Гендерные варианты девиантного поведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гендерные особенности девиантного поведения

Севрюк Ирина Абдулхаевна

Учитель английского языка

“ Средняя школа №173 г. Минска”

На сегодняшний день вопрос о девиантном поведении является одним из самых актуальных для государственной власти Республики Беларусь. Мы все осознаем важность молодежных проблем и их решения для обеспечения развития нашего государства.

С первых минут своей жизни ребенок является неотъемлемой частью общества и мы воспринимаем его в соответствии с его полом, тем самым формируя и направляя его сознание на формирование определенных качеств, исходя из его гендерных особенностей. И мы не можем отрицать,что мальчики и девочки воспринимают мир по-разному. Исходя из этого нельзя не учитывать гендерные особенности при воспитании подростков, так как именно не понимание этих различий может привести к девиантному поведению. А именно особенности характера могут лежать в основе формирования девиантного поведения. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. Изучая особенности личности подростков, склонных к девиантному поведению, исследователи отметили, что у большинства из них, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Первая-это отклонение от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Вторая-это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Проблеме гендерных особенностей сегодня уделяется большое внимание, т.к. осознание жизни человека не обходится без стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в психике мужчин и женщин. При этом формирование гендерных проблем происходит именно в подростковый период. Изменения тела подростка и наступление переживаний обуславливает формирование половой идентичности подростка. Главная роль принадлежит общепринятым образцам маскулинности-фемининности. Подростки зачастую копируют модели поведения кумиров, их слабое сознание попадает под влияние СМИ, интернета и т. д. Однако, как показывают результаты различных исследований психологов, причинами девиантного поведения подростков являются возрастные и гендерные изменения и особенности.
Важными являются гендерные особенности социализации молодого поколения, так как они малоисследованны и приобретают все большую значимость в формировании сознания и поведения современных подростков. Особенно это характерно для молодежи города, где возникают неформальные молодежные объединения, все более играющие роль таких социализирующих факторов. Общим для большинства несовершеннолетних является то обстоятельство, что на первый план в их идеологии выходят ценности гендерной. Исходя из них, мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. Особенно печальным феноменом в плане формирования моделей маскулинности является школа. Около 8% детей до 18 страдают расстройством настроения. До 11 лет как мальчики, так и девочки одинаково часто испытывают депрессию, это связано с гендерными особенностями подростков. Однако к 18 годам юношей страдающих депрессией становится в 2 раза меньше. Такие дети обычно раздражительны, подавлены и стараются избегать прямого социального контакта .

В ходе работы были выделены следующие рекомендации

1. Необходимо проводить психологические тренинги по развитию самосознания подростков на основе гендерных особенностей. 2. Рекомендуется направлять подростков, склонных к отклоняющемуся поведению в кружки, секции, для наиболее эффективной организации их свободного времени.3. Следует также проводить мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения .4. Рекомендуется проводить мероприятия по половому воспитанию, по развитию представлений подростков о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.5. Следует проводить информационно-просветительскую работу с родителями и с педагогами.

1. Ермолаева М.В., И.Г. Ерофеева. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. М., 2008, 336 с.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993, 192 с.

3.Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. / Ленингр. педиатр, ин-т; Под ред. Д.Н. Исаева. Л., 2006. С. 26-29.

4. Менделевич В.Д. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2006, 288 с.

Многие десятилетия девиантное поведение подростков является одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем современного общества. На всем пути развития человеческой цивилизации были попытки правового регулирования агрессии и насилия, которые, все же, не увенчались успехом. Напротив, за последние годы наблюдается рост девиации среди подростков, совершающих агрессивные действия. Такое социально опасное поведение уже давно стало предметом исследования ученых, и профилактика и коррекция девиантности является одной из серьезных и трудноразрешаемых проблем (А. Бандура, Н.А. Пушкарева, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.).

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [3, с. 362-370].

Девиантные проявления у подростков очень часто являются следствием отклонений в развитии личности, которые обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов: личностных, фенотипических, индивидуальных. В период раннего развития играют роль индивидуальные и фенотипические факторы. Но начиная с подросткового возраста в регуляции поведения важнейшую роль играют психологические характеристики личности, в том числе гендерные.

Проблематике гендерных различий сегодня уделяется большое внимание, т.к. понимание жизнич еловеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в психике мужчин и женщин. При этом актуализация гендерных проблем происходит именно в подростковый период. Изменения тела подростка и наступление эротических переживаний обуславливает формирование половой идентичности подростка. Главная роль принадлежит общепринятым образцам маскулинности-фемининности. Полотипизированные подростки стараются подражать стереотипным образцам маскулинности/фемининности и, зачастую, выбирают в качестве образцов героев шоу-бизнеса, СМИ. Стараясь соответствовать этим образцам, они демонстрируют неприемлемые с социальной точки зрения формы поведения: агрессивные действия, употребеление наркотиков и алкоголя.

Следовательно, физические изменения влияют на самооценку и чувство собственной значимости. Диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным. Это вызывает беспокойство, способствует возникновению острых конфликтных ситуаций, агрессивности, депрессивного поведения, поведенческих нарушений и, как следствие, хронический невроз.

Исследователи подросткового возраста считают данный возрастной период наиболее благоприятным для преступности. Одника, как показывают результаты исследований, причинами девиантного поведения подростков являются не только возрастные изменения. Такое поведение неодинаково проявляется у мальчиков и девочек, у которых проявления девиантности рассматривается как совокупность индивидуальных характеристик и как своеобразная гамма вариантов развития учащихся этого возраста.

Гендерный подход предоставляет возможность использовать те схемы анализа и механизмы коррекции деформаций социализации девиантного поведения подростков, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, десоциализированными подростками.

Шкала склонности к девиантному поведению (у девочек 68%, у мальчиков 60%), указывают на невыраженность указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности говорит о высоком уровне социального контроля. Показатели со средним уровнем по этой шкале (37% у девочек и 32% у мальчиков) говорят о наличии деликвентных тенденций у испытуемых и о низком уровне социального контроля. Данные с высоким уровнем выраженности у девочек составляют 0%, у мальчиков – 7%, что свидетельствует о высокой готовности к реализации деликвентного поведения (Рисунок 1).

Полученные результаты выраженную склонность к девиантному поведению ни у мальчиков, ни у девочек не выявили.

Список литературы

1. Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. / Ленингр. педиатр, ин-т; Под ред. Д.Н. Исаева. Л., 2006. С. 26-29.

2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - Москва, 2004. – 160 с.

3. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. – Москва: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

Значимым направлением в гендерных исследованиях отечественных ученых выступает выявление сущности и специфики гендерной девиации, что в условиях современного российского общества приобретает особую актуальность.

Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. [12]

В создавшихся условиях проблема профилактики гендерных девиаций в поведении учащихся приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических и теоретических изысканий. Исследования по данной проблеме восходят к фундаментальным трудам ряда зарубежных ученых (Р. Бэрон, А. Бассе, П. Брейн, Л. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лорэнц, Д. Ричардсон, Р. Селман, Э. Эриксон и др.). Наиболее продуктивные из них, выполненные в рамках социологического подхода (Бандура, Броннер, Мак-Кэй, Шоу, Хили и др.), содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора гендерных девиаций в поведении личности, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность и экономическая зависимость, отсутствие устойчивых стандартов поведения.

Для отечественной науки и практики характерен социокультурный подход, в рамках которого при анализе гендерных девиаций в поведении личности исследуются все возможные переменные: органические, социальные, психологические, культурные. Это дает широкий спектр факторов и позволяет рассматривать профилактическую работу как процесс со множеством аспектов.




Медицинский (психобиологический) аспект проблемы гендерных девиаций в поведении школьников нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской, которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Школа как главный институт культурно-исторического наследования осуществляет данную работу недостаточно эффективно. В этой связи представляется актуальным объединение усилий школы, семьи и общества в профилактике гендерных девиаций в поведении школьников, которая рассматривается как одна из составляющих социализации личности. Анализируются возможности различных педагогических средств в организации и стимулировании данного процесса (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов); изучаются ценностные ориентации школьников, склонных к асоциальному поведению (А.Н. Елизаров, Д.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.И. Саганенко, М.Н. Руткевич); описываются психодиагностические методики, используемые в профилактике девиантного поведения школьников (Э.Ф. Ахмеджанов, Л.Ф. Бурлачук, И.С. Кон, С.Б. Крымский, С.М. Морозов, В.А. Ядов); раскрывается содержание нормативно-правовой базы, лежащей в основе профилактической работы со школьниками.

Значимым направлением в гендерных исследованиях отечественных ученых выступает выявление сущности и специфики гендерной девиации, что в условиях современного российского общества приобретает особую актуальность.

Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. [12]

В создавшихся условиях проблема профилактики гендерных девиаций в поведении учащихся приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических и теоретических изысканий. Исследования по данной проблеме восходят к фундаментальным трудам ряда зарубежных ученых (Р. Бэрон, А. Бассе, П. Брейн, Л. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лорэнц, Д. Ричардсон, Р. Селман, Э. Эриксон и др.). Наиболее продуктивные из них, выполненные в рамках социологического подхода (Бандура, Броннер, Мак-Кэй, Шоу, Хили и др.), содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора гендерных девиаций в поведении личности, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность и экономическая зависимость, отсутствие устойчивых стандартов поведения.

Для отечественной науки и практики характерен социокультурный подход, в рамках которого при анализе гендерных девиаций в поведении личности исследуются все возможные переменные: органические, социальные, психологические, культурные. Это дает широкий спектр факторов и позволяет рассматривать профилактическую работу как процесс со множеством аспектов.

Медицинский (психобиологический) аспект проблемы гендерных девиаций в поведении школьников нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской, которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Школа как главный институт культурно-исторического наследования осуществляет данную работу недостаточно эффективно. В этой связи представляется актуальным объединение усилий школы, семьи и общества в профилактике гендерных девиаций в поведении школьников, которая рассматривается как одна из составляющих социализации личности. Анализируются возможности различных педагогических средств в организации и стимулировании данного процесса (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов); изучаются ценностные ориентации школьников, склонных к асоциальному поведению (А.Н. Елизаров, Д.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.И. Саганенко, М.Н. Руткевич); описываются психодиагностические методики, используемые в профилактике девиантного поведения школьников (Э.Ф. Ахмеджанов, Л.Ф. Бурлачук, И.С. Кон, С.Б. Крымский, С.М. Морозов, В.А. Ядов); раскрывается содержание нормативно-правовой базы, лежащей в основе профилактической работы со школьниками.

Гендерные особенности девиантного поведения подростков

В данной статье рассматриваются гендерные аспекты девиантного поведения подростков. Проанализирован ряд причин отклоняющегося поведения подростков. Выдвинуто предположение о влиянии гендерного фактора на особенности проявления отклоняющегося поведения подростков. Были выявлены формы отклоняющегося поведения, характерные для каждого гендерного типа.

подростки; отклоняющееся поведение; гендерные особенности; девиантное поведение

This article examines the gender aspects of deviant behavior in adolescents. A number of reasons for the deviant behavior of adolescents are considered. An assumption is made about the influence of the gender factor on the features of the manifestation of deviant behavior in adolescents. Were identified forms of deviant behavior characteristic of each gender type.

adolescents; deviant behavior; gender characteristics.

В настоящее время развитие информационных технологий распространилось на все сферы общественной жизни. Границы между различными странами, континентами стираются посредством возможности осуществлять свободное общение, обмен фотографий, решение важных вопросов в режиме онлайн. Отрицательной особенностью данного информационного развития выступило развитие подростковой девиации.

Все виды девиантного поведения, безусловно, порождаются психологическими факторами, среди которых присутствуют возрастные психологические новообразования и потребность внимания. Несмотря на то, что проблема девиантного поведения достаточно давно анализируется учеными в научной литературе, с каждым годом возникают новые виды деструктивного поведения, которые не изучены достаточным образом. В частности, в рамках данной работы выдвигается предположение о влиянии гендерного признака на проявление девиантного поведения подростков.

Исходя из социально-психологического взгляда, на гендер оказывают влияние как культурные нормы, так и информация о том, насколько присутствует разница между мужчиной и женщиной. По результатам гендерной идентификации у подростков формируется гендерная константность. Это приводит к повышенному вниманию ролевым моделям, а также к способности в обществе воспроизводить модели своего гендера. Различные ученые в своих трудах косвенно исследовали вопрос о гендерной особенности подросткового девиантного поведения, выделяя возрастные категории различного пола применительно к отклоняющимся явлениям.

Так, Н.Г. Тормосина пришла к выводу о том, что большую роль аффективный компонент суицидального поведения играет у младших подростков [6]. Важно отметить, что подростки мужского пола в возрасте 11-15 лет наиболее склонны к демонстративности для повышения собственной самооценки, а также к сигналу о своем собственном неблагополучии. Девушки же в данном возрасте ощущают несостоятельность, что провоцирует суицидальное поведение, употребление алкогольных напитков же связано со стремлением произвести впечатление на окружающих, компенсируя свою нервно-психическую устойчивость.

Подростки составляют категорию людей, которые наиболее подвержены влиянию, формирующему девиантное поведение. Они зачастую испытывают ряд трудностей как познавательного, так и коммуникативного характера, а также обладают самооценкой, не отражающей реальное представление о человеке. В связи с чем, именно подростки психологически не защищены.

Кроме того, изменения в психике подростков зачастую связаны и с половым созреванием. Данные изменения происходят по следующим направлениям: пубертатное развитие, когнитивное развитие, преобразования социализации, которые наблюдаются в освобождении от родительской опеки, становление идентичности. Также немаловажным фактором формирования девиантного поведения подростков выступает его деятельность и семья. Так, в качестве примера можно привести опрос М. В. Оршанской, в котором рассматривается зависимость страданий подростков от семейного неблагополучия. Результаты опроса показали, что на сорок три процента респондентов кричит мать, сорок процентов ежедневно получают в свой адрес скверные слова со стороны родителей, сорок четыре процента чувствуют себя никому ненужными [5, с. 255].

Для изучения индивидуальных особенностей подростков с девиантным поведением с целью определения гендерных различий целесообразно использовать следующие методики:

— методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16PF-опросник, форма С);

— методика изучения особенностей личностной саморегуляции, социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона в адаптации Т. В. Снегиревой;

— методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Для подростков, у которых преобладают маскулинные черты, характерна активность, независимость, доминирование и агрессивность. Также у них наблюдается отрицание социальных общепринятых норм и ценностей и как следствие проявление различных форм девиантного поведения.

Подростки с фемининными чертами склонны к таким проявлениям, как нежность, застенчивость, сопереживание, гибкость. Для них характерно осуществлять противопоставление своих ценностей и правил общественным, при этом они следуют правилам поведения, установленным обществом и государством.

Подростки с андрогинными чертами включают в себя как маскулинные, так и фемининные черты. Это сочетание позволяет более успешно адаптироваться в социальной среде, при этом явно выраженного агрессивного и доминирующего поведения не наблюдается.

Таким образом, подростки являются категорией наиболее подверженной девиантному поведению. По результатам исследования возможно рассмотреть вопрос о гендерных особенностях девиантного поведения подростков, выделив маскулинные, андрогинные и фемининные черты. Понятия фемининность и маскулинность характеризуют социальные нормативные представления и установки о психических, соматических и поведенческих проявлениях, свойственных для мужчин и женщин. Выраженность одного из типов гендерной идентичности усиливает или ослабляет соответствующие черты личности, что обуславливает характерные поведенческие реакции. На фоне чувственного восприятия подростки с маскулинными и андрогинными чертами наиболее подвержены девиантному поведению, склонны к саморазрушению. Подростки с фемининными чертами испытывают затруднения при осуществлении контроля своих потребностей, чувственных переживаний.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гендерные особенности девиантного поведения

Севрюк Ирина Абдулхаевна

Учитель английского языка

“ Средняя школа №173 г. Минска”

На сегодняшний день вопрос о девиантном поведении является одним из самых актуальных для государственной власти Республики Беларусь. Мы все осознаем важность молодежных проблем и их решения для обеспечения развития нашего государства.

С первых минут своей жизни ребенок является неотъемлемой частью общества и мы воспринимаем его в соответствии с его полом, тем самым формируя и направляя его сознание на формирование определенных качеств, исходя из его гендерных особенностей. И мы не можем отрицать,что мальчики и девочки воспринимают мир по-разному. Исходя из этого нельзя не учитывать гендерные особенности при воспитании подростков, так как именно не понимание этих различий может привести к девиантному поведению. А именно особенности характера могут лежать в основе формирования девиантного поведения. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. Изучая особенности личности подростков, склонных к девиантному поведению, исследователи отметили, что у большинства из них, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Первая-это отклонение от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Вторая-это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Проблеме гендерных особенностей сегодня уделяется большое внимание, т.к. осознание жизни человека не обходится без стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в психике мужчин и женщин. При этом формирование гендерных проблем происходит именно в подростковый период. Изменения тела подростка и наступление переживаний обуславливает формирование половой идентичности подростка. Главная роль принадлежит общепринятым образцам маскулинности-фемининности. Подростки зачастую копируют модели поведения кумиров, их слабое сознание попадает под влияние СМИ, интернета и т. д. Однако, как показывают результаты различных исследований психологов, причинами девиантного поведения подростков являются возрастные и гендерные изменения и особенности.
Важными являются гендерные особенности социализации молодого поколения, так как они малоисследованны и приобретают все большую значимость в формировании сознания и поведения современных подростков. Особенно это характерно для молодежи города, где возникают неформальные молодежные объединения, все более играющие роль таких социализирующих факторов. Общим для большинства несовершеннолетних является то обстоятельство, что на первый план в их идеологии выходят ценности гендерной. Исходя из них, мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. Особенно печальным феноменом в плане формирования моделей маскулинности является школа. Около 8% детей до 18 страдают расстройством настроения. До 11 лет как мальчики, так и девочки одинаково часто испытывают депрессию, это связано с гендерными особенностями подростков. Однако к 18 годам юношей страдающих депрессией становится в 2 раза меньше. Такие дети обычно раздражительны, подавлены и стараются избегать прямого социального контакта .

В ходе работы были выделены следующие рекомендации

1. Необходимо проводить психологические тренинги по развитию самосознания подростков на основе гендерных особенностей. 2. Рекомендуется направлять подростков, склонных к отклоняющемуся поведению в кружки, секции, для наиболее эффективной организации их свободного времени.3. Следует также проводить мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения .4. Рекомендуется проводить мероприятия по половому воспитанию, по развитию представлений подростков о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.5. Следует проводить информационно-просветительскую работу с родителями и с педагогами.

1. Ермолаева М.В., И.Г. Ерофеева. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. М., 2008, 336 с.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993, 192 с.

3.Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. / Ленингр. педиатр, ин-т; Под ред. Д.Н. Исаева. Л., 2006. С. 26-29.

4. Менделевич В.Д. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2006, 288 с.

Читайте также: