Гендерные теории лидерства кратко

Обновлено: 07.07.2024

Одни теории и концепции объясняют различия между лидерами разного пола (или отсутствие этих различий), другие — отношения между менеджером и подчиненным.

Парадигма подобия-аттракции Д. Берна, согласно которой сходство между двумя индивидами увеличивает их взаимную симпатию и, следовательно, влияет на их взаимодействие и поведение, предсказывает, что взаимоотношения высокого LMX будут с большей легкостью формироваться в однополых диадах и что женщинам-лидерам труднее формировать такие отношения, поскольку их начальниками по-прежнему остаются мужчины.

Хотя ряд эмпирических фактов укладывается в эту схему, имеются и данные о том, что женщины-лидеры могут формировать с мужчинами-подчиненными отношения как низкого, так и высокого LMX, к примеру, в исследовании Г. Фейр-хурста.

Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности.

Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами.

Точно так же и мужчины-подчиненные будут в своей речи похожими на женщин. Результаты, полученные Катрин Джонсон, частично подтвердили действие формальной позиций на вербальное, а гендерного эффекта — на невербальное поведение (более подробно см. главу о социальном поведении).

По мнению Игли и коллег, вышеописанный подход недооценивает роль стереотипов в восприятии лидеров разного пола.

Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басе, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать (совершать трансформацию) своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения, хотя и появилось только в 1980-х гг., уже завоевало внимание многих ученых в разных странах.

Сюзанна Комивс в своем исследовании университетских работников обнаружила равную способность мужчин и женщин быть высокотрансформационными лидерами. В ряде других работ по моделированию учебного процесса и менеджмента было установлено преимущество женщин в этом отношении.

Последнее не удивительно — очень многие авторы приходят к выводу о том, что женщинам более свойственно умение воспитывать других, а ведь именно эту характеристику подчеркивают у высокотрансформационного лидера.

Концепция гендерного потока, выдвинутая Барбарой Гу-тек и коллегами, в отличие от ситуационно-должностного подхода считает фактор пола доминирующим: он является столь мощным, что распространяет свое влияние на другие роли, в том числе и на лидерскую; заливая, подобно потоку, все вокруг.

Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн и коллеги, С. Саттон и коллеги) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отношению к женщинам эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против нее.

Концепция инграциации связана с концепцией токенизма (о которой говорилось выше). Свое неблагоприятное положение в группе токены (составляющие меньшинство) могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент (impression management) — способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов.

Одним из проявлений такого менеджмента является ингра-циация (ingratiatiori). Это понятие было введено Е. Джоунсом (а теоретическая модель разработана Р. Лайденом и Т. Митчеллом) и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.

Человека, который вызывает такое отношение у окружающих, называют ингра-циатором, а объект инграциации — мишенью. Инграциаторами могут выступать и лидер, и последователь.

Джоунс и Т. Питтмен эмпирически установили 4 типа инграциационных стратегий:

  • самопрезентацию (мишень убеждают в наличии позитивных качеств у ингра-циатора: к примеру, женщина-начальник сообщает подчиненному, что она является опытным работником, что усиливает ее воспринимаемую компетентность);
  • усиление других (похвала и лесть: к примеру, подчиненный признается своему начальнику, что ему очень нравится работать с ним);
  • сходство мнений (согласие с суждениями партнера и демонстрация сходства ценностей);
  • выделение фаворитов.

В исследованиях было установлено, что менеджеры наиболее часто применяли инграциацию по отношению к своим подчиненным при выборе своего заместителя, а также в случаях, когда им надо было убедить окружающих, что они подходят для руководящей должности.

Считается, что инграциация может помочь женщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности в установлении хороших взаимоотношений с подчиненными, тем более что, согласно стереотипам, роль инграциатора больше подходит женщине, чем мужчине.

Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером и коллегами, имеет много приверженцев: это М. Локхид и К. Холл, Л. Карли, Б. Меккер и П. Ветцель-О’Нил, Э. Игли. Согласно этой теории, поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и обществе в целом: поскольку статус в обществе неравен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина — как низкостатусный индивид.

Чтобы стать лидером в группе, последнему приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с первым, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в группе — это обнаружили Коухен и Роупер при изучении детских групп, состоящих из представителей разных рас, в отношении черных детей. По мнению Э. Маккоби и К. Жаклин, аналогично дело обстоит и с женским лидерством.

Высокостатусного индивида оценивают как более компетентного и имеющего более желательные атрибуты по сравнению с низкостатусным, поэтому первому предоставляют более благоприятные возможности для того, чтобы хорошо выполнять работу и влиять на других людей. В результате он действительно становится более влиятельным.

Будучи низкостатусными, женщины с помощью экспрессивного поведения и согласия с высокостатусными индивидами вынуждены доказывать, что они не стремятся узурпировать власть.

Однако повышение статуса (благодаря своей компетентности или же благодаря официальной должности) позволяет женщине-лидеру проявлять поведение лица с более высоким статусом (мужчины), в частности стиль, ориентированный на задачу.

Эта теория объясняет множество эмпирических данных, обнаруживающих как сходство, так и различие лидеров разного пола по эффективности, стилю, речевому поведению в деловых ситуациях, причем, в отличие от других направлений, она предсказывает действие гендерного эффекта и в лабораторных, и в полевых условиях.

Учитывает она и стереотипы в отношении мужчин и женщин, однако не объясняет их различия в социальном поведении за пределами деловых групп и некоторые другие факты, в частности то, почему женщины (в том числе и лидеры) демонстрируют более социоэмоцнональное поведение в чисто женских группах по сравнению со смешанными по иолу, — в соответствии с теорией в первых женщины должны проявлять большую ориентацию на задачу, чем в последних, где они имеют низкий статус.

Теория социальных ролей Элис Игли, речь о которой шла выше, объясняет и различия в поведении лидеров. Гендерная роль требует, чтобы человек вел себя в соответствии с гендерными стереотипами. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду.

И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщин-лидеров могут вызывать у них снижение самооценки, неуверенность в себе и, соответственно, ухудшение продуктивности работы.

И хотя компетентные женщины способны преодолеть эти сложности, мужчины получают преимущество при сравнении их с женщинами в роли лидера, так как подобных барьеров для них не существует.

Элис Игли считает, что смягчение ролевого конфликта у женщин-лидеров приведет к росту их достижений. Этому смягчению могут способствовать:

  • реальные успехи женщин;
  • выбор ими той области занятий и должности в тех организациях, где лидерская роль по стереотипу не слишком маскулинизирована, а скорее андрогинна (к примеру, руководитель детского образовательного учреждения, а не военного ведомства или бизнес-компании);
  • демонстрация относительно фемининного лидерского стиля — демократического и ориентированного на взаимоотношения.

Хотя эта теория достаточно популярна, она не способна объяснить те результаты, когда женщины и мужчины ведут себя одинаково, занимая одни и те же лидерские позиции: гендерные различия, имеющиеся у рядовых испытуемых, у лидеров либо исчезают, либо ослабляются.

Две последние теории (статусная и гендерно-ролевая) являются наиболее перспективными в гендерной психологии лидерства, хотя в целом можно констатировать, что ни один из подходов не объясняет всех существующих экспериментальных фактов.

Также пока нет и всеобъемлющей теории, которая годилась бы для объяснения всех многочисленных эмпирических фактов, полученных в гендерной психологии.

Лидерство является одним из проявлений власти. Обязательным условие лидерства является наличие власти в определенных формальных и неформальных организациях, которые представляют собой самые разные уровни и масштабы.

Понятие лидерства и различные его теории появились впервые в западной социальной психологии. Они возникли на базе эмпирических исследований малых групп. Большинство исследователей занимались изучением лидерства с точки зрения социального и психологического феномен с различных точек зрения, при этом выделяя его определенную область.

Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе, которая основывается на влиянии личного авторитета, имеющегося у человека на поведение всех представителей группы.

Лидер является элементом упорядочения системы, а также личностью, которая способна включать в себя людей, необходимых для получения определенной цели. Помимо этого, лидер является личностью, за которой другие готовы признать и признают качества превосходства, другими словами те качества, которые внушают веру и подталкивают людей признать его влияние на себя.

В основном, лидерство исследуется или как положение групповых интересов.

Гендерные теории лидерства

Традиционно, гендерные теории лидерства принято разделять на пять основных направлений.

К первому направлению относятся теории, которые были разработаны в рамках традиционных теоретических парадигм. Сюда относятся:

Второе направление составляют теории единых гендерных различий.

Согласно данным теориям, действие гендерных стереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием невыраженных теорий, которые имеются у людей.

Третье направление представляют классические концепции лидерства. Сюда относятся:

  • Ситуационно-должностной подход который был разработан Р. Хауз, Дж. Хант. Они на первое место ставят положение человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол;
  • Вероятностная модель лидерства, которая была разработана Ф. Фидлером. Ее суть состоит в том, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности только тогда, когда будут применять различный лидерский стиль;
  • Целевая теория Р. Хауза. Ее суть состоит в том, что директивный лидерский стиль будет являться полезным только в условиях неструктурированной задачи.

Четвертое направление составляют собственно гендерные теории лидерства, к которым относятся:

К пятому направлению относятся те работы, в которых отсутствует общая теоретическая основа. Здесь основные причины гендерных несоответствий лидерства заключаются в половой дискриминации.

Итак, в предыдущем разделе было показано, что гендерные стереотипы не всегда подтверждаются. Поиск причин различий между лидерами – мужчинами и женщинами – можно обнаружить в ряде теорий.

Условно их можно разделить на пять направлений (по Т.В. Бендас):

1) Теории, разрабатываемые в рамках традиционных теоретических парадигм (когнитивизма, фрейдизма, бихевиоризма).

в) Личностный потенциал лидера формируется, по мнению сторонников психоанализа, в раннем детстве, при общении с матерью и отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье.

2) Теории общих гендерных различий.

а) Действие гендерных стереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием имплицитных теорий, имеющихся у людей по отношению к представителям разного пола. Иначе говоря, с этих позиций воспринимающему индивиду все равно, кто пред ним находится – лидер, президент или обычный рядовой работник. Главное, на что обращает внимание индивид – кто это: мужчина или женщина. И независимо от должности ждет от него соответствующего гендерному стереотипу поведения.

б) А. Фейнгольд, проанализировав имеющееся в литературе большое количество данных по личностным характеристикам и социальному поведению, полученным на детях и взрослых за множество лет с помощью самых разнообразных методик пришел к необычному выводу. Заполняя личностные вопросники и шкалы, женщина или мужчина стараются выглядеть наиболее благоприятно и дают ответы в соответствии с гендерными стереотипами, т.е. результат эксперимента является искусственным. Такой результат А. Фейнгольд назвал артефактом.

в) Для объяснения отсутствия различий между лидерами разного пола привлекается и идея андрогинии – сочетания мужского и женского начал (Сандра Бем).

3) Классические концепции лидерства.

а) Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол (мужчины и женщины лидеры не отличаются друг от друга).

б) Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль.

в) Целевая теория Р. Хауза так же практически не обращается к гендерным различиям лидеров, однако она предполагает, что директивный лидерский стиль будет полезен лишь в условиях неструктурированной задачи. То есть можно предположить, что женщины и мужчины лидеры будут иметь преимущество по эффективности в разных ситуациях.

г) Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басс, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. В ходе исследований в этой области была обнаружена равная способность мужчин и женщин, быть высокотрансформационными лидерами.

Таким образом, можно сделать вывод, что учет гендерных особенностей позволяет обогатить классические лидерские концепции.

4) Собственно гендерные теории лидерства.

б) Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.

г) Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов (К. Риордан).

Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.

д) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером с коллегами. Суть ее в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: первый имеет высокий статус, вторая – низкий. Это неравенство закрепляется в соответствующих гендерных стереотипах. Чтобы стать лидером в группе, низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в этой группе.

е) Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеров утверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является мужской, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.

5) К пятому направлению можно отнести те работы, которые не имеют четкой теоретической основы и усматривают причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации [5, 197-211].

К таким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас.

Все представленные теории можно разделить на те, где гендерный аспект выступает как сопутствующий результат, и те, которые сосредоточились на влиянии гендера как необычайно важного фактора для лидерства.

Глава 4. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов

По мнению Э. Гидденса, интерес к исследованию гендерных особенностей проявления лидерства в студенческой группе обусловлен двойственным характером ее происхождения: с одной стороны, она обособлена, а с другой, обусловлена специфическим влиянием на нее административных мер. Это явление отражено в самой структуре студенческой группы Двойственность происхождения студенческой группы обуславливает особенности выделения лидеров в зависимости от пола.

Во-первых, деятельность учебной группы основана на более демократических принципах, нежели деятельность малой группы в организации (или предприятии). Следовательно, авторитарный стиль лидерства в данном случае неприемлем, а потому у девушек (как обладательниц феминного стиля лидерства) появляется больше шансов стать лидерами. Для феминного стиля лидерства характерны: кооперативность, решение вопросов с помощью интуиции и эмпатии, сензитивность, сочувствие.

Во-вторых, в зависимости от содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которых требования группы к лидерам неоднозначны. Так, спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны в условиях, создают предпосылки для актуализации лидерских функций девушек сильнее, чем ориентированных на выполнение конкретной задачи лидеров из числа парней.

В студенческой группе не существует жесткой статусной иерархии, и это положение так же способствует освоению девушками роли лидера.

Таким образом, мы видим, что многие гендерные стереотипы не действуют в условиях деятельности студенческой группы. Но зачастую пассивность парней объясняется тем, что они не видят смысла в таком лидерстве. Ведь учебная деятельность – это еще не карьера, а стало быть, не имеет смысла рваться в лидеры. Деятельность в студенческой группе не предполагает конкуренции, что является благоприятным фактором для становления женщин-лидеров.

Можно также сделать вывод о зависимости требований предъявляемых к лидеру от деятельности, выполняемой группой. Когда существует необходимость в принятии волевых решений, исполнении конкретной задачи, аналитическом подходе к проблеме мужчины чаще претендуют на лидерство. В условиях отсутствия жесткого контроля со стороны руководства, при необходимости группового принятия решения на лидерство чаще претендуют женщины.

Так же очень важно понимать, что сложившиеся по отношению к лидерству стереотипы в основном касаются делового или политического лидерства, то есть деятельности связанной с карьерой, которая является приоритетом мужчин. Иные же формы деятельности (учебная, творческая), не касающиеся напрямую отношений связанных с властью или материальным благополучием, оставляют пространство для актуализации лидерских качеств женщин.

Наиболее полно причины проявления лидерства в зависимости от половой принадлежности описаны в социально-ролевой теории Элис Игли. Основные позиции, объясняемые социально-ролевой теорией:

1) действие системы гендерных стереотипов;

2) необходимость соответствия поведения лидера своей гендерной роли;

3) механизм принятия лидеров обществом (в зависимости от пола);

4) негативные предубеждения против женщин-лидеров;

5) пути выхода из ролевого конфликта для женщин-лидеров.

Нами были рассмотрены особенности проявления феномена лидерства в зависимости от пола на примере студенческих групп. Отсюда вывод, подтверждающий гипотезу: лидерские качества студентов напрямую зависят от их половой принадлежности. При этом хотелось бы подчеркнуть, что гендерный аспект является важным, но не определяющим фактором обуславливающим явление лидерства. Лидер становится таковым в силу влияния совокупности факторов – таких как его социальный статус, личностные особенности, исполняемые им социальные роли и множество других. Большинство теорий происхождения лидерства наделяют ролью определяющего какой-либо отдельный фактор, остальные же становятся сопутствующими. Это тенденция не способствует конструктивному решению проблемы.

Одной из основных задач исследования было рассмотрение представлений о лидерских качествах в контексте гендерных различий. Другими словами, необходимо было рассмотреть, какие требования предъявляются к лидеру в зависимости от его пола. Ожидания от поведения лидера-мужчины и от поведения лидера-женщины действительно различны, что подробно описано в 3 главе. Если рассматривать данное явление в рамках студенческой группы, то здесь прослеживается та же тенденция, что и ранее: особенности деятельности студенческой группы нивелируют, уравнивают ожидания от поведения лидеров женского и мужского пола.

Опираясь на иерархию Н.В. Беляковой, мы можем структурировать состав группы по критерию психологической причастности студента к деятельности (особенно внеучебной) группы. Это может стать целью будущих исследований в области психологии малых групп.

Библиографический список используемой литературы

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

3. Бартол К., Мартин Д. Мужчины и женщины при выполнении групповых заданий. - М., 1986. - 108 с.

4. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис. . канд. психол. наук. – М., 2002. - 197 с.

5. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. – 431 с.

6. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

8. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.

9. Горчакова Г.Г. Мифология женской карьеры//Психология лидерства. Хрестоматия. – Мн., 2004. – С. 63-70.

10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 678c.

11. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 696 с.

12. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003. – 471 с.

13. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск: Издательство ПМПУ, 1996. - 256с.

14. Майерс Д. Социальная психология. - СПБ.: Питер, 1999. – 688 с.

15. Сельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. - Мн., 2004. – 364 с.

16. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 1998. – 696 с.

17. Унгер Р. Несовершенство современного мышления: Психология строительства пола // Это важно: Психология и строительство пола. - Нью-Хейвен, Л.: Издательство Йельского университета, 1990. – 370 с.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 40246
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Лидерство – это особое умение человека оказывать влияние на конкретных людей или общности, сосредотачивая их способности на нужный ему результат. Одним из критериев лидерства является проявление власти, которая может распространяться в различных масштабах. Эта власть может быть выражена как в официальных, так и в неофициальных отношениях между людьми.

Первоначально, такое понятие как лидерство зародилось на Западе. Именно там социологи начали заниматься исследованием небольших групп, на основе которых создали теории о лидерстве и его проявлениях. Ученые-психологи, занимающиеся исследованием лидерства, в разных аспектах рассматривали данное понятие. В основном они определяли его как социальный или психологический феномен и делали упор на конкретную область.

Лидерством служит нормальный социально-психологический процесс в обществе, при котором один человек может влиять на действия других людей, так как имеет перед ними авторитет.

Лидер – это личность, которая может организовать всю работу и приобщить к делу нужных людей, для выполнения поставленных целей и задач. Также, большинство из общества пойдут именно за этим человеком и будут признавать его первенство и преимущества над собой, потому что у прирожденных лидеров есть качества, которые позволяют внушать веру в себя людям.

Гендерные теории лидерства

Ученые выделяют 5 основных направлений гендерных теорий лидерства:

    Теории, разработанные совокупности фундаментальных научных знаний, установок, представлений. К ним принадлежат:

— Признанное в обществе представление о характерных признаках лидеров-мужчин и женщин говорят о воздействии невыраженных теорий, существующих в обществе.

— Ситуационно-должностной подход, выработанный Р. Хаузом, Дж. Хантом. Данная теория предполагает авторитет человека, основанный на его должности в профессиональной деятельности, в организации, и это никак не зависит от его пола.

— Вероятностное лидерство, разработанная Ф. Фидлером и его последователями. Смысл названной теории в том, что гендерное разделение будет проявляться в случаях, когда эффективная работа зависит от конкретного лидера, использующего характерные для него приемы и способы решения задач управления.

— Целевая теория Р. Хауза. Заключается в направленности целей и эффективность управления будет зависеть именно от этого, то есть мужчины и женщины по-разному решают одни и те же задачи, кто-то может быть лучше в одном, кто-то в другом.

— Концепция гендерного отбора лидеров, созданная Дж. Боумэном и С. Суттоном. Заключается в том, что общество по-разному воспринимает представителей разных гендеров как лидеров. Как правило вторым сложнее достичь высоких должностей, потому что к ним больше требований.

— Теория токенизма, которая была выдвинута Р. Кэнтер, говорит о пропорциональности гендерных типов. То есть, если в организации больше женщин, чем мужчин, то последние больше ценятся и привлекают особое внимание, поэтому им проще стать лидерами и завоевать авторитет.

— Теория статусов Дж. Бергера. На основании нее в естественной среде мужчина и женщина не равны, поэтому и статус в организации у него будет выше.

Теория дискриминации, то есть неравноправие или ущемление прав по признакам пола.

До этого мы разбирали явление лидерства и феномен гендерных различий вне их взаимосвязи друг с другом. Но целью данной работы является именно интегральный анализ этих явлений. Итак, с середины 1970-х годов на стыке гендерной психологии и психологии лидерства формируется новая отрасль науки – гендерная психология лидерства.

- истинная женщина не стремится к карьере;

- женщина не так умна;

- женщинам проще делать карьеру (в силу эффекта оказываемого на мужчин);

- карьера - это удел одиноких женщин;

- у бизнеса не женское лицо;

- женщины недостаточно честолюбивы;

- делая карьеру, она теряет женственность;

- женщины не хотят делать карьеру (в силу известных предубеждений);

- женщины слишком зависимы;

- семья и карьера несовместимы;

- ищите женщину в искусстве (наибольшее количество талантливых женщин сегодня в области искусства, поскольку здесь легче проявит природную одаренность);

- достижения женщин обратно пропорциональны их красоте (по К.В. Сельченок) [9, 63-70].

Приверженцы фрейдизма показали, что женщина-лидер в мужском деловом мире и вообще находящаяся в мужской группе играет одну из четырех неформальных ролей (по Р. Кэнтер):

Все эти роли мешают женщинам занять равное положение среди мужчин и снижают их возможности служебного роста. Мужчины делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщины же в присутствии противоположного пола менее активно, чем мужчины, претендуют на роль стихийного лидера [10; 215]. Группа ученых под руководством Э.С. Чугуновой исследовала личностные характеристики инженеров (среди которых были и руководители) разного пола и установила различие личностных структур мужчин и женщин. Для мужчин были характерны:

а) высокая творческая продуктивность и экономическая эффективность;

б) профессиональная доминантность и высокая самооценка;

в) мотивация, связанная с чувством долга и ориентацией на дело, самостоятельный выбор профессии.

Для женщин были характерны иные факторы:

а) удовлетворенность служебным положением и работой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями;

б) мотивация на взаимоотношения, выбор профессии под влиянием окружающих; в) высокий технический интеллект. С этими глобальными факторами были связаны другие характеристики, которые определяли своеобразие личностных портретов мужчин и женщин.

В исследовании Т.В. Бендас были установлены половые различия студенческих лидеров групп разного уровня организованности.

Для мужчин-лидеров были характерны:

а) в высокоорганизованных группах – эмоциональная устойчивость, высокий уровень притязаний в области взаимоотношений;

б) в низкоорганизованных – малая экспрессивность и низкая успеваемость;

в) в среднеорганизованных – высокая успеваемость и низкий уровень притязаний в области взаимоотношений.

Женщинам-лидерам были свойственны:

а) в высокоорганизованных группах – ригидность общения, конформность, низкий самоконтроль;

б) в низкоорганизованных – спокойствие, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, хороший самоконтроль, экспрессивность, завышенная самооценка, несовпадение притязаний на лидерство и статуса в официальной структуре группы;

в) в среднеорганизованных – лабильность общения, эмоциональная неустойчивость и тревожность при хорошем самоконтроле, низкая экспрессивность и конформность [5, 100-101].

Современные исследования в области гендерной психологии лидерства показывают, что различия в проявлениях лидерских качеств мужчин и женщин, безусловно, существуют. Но эти различия никоим образом не могут препятствовать исполнению женщиной лидерской роли. Кроме того, стиль женского лидерства на данный момент более адекватно отвечает требованиям предъявляемым обществом к типу современного лидера.

Гендерные теории лидерства

Итак, в предыдущем разделе было показано, что гендерные стереотипы не всегда подтверждаются. Поиск причин различий между лидерами – мужчинами и женщинами – можно обнаружить в ряде теорий.

Условно их можно разделить на пять направлений (по Т.В. Бендас):

1) Теории, разрабатываемые в рамках традиционных теоретических парадигм (когнитивизма, фрейдизма, бихевиоризма).

в) Личностный потенциал лидера формируется, по мнению сторонников психоанализа, в раннем детстве, при общении с матерью и отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье.

2) Теории общих гендерных различий.

а) Действие гендерных стереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием имплицитных теорий, имеющихся у людей по отношению к представителям разного пола. Иначе говоря, с этих позиций воспринимающему индивиду все равно, кто пред ним находится – лидер, президент или обычный рядовой работник. Главное, на что обращает внимание индивид – кто это: мужчина или женщина. И независимо от должности ждет от него соответствующего гендерному стереотипу поведения.

б) А. Фейнгольд, проанализировав имеющееся в литературе большое количество данных по личностным характеристикам и социальному поведению, полученным на детях и взрослых за множество лет с помощью самых разнообразных методик пришел к необычному выводу. Заполняя личностные вопросники и шкалы, женщина или мужчина стараются выглядеть наиболее благоприятно и дают ответы в соответствии с гендерными стереотипами, т.е. результат эксперимента является искусственным. Такой результат А. Фейнгольд назвал артефактом.

в) Для объяснения отсутствия различий между лидерами разного пола привлекается и идея андрогинии – сочетания мужского и женского начал (Сандра Бем).

3) Классические концепции лидерства.

а) Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол (мужчины и женщины лидеры не отличаются друг от друга).

б) Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль.

в) Целевая теория Р. Хауза так же практически не обращается к гендерным различиям лидеров, однако она предполагает, что директивный лидерский стиль будет полезен лишь в условиях неструктурированной задачи. То есть можно предположить, что женщины и мужчины лидеры будут иметь преимущество по эффективности в разных ситуациях.

г) Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басс, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. В ходе исследований в этой области была обнаружена равная способность мужчин и женщин, быть высокотрансформационными лидерами.

Таким образом, можно сделать вывод, что учет гендерных особенностей позволяет обогатить классические лидерские концепции.

4) Собственно гендерные теории лидерства.

б) Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.

г) Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов (К. Риордан).

Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.

д) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером с коллегами. Суть ее в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: первый имеет высокий статус, вторая – низкий. Это неравенство закрепляется в соответствующих гендерных стереотипах. Чтобы стать лидером в группе, низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в этой группе.

е) Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеров утверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является мужской, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.

5) К пятому направлению можно отнести те работы, которые не имеют четкой теоретической основы и усматривают причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации [5, 197-211].

К таким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас.

Все представленные теории можно разделить на те, где гендерный аспект выступает как сопутствующий результат, и те, которые сосредоточились на влиянии гендера как необычайно важного фактора для лидерства.

Глава 4. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов

По мнению Э. Гидденса, интерес к исследованию гендерных особенностей проявления лидерства в студенческой группе обусловлен двойственным характером ее происхождения: с одной стороны, она обособлена, а с другой, обусловлена специфическим влиянием на нее административных мер. Это явление отражено в самой структуре студенческой группы Двойственность происхождения студенческой группы обуславливает особенности выделения лидеров в зависимости от пола.

Во-первых, деятельность учебной группы основана на более демократических принципах, нежели деятельность малой группы в организации (или предприятии). Следовательно, авторитарный стиль лидерства в данном случае неприемлем, а потому у девушек (как обладательниц феминного стиля лидерства) появляется больше шансов стать лидерами. Для феминного стиля лидерства характерны: кооперативность, решение вопросов с помощью интуиции и эмпатии, сензитивность, сочувствие.

Во-вторых, в зависимости от содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которых требования группы к лидерам неоднозначны. Так, спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны в условиях, создают предпосылки для актуализации лидерских функций девушек сильнее, чем ориентированных на выполнение конкретной задачи лидеров из числа парней.

В студенческой группе не существует жесткой статусной иерархии, и это положение так же способствует освоению девушками роли лидера.

Таким образом, мы видим, что многие гендерные стереотипы не действуют в условиях деятельности студенческой группы. Но зачастую пассивность парней объясняется тем, что они не видят смысла в таком лидерстве. Ведь учебная деятельность – это еще не карьера, а стало быть, не имеет смысла рваться в лидеры. Деятельность в студенческой группе не предполагает конкуренции, что является благоприятным фактором для становления женщин-лидеров.

Можно также сделать вывод о зависимости требований предъявляемых к лидеру от деятельности, выполняемой группой. Когда существует необходимость в принятии волевых решений, исполнении конкретной задачи, аналитическом подходе к проблеме мужчины чаще претендуют на лидерство. В условиях отсутствия жесткого контроля со стороны руководства, при необходимости группового принятия решения на лидерство чаще претендуют женщины.

Так же очень важно понимать, что сложившиеся по отношению к лидерству стереотипы в основном касаются делового или политического лидерства, то есть деятельности связанной с карьерой, которая является приоритетом мужчин. Иные же формы деятельности (учебная, творческая), не касающиеся напрямую отношений связанных с властью или материальным благополучием, оставляют пространство для актуализации лидерских качеств женщин.

Заключение

Наиболее полно причины проявления лидерства в зависимости от половой принадлежности описаны в социально-ролевой теории Элис Игли. Основные позиции, объясняемые социально-ролевой теорией:

1) действие системы гендерных стереотипов;

2) необходимость соответствия поведения лидера своей гендерной роли;

3) механизм принятия лидеров обществом (в зависимости от пола);

4) негативные предубеждения против женщин-лидеров;

5) пути выхода из ролевого конфликта для женщин-лидеров.

Нами были рассмотрены особенности проявления феномена лидерства в зависимости от пола на примере студенческих групп. Отсюда вывод, подтверждающий гипотезу: лидерские качества студентов напрямую зависят от их половой принадлежности. При этом хотелось бы подчеркнуть, что гендерный аспект является важным, но не определяющим фактором обуславливающим явление лидерства. Лидер становится таковым в силу влияния совокупности факторов – таких как его социальный статус, личностные особенности, исполняемые им социальные роли и множество других. Большинство теорий происхождения лидерства наделяют ролью определяющего какой-либо отдельный фактор, остальные же становятся сопутствующими. Это тенденция не способствует конструктивному решению проблемы.

Одной из основных задач исследования было рассмотрение представлений о лидерских качествах в контексте гендерных различий. Другими словами, необходимо было рассмотреть, какие требования предъявляются к лидеру в зависимости от его пола. Ожидания от поведения лидера-мужчины и от поведения лидера-женщины действительно различны, что подробно описано в 3 главе. Если рассматривать данное явление в рамках студенческой группы, то здесь прослеживается та же тенденция, что и ранее: особенности деятельности студенческой группы нивелируют, уравнивают ожидания от поведения лидеров женского и мужского пола.

Опираясь на иерархию Н.В. Беляковой, мы можем структурировать состав группы по критерию психологической причастности студента к деятельности (особенно внеучебной) группы. Это может стать целью будущих исследований в области психологии малых групп.

Библиографический список используемой литературы

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

3. Бартол К., Мартин Д. Мужчины и женщины при выполнении групповых заданий. - М., 1986. - 108 с.

4. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис. . канд. психол. наук. – М., 2002. - 197 с.

5. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. – 431 с.

6. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

8. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.

9. Горчакова Г.Г. Мифология женской карьеры//Психология лидерства. Хрестоматия. – Мн., 2004. – С. 63-70.

10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 678c.

11. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 696 с.

12. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003. – 471 с.

13. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск: Издательство ПМПУ, 1996. - 256с.

14. Майерс Д. Социальная психология. - СПБ.: Питер, 1999. – 688 с.

15. Сельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. - Мн., 2004. – 364 с.

16. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 1998. – 696 с.

17. Унгер Р. Несовершенство современного мышления: Психология строительства пола // Это важно: Психология и строительство пола. - Нью-Хейвен, Л.: Издательство Йельского университета, 1990. – 370 с.

Читайте также: