Гарантии и ответственность местного самоуправления кратко

Обновлено: 04.07.2024

В сфере государственного и муниципального управления осуществляется множество различных действий. Среди них могут быть поступки, вызывающие осуждение окружающих (грубое обращение государственного или муниципального должностного лица, служащего с пришедшими к нему на прием гражданами, порочащее поведение в общественном месте (например, появление в нетрезвом виде). Рядовой гражданин тоже совершает нехорошие поступки, затрагивающие сферу государственного или муниципального управления (грубит милиционеру, который делает ему справедливое замечание, бросает бытовые отходы во дворе и т. д.). Такие поступки влекут за собой отрицательную оценку поведения служащего или гражданина со стороны населения, – форма моральной ответственности.

Правонарушение включает в себя действие или бездействие, обязательное наступление вредных последствий и в большинстве случаев вину субъекта, причинившего вред (умышленную вину или по неосторожности в форме небрежности или легкомыслия). Бывают и просто упущения по службе (например, государственный или муниципальный служащий не выполнил вовремя задание начальника) или нарушение гражданином правил по незнанию (например, лов рыбы во время нереста, что было запрещено постановлением государственного или муниципального органа). Такие поступки могут повлечь за собой различные формы ответственности.

Неправомерные поступки могут исходить от разных управляющих субъектов, органов государства и местного самоуправления, служащих (должностных лиц), действующих по службе и несущих за свои действия ответственность. Примерами могут быть конфискация собственности служащим государственной таможни или постановление мэра, запрещающие забастовки на всех муниципальных предприятиях на 3 месяца.

Противоправные действия в сфере государственного и муниципального управления совершают также организации и лица, не обладающие полномочиями в этой сфере (например, коммерческая организация нарушает правила лицензирования, или гражданин незаконно носит чужие ордена и медали).

Важно различать правонарушения со стороны государственных и муниципальных органов и должностных лиц, когда они действовали как представители власти, осуществляя государственное или муниципальное управление (например, Правительство РФ приняло постановление, противоречащее закону, а мэр города получил взятку), и, с другой стороны, когда они действовали как частные, юридические и физические лица, в личном качестве, в гражданско-правовых отношениях (например, государственный орган не оплачивает счета за потребляемую электроэнергию, министр учинил драку на площади, причинив тяжкое телесное повреждение гражданину, а мэр города, нарушив правила движения, помял чужую автомашину). Ответственность будет разной: общеправовой как гражданина и специальной правовой как должностных лиц или государственного муниципального органа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления

35. Гарантии местного самоуправления

35. Гарантии местного самоуправления Гарантии местного самоуправления – это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту прав на местное самоуправление. Запрещается любое ограничение прав местного самоуправления, установленных

85. Представительная и прямая демократия в системе местного самоуправления

85. Представительная и прямая демократия в системе местного самоуправления Соотношение представительной и прямой (непосредственной) демократии в системе местного самоуправления обеспечивает возможность и способность населения муниципального образования участвовать

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством,

Статья 71. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением

Статья 71. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных

Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения

Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими

Лекция 3 Историко-теоретические основы местного самоуправления

Лекция 4 Финансово-экономические основы местного самоуправления

Лекция 4 Финансово-экономические основы местного самоуправления 4.1.Экономические основы местного самоуправленияВ Российской Федерации финансово-экономические гарантии деятельности, связанной с самостоятельным и под свою ответственность решением населением

Лекция 5 Территориальные основы местного самоуправления

Лекция 5 Территориальные основы местного самоуправления 5.1. Территории муниципальных образованийВ целях обеспечения самостоятельности и повышения эффективности местного самоуправления Конституция РФ и федеральное законодательство определяют территориальные основы

Лекция 6 Правовые основы местного самоуправления

Лекция 6 Правовые основы местного самоуправления 6.1. Место и роль международно-правовых актов о местном самоуправлении в правовой системе Российской ФедерацииПраво граждан на осуществление местного самоуправления относится к числу важнейших конституционных прав и

Лекция 7 Гарантии и защита прав местного самоуправления

Лекция 7 Гарантии и защита прав местного самоуправления 7.1.Понятие и система общих и специальных гарантий самостоятельности местного самоуправленияСтановление местного самоуправления и эффективность реализации его целей и задач напрямую зависят от того, какие созданы

Лекция 9 Органы местного самоуправления

Лекция 9 Органы местного самоуправления 9.1. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного

Лекция 12 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Лекция 12 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 12.1.Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйствомОрганам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении вопросов управления

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности 13.1.Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном правеС принятием Конституции РФ в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых

Конституция РФ в ст. 133, а также Федеральныйзакон"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают систему гарантий местного самоуправления:

1) судебная защита прав местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений;

2) гарантия компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти РФ или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения;

3) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных КонституциейРФ и федеральными законами. Данный запрет означает, что законодательное регулирование местного самоуправления субъектами РФ не может сужать объем прав местного самоуправления, прав граждан на осуществление местного самоуправления, определенный федеральным законодательством;

4) обязательность решений местного самоуправления. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;

5) обязательное рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.

Федеральное законодательство устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением реализуется в принятии населением решения о расформировании органа местного самоуправления, отзыве должностного лица местного самоуправления.

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления КонституцииРФ, федерального и регионального законодательства.

В случае если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий КонституцииРФ, федеральным законам, правовым актам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил соответствующий нормативный правовой акт, а также в случае непроведения заседаний избранным в правомочном составе местным представительным органом в течение 3-х месяцев подряд глава субъекта России вносит в парламент субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске местного представительного органа.

В свою очередь глава муниципального образования в определенных случаях и в установленном законом порядке может быть отрешен от должности руководителем субъекта РФ, а также удален в отставку представительным органом муниципального образования по инициативе его депутатов или главы субъекта РФ.

Таким образом, местное самоуправление есть не только самостоятельная, но и гарантированная государством и ответственная деятельность местных сообществ и их органов по решению вопросов местного значения.

1. Раскройте сущность местного самоуправления.

2. Поясните, чем местное самоуправление отличается от местного государственного управления.

3. Перечислите основные нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления.

4. Назовите территориальные основы местного самоуправления.

5. В чем заключаются организационные основы местного самоуправления?

6. Определите систему органов местного самоуправления.

7. Перечислите формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

8. Назовите специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

9. Какими полномочиями обладает глава местного самоуправления?

10. Какие органы местного самоуправления действуют в городе Москве?

Дополнительная литература к теме

1. Бабичев И.В. О некоторых актуальных вопросах муниципальногоправа и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 5.

2. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. М., 2009.

3. Гриценко Е. Проблемы нормативного регулирования местного самоуправления на региональном и муниципальном уровнях // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1.

4. Загидуллин Р.И. Наделение органов местного самоуправления отдельнымигосударственными полномочиями: проблемы понятийного аппарата // Российский юридический журнал. 2010. N 5.

5. Кашо В.С. Ответственность органов и должностных лицместного самоуправления как предмет муниципального правотворчества // Журнал российского права. 2011. N 6.

6. Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 6.

7. Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий представительного органамуниципального образования // Журнал российского права. 2004. N 11.

8. Митягин Ю.В. Неприкосновенность депутатов, выборных должностных лицорганов местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2010. N 2.

9. Муниципальное право России: Учебник для бакалавров / Под ред. А.Н. Кокотова. М., 2013.

10. Новиков А.А. О некоторых особенностях организации местногосамоуправления в ЗАТО // Российский юридический журнал. 2010. N 6.

11. Праскова С.В. Упразднение муниципальных образований: критерии допустимости// Журнал российского права. 2011. N 3.

12. Помещикова С.А. Учет мнения граждан на публичныхслушаниях // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20.

13. Соловьев С.Г. К вопросу о необходимости принятия Муниципального кодекса РФ // Современное право. 2012. N 9.

14. Сергеев А.А. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления // Государство и право. 2004. N 3.

15. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление// Журнал российского права. 2005. N 4.

16. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении// Журнал российского права. 2008. N 3.

17. Шугрина Е.С. Контрольный орган муниципального образования // Российский юридический журнал. 2009. N 4.

18. Щепачев В.А. О формах взаимодействия органов местногосамоуправления и органов государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 12.

Заседание Совета по развитию городских территорий и общественных пространств

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

К таким полномочиям, в частности, относятся:

— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.


Гарантии местного самоуправления могут быть юридическими, политическими и экономическими.

Юридические гарантии установлены Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления, другим законодательством.

Политические гарантии обеспечиваются прежде всего единством власти народа

Экономические гарантии обусловлены существованием у муниципальных образований своей собственности, своего бюджета, своих предприятий и учреждений, отчислениями им от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Конституционные гарантии местного самоуправления

Под гарантиями местного самоуправления следует понимать совокупность фактически сложившихся условий, предпосылок, обеспечивающих становление и развитие местного самоуправления. Условия эти имеют и субъективный, и объективный характер.

Гарантии также закреплены в уставах муниципальных образований и иных нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации гарантирует:

  • осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления;
  • гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
  • устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления;
  • гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

Виды гарантий местного самоуправления и их реализация

В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены такие важнейшие гарантии, как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Из этого следует, что гарантии местного самоуправления можно разделить на политические, экономические, организационные и правовые .

Политическая гарантия состоит в том, что в Конституции РФ выражена политическая воля о признании местного самоуправления как института общества, обеспечивающего участие граждан в управлении общественными и государственными делами с использованием форм прямой и непосредственной демократии.

Политический характер имеют, например, ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающие нормы о народовластии и формах его осуществления, ч. 2 ст. 8, признающая и защищающая муниципальную собственность, ст. 12, гарантирующая местное самоуправление, и т.д.

Как раз в политической воле и заложена политическая гарантия, т.е. условие, при котором возможны становление и развитие местной публичной власти. Из этого следует, что и нормы муниципального права, призванные регулировать отношения в системе местной публичной власти, обусловлены политической волей, закрепленной в Конституции РФ.

Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении и другими нормативными правовыми актами.

Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.

Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.

Правовые (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение.

Система гарантий местного самоуправления

В области местного самоуправления гарантиями являются действия субъектов права (граждан, их объединений, муниципальных образований, государства), обеспечивающие осуществление местного самоуправления в соответствии с его функциями, предназначением. В случае неопределенности, спора, конфликта заметно возрастает роль органов государственной власти, поскольку только они могут и должны найти и установить в качестве обязательных процессуальные процедуры, гарантирующие хотя бы минимальные стандарты в осуществлении местного самоуправления.

Среди мер, принимаемых в целях обеспечения местного самоуправления, можно выделить, например:

  • установление пределов законодательного регулирования (возможность установления законом только общих принципов организации местного самоуправления);
  • признание местного коллектива в качестве субъекта публичного права, ответственного перед государством за принятие решений по вопросам местной общественной жизни;
  • установление статуса муниципальных органов, не допускающего произвольного вмешательства в осуществление местного самоуправления, как со стороны государства, так и отдельных граждан;
  • нейтрализацию неблагоприятных социальных и природных факторов;
  • введение государственного контроля и надзора, предполагающего участие судебных органов в решении вопросов об отмене муниципальных правовых актов, отрешении недобросовестных или некомпетентных лиц от ключевых муниципальных должностей;
  • предоставление муниципальным органам возможности обращения в суд по любому спорному вопросу местного самоуправления, а также для защиты от неправомерных действий, в том числе для защиты от принятия неконституционных законов, и др.

Органы государственной власти обеспечивают осуществление местного самоуправления:

  • удостоверяют факт создания муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ в том его виде (город- скос, сельское поселение, муниципальный район и др.) и в тех границах (территория населенного пункта или населенных пунктов с прилегающими землями, необходимыми для самостоятельного развития), которые позволяют осуществлять эффективное местное самоуправление;
  • обеспечивают своевременное формирование и надлежащее функционирование органов местного самоуправления;
  • поддерживают и развивают организационные структуры муниципальных образований, способных решать в комплексе как текущие вопросы местной общественной жизни, так и отдельные задачи, для решения которых при отсутствии органов местного самоуправления пришлось бы создавать дополнительные территориальные исполнительные органы государственной власти либо отраслевые (функциональные) подразделения в составе названных и (или) центральных исполнительных органов государственной власти;
  • определяют для муниципальных образований реальные доходные источники, позволяющие своевременно и качественно решать вопросы местного значения;
  • осуществляют постоянную и целенаправленную поддержку (подготовка квалифицированных кадров, передача имущества, финансовые компенсации муниципальных расходов, субсидирование муниципальных инвестиционных проектов), в том числе в рамках соответствующих государственных программ;
  • взаимодействуют с ассоциациями муниципальных образований, другими общественными объединениями в целях улучшения функционирования муниципальных органов, определения актуальных проблем, обмена опытом для устранения недостатков (например, в настоящее время при поддержке главы государства создан и действует Всероссийский совет местного самоуправления) и др.

Гарантии организационной самостоятельности

К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые Конституцией и федеральными законами принципы организации местного самоуправления.

Гарантии материальной основы

Под гарантиями, обеспечивающими материальную основу местного самоуправления, понимается совокупность условий, определяющих финансово-экономическую самостоятельность муниципальных образований.

  • В ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность закреплена как самостоятельная форма собственности, признание и защита которой относится к элементам основ конституционного строя Российской Федерации.
  • Важнейшей гарантией, обеспечивающей материальную основу местного самоуправления, являются средства местного бюджета. В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
  • Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  • Муниципальные образования имеют право на получение компенсации дополнительных расходов или уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
  • Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Гарантии создания благоприятных условий

Гарантиями, связанными с созданием благоприятных условий для осуществления местного самоуправления, являются:

  • укрепление законодательной основы местного самоуправления, статуса органов местного самоуправления (сохранение относительной обособленности муниципальных органов от органов государственной власти);
  • кураторство исполнительных органов государственной власти;
  • государственные программы поддержки местного самоуправления и др.

Гарантиями, обеспечивающими защиту местного самоуправления от неблагоприятных факторов, которые создают неопределенность, споры, конфликтные ситуации, являются:

  • беспрепятственная реализация права на судебную защиту (соблюдение права муниципальных образований на обращение в суд по любому спорному вопросу осуществления местного самоуправления);
  • надлежащий контроль за содержанием законов, других правовых актов в целях недопущения ущемления прав местного самоуправления;
  • осуществление эффективного контроля за исполнительными органами государственной власти, курирующими органы местного самоуправления;
  • допущение прямого государственного контроля за деятельностью лиц, замещающих выборные муниципальные должности (смещение с занимаемых постов недобросовестных или некомпетентных лиц, отмена принятых ими решений);
  • временное осуществление муниципальных полномочий органами государственной власти в случае стихийных бедствий, недобросовестности лиц, замещающих муниципальные должности, наличия других неблагоприятных социальных, иных факторов в целях их нейтрализации и др.

Государственный и судебный контроль

Особое место в обеспечении реализации и проведении надежной защиты местного самоуправления занимает государственный контроль и надзор. Используя контрольные и надзорные полномочия, органы государственной власти пресекают неконституционные действия лиц, замещающих муниципальные должности.

Следует отметить особую роль Конституционного Суда РФ в системе защиты местного самоуправления. Особенность по сравнению с другими судами в том, что Конституционный Суд РФ, используя предоставленные ему Конституцией РФ полномочия, имеет возможность укрепить непосредственно конституционную основу осуществления местного самоуправления.

Конституционный Суд РФ имеет право по запросу проверить и признать неконституционным любой закон или нормативный правовой акт, принятый в Российской Федерации органом государственной власти, за исключением законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73).

Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными. Разрешение Судом возникающих споров по вопросам местного самоуправления, принципам его организации и конкретным формам реализации приводит к более качественному в дальнейшем законодательному регулированию.

Обосновывая свои решения, Конституционный Суд РФ формулирует правовую позицию, что оказывает существенное влияние на правосознание, помогает лучшему пониманию проявления принципов муниципальной власти в конкретных жизненных обстоятельствах.

По вопросам организации местного самоуправления Конституционный Суд РФ сформулировал ряд правовых позиций. Главные из них подтверждены им в определении от 10 апреля 2002 г. № 92-0:

  • любое изменение территориальных основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него, возможность полного упразднения местного самоуправления на той или иной территории противоречит предписаниям Конституции РФ и федеральных законов об осуществлении на всей территории Российской Федерации местного самоуправления как необходимого элемента конституционного механизма народовластия, нарушает волю многонационального народа России, закрепленную в Конституции РФ (постановление от 30 ноября 2000 г. № 15-П);
  • деление территории субъекта РФ на муниципальные образования осуществляется самим субъектом РФ, определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, должно способствовать, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению, позволять решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и вместе с тем не препятствовать решению вопросов, которые выходят за эти рамки и как таковые по своему существу относятся к полномочиям органов государственной власти (постановления от 24 января 1997 г. N9 1-П, от 15 января 1998 г. № 3-П и от 30 ноября 2000 г. № 15-П);
  • законодатель субъекта РФ должен учитывать, что реализация предписания Конституции РФ, гарантирующего осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, не может быть поставлена в зависимость от усмотрения органов государственной власти субъекта РФ, поэтому не соответствуют Конституции РФ нормативные положения, допускающие интерпретацию содержащихся в них критериев создания муниципальных образований в качестве условий, вопреки волеизъявлению населения ограничивающих выбор территории, на которой осуществляется местное самоуправление (постановление от 30 ноября 2000 г. № 15-П), и др.

Отдельные решения по вопросам организации местного самоуправления принимались конституционными и уставными судами в субъектах РФ. ими же формулировались соответствующие правовые позиции.

Так, Уставный суд Санкт-Петербурга разъяснил, что муниципальные образования Санкт-Петербурга, равно как и другие субъекты законодательной инициативы, предусмотренные Уставом Санкт-Петербурга, вправе вносить в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проекты законов Санкт-Петербурга и проекты законов Санкт-Петербурга о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Санкт-Петербурга.

Читайте также: