Гармонизация права это тгп кратко

Обновлено: 02.07.2024

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Иначе, принципы права – это руководящие идеи, актуальные в текущем историческом периоде и выражающие сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Отличие принципов права от правовых идей:

  • правовые идеи могут значительно опережать действующее право, а правовые принципы актальны для "своего" времени..

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

Роль принципов права в правовом регулировании

Принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы - это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в Конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам .

Классификация принципов права

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

Общеправовые принципы:

  1. справедливость , которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.;
  2. юридическое равенство граждан перед законом и судом , провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом";
  3. гуманизм , означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство;
  4. демократизм , предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;
  5. единство прав и обязанностей , которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав;
  6. федерализм , присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;
  7. законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно;
  8. сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Межотраслевые принципы права

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

  • принцип неотвратимости ответственности,
  • принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы права

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

  • в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях;
  • в уголовном праве - презумпция невиновности;
  • в трудовом праве - принцип свободы труда;
  • в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Гармонизация права — процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация — взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация — более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации.

Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Гармонизация права осуществляется стихийно и целенаправленно. Суть стихийной гармонизации в том, что в процессе взаимодействия между государствами возникало похожее или единообразное регулирование. К стихийной гармонизации следует отнести и заимствование опыта других государств, в результате происходило сближение права, хотя такая цель и не ставилась.

Одним из способов гармонизации права является рецепция — одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права.

Гармонизация может быть односторонней или взаимной. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права.

Выделение взаимной гармонизации связано еще с одной ее классификацией: во-первых, гармонизация, осуществляемая исключительно с использованием национально-правовых средств, и во-вторых, осуществляемая с использованием международных средств, в том числе международно-правовых. Гармонизация на национально-правовой основе всегда односторонняя: государство в свое национальное право вводит отдельные нормы иностранного права, или целые комплексы норм, или целые законы.

Взаимная гармонизация — это относительно новый способ, получивший большое распространение к концу XX в., и осуществляется он преимущественно с помощью механизмов международных, включая межправительственные, организаций. Это характерная черта современного процесса гармонизации права. Она происходит в форме резолюций международных органов и организаций. Успехом пользуется такое средство, как создание модельных или типовых законов. Примером подобной гармонизации на универсальном уровне может быть подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов. Ряд государств приняли национальные законы о международном коммерческом арбитраже: Австралия, Болгария, Венгрия, Канада, Украина и др. (см. об этом в гл. 20). К числу этих государств относится и Россия, принявшая соответствующий Закон в 1993 г.

Различия гармонизации и унификации:

юридическими обязательствами. 2. Различие формы приводит к различным результатам. Только унификация ведет к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств, а гармонизация —лишь к сближению права, к устранению противоречий: нормы разных государств мо- гут быть похожими, даже словесно совпадающими, но разными.

3. Природа и место норм в национальной системе, созданных в процессе унификации и гармонизации, также отличны. Унифи- цированные нормы в национальном праве выступают как специ- альные, поскольку вся их жизнь, от создания до прекращения, связана с международным договором. Отсюда особый порядок их применения. Напротив, в процессе гармонизации происходит раз- витие национального права. В него включаются нормы (либо за- имствованные у других государств, либо предусмотренные типо- выми законами или другими международными актами), адаптиро- ванные к национальной правовой системе, принимаемые в форме национальных законодательных актов. Они ничем не отличаются от других норм национального права и применяются в общем по- рядке. Они получают реальное содержание в контексте нацио- нального права. Это может привести к тому, что даже одинаковые по форме нормы будут иметь разное содержание в праве разных государств.

Отсюда и различный механизм применения тех и других норм при регулировании трансграничных частноправовых отношений. Унифицированные материальные нормы снимают коллизионный вопрос и применяются непосредственно. Гармонизированные нор- мы не снимают коллизионную проблему. Каково бы ни было ре- альное сближение права разных государств, как обширны бы ни были совпадения в праве (например, Кодекс Наполеона во Фран- ции и в Бельгии; см. об этом в гл. 1 учебника), коллизии между ними возникают: при регулировании частноправовых отношении116 Часть первая. Общие положения

с международными характеристиками прежде всего необходимо выбрать применимое право.

4. Иногда международный договор становится основой гармо- низации. Речь идет о государствах, не участвующих в договорах. Нет никаких препятствий для неучаствующих государств вклю- чить нормы договора в свое национальное право. Но в этом слу- чае договор действует в качестве не юридически обязательного акта, а типовой модели.

5. Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества. С одной стороны, казалось бы, что унификация наибо- лее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика сви- детельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции де- сятилетиями не вступают в силу или действуют в незначительном круге государств. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует сближению права.

в Евросоюз, гармонизация права (или просто гармонизация) - это процесс создания общих стандартов на внутреннем рынке. Хотя каждое государство-член ЕС несет основную ответственность за регулирование большинства вопросов в рамках своей юрисдикции и, следовательно, у каждого есть свои законы, гармонизация направлена ​​на:

  • обеспечить согласованность законов, нормативных актов, стандартов и практик, чтобы одни и те же правила применялись к предприятиям, работающим в более чем одном государстве-члене, и чтобы предприятия одного государства не получали в результате экономических преимуществ перед предприятиями другого государства разных правил.
  • снижение бремени соблюдения нормативных требований для предприятий, работающих на национальном и международном уровнях.

Целью Европейского Союза по достижению единообразия в законах государств-членов является содействие свободная торговля и защитить граждан. [1]

Гармонизация - это процесс установления допустимых пределов международной унификации, но не обязательно означает видение полного единообразия. [2]

Содержание

Характеристики гармонизации

Гармонизация обычно не является всеобъемлющей, а частичной, поскольку она не направлена ​​на создание единого юридического органа по конкретному вопросу. Это потому, что меры по гармонизации права не могут идти дальше того, что необходимо. [3]

Гармонизация носит бессистемный характер. В директивы Европейского Союза не сосредотачиваются и не содержат всестороннего регулирования всего закона. Директивы регулируют некоторые очень конкретные вопросы, и они регулируют их только для определенных ситуаций или обстоятельств и только для определенных типов сторон. Это наиболее распространено в договорном праве Европейского Союза. [4]

Гармонизация обычно происходит на двух уровнях управления: на всеобъемлющем органе и на каждом из членов в отдельности. Если взять Европейский Союз, это два уровня - европейский и национальный. Хотя законодательные органы и европейские, и национальные законодатели разделяют законодательные обязанности, ни один из этих органов не несет окончательной ответственности за все. Кроме того, отсутствует высший политический орган, который имеет последнее слово в отношении того, кто за что отвечает, то есть нет всеобъемлющей власти над европейскими и национальными законодателями. Однако Европейский суд может определять степень согласованности при рассмотрении дел. [4]

Гармонизация носит динамичный характер, поскольку инструменты гармонизации направлены на изменение, в частности, на улучшение и создание согласованных условий для действия правовых принципов. [4]

Гармонизация против унификации

Унификация и гармонизация законов похожи в том смысле, что обе включают сближение нескольких правовых систем, и обе также ориентированы на установление определенного уровня интеграции по сравнению с предыдущей ситуацией, характеризующейся разнообразием. [5] С другой стороны, унификация и гармонизация преследуют разные фундаментальные цели. Первый стремится к полному единству содержания и деталей, тогда как второй избегает полного единообразия. [6] и в первую очередь касается сближения основополагающих принципов национального законодательства. [7] При объединении, например, новый закон полностью заменяет существовавшие ранее национальные законы. Закон о гармонизации на европейском уровне не выходит за рамки простого приближения. [8] и оставляет национальные различия на месте до тех пор, пока они прямо не регулируются гармонизирующим законом. [9] Здесь национальные законы просто становятся ближе, но не идентичны. [10]

Гармонизацию можно рассматривать как шаг к объединению, и, в некотором смысле, гармонизация направлена ​​или стремится к объединению.

Усилия по гармонизации

Гармонизация - не новая концепция. Однако проблема в том, что ни один проект по гармонизации так и не был завершен. Это связано с характером гармонизации, она предназначена для включения различных правовых систем в базовые рамки.

Это привлекательность гармонизации, она учитывает местные факторы, но при этом применяет общие принципы для создания согласованной правовой базы. Обычно он включает местные факторы в относительно единой системе. [13] Пример гармонизации можно извлечь из Европейского Союза и использования Директив.

Директивы требуют их переноса во внутреннюю правовую систему государства-члена, чтобы они вступили в силу. Если государство-член не сможет своевременно транспонировать Директиву или не сделает этого вообще, Директива вступит в `` прямое действие '', то есть люди смогут напрямую извлекать права из этой Директивы, несмотря на то, что она не транспонирована во внутреннее законодательство. . [14] Директива может быть транспонирована путем принятия в соответствии с законодательством национального парламента или путем согласования посредством ссылки. [15] Директивы являются гибкими в той степени, в которой национальные органы государств-членов могут выбирать форму и метод реализации Директивы. При этом учитывается тот факт, что государства-члены имеют разные правовые системы. [16] Таким образом, это позволяет установить согласованную структуру законов, сохраняя при этом установленные национальные законы каждого члена. В этом главный призыв гармонизации перед объединением.

Гармонизация может быть достигнута двумя способами: активно или пассивно. Самым распространенным является активное стремление к гармонизации, как правило, посредством принятия законодательства, которое включает гармонизированные принципы в местное законодательство. Пассивная гармонизация может происходить через незаконодательные соглашения или конвергенцию прецедентного права. Пока что пассивная гармонизация наименее успешна, поскольку соглашения, не связанные с законодательством, обычно носят добровольный характер. Конвергенция прецедентного права является более многообещающей, поскольку:

Гармонизация и сближение права

Гармонизация является синонимом конвергенции права, однако гармонизация обычно связана с активным стремлением к принятию законодательства, тогда как конвергенция обычно связана с пассивным подходом, таким как естественная конвергенция права через обычаи и частое использование гармонизированных принципов.

Наиболее ярким примером гармонизации международного права является ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли).

Читайте также: