Ганс гольбейн старший биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

NADYNROM все записи автора При упоминании имени Гольбейн мы сразу вспоминаем замечательные портреты Ганса Гольбейна Младшего, но очень немногие знают о существовании Ганса Гольбейна Старшего (ок.1465 - 1524), который оказался как бы в тени мировой славы своего сына. Однако этот художник сыграл чрезвычайно важную роль в становлении искусства Южной Германии на рубеже XV - XVI веков.
Он был единственным живописцем среди целого поколения, сумевшим достаточно глубоко воспринять новые принципы ренессансного искусства. Ганс Гольбейн Старший являлся главой большой мастерской и оказал влияние на многих немецких художников, среди них на такого мастера, как Матиас Грюневальд. Он был крупнейшим немецким портретистом до Дюрера. И, наконец, невозможно переоценить значение творчества этого живописца для формирования самостоятельной художественной концепции Ганса Гольбейна Младшего.
Ганс Гольбейн Старший родился в городе Аугсбурге, в семье ремесленника, занимавшегося обработкой кожи. В юности Гольбейн много путешествовал. Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды. К 1494 году художник возвращается в родной город и женится на дочери Фомы Бургмайра, преуспевающего аугсбургского живописца. У него рождаются два сына - Амброзиус и Ганс.

 (700x461, 88Kb)

Амброзиус и Ганс

Дела Гольбейна идут очень успешно, он становится во главе большой мастерской, одной из самых значительных в Южной Германии. Сначала ближайшими помощниками Гольбейна были его брат Зигмунд и Леонард Век, потом в деятельность мастерской активно включаются очень способные к живописи сыновья.
Процветанию мастерской во многом способствовала атмосфера Аугсбурга, который к концу XV века становится центром Швабии, крупнейшим торговым и ремесленным городом, где развиваются оружейное дело, книгоиздательство и прикладное искусство. Художники пользуются покровительством богатейших семей. Аугсбургские гуманисты, советники императора Максимилиана, способствуют распространению знаний о новейших явлениях европейской культуры. Свободный космополитический дух города в значительной степени обусловил не только развитие искусства живописи, но и органичное восприятие идеалов Ренессанса. Желание следовать моде и удовлетворять вкусы образованных заказчиков привело к культу внешней красоты формы, порой за счет утраты глубокого внутреннего содержания.

 (696x483, 85Kb)

Портрет Ульриха Шварца с семьей. Деталь

В этой художественной ситуации Гольбейн лучше других мастеров сумел воспринять и выразить новые эстетические идеалы эпохи, что в конечном итоге и определило его лидирующее положение среди аугсбургских живописцев. Многие из них начинают подражать живописной манере Гольбейна, к числу его последователей и учеников можно отнести Ганса Бургмайра, Иорга Брея, Мартина Шаффнера и некоторых других художников.
Слава Гольбейна выходит за пределы Аугсбурга. Его приглашают работать во многие города Южной Германии. В 1499 году он работает в Ульме, два года спустя Гольбейн пишет алтарные картины для доминиканцев во Франкфурте-на-Майне. В начале века художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 году он принимает решение окончательно переехать в Эльзас и поселяется в Изенгейме, где и умирает спустя восемь лет.
В последние годы жизни, после закрытия аугсбургской мастерской Гольбейн работает вместе со своими сыновьями. С сыном Гансом он создает росписи интерьеров и фасадов дома Якова Гертенштейна в Люцерне, в которых сцены охоты сочетались с жанровыми композициями. В двадцатые годы Гольбейн отходит от активной деятельности и лишь иногда выступает как помощник своего сына. Так было во время работы над алтарем Ганса Оберрида, где Гольбейн Старший исполнил только несколько портретов донаторов.
Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным, что делает различие индивидуальных манер чрезвычайно сложной задачей. Вероятно, именно поэтому в течение долгого времени многие творения отца приписывались сыновьям, в первую очередь Гансу Гольбейну Младшему, к которому было приковано внимание исследователей.
Стиль живописи Ганса Гольбейна Старшего претерпел значительную эволюцию. Ранние произведения художника сделаны еще целиком в традициях немецкой живописи XV века. Они показывают влияния нидерландской школы и особенно Рогира ван дер Вейдена, выразившиеся и в тщательной светотеневой моделировке форм, и в обилии натуралистически точных деталей. Объемные фигуры часто пишутся на условном золотом фоне, активно используются готические декоративные мотивы.

 (505x700, 66Kb)

Мадонна с младенцем

 (473x700, 88Kb)

Мадонна с ангелами

Уже в этих ранних произведениях проявилось незаурядное колористическое мастерство художника, стремление к соразмерной и сгармонизированной композиции с ясно выделенным центром. Красота целого для Гольбейна всегда важнее выразительности отдельного образа. Постепенно в творчестве Гольбейна появляется интерес к пространственным решениям.

 (536x700, 73Kb)

Мадонна с младенцем

Если в картинах Кайсгеймского алтаря 1502 года композиция еще строится как в рельефе и действие развивается параллельно картинной плоскости, то через два года в изображении "Базилики св. Павла" художник пытается создать сложное, развертывающееся в глубину, многоплановое пространство.

 (683x699, 142Kb)

Створки Кайсгеймского алтаря

 (417x700, 79Kb)

Кайсгеймский алтарь. Представление Христа в Храме

И хотя в согласовании планов чувствуется скованность и некоторая механистичность, самого пристального внимания достойно стремление мастера выйти за пределы привычных изобразительных решений. Оно демонстрирует зарождение нового художественного видения.
Окончательный переход к ренессансному стилю можно наблюдать в работах 1508 - 16 годов. Примечательно, что освоение нового стиля начинается с пристального интереса к ренессансной декорации. Мастер охотно копирует архитектурные мотивы, орнаменты, скульптурные украшения. Восприятие нового искусства идет не через осознание гуманистических идеалов эпохи Возрождения, а через чисто внешние формы, которые, по-видимому, очень нравились и не желающим отстать от моды заказчикам.

 (700x463, 88Kb)

Преставление Богоматери

Наиболее совершенным творением Гольбейна считается алтарь св. Себастьяна, сейчас хранящийся в мюнхенской Пинакотеке.

 (483x700, 91Kb)

Мученичество святого Себастьяна

Образ страдающего Себастьяна величествен и монументален, за каждой деталью чувствуется внимательное изучение натуры. И все же мастеру здесь не удается достичь абсолютной органичности изображения. Возникает ощущение, что за ренессансными формами стоит иной способ художественного мышления, для которого передача реалий объективного мира лишь средство для выражения сверхчувственных ценностей.
Гольбейн работал в среде, жившей еще в значительной степени средневековыми представлениями. Показательно, что в основном художник писал алтарные образы для провинциальных католических монастырей Южной Германии. Для украшения тех же монастырей Гольбейн делал и картоны, потом воспроизводившиеся в живописи на стекле (до нашего времени сохранилось 17 окон, расписанных по эскизам художника). Характер заказов, духовная среда во многом определяли то несколько внешнее восприятие ренессансной художественной культуры, которое мы видим в ряде произведений мастера.
Интересную часть наследия Гольбейна составляют портреты.

 (528x698, 30Kb)

Портрет 34-летней женщины

 (459x700, 29Kb)

Портрет женщины

 (473x680, 30Kb)

Портрет Катарины Шварц

Сохранилось очень мало живописных портретов, но существует значительное количество рисунков, в большинстве своем сделанных серебряным карандашом.

 (377x550, 64Kb)

Автопортрет

Эти рисунки создавались и как вспомогательные штудии для многофигурных композиций, и как самостоятельные портретные изображения, по всей видимости пользовавшиеся большим успехом. Рисунки отличает редкая точность в передаче натуры, почти полное отсутствие стилизованных форм, совершенное графическое мастерство.
Гольбейна в портретах не привлекают детали, он сосредоточивает внимание на содержании образов, в которых подчеркивается одухотворенность и особое настроение легкой грусти. Сравнивая эти скромные рисунки с признанными шедеврами Ганса Гольбейна Младшего, отчетливо понимаешь, как много в творчестве сына уходит корнями в своеобразное, значительное и, к сожалению, полузабытое искусство отца.

При упоминании имени Гольбейн мы сразу вспоминаем замечательные портреты Ганса Гольбейна Младшего, но очень немногие знают о существовании Ганса Гольбейна Старшего (ок.1465-1524), который оказался как бы в тени мировой славы своего сына. Однако этот художник сыграл чрезвычайно важную роль в становлении искусства Южной Германии на рубеже 15-16 веков. Он был единственным живописцем среди целого поколения, сумевшим достаточно глубоко воспринять новые принципы ренессансного искусства. Ганс Гольбейн Старший являлся главой большой мастерской и оказал влияние на многих немецких художников, среди них на такого мастера, как Матиас Грюневальд. Он был крупнейшим немецким портретистом до Дюрера. И, наконец, невозможно переоценить значение творчества этого живописца для формирования самостоятельной художественной концепции Ганса Гольбейна Младшего.

Ганс Гольбейн Старший родился в городе Аугсбурге, в семье ремесленника, занимавшегося обработкой кожи. В юности Гольбейн много путешествовал. Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды. К 1494 году художник возвращается в родной город и женится на дочери Фомы Бургмайра, преуспевающего аугсбургского живописца. У него рождаются два сына - Амброзиус и Ганс. Дела Гольбейна идут очень успешно, он становится во главе большой мастерской, одной из самых значительных в Южной Германии. Сначала ближайшими помощниками Гольбейна были его брат Зигмунд и Леонард Век, потом в деятельность мастерской активно включаются очень способные к живописи сыновья.

Процветанию мастерской во многом способствовала атмосфера Аугсбурга, который к концу 15 века становится центром Швабии, крупнейшим торговым и ремесленным городом, где развиваются оружейное дело, книгоиздательство и прикладное искусство. Художники пользуются покровительством богатейших семей. Аугсбургские гуманисты, советники императора Максимилиана, способствуют распространению знаний о новейших явлениях европейской культуры. Свободный космополитический дух города в значительной степени обусловил не только развитие искусства живописи, но и органичное восприятие идеалов Ренессанса. Желание следовать моде и удовлетворять вкусы образованных заказчиков привело к культу внешней красоты формы, порой за счет утраты глубокого внутреннего содержания. В этой художественной ситуации Гольбейн лучше других мастеров сумел воспринять и выразить новые эстетические идеалы эпохи, что в конечном итоге и определило его лидирующее положение среди аугсбургских живописцев. Многие из них начинают подражать живописной манере Гольбейна, к числу его последователей и учеников можно отнести Ганса Бургмайра, Иорга Брея, Мартина Шаффнера и некоторых других художников.

Слава Гольбейна выходит за пределы Аугсбурга. Его приглашают работать во многие города Южной Германии. В 1499 году он работает в Ульме, два года спустя Гольбейн пишет алтарные картины для доминиканцев во Франкфурте-на-Майне. В начале века художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 году он принимает решение окончательно переехать в Эльзас и поселяется в Изенгейме, где и умирает спустя восемь лет. В последние годы жизни, после закрытия аугсбургской мастерской Гольбейн работает вместе со своими сыновьями. С сыном Гансом он создает росписи интерьеров и фасадов дома Якова Гертенштейна в Люцерне, в которых сцены охоты сочетались с жанровыми композициями. В двадцатые годы Гольбейн отходит от активной деятельности и лишь иногда выступает как помощник своего сына. Так было во время работы над алтарем Ганса Оберрида, где Гольбейн Старший исполнил только несколько портретов донаторов. Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным, что делает различие индивидуальных манер чрезвычайно сложной задачей. Вероятно, именно поэтому в течение долгого времени многие творения отца приписывались сыновьям, в первую очередь Гансу Гольбейну Младшему, к которому было приковано внимание исследователей.

Стиль живописи Ганса Гольбейна Старшего претерпел значительную эволюцию. Ранние произведения художника сделаны еще целиком в традициях немецкой живописи 15 века. Они показывают влияния нидерландской школы и особенно Рогира ван дер Вейдена, выразившиеся и в тщательной светотеневой моделировке форм, и в обилии натуралистически точных деталей. Объемные фигуры часто пишутся на условном золотом фоне, активно используются готические декоративные мотивы. Уже в этих ранних произведениях проявилось незаурядное колористическое мастерство художника, стремление к соразмерной и сгармонизированной композиции с ясно выделенным центром. Красота целого для Гольбейна всегда важнее выразительности отдельного образа.

Постепенно в творчестве Гольбейна появляется интерес к пространственным решениям. Если в картинах Кайсгеймского алтаря 1502 года композиция еще строится как в рельефе и действие развивается параллельно картинной плоскости, то через два года в изображении "Базилики св. Павла" художник пытается создать сложное, развертывающееся в глубину, многоплановое пространство. И хотя в согласовании планов чувствуется скованность и некоторая механистичность, самого пристального внимания достойно стремление мастера выйти за пределы привычных изобразительных решений. Оно демонстрирует зарождение нового художественного видения.

Гольбейн работал в среде, жившей еще в значительной степени средневековыми представлениями. Показательно, что в основном художник писал алтарные образы для провинциальных католических монастырей Южной Германии. Для украшения тех же монастырей Гольбейн делал и картоны, потом воспроизводившиеся в живописи на стекле (до нашего времени сохранилось 17 окон, расписанных по эскизам художника). Характер заказов, духовная среда во многом определяли то несколько внешнее восприятие ренессансной художественной культуры, которое мы видим в ряде произведений мастера.

Интересную часть наследия Гольбейна составляют портреты. Сохранилось очень мало живописных портретов, но существует значительное количество рисунков, в большинстве своем сделанных серебряным карандашом. Эти рисунки создавались и как вспомогательные штудии для многофигурных композиций, и как самостоятельные портретные изображения, по всей видимости пользовавшиеся большим успехом. Рисунки отличает редкая точность в передаче натуры, почти полное отсутствие стилизованных форм, совершенное графическое мастерство. Гольбейна в портретах не привлекают детали, он сосредоточивает внимание на содержании образов, в которых подчеркивается одухотворенность и особое настроение легкой грусти. Сравнивая эти скромные рисунки с признанными шедеврами Ганса Гольбейна Младшего, отчетливо понимаешь, как много в творчестве сына уходит корнями в своеобразное, значительное и, к сожалению, полузабытое искусство отца.

При упоминании имени Гольбейн мы сразу вспоминаем замечательные портреты Ганса Гольбейна Младшего, но очень немногие знают о существовании Ганса Гольбейна Старшего (ок.1465 - 1524), который оказался как бы в тени мировой славы своего сына. Однако этот художник сыграл чрезвычайно важную роль в становлении искусства Южной Германии на рубеже XV - XVI веков.
Он был единственным живописцем среди целого поколения, сумевшим достаточно глубоко воспринять новые принципы ренессансного искусства. Ганс Гольбейн Старший являлся главой большой мастерской и оказал влияние на многих немецких художников, среди них на такого мастера, как Матиас Грюневальд. Он был крупнейшим немецким портретистом до Дюрера. И, наконец, невозможно переоценить значение творчества этого живописца для формирования самостоятельной художественной концепции Ганса Гольбейна Младшего.
Ганс Гольбейн Старший родился в городе Аугсбурге, в семье ремесленника, занимавшегося обработкой кожи. В юности Гольбейн много путешествовал. Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды. К 1494 году художник возвращается в родной город и женится на дочери Фомы Бургмайра, преуспевающего аугсбургского живописца. У него рождаются два сына - Амброзиус и Ганс.

Амброзиус и Ганс

Дела Гольбейна идут очень успешно, он становится во главе большой мастерской, одной из самых значительных в Южной Германии. Сначала ближайшими помощниками Гольбейна были его брат Зигмунд и Леонард Век, потом в деятельность мастерской активно включаются очень способные к живописи сыновья.
Процветанию мастерской во многом способствовала атмосфера Аугсбурга, который к концу XV века становится центром Швабии, крупнейшим торговым и ремесленным городом, где развиваются оружейное дело, книгоиздательство и прикладное искусство. Художники пользуются покровительством богатейших семей. Аугсбургские гуманисты, советники императора Максимилиана, способствуют распространению знаний о новейших явлениях европейской культуры. Свободный космополитический дух города в значительной степени обусловил не только развитие искусства живописи, но и органичное восприятие идеалов Ренессанса. Желание следовать моде и удовлетворять вкусы образованных заказчиков привело к культу внешней красоты формы, порой за счет утраты глубокого внутреннего содержания.

Портрет Ульриха Шварца с семьей. Деталь

В этой художественной ситуации Гольбейн лучше других мастеров сумел воспринять и выразить новые эстетические идеалы эпохи, что в конечном итоге и определило его лидирующее положение среди аугсбургских живописцев. Многие из них начинают подражать живописной манере Гольбейна, к числу его последователей и учеников можно отнести Ганса Бургмайра, Иорга Брея, Мартина Шаффнера и некоторых других художников.
Слава Гольбейна выходит за пределы Аугсбурга. Его приглашают работать во многие города Южной Германии. В 1499 году он работает в Ульме, два года спустя Гольбейн пишет алтарные картины для доминиканцев во Франкфурте-на-Майне. В начале века художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 году он принимает решение окончательно переехать в Эльзас и поселяется в Изенгейме, где и умирает спустя восемь лет.
В последние годы жизни, после закрытия аугсбургской мастерской Гольбейн работает вместе со своими сыновьями. С сыном Гансом он создает росписи интерьеров и фасадов дома Якова Гертенштейна в Люцерне, в которых сцены охоты сочетались с жанровыми композициями. В двадцатые годы Гольбейн отходит от активной деятельности и лишь иногда выступает как помощник своего сына. Так было во время работы над алтарем Ганса Оберрида, где Гольбейн Старший исполнил только несколько портретов донаторов.
Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным, что делает различие индивидуальных манер чрезвычайно сложной задачей. Вероятно, именно поэтому в течение долгого времени многие творения отца приписывались сыновьям, в первую очередь Гансу Гольбейну Младшему, к которому было приковано внимание исследователей.
Стиль живописи Ганса Гольбейна Старшего претерпел значительную эволюцию. Ранние произведения художника сделаны еще целиком в традициях немецкой живописи XV века. Они показывают влияния нидерландской школы и особенно Рогира ван дер Вейдена, выразившиеся и в тщательной светотеневой моделировке форм, и в обилии натуралистически точных деталей. Объемные фигуры часто пишутся на условном золотом фоне, активно используются готические декоративные мотивы.

Мадонна с младенцем

Мадонна с ангелами

Уже в этих ранних произведениях проявилось незаурядное колористическое мастерство художника, стремление к соразмерной и сгармонизированной композиции с ясно выделенным центром. Красота целого для Гольбейна всегда важнее выразительности отдельного образа. Постепенно в творчестве Гольбейна появляется интерес к пространственным решениям.

Мадонна с младенцем

Если в картинах Кайсгеймского алтаря 1502 года композиция еще строится как в рельефе и действие развивается параллельно картинной плоскости, то через два года в изображении "Базилики св. Павла" художник пытается создать сложное, развертывающееся в глубину, многоплановое пространство.

Створки Кайсгеймского алтаря

Кайсгеймский алтарь. Представление Христа в Храме

И хотя в согласовании планов чувствуется скованность и некоторая механистичность, самого пристального внимания достойно стремление мастера выйти за пределы привычных изобразительных решений. Оно демонстрирует зарождение нового художественного видения.
Окончательный переход к ренессансному стилю можно наблюдать в работах 1508 - 16 годов. Примечательно, что освоение нового стиля начинается с пристального интереса к ренессансной декорации. Мастер охотно копирует архитектурные мотивы, орнаменты, скульптурные украшения. Восприятие нового искусства идет не через осознание гуманистических идеалов эпохи Возрождения, а через чисто внешние формы, которые, по-видимому, очень нравились и не желающим отстать от моды заказчикам.

Преставление Богоматери

Наиболее совершенным творением Гольбейна считается алтарь св. Себастьяна, сейчас хранящийся в мюнхенской Пинакотеке.

Мученичество святого Себастьяна

Образ страдающего Себастьяна величествен и монументален, за каждой деталью чувствуется внимательное изучение натуры. И все же мастеру здесь не удается достичь абсолютной органичности изображения. Возникает ощущение, что за ренессансными формами стоит иной способ художественного мышления, для которого передача реалий объективного мира лишь средство для выражения сверхчувственных ценностей.
Гольбейн работал в среде, жившей еще в значительной степени средневековыми представлениями. Показательно, что в основном художник писал алтарные образы для провинциальных католических монастырей Южной Германии. Для украшения тех же монастырей Гольбейн делал и картоны, потом воспроизводившиеся в живописи на стекле (до нашего времени сохранилось 17 окон, расписанных по эскизам художника). Характер заказов, духовная среда во многом определяли то несколько внешнее восприятие ренессансной художественной культуры, которое мы видим в ряде произведений мастера.
Интересную часть наследия Гольбейна составляют портреты.

Портрет 34-летней женщины

Портрет женщины

Портрет Катарины Шварц

Сохранилось очень мало живописных портретов, но существует значительное количество рисунков, в большинстве своем сделанных серебряным карандашом.

Автопортрет

Эти рисунки создавались и как вспомогательные штудии для многофигурных композиций, и как самостоятельные портретные изображения, по всей видимости пользовавшиеся большим успехом. Рисунки отличает редкая точность в передаче натуры, почти полное отсутствие стилизованных форм, совершенное графическое мастерство.
Гольбейна в портретах не привлекают детали, он сосредоточивает внимание на содержании образов, в которых подчеркивается одухотворенность и особое настроение легкой грусти. Сравнивая эти скромные рисунки с признанными шедеврами Ганса Гольбейна Младшего, отчетливо понимаешь, как много в творчестве сына уходит корнями в своеобразное, значительное и, к сожалению, полузабытое искусство отца.

Около 1501 и 1502 гг. мы встречаем Ганса Гольбейна Старшего во Франкфурте-на-Майне в Кайсгейме, где ему были поручены большие церковные заказы. Его грубоватые, но полные выражения франкфуртские картины на дереве находятся в городском музее и в церкви св. Леонарда во Франкфурте. Кайсгеймский алтарь с восемью досками Страстей Христовых и семью другими со сценами из жизни Марии принадлежит Мюнхенской Пинакотеке. Только четыре картины этой серии, Сретение, Обрезание, Поклонение волхвов и Успение Богородицы, показывают силу кисти мастера и обещают дальнейшие успехи величественной правдой жизни, выраженной в его прелестных женских и типичных мужских фигурах.

Переход к самому свободному времени Гольбейна обозначают также его знаменитые рисунки серебряным карандашом. Некоторые из них, быть может, однако, принадлежат его брату Зигмунду Гольбейну. Большинство находится в Берлинском и Копенгагенском кабинетах эстампов, в Базельском музее и в Бамбергской библиотеке. Это портреты и этюды голов знаменитых лиц и простых горожан, схваченные и закрепленные с удивительной силой и непосредственностью.

Его сыновья, Амвросий и Ганс, причем первый был старший, около 1515 г. переехали в Базель, где стали помощниками известного эльзасского живописца Ганса Гербстера. Амвросий вступил в цех в 1517 г., в 1518 г. получил право гражданства в Базеле, а Ганс Гольбейн младший только в 1519 г. стал мастером, а в 1520 г. гражданином.

Амвросий Гольбейн получил работу впервые от базельских книготорговцев как рисовальщик для гравюр на дереве. Выделением его книжных иллюстраций от таковых его брата занялся вслед за Вольтманом Альфред Шмид, а Эдуард Гис еще в 1903 г. старательно собрал его портреты масляными красками, раньше приписанные его отцу или его знаменитому брату. Судя по подписи погрудного портрета юноши под роскошной аркой в стиле ренессанса в Эрмитаже в Петербурге, некоторые портреты Базельского музея, например Ганса Гербстера, и прекрасный портрет молодого человека 1515 г. в Дармштадской галерее, должны принадлежать ему. Амвросий, упоминаемый в последний раз в 1518 г., является во всех этих произведениях старательным швабским мастером без проникающей силы своего брата.

Настоящим великим мастером швабской школы XVI столетия, а также одним из величайших художников всех времен и народов был Ганс Гольбейн младший (с 1497 до 1543 г.), старые биографии которого, написанные Вельтманом, Ворнумом и Мантцем, еще не превзойдены. В более ранних исследованиях о Гольбейне вместе с Вольтманом принимали участие Гис, Фегелин, Цан и В. Шмидт; новейшие исследования о Гольбейне принадлежат главным образом А. Шмидту и П. Ганцу. Искусство Гольбейна такое же немецкое, как и Дюрера. Если, однако, Дюрер и Гольбейн кажутся почти противоположностями, то это объясняется не только различием их темпераментов, не только старым различием между нюрнбергским и аугсбургским искусством, но и разницей во времени.

Действительно, Гольбейн всосал уже с молоком матери тот более совершенный язык форм, знание перспективы и понимание ренессанса, которых Дюрер добивался всю жизнь. Формы ренессанса были распространены в Германии в столь многочисленных образцах, что едва ли еще была нужда в путешествии в Италию, чтобы познакомиться с ними, по крайней мере в немецкой переработке, в которой их тонко применял и Гольбейн. До 1515 г. Гольбейн работал в своем родном городе Аугсбурге, затем до 1517 г. в Базеле, до 1519 г. в Люцерне, до 1526 г. снова в Базеле, до 1528 г. в Лондоне. В 1528–1532 гг. он еще раз был в Базеле, а с 1532 до 1543 г. снова в Лондоне, где пользовался большим почетом, как придворный живописец Генриха VIII. Если он посетил Италию, на что недавно с вероятностью указали Даниэль Буркгардт и Пауль Ганц, то только между 1517 и 1519 гг. из Люцерна, Он, несомненно, не проник дальше верхней Италии. Он воспринял и подверг дальнейшей переработке только архитектурные фоны верхнеитальянской живописи.

Конечно, у Гольбейна не было глубины духа Дюрера. Но он обладал даром в высшей степени острой наблюдательности, сделавшим его величайшим портретистом и великим сатириком; у него была необычайно легкая декоративная фантазия, сделавшая его величайшим немецким стенным живописцем и крупным мастером в области художественных производств, а безмятежная полнота сердечной теплоты сказалась особенно в его мастерских станковых картинах. Его усовершенствованная живописная техника передает красочный рельеф при посредстве натуральных тонов, без особого изменения их при освещении. Сохранившихся рисунков, гравюр на дереве и на металле для украшения книг было бы уже достаточно, чтобы обеспечить ему бессмертие.

Клюге Ганс Гюнтер Фон

Клюге Ганс Гюнтер Фон (30.10.1882—18.08.1944) – генерал-фельдмаршал немецкой армии (1940)Ганс Гюнтер фон Клюге родился 30 октября 1882 года в Позене (ныне Познань) в семье прусского аристократа. Окончив училище, в 1901 году он получил офицерское звание и поступил на военную службу в

12. Ганс Бальдунг

12. Ганс Бальдунг Старше Грюневальда был Ганс Бальдунг, прозванный Грином (приблизительно 1475–1545) и достигший в Страсбурге звания ратмана, несмотря на свое швабское происхождение. Кроме Эйзенмана и Вольтмана о нем писали Терей и Стяссный. Он воспитался на Дюрере, и это

Ганс и дети

Ганс и дети Немец по имени Ганс, Петер или Курт не мог избежать партийного влияния. Нацистская партия работала больше по месту жительства. Блокляйтеру — низовому партийному руководителю, в ведении которого было несколько домов или десятка два-три хозяйств, — вменялось в

Ганс Франк

Ганс Франк Не все обвиняемые разделяли цинизм Геринга или чувство попранной невиновности Шахта. Двое, может быть, трое из них обнаруживали некоторые признаки раскаяния. Одним из таких был Ганс Франк, бывший генерал-губернатор оккупированных районов Польши, незадолго до

Ганс-Ульрих Рудель (Германия)

Ганс-Ульрих Рудель (Германия) Родился в Силезии, сегодня ставшей частью Польши, 2 июля 1916 г. В августе 1936 г. стал кадетом люфтваффе.По официальным данным люфтваффе, Рудель совершил 2530 боевых вылетов, во время которых он уничтожил около 2000 единиц боевой техники, в том числе

Ганс Бальдунг

Ганс Франк

Ганс Фриче

Ганс Фриче Прочтя одно письмо, Фриче решил, что в СССР совершаются массовые убийства, и попытался это проверить, однако никаких доказательств этого он так и не обнаружил (XVII 172-175 192).Фриче – весьма важный подсудимый, так как в случае с ним было сделано допущение о том,

Дельбрюк Ганс

Дельбрюк Ганс (11 ноября 1848, Берген, о. Рюген - 14 июля 1929, Берлин)Известный немецкий историк. Получил образование в Гейдельберге, Грайфсвальде и Бонне, был наставником принца Вальдемара Прусского, профессором новой истории Берлинского университета. Избирался депутатом

Читайте также: