий возникновения леворукости английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая "натренированная" привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.
Внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию леворукости. Но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связана с деятельностью мозга.
Генетическиая теория происхождения леворукости – теория, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.
В соответствии с моделью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предположить возможность контроля правой стороны тела правым полушарием, а левой - левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полушарием, однако электрофизиологические данные последних лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.
Генетическая модель - американских исследователей Н. Гешвинда и А.Галабурды - предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказательство того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.
Теория "правого сдвига" - генетическая модель наследования леворукости, предложена английской ученой М.Аннет. Согласно этой модели фактор "правого сдвига" определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.
В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидекстры и праворукие в человеческой популяции распределены в соотношении 4, 33, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.
Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения.
Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и других причин.
Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки:
1. Генетическая латеральность (генезную) - предполагает наследственную основу;
2. Патологическая латеральность – обусловлена в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга;
3. Вынужденная латеральность.
Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.
В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервнопсихическими расстройствами, задержками развития, нарушениями речевого развития. Это дало основание предположить, что возможен патологический генез или патологическое происхождение леворукости.
В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой.
Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.
Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс.
Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.
Но сторонников таких крайних взглядов немного, большая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функциях.
В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.
Однако есть данные, позволяющие предположить, что патология в родах лишь наслаивается на уже имеющееся латеральное предпочтение, так как еще до родов некоторые матери отмечают "особое беспокойство" будущего леворукого плода.
Среди леворуких детей, не имеющих в истории развития неврологических заболеваний и интеллектуальных задержек в развитии, выделяется около 5% детей, леворукость которых также может быть классифицирована как "патологическая".Среди этих детей высок процент речевых нарушений.
В то же время не все леворукие дети имеют мозговые дисфункции или речевые нарушения, и высказывается предположение, что у них так же, как у детей-амбидекстров, имеющих "смешанную" (mixed) моторную латерализацию, причиной может быть незрелость мозговых механизмов моторной латерализации.
Еще одним доказательством возникновения "патологической леворукости", связанной с повреждением мозга из-за патологии беременности и родов, являются данные о значительном проценте (около 20%) леворуких детей среди близнецов - и однояйцевых, и двуяйцевых. Понятно, что условия внутриутробного развития близнецов менее благоприятны и вероятность патологии в родах выше, а значит, выше вероятность возникновения левшества.
Многие гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение.
Согласно одной из таких гипотез, праворукость объясняется асимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый упор на левую ногу делает более свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения - точными.
Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений должен защищать сердце и поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество.
Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возникновения леворукости.
Социальная теория возникновения леворукости – одна из первых теорий возникновения леворукости английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая "натренированная" привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.
Внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию леворукости. Но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связана с деятельностью мозга.
Генетическиая теория происхождения леворукости – теория, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.
В соответствии с моделью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предположить возможность контроля правой стороны тела правым полушарием, а левой - левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полушарием, однако электрофизиологические данные последних лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.
Генетическая модель - американских исследователей Н. Гешвинда и А.Галабурды - предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказательство того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.
Теория "правого сдвига" - генетическая модель наследования леворукости, предложена английской ученой М.Аннет. Согласно этой модели фактор "правого сдвига" определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.
В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидекстры и праворукие в человеческой популяции распределены в соотношении 4, 33, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.
Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения.
Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и других причин.
Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки:
1. Генетическая латеральность (генезную) - предполагает наследственную основу;
2. Патологическая латеральность – обусловлена в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга;
3. Вынужденная латеральность.
Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.
В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервнопсихическими расстройствами, задержками развития, нарушениями речевого развития. Это дало основание предположить, что возможен патологический генез или патологическое происхождение леворукости.
В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой.
Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.
Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс.
Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.
Но сторонников таких крайних взглядов немного, большая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функциях.
В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.
Однако есть данные, позволяющие предположить, что патология в родах лишь наслаивается на уже имеющееся латеральное предпочтение, так как еще до родов некоторые матери отмечают "особое беспокойство" будущего леворукого плода.
Среди леворуких детей, не имеющих в истории развития неврологических заболеваний и интеллектуальных задержек в развитии, выделяется около 5% детей, леворукость которых также может быть классифицирована как "патологическая".Среди этих детей высок процент речевых нарушений.
В то же время не все леворукие дети имеют мозговые дисфункции или речевые нарушения, и высказывается предположение, что у них так же, как у детей-амбидекстров, имеющих "смешанную" (mixed) моторную латерализацию, причиной может быть незрелость мозговых механизмов моторной латерализации.
Еще одним доказательством возникновения "патологической леворукости", связанной с повреждением мозга из-за патологии беременности и родов, являются данные о значительном проценте (около 20%) леворуких детей среди близнецов - и однояйцевых, и двуяйцевых. Понятно, что условия внутриутробного развития близнецов менее благоприятны и вероятность патологии в родах выше, а значит, выше вероятность возникновения левшества.
На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология |
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология | ||||
Свет — рука левая тьмы, 1. Проблема право- и леворукости1.1. Типы асимметрийАсимметрия — отсутствие симметрии мозговых полушарий. 1.2. Теория доминантного полушария1.3. Особенности функционирования полушарий головного мозгаСовместная деятельность полушарий мозга обеспечивается расположенным между полушариями мозолистым те-лом, которое передает поступающую в мозг информацию сразу в оба полушария, обеспечивая тем самым их согласованную работу. Поэтому и правое и левое полушария участвуют в обработке всей информации. Взаимодействие полушарий основывается на таких принципах, как суммация информации, межполушарный перенос, интерференция, взаимное торможение и др. 1.4. Онтогенез право- и леворукости1.5. Диагностика право- и леворукостиДиагностика право- и леворукости осуществляется с помощью специальных проб, основными из которых являются следующие (Ильин Е. П., 2001): Из этой главы читатель узнает, как ведется борьба между сторонниками врожденности и приобретенности право-илеворукости, какие доводы приводят те и другие в защиту своей позиции. Он прочтет про генетические теории, объясняющие, почему у одних людей появляется праворукость, а у других — леворукость, в каком возрасте обнаруживается предпочтение одной из рук, увеличивается ли с возрастом степень выраженности асимметрии рук, как влияет на нее многолетняя профессиональная и спортивная деятельность, требующая участия преимущественно одной или сразу обеих рук. ГЕНЕЗИС ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ Одним из существенных является вопрос: функциональная асимметрия рук является врожденной или приобретенной в процессе развития человека в онтогенезе? Имеются сторонники как первой, так и второй точки зрения. А. Р. Лурия (1962), например, считал, что праворукость — врожденное свойство, совершенно не зависящее от жизненных условий и рефлекторной деятельности головного мозга. Б. Г. Ананьев (1953) же писал, что думать о том, что праворукость врожденная — реакционно. Обоснование врожденности праворукости. Сторонники врожденности функциональной асимметрии рук выдвинули несколько теорий. Согласно эмбриональной теории функциональной асимметрии рук, причиной праворукости является положение плода в утробе матери. Эта точка зрения высказана еще в 1828 году в связи с тем, что плод в 65-70 % случаев лежит на левой стороне, а это обеспечивает большую свободу развития правой руки. Другая разновидность эмбриональной теории праворукости говорила о том, что сдавление одной половины головы в эмбриональном периоде обеспечивает лучшее питание другой половины, в том числе и полушария. В большинстве случаев таким полушарием является левое. Эмбриональная теория подверглась критике со стороны многих ученых. В частности, указывается, что если бы она была верна, то не было бы расхождения в асимметрии рук и ног. Е. Вебер (1905) отметил, что у двух лиц, находившихся в утробе матери во втором положении (на правом боку) отмечалась в последующем не левору- кость (как следовало ожидать, исходя из этой теории), а праворукость. Сопоставление в другой работе положение плода и асимметрии рук у 486 детей также не подтвердило эту теорию. Финские исследователи А. Телкя, К. Сойва и Н. Мяки (A. Telkka, К. Soiva, N. Maki, 1952) проследили в течение 9 лет развитие асимметрии рук у детей, одни из которых находились в утробе матери в первом положении (77 человек), а другие — во втором (43 человека). Праворукость обнаружилась у 88,5 % первых и у 86 % вторых. Изучение близнецов дает больше оснований рассматривать роль положения эмбриона в утробе матери для возникновения право- или леворукости. Замечено, что среди близнецов много левшей (И. И. Канаев, 1959). Если обобщить данные ряда авторов, то зеркальная асимметрия (один правша, другой — левша) была найдена в 21-23 %, а у одного автора — даже в 46 % случаев. Однако имеется не меньше данных, которые свидетельствуют, что среди однояйцевых близнецов левшей столько же, сколько и среди двуяйцевых (двойняшек). Исходя из этих данных можно предполагать, что причина асимметрии рук либо не в зеркальности положения плодов в утробе матери, либо зеркальность развития распространяется и на двуяйцевых детей. Насколько серьезна эта причина в появлении леворукости и у сиблингов (не близнецов) видно из данных, приведенных А. П. Демичевым (1949). Среди 272 левшей он нашел в 40 % легкие пирамидные расстройства на правой руке, что могло указывать на наличие патологического очага в левом полушарии, возникшем в раннем детстве. И действительно, при тщательном собирании анамнеза и просмотра в роддоме документации А. П. Демичев нашел в 36 % случаев энцефалиты, травмы головы во время родов и в раннем детстве. Характерно, что по его данным левши с пирамидными симптомами на правой руке в большинстве случаев не имели левшей в семье, а у левшей без этих симптомов в большинстве случаев в семье левши были. Интересно отметить, что в большинстве исследований найдено большее количество левшей среди лиц мужского пола, чем женского (Т. Комаи и Г. Фукуока [Т. Komai, G. Fukuoka, 1934]; X. Такеши и Н. Ценхиро [Н. Takeshi, H. Zenjiro, 1976]; К. Хардик, Р. Гольдман и Л. Петринович [К. Hardyck, R. Goldman, L. Petrinovich, 1977; А. Хайм и К. Уотте [A. Heim, К. Watts, 1976]; А. Е. Двирский, 1976 и др.). Ряд авторов видят причину праворукости в неодинаковом кровоснабжении левого и правого полушарий (левое полушарие, считают они, снабжается лучше за счет лучше развитой левой сонной артерии) и левой и правой рук (лучше снабжается кровью правая рука). Тем не менее эта модель не может объяснить, почему более половины детей от двух леворуких родителей являются правшами. Делались попытки усовершенствовать эту генетическую модель введением понятия о переменной пенетрантности (вероятности появления гена). Переменная пене-трантность подразумевает, что не у всех людей с одним и тем же генотипом этот генотип может проявляться одинаково. Предполагается, что некоторые люди с ^/-генотипом будут левшами. Эти левши могли передавать своему потомству аллель R, чем и объясняется появление праворуких детей у двух леворуких родителей. Однако с учетом даже этой поправки соответствие предсказаний этой модели фактическим данным остается невысоким. Эта модель лучше объясняет варианты рукости среди родственников, но и она не может объяснить все получаемые результаты. В принципе, и эта модель доказывает только то, что у родителей-левшей, ставших таковыми вследствии патологии, а на самом деле — генетических правшей, больше рождается праворуких детей, чем в семьях, где оба родители левши. Точка зрения о врожденности право- и леворукости получила сильные аргументы со стороны анатомов, изучавших строение больших полушарий головного мозга. Было выявлено различие в строении речевых зон правого и левого полушарий как у правшей, так и у левшей (табл. 15.1). Некоторые ученые высказали предположение, что это различие является следствием обучения языку. Но такая же асимметрия свойственна и мозгу человеческого плода. Таким образом, анатомическое различие — скорее причина праворукости или леворукости, нежели ее следствие. Сильвиева (латеральная) борозда в левом полушарии у правшей более длинная и более прямая, а в правом она сильнее изогнута вверх. Такая же асимметрия выявилась и при изучении ископаемых черепов неандертальского человека; это позволяет предположить, что асимметрия полушарий составляет часть генетического наследия Homo sapiens. Обоснование приобретаемости в онтогенезе функциональной асимметрии рук. Вкачестве доказательства приобретаемости право- или леворукости выдвигаются раз- Частота (в %) анатомических различий между полушариями среди праворуких и леворуких индивидуумов, а также людей, одинаково владеющих обеими руками (амбидекстров) Леворукие и амбидекстры ные доводы, однако, как правило, они могут быть легко опровергнуты. Некоторые ученые, например, считают, что праворукость возникает из-за того, что матери носят детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу, чем левой. Но, во-первых, у многих народов детей носят не на руках, а на спине или на груди перед собой, праворукость же все равно наблюдается, а во-вторых, так как в одной и той же семье встречаются и левши, и правши, то мать должна была бы одного носить на левой руке, а другого — на правой, чего в действительности нет. Не убедительно и утверждение, что к праворукости приводит то обстоятельство, что дети спят на левом боку: правши и левши спят на правом боку одинаково часто или же, по данным одного исследователя, обследовавшего 16 000 правшей и 700 левшей, правши спят на правом боку в два раза чаще, чем на левом, а левши спят на том и другом боку одинаково часто. Некоторые авторы для доказательства приобретенности праворукости идут не от причины, а от ее развития в онтогенезе (хотя развитие вовсе не исключает генетической природы появления того или иного феномена). На основании того, что с возрастом абсолютная (в кг) разница между силой правой и левой руки возрастает и что праворукость у младенцев проявляется не сразу (все эти факты действительно имеют место). Й. Черначек (I. Cernacek, 1968), например, считает, что приобретенность праворукости доказана. Поскольку эти доводы действительно серьезные, рассмотрим их подробнее. Несмотря на то что левшами принято считать людей, которые пишут соответствующей рукой, это не вполне верно: на самом деле левша — тот, у кого левая рука ведущая или доминирующая. В таком случае человек будет всё равно выполнять базовые действия именно ею, даже если в школе научили писать правой. В среднем примерно 10 % населения левши — возможно, именно этим и объясняется внушительное же количество исследований на тему. Рассказываем, что известно науке. ТЕКСТ: Марина Левичева Леворукость и генетикаМногие животные отдают предпочтение той или иной стороне тела: семь из десяти шимпанзе — правши, но почти все кенгуру — левши. Что касается человека, то предпочтения в смысле правой или левой руки закладываются уже к восьмой неделе беременности, а с тринадцатой недели плод предпочитает сосать либо правый, либо левый большой палец. Окончательно дети определяются с ведущей рукой примерно в то же время, когда учатся говорить — в возрасте около четырёх лет. Кстати, научное название леворукости — синистральность. Хотя его, будем справедливы, никто особенно не использует. Гены могут влиять на праворукость и леворукость, но не то чтобы сильно. Так, учёные выделили как минимум ген PCSK6, связанный с превращением шара из одинаково ориентированных клеток в эмбрион с различимыми правой и левой стороной. Но тот факт, что только 25 % детей, у которых оба родителя левши, будут действовать в основном левой рукой, позволяет говорить о значительном влиянии воспитания, среды и прочих негенетических факторов. Исследователи из Бирмингемского университета обнаружили, что тот факт, левша человек или правша, влияет на то, с какой скоростью его понимают на жестовом языке. Так, абсолютно все люди, владеющие языком, быстрее реагируют на информацию, которую предоставляет правша. Но если смотреть только на знаки, в которых задействованы обе руки, то здесь более понятными окажутся леворукие собеседники. Миф о гениальностиСклонность левшей к творчеству — миф, основанный на исследовании 1995 года, которое показало, что левши прокручивают в голове больше вариантов решения проблемы. К творчеству это, впрочем, не имеет никакого отношения. Что касается скорости обработки информации, то новые исследования показывают, что между левшами и правшами не такая уж большая разница — когнитивные способности и языковое развитие и у тех и у других оказываются сопоставимы. А вот если доминантной руки нет, то с этим могут быть небольшие трудности. Кстати, история о том, что у левшей и правшей разные доминирующие полушария мозга, тоже миф. Хотя это правда, что правое полушарие контролирует левую сторону тела, а левое полушарие — правую сторону тела (как верно и то, что полушария имеют специфические функции), мозг левшей не перевёрнут. Просто потому, что две половинки, соединённые сплетением нервных волокон (мозолистым телом), не работают изолированно. На самом деле 70 % левшей обрабатывают речь в левом полушарии, как и правши. А ещё учёные выяснили, что 64 % мужчин и 73 % женщин держат ребёнка левой рукой. Наука предполагает, что всё дело в эмоциях, которые обрабатываются в правом полушарии мозга, связанном с левой рукой. С другой стороны, необходимость освободить правую руку для удобства сопутствующей деятельности здесь тоже нельзя исключать. Есть ли амбидекстры
|