Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду кратко

Обновлено: 30.06.2024

Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду

Организация и проведение общественных слушаний — забота заказчика до передачи Заявления о воздействии на окружающую среду и других документов, касающихся намечаемой деятельности, на государственную экологическую экспертизу. В Положении не оговариваются сроки проведения таких слушаний, как и источники информирования общественности. Представляется, что срок информирования о намечаемом слушании — за 30 дней до его проведения. Источник осведомления общественности о намечаемой деятельности, результатах ОВОС и одновременно оповещения о дате проведения общественных слушаний — средства массовой информации.[ . ]

В соответствии с Положением об ОВОС предмет общественных слушаний (обсуждения в средствах массовой информации) составляет обсуждение: 1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; 2) достоверности представленных результатов ОВОС; 3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.[ . ]

Применительно к предоставлению информации исключение составляет информация, которая носит конфиденциальный характер. Определяя обязанности заказчика, Положение предусматривает, что он осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности.[ . ]

В Положении об ОВОС не решен еще один принципиальный вопрос, связанный с общественными слушаниями. Каков правовой смысл их проведения? Как заказчик должен отнестись к позиции, занятой по проекту общественностью? Представляется, что заказчик проекта обязан учесть предложения общественности по вопросам оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Если он отклоняет предложения общественности, к примеру в связи с их необоснованностью либо нереальностью, его решение должно быть мотивировано в письменном виде. Для соблюдения юридических формальностей и действительного учета заказчиком требований и предложений общественности по намечаемой деятельности по результатам слушаний заказчиком и представителями общественности должен составляться протокол, который следует прилагать к документам, направляемым на государственную экологическую экспертизу, и он должен учитываться осуществляющим ее органом.[ . ]

Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах проведения ОВОС. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика.

Информирование общественности и других участников ОВОС на первом этапе осуществляется заказчиком. Заказчик обеспечивает опубликование в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта ОВОС следующих сведений:

название, цели и месторасположение намечаемой деятельности;

наименование и адрес заказчика или его представителя;

примерные сроки проведения ОВОС;

орган, ответственный за организацию общественного обсуждения;

предполагаемая форма общественного обсуждения, а также форма представления замечаний и предложений;

сроки и место доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду.

Дополнительное информирование участников ОВОС может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами.

В течение 30 дней со дня опубликования информации заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности. Эти замечания и предложения учитываются при составлении технического задания и должны быть отражены в материалах ОВОС. Заказчик обязан обеспечить доступ к техническому заданию заинтересованной общественности и других участников ОВОС с момента его утверждения и до окончания процесса ОВОС.

После подготовки предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду заказчик должен предоставить общественности информацию о сроках и месте доступности предварительного варианта, а также о дате и месте проведения общественных обсуждений. Эти сведения публикуются в средствах массовой информации не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений.


Представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Общественные обсуждения могут проводиться в различных формах: опрос, общественные слушания, референдум и т.п. При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально – путем составления протокола. В нем должны четко фиксироваться основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (

объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

С момента утверждения окончательного варианта материалов ОВОС и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности заказчик обеспечивает доступ общественности к этим материалам. Граждане и общественные организации могут направлять свои предложения и замечания по ним заказчику, который обеспечивает их документирование в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения. В последующем предложения и замечания могут направляться в специально уполномоченный государственный орган, занимающийся проведением государственной экологической экспертизы.

Материалы по оценке воздействия – комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

необходимую информацию о намечаемой деятельности и потенци­альном воздействии на окружающую среду, но и влиять на при­нятие окончательного решения заказчиком. Поэтому мы считаем этот метод одним из наиболее важных в арсенале экологического активиста.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение об ОВОС) 1 дает более широкое и точное определение:

Положение об ОВОС - непростой для понимания и использования, однако крайне важный для нас нормативно-правовой акт. Поэтому позво­лим себе кратко изложить здесь наиболее важные его разделы.

В соответствии с пунктом 1.6 Положения об ОВОс результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных по­следствий этого воздействия и их значимости, возможности минимиза­ции воздействий;

выявление и учет общественных предпочтений при принятии за­казчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иное) или отказа от нее с учетом резуль­татов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты ОВОС документируются в материалах по оценке воз­действия, которые являются частью документации по этой деятельно­сти, представляемой на экологическую экспертизу, а также используе­мой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется в не­сколько этапов в соответствии с разделом III Положения об ОВОС.

Первый этап - уведомление, предварительная оценка и составле­ние технического задания. В ходе него заказчик:

подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельно­сти; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 Положения об ОВОС;

проводит предварительную оценку и документирует ее результаты;

проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:

о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и пред­полагаемое место размещения, затрагиваемые административные тер­ритории, возможность трансграничного воздействия, соответствие тер­риториальным и отраслевым планам и программам;

о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воз­действию, и ее наиболее уязвимых компонентах;

о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (по­требности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по умень­шению или предотвращению этих воздействий.

Далее на основании результатов предварительной оценки воздей­ствия заказчик составляет техническое задание (ТЗ) на проведение ОВОС. При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса ОВОС. ТЗ рассылается участникам про­цесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ на проведение ОВОС является частью общих материалов по ОВОС.

Второй этап - проведение исследований по ОВОС и подготовка пред­варительного варианта материалов по ОВОС. В соответствии с пунктом 3.2.3 Положения об ОВОС заказчик предоставляет возможность обще­ственности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с разделом 4 Положения.

Третий этап - подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС, который готовится на основе предварительного варианта с уче­том замечаний, предложений и информации, поступившей от участни­ков процесса ОВОс на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 Положения об ОВОС. В окончательный вариант материалов по ОВОС должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если та­ковые проводились).

Окончательный вариант материалов по ОВОС утверждается заказ­чиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную эколо­гическую экспертизу, а также на общественную экологическую эксперти­зу (если таковая проводится).

Согласно разделу IV Положения об ОВОС информирование и уча­стие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздей­ствия на окружающую среду. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОс обеспечивается заказчиком как неотъем­лемая часть процесса проведения ОВОС, организуется органами мест­ного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика.

Информирование общественности и других участников ОВОС на эта­пе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение ОВОС осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных ор­ганов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъ­ектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспер­тизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. 32

Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опублико­вания информации. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по ОВОС и должны быть отражены в ее материалах. Заказчик также обеспечивает доступ к техническому заданию по ОВОС всем участникам процесса ОВОС с момента утверж­дения ТЗ и до окончания процесса ОВОС.

В соответствии с пунктом 4.7 Положения об ОВОС на этапе проведе­ния ОВОС уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуж­дений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесоо­бразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам ОВОС. При принятии решения о форме проведения об­щественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, заказчик должен руководствоваться степенью экологической опасности намечае­мой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопреде­ленности, степень заинтересованности общественности.

Информация о сроках и месте доступности предварительного вари­анта материалов по ОВОС, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в сред­ствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (общественных слушаний). За­казчик также сообщает данную информацию заинтересованной обще­ственности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия, и другим участникам про­цесса ОВОс, которые могут не располагать доступом к указанным сред­ствам массовой информации.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органа­ми местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и со­действии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также пред­мет разногласий между общественностью и заказчиком (если тако­вой был выявлен). Протокол подписывается представителями ор­ганов исполнительной власти и местного самоуправления, граж­дан, общественных организаций (объединений), заказчика. Прото­кол проведения общественных слушаний входит в качестве одно­го из приложений в окончательный вариант материалов по ОВОС.

Представление предварительного варианта материалов по ОВОС общественности для ознакомления и представления замечаний произ­водится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Принятие от граждан и общественных организаций письменных за­мечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по ОВОС обеспечива­ется заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного об­суждения.

Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному ва­рианту материалов по ОВОС в течение всего срока с момента утвержде­ния последнего и до принятия решения о реализации намечаемой дея­тельности.

Хотим обратить особое внимание на то, что ОВОС проводится в обязательном порядке не только в отношении объектов, подлежа­щих государственной экологической экспертизе, но и по различным видам объектов капитального строительства, подлежащим только государственной экспертизе.

Положение устанавливает состав разделов проектной докумен­тации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства и в отношении отдельных этапов строительства, ре­конструкции и капитального ремонта объектов капитального строи­тельства.

Объекты капитального строительства в целях настоящего Поло­жения подразделяются в зависимости от функционального назначе­ния и характерных признаков на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, со­оружения производственного назначения, в том числе объекты обо­роны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строе­ния, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капиталь­ного строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Таким образом, процедура ОВОС должна в полном объеме про­водиться, материалы ОВОС - разрабатываться для всех объектов государственной экспертизы и включаться в проектную докумен­тацию, а результаты ОВОС (включая и результаты общественных обсуждений) в обязательном порядке должны рассматриваться при проведении государственной экспертизы.

Соответственно, если решаемая нами экологическая проблема связана проектом, попадающим в перечень объектов ГЭЭ или ГЭ, то участие в процессе ОВОС и общественных обсуждениях, кото­рые являются обязательной частью этого процесса, дает довольно широкие возможности для достижения положительного природо­охранного результата. Правда, в отличие от ГЭЭ, практика прове­дения государственной экспертизы сложилась таким образом, что Минрегион России, проводящий ГЭ объектов федерального уровня, только недавно признал, что результаты ОВОС в обязательном по­рядке должны включаться в проектную документацию, представляе­мую на государственную экспертизу. А органы исполнительной вла­сти субъектов Федерации, проводящие ГЭ объектов регионального уровня, до сих пор не требуют от заказчика экспертизы включения в проектную документацию материалов ОВОС (а значит, и ее про­ведения). Поэтому, скорее всего, придется побороться за то, чтобы оценка воздействия в принципе была проведена. Все правовые осно­вания для этого имеются.

Из опыта следует, что ощутимый результат через процесс ОВОС достигался, как правило, при условии вовлечения и активного уча­стия местных жителей, населения, а также авторитетных экспертов. В практике нашей организации есть несколько случаев, когда таким образом удавалось заставить инициаторов опасных проектов полно­стью от них отказаться. Один из таких показательных примеров при­веден в практической части пособия. 36

Поэтому мы всегда полагаем важным не только участвовать в процессе ОВОС самим - изучать материалы оценки воздействия, готовить свои замечания и предложения, быть активным участни­ком общественных слушаний, следить за правильным соблюдением заказчиками проектной документации всей процедуры ОВОС, - но и вовлекать в этот процесс другие заинтересованные стороны. Мы всегда консультируемся с различными экспертами и специалистами, которые могут указать на наиболее опасные угрозы и риски от на­мечаемой деятельности; используем их мнения для подготовки за­мечаний и предложений к материалам ОВОС либо просим экспертов подготовить письменные замечания от своего имени, а также устно озвучить их на общественных слушаниях. Следующий раздел как раз рассказывает об особенностях участия в общественных обсуждениях.

1 'Утверждено приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372, зарегистри­ровано в Минюсте РФ 04.07.2000 г. № 2302. 30

2 Полный перечень приведен в приложении 2.

3 Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной доку­ментации, подлежат государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. ОВОС представляет собой документ, комплексно описывающий все виды воздействия предприятия, хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

ОВОС имеет важное значение, так как проводится при разработке всех альтернативных вариантов проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность. ОВОС не только определяет возможные негативные воздействия, но и разрабатывают комплекс мер по их минимизации.

При разработке ОВОС возникает много вопросов, так как устранить негативные последствия порою проще, чем спрогнозировать их прямое и косвенное воздействие.

Справка раскроет для вас важные аспекты процедуры ОВОС: принципы и задачи, роли участников, исполнителей и общественности, этапы оценки, результаты ОВОС и их дальнейшее развитие.

Оценка воздействия - задача трудоемкая и сложная, а предлагаемая информация поможет значительно облегчить процесс и существенно сэкономить время.

Цель, основные принципы и задачи ОВОС

Основные задачи ОВОС должны решаться в соответствии с требованиями документов, обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства:

- Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

- Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";

- Водного кодекса РФ;

- Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

- Земельного кодекса РФ;

- Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (далее - Положение), утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372;

- Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов от 01.01.1992 г.

Внимание! Письмами Главгосэкспертизы России от 14.01.2010 г. № 6-1/15 и Минрегиона России от 12.02.2010 г. № 5192-ИП/08 рекомендовано использовать вышеназванное Положение. Руководство по проведению ОВОС, 1992 г. в том числе когда при проведении ГЭЭ не предусмотрено.

Цель проведения ОВОС - предотвращение или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических, экологических и других последствий.

В результате разработки проекта ОВОС будет подготовлена информация о масштабах и характере воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной деятельности, оценке экологических и иных последствий воздействия, их значимости, а также возможности их уменьшения.

Основные принципы ОВОС (разд.II Положения):

- Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

- Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы. Материалы ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.

- Принцип предупреждения. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

- Принцип вариантности. Оценка альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности.

- Принцип ответственности. Заказчика (инициатора) деятельности ответственен за последствия реализации проектных решений. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности).

- Принцип гласности. Участие общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду.

- Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.

- Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации.

- Принцип мониторинга воздействия реализации проекта на окружающую среду. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

- Принцип учета трансграничного воздействия. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Основные задачи ОВОС:

- Выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду территории реализации проекта намечаемой деятельности.

- Прогноз и оценка возможных изменений окружающей среды, которые могут произойти вследствие оказанных негативных воздействий в результате осуществления намечаемой деятельности.

- Предсказание и упорядочение по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.

- Учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.

Участники и исполнители ОВОС

В процедуре проведения ОВОС участвуют представители разных позиций, которые выполняют определенные функции в зависимости от своего статуса. Выделяют участников и исполнителей.

К участникам относятся инициаторы намечаемой деятельности и орган власти, а также общественность.

Инициаторы намечаемой деятельности - юридические или физические лица, заявившие о своем намерении вести хозяйственную деятельность, а также осуществляющие инвестиции в подготовку и реализацию этой деятельности.

Орган власти - орган исполнительной, законодательной или представительной власти. Выдавая инициатору разрешение на осуществление хозяйственной деятельности, органы власти берут на себя ответственность за то, что намечаемая инициатором деятельность не повлечет за собой неприемлемых для общества последствий. В связи с этим органы власти выполняют следующие функции:

- принимают решение о согласии (или отказе) на подготовку заказчиком предложений по обоснованию намечаемой деятельности;

- определяют границы затрагиваемого района, на территориях которого должны быть проведены исследования в связи с возможным воздействием будущего объекта на окружающую среду;

- устанавливают пункты и время проведения общественных слушаний, способы информирования общественности и местного населения о намечаемой деятельности;

- информируют население о принятом решении;

- принимают решение о выдаче лицензии на комплексное природопользование.

Общественность - часть общества, активно участвующая в жизни этого общества и выражающая мнение этой части общества. Это могут быть местные жители, живущие близ участка строительства, горожане и т.д. В обязательном порядке должны проводиться общественные слушания ОВОС с их участием.

К исполнителям относятся заказчик и разработчик решений по проекту.

Заказчик - по поручению инициатора обеспечивает всю необходимую подготовку к реализации намечаемой деятельности.

Основные функции заказчика:

- подготовка документов в рамках ОВОС и своевременное представление пакета для согласования в соответствующие органы власти;

- организация проведения необходимых изысканий и исследований;

- утверждение проекта хозяйственной или иной деятельности;

- организация внутреннего контроля за выполнением мер и мероприятий, которые обеспечивают соблюдение экологических требований и условий при реализации хозяйственного проекта;

- осуществление мер по выявлению и учету мнения населения затрагиваемого района по поводу изменений окружающей среды, возникающих в результате реализации хозяйственного проекта (осуществления хозяйственной деятельности).

Разработчик решений по объекту - сторонняя проектная либо научно-исследовательская организация, которая осуществляет разработку решений по объекту, а также подготавливает обосновывающую документацию на реализацию намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

Функции разработчика решений по объекту:

- подготовка заявительных и других документов в рамках ОВОС, которые представляются на рассмотрение в органы власти;

- разработка принципиальных решений по объекту, определение общих характеристик и предполагаемых воздействий на окружающую среду, формирование и анализ разумных альтернатив и вариантов достижения целей инициатора;

- анализ собранной исходной информации о предлагаемом месте размещения будущего объекта, оценка общего накапливаемого воздействия намечаемой деятельности с учетом действующих и планируемых к созданию хозяйственных и иных объектов в затрагиваемом районе;

- коррекция инженерных, технических и других решений по объекту для обеспечения гарантии соблюдения согласованных экологических условий и предотвращения выявленных в процессе ОВОС экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий;

- подготовка предложения по организации мониторинга изменений окружающей среды при осуществлении хозяйственного проекта.

Ответственность участников проведения ОВОС

В процессе проведения ОВОС участники несут ответственность.

Заказчик несет ответственность за:

- комплектность исходной документации;

- достоверность и полноту исходных данных;

- учет и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные органы контроля;

- экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).

Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС на основании исходных данных.

Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

Государственные органы контроля несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.

Процедура ОВОС

Процесс разработки проекта ОВОС состоит из нескольких этапов, для проведения которых необходим определенный набор документов. По окончании процесса должен быть представлен документ, в основе которого лежат результаты прошедшей операции.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Читайте также: