Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка 6 класс кратко
Обновлено: 08.07.2024
Музыка. Помогите!
1) Что означает слово \"полифония\"?
2) Что отличает характер полифонической музыки?
С чем это связано?
3) Где преимущественное исполнялась полифоническая музыка?
4) Какие законы отличают полифонические произведения?
Расскажи на примере канона \"Да будет мир\" В.А. Моцарта.
Обязательно ответить на 3 вопрос.
1)Вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.
Лучшие помощники
Элементы полифонии заметны в фольклоре разных европейских и неевропейских народов. В истории профессиональной европейской музыки различают: полифонию Средневековья (IX-XIV веков), полифонию Возрождения (XV-XVI веков), полифонию Нового времени (с XVII века). Первые образцы многоголосия, сохранившиеся в трактатах IX века, представляют собой органум. Высшие достижения полифонического искусства Средневековья - мотет, дискант, кондукт (смотреть также в статье Арс антиква). Историческое значение в полифонии этого времени имеют освоение ритмического контраста голосов, опыты использования имитации, канона, возникновение остинатных форм (смотреть Остинато). Период арс нова, переходный от Средневековья к Возрождению, ознаменован ростом значения светских жанров (мадригал, качча, рондо и другие), применением изоритмии, практической и теоретической (Филипп де Витри) разработкой различного формголосоведения. Крупнейшие мастера средневековой полифонии - Ф. Ландини, Г. де Машо. В эпоху Возрождения искусство полифонии расцветает в Англии, Франции, Нидерландах, Италии, Германии, Испании, Чехии, Польше; это так называемая эпоха строгого письма (или строгого стиля), нормы которого определены Дж. Царлино. Полифоническая композиции сочинялись преимущественно для хора а капелла (создавалось немало сочинений с участием инструментов или инструментальных, но развитие инструментальных форм как самостоятельной области полифонии относится к XVII веку). Основные жанры - месса, мотет, мадригал, духовные и светские песни. Мастера строгого стиля владели всеми средствами контрапункта, разработали практически все формы имитации и канона, широко пользовались полифоническими преобразованиями (обращение, ракоход, увеличение, уменьшение). Строгое письмо опиралось на систему диатонических модальных ладов (смотреть Модальность, Церковные лады). Тематической основой был григорианский хорал, однако использовались и светские мелодии. В XV-XVI века самой представительной была нидерландская школа (Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Окегем, Жоскен Депре, О. ди Лассо, Х. Изак, П. де ла Рю, Я. Обрехт, Я. Аркадельт и другие). Во 2-й половине XVI века ведущее положение заняла итальянская музыка: римскую школу возглавлял Дж.П. да Палестрина, его традиции продолжали испанцы Т.Л. де Виктория, К. де Моралес; нидерландец А. Вилларт стал основоположником венецианской школы, расцвет которой связан с А. Габриели и Дж. Габриели. Освоение выразительности хроматики в сочинениях К. Джезуальдо и Л. Маренцио делает их провозвестниками барокко.
В эстетической системе романтизма полифония обрела несвойственную ей ранее экспрессию, расширились представления о полифонической тематизме (песенный у Ф. Шуберта, подчёркнуто инструментальный на аккордовой основе у Ф. Листа, А. Брукнера), усилилось влияние принципов гомофонного формообразования в фугах. Обратная тенденция связана с наметившейся ещё в XVIII веке полифонизацией гомофонной фактуры (Р. Шуман, Р. Вагнер и другие).
В профессиональной русской музыке самобытные полифонические формы развивались в XVII - 1-й половине XVIII веков (партесный концерт, кант и другие). Основы классической русской полифонии заложены М.И. Глинкой, который сочетал традиции народной подголосочной полифонии и профессиональной русской полифонии (М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский) с опытом западно-европейской полифонической культуры. В русской музыке XIX - начала XX веков полифония отличается многообразием типов мелодики (кантилена в канонах Глинки, А.П. Бородина), симфоничностью форм (П.И. Чайковский), тяготением к монументальному стилю (А.К. Глазунов, С.И. Танеев), необычностью форм применения (М.П. Мусоргский и другие). Традиции русской полифонии получили широкое развитие в советской музыке (Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и другие).
Усиление значения полифонии характерно для всего XX века. Оно выражается в частом обращении к фуге, полифоническим вариациям, включении полифонических или полифонизированных частей в сонатно-симфонический цикл, сюиту, кантату, оперу. Интерес к сложной полифонической технике стимулировал неоклассицизм (И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит). Музыкальный язык полифонии усложнялся благодаря применению расширенной тональности, симметричных ладов (у О. Мессиана), нетрадиционных способов варьирования темы (звуковысотного, ритмического). В полифонии нашли применение особые виды ритмической техники (полиостинато, ритмической прогрессии и другие), во 2-й половине XX века полифония усложнилась приёмами сонорики (В. Лютославский). В музыке рубежа XX-XXI веков полифония остаётся одной из важнейших форм музыкального мышления.
Как учебный предмет полифония входит в систему музыкально-теоретического образования.
Но не только наличие нескольких голосов связывается в музыке с понятием полифонии - ведь многоголосие встречается и в народных песнях, и в оперных ансамблях, и в хоровой музыке. Во всех этих видах музыкального творчества, конечно, может присутствовать полифония. Однако с полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.
Чем же характеризуется эмоциональный мир полифонии - этой обширнейшей области творчества, чьё господство в музыке длилось свыше пяти столетий - с XII по XVII век?
В словах великого композитора заключён глубокий смысл. В них подчёркивается коренной характер полифонической музыки, рождённой не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей.
Мессы, мотеты, хоралы - все эти жанры отмечены особым, внеличностным характером, сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного.
Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи, чьё творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, - и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте.
Точно так же свет и покой излучает полифоническая музыка. Её воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим.
Исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, где высота колонн и стен подчёркивала устремлённость к небу. А если учесть, что эта музыка звучала в исполнении органа, полного торжественности и мощи, то сила её воздействия многократно усиливалась.
Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей…
В горний простор без усилья
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья –
Крылья старых церквей.
Горний – находящийся в вышине; небесный
Какие же законы отличают полифоническую музыку?
Прежде всего в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведёт свою самостоятельную мелодическую линию. Такое равноправие голосов ярко проявляет себя в простейшем полифоническом жанре канона.
Главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем – в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно. Такой приём повторения в музыке получил название имитации.
Одновременное звучание всех трёх голосов подчинено закону благозвучия. При этом один голос, не нарушая самостоятельности других, выполняет роль аккомпанемента, обогащая звучание музыки.
Особенности строения полифонических произведений:
Полифонические произведения, в основном, имеют следующие особенности строения:
Вопросы и задания:
Презентация
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема урока: МИР ОБРАЗОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- знакомство с церковной культурой, полифонической музыкой;
- выявление связей церковных тем и образов в разных видах искусства — иконописи, архитектуре, музыке; понимание этической и эстетической ценности церковного искусства в культуре человечества;
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— формирование и укрепление уважения и интереса к старинному искусству, церковной культуре.
Личностные:
— осознание полифонической музыки разных веков как важнейшей и ценнейшей культурной традиции;
— формирование возвышенного, эстетического и этического отношения к церковному искусству, к полифонической музыке.
Предметные:
— понимание полифонии как способа организации музыкальной ткани;
— формирование умения канонического пения.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Архитектура: внутренний вид собора Сен-Шапель, Париж (фото).
СПРАВОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ
Полифония – одна из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. С полифонией, как правило, связывается тот мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки.
Полифоническая (многоголосная) музыка может быть вокальной, вокально-инструментальной или чисто инструментальной.
Полифония — одно из важнейших средств художественной выразительности. Законы, отличающие полифоническую музыку: прежде всего в ней присутствуют несколько голосов, каждый из которых ведёт самостоятельную мелодическую линию.
Орган (др.-греч. ― инструмент, орудие) — клавишный духовой музыкальный инструмент. Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Звучание органа отличается торжественностью и мощью.
Орган нередко используется не только как сольный, но и как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент, в сочетании с другими инструментами камерного ансамбля, оркестром, вокалистами и хором, используется в различных кантатно-ораториальных музыкальных жанрах (редко — в опере).
Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.
Канон – простейший полифонический жанр, в котором ярко проявляется равноправие нескольких голосов, ведущих самостоятельную мелодическую линию. Форма канона создаёт единство, повторяемость, бесконтрастность музыкального произведения.
Имитация – приём повторения в музыке, когда главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем – в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно.
Рекомендации по слушанию музыкального материала:
В каноне В.А. Моцарта нужно найти имитации, отметить троекратное вступление темы. Обязательно следует обратить внимание на удивительное качество мелодии, в которой начало мелодической линии может звучать одновременно с её продолжением.
Читайте также: