Генезис прав человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Третье. И последний, важнейший момент - наличие в государстве (в структуре устройства власти) процедур, которые дают возможность человеку легально (и, естественно, мирно) выступать против власти (здесь, конечно, речь не идет о мятежах, революциях, терроризме и т.п. - о том, что попирает Права Человека еще сильнее, чем сама власть). Если же таких процедур нет, если они не закреплены законодательно и не обеспечены реально, то Права Человека соблюдаться не могут. О них могут кричать демагоги, но существовать они будут только в декларациях. Ибо власть остается всесильной, и люди не имеют мирных и эффективных способов борьбы с этим ее всевластием.

Итак, мы выделили три важнейших момента:

наличие в государстве процедур, дающих возможность человеку не чувствовать себя беззащитной единичной и в случае необходимости мирно выступать против самой власти.

Все, о чем мы говорили, с одной стороны очень просто, но с другой стороны - люди очень мало верят в то, что такое возможно (например в Восточной Европе). Проблема же еще и в том, что до тех пор пока люди не верят в реализацию этих принципов, ничего хорошего и не будет. Получается некий замкнутый круг. Так было, например, в Советской России - люди были уверены во всесилии власти - и она таковой и стала.

2. Демократия, меньшинства и Права Человека

Например, студенты - это меньшинство, молодежь - это меньшинство, пенсионеры - это меньшинство, жители нашей страны/региона - меньшинство, голубоглазые - меньшинство, живущие в экологически бедственных зонах - меньшинство, и т.д. Но, даже если говорить о таких экзотических меньшинствах, как сексуальные, то они составляют около 5% населения во всем мире - это означает, что из каждых 1000 человек 50 - гомосексуалисты и лесбиянки.

Права Человека - это не абстрактное понятие и не многотомный свод законов, а всего лишь - набор 20-30 правил, ограничивающих власть большинства по отношению к отдельному человеку (который, вообще-то, является самым малым и самым естественным меньшинством, ибо каждый из нас, как личность - уникален и неповторим).

Права Человека - это то, что делает возможной более-менее нормальную жизнь меньшинства вне зависимости от того, какое большинство захватило власть, то, что ограничивает посягательства власти большинства на наши права и свободы.

Права Человека - это наш щит, это система защиты индивидуума от власти и от несправедливого вторжения других, более сильных индивидуумов.

3. Свободы, Права и задачи государства.

Права Человека - личность и власть

Когда же мы имеем дело собственно с Правами Человека ?

Так, драка двух детей - это просто конфликт между детьми. А вот избиение ребенка директором школы (или отчимом - несовершеннолетней дочери) относится к нарушениям Прав Человека.

Достоинство

А вот на Западе систему Прав Человека выводят из понятия Достоинство.

Достоинство может быть разным.

Считается, что самыми сильными угрозами Человеческому Достоинству являются покушения на Свободу и Равенство.

Свобода

4. Равенство

Существует три основных концепции равенства:

Основное возражение против этой модели: все люди разные - одним нужны деньги, другим - интеллектуальная жизнь, третьим - сильные эмоции и впечатления.

Эта концепция, тем не менее, не была принята обществом, так как она полностью противоречит идее о преемственности поколений. Можно задать такой вопрос: а почему, собственно, если у него отец всю жизнь пил, а мой отец и дед всю жизнь работали, построили крепкий дом, заработали мне будущее, у меня это все должны отобрать, и почему он должен иметь те же шансы, что и я? То есть наличие равенства шансов предполагает, что человек не будет работать на свое будущее. Он не сможет передать ничего своим детям. Для многих теряется смысл жизни по отношению к детям - человек не может им передать ничего материального.

Равное отношение ко всем со стороны власти. Это - отсутствие сословного государства. Не должно быть людей по отношению к которым принимаются особые законы (эта норма относится прежде всего к законодательной власти).

Дискриминация - это ограничение, накладываемое на человека как на личность, а не на социальный вид его действий. Как правило происходит ущемление группы людей по какому-то признаку. Дискриминация основывается на признаках, которые человек не может сменить как перчатки (цвет кожи, запись в паспорте, вероисповедание). Пример дискриминации: ограничить количество татар в органах власти, или запретить буддистам свободно ходить по улицам.

Т.е. здесь речь идет о том, что необходим запрет на различное отношение со стороны Властей к людям, которые по данной существенной характеристике одинаковы (право на образование вне зависимости от цвета кожи, право на эффективную правовую защиту вне зависимости от вероисповедания, пола, или наличия семейных связей с осуществляющим насилие).

Отсутствие дискриминации - это очень сложный момент. Когда мы говорим о запрете на дискриминацию, очень важно увидеть вытекающий отсюда принцип отношения к людям: к равным по каким-то признакам как к равным, а к разным по некоторым признакам как к разным. Ведь эти признаки могут быть весьма существенными. Если речь идет о поступлении на тяжелую физическую работу, то к мужчине и женщине не надо относиться как к равным - у женщины другой организм (мы не говорим - хуже или лучше, мы говорим - другой). Это и есть обоснованная дискриминация. Но если речь идет о праве на жизнь (и охране здоровья), то мужчина и женщина равны в своих правах. При получении удостоверения в на вождение автомашины, у слепого и хорошо видящего, к сожалению, права абсолютно различны, а вот в праве на свободу от пыток и жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения, - они равны.

5. Человек и Власть

Права и Свободы - не подарок, а результат общественного договора (как в ряде Европейских конституциях XIX века, идеи французской революции). В ходе переговоров с гражданами, и исходя из общего блага, власть и граждане должны заключить общественный договор, где определялись бы права власти и права граждан (в том числе - Права Человека).

Каждому человеку от рождения принадлежат определенные Права и Свободы, вытекающие из его Достоинства. И человек передает власти только те права, которыми он готов поделиться ради общего блага. Власть в этой модели является слугой общества ( и ограничена во всем, где ей прав не дали).

Таким образом, можно выделить три подхода:

  1. права даруемые властьюправа,
  2. получаемы в результате переговоров с властью,
  3. права, принадлежащие люди изначально (и - власть, получающая привилегии и права уже от людей, не имея изначально ничего).

Третий подход для нас, правозащитников, безусловно, самый достойный. Он является результатом осознания человеком своего Достоинства.

6. Правовое государство

Классический пример. В правовом государстве: человек выходит на несанкционированный митинг - он знает, что за это ему полагается пятнадцать суток ареста. Он выходит, его сажают в тюрьму. Он сидит пятнадцать суток, и его отпускают. Таким образом выбор - сидеть или не сидеть - это его собственный выбор.

А что происходило, допустим, в каком-нибудь социалистическом государстве 1970-х? Выходят шесть человек на демонстрацию с лозунгами, милиция их забирает. Одного сразу отпускают, потом выпускают еще троих. Затем сажают еще одиннадцать, причем, не имеющих никакого отношения к самой акции. Все одиннадцать плюс двое из первой группы сидят. Никто не понимает - кого за что взяли, кого и почему выпустили. И всем страшно. Это и есть НЕ правовое государство. Человек здесь не может предсказать, что с ним произойдет завтра.

7. Неотъемлемые права

Другое неотъемлемое право - свобода от рабства.

Человек не может добровольно отказаться от своих неотъемлемых прав. Это одна из мер безопасности - чтобы уберечь человека от государства. В этом случае государству нет смысла оказывать давление на человека (с целью добиться передачи от него государству каких-то прав), если его все равно нельзя лишить этих самых неотъемлемых прав, даже по его собственному желанию.

8. Терпимость / толерантность

Терпимость (или толерантность) - это согласие на то, чтобы кто-то вел себя не так, как вы считаете приемлемым. Это означает, что этот человек мне не нравится, и я могу изменить его поведение (например, применив силу), но я признаю его право быть таким, какой он есть, даже если мне это не нравится. (Здесь, конечно, речь идет о том, что его поведение является для меня шокирующим, но НЕ нарушает моих Прав)..

А вот если, например, какой-то огромный человек, явно сильнее вас, делает что-то непотребное, а вы ничего не делаете и ничего ему не говорите, потому что понимаете, что не можете - ибо он слишком большой и сильный - может и стукнуть, то это не толерантность. Это трусость (!).

Если же мы проявляем терпимость к тем, кто НЕ сильнее нас, но не похож на нас - это и есть элемент толерантности.

Несколько слов о роли правозащитников в государстве

10. Обязанности гражданина

Обязанности гражданина, вообще говоря, не вытекают из его прав. Из большого списка современные правозащитники нередко выделяют четыре основные обязанности, которые, быть может, покажутся вам достаточно странными. Это:

Это может шокировать Вас, но сами эти обязанности тоже вытекают исключительно из Человеческого Достоинства. Таким образом наша главная обязанность (если мы и вправду уважаем человеческое достоинство в себе и в других) - требовать соблюдения и уважения наших прав и свобод - и от Власти и от других людей.

Если вам интересно, что такое

Права Человека;
если вы хотели бы побольше узнать о самой массовой (более 1 млн. человек) и самой известной международной правозащитной организации,
или даже вступить в нее;
если вы считаете, что для нормальной жизни нашей страны и всего международного сообщества важно, чтобы простые люди участвовали в общественных действиях, помогали друг другу и проявляли простую человеческую солидарность;

Дать краткую дефиницию права, которая разом охватила бы все его функции и все подвиды (то есть право уголовное и процессуальное, имущественное и гражданское, трудовое, арбитражное, экологическое и т. д.), — задача чрезвычайно трудная, возможно, даже невыполнимая. Но в свете обсуждаемой нами темы, в аспекте традиционного для философии интереса к гуманистической ценности права, важно акцентировать следующее.

Право — это система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы и при минимуме карательного насилия. Право включает в себя законодательные ограничения, которые общество налагает на себя самое и на обслуживающие его репрессивные действия государственного механизма. Ограничения эти фиксируются в конституции, имеющей смысл наиболее непосредственного выражения воли народа как суверена. Именно конституция, поскольку она определяет взаимные обязанности государства и граждан, есть чистое выражение законности в ее отличии от указных, полицейских, административно-бюрократических предписаний. Конституция — фундамент и сердцевина всей правовой системы.

Существенным разделом цивилизованной конституции являются права человека, или гуманитарные права: свобода совести, слова, собственности, личной неприкосновенности и т. д. Именно они суть прямое и первичное воплощение права, то есть безусловного общественного дозволения известных элементарных условий персонального гражданского бытия. Человек здесь берется строго в ипостаси личности.

Права человека просты по выражению, но весьма сложны по аксиологическому смыслу. Каждое из них — это сразу и ценность, и зарок, и идеал. Сложны они и по характеру их социокультурного приуготовления.

Исторически первое (приоритетное и базисное) из всех прав человека — это свобода совести с такими прямыми ее экспликациями, как свобода слова, проповеди, печати, собраний. Таково исходное содержание народного свободомыслия, сформировавшегося задолго до того, как появились политические движения, именующие себя либеральными.

Важно отметить, что параллельно признанию священности базисных личных прав в европейской культуре XVI–XVII веков утверждался сугубо светский взгляд на государство.




Впервые — но с исключительной энергией и стремительностью — данные установки заявили о себе в ходе английской революции XVI века. В обстановке острых споров об авторитете мирского правителя идея неотчуждаемых личных прав соединилась с понятием первоначального общественного договора — с конституционалистским образом мысли. В контексте конституционализма осуществляется разделение естественных прав человека на две основные категории — права просто гражданские (свобода совести, свобода распоряжения собственностью и др.) и права гражданско-политические (избирательное право, свобода политических объединений и др.). Примат отдается гражданским правам.

Знаменательно, что личные права трактуются английскими индепендентами не только как защита от деспотизма, но и как изначальное условие защищенности от деспотии, с одной стороны, от хаоса и анархии — с другой.

Философия права после Локка проделала серьезную работу по утверждению двух важнейших категорий прав человека: гражданских и гражданско-политических.

В самом деле, сельский бедняк, которого нужда обрекла на кабально-зависимое существование, скорее всего будет изъявлять не свою собственную персональную волю, а волю своего работодателя; кроме того, он может быть просто подкуплен. Паллиативное и сомнительное решение этих трудностей, известное с середины XVII века, — введение имущественного ценза — Гегеля уже не удовлетворяет. Он вплотную подходит к проекту смягчения крайней нужды с помощью государственных (законодательных и административных) мер для реализации всеобщего права нового типа.

Штейну чужд радикалистский способ рассуждения, представленный, например, в народнических движениях: раз бедность сводит на нет гражданские и гражданско-политические права, надо отложить борьбу за эти права как преждевременную задачу и любыми мерами вырвать народ из нищеты или по крайней мере поднять на уничтожение жирующих богачей. Штейн же настаивает на том, что успешное преодоление бедности возможно лишь в качестве продолжения и увенчания двухвековой борьбы за формальные гражданские права. Идея правового государства, подчеркивает он, не только не исключает, а логически требует устранения социальной несправедливости, борьбы с эгоизмом сильных, защиты слабых и обездоленных [1].

1 См.: Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 277.

К концу XIX — началу XX столетия социальные права становятся одной из ключевых проблем общественной мысли. Она во многом определяет развитие неолиберальных концепций и широко обсуждается в различных течениях западной и русской социал-демократии.

Дать краткую дефиницию права, которая разом охватила бы все его функции и все подвиды (то есть право уголовное и процессуальное, имущественное и гражданское, трудовое, арбитражное, экологическое и т. д.), — задача чрезвычайно трудная, возможно, даже невыполнимая. Но в свете обсуждаемой нами темы, в аспекте традиционного для философии интереса к гуманистической ценности права, важно акцентировать следующее.

Право — это система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы и при минимуме карательного насилия. Право включает в себя законодательные ограничения, которые общество налагает на себя самое и на обслуживающие его репрессивные действия государственного механизма. Ограничения эти фиксируются в конституции, имеющей смысл наиболее непосредственного выражения воли народа как суверена. Именно конституция, поскольку она определяет взаимные обязанности государства и граждан, есть чистое выражение законности в ее отличии от указных, полицейских, административно-бюрократических предписаний. Конституция — фундамент и сердцевина всей правовой системы.

Существенным разделом цивилизованной конституции являются права человека, или гуманитарные права: свобода совести, слова, собственности, личной неприкосновенности и т. д. Именно они суть прямое и первичное воплощение права, то есть безусловного общественного дозволения известных элементарных условий персонального гражданского бытия. Человек здесь берется строго в ипостаси личности.

Права человека просты по выражению, но весьма сложны по аксиологическому смыслу. Каждое из них — это сразу и ценность, и зарок, и идеал. Сложны они и по характеру их социокультурного приуготовления.

Исторически первое (приоритетное и базисное) из всех прав человека — это свобода совести с такими прямыми ее экспликациями, как свобода слова, проповеди, печати, собраний. Таково исходное содержание народного свободомыслия, сформировавшегося задолго до того, как появились политические движения, именующие себя либеральными.

Важно отметить, что параллельно признанию священности базисных личных прав в европейской культуре XVI–XVII веков утверждался сугубо светский взгляд на государство.

Впервые — но с исключительной энергией и стремительностью — данные установки заявили о себе в ходе английской революции XVI века. В обстановке острых споров об авторитете мирского правителя идея неотчуждаемых личных прав соединилась с понятием первоначального общественного договора — с конституционалистским образом мысли. В контексте конституционализма осуществляется разделение естественных прав человека на две основные категории — права просто гражданские (свобода совести, свобода распоряжения собственностью и др.) и права гражданско-политические (избирательное право, свобода политических объединений и др.). Примат отдается гражданским правам.

Знаменательно, что личные права трактуются английскими индепендентами не только как защита от деспотизма, но и как изначальное условие защищенности от деспотии, с одной стороны, от хаоса и анархии — с другой.

Философия права после Локка проделала серьезную работу по утверждению двух важнейших категорий прав человека: гражданских и гражданско-политических.

В самом деле, сельский бедняк, которого нужда обрекла на кабально-зависимое существование, скорее всего будет изъявлять не свою собственную персональную волю, а волю своего работодателя; кроме того, он может быть просто подкуплен. Паллиативное и сомнительное решение этих трудностей, известное с середины XVII века, — введение имущественного ценза — Гегеля уже не удовлетворяет. Он вплотную подходит к проекту смягчения крайней нужды с помощью государственных (законодательных и административных) мер для реализации всеобщего права нового типа.

Штейну чужд радикалистский способ рассуждения, представленный, например, в народнических движениях: раз бедность сводит на нет гражданские и гражданско-политические права, надо отложить борьбу за эти права как преждевременную задачу и любыми мерами вырвать народ из нищеты или по крайней мере поднять на уничтожение жирующих богачей. Штейн же настаивает на том, что успешное преодоление бедности возможно лишь в качестве продолжения и увенчания двухвековой борьбы за формальные гражданские права. Идея правового государства, подчеркивает он, не только не исключает, а логически требует устранения социальной несправедливости, борьбы с эгоизмом сильных, защиты слабых и обездоленных [1].

1 См.: Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 277.

К концу XIX — началу XX столетия социальные права становятся одной из ключевых проблем общественной мысли. Она во многом определяет развитие неолиберальных концепций и широко обсуждается в различных течениях западной и русской социал-демократии.

Права человека обладают исторически преходящим характером, изменяясь, они пытаются отвечать на вызовы времени. Динамичность прав человека является следствием конкртено-исторических условий, которые корректируют значимость и актуальность тех благ, что стоят за правами.

Борьба за свободу и права всегда была частью социальных потрясений, свергавших власть и изменявших государственный строй, она сопровождала поиски оптимальных форм общественного устройства, а главное – выражала отношения индивида с государством.

Каждый человек стремится получить определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных).Эти блага условно можно назвать правами человека. Такая условность определяется разделением общества на этапы его развития (рабовладение, феодализм и т.д.), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская). Все эти факторы не давали возможности правам человека стать универсальными, получить современное звучание.

Динамика основных подвижек прав человека позволяет предположить следующую периодизацию и выделить такие главные этапы их развития:

1 этап – зарождение идеи (2 половина 5в. до н.э. и формирование учения о правах человека (С Нового времени)

2 этап – позитивное закрепление прав человека как системного образования (вторая половина 18в)

3 этап – социализация прав человека ( с начала 20в)

4 этап интернационализация прав ( с середины 20в)

5 этап –глобализация прав (на рубеже 20-21вв.).

Но суть первобытного равенства состояла в отсутствии свободы, поглощении человека его сообществом - родом и племенем, в жесточайшей регламентации его деятельности. Поэтому нельзя идеализировать первобытное равенство. Однако появление мононорм – это свидетельство грандиозной эволюции человечества. Эти нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельством осознания человеческим сообществом особенности своего существования и необходимости его поддерживать и сохранять. Благодаря мононормам люди на практике убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

Исторической Родиной прав человека является Западная Европа, а точнее античный Рим и Греция.

В Греции и Риме были посеяны впервые зерна идеи о том, что полноценное существование человека и расцвет общества не могут состояться в условиях насилия и произвола, свобода человека как его метафизическая сущность должна быть защищена.

Свобода человека – основной предмет интереса дравнегреческой политической теории и практики. Однако тогда свобода не считалась всеобщим достоянием, рабам она не принадлежала. Только свободные граждане активно участвовали в политической жизни, пользуясь полным набором прав членаа полисного коллектива.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества.

Структура прав человека. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и в социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей Декларации прав человека — главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3-21 Всеобщей Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22-27 Всеобщей Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации, поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

Формирование представлений о правах человека. Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях — она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.

Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215 года, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости.

Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16-18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.

Эволюция систем защиты прав человека. Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами —

1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;

3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права — прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца 19 в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права.

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960-1970-е в отношении расистских режимов Родезии и ЮАР, в 1990-е — против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предлагает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Проблемы защиты прав человека. Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.

Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов — право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов — право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.

Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.

Права человека в России. На примере истории России легко проследить, с какими трудностями сталкивается применение западной концепции прав человека в странах с иными культурными традициями.

Интернет-ресурсы:

1. Глушкова С.И. Права человека в России. Теория, история, практика. М., 2004


В представленной работе рассмотрена ретроспектива развития поколений прав человека, предпосылки и основные направления формирования прав и свобод человека. В рамках данной статьи обозначены современные правовые теории, а также тенденции на законодательное закрепление прав и свобод человека, претендующих на 4 и 5 поколение прав. Задачей автора было соотнести значимость и необходимость узаконивания притязаний, не характерных для традиционного общества, приемлемость практической реализации теории соматических прав человека.

Ключевые слова: права и свободы человека, поколения прав человека, соматические права, развитие прав человека, конституция, философия права

Во все времена, развитие прав и свобод человека сопровождалось существенными изменениями в различных сферах общественной жизни и сознании людей.

Зачастую, потребность в таком развитии возникала в умах людей задолго до его воплощения в форме конкретных правовых предписаний. В основе развития каждого из поколений прав человека и их закрепления на законодательном уровне лежали уже протекающие в обществе отношения, однако сущность такого развития определяла идея. Именно идея, лежала в основе анализа существующих в обществе отношений и выработке предложений и различных вариаций для их дальнейшего развития и привнесения чего- либо кардинально нового.

Но идея не рождается из пустого места. Она долго вынашивается, тщательно анализируется, пока не находит своего отражения в какой-либо форме. Так, в обществе перманентно существуют некие противоречия, негативные факторы, избыток которых непременно приводит общественному коллапсу и дестабилизации основных институтов — прежде всего государства и права. И человек, носитель такой идеи, будь то философ-просветитель или учёный, наблюдая такие противоречия, задумывается о практической реализации своей идеи, которая как ему кажется, поможет их сгладить, или вовсе избавиться, превознося общество на новый этап своего развития.

Между тем, практической реализации подлежат лишь те идеи и концепции, которые нашли поддержку в умах людей и общества, по крайней мере той его части, которая на такую реализацию способна. Ведь как подсказывает нам исторический опыт, реализация политико-правовых новшеств далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам, более того, сама такая реализация далеко не всегда проистекает именно в том русле, в котором она была изначально задумана и в котором она была бы социально приемлема.

Так или иначе, путем проб и ошибок и минуя многие эпохи, мировое сообщество шагнуло в 21-й век, имея своим багажом повсеместное закрепление на законодательном уровне первого и второго поколения прав, а в некоторых странах нашли своё правовое отражение идеи, представленные в третьем и четвертом поколении прав.

Развитие каждого из поколений прав человека, происходило именно в тот исторический этап, в котором их закрепление в форме правовых предписаний было явлением необходимым обществу. Однако, в свою очередь, часть общества всегда противилась таким переменам, используя для отстаивания и лоббирования своих политико-правовых предпочтений властные рычаги, тем самым тормозя неизбежный прогресс.

На сегодняшний день, объем прав человека, которые стали рассматриваться в качестве естественных и неотъемлемых существенно увеличился, в сравнении с предыдущими историческими этапами. Формируясь циклично и соблюдая историческую преемственность, права человека, как важнейший общественный институт содержит в себе различные правовые предписания, являющиеся отражением представлений о содержании соответствующей правовой идеи.

Как известно, к первому поколению принято относить личные и политические права, а также право на частную собственность. Формирование этих прав началось её во времена античности, с их непосредственным отражением в правовых памятниках древнего мира. Однако их признание произошло лишь в эпоху буржуазных революций в Европе и Америки. Это такие права как: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина участвовать в управлении государством, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и законное рассмотрение дела судом. Данное поколение прав основано на концепции негативной свободы. В рамках данной концепции, свобода понимается как отсутствие какого-либо принуждения, возможность действовать по собственному выбору и руководствуясь личными интересами, при этом, не подвергаясь внешнему вмешательству в частную жизнь. Закрепляя данные принципы, государство обязуется не вмешиваться в сферы общественной жизни, регулируемые данными правами. Закрепление и практическая реализация данных прав ограничивает власть государства и создаёт простор для проявления индивидуальности человека, предоставляет свободу выбора.

Права первого поколения были призваны защитить свободу человека как личности, от необоснованного вмешательства государства. При этом, власть государства не ограничивалась от соблюдения указанных прав, что отнюдь не вело к умалению его роли, снижению функций, полномочий. Скорее наоборот, в концепции данного поколения прав, функции государства непосредственно связаны с защитой и обеспечением прав и свобод человека, с регулированием границ их реализации и с разрешением споров о правах. Проблематика данной концепции состоит в том, что, осуществляя функции по защите и обеспечению прав и свобод человека, государство находится у очень тонкой грани, ибо с одной стороны — оно выступает как бдительный страж и регулятор, а с другой — само неизбежно нарушает эти права, приводя в исполнение свою правоохранительную систему, в полномочия которой входит ограничение прав и свобод человека, в угоду осуществления безопасности общественных отношений. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).

К правам второго поколения относятся права, сформировавшиеся в процессе борьбы человека за улучшение своего экономического положения, повышения культурного статуса (позитивные права). Борьба за их утверждение развернулась с конца 19 века и закрепилась во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) В основу концепции прав легло позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществить свою волю наравне с другими людьми. К данным правам относятся: право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование.

Третье поколение прав человека было сформировано после Второй Мировой войны и в настоящий момент нашло своё отражение на законодательном уровне лишь в западных странах. Третье поколение прав включает в себя: право на мир, на здоровую окружающую среду и декларирует, что социальное и экономическое развитие принадлежит каждому человеку и каждому народу равнозначно.

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу таких категорий относятся дети, женщины, инвалиды, беженцы, представителей национальных и расовых меньшинств и др. То есть те категории граждан, которые более уязвимы к нарушению прав и реализация прав которых требует от государства дополнительных гарантий.

Появление международно-правовых актов по правам человека свидетельствуют о том, что идеи и принципы обеспечения прав человека давно перестали быть внутренним делом государства, а становятся предметом заботы международного сообщества. Внутригосударственные институты защиты прав человека дополняются международно-правовыми институтами.

Всесторонний анализ многочисленных национальных и международных нормативно-правовых актов по правам человека показывает, что в современных демократических странах, фундаментальное закрепление и последующая реализация прав и свобод человека занимает центральное место, на котором зиждется вся правовая система.

Безусловно, возникновение и развитие прав и свобод человека стало важнейшей вехой на пути становления современного демократического государства. В наше время, государства с западно-либеральными ценностями, основанные на фундаменте гражданского общества, задают мировые тенденции развития прав человека и формируют вектор закрепления основополагающих демократических прав в развивающихся странах. Исходя из этого, внутригосударственные и международные правовые системы выстраиваются по принципу приоритета прав личности, признания прав человека высшей ценностью.

Относительно вышеуказанных мировых тенденций развития прав и свобод человека, и выделения из них 4 и 5 поколений, в настоящее время одной из самых спорных и противоречивых правовых теорий, является теория соматических (личностных) прав.

Приблизительный или исчерпывающий перечень соматических прав сформулировать невозможно, однако М. А. Лавриком выделены следующие притязания человека, подпадающие под понятие соматических прав, так, это:

2) права человека относительно его органов и тканей;

3) сексуальные права человека (Всемирная организация здравоохранения под этим понимает: возможность искать, получать и передавать информацию, касающуюся сексуальности, сексуальное образование, выбор партнера, возможность решать, быть человеку сексуально активным или нет, самостоятельно решать вопрос о добровольных сексуальных контактах, вступлении в брак; право на легализацию проституции; оборот порнографической продукции и правовое регулирование положения сексуальных меньшинств);

4) репродуктивные права человека (позитивного характера: искусственное оплодотворение; негативного характера: аборт, стерилизация, контрацепция);

5) право на перемену пола;

6) право на клонирование как всего организма, так и отдельных органов;

7) право на употребление наркотиков и психотропных веществ.

8) в дальнейшем будущем — право на виртуальное моделирование, в смысле полного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования [4, с. 25].

Однако не следует полагать, что данные тенденции обходят Россию стороной. Сегодня идея соматических прав постепенно проникает и в отечественное нормативное регулирование, в результате чего возникает серьёзный общественный резонанс.

Итак, можно наметить различные пути развития прав человека и формирования новых поколений с использованием тенденций исследования теории соматических прав человека. Так, с позиции конституционного права теория соматических прав может быть востребована для изучения тенденций в развитии современного конституционализма, с точки зрения расширения перечня прав человека, и использования механизма ограничений прав. Также, целесообразным является проведение исследований отдельных соматических прав: как в конституционном праве, так и в рамках других отраслевых юридических наук, однако, насколько работоспособной и жизненной окажется представленная теория и какая её часть найдет законодательное отражение — покажет время.

Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются множеством факторов и зачастую не ограничиваются лишь необходимостью практической реализации правовых теорий, в рамках регулирования действующих общественных отношений.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, поколение, развитие, Российская Федерация, законодательное закрепление, идея, практическая реализация, Россия, теория, Всеобщая декларация.

Читайте также: