Генетическая эпистемология ж пиаже кратко

Обновлено: 16.05.2024

Жан Пиаже–крупнейший психолог XXвека, его главное достижение состоит в создании модели онтогенетического развития познавательных способностей. Модель имеет глубоко продуманные философские основания и в своих выводах расширена до философской концепции – генетической эпистемологии.

Многие психологи полагали, что обучение это и есть развитие. Например, в бихевиоризме подчеркивается роль научения. Предположения о врожденных диспозициях и их внутренней динамике исключались. Эта теория не рассматривала и возрастных различий в когнитивном развитии

Ж.Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и структурам, которые они уже имеют, конструируя знания из собственного опыта. Развитие познавательных способностей не тождественно обучению, оно имеет свою собственную, внутреннюю логику. Он считал поэтому, что обучение должно строиться в соответствии с определенным уровнем развития. Разработанная Ж.Пиаже теория когнитивного развития построена на предпосылках, которые должны действовать по отношению ко всем формам жизни. Самая важная особенность всех живых организмов способности удерживать свое внутреннее состояние, свою организацию в состоянии равновесия, вопреки внешним воздействиям. Поэтому всякая активность организмов понимается как адаптивная в том смысле, что служит целям саморегулирования.

Теория Ж.Пиаже базируется на следующих принципах:

2.Принцип стадиальности.Когнитивное развитие человека в онтогенезе проходит качественно различные стадии.

3.Принцип равновесия.Процесс когнитивного развития есть процесс возрастания внутренней организации, достижения нового уровня равновесия.

Пиаже считает, что в развитии интеллекта человека можно условно выделить четыре главных периода развития:

- стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х лет);

- дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет);

- стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет);

- стадия формальных операций (от 11 до 15 лет).

Сенсомоторным называют интеллект, разворачивающийся в действиях с внешними предметами. Пиаже противопоставлял ему рефлексивный интеллект, семиотический, связанный с оперированием ментальными сущностями – образами, словами, символами. В первые годы жизни ребенка интеллект развивается в плане совершенствования действий с внешними предметами.Именно на стадии сенсомоторного интеллекта появляется концепция объектного постоянства.Пиаже считал, что маленькие дети не обладают способностью понимать постоянство объекта. Знания о мире конструируются посредством моторной активности, которая связывает ребенка с окружением. Пиаже полагал, что процесс понимания постоянства предметов происходит постепенно путем научения в процессе всего сенсомоторного периода. Показателем понимания постоянства объекта, по Пиаже, являются поисковые реакции младенцев в ответ на исчезновение объекта из поля зрения.

Стадия конкретных операций. В период конкретных операций происходят кардинальные изменения. Уменьшается эгоцентризм мышления. Развивается способность понимания сохранения количества, массы, объема. Формируются понятия пространства и времени. Формируются операции классификации. Однако на этой стадии ребенок не может оторваться от конкретно-операциональных систем для решения задач в гипотетической или абстрагированной ситуации.

Стадия формальных ситуаций. Главным результатом данной стадии является интеграция систем мышления, что позволяет решать задачу , отвлекаясь от непосредственно воспринимаемой реальности, опираясь на системные и формальные основания. Развивается абстрактное и логическое мышление, позволяющее выходить в гипотетические пространства, созидать несуществующие миры, находить существенные закономерности.

Генетическую эпистемологию и эволюционную теорию познания можно рассматривать как взаимодополнительные модели. Обе модели являются натуралистическими, опираются на конкретно-научные теории. Но если эволюционная теория познания рассматривает развитие познавательных способностей в филогенезе, в истории развития живых организмов и человека, и весьма незначительное внимание уделяет онтогенетическому аспекту[23].

Генетическая психология — направление психологической науки, основоположником которого стал Жан Пиаже. Он рассматривал формирование личности и ее когнитивной составляющей, как непрерывный процесс развития. По мнению Пиаже, интеллект ребенка формируется на основе врожденных характеристик и дополняется теми, которые возникают при взаимодействии с окружающим миром.

Генетическая психология

Генетическая психология — что это такое?

Термин “генетическая психология” не совсем верно отражает основной интерес ученых, которые работают в этой отрасли. Современное понятие “генетическое” больше связано с геномом человека в биологическом смысле.

Пиаже в той отрасли, которую он развивал, рассматривал генетику, как один из аспектов индивидуального развития. Поэтому наука занимается изучением процессов, происходящих в рамках онтогенеза — становлением интеллекта, его происхождением, механизмами усложнения.

Для Пиаже в приоритете было изучение процесса развития знаний, повышения их качества. Ученый интересовался тем, откуда происходят и как воспринимаются знания, как влияют на окружающий мир и личность человека. Изучал, насколько знания объективны или субъективны. Фокус внимания Пиаже был направлен на вопросы эпистемологии.

Термином “эпистемология” обозначают дисциплину, подробно рассматривающую научные знания — их структуру, функции, развитие. Пиаже воспринимал себя как эпистемолога. Он стал основателем Международного центра генетической эпистемологии (в Женеве) и возглавил его.

Генетическая психология стала базой для дальнейшего развития эпистемологии, но понять, где проходит граница между двумя этими дисциплинами, непросто.

Идеи Пиаже — основные постулаты генетической психологии

В научных источниках, издаваемых на английском языке, термин genetic epistemology (или developmental theory of knowledge) значит ровно то же самое, что мы имеем в виду под генетической психологией. Этот же термин в англоязычных источниках применяется, когда идет речь о науке, в которой изучается влияние генов на формирование психики и личности, изучается связь генетики и поведения индивида (с использованием близнецового метода или через усыновленных детей).

Основные идеи

Генетическая психология Жана Пиаже основное внимание уделяет:

  • развитию личности в детском возрасте:
  • особенностям логики ребенка;
  • когнитивным механизмам;
  • влиянием внутренних и внешних факторов на них;
  • причинам и процессу перехода от одной формы мышления к другой;
  • общему и различиям в психическом взрослого человека и ребенка.

Для их выявления в рамках генетической психологии Пиаже применял созданный им метод — клиническую беседу. Она была основным инструментом исследования мышления у ребенка и позволяла изучать не внешние признаки развития или его отсутствия, но процессы, стимулирующие его.

Пиаже выдвинул несколько идей, которые получили дальнейшее развитие в работах других ученых. Основная заключается в том, что в для развития интеллекта психика ребенка нуждается в динамическом равновесии, которое устанавливается по мере развития структур логики. Они не являются врожденными, а возникают и совершенствуются постепенно.

Центральной идеей, выдвинутой Пиаже, стала идея трансформации. Она указывает на то, что изначально не существует четкой постоянной границы, размежевывающей объект и субъект. Знание формируется в процессе взаимодействия субъекта с объектами.

Идея конструкции отражает видение Пиаже о том, что знание формируется через определенные структуры действия. Они возникают постепенно, но изначально структур нет ни в объектах, ни в субъекте. Их отсутствие должно заставить субъект овладеть умением координировать действия.

Основные функции, которые помогают индивиду взаимодействовать с внешним миром — организация, адаптация. Они неизменны, обусловлены наследственностью, никак не зависят от опыта и содержания. Структуры психики обусловлены приобретенным опытом, они формируются на протяжении жизни. Такое различие функций и структур дает возможность психике претерпевать качественные изменения и плавно переходить с одной ступени развития на следующую.

Интеллект и принципы его развития

Интеллектуальное развитие — продолжение биологически обусловленного процесса адаптации. Это одна из форм приспособления к меняющимся жизненным обстоятельствам.

Изменения во внешней среде происходят постоянно. Человек стремится установиться и удержать равновесие в этих обстоятельствах. На познавательном и поведенческом уровнях адаптация происходит при помощи схем действия, а также аккомодации, ассимиляции:

  • схемы действия формируются у индивида, как понятия или набор алгоритмов, используемых при взаимодействии с внешней средой или в процессе деления на категории. Например, младенцы имеют схему сосания, хватания (они врожденные), знают, как толкаться;
  • ассимиляция — это процесс, в ходе которого индивид использует имеющуюся схему по отношению к ранее неизвестному объекту. Это дает возможность наладить успешное взаимодействие. Так, маленькие дети хватают незнакомый объект (карандаш) таким же привычным движением, как и палец мамы;
  • в процессе аккомодации схема меняется или создается новая. Младенец в какой-то момент начинает понимать, что схватить мячик тем же движением, что и палец мамы, не удается. Он меняет движение (создает иную схему).

Непрерывный процесс взаимодействия с миром, поддержания контакта с ним и равновесия с использованием механизмов познания — есть суть процесса развития ребенка, становления его мышления. Потребность в установлении баланса между собственными потребностями, стремлениями и реальностью окружающего мира — движущая сила развития интеллекта.

Генетический метод не рассматривает интеллект, как врожденное образование, но в природе человека заложено стремление к развитию, совершенствованию интеллекта. Благодаря такой особенности человек может мыслить, расширять базу знаний.

Активность, необходимость взаимодействовать с предметами и окружающими людьми способствует развитию интеллекта. В процессе взаимодействия расширяются знания индивида, формируется система понятий и схем действия, совершенствуются логические конструкции.

Психологические методы исследования дают понимание, что действия индивида с внешними объектами являются источником знаний. В том случае, когда действия направлены на внешние объекты индивид активизирует внутренние процессы, в результате которых формируются схемы, понятия, осознания. Иначе, базовые понятия не являются данностью. Они возникают в результате того, что полученный опыт взаимодействия с внешним миром человек преобразует во внутренние структуры.

Идеи Пиаже — основные постулаты генетической психологии

Этапы развития интеллекта

В рамках генетической психологии Жан Пиаже рассматривал несколько этапов развития интеллекта. По аналогии с названием каждого их этих этапов обозначают и виды интеллекта, которые развиваются у детей по мере их взросления.

Особенности сенсомоторной стадии

Только родившийся ребенок воспринимает себя, как единое целое с матерью, окружающим миром. В процессе взаимодействия с другими людьми, с игрушками, он начинает понимать, что является отдельным от них. Также приходит понимание того, что его собственные действия могут влиять на объекты.

Прикасаясь к подвешенной над кроваткой игрушке, младенец видит как она раскачивается. Размахивая погремушкой, слышит звук. Так маленький ребенок знакомится с миром, параллельно у него формируются схемы действия, понятия. Они базируются на механизмах аккомодации и ассимиляции.

На сенсомоторной стадии ребенок усваивает принцип постоянства. Он заключается в том, что объект существует даже тогда, когда становится недоступным для органов чувств (пропадает из поля зрения или становится неслышным).

У малыша формируется способность предвосхищать место, где должен появиться объект, который движется, но скрыт от глаз.

Важным приобретением сенсомоторной стадии развития является переход от деятельности рефлекторной к поведению, которое вызвано любознательностью, желанием экспериментировать.

Ребенок активно исследует окружающее его пространство, экспериментирует с воздействием на внешние объекты с разной интенсивностью. Это необходимо ему чтобы расширить базу схем, знаний, развить мышление.

На завершающем этапе сенсомоторного периода ребенок может справляться с несложными задачами, при этом он опирается на уже имеющуюся у него сенсорную информацию. Постепенно происходит переход от мышления конкретно-чувственного типа к символическому.

Особенности операциональной стадии

Эта стадия развития характеризуется появлением у ребенка речи, образного мышления. Малыш уже может притворяться, представлять, пользоваться словами, за которыми скрыт определенный смысл.

В дооперациональный период еще не сформирована способность мыслить логически, манипулировать информацией и использовать ее в процессе мышления. Именно поэтому эта стадия развития называется допонятийной.

Особенности операциональной стадии

На операциональную стадию развития ребенок переходит ближе к семилетнему возрасту. Мышление малыша уже развито достаточно, чтобы выполнять несложные логические задания. Но использовать логику для мыслительных действий ребенку еще сложно — для этого ему необходимо физическое взаимодействие с объектом. Понять абстрактную ситуацию или идею ребенку сложно.

Длится операциональная стадия до начала подросткового возраста (12 лет). Отечественные психологи, занимавшиеся изучением процесса развития, объединяли операциональную стадию с формально-операциональной. Но Жан Пиаже рассматривал еще один важный период развития личности, ее интеллекта.

Особенности стадии формальных операций

В этот период у ребенка возникает способность абстрактно мыслить, активно использовать логику. Личность переходит на следующую, более высокую ступень развития (по мнению Пиаже, высочайшую).

Ребенок уже способен активно мыслить, осмысливать информацию объективно, использует имеющиеся у него знания для создания абстрактных представлений. Важным приобретением этого этапа становится способность прогнозировать результат определенной деятельности, ставить цель (абстрактную) и действовать для ее достижения.

Читайте также: