Гарольд гарфинкель биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гарольд Гарфинкель родился в Ньюйорке, Нью-Джерси 29 октября 1917 году в семье бизнесмена, занимавшегося продажей домашней утвари семьям иммигрантов.Отец очень хотел, чтобы сын продолжил его дело и настаивал на постоянном участии Гарольда в своей работе. Юный Гарфинкель действительно стал помогать отцу, но параллельно учился в экономическом колледже.

Работа состоит из 1 файл

Социология повседневности.docx

Гарольд Гарфинкель родился в Ньюйорке, Нью-Джерси 29 октября 1917 году в семье бизнесмена, занимавшегося продажей домашней утвари семьям иммигрантов. Отец очень хотел, чтобы сын продолжил его дело и настаивал на постоянном участии Гарольда в своей работе. Юный Гарфинкель действительно стал помогать отцу, но параллельно учился в экономическом колледже. Среди его педагогов было много выпускников Колумбийского университета, сумевших привить Гарольду интерес к социологии и социальным теориям, он начал посещать занятия по социологии, предназначенных для будущих специалистов в области социальных наук. По окончании колледжа в 1935 году Гарольд поступает в университет Северной Каролины, где занимается изучением социологии, причем особенно интересна ему теоретическая социология. Гарфинкель защитил магистерскую диссертацию в Университете Северной Каролины в 1942.

В 1952 году Гарфинкель защитил докторскую диссертацию в Гарварде. Основоположник социологической школы, известной под названием этнометодологии. Гарфинкель занимается анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности. Его основным произведением является сборник эссе "Исследования по этнометодологии". Гарфинкэль - один из ключевых разработчиков феноменологической традиции в американской социологии.

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ (ETHNOMETHODOLOGY) - Этот термин, буквально означающий "методы людей" (people's methods) , был предложен Г.Гарфинкелем, понимающим под этнометодологией основанную им отрасль социологии. С самого начала этиометодология строилась на критике социологии традиционной, которая, по мнению Гарфинкеля, занимается приписыванием обычным людям определенных выработанных социологией категорий. В рамках общепринятых социологических методов производится такое описание поведения обычных людей, при котором их понимание собственного поведения считается несовершенным. Например, понятие социальной структуры в той мере, в какой оно отступает от ощущения структуры самими простыми людьми, является социологическим измышлением. В то же время на деле социология представляет собой не сугубо специализированную область, а практику, в определенной степени основанную на повседневном знании людей, поскольку социолог вынужден прибегать к собственным категориям повседневного знания с целью организации социологических данных. В том виде, в каком ею обычно занимаются, социология притязает на несвойственный ей статус, рассматривая простых людей в качестве по сути бескультурных. В противоположность такому подходу этнометодология направлена на исследование того, каким образом люди (или "члены") строят свой мир, предполагая, что повседневной жизни свойственна определенная требующая изучения упорядоченность. Членам приходится постоянно работать над поддержанием смысла их собственной деятельности с точки зрения других людей, однако, несмотря на это, тот способ, с помощью которого они конструируют социальный мир, воспринимается ими исключительно как нечто само собой разумеющееся. Одной из важных черт повседневной жизни является индексный характер "разговора". Понимание разговора его участниками зависит от их способности оперировать определенной совокупностью уникальных для каждого отдельного взаимодействия допущений, поэтому членам приходится "восстанавливать" индексность, возможно, посредством комментария. Этнометодология стремится к исследованию методов членов именно в том их виде, в каком они постоянно используются при конструировании социального мира. При этом существует два основных типа исследования. Первый может быть проиллюстрирован с помощью экспериментов Гарфинкеля по прерыванию отношений, характерных для повседневной жизни. Гарфинкель просил своих студентов вести себя так, словно они являются квартирантами в собственном доме. Реакция на это родителей и родственников была драматической: вначале недоуменной, а затем враждебной. По мысли Гарфинкеля, это свидетельствует о том, насколько тонко социальный порядок повседневной жизни организован и, вместе с тем, насколько он хрупок. В других своих исследованиях (например, в исследовании поведения присяжных заседателей) Гарфинкель изучал то, каким образом люди конструируют социальный порядок повседневности в различных условиях, по-прежнему всецело воспринимая его как нечто само собой разумеющееся. Второй же тип этнометодологического исследования представлен разговора анализом, то есть исследованием социальной организации разговорного общения между людьми. Положения этнометодологии вызывали разнообразные дискуссии в социологии в начале 1970-х гг., однако сегодня ее роль не столь заметна. Критика этнометодологии основывается на том, что она занимается тривиальными темами; пропагандирует идею сверхупорядоченности повседневной жизни, на деле осложненной конфликтами и непониманием между людьми; не обращает внимания на социальную структуру и, как следствие, пренебрегает социальными факторами, ограничивающими деятельность людей; использует ею же критикуемые методы исследования.

К концу ХХ века повседневность превратилась в объект пристального внимания исследователей, в одну из ключевых категорий современного гуманитарного знания. Каждая эпоха создает особый тип повседневности с присущими ей специфическими стереотипами сознания и поведения, нормами морали, материально-предметными структурами. Обращение не только к достижениям культуры, историко-культурному наследию, но и к такой сложной стороне культурного бытия, как обыденность, реальность каждодневного существования людей , позволяет представить культуру в ее полноте и, вместе с тем, в разнообразии культурных явлений.

Актуальность исследования культуры повседневности обусловлена возрастанием роли обыденных, повседневных, частных аспектов современного культурного бытия, что, собственно, и является в последнее время предметом прикладных исследований современной региональной культуры. Обыденная культура есть совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей, которая является составным элементом общей системы культуры.

Гарольд Гарфинкель (англ. Harold Garfinkel, 29 октября 1917, Ньюарк — 21 апреля 2011, Пасифик-Пэлисейдс, Лос-Анджелес) — американский социолог, исследователь повседневности, создатель этнометодологии.
Родился в Ньюарке, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец, Абрам Гарфинкель, был мебельщиком. В семье говорили только на идише и по воспоминаниям Гарфинкеля английскому языку он выучился уже в подростковом возрасте. Отец Гарфинкеля надеялся, что сын пойдет по его стопам и несмотря на то, что он помогал отцу, тем не менее решил поступать в колледж и изучить бухгалтерское дело в Университете Ню-Арк. В данном университете преподавали, в основном выпускники Колумбийского Университета и…

Гарольд Гарфинкель (англ. Harold Garfinkel, 29 октября 1917, Ньюарк — 21 апреля 2011, Пасифик-Пэлисейдс, Лос-Анджелес) — американский социолог, исследователь повседневности, создатель этнометодологии.
Родился в Ньюарке, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец, Абрам Гарфинкель, был мебельщиком. В семье говорили только на идише и по воспоминаниям Гарфинкеля английскому языку он выучился уже в подростковом возрасте. Отец Гарфинкеля надеялся, что сын пойдет по его стопам и несмотря на то, что он помогал отцу, тем не менее решил поступать в колледж и изучить бухгалтерское дело в Университете Ню-Арк. В данном университете преподавали, в основном выпускники Колумбийского Университета и особо акцентировали теоретические эксперименты в процессе обучения. Такой теоретический уклон стал ориентиром для Гарфинкеля, когда он впоследствии разрабатывал свою собственную теорию. После окончания университета опыт волонтерства в летней школе Корнелии (штат Джорджия) сыграл решающую роль при выборе социологии в качестве своей будущей карьеры. Там же он узнал о социологической программе Университета Северной Каролины, который и окончил впоследствии 1942 году защитив магистерскую на тему межрасовых убийств. Первой его публикацией был небольшой рассказ в журнале Opportunity (Возможность) в 1940 году. В рассказе (“Color Trouble”) повествовалось о сегрегации темнокожих женщин, путешествующий автобусом в Вирджинии.


Harold Garfinkel, социолог, родился 29 октября 1917 года. Он был заслуженным профессором социологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где трудился с 1954 года до своей отставки в 1987 году. В 1950-х годах он ввел термин этнометодология.

Этнометодология Г. Гарфинкеля изучается в таких областях, как социальная антропология, коммуникация и информатика, педагогика, наука и техника. Стало общепринятым называть его отцом-основателем этнометодологии.

Калифорнийский университет, Лос-Анжелес

Сущность понятия

В социальных науках методология обычно относится к систематическим способам сбора и анализа данных, но, следуя Гарфинкелю, этнометодологи идентифицировали его с широким кругом обычных способностей, таких как участие в разговорных обменах, навигация по дорожным ситуациям и распознавание того, что происходит в конкретных социальных условиях. Идея заключалась в том, что совокупность таких практик накапливается в массовом порядке среди вещей и людей, которые мы называем обществом, даже если участники определенных практик не стремятся к чему-либо, кроме непосредственных обстоятельств.

портрет Г. Гарфинкеля

Научная работа

Этнометодологи показали, что формальные методы и процедуры, которые имеют место в залах судебных заседаний, научных лабораториях и на рабочих местах, подкрепляются повседневным пониманием, аргументативной практикой и приобретенными навыками. Гарфинкель оспаривал идею о том, что социологические методы основаны на специальной научной рациональности, которая не зависит от иррациональной и субъективной основы обычного социального поведения. Некоторые были обеспокоены тем, что видение Гарфинкеля разрушило саму идею объективной науки об обществе; другие пытались договориться, каким образом можно изучать общество как созданный продукт коллективной деятельности.

Биография

Гарольд Гарфинкель вырос в Ньюарке, штат Нью-Джерси, где его отец, Авраам, управлял небольшим бизнесом. Гарольд изучал бухгалтерский учет в колледже Ньюарка, но проявил интерес к социологии. В 1942 году он получил степень магистра по социологии в Университете Северной Каролины. Его ранние публикации, основанные на магистерской диссертации о расовых отношениях на американском юге, продемонстрировали острое понимание и способность свободно говорить на простом английском языке. Его первая публикация Color Trouble была квази-вымышленным рассказом о конфликте, который возник, когда афроамериканская женщина отказалась сидеть в задней части автобуса, когда автомобиль пересек линию Мейсон-Диксон по дороге из Нью-Йорка в Северную Каролину. Он был включен в сборник лучших рассказов 1941 года.

После службы во время Второй мировой войны, он начал свою докторантуру вместе с Тэлкоттом Парсонсом в Гарварде. По примеру последнего Гарольд занялся теоретическими разработками. Его работы стали извилистыми и трудными для понимания как непосвященных, так и многих посвященных.

Тэлкотт Парсонс

Т. Парсонс и его ученики стремились заново изобрести социологию. Для этого они сформулировав всеобъемлющую теорию социальной структуры и социальных действий. Гарфинкель разделял эти амбиции, но в итоге пошел совсем другим путем.

Основные идеи

Он стремился исследовать предполагаемое существование общественного порядка с помощью ряда уникальных исследований, которые нарушили обычные процедуры в домашних хозяйствах и общественных местах. Даже, по-видимому, легкие сбои, такие как роль вежливого незнакомца за обеденным столом собственной семьи, вызывали взрывные реакции с негодованием. Это продемонстрировало моральную ответственность, заложенную даже в самые обыденные рутинные действия. Вопреки преобладающим попыткам социальных теоретиков вывести индивидуальные действия из постулированных социальных структур, Гарфинкель углубился в мелочи повседневной жизни. Он не стремился свести действия к психологическим или неврологическим причинам; вместо этого он пытался проводить коммуникативные действия вплоть до их основополагающих деталей.

Личность ученого

Гарольд Гарфинкель был замечательным человеком и изменчивой личностью. В беседах он использовал поразительно оригинальные аргументы, уникальные примеры и удивительные фразы. Во время семинаров и уроков он обдумывал вопросы, представляя их визуально, почти театрально, делая паузу в течение непомерного количества времени, пока новички ждали его слов. Часто он нарушал тишину загадочными заявлениями и анекдотами. Его сочинения и опубликованные лекции были пронизаны глубоким пониманием иронии и абсурда.

Умер Гарольд Гарфинкель в возрасте 93 лет в 2011 году. Его немного пережила его жена Арлин, на которой он был женат в течение 65 лет. У пары остались дети - Лия и Марк.

Гарольд Гарфинкель

Избранные публикации

Основная часть оригинальных произведений Гарольда Гарфинкеля была представлена ​​в виде научных статей и технических отчетов, большинство из которых впоследствии были переизданы в виде глав книг.

Гарольд Гарфинкель (англ. Harold Garfinkel , 29 октября 1917 ( 19171029 ) , Ньюарк, Нью-Джерси — 21 апреля 2011, Пасифик-Пэлисейдс, Лос-Анджелес [1] ) — американский социолог, исследователь повседневности, создатель этнометодологии.

Содержание

Биография

Закончил Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл (1942). Затем был призван в армию, служил в авиации, но в боевых действиях не участвовал. После войны учился в Гарварде у Парсонса, познакомился с Ароном Гурвичем и Альфредом Шюцем, оказавшими на него большое влияние. В 1952 защитил диссертацию Восприятие другого: исследование социального порядка. С 1954 - профессор Калифорнийского университета, вышел в отставку в 1987. Главный труд - Исследования по этнометодологии (1967, рус. пер. 2007).

Этнометодология

Читайте также: