Генетика сенсорных нарушений кратко

Обновлено: 02.07.2024

На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды.

Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.

Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала.

Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире. У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, осязательные, слуховые, двигательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает их образы более четкими, стойкими.

Однако, мы не должны забывать и того, что сенсорное развитие умственно отсталого ребенка проходит глубоко своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения, что наша работа должна иметь коррекционную направленность. Прежде всего, для умственно отсталых детей характерно большое отставание в сроках сенсорного развития; как правило, они начинают выделять отдельные предметы, понимать их назначение, в известной мере выделять свойства и отношения только в старшем дошкольном возрасте.

Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ протекает чрезвычайно неравномерно. У детей очень затруднен перенос полученного сенсорного опыта не только из одной ситуации в другую, но и с одного объекта на другой. У детей с ОВЗ поздно и часто неполноценно происходит соединение сенсорного опыта со словом, что задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире.

Для того, чтобы сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии шло успешно, в их обучении нужно применять специальную методику. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. На первых порах обучения нельзя применять изолированную словесную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства т отношения предметов.

Напоминаю, что наглядные действия, методы должны обязательно сочетаться с речью — словесной инструкцией, словесным объяснением задания, но речь должна включаться постепенно.

Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.

Физическое развитие и шумные игры:

  1. ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
  2. бег (догонялки, с препятствиями)
  3. игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
  4. прыжки (через препятствия, резинки, классики)
  5. лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
  6. массаж ступни (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках)
  7. хороводы и танцы
  8. висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
  9. плаванье или игры в воде
  10. прятки и жмурки
  11. зарядка в т.ч. со стишками

Моторика:

  1. Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
  2. Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)
  3. Что-то рвать
  4. Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)
  5. Всякие липкие картинки
  6. Готовим из теста, салаты, чай и т.п.
  7. Шнуровки разные
  8. Песок (куличики, секретики)
  9. Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
  10. Конструкторы, кубики, блоки
  11. альчиковые игры

Творчество:

  1. Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)
  2. Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)
  3. Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)
  4. Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)
  5. Ножницы детские (учиться резать)
  6. Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
  7. Обводить формочки
  8. Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)

Ролевые игры:

  1. Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
  2. Магазин, парикмахерская
  3. Машинки и другие виды транспорта

Память, логика, цвет, форма, объем:

  1. С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
  2. Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
  3. Домино
  4. Пазлы, разрезные картинки, подбор формы
  5. Игры Никитина
  6. Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.

Слух, запах, вкус, тактильные ощущения:

  1. Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)
  2. Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.
  3. Угадывать запахи и вкусы
  4. Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь
  5. Выполнение команд

Чтение, счет, развитие речи:

  1. Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева
  2. Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
  3. Вставлять слово или фразу в стишок
  4. Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками
  5. Придумать имя предмету, дню
  6. Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)
  7. Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.

Мир вокруг нас:

  1. Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)
  2. Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)
  3. Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники
  4. Выращивать растения, кормить птиц
  5. Свет и тени
  6. Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.
  7. Мыть посуду, пол, подметать и т.п.
  8. Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице).
  9. Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
  10. Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
  11. Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)
  12. Измерения (рост, длина, вес, объем)

За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (сказкотерапия, игротерапия, пальчиковые игры, песочная терапия и т.д.)

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого — с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок: должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других — на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т.д.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:

  1. умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций;
  2. развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.);
  3. развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;
  4. развитие познавательной активности (любознательность);
  5. воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

  1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.
  2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).
  3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.
  4. Игрушки народные,сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам.
  5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4—10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал — шишки, желуди, листья и пр.

На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. Например, взяв в руку шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и как бы уподобляя форме предмета Другие игрушки, имеющие грани, ребенок обхватывает сбоку, фиксируя грани напряженными кончиками пальцев.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности. Они помогают:

Игры с песком настолько разнообразны, что перечислить все невозможно. Вот несколько игр по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук:

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная.
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия.

Сенсорное нарушение у детей - это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.

Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.

Сенсорные нарушения характеризуются : отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).

При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?

ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.

Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.

Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.

Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.

Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.

Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.

Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.

В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

Такие дети часто пытаются "скрыть" или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.

Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.

Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.

Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы .

Сенсорная система является частью нервной системы, ответственна за восприятие. Она состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга. Сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.

Нарушение сенсорное у детей

При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму.

У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях, к грубому недоразвитию речи. Дети с умственной отсталостью могут также иметь и другие физические нарушения и нарушения развития, которые могут глубоко влиять на их психическое и физическое здоровье. Подобные отклонения обычно связанны со степенью интеллектуального нарушения. Если у ребенка возникает сенсорное нарушение, необходимо обращаться за помощью к неврологу или психологу.

Причины сенсорного нарушения

Нарушение сенсорное у детей связано с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения:

Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности (краснуха, цитомегаловирус), венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у недоношенных детей.

Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).

Лечение сенсорных нарушений у детей

Для коррекции сенсорнорной регуляции существуют комплексы специальных упражнений, которые направлены на улучшение интеграции между каналами сенсорной системы. Одним из наиболее эффективных методов является "сенсорная диета". Он заключается в растирании тела ребенка каждые 2-3 часа специальными щеточками.

Метод изменения порогов чувствительности состоит в постепенном приучивании ребенка к стимулу касания при помощи ежедневных упражнений. Специалисты часто рекомендуют именно этот метод коррекции родителям. Также очень полезны:

растирание тела губкой (например, во время купания);

ползание под одеялом;

подтаскивание одеяла, на котором лежит ребёнок, по полу;

толкание малышом тяжёлых предметов (больших диванных пуфиков, коляски для кукол или детского стульчика, нагруженных книгами для тяжести);

лазание по тренажёрным стенкам в парке или в спортзале;

прыганье на диване или на батуте;

хождение на руках (ноги поддерживаются взрослым);

подъём по лестнице на четвереньках;

подражание особенным движениям и прыжкам разных животных.

Помимо этого можно использовать такие упражнения, как кувырки (со страховкой), прыжки со скакалкой, упражнения.

Отлично развивает моторику работа с пластичными материалами (тесто, пластелин, глина, гипс), а также игры с песком. Приучайте ребенка к работе по дому (вытирание пыли, мытьё посуды, поливка цветов и другой уход за комнатными растениями) или на приусадебном участке (посадка растений и деревьев, уход за ними, проращивание семян). Уход за животными, игры и общение с ними еще один отличный способ развить сенсорику.

Наследственные моторно-сенсорные невропатии (НМСН) представляют собой генетически гетерогенную группу заболеваний периферических нервов (наследственные невропатии), в основе которых лежит первичный дефект в структуре периферических нервов (миелиновая оболочка или осевой цилиндр-аксон), различающихся типом наследования, клиническим полиморфизмом, особенностями электронейромиографических изменений.

По данным Всемирной федерации неврологических обществ, по частоте встречаемости НМСН являются не только самым частым наследственно-дегенеративным заболеванием нервной системы, но и одним из самых частых наследственных заболевания человека. Частота встречаемости составляет от 10 до 40:100 000 населения в различных популяциях. НМСН составляют до 60 - 70 % всех хронических полинейропатий в различных популяциях. Различные формы НМСН могут дебютировать как с раннего детского возраста, так и в среднем детском и подростковом (большинство случаев) или во взрослом возрасте.

Патогенез группы демиелинизирующих НМСН обусловлен мутациями в генах, которые определяют синтез различных белков миелиновой оболочки нерва. Изменение объема миелиновой оболочки может быть как в сторону ее увеличения (с образование наслаивающегося друг на друга хаотично сгруппированного вокруг осевого цилиндра некомпактного, в т.ч. немногослойного, миелина - формируются луковицеобразные утолщения), так и в сторону уменьшения объема миелиновой оболочки, в результате чего происходит СРВ (замедление электрической импульсации) и трофики мышечной ткани. Аксональные варианты НМСН обусловлены мутациями в генах, белковые продукты которых функционируют в структурах осевого цилиндра аксона и имеют отношение к функциям митохондрий, аксональному транспорту, белкам нейронального цитоскелета.

К настоящему времени картировано более 40 локусов, отвечающих за наследственные моторно-сенсорные нейропатии, идентифицировано более 20 генов, мутации в которых приводят к развитию клинического фенотипа НМСН. Описаны все типы наследования НМСН: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный и Х-сцепленный. Наиболее часто встречается аутосомно-доминантное наследование.

Развивающиеся первоначально атрофии затрагивают в первую очередь абдукторы и разгибатели стопы. Результатом является свисание стопы, невозможность ходьбы на пятках и своеобразная походка, напоминающая вышагивание лошади, — степпаж. Далее поражаются приводящие мышцы и сгибатели стопы. Тотальная атрофия мышц стопы приводит к ее деформации с высоким сводом, по типу стопы Фридрейха; формируются молооткообразные пальцы стопы. Атрофический процесс переходит на более проксимальные отделы ног — голени и нижние части бедер. В результате атрофии мышц голени возникает болтающаяся стопа. Из-за атрофии дистальных отделов ног при сохранности мышечной массы проксимальных отделов ноги приобретают форму перевернутых бутылок.

Зачастую при дальнейшем прогрессировании болезни Шарко-Мари-Тута атрофии появляются в мышцах дистальных отделов рук — вначале в кистях, а затем и в предплечьях. Из-за атрофии гипотенара и тенара кисть становиться похожей на обезьянью лапу. Атрофический процесс никогда не затрагивает мышцы шеи, туловища и плечевого пояса.

Часто невральная амиотрофия Шарко-Мари-Тута сопровождается легкими фасцикулярными подергиваниями мышц рук и ног. Возможна компенсаторная гипертрофия мышц проксимальных отделов конечностей.

Сенсорные нарушения при невральной амиотрофии характеризуются тотальной гипестезией, однако поверхностная чувствительность (температурная и болевая) страдает значительно больше глубокой. В некоторых случаях наблюдается цианоз и отек кожи пораженных конечностей.

Для болезни Шарко-Мари-Тута типично медленное прогрессирование симптомов. Период между клинической манифестацией заболевания с поражения ног и до появления атрофий на руках может составлять до 10 лет. Несмотря на выраженные атрофии, пациенты длительное время сохраняют работоспособное состояние. Ускорить прогрессирование симптомов могут различные экзогенные факторы: перенесенная инфекция, переохлаждение, ЧМТ, позвоночно-спиномозговая травма, гиповитаминоз.

Вельтищев Ю.Е., Темин П.А. (ред.) Наследственные болезни нервной системы. М.: Медицина, 1998

Дадали Е.Л., Макаов А.Х.-М., Галкина В.А. и др. Наследственная моторно-сенсорная нейропатия, обусловленная мутацией в гене NEFL, в семье из Карачаево-Черкессии. Нервно-мышечные болезни 2016

Дадали Е. Л., Шаркова И. В., Федотов В. П. и др. Клинико-генетический анализ наследственной моторно-сенсорной нейропатии IX типа (НМСН IX). Медицинская генетика 2004

Rossor A. M., Evans M. R., Reilly M. M. A practical approach to the genetic neuropathies. Pract Neurol 2015

Nicholson G., Myers S. Intermediate forms of Charcot-Marie-Tooth neuropathy: a review. Neuromolecular Med 2006

Источник: Болезни нервной системы - Яхно Н.Н., Штульман Д.Р. - Руководство для врачей в 2-х томах, 2001

Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.

В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;

– закрывает уши от громких звуков;

– отдергивает руку от прикосновений;

– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;

Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.

Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.

Сложность оценить собственные силы:
Не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу , когда рисует.

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.

Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.

Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.

Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.

Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.

В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.

Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.

Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.

Читайте также: