Генезис брачно семейных отношений кратко

Обновлено: 03.07.2024

История развития семейно-брачных отношений

Первобытные люди, вооруженные камнем, палкой или костью, находясь в окружении диких зверей, в одиночку не могли с ними бороться. Поэтому естественным являет­ся их объединение в группы. В этот период семейно-брач­ные отношения не существовали. Половой инстинкт про­являлся в неупорядоченных половых связях: половозре­лые мужчины сожительствовали со всеми половозрелыми женщинами.

При образовании родового общества брачные отношения сменились первой формой брака — групповым браком. Ро­ды соединялись по два: мужчины каждого рода группами сожительствовали с женщинами другого рода. Брачные отношения внутри своего рода были строго запрещены. Мужчины и женщины оставались в своих родах, а дети — всегда при матери.

Система определения родства происхо­дила по материнской линии. Мужчины и женщины в ро­довом обществе были равноправны. Каждый отдельный род сохранял свою хозяйственную самостоятельность. Мужчи­ны занимались охотой, а женщины — собиранием расти­тельной пищи, а затем и земледелием. Все, что удавалось получить, было общим достоянием. Частной собственности не было.

В экономике многих племен земледелие постепенно ста­ло выдвигаться на передний план. В связи с этим роль женщины настолько возросла, что она заняла господствую­щее положение в обществе. Так возникла новая форма родового общества — матриархат, во главе которого стояла женщина. Но относительное равноправие мужчин и жен­щин сохранилось.

В дальнейшем рост экономики родового общества шел в основном за счет скотоводства, которым занимались муж­чины. Оно не только улучшило питание людей; тягловая сила ускорила и развитие земледелия. В связи с этим эко­номическое влияние в земледелии постепенно стало пе­реходить к мужчине. На новой экономической основе обра­зовалась патриархальная семья с отцом во главе. В этой семье также сохранилось прежнее коллективное владение орудиями производства и продуктами труда. Однако в патриархальной семье постепенно все более стала усили­ваться роль мужчины как главы семьи—деда, отца, стар­шего брата.

В последующих общественных формациях — рабовла­дельческой, феодальной и капиталистической — господст­вующей формой брака и семьи, с некоторыми различиями при их общей классовой сущности, является моногамная семья. Характерные ее черты: частная собственность и ма­териальный расчет как экономическая основа, монога­мия — единобрачие и неограниченная власть отца. В клас­совом обществе имеются принципиальные различия в семейно-брачных отношениях рабовладельцев и рабов, феодалов и крепостных, капиталистов и пролетариев.

Итак, в процессе длительного развития человеческого общества семейно-брачные отношения не оставались посто­янными; в соответствии с изменениями экономических и общественных условий, а также нравственных устоев об­щества одни формы брака и семьи сменялись другими.

В браке и семье основным, определяющим является их общественное значение. Лишь при поверхностном взгляде может показаться, что вопросы семьи и брака прежде всегб являются личным делом вступающих в брак. В семье рож­даются дети; их надо не только вырастить здоровыми, но и воспитать так, чтобы они явились преданными и созна­тельными гражданами своей социалистической родины и достойной полноценной трудовой сменой. В задачи каждой семьи входит обеспечение продолжения своего рода, воспи­тание детей, создание ячейки домашнего хозяйства, а так­же и выполнение определенных трудовых и нравственных обязанностей по отношению к обществу и государству.

Многие буржуазные ученые утверждают, что в семей- но-брачных отношениях преобладает естественно-биологи­ческая основа, будто половое влечение (сексуальное) опре­деляет все стороны жизни человека — мышление, психику и поведение, включая также и основы брака и семьи. Зна­чение общественных факторов и нравственных мотивов они отрицают. Но если бы в семейно-брачных отношениях основой являлась естественно-биологическая сторона, то эти отношения оставались бы неизменными, а это не соот­ветствует действительности.

Чтобы понять современное состояние брака, осмыслить тенденции брачно-семейных отношений и выработать стратегию помощи семье, необходимо знать о тех изменениях, которые происходили на протяжении долгой истории развития человека. Брачно-семейные традиции и нормы, семейные роли и ценности современной семьи имеют исторические корни.

Проблемы брачно-семейных отношений с древности привлекали людей как предмет обсуждения, изучения, исследования, потому что в их основе заложен один из самых важных и сильных инстинктов человека – половой, т. е. инстинкт продолжения человеческого рода.

Половой инстинкт имеет огромное значение как биологический механизм, обеспечивающий естественное и непрерывное воспроизводство людей. Без его постоянной реализации в жизни существование общества практически невозможно. Действие полового инстинкта человека, как и других животных, составляющих огромную группу млекопитающих, оставалось в продолжение тысячелетий почти неизменным. Это система безусловных рефлексов, которые выражают генетически предопределенную и детерминированную устойчивость вида при существующих условиях на Земле.

У человека, в отличие от животных, половой инстинкт находится во взаимодействии с определенными социальными факторами. Он соотносится с существующей общественной системой. Таким образом, сексуальные отношения в обществе, с одной стороны, биологичны, а с другой, – социальны. Механизмы биологического поведения человека подчиняются принципам и нормам, присущим той или иной культуре.

Сексуальные взаимоотношения в обществе всегда являются объектом социального контроля, сознательной общественной регуляции. Системное воздействие социального контроля осуществляется через воспитание, традиции, обычаи, санкции. Социальный контроль создает ограничения проявлениям полового инстинкта с учетом определенной социальной целесообразности.

В истории человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали тому или иному уровню социально-экономического развития общества.

Брачная форма регулирования отношений между мужчиной и женщиной появилась не сразу. Для первобытного человеческого общества присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. К сожалению, эпоха предыстории человека недостаточно исследована, что связано с объективными трудностями.

Если следовать теории Дарвина, то на первых стадиях превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между мужчиной и женщиной регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В то время в половое общение могли вступать друг с другом все члены данного рода: мужчины, женщины, родители, дети, братья, сестры и т. д. Такая форма отношений называется – промискуитет (от лат. promiscuus – смешанный, общий). Это была биогенная добрачная форма сожительства между мужчиной и женщиной. Иногда ее называют эндогамией – брачные (сексуальные) связи внутри группы, рода, а семейно-брачные эндогамные отношения – кровнородственными.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками.

А. Г. Харчев полагает, что эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. Следующим важным шагом стало запрещение сексуальных контактов между братьями и сестрами (запрет на кровосмешение).

С появлением рода возникает и групповой брак (групповая семья): мужчины определенной группы (рода) являются коллективными супругами женщин другой группы. Для ранней стадии первобытно-общинного строя характерным считается дуально-родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (брачные отношения) только с членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализации сексуальных отношений продолжался сотни тысяч лет.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

– она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

– жизнь требовала расширения социальных контактов, связи с другими человеческими объединениями;

– таким путем достигалось установление внутри рода социального мира, половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы;

– человеку свойственно искать новые контакты и впечатления, в том числе и в половой сфере.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех перечисленных обстоятельств. Таким образом, экзогамия – первая форма человеческого социального регулирования отношений между полами, между мужчиной и женщиной. Так появилось противоречие между биологическим и социальным в человеке.

Развитие первобытного общества все же привело к тому, что групповые браки становились невозможными. Они вытеснялись парным браком, при котором мужчина живет с одной женой. От женщины в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние ее подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. При этом хозяйственной ячейкой оставался род.

В бронзовом и железном веках с возникновением земледелия постепенно создаются условия, когда супружеская пара самостоятельно могла прокормить своих детей. Постепенно такая пара отходила от рода. Мужчина и женщина имеют общее хозяйство. Стало более надежным установление отцовства.

Матриархатные отношения окончательно сменяются патриархатными: род ведется по отцовской линии, мужчина играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Вместе с патриархатом на смену парной семье приходит моногамная, т. е. единобрачная семья.

С переходом к феодализму обществом установлен единый для всех обязательный церковный брак (крепостные могли вступать в него с разрешения своего хозяина, помещика). Наступает известное преобразование структуры семьи. Феодально-крепостнические отношения той эпохи оказывают сильное влияние на средневековые семьи: совместная жизнь мужчины и женщины в определенной степени напоминала отношения между господином и слугой.

После крещения на Руси, полностью закрепилась моногамия как форма брака. Жена перешла на жительство в семью мужа. Роли были четко распределены и социально обусловлены: мужчине нужна хозяйка, женщине – кормилец. Социально-экономические особенности жизни и менталитет русского человека обусловили национальные особенности брачно-семейных отношений.

Вместе с тем тенденция дезорганизации сексуальных отношений людей всегда противодействует механизмам социального регулирования. Поэтому наряду с моногамными связями в обществе существует полигамия – многобрачие. На практике полигамия может иметь два варианта: полиандрия и полигиния.

Полиандрия – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX в. полиандрия еще бытовала, в частности, у алеутов (народ в США, коренное население Алеутских островов) и некоторых групп эскимосов. Еще позднее она сохранялась у некоторых этнографических групп Тибета и Индостана.

Полигиния – многоженство, мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Такая форма отношений свойственна преимущественно патриархату. В поздних формах полигиния сохранялась в классовом обществе у некоторых мусульманских народов Востока как привилегия господствующих классов. Иногда встречается сороральная полигиния – брак нескольких сестер с одним мужчиной.

Пережитки многоженства в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран существуют до сих пор. В наше время миллионы людей на Арабском Востоке, во многих азиатских странах и африканских государствах верны полигамным формам брака, точнее – полигинии. Коран всецело допускает эту форму брачных отношений.

Защитники полигинии приводят следующие доводы:

– мужчине вообще присущи полигамные инстинкты;

– природа заложила в мужчину и женщину стремление к поиску новых партнеров, чтобы обеспечить человеческому роду максимально разнообразные сочетания генов;

– многоженство оправдывает себя в ситуациях, когда в обществе появляется избыток незамужних женщин (времена войн, конфликтов);

– полигиния предотвращает разводы, что позитивно сказывается на воспитании детей.

Основные концепции социологии семьи

Род, по мнению ученого, прошел последовательные стадии развития:

1. Кровнородственная семья основана на групповом браке между братьями и сестрами, родными и коллатеральными (дословно от лат. con – с, вместе и lateralis – боковой, т. е. двоюродные).

2. Пуналуальная семья (гавайское слово, дословно – интимные друзья) – группа женщин и группа мужчин (происхождение ведется по материнской линии).

3. Синдиасмическая или парная семья базируется на браке отдельных пар, но без сожительства. Продолжительность союза зависела от воли сторон.

4. Патриархальная семья – брак одного мужчины с несколькими женщинами, которые, как правило, вели затворнический образ жизни. Главная цель создания такого вида семьи: установление отцовской власти над группой лиц для обработки земли и охраны домашних животных.

5. Моногамная семья. В брак вступает отдельная пара раз и на всю жизнь. Моногамия насчитывает около трех тысячелетий. Она постепенно будет совершенствоваться и дальше, пока не признают фактическое равенство полов и равноправие брачных отношений.

Смена одной формы брака другой происходит плавно, почти незаметно. Три из описанных типов – 1, 2 и 5 (кровнородственная, пуналуальная и моногамная) являются базовыми, они универсальны для всех народов.

Л. Морган четко отграничил род от семьи, показал, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах.

Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.

Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак – происходило непрерывное сужение лиц, имевших право на сексуальные контакты; варварству – парный; цивилизации – моногамия. Моногамия отличается от парного брака большей прочностью брачных уз, они уже не могут быть расторгнуты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имеет только мужчина.

Моногамия, по Энгельсу, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические предпосылки. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства – такова единственная цель пожизненного единобрачия. Моногамия – это порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между мужчиной и женщиной. Ф. Энгельс видел в семье классовое общество в миниатюре, где один класс (мужчины) угнетал другой класс (женщины). Он утверждал, что брак исторически был первой формой классового антагонизма, где благосостояние одной группы зиждилось на униженном и угнетенном положении другой группы. Мотивацией доминирования мужчин служила экономическая эксплуатация женщин.

Французский социолог Ф. ЛеПле на основе собственной методики сконструировал три базовых типа семьи.

В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству молодому поколению:

– патриархальный: живут расширенной семьей, включая детей, имеющих собственные семьи, вся власть безраздельно принадлежит отцу, после его смерти переходит к сыну, который указан в завещании (башкиры, русские, южные славяне и др.);

– неустойчивый: дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наследства; по мнению исследователей, такой порядок приводил к социальной неустойчивости, отсутствию инициативы (Западная Европа, преимущественно Франция);

– устойчивый или коренной: наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию отца (англичане, американцы, скандинавы).

По мнению английского социолога и антрополога Б. Малиновского, промискуитетных отношений в человеческом обществе быть не могло. Он отрицал любые формы группового брака, сравнивая два мира – природное и социальное. Культура, подчеркивал Б. Малиновский, сформировала новый тип человеческих связей – семью, институт, которому нет аналогов у животных. И культура же предопределила и серьезную опасность его разрушения – тенденцию к инцесту (половая связь между ближайшими родственниками) и восстанию против авторитета.

В XIX в. возникает эмпирическое изучение семьи, где акцент делается на эмоциональную близость членов семьи, на их потребности и влечения. Вместе с тем продолжаются исследования истории развития брачно-семейных отношений.

Основные теории развития брачно-семейных отношений

Очевидно, что возникновение и становление всех форм семейно-брачных отношений обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами и подкреплено всем ходом движения истории. Это нашло отражение в существующих в социологической науке теориях о браке и семье как социального института.

Платон первый попытался дать философское толкование возникновению любви, психологической близости мужчины и женщины. В его теории, представленной в мифе об андрогинах (два существа с единым телом, которые после приказа Зевса рассечь их пополам, не могли достичь духовного покоя, пока не находили свою половину и не сливались в одно целое), под сексуальным влечением понимается стремление человека к своей целостности, чего легче всего достичь путем образования семьи.

Известный мастер психоанализа З. Фрейд считал, что в основе появления семьи лежит гаремная семья, в которой вождь контролирует все сексуальные контакты. По его мнению, боязнь кровосмешения и стала причиной экзогамии.

К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении семейных отношений: эволюционизм, биологизм, функционализм, эмпиризм и сциентизм.

Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и характерность в семейной жизнедеятельности и системе родства.

Биологический (этологический) подход отвергает промискуитет как изначальную форму брачных отношений. В рамках этологического подхода установлено, что моногамия – не идеал с точки зрения естественного отбора. В самый разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора потому, что главным условием успеха стала негенетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания, необходимость в социализации.

С точки зрения функционального подхода семья – стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым. Семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, обусловленных браком, родством и родительством. Сторонники функционализма подчеркивают: если общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определенных задач или функций первостепенной важности. Их нельзя пускать на самотек, так как возникнет риск дезинтеграции общества. Функционалисты выделяют ряд постоянных функций, присущих семье: продолжение рода; социализация; забота, защита и эмоциональная поддержка; придание статуса; регулирование сексуального поведения. В целом функционализм сосредоточивает внимание на потребностях групповой жизни и на тех структурных построениях, посредством которых происходит удовлетворение таких потребностей.

Еще один подход – эмпирический. Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Нестабильный характер современных брачно-семейных отношений обусловлен индустриализацией и урбанизацией, что проявляется в разрозненном существовании родителей и детей, в ослаблении отцовского авторитета.

II. Демографические аспекты состояния и развития семьи.

Основные понятия по теме

ü Функции семьи:

§ первичного социального контроля

ü Репродуктивное поведение

ü Репродуктивная установка

ü Репродуктивная мотивация

Вопросы к семинару

  1. Специфические и неспецифические функции семьи.
  2. Общественное и индивидуальное значение функций современной семьи.
  3. Демографический кризис в современной России и его последствия.
  4. Социально-экономические формы репродуктивного поведения.

Тема 3. Структура жизненного цикла семьи и социальные проблемы его отдельных стадий

План

I. Жизненный цикл семьи.

II. Особенности формирования молодой семьи.

III. Проблемы зрелой семьи.

Основные понятия по теме

ü Жизненный цикл семьи

ü Стадии жизненного цикла семьи:

§ семья с маленькими детьми

§ зрелая семья с детьми школьного возраста

§ семья людей старшего возраста

Вопросы к семинару

  1. Психологические особенности добрачных отношений.
  2. Стадия молодой семьи.
  3. Стадия рождения ребенка и взаимодействия с ним.
  4. Зрелая семья.
  5. Стадия ухода взрослых детей от родителей.
  6. Семья людей старшего возраста.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 1. Семья как система

План

I. Семья как система.

II. Параметры семейной системы.

Основные понятия по теме

ü Параметры семейной системы:

ü Ролевая структура семьи

ü Семейная роль

ü Семейно-брачные отношения

ü Родственные отношения

ü Супружеские отношения

Вопросы к семинару

  1. Историческое распределение мужских и женских ролей.
  2. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.
  3. Проблема совместимости и дисгармонии в браке.

Тема 2. Генезис брачно-семейных отношений

План

I. Ценности семьи в системе брачно-семейных отношений.

II. Родовые ценности семьи.

III. Православные ценности семьи и брака.

Основные понятия по теме

ü Жизненная ценность

ü Семейная ценность

ü Православные ценности семьи и брака

ü Родовые ценности семьи:

§ чувство стабильности и защищенности

Вопросы к семинару

  1. Любовь как главная семейная ценность.
  2. Феномен любви и ее типы.
  3. Источники и стили любви.
  4. Условия сохранения эмоциональных отношений.

Тема 3. Семья как источник психологической травматизации личности

План

I. Причины семейного неблагополучия.

II. Кризисные периоды брака.

III. Проблема насилия в современной семье.

Основные понятия по теме

ü Проблемная семья

ü Семейный кризис

ü Насилие в семье

ü Психическая травма

ü Супружеский конфликт

Вопросы к семинару

  1. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения.
  2. Конфликт в семье: причины и последствия.
  3. Развод как социально-психологический феномен.

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Тема 1. Особенности воспитания ребенка в семье

План

I. Родительская любовь как основа воспитания.

II. Стили воспитания ребенка в семье.

III. Семейные установки и сценарии.

IV. Родительские директивы

Основные понятия по теме

ü Родительская любовь

ü Типы родительской любви

ü Семейные установки

ü Сиблинговая позиция

ü Близнецовая ситуация

ü Стиль воспитания

ü Гендерные особенности

ü Гендерные роли

ü Гендерные схемы

Вопросы к семинару

  1. Типы и стили семейного воспитания
  2. Порядок рождения ребенка в семье: проявление и способы коррекции.
  3. Пять языков любви: их проявления и диагностика.

План

I. Родители как субъекты воспитательной деятельности.

II. Личностные свойства родителей.

III. Мотивация воспитательной деятельности родителей.

Основные понятия по теме

ü Родительское отношение

ü Принятие ребенка

ü Одобрение ребенка

ü Родительские убеждения

ü Родительская ответственность

ü Родительская власть

ü Родительская отзывчивость

Вопросы к семинару

  1. Основные компоненты родительства.
  2. Особенности женского и мужского воспитания: типологии родителей.
  3. Особенности материнской и отцовской воспитательных ролей.

План

I. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка.

II. Эффективная похвала.

III. Профилактическое обучение.

IV. Корректирующее обучение.

V. Обучение самоконтролю.

Основные понятия по теме

ü Эффективная похвала

ü Профилактическое обучение

ü Корректирующее обучение

ü Обучение самоконтролю

ü Позитивное внимание

Вопросы к семинару

План

I. Определение жестокого обращения с детьми.

II. Физическое насилие.

III. Сексуальное насилие.

IV. Психологическое насилие.

V. Пренебрежение нуждами ребенка.

Основные понятия по теме

ü Синдром жестокого обращения с ребенком

ü Физическое насилие

ü Сексуальное насилие

ü Психологическое насилие

ü Пренебрежение нуждами ребенка

ü Посттравматическое стрессовое расстройство

ü Правовая помощь

ü Медицинская помощь

ü психологическая помощь

ü Кризисная помощь

Вопросы к семинару

РАЗДЕЛ 4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ

План

I. Исторический анализ методик обследования семьи.

II. Схема психологического анализа семьи как системы.

III. Классификация методов психологического обследования семьи.

Основные понятия по теме

ü Супружеская подсистема

ü Детская подсистема

ü Родительско-детская подсистема

ü Гендерная подсистема

Ø семейный диагноз

Ø системный тест Геринга

Вопросы к семинару

  1. Схема психологического анализа семьи как системы.
  2. Методы диагностики семейных отношений:

б) метод генограммы;

План

I. Схема психологического анализа детско-родительских отношений.

II. Классификация методов психологического обследования детско-родительских отношений.

Основные понятия по теме

ü Методики, предлагаемые ребенку

ü Методики, предлагаемые родителям

ü Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям

ü Методики, предлагаемые диаде ребенок – родитель

ü Методики, одинаково пригодные и для детей и для детей (подростков), и для взрослых

ü Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка

Вопросы к семинару

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Тема 1. Генезис брачно-семейных отношений

План

I. Семьеведение как наука.

II. История образования семьи.

III. Брак и семья в современном мире.

Основные понятия по теме

ü Групповой брак

ü Расширенная семья

ü Нуклеарная семья

ü Эгалитарная семья

ü Альтернативные формы брака

Вопросы к семинару

  1. Эволюция половых и семейных взаимоотношений в истории человеческого общества.
  2. Социальная сущность семьи и брака.
  3. Типология семейных структур и их основные разновидности.
  4. Современные формы брака.

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Тема 1. Генезис брачно-семейных отношений

План

I. Семьеведение как наука.

II. История образования семьи.

III. Брак и семья в современном мире.

Основные понятия по теме

ü Групповой брак

ü Расширенная семья

ü Нуклеарная семья

ü Эгалитарная семья

ü Альтернативные формы брака

Вопросы к семинару

  1. Эволюция половых и семейных взаимоотношений в истории человеческого общества.
  2. Социальная сущность семьи и брака.
  3. Типология семейных структур и их основные разновидности.
  4. Современные формы брака.

Тема 2. Основные функции современной семьи

План

I. Функции современной семьи.

II. Демографические аспекты состояния и развития семьи.

Основные понятия по теме

ü Функции семьи:

§ первичного социального контроля

ü Репродуктивное поведение

ü Репродуктивная установка

ü Репродуктивная мотивация

Вопросы к семинару

  1. Специфические и неспецифические функции семьи.
  2. Общественное и индивидуальное значение функций современной семьи.
  3. Демографический кризис в современной России и его последствия.
  4. Социально-экономические формы репродуктивного поведения.

Тема 3. Структура жизненного цикла семьи и социальные проблемы его отдельных стадий

План

I. Жизненный цикл семьи.

II. Особенности формирования молодой семьи.

III. Проблемы зрелой семьи.

Основные понятия по теме

ü Жизненный цикл семьи

ü Стадии жизненного цикла семьи:

§ семья с маленькими детьми

§ зрелая семья с детьми школьного возраста

§ семья людей старшего возраста

Вопросы к семинару

  1. Психологические особенности добрачных отношений.
  2. Стадия молодой семьи.
  3. Стадия рождения ребенка и взаимодействия с ним.
  4. Зрелая семья.
  5. Стадия ухода взрослых детей от родителей.
  6. Семья людей старшего возраста.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 1. Семья как система

План

I. Семья как система.

II. Параметры семейной системы.

Основные понятия по теме

ü Параметры семейной системы:

ü Ролевая структура семьи

ü Семейная роль

ü Семейно-брачные отношения

ü Родственные отношения

ü Супружеские отношения

Вопросы к семинару

  1. Историческое распределение мужских и женских ролей.
  2. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.
  3. Проблема совместимости и дисгармонии в браке.

Тема 2. Генезис брачно-семейных отношений

План

I. Ценности семьи в системе брачно-семейных отношений.

II. Родовые ценности семьи.

III. Православные ценности семьи и брака.

Основные понятия по теме

ü Жизненная ценность

ü Семейная ценность

ü Православные ценности семьи и брака

ü Родовые ценности семьи:

§ чувство стабильности и защищенности

Вопросы к семинару

  1. Любовь как главная семейная ценность.
  2. Феномен любви и ее типы.
  3. Источники и стили любви.
  4. Условия сохранения эмоциональных отношений.

Тема 3. Семья как источник психологической травматизации личности

План

I. Причины семейного неблагополучия.

II. Кризисные периоды брака.

III. Проблема насилия в современной семье.

Основные понятия по теме

ü Проблемная семья

ü Семейный кризис

ü Насилие в семье

ü Психическая травма

ü Супружеский конфликт

Вопросы к семинару

  1. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения.
  2. Конфликт в семье: причины и последствия.
  3. Развод как социально-психологический феномен.

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Тема 1. Особенности воспитания ребенка в семье

План

I. Родительская любовь как основа воспитания.

II. Стили воспитания ребенка в семье.

III. Семейные установки и сценарии.

IV. Родительские директивы

Основные понятия по теме

ü Родительская любовь

ü Типы родительской любви

ü Семейные установки

ü Сиблинговая позиция

ü Близнецовая ситуация

ü Стиль воспитания

ü Гендерные особенности

ü Гендерные роли

ü Гендерные схемы

Вопросы к семинару

  1. Типы и стили семейного воспитания
  2. Порядок рождения ребенка в семье: проявление и способы коррекции.
  3. Пять языков любви: их проявления и диагностика.

План

I. Родители как субъекты воспитательной деятельности.

II. Личностные свойства родителей.

III. Мотивация воспитательной деятельности родителей.

Основные понятия по теме

ü Родительское отношение

ü Принятие ребенка

ü Одобрение ребенка

ü Родительские убеждения

ü Родительская ответственность

ü Родительская власть

ü Родительская отзывчивость

Вопросы к семинару

  1. Основные компоненты родительства.
  2. Особенности женского и мужского воспитания: типологии родителей.
  3. Особенности материнской и отцовской воспитательных ролей.

План

I. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка.

II. Эффективная похвала.

III. Профилактическое обучение.

IV. Корректирующее обучение.

V. Обучение самоконтролю.

Основные понятия по теме

ü Эффективная похвала

ü Профилактическое обучение

ü Корректирующее обучение

ü Обучение самоконтролю

ü Позитивное внимание

Вопросы к семинару

План

I. Определение жестокого обращения с детьми.

II. Физическое насилие.

III. Сексуальное насилие.

IV. Психологическое насилие.

V. Пренебрежение нуждами ребенка.

Основные понятия по теме

ü Синдром жестокого обращения с ребенком

ü Физическое насилие

ü Сексуальное насилие

ü Психологическое насилие

ü Пренебрежение нуждами ребенка

ü Посттравматическое стрессовое расстройство

ü Правовая помощь

ü Медицинская помощь

ü психологическая помощь

ü Кризисная помощь

Вопросы к семинару

РАЗДЕЛ 4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ

План

I. Исторический анализ методик обследования семьи.

II. Схема психологического анализа семьи как системы.

III. Классификация методов психологического обследования семьи.

Основные понятия по теме

ü Супружеская подсистема

ü Детская подсистема

ü Родительско-детская подсистема

ü Гендерная подсистема

Ø семейный диагноз

Ø системный тест Геринга

Вопросы к семинару

  1. Схема психологического анализа семьи как системы.
  2. Методы диагностики семейных отношений:

б) метод генограммы;

План

I. Схема психологического анализа детско-родительских отношений.

II. Классификация методов психологического обследования детско-родительских отношений.

Основные понятия по теме

ü Методики, предлагаемые ребенку

ü Методики, предлагаемые родителям

ü Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям

ü Методики, предлагаемые диаде ребенок – родитель

ü Методики, одинаково пригодные и для детей и для детей (подростков), и для взрослых

ü Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка

Вопросы к семинару

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Тема 1. Генезис брачно-семейных отношений

План

I. Семьеведение как наука.

II. История образования семьи.

III. Брак и семья в современном мире.

Основные понятия по теме

ü Групповой брак

ü Расширенная семья

ü Нуклеарная семья

ü Эгалитарная семья

ü Альтернативные формы брака

Вопросы к семинару

  1. Эволюция половых и семейных взаимоотношений в истории человеческого общества.
  2. Социальная сущность семьи и брака.
  3. Типология семейных структур и их основные разновидности.
  4. Современные формы брака.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно.

Низкая материальная обеспеченность большинства российских семей, снижение рождаемости и качества семейного воспитания, рост алкоголизации и наркотизации населения, психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, насилие в семье и другие негативные явления в сфере семейно-брачных отношений в совокупности дают картину ухудшения социального здоровья общества. Поэтому в современных условиях семья является одной из приоритетных сфер социальной работы и в системе вузовской подготовки специалистов по социальной работе изучается комплексно.

В настоящее время определены основные направления специализации кадров для социальной работы: организация социальной работы с населением; социальная работа с инвалидами и престарелыми гражданами; социальная работа в службах занятости; социальная работа с семьей и детьми. Несмотря на такое деление, специалисты каждого направления в своей профессиональной деятельности в большинстве случаев сталкиваются с социальными проблемами не одного человека, а всей семьи.

Теоретики социальной работы отмечают, что в современных условиях наблюдается серьезный методологический просчет, заложенный в концепцию социальной работы с семьей. В большинстве случаев семью делят на отдельные категории нуждающихся в том или ином виде социальной помощи – инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д. Однако при этом выпадает семья как некий целостный клиент и субъект социальной работы. Незнание и игнорирование социально-психологических особенностей семьи как своеобразного организма не позволяет понять и скорректировать многие явления, с которыми приходится сталкиваться специалисту по социальной работе.

Можно надеяться, что подготовка будущих социальных работников к взаимодействию с семьей как клиентом будет эффективной при соблюдении в образовательном процессе ряда условий:

– раскрытии сущности семьи как ценностного социального института в различных видах теоретической и практической подготовки студентов;

– всестороннем анализе проблем семей различного типа в процессе изучения специальных дисциплин;

– изучении в теории и на практике теоретико-методических основ современных технологий социальной работы с семьей;

– обеспечении взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к работе с семьей.

Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной характер и базируется на междисциплинарной основе с использованием различных отраслей человеческого знания. Цель – подготовка будущих социальных работников к оказанию разносторонней помощи семье и ее членам.

Предлагаемое учебно-методическое пособие и программа по семьеведению являются попыткой научного осмысления социальных проблем семьи в современной общественно-экономической ситуации в России, дают представление о социальной работе с семьей, являются одной из составляющих системы добрачного воспитания молодежи. Оно предназначено для работы на семинарских и практических занятиях, а также для самостоятельной работы студентов. Задания к каждой главе сформулированы таким образом, что студенты имеют возможность повторить и закрепить лекционный материал, получить дополнительные сведения по теме.

Материалы данного пособия в течение целого ряда лет успешно используются в учебном процессе социально-психологического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета и в Ставропольском государственном педагогическом институте.

Проблема социальной защиты и социальной помощи населению всегда была актуальна для России. В современных условиях она претерпевает качественные изменения, связанные с расширением категорий и увеличением численности населения, нуждающегося в целенаправленной государственной поддержке.

В работе с семьями, имеющими различные проблемы, наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника, который должен не только помочь семье преодолеть трудности, но и научить членов семьи самопомощи и взаимопомощи. Это поможет обеспечить достойную жизнь каждой семье, найти выход из сложной жизненной ситуации.

Для того, чтобы оказывать своевременную и действенную помощь семье как клиенту социальной работы, необходимо еще в процессе обучения в вузе постижение сущности современной семьи, всех аспектов семейно-брачных отношений – демографического, юридического, экономического, социального, психологического и др., т. е. охватывание объекта в его целостности.

Объектом семьеведения является современная семья как социальный институт и малая группа.

Предмет изучения – основные направления социальной помощи семье в связи с особенностями ее развития и типологией.

Целью изучения дисциплины является формирование научных представлений о семье и браке, их социальных и психологических аспектах, основах социальной работы с семьей, а также ее отдельных членов.

Главные задачи изучения дисциплины:

– формирование у студентов научных представлений о семье и браке, их социальных и психологических аспектах;

– развитие и воспитание устойчивого мировоззрения и взглядов на семью как на ценность, укрепление брачно-семейных отношений;

– изучение основной нормативно-законодательной базы для осуществления эффективной социальной работы с семьей и опыта зарубежных стран;

– освоение технологий и методов с разными категориями семей, овладение теоретическими знаниями и творческими профессиональными умениями;

– подготовка к созданию и сохранению собственной семьи.

Семьеведение как учебная дисциплина дает знания об основных этапах и тенденциях развития брачно-семейных отношений в России и других странах; характеризует исходные понятия, категории и концепции социологии семьи; раскрывает сущность психологических особенностей брачно-семейных отношений; показывает особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьями различных категорий в современных условиях; анализирует зарубежный опыт социальной работы.

Семьеведение изучается в комплексе с другими научными и учебными дисциплинами, которые дают целостное представление о семье как объекте и субъекте социальной работы. Это социология семьи, педагогика, демография, психология, этика и другие науки, которые с разных сторон изучают безграничный потенциал семьи. Необходимость такого тесного взаимодействия семьеведения с другими научными дисциплинами определяется, с одной стороны, тем, что особенности развития современной семьи как предмет изучения – сложное явление, на характер и динамику которого влияют практически все стороны жизни людей, вся совокупность общественных отношений. С другой стороны, развитие семьи в той или иной степени оказывает воздействие на все сферы общественной жизни, во многом определяя течение экономических, политических, социальных, этнических процессов.

Перечень учебных дисциплин, которые связаны общим объектом изучения, можно продолжать. Семьеведение, опираясь на научные данные, обобщает сведения о семье как социальном институте и малой группе и дает основы организации современной системы социальной помощи семье и детям на основе имеющегося исторического опыта и опыта зарубежных стран.

РАЗДЕЛ 1. Социология семьи

Глава 1. Генезис брачно-семейных отношений

1. Эволюция половых и семейных взаимоотношений в истории человеческого общества

Чтобы понять современное состояние брака, осмыслить тенденции брачно-семейных отношений и выработать стратегию помощи семье, необходимо знать о тех изменениях, которые происходили на протяжении долгой истории развития человека. Брачно-семейные традиции и нормы, семейные роли и ценности современной семьи имеют исторические корни.

Проблемы брачно-семейных отношений с древности привлекали людей как предмет обсуждения, изучения, исследования, потому что в их основе заложен один из самых важных и сильных инстинктов человека – половой, т. е. инстинкт продолжения человеческого рода.

Половой инстинкт имеет огромное значение как биологический механизм, обеспечивающий естественное и непрерывное воспроизводство людей. Без его постоянной реализации в жизни существование общества практически невозможно. Действие полового инстинкта человека, как и других животных, составляющих огромную группу млекопитающих, оставалось в продолжение тысячелетий почти неизменным. Это система безусловных рефлексов, которые выражают генетически предопределенную и детерминированную устойчивость вида при существующих условиях на Земле.

У человека, в отличие от животных, половой инстинкт находится во взаимодействии с определенными социальными факторами. Он соотносится с существующей общественной системой. Таким образом, сексуальные отношения в обществе, с одной стороны, биологичны, а с другой, – социальны. Механизмы биологического поведения человека подчиняются принципам и нормам, присущим той или иной культуре.

Сексуальные взаимоотношения в обществе всегда являются объектом социального контроля, сознательной общественной регуляции. Системное воздействие социального контроля осуществляется через воспитание, традиции, обычаи, санкции. Социальный контроль создает ограничения проявлениям полового инстинкта с учетом определенной социальной целесообразности.

В истории человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали тому или иному уровню социально-экономического развития общества.

Брачная форма регулирования отношений между мужчиной и женщиной появилась не сразу. Для первобытного человеческого общества присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. К сожалению, эпоха предыстории человека недостаточно исследована, что связано с объективными трудностями.

Если следовать теории Дарвина, то на первых стадиях превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между мужчиной и женщиной регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В то время в половое общение могли вступать друг с другом все члены данного рода: мужчины, женщины, родители, дети, братья, сестры и т. д. Такая форма отношений называется – промискуитет (от лат. promiscuus – смешанный, общий). Это была биогенная добрачная форма сожительства между мужчиной и женщиной. Иногда ее называют эндогамией – брачные (сексуальные) связи внутри группы, рода, а семейно-брачные эндогамные отношения – кровнородственными.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. А. Г. Харчев полагает, что эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. Следующим важным шагом стало запрещение сексуальных контактов между братьями и сестрами (запрет на кровосмешение).

С появлением рода возникает и групповой брак (групповая семья): мужчины определенной группы (рода) являются коллективными супругами женщин другой группы. Для ранней стадии первобытно-общинного строя характерным считается дуально-родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (брачные отношения) только с членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализации сексуальных отношений продолжался сотни тысяч лет.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

– она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

– жизнь требовала расширения социальных контактов, связи с другими человеческими объединениями;

– таким путем достигалось установление внутри рода социального мира, половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы;

– человеку свойственно искать новые контакты и впечатления, в том числе и в половой сфере.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех перечисленных обстоятельств. Таким образом, экзогамия – первая форма человеческого социального регулирования отношений между полами, между мужчиной и женщиной. Так появилось противоречие между биологическим и социальным в человеке.

Развитие первобытного общества все же привело к тому, что групповые браки становились невозможными. Они вытеснялись парным браком, при котором мужчина живет с одной женой. От женщины в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние ее подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. При этом хозяйственной ячейкой оставался род.

В бронзовом и железном веках с возникновением земледелия постепенно создаются условия, когда супружеская пара самостоятельно могла прокормить своих детей. Постепенно такая пара отходила от рода. Мужчина и женщина имеют общее хозяйство. Стало более надежным установление отцовства.

С переходом к феодализму обществом установлен единый для всех обязательный церковный брак (крепостные могли вступать в него с разрешения своего хозяина, помещика). Наступает известное преобразование структуры семьи. Феодально-крепостнические отношения той эпохи оказывают сильное влияние на средневековые семьи: совместная жизнь мужчины и женщины в определенной степени напоминала отношения между господином и слугой.

После крещения на Руси, полностью закрепилась моногамия как форма брака. Жена перешла на жительство в семью мужа. Роли были четко распределены и социально обусловлены: мужчине нужна хозяйка, женщине – кормилец. Социально-экономические особенности жизни и менталитет русского человека обусловили национальные особенности брачно-семейных отношений.

Вместе с тем тенденция дезорганизации сексуальных отношений людей всегда противодействует механизмам социального регулирования. Поэтому наряду с моногамными связями в обществе существует полигамия – многобрачие. На практике полигамия может иметь два варианта: полиандрия и полигиния.

Полиандрия – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX в. полиандрия еще бытовала, в частности, у алеутов (народ в США, коренное население Алеутских островов) и некоторых групп эскимосов. Еще позднее она сохранялась у некоторых этнографических групп Тибета и Индостана.

Полигиния – многоженство, мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Такая форма отношений свойственна преимущественно патриархату. В поздних формах полигиния сохранялась в классовом обществе у некоторых мусульманских народов Востока как привилегия господствующих классов. Иногда встречается сороральная полигиния – брак нескольких сестер с одним мужчиной.

Пережитки многоженства в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран существуют до сих пор. В наше время миллионы людей на Арабском Востоке, во многих азиатских странах и африканских государствах верны полигамным формам брака, точнее – полигинии. Коран всецело допускает эту форму брачных отношений. Защитники полигинии приводят следующие доводы:

– мужчине вообще присущи полигамные инстинкты;

– природа заложила в мужчину и женщину стремление к поиску новых партнеров, чтобы обеспечить человеческому роду максимально разнообразные сочетания генов;

– многоженство оправдывает себя в ситуациях, когда в обществе появляется избыток незамужних женщин (времена войн, конфликтов);

– полигиния предотвращает разводы, что позитивно сказывается на воспитании детей.

Читайте также: