Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка 6 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Музыка. Помогите!
1) Что означает слово \"полифония\"?
2) Что отличает характер полифонической музыки?
С чем это связано?
3) Где преимущественное исполнялась полифоническая музыка?
4) Какие законы отличают полифонические произведения?
Расскажи на примере канона \"Да будет мир\" В.А. Моцарта.
Обязательно ответить на 3 вопрос.

1)Вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

Лучшие помощники

Эле­мен­ты полифонии за­мет­ны в фольк­ло­ре раз­ных ев­ропейских и не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов. В ис­то­рии профессиональной ев­ропейской му­зы­ки раз­ли­ча­ют: полифонию Сред­не­ве­ко­вья (IX-XIV веков), полифонию Воз­ро­ж­де­ния (XV-XVI веков), полифонию Но­во­го вре­ме­ни (с XVII века). Пер­вые об­раз­цы мно­го­го­ло­сия, со­хра­нив­шие­ся в трак­та­тах IX века, пред­став­ля­ют со­бой ор­га­нум. Выс­шие дос­ти­же­ния по­ли­фо­нического искусства Сред­не­ве­ко­вья - мо­тет, дис­кант, кон­дукт (смотреть так­же в статье Арс ан­тик­ва). Ис­то­рическое зна­че­ние в полифонии это­го вре­ме­ни име­ют ос­вое­ние рит­мического кон­тра­ста го­ло­сов, опы­ты ис­поль­зо­ва­ния ими­та­ции, ка­но­на, воз­ник­но­ве­ние ос­ти­нат­ных форм (смотреть Ос­ти­на­то). Пе­ри­од арс но­ва, пе­ре­ход­ный от Сред­не­ве­ко­вья к Воз­ро­ж­де­нию, оз­на­ме­но­ван рос­том зна­че­ния свет­ских жан­ров (мад­ри­гал, кач­ча, рон­до и другие), при­ме­не­ни­ем изо­рит­мии, прак­тической и тео­ре­тической (Фи­липп де Вит­ри) раз­ра­бот­кой различного формго­ло­со­ве­де­ния. Круп­ней­шие мас­те­ра сред­не­ве­ко­вой полифонии - Ф. Лан­ди­ни, Г. де Ма­шо. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния искусство полифонии рас­цве­та­ет в Анг­лии, Фран­ции, Ни­дер­лан­дах, Ита­лии, Гер­ма­нии, Ис­па­нии, Че­хии, Поль­ше; это так называемая эпо­ха стро­го­го пись­ма (или стро­го­го сти­ля), нор­мы ко­то­ро­го оп­ре­де­ле­ны Дж. Цар­ли­но. По­ли­фо­ническая ком­по­зи­ции со­чи­ня­лись пре­имущественно для хо­ра а ка­пел­ла (соз­да­ва­лось не­ма­ло со­чи­не­ний с уча­сти­ем ин­ст­ру­мен­тов или ин­ст­ру­мен­таль­ных, но раз­ви­тие ин­ст­ру­мен­таль­ных форм как са­мо­сто­ятельной об­лас­ти полифонии от­но­сит­ся к XVII веку). Основные жан­ры - мес­са, мо­тет, мад­ри­гал, ду­хов­ные и свет­ские пес­ни. Мас­те­ра стро­го­го сти­ля вла­де­ли все­ми сред­ст­ва­ми кон­тра­пунк­та, раз­ра­бо­та­ли прак­ти­че­ски все фор­мы ими­та­ции и ка­но­на, ши­ро­ко поль­зо­ва­лись по­ли­фо­ническими пре­об­ра­зо­ва­ния­ми (об­ра­ще­ние, ра­ко­ход, уве­ли­че­ние, умень­ше­ние). Стро­гое пись­мо опи­ра­лось на сис­те­му диа­то­нических мо­даль­ных ла­дов (смотреть Мо­даль­ность, Цер­ков­ные ла­ды). Те­ма­тической ос­но­вой был гри­го­ри­ан­ский хо­рал, од­на­ко ис­поль­зо­ва­лись и свет­ские ме­ло­дии. В XV-XVI века са­мой пред­ста­витель­ной бы­ла ни­дер­ланд­ская шко­ла (Г. Дю­фаи, Ж. Бен­шуа, Й. Оке­гем, Жос­кен Де­пре, О. ди Лас­со, Х. Изак, П. де ла Рю, Я. Об­рехт, Я. Ар­ка­дельт и другие). Во 2-й половине XVI века ве­ду­щее по­ло­же­ние за­ня­ла итальянская му­зы­ка: рим­скую шко­лу воз­глав­лял Дж.П. да Па­ле­ст­ри­на, его тра­ди­ции про­дол­жа­ли ис­пан­цы Т.Л. де Вик­то­рия, К. де Мо­ра­лес; ни­дер­лан­дец А. Вил­ларт стал ос­но­во­по­лож­ни­ком ве­не­ци­ан­ской шко­лы, рас­цвет ко­то­рой свя­зан с А. Габ­рие­ли и Дж. Габ­рие­ли. Ос­вое­ние вы­ра­зи­тель­но­сти хро­ма­ти­ки в со­чи­не­ни­ях К. Дже­зу­аль­до и Л. Ма­рен­цио де­ла­ет их про­воз­ве­ст­ни­ка­ми ба­рок­ко.

В эс­те­тической сис­те­ме ро­ман­тиз­ма полифония об­ре­ла не­свой­ст­вен­ную ей ра­нее экс­прес­сию, рас­ши­ри­лись пред­став­ле­ния о по­ли­фо­нической те­ма­тиз­ме (пе­сен­ный у Ф. Шу­бер­та, под­чёрк­ну­то ин­ст­ру­мен­таль­ный на ак­кор­до­вой ос­но­ве у Ф. Лис­та, А. Брук­не­ра), уси­ли­лось влия­ние прин­ци­пов го­мо­фон­но­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в фу­гах. Об­рат­ная тен­ден­ция свя­за­на с на­ме­тив­шей­ся ещё в XVIII веке по­ли­фо­ни­за­ци­ей го­мо­фон­ной фак­ту­ры (Р. Шу­ман, Р. Ваг­нер и другие).

В профессиональной русской му­зы­ке са­мо­быт­ные по­ли­фо­нические фор­мы раз­ви­ва­лись в XVII - 1-й половине XVIII веков (пар­тес­ный кон­церт, кант и другие). Ос­но­вы клас­сической русской полифонии за­ло­же­ны М.И. Глин­кой, ко­то­рый со­че­тал тра­ди­ции народной под­го­ло­соч­ной полифонии и профессиональной русской полифонии (М.С. Бе­ре­зов­ский, Д.С. Борт­нян­ский) с опы­том западно-ев­ропейской по­ли­фо­нической куль­ту­ры. В русской му­зы­ке XIX - начала XX веков полифония от­ли­ча­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем ти­пов ме­ло­ди­ки (кан­ти­ле­на в ка­но­нах Глин­ки, А.П. Бо­ро­ди­на), сим­фо­нич­но­стью форм (П.И. Чай­ков­ский), тя­го­те­ни­ем к мо­ну­мен­таль­но­му сти­лю (А.К. Гла­зу­нов, С.И. Та­не­ев), не­обыч­но­стью форм при­ме­не­ния (М.П. Му­сорг­ский и другие). Тра­ди­ции русской полифонии по­лу­чи­ли ши­ро­кое раз­ви­тие в советской му­зы­ке (Н.Я. Мяс­ков­ский, С.С. Про­кофь­ев, Д.Д. Шос­та­ко­вич и другие).

Уси­ле­ние зна­че­ния полифонии ха­рак­тер­но для все­го XX века. Оно вы­ра­жа­ет­ся в час­том об­ра­ще­нии к фу­ге, по­ли­фо­ническим ва­риа­ци­ям, вклю­че­нии по­ли­фо­нических или по­ли­фо­ни­зи­ро­ван­ных час­тей в со­нат­но-сим­фо­нический цикл, сюи­ту, кан­та­ту, опе­ру. Ин­те­рес к слож­ной поли­фо­нической тех­ни­ке сти­му­ли­ро­вал нео­клас­си­цизм (И.Ф. Стра­вин­ский, П. Хин­де­мит). Музыкальный язык полифонии ус­лож­нял­ся бла­го­да­ря при­ме­не­нию рас­ши­рен­ной то­наль­но­сти, сим­мет­рич­ных ла­дов (у О. Мес­сиа­на), не­тра­диционных спо­со­бов варь­и­ро­ва­ния те­мы (зву­ко­вы­сот­но­го, рит­ми­че­ско­го). В полифонии на­шли при­ме­не­ние осо­бые ви­ды рит­мической тех­ни­ки (по­лио­сти­на­то, рит­мической про­грес­сии и другие), во 2-й половине XX века полифония ус­лож­ни­лась при­ё­ма­ми со­но­ри­ки (В. Лю­то­слав­ский). В му­зы­ке ру­бе­жа XX-XXI веков полифония ос­та­ёт­ся од­ной из важ­ней­ших форм музыкального мыш­ления.

Как учеб­ный пред­мет полифония вхо­дит в си­с­те­му музыкально-тео­ре­тического об­ра­зо­ва­ния.

Мир образов полифонической музыки

Но не только наличие нескольких голосов связывается в музыке с понятием полифонии - ведь многоголосие встречается и в народных песнях, и в оперных ансамблях, и в хоровой музыке. Во всех этих видах музыкального творчества, конечно, может присутствовать полифония. Однако с полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.

Чем же характеризуется эмоциональный мир полифонии - этой обширнейшей области творчества, чьё господство в музыке длилось свыше пяти столетий - с XII по XVII век?

В словах великого композитора заключён глубокий смысл. В них подчёркивается коренной характер полифонической музыки, рождённой не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей.

Мессы, мотеты, хоралы - все эти жанры отмечены особым, внеличностным характером, сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного.

Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи, чьё творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, - и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте.

Точно так же свет и покой излучает полифоническая музыка. Её воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим.

Исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, где высота колонн и стен подчёркивала устремлённость к небу. А если учесть, что эта музыка звучала в исполнении органа, полного торжественности и мощи, то сила её воздействия многократно усиливалась.

Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей…
В горний простор без усилья
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья –
Крылья старых церквей.

Горний – находящийся в вышине; небесный

Какие же законы отличают полифоническую музыку?

Прежде всего в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведёт свою самостоятельную мелодическую линию. Такое равноправие голосов ярко проявляет себя в простейшем полифоническом жанре канона.

Главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем – в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно. Такой приём повторения в музыке получил название имитации.

Одновременное звучание всех трёх голосов подчинено закону благозвучия. При этом один голос, не нарушая самостоятельности других, выполняет роль аккомпанемента, обогащая звучание музыки.

Особенности строения полифонических произведений:

Полифонические произведения, в основном, имеют следующие особенности строения:

Вопросы и задания:

Презентация

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: МИР ОБРАЗОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- знакомство с церковной культурой, полифонической музыкой;

- выявление связей церковных тем и образов в разных видах искусства — иконописи, архитектуре, музыке; понимание этической и эстетической ценности церковного искусства в культуре человечества;

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование и укрепление уважения и интереса к старинному искусству, церковной культуре.

Личностные:

— осознание полифонической музыки разных веков как важнейшей и ценнейшей культурной традиции;

— формирование возвышенного, эстетического и этического отношения к церковному искусству, к полифонической музыке.

Предметные:

— понимание полифонии как способа организации музыкальной ткани;

— формирование умения канонического пения.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Архитектура: внутренний вид собора Сен-Шапель, Париж (фото).

СПРАВОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ

Полифония – одна из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. С полифонией, как правило, связывается тот мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки.

Полифоническая (многоголосная) музыка может быть вокальной, вокально-инструментальной или чисто инструментальной.

Полифония — одно из важнейших средств художественной выразительности. Законы, отличающие полифоническую музыку: прежде всего в ней присутствуют несколько голосов, каждый из которых ведёт самостоятельную мелодическую линию.

Орган (др.-греч. ― инструмент, орудие) — клавишный духовой музыкальный инструмент. Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Звучание органа отличается торжественностью и мощью.

Орган нередко используется не только как сольный, но и как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент, в сочетании с другими инструментами камерного ансамбля, оркестром, вокалистами и хором, используется в различных кантатно-ораториальных музыкальных жанрах (редко — в опере).

Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Канон – простейший полифонический жанр, в котором ярко проявляется равноправие нескольких голосов, ведущих самостоятельную мелодическую линию. Форма канона создаёт единство, повторяемость, бесконтрастность музыкального произведения.

Имитация – приём повторения в музыке, когда главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем – в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно.

Рекомендации по слушанию музыкального материала:

В каноне В.А. Моцарта нужно найти имитации, отметить троекратное вступление темы. Обязательно следует обратить внимание на удивительное качество мелодии, в которой начало мелодической линии может звучать одновременно с её продолжением.

Читайте также: