Генезис право и леворукости кратко

Обновлено: 04.07.2024

Многие гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение.

Согласно одной из таких гипотез, праворукость объясняется асимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый упор на левую ногу делает более свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения - точными.

Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений должен защищать сердце и поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество.

Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возникновения леворукости.

Социальная теория возникновения леворукости – одна из первых теорий возникновения леворукости английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая "натренированная" привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.

Внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию леворукости. Но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связана с деятельностью мозга.

Генетическиая теория происхождения леворукости – теория, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.

В соответствии с моделью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предположить возможность контроля правой стороны тела правым полушарием, а левой - левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полушарием, однако электрофизиологические данные последних лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.

Генетическая модель - американских исследователей Н. Гешвинда и А.Галабурды - предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказательство того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.

Теория "правого сдвига" - генетическая модель наследования леворукости, предложена английской ученой М.Аннет. Согласно этой модели фактор "правого сдвига" определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.

В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидекстры и праворукие в человеческой популяции распределены в соотношении 4, 33, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения.

Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и других причин.

Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки:

1. Генетическая латеральность (генезную) - предполагает наследственную основу;

2. Патологическая латеральность – обусловлена в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга;




3. Вынужденная латеральность.

Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервнопсихическими расстройствами, задержками развития, нарушениями речевого развития. Это дало основание предположить, что возможен патологический генез или патологическое происхождение леворукости.

В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой.

Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.

Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс.

Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.

Но сторонников таких крайних взглядов немного, большая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функциях.

В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.

Однако есть данные, позволяющие предположить, что патология в родах лишь наслаивается на уже имеющееся латеральное предпочтение, так как еще до родов некоторые матери отмечают "особое беспокойство" будущего леворукого плода.

Среди леворуких детей, не имеющих в истории развития неврологических заболеваний и интеллектуальных задержек в развитии, выделяется около 5% детей, леворукость которых также может быть классифицирована как "патологическая".Среди этих детей высок процент речевых нарушений.

В то же время не все леворукие дети имеют мозговые дисфункции или речевые нарушения, и высказывается предположение, что у них так же, как у детей-амбидекстров, имеющих "смешанную" (mixed) моторную латерализацию, причиной может быть незрелость мозговых механизмов моторной латерализации.

Еще одним доказательством возникновения "патологической леворукости", связанной с повреждением мозга из-за патологии беременности и родов, являются данные о значительном проценте (около 20%) леворуких детей среди близнецов - и однояйцевых, и двуяйцевых. Понятно, что условия внутриутробного развития близнецов менее благоприятны и вероятность патологии в родах выше, а значит, выше вероятность возникновения левшества.

Многие гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение.

Согласно одной из таких гипотез, праворукость объясняется асимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый упор на левую ногу делает более свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения - точными.

Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений должен защищать сердце и поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество.

Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возникновения леворукости.

Социальная теория возникновения леворукости – одна из первых теорий возникновения леворукости английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая "натренированная" привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.

Внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию леворукости. Но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связана с деятельностью мозга.

Генетическиая теория происхождения леворукости – теория, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.

В соответствии с моделью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предположить возможность контроля правой стороны тела правым полушарием, а левой - левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полушарием, однако электрофизиологические данные последних лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.

Генетическая модель - американских исследователей Н. Гешвинда и А.Галабурды - предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказательство того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.

Теория "правого сдвига" - генетическая модель наследования леворукости, предложена английской ученой М.Аннет. Согласно этой модели фактор "правого сдвига" определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.

В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидекстры и праворукие в человеческой популяции распределены в соотношении 4, 33, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения.

Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и других причин.

Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки:

1. Генетическая латеральность (генезную) - предполагает наследственную основу;

2. Патологическая латеральность – обусловлена в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга;

3. Вынужденная латеральность.

Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервнопсихическими расстройствами, задержками развития, нарушениями речевого развития. Это дало основание предположить, что возможен патологический генез или патологическое происхождение леворукости.

В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой.

Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.

Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс.

Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.

Но сторонников таких крайних взглядов немного, большая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функциях.

В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.

Однако есть данные, позволяющие предположить, что патология в родах лишь наслаивается на уже имеющееся латеральное предпочтение, так как еще до родов некоторые матери отмечают "особое беспокойство" будущего леворукого плода.

Среди леворуких детей, не имеющих в истории развития неврологических заболеваний и интеллектуальных задержек в развитии, выделяется около 5% детей, леворукость которых также может быть классифицирована как "патологическая".Среди этих детей высок процент речевых нарушений.

В то же время не все леворукие дети имеют мозговые дисфункции или речевые нарушения, и высказывается предположение, что у них так же, как у детей-амбидекстров, имеющих "смешанную" (mixed) моторную латерализацию, причиной может быть незрелость мозговых механизмов моторной латерализации.

Еще одним доказательством возникновения "патологической леворукости", связанной с повреждением мозга из-за патологии беременности и родов, являются данные о значительном проценте (около 20%) леворуких детей среди близнецов - и однояйцевых, и двуяйцевых. Понятно, что условия внутриутробного развития близнецов менее благоприятны и вероятность патологии в родах выше, а значит, выше вероятность возникновения левшества.

На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Дифференциальная психофизиология

Дифференциальная психофизиология
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Дифференциальная психофизиология
Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью
Все страницы

Свет — рука левая тьмы,
Тьма — рука правая све-та.
Двое в одном…

Урсула Ле Гуин
Цель: сформировать представления о право- и леворукости в зависимости от специфики функционирования полушарий головного мозга; раскрыть взаимосвязь профессионально-значимых особенностей личности с оптимальностью выбора профессии.
План лекции
1. Проблема право- и леворукости.
2. Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью.

1. Проблема право- и леворукости

1.1. Типы асимметрий

Асимметрия — отсутствие симметрии мозговых полушарий.
На основании неравенства структур правой и левой половин тела выделяют следующие типы асимметрий:
• билатеральная характеризуется тем, что правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве;
• межполушарная основывается на доминировании активности структур одного полушария;
• функциональная выделяется для характеристики специализации каждого полушария при выполнении отдельных функций;
• моторная учитывает неравенство участия правой и левой половин тела в движении;
• сенсорная базируется на функциональном неравенстве парных органов чувств;
• психическая обусловливается наличием у человека двух полушарий мозга. Левое полушарие контролирует сенсорную и моторную сферы правой половины тела, а правое — аналогичные сферы левой.

1.2. Теория доминантного полушария

1.3. Особенности функционирования полушарий головного мозга

Совместная деятельность полушарий мозга обеспечивается расположенным между полушариями мозолистым те-лом, которое передает поступающую в мозг информацию сразу в оба полушария, обеспечивая тем самым их согласованную работу. Поэтому и правое и левое полушария участвуют в обработке всей информации. Взаимодействие полушарий основывается на таких принципах, как суммация информации, межполушарный перенос, интерференция, взаимное торможение и др.
Полушария головного мозга эквипотенциальны относительно выполнения простых функций и специализированы относительно контроля сложных функций.
Правое полушарие обрабатывает поступающую в мозг информацию одновременно и целостно, по принципу дедукции (от общего к частному). Ему свойственен синтетический подход в решении задач. Структурно-функциональные образования правого полушария являются субстратом ассоциативно-эмпирического мышления. Правое полушарие связано с промежуточным мозгом. Оно приспособлено к восприятию и переработке пространственной информации и эмоций. В нем представлен план построения обеих половин тела.
Левое полушарие обрабатывает поступающую в мозг информацию последовательно, по принципу индукции (от частного к общему). Ему свойственен аналитический подход в решении задач. Структурно-функциональные образования левого полушария являются субстратом формально-логического мышления. Левое полушарие связано со специфическими активирующими системами ствола мозга. Оно участвует в функционировании речи и играет подчиненную роль в обеспечении процесса научения, сравнения и коммуникации. В нем представлен план построения только противоположной стороны тела.
При проведении исследований с применением методов электроэнцефалографии, электромиографии, оценки интенсивности обменных процессов и некоторых других было установлено, что в состоянии физиологического покоя у чело-века отсутствуют различия в активности полушарий головного мозга. Поэтому в таком состоянии право- и леворукость как постоянная функциональная асимметрия не обнаруживается. Однако при совершении произвольных, преднамеренных актов у праворуких людей регистрируется левополушарная асимметрия активности мозга, а у леворуких людей — правополушарная асимметрия (Николаева Е. И., 2008).

1.4. Онтогенез право- и леворукости

1.5. Диагностика право- и леворукости

Диагностика право- и леворукости осуществляется с помощью специальных проб, основными из которых являются следующие (Ильин Е. П., 2001):
• Пробы, выявляющие предпочтение в использовании одной из рук. Например, использование рук для метания в цель, письма, забивания гвоздя и др.; скрещивание рук перед грудью (проба Наполеона), аплодирование и др.
• Пробы, выявляющие лучшее развитие одной из рук по двигательным (психомоторным) качествам. Например, измерение мышечной силы обеих рук с помощью динамо-метрии; оценка силы броска предмета поочередно обеими руками и др.
• Пробы, использующие антропометрические показатели. Например, по асимметрии пальцевых и ладонных рисунков рук; по развитию ногтей на пальцах обеих рук; по большему развитию венозной сети на ведущей руке и др.

Из этой главы читатель узнает, как ведется борьба между сто­ронниками врожденности и приобретенности право-илеворукости, какие доводы при­водят те и другие в защиту своей позиции. Он прочтет про генетические теории, объяс­няющие, почему у одних людей появляется праворукость, а у других — леворукость, в каком возрасте обнаруживается предпочтение одной из рук, увеличивается ли с воз­растом степень выраженности асимметрии рук, как влияет на нее многолетняя про­фессиональная и спортивная деятельность, требующая участия преимущественно одной или сразу обеих рук.

ГЕНЕЗИС ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ

Одним из существенных является вопрос: функциональная асим­метрия рук является врожденной или приобретенной в процессе развития человека в онтогенезе? Имеются сторонники как первой, так и второй точки зрения. А. Р. Лурия (1962), например, считал, что праворукость — врожденное свойство, совершенно не зависящее от жизненных условий и рефлекторной деятельности головного мозга. Б. Г. Ананьев (1953) же писал, что думать о том, что праворукость врожденная — ре­акционно.

Обоснование врожденности праворукости. Сторонники врожденности функци­ональной асимметрии рук выдвинули несколько теорий. Согласно эмбриональной теории функциональной асимметрии рук, причиной праворукости является положе­ние плода в утробе матери. Эта точка зрения высказана еще в 1828 году в связи с тем, что плод в 65-70 % случаев лежит на левой стороне, а это обеспечивает большую сво­боду развития правой руки.

Другая разновидность эмбриональной теории праворукости говорила о том, что сдавление одной половины головы в эмбриональном периоде обеспечивает лучшее питание другой половины, в том числе и полушария. В большинстве случаев таким полушарием является левое.

Эмбриональная теория подверглась критике со стороны многих ученых. В част­ности, указывается, что если бы она была верна, то не было бы расхождения в асим­метрии рук и ног. Е. Вебер (1905) отметил, что у двух лиц, находившихся в утробе матери во втором положении (на правом боку) отмечалась в последующем не левору-

кость (как следовало ожидать, исходя из этой теории), а праворукость. Сопоставле­ние в другой работе положение плода и асимметрии рук у 486 детей также не под­твердило эту теорию.

Финские исследователи А. Телкя, К. Сойва и Н. Мяки (A. Telkka, К. Soiva, N. Maki, 1952) проследили в течение 9 лет развитие асимметрии рук у детей, одни из которых находились в утробе матери в первом положении (77 человек), а другие — во втором (43 человека). Праворукость обнаружилась у 88,5 % первых и у 86 % вторых.

Изучение близнецов дает больше оснований рассматривать роль положения эмб­риона в утробе матери для возникновения право- или леворукости. Замечено, что среди близнецов много левшей (И. И. Канаев, 1959).

Если обобщить данные ряда авторов, то зеркальная асимметрия (один правша, другой — левша) была найдена в 21-23 %, а у одного автора — даже в 46 % случаев.

Однако имеется не меньше данных, которые свидетельствуют, что среди однояй­цевых близнецов левшей столько же, сколько и среди двуяйцевых (двойняшек). Исхо­дя из этих данных можно предполагать, что причина асимметрии рук либо не в зер­кальности положения плодов в утробе матери, либо зеркальность развития распро­страняется и на двуяйцевых детей.

Насколько серьезна эта причина в появлении леворукости и у сиблингов (не близ­нецов) видно из данных, приведенных А. П. Демичевым (1949).

Среди 272 левшей он нашел в 40 % легкие пирамидные расстройства на правой руке, что могло указывать на наличие патологического очага в левом полушарии, воз­никшем в раннем детстве. И действительно, при тщательном собирании анамнеза и просмотра в роддоме документации А. П. Демичев нашел в 36 % случаев энцефали­ты, травмы головы во время родов и в раннем детстве.

Характерно, что по его данным левши с пирамидными симптомами на правой руке в большинстве случаев не имели левшей в семье, а у левшей без этих симптомов в большинстве случаев в семье левши были.

Интересно отметить, что в большинстве исследований найдено большее количе­ство левшей среди лиц мужского пола, чем женского (Т. Комаи и Г. Фукуока [Т. Komai, G. Fukuoka, 1934]; X. Такеши и Н. Ценхиро [Н. Takeshi, H. Zenjiro, 1976]; К. Хардик,

Р. Гольдман и Л. Петринович [К. Hardyck, R. Goldman, L. Petrinovich, 1977; А. Хайм и К. Уотте [A. Heim, К. Watts, 1976]; А. Е. Двирский, 1976 и др.).

Ряд авторов видят причину праворукости в неодинаковом кровоснабжении левого и правого полушарий (левое полушарие, считают они, снабжается лучше за счет луч­ше развитой левой сонной артерии) и левой и правой рук (лучше снабжается кровью правая рука).

Тем не менее эта модель не может объяснить, почему более половины детей от двух леворуких родителей являются правшами.

Делались попытки усовершенствовать эту генетическую модель введением поня­тия о переменной пенетрантности (вероятности появления гена). Переменная пене-трантность подразумевает, что не у всех людей с одним и тем же генотипом этот гено­тип может проявляться одинаково. Предполагается, что некоторые люди с ^/-гено­типом будут левшами. Эти левши могли передавать своему потомству аллель R, чем и объясняется появление праворуких детей у двух леворуких родителей. Однако с учетом даже этой поправки соответствие предсказаний этой модели фактическим дан­ным остается невысоким.

Эта модель лучше объясняет варианты рукости среди родственников, но и она не может объяснить все получаемые результаты.

В принципе, и эта модель доказывает только то, что у родителей-левшей, ставших таковыми вследствии патологии, а на самом деле — генетических правшей, больше рождается праворуких детей, чем в семьях, где оба родители левши.

Точка зрения о врожденности право- и леворукости получила сильные аргументы со стороны анатомов, изучавших строение больших полушарий головного мозга. Было выявлено различие в строении речевых зон правого и левого полушарий как у прав­шей, так и у левшей (табл. 15.1).

Некоторые ученые высказали предположение, что это различие является следстви­ем обучения языку. Но такая же асимметрия свойственна и мозгу человеческого пло­да. Таким образом, анатомическое различие — скорее причина праворукости или ле­ворукости, нежели ее следствие. Сильвиева (латеральная) борозда в левом полуша­рии у правшей более длинная и более прямая, а в правом она сильнее изогнута вверх. Такая же асимметрия выявилась и при изучении ископаемых черепов неандерталь­ского человека; это позволяет предположить, что асимметрия полушарий составляет часть генетического наследия Homo sapiens.

Обоснование приобретаемости в онтогенезе функциональной асимметрии рук. Вкачестве доказательства приобретаемости право- или леворукости выдвигаются раз-

Частота (в %) анатомических различий между полушариями

среди праворуких и леворуких индивидуумов, а также людей,

одинаково владеющих обеими руками (амбидекстров)

Леворукие и амбидекстры

ные доводы, однако, как правило, они могут быть легко опровергнуты. Некоторые ученые, например, считают, что праворукость возникает из-за того, что матери носят детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу, чем левой. Но, во-первых, у многих народов детей носят не на руках, а на спине или на груди перед собой, праворукость же все равно наблюдается, а во-вторых, так как в одной и той же семье встречаются и левши, и правши, то мать должна была бы одного носить на ле­вой руке, а другого — на правой, чего в действительности нет.

Не убедительно и утверждение, что к праворукости приводит то обстоятельство, что дети спят на левом боку: правши и левши спят на правом боку одинаково часто или же, по данным одного исследователя, обследовавшего 16 000 правшей и 700 лев­шей, правши спят на правом боку в два раза чаще, чем на левом, а левши спят на том и другом боку одинаково часто.

Некоторые авторы для доказательства приобретенности праворукости идут не от причины, а от ее развития в онтогенезе (хотя развитие вовсе не исключает генетиче­ской природы появления того или иного феномена). На основании того, что с возра­стом абсолютная (в кг) разница между силой правой и левой руки возрастает и что праворукость у младенцев проявляется не сразу (все эти факты действительно име­ют место). Й. Черначек (I. Cernacek, 1968), например, считает, что приобретенность праворукости доказана. Поскольку эти доводы действительно серьезные, рассмотрим их подробнее.

Левши, правши и амбидекстры: Что знает наука о нашей ведущей руке — Здоровье на Wonderzine

Несмотря на то что левшами принято считать людей, которые пишут соответствующей рукой, это не вполне верно: на самом деле левша — тот, у кого левая рука ведущая или доминирующая. В таком случае человек будет всё равно выполнять базовые действия именно ею, даже если в школе научили писать правой. В среднем примерно 10 % населения левши — возможно, именно этим и объясняется внушительное же количество исследований на тему. Рассказываем, что известно науке.

ТЕКСТ: Марина Левичева


Леворукость и генетика

Многие животные отдают предпочтение той или иной стороне тела: семь из десяти шимпанзе — правши, но почти все кенгуру — левши. Что касается человека, то предпочтения в смысле правой или левой руки закладываются уже к восьмой неделе беременности, а с тринадцатой недели плод предпочитает сосать либо правый, либо левый большой палец. Окончательно дети определяются с ведущей рукой примерно в то же время, когда учатся говорить — в возрасте около четырёх лет. Кстати, научное название леворукости — синистральность. Хотя его, будем справедливы, никто особенно не использует.

Гены могут влиять на праворукость и леворукость, но не то чтобы сильно. Так, учёные выделили как минимум ген PCSK6, связанный с превращением шара из одинаково ориентированных клеток в эмбрион с различимыми правой и левой стороной. Но тот факт, что только 25 % детей, у которых оба родителя левши, будут действовать в основном левой рукой, позволяет говорить о значительном влиянии воспитания, среды и прочих негенетических факторов.

Исследователи из Бирмингемского университета обнаружили, что тот факт, левша человек или правша, влияет на то, с какой скоростью его понимают на жестовом языке. Так, абсолютно все люди, владеющие языком, быстрее реагируют на информацию, которую предоставляет правша. Но если смотреть только на знаки, в которых задействованы обе руки, то здесь более понятными окажутся леворукие собеседники.

Миф о гениальности

Склонность левшей к творчеству — миф, основанный на исследовании 1995 года, которое показало, что левши прокручивают в голове больше вариантов решения проблемы. К творчеству это, впрочем, не имеет никакого отношения. Что касается скорости обработки информации, то новые исследования показывают, что между левшами и правшами не такая уж большая разница — когнитивные способности и языковое развитие и у тех и у других оказываются сопоставимы. А вот если доминантной руки нет, то с этим могут быть небольшие трудности.

Кстати, история о том, что у левшей и правшей разные доминирующие полушария мозга, тоже миф. Хотя это правда, что правое полушарие контролирует левую сторону тела, а левое полушарие — правую сторону тела (как верно и то, что полушария имеют специфические функции), мозг левшей не перевёрнут. Просто потому, что две половинки, соединённые сплетением нервных волокон (мозолистым телом), не работают изолированно. На самом деле 70 % левшей обрабатывают речь в левом полушарии, как и правши.

А ещё учёные выяснили, что 64 % мужчин и 73 % женщин держат ребёнка левой рукой. Наука предполагает, что всё дело в эмоциях, которые обрабатываются в правом полушарии мозга, связанном с левой рукой. С другой стороны, необходимость освободить правую руку для удобства сопутствующей деятельности здесь тоже нельзя исключать.


Есть ли амбидекстры
на самом деле

Люди, способные выполнять действия одинаковой сложности с одинаковой же скоростью и эффективностью, называются амбидекстрами. И такие люди крайне редки, потому что их в мире не больше 1 %. Остальные данные по поводу амбидекстров требуют проверки. Но если вам всё равно интересно, то знайте, что они, возможно, чаще сообщают о бисексуальности и легче поддаются эмоциональному влиянию группы.

Учитывая необычность явления, человечеству удивительно мало известно о его причинах. Статистика показывает, что чем старше человек, тем больше он склонен к амбидекстрии — правда, только потому, что с возрастом становится сложнее справляться с привычными делами одной рукой.

Правда ли обучение детей (да и взрослых) амбидекстрии развивает мозг? Учёные в этом не совсем уверены, даже несмотря на существование теории нейропластичности. Напротив, есть данные, что амбидекстры хуже справляются с некоторыми когнитивными тестами, чем левши и правши, особенно если речь идёт о счёте, запоминании и логическом мышлении. А другое исследование позволяет говорить о том, что амбидекстрия, возможно, связана с более сильным возрастным уменьшением объёма мозга. Так что вы, конечно, можете попробовать развить функциональность недоминирующей руки, но помните, что сопутствующие риски могут оказаться несоразмерны потенциальным преимуществам.

Плюсы, минусы, подводные камни

Левши менее склонны к артриту и язве и, возможно, способны быстрее восстанавливаться после инсультов за счёт меньшей восприимчивости мозга к типичным для состояния повреждениям. Левши реже попадают в аварии на дорогах и в целом ездят более аккуратно. А ещё они лучше приспособлены к условиям высокой конкуренции. Наконец, левши пишут более разборчиво правой рукой, чем правши левой.

Есть и более тревожные данные: когда исследователи из Йельского университета опрашивали пациентов психиатрической клиники, 40 % из тех, у кого была диагностирована шизофрения или шизоаффективное расстройство, признались, что пишут левой рукой. А исследование 2007 года показало, что у левшей выше риск рака молочной железы, особенно в период после менопаузы. А ещё у них, по всей видимости, чаще диагностируют синдром беспокойных ног и другие двигательные нарушения сна. При этом зарплаты левшей на 10–20 % ниже, чем у правшей на тех же позициях.

Читайте также: