Галерея уффици история кратко

Обновлено: 05.07.2024

УФФИЦИ (Uffizi) – государственный музей живописи, скульптуры и графики, входит в комплекс Флорентийских общественных музеев и галерей. Вдоль двух основных коридоров, богато украшенных гобеленами фламандских и флорентийских мастеров 16 в., а также древнеримскими статуями и саркофагами, проходят 45 залов, в которых памятники располагаются в хронологическом порядке, систематизированы по художественным направлениям, школам и мастерам.

Здание Уффици (арх. Дж.Вазари, 1560–1580) представляет собой две однотипные постройки, соединенные крытой аркой – переходом. Декор здания прост и строг: серый камень (pietra serena) в сочетании с белой штукатуркой, входом служит портик с аркадами. Только в середине 19 в. ниши были украшены мраморными статуями (скульпторы Дж. Дюпре и Л.Бартолини), изображающими великих людей Флоренции: Козимо Медичи Старшего и его внука Лоренцо Великолепного, художников Джотто, Никколо Пизано, Леонардо да Винчи, Микеланджело, мореплавателя Америго Веспучи и др.

ЗДАНИЕ УФФИЦИ

Наиболее тесно галерея Уффици связана с дворцом Питти. Между собраниями происходит постоянный взаимообмен экспонатами. Такая практика установилась еще в то время, когда обе коллекции принадлежали семье Медичи. Однако Питти сохраняется как историко-культурный дворцовый ансамбль. В Уффици большая часть картин выставляется в современно оборудованных залах, лишь частично сохраняющих детали старинного декора (как правило, в отделке потолка).

Уффици становится музеем.

В 1581 Франческо I Медичи, страстный коллекционер и настоящий знаток, приказал перенести в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции из дворцов и вилл, а расположенные на втором этаже административные службы удалить. С этого времени здание Уффици стало музеем, в связи с чем были произведены значительные перестройки. Впервые в истории музейного дела были созданы специальные выставочные помещения.

Несмотря на многочисленные перестройки, особенно радикальные в 20 в., ряд помещений сохраняет свой первозданный облик полностью или частично.

Роль семьи Медичи в формировании коллекций.

Меценатство стало семейной традицией герцогов Медичи, передававшейся из поколения в поколение. Основные шедевры собрания были либо заказаны членами семьи, либо приобретались ими для Уффици или для Питти.

Медичи обрели экономический и политический контроль над Флоренцией, начиная с Козимо Медичи Старшего (1389–1464), который покровительствовал искусствам и положил начало семейному собранию, служившему украшением дворцов и вилл. По его заказу были исполнены Битва при Сан-Романо Паоло Учелло (одно из первых в европейском искусстве 15 в. произведений на современную тему), Поклонение волхвов Беноццо Гоццоли, а также произведения Филиппо Липпи (1406–1469), которого особенно любил и ценил Козимо Медичи.

Во время изгнания Медичи (1494–1512, второе изгнание 1527–1530), многие принадлежавшие им произведения искусства попали в чужие руки, некоторые бесследно исчезли. Французский король Карл VIII в 1494 захватил Флоренцию и увез из дворцов самые лучшие художественные произведения.

Вернувшись во Флоренцию в 1530, Медичи снова приступили к собиранию коллекций.

Во время правления Козимо I, с 1537, коллекции пополнились картинами знаменитых флорентийцев: Бронзино, Понтормо,Джорджо Вазари, Андреа дель Сарто и др., а также других художественных школ италии. Так, Пьетро Аретино передал в дар герцогу свой портрет кисти Тициана, венецианского мастера.

С 1539 Бронзино (Аньоло Аллори, 1503–1572) стал придворным художником Козимо I Медичи. Он создал первые парадные аристократические портреты, лучшие из них – портрет жены Козимо I Элеоноры с сыном, парный портрет четы Панчатики.

Уже в 1589 Трибуну в Уффици украшали такие картины Рафаэля как Мадонна в кресле (1516), Видение Св. Иезакиила (1510-е), Иоанн Креститель (тогда считался картиной Джулио Романо). В 1594 туда поместили Тондо Дони Микеланджело.

В 17 в. коллекция живописи особенно возросла. Некоторые картины специально создавались для Уффици или Питти, как например, Умирающая Клеопатра Гвидо Рени (1639). В собрание герцогов Тосканских поступили по завещанию коллекции, принадлежавшие другим членам семьи Медичи.

Французские королевы из рода Медичи, Екатерина, жена Генриха II, и Мария, жена Генриха IV, прислали во Флоренцию ряд произведений французских художников. Кардинал Монти, покровитель Караваджо, прислал в дар герцогу Медичи две его картины: Вакха и Медузу, изображенную на щите, так как картина предназначалась для Арсенала – собрания оружия.

Особенно обогатилась коллекция в 1631, когда Фердинанд II вступил в брак с наследницей герцога Урбинского, которой досталась богатейшая коллекция, собранная в течение многих лет. Из нее происходят картины Тициана, Перуджино, Пьеро делла Франческо и Рафаэля.

Уже в 16–17 вв. начали забирать в коллекцию Уффици – Питти наиболее ценные произведения из церквей и монастырей Флоренции, иногда заменяя их копиями. Так попали в Уффици произведения Леонардо да Винчи, Вероккио, Андреа дель Сарто и художников 13–15 вв.

В течение всего 17 – начала 18 вв. происходило стремительное расширение коллекций. Тогда были приобретены Голгофа А.Дюрера, Поклонение волхвов Леонардо да Винчи, портреты работы А.Ван-Дейка и Рембрандта, произведения мастеров Болонской Академии и много других шедевров.

Частная коллекция становится общедоступным музеем.

Продолжая традиции Медичи, новые правители Тосканы из Лотарингской династии приобретали ценные памятники для Уффици. Так, из виллы Медичи в Риме были привезены греческие скульптуры эпохи эллинизма, ранее украшавшие храм Аполлона.

В 1765 тосканское государство возглавил австрийский эрцгерцог Петер Леопольд, младший сын императрицы Марии Терезии и Франца Стефана Лотарингского. В духе просветительских идей своего времени Петер Леопольд разработал план переустройства государства, куда входила и реорганизация флорентийских коллекций. В соответствии с планом, в разработке которого принимал участие знаток искусства Луиджи Ланци, Уффици превратились в картинную галерею, организованную по историческому критерию, т.е. по школам.

Устройство музея Уффици получило европейское признание. В 1778 Трибуна была продемонстрирована английской королеве Шарлотте как высшее достижение коллекционерской деятельности.

Особенности собрания Уффици.

В собрании музея прослеживается весь процесс эволюции флорентийской школы, представленной всеми главными ее художниками и лучшими их произведениями.

Проторенессанс (13–14 вв.) представлен в Уффици работами художников Сиены и Флоренции, двух ведущих художественных центров. Повышенная экспрессия образов, золотой фон, украшенный причудливыми орнаментами отличают Благовещение Симоне Мартини, программное произведение мастера, написанное им для главного собора Сиены.

В Уффици хранятся величественные алтарные образы Чимабуэ (умер в 1302), основоположника флорентийской школы живописи, и его ученика Джотто (1266–1337).

Большую ценность представляет одна из первых работ Мазаччо, написанная вместе с Мазолино Св. Анна с Марией и младенцем Христом.

В собрании Уффици находятся работы художников других художественных школ Италии, а также Германии и Нидерландов. Среди них – произведения А. Мантеньи, Пьетро Перуджино – учителя Рафаэля, Пьеро делла Франческо, выдающегося художника и автора одного из первых трактатов О перспективе. Пьеро делла Франческо применил эти правила в портрете герцога Федерико да Монтефельтро и его жены.

Алтарь Портинари, написанный Гуго ван дер Гусом, был заказан агентом банкирского дома Медичи в Брюгге, Томмазо Портинари, для госпиталя во Флоренции.

В 1450 Флоренцию посетил Рогир ван дер Вейден. Его произведения изучали художники и охотно приобретали ценители искусства, были они и в коллекции Лоренцо Великолепного. Сейчас некоторые из них представлены в собрании Уффици, как например, Положение во гроб (1450).

Во Флоренции прекрасно была поставлена подготовка художников, лучшей считалась мастерская Андреа Верроккьо. В Уфицци находится знаменитая его картина Крещение Христа. Один из ангелов написан его юным учеником Леонардо да Винчи. Благовещение также считают плодом совместного творчества ученика и учителя. В Уффици находятся только ранние произведения Леонардо да Винчи. Одна из первых самостоятельных работ Поклонение волхвов не закончена, как и многие его картины. Художник начал над ней работать в 1480, через год он покинул Флоренцию.

В мастерской Вероккио учились также Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди и Сандро Боттичелли. Произведения всех этих художников сейчас хранятся в Уффици.

Украшением собрания является тондо (композиция в круге) Мадонна Дони Микеланджело.

В 1504 из Умбрии во Флоренцию приезжает Рафаэль Санти (1483–1520). Он провел здесь четыре года. Только во Флоренции, изучая произведения флорентийских мастеров, он стал величайшим живописцем Италии. В Уффици и Питти находится самое большое в мире собрание картин Рафаэля.

После отъезда из Флоренции Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, главой школы становится Андреа дель Сарто. В коллекции музея до недавнего времени было 14 его картин. В числе его знаменитых учеников Россо Фьорентино и Я.Понтормо (1494–1537) – инициаторы антиклассического движения, получившего название маньеризма. В Уффици с исчерпывающей полнотой представлены самые знаменитые произведения этого позднего этапа Возрождения. Наряду с флорентийскими мастерами виднейшим представителем маньеризма был Пармиджанино из Пармы. Его Мадонна с длинной шеей (1545) – шедевр коллекции.

В Уфицци находятся портреты, написанные Джорджо Вазари, в т.ч. Портрет Лоренцо Великолепного, написанный в 1492, через много лет после его смерти.

Уже с начала 16 в. роль ведущего художественного центра Италии переходит от Флоренции к Риму, куда переселяются Микеланджело, Рафаэль. Покидает Флоренцию Леонардо да Винчи и многие маньеристы. Наряду с Римом, в 16 в. главные позиции в искусстве Италии занимает венецианская школа.

В 17 в. итальянское искусство переживает новый подъем. В это время ведущие позиции занимают художники Болонской Академии. В коллекции музея находятся картины Анибале Карраччи, которого за совершенство рисунка сравнивали с Рафаэлем, произведения Доменикино, главы Болонской Академии Гвидо Рени, на картинах которого учились художники всех стран Европы. В собрании находятся работы других знаменитых мастеров 17 в., таких как Сальватор Роза, Доменик Фетти. Великим реформатором итальянского искусства был Караваджо. Представленные в коллекции Вакх Караваджо (1589) и Вакх Гвидо Рени (1615–1620) свидетельствуют о том, какое воздействие оказывали приближенные к жизни образы Караваджо даже на главных мастеров Академии.

В 17 в. у итальянских мастеров появляются не уступающие им соперники в Испании, Фландрии, Голландии, Франции. Произведения лучших мастеров этих стран: Рембрандта, Веласкеса, Мурильо, Ларжильера также находятся в коллекции музея. Особенно выделяется здесь собрание картин П.П.Рубенса. Этот художник 8 лет провел в Италии и завоевал здесь высокую репутацию. Работа его ученика, лучшего портретиста 17 в. А. Ван Дейка Портрет кардинала Бонтивольо (1623) тоже принадлежит к числу наиболее ценных экспонатов коллекции, имеются здесь и автопортреты Рембрандта, а также картины других художников Голландии. Единичными произведениями представлены и ведущие мастера Франции 17 в.

Неравномерность, с которой отражены разные этапы в развитии искусства, достижения других национальных школ – черта, присущая всем старейшим музеям мира. Собрание Уффици знаменито, в первую очередь, благодаря исключительной по полноте и ценности коллекции итальянской живописи 13–17 вв.

В течение всего 20 в. собрания непрерывно пополнялись в основном за счет даров коллекционеров.

Члены семьи Медичи приобретали античные статуи, медали, камеи.

В дар от римского папы Пия V Франческо I получил 26 античных статуй, которые папа счел непристойными для Ватикана.

В конце 19 в., когда определилась специализация Уффици, был образован кабинет рисунка и эстампов.

Коллекция графики в Уффици является старейшим собранием в Европе и самым богатым в Италии. Медичи начали собирать рисунки знаменитых мастеров еще в 16 в. Многие из них были подарены самими художниками или их наследниками. Так, наследники Джорджо Вазари передали в дар Франческо I Медичи – основателю музея, альбом с рисунками художника. Леопольдо Медичи (1617–1675) собрал в Питти около 12 тысяч рисунков. С тех пор коллекция рисунков и эстампов выделилась в самостоятельный раздел.

Систематизация коллекций.

В 18 в. Уффици, став государственным музеем, продолжал сохранять вид кунсткамеры, универсального собрания, характерного для 16–18 вв. Наряду с картинами и скульптурами, здесь находились чучела животных и птиц, диковинные раковины, оружие, инструменты и другие раритеты.

Только в конце 18 в. начала разрабатываться концепция публичного музея. Тогда была выдвинута идея создания во Флоренции музея наук и искусств, а также музеев при учебных заведениях. В эти годы стараниями Петера Леопольда, вдохновленного просветительскими идеями создания коллекции образцов для обучающихся живописи, некоторые картины старых мастеров были переданы из Уффици в Академию изящных искусств.

В 19 в. был разработан принцип разделения памятников по различным отраслям науки и искусства. В соответствии с этим, с начала 19 в., в Уффици стала осуществляться систематизация коллекций. На базе коллекций Уффици была создана целая разветвленная система государственных музеев.

Так, были созданы музей оружия, музей ювелирного искусства. Из герцогской коллекции научных приборов и инструментов, родился современный Музей истории науки. Перенос из Уффици произведений античного искусства положил начало Археологическому музею. Большинство скульптур эпохи Возрождения поступило в Национальный музей в палаццо Барджелло.

Особенно важная реорганизация галереи на основе научных принципов была осуществлена в 1905–1924 под руководством видного итальянского ученого К.Риччи. Картины были систематизированы по эпохам, школам, мастерам. Тогда музей начинает приобретать свой современный характер. Уффици становится картинной галереей, аккомпанементом которой служат античные памятники и некоторые произведения прикладного искусства.

После Первой мировой войны у Уффици оказались все основания претендовать на статус Национальной галереи (т.к. в Риме таковой не было). Сюда стали стекаться не только шедевры из собраний Флоренции (Питти, Академии), но и из других городов Италии (произведения Альтдорфера поступили из Сиены).

После Второй мировой войны были сделаны важные приобретения (картины Лотто и Фоппы), а также возвращены произведения, утраченные во время войны. Стараниями Родольфо Сивьеро возвращены картины Мазаччо, Мазолино, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо.

Музей пополнился частными коллекциями, завещанными государству: Барди, Стибберта, Даванцати, Сальваторе Романо, Альберто делла Реджоле, собрания общества Бернсона и Общества Лонги. В некоторой степени восполнил пробелы в коллекции дар Контини Бонакосси: наряду с картинами Чимабуэ, Сассетты, Андреа дель Кастаньо, Савольдо, Чима да Канельяно, Тинторетто и Веронезе, в 1969 им были переданы картины Веласкеса, Сурбарана, Гойи.

Флоренция Галерея Уффици

Знатоки истории искусства наслышаны о том, что такое Галерея Уффици во Флоренции. Это гордость итальянского города-музея, где собраны известные шедевры искусства мастеров эпохи Возрождения. Поток туристов в галерею огромный. Чтобы попасть сюда спонтанно, надо выстоять в очереди несколько часов.

Наряду с итальянскими представителями художественного творчества, в галерее выставлены не менее значимые работы голландских, немецких и испанских художников. Только здесь можно увидеть сразу все главные работы Джотто, Рафаэля, Микеланджело и Боттичелли.

Благодаря грамотно выстроенной экспозиции, вы сможете проследить, как развивалось искусство во времени. В статье расскажу о том, чем знаменито, как создавалось это уникальное творение человечества, кто стоял у его истоков.

Галерея Уффици: калейдоскоп шедевров

Шедевры Уффици

Самый простой способ посетить галерею это организованная экскурсия во Флоренцию. Экскурсия в галерею, обычно, оплачивается дополнительно, и гид организует проход группы без очереди.

Самостоятельное посещение удобно организовать через предварительное онлайн бронирование билетов в интернете. Галерея Уффици позволяет забронировать проход в определенное время. Вы подходите к выбранному часу в отдельный вход №3, показываете электронный ваучер, и вам его меняют на входной билет. Затем с этим билетом идете ко входу №1, ищите “People with Reservation” и проходите в залы.

Стоимость билетов в кассе – 12€. Галерея открыта для посещения ежедневно с 08:15 до 18:50. Выходные дни – понедельник и праздники: 1 января, 25 декабря. Оптимальным временем пребывания в музее считается 3 часа. Этого времени хватает на ознакомление с основными предметами искусства.

Есть возможность организовать увлекательные прогулки по залам галереи с русскоговорящим гидом по цене от 20€. Смотрите расписание, выбирайте маршрут по музею и покупайте билеты онлайн.

Картины представлены в более чем 50 залах. Особенно удобно то, что работы мастеров располагаются в порядке хронологии: начиная с 13 века и заканчивая 18 веком. Таким образом, можно проследить всю хронологию развития европейской живописи и скульптуры от византийского периода до барокко.

За свою историю коллекция Уффици настолько разрослась, что в 2006 году администрацией города было принято решение расширить музей, открыть дополнительные помещения. Площадь увеличилась с 6 до 13 тысяч квадратных метров.

На 13 000 квадратных метров восхитительного дворца расположены тысячи самых известных и редких картин различных эпох, множество античных скульптур, гобеленов и миниатюр.

Музей является настоящей сокровищницей произведений искусства. Сложно выделить самое ценное, но всё же, по версии сотрудников самой галереи Уффици и видных деятелей, изучающих искусство, это:

Главные особенности коллекции обусловлены самой историей галереи. Лучше всего в ней представлены произведения флорентийской и сиенской школ живописи. Хуже ситуация с венецианскими и болонскими мастерами.

Здесь совсем немного работ художников, творивших за пределами Италии. Неравномерно распределяются работы и по времени создания. Наибольшее количество произведений относится к XIV – XVI векам – эпохе Возрождения, когда приобретением шедевров занимались самые яркие личности из дома Медичи.

Картин XVII – XVIII веков значительно меньше, а произведений, написанных после 1800 года, совсем мало. Ее посетители, благодаря реконструкции, сегодня воочию могут увидеть те шедевры мирового искусства, которые вплоть до конца 2005 года находились в хранилищах.

Особенностью Уффици является коллекция портретов видных деятелей науки и искусства, которую начал собирать в середине XVII века кардинал Леопольдо Медичи (1617 – 1675 гг), купивший ряд портретов из Академии св. Луки в Риме. Такого собрания автопортретов художников, как в Уффици, нет ни в одном музее мира.

История коллекции

Старший Козимо Медичи

Галерея Уффици начиналась с личной коллекции правящей династии Медичи, которая появились во Флоренции в XIII веке. Формирование коллекции начинается в середине XV века, когда главой дома Медичи стал Козимо Старший (1389 – 1464 гг) – мудрый и образованный человек, обладатель самого большого в городе состояния.

Козимо давал заказы художникам, собирал произведения античного искусства. Для династии Медичи работали: Сандро Боттичелли, Андреа дель Вероккио, Филиппо и Филиппино Липпи и др. Их работы пополняли личную коллекцию Медичи.

На протяжении веков род Медичи покровительствовал людям искусства, заказывая картины у признанных мастеров и начинающих художников. Кроме того, коллекция постоянно пополнялась греческими и римскими артефактами, а также шедеврами, выкупленными у аббатств.

Все последующие герцоги считали своим долгом пополнять собрание. В XVIII веке коллекция пополнялась за счёт поступлений из церквей и монастырей, тогда же она была размещена в залах в хронологическом порядке и по школам.

В конце XVIII века музейное собрание Уффици приобрело практически современный вид. В 1737 году смерть великого князя Джан Гастоне, не оставившего после себя наследников, ознаменовала конец династии Медичи.

Его сестра Анна Мария передала в дар городу здание Уффици, дворец Питти и бесценные сокровища рода Медичи с условием, что они никогда не покинут Флоренцию и будут доступны для созерцания всем желающим.

Строительство галереи

Фасад Галереи

История Галереи Уффици ведет свое начало с середины 16 века. Правивший тогда тосканский герцог Козимо I Медичи решил начать грандиозное строительство просторного дворца, в котором он планировал объединить все административные службы города, а именно 13 флорентийских министерств.

После смерти Вазари строительство дворца продолжалось архитекторами А. Париджи и Б. Буонталенти. Строительство здания было завершено в 1581 году. В целом, работы по возведению дворца заняли около 20 лет и завершились уже после смерти Козимо I.

В тот же год, с приходом к власти великого герцога Франческо I, Уффици начали меняться. Сын Козимо I решил одно крыло лоджии выделить для размещения художественной галереи, в которой выставлялись работы 15 века, современные работы, скульптуры, украшения, а также портреты семьи Медичи. В 1591 году экспозиция открыта публике.

Архитектор Джорджо Вазари

Джорджо Вазари Автопортрет

Джорджо Вазари (30 июля 1511 – 27 июня 1574) родился в Ареццо, Тоскана. Джорджо был очень разносторонним человеком и занимался многими видами искусств. Он известен своими работами в живописи, архитектуре, литературе.

Учителями Вазари были такие знаменитые люди, как Андреа дель Сарто, Микеланджело, Баччо Бандинелли и Россо. Путешествуя в возрасте 17 лет по Италии в поисках работы, он встречается со своим первым покровителем Ипполито Медичи.

При дворе следующего императора, Александра Медичи, Вазари давал уроки архитектуры и декора. Благодаря работоспособности и таланту, очень скоро молодой художник и архитектор завоевал большую популярность среди современников и стал получать многочисленные приглашения.

Он жил и непрестанно творил в Пизе, Риме, Флоренции и Болонье. Джорджо Вазари сумел разбогатеть, достичь высокого социального положения и получил звание дворянина. Многое было сделано им и в области художественного образования.

Уже умудренный опытом мастер долгие годы занимался преподавательской деятельностью, а в 1561 году, при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Козимо I Медичи стал одним из основателей флорентийской Академии изящных искусств.

Уникальная архитектура галереи

Архитектурный шедевр

Здание Уффици во Флоренции – главное и лучшее произведение Вазари-зодчего. Уффици, здание правительственной администрации Козимо I Медичи, в виде узкой, очень вытянутой буквы П, своей открытой стороной примыкает к площади Синьории.

А двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса. Здание имеет три этажа и на всем протяжении улицы единый фасад: внизу – сплошная открытая лоджия-галерея с многочисленными входами в здание.

В среднем этаже – окна основных помещений Уффици, в третьем – лоджия, застекленная позднее. Крышы перекрыты сплошным плоско кессонированным цилиндрическим сводом, который дополнительно освещен с улицы полосой низких окон.

В правой части здания, близ лоджии деи Ланци, галерея отсутствует; на этом участке в здание включены стены старых построек. Внутренняя планировка Уффици носила чисто деловой характер.

Далее коридор идет над Понте Веккьо и церковью Святой Фелицаты, до садов Боболи. Считается, что этот коридор был специально создан Вазари в качестве зала для размещения полотен.

Энциклопедия Дж. Вазари

Жизнеописания Вазари

Этот труд стал уникальным явлением, вобрав в себя 178 биографий художников эпохи Возрождения, с описанием нескольких их работ. Каждую из биографий Вазари пишет как занимательную историю, поучительную и остросюжетную новеллу.

Заключение

Шедевры искусства

Огромное количество шедевров искусства, которые хранит знаменитая галерея Уффици во Флоренции, сложно переоценить, это достояние всего человечества. В мире не так много музеев, которые знает любой образованный человек. И в число таких музеев входит Галерея Уффици.

Она считается одним из самых старейших и значимых музеев во всем мире. Флоренция без посещения этого места просто немыслима. Ежегодно стремятся сюда попасть и полюбоваться ее экспонатами более 1,5 миллиона ценителей искусства.

Посмотреть достопримечательности галереи лучше с опытным гидом, который на экскурсии расскажет об истории их создания, символах и тайнах. Так знакомство с коллекцией музея пройдет максимально интересно и познавательно.

Галерея Уффици во Флоренции – один из самых посещаемых художественных музеев мира. Здесь собраны уникальные произведения искусства: картины художников от Средневековья до наших дней, прекрасно сохранившиеся античные скульптуры, гобелены и миниатюры.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Галерея Уффици

Основные моменты

Коллекции галереи Уффици считаются одними из самых старых в Европе. Чтобы разместить их, в XVI веке на берегу реки Арно построили роскошные дворцовые здания. Возведение дворцов заняло более 20 лет, и для этого пришлось сносить старые городские кварталы. За два столетия до своего официального открытия художественное собрание было широко известно, и по предварительным заявкам любой желающий мог осмотреть хранящиеся здесь произведения искусства.

В XVIII веке постоянно пополняемая галерея стала первым музеем Флоренции, доступным для всех. Произошло это в 1737 году, когда последняя представительница могущественной династии Медичи Анна Мария Людовика подарила галерею Уффици флорентийцам.

В наши дни художественные коллекции размещены на площади 13 тысяч м². Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Италии. Галерея Уффици чрезвычайна популярна у туристов, визит в нее включен во многие экскурсионные программы, и очередь за билетами выстраивается на несколько часов.

Собрание знаменитого музея так велико, что на подробный осмотр коллекций потребуется не один день. Произведения искусства выставлены в хронологическом порядке и занимают более пятидесяти залов. Пройдя по ним, можно проследить, как изменялись традиции живописи с XIII по XVIII века, от периода Византийской империи до расцвета барокко.

Как появилась знаменитая галерея

История известного совсем мире художественного собрания началась в 1560 году, когда по желанию управлявшего Флоренцией, великого герцога Тосканы Козимодо I, итальянский живописец и архитектор Джорджо Вазари построил большой дворец. Величественное здание имело два крыла и вмещало судебные и административные учреждения Тосканской магистратуры – Uffizi (офисы). Помимо объединения в одном месте всех правительственных учреждений (тринадцати министерств), великий герцог решал и другую задачу. Он хотел, чтобы в новом дворцовом комплексе были увековечены могущество и богатство его рода.

Дворец, построенный архитектором Джорджо Вазари

Семейство Медичи славилось не только своим богатством и политическим влиянием. Его члены высоко ценили произведения искусства и оказывали максимальную поддержку талантливым художникам. Первое собрание галереи Уффици создал Франческо I, сын герцога Козимодо I. Картины из его личной коллекции сначала вывесили в кабинете герцога, а в 1581 году отдали под них весь верхний этаж дворца. Галерею закрывали широкие витражи. Кроме живописных полотен, внутри стояли античные скульптуры, а потолок украшали красочные фрески.

Позже здесь был создан необычный Зал Трибуна, который покрывал восьмиугольный купол. Световой фонарь освещал размещенные внутри произведения искусства, искусно сделанную мебель и инкрустированные раковинами стены.

С 1589 году по распоряжению брата Франческо I, великого герцога Фердинанда I, террасу, примыкавшую к Залу Трибуна, закрыли для Зала Географических карт. На другом крыле галереи Уффици в те времена существовали висячие сады. Внутри дворца также был открыт роскошный театр.

Один из залов галереи Внутренний двор галереи Роспись на потолке

Коллекции и наиболее известные экспонаты галереи Уффици

От входа в музейные залы можно попасть через три вестибюля. В одном из них стоят бюсты, вырезанные из мрамора и порфира. Другой украшен итальянским художником Джованни Маноцци (Джованни да Сан Джованни). В третьем вестибюле находятся саркофаги и статуи эпохи Древнего Рима.

Третий этаж здания отведен под картинную галерею. Помимо нее, во дворце хранятся редкие документы по истории Флоренции, а также можно увидеть Кабинет рисунков и гравюр. Его уникальная коллекция начала оформляться в XVII веке, благодаря кардиналу Леопольду Медичи.

В знаменитом воздушном коридоре Вазари хранится около 1500 картин. Это автопортреты Рафаэля, Рубенса, Диего Веласкеса, Джорджо Вазари и других художников. Из русских живописцев здесь выставлены автопортреты Бориса Кустодиева, Ивана Айвазовского, Ореста Кипренского и Виктора Иванова. Коллекция автопортретов постоянно пополняется за счет покупок и дарений. Возможность выставить свой автопортрет в галерее Уффици все художники расценивают как большую честь.

Полезная информация для посетителей

Музейные коллекции галереи Уффици открыты для посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 8.15 до 18.50. Билетные кассы заканчивают работу за 40 минут до закрытия. Галерея не работает 25 декабря, 1 января и 1 мая.

Полный билет стоит 8 евро, льготный – 4 евро. Чтобы не тратить время в очереди, билет в галерею Уффици можно забронировать по телефону 55-294-883, доплатив за бронь 4 евро. Удобнее планировать визит в музей после 14.00, так как во второй половине дня в галерее уже не проводят экскурсии для школьных групп.

На первом этаже можно взять аудиогид на русском языке. Помимо экспозиционных залов, в галерее Уффици находятся библиотека, кафе и книжный салон.

Как добраться

Галерея Уффици расположена по адресу: Piazzale degli Uffizi, 6. Она занимает территорию между площадью Синьории и старинным мостом через Арно – Понте Веккью. Из центра города до нее несложно дойти пешком. Если пользоваться общественным транспортом, то по ветке С1 нужно доехать до автобусной остановки Galleria Degli Uffizi — Farmacia Logge.

Галерея Уффици во Флоренции – место, где собраны наиболее интересные и ценные произведения искусства Италии и мира. Именно с этой галереи следует начинать знакомство с Флоренцией, некоторые туристы отправляются в неё сразу по прилету в удивительный город. Многочисленные залы привлекают ценителей искусства со всего мира прекрасными бюстами, скульптурами и полотнами Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Боккаччо, Боттичелли и других маэстро. Именно в этой галерее представлено наибольшее собрание автопортретов именитых мастеров. Впервые удивительные коллекции открылись несколько столетий тому назад, но и сегодня они продолжают пополняться работами наших современников.

Галерея Уффици

Как создавалась галерея

С 1559 г. архитектор Дж. Вазари приступил к созданию проекта, а через год начал руководить непосредственно строительством дворца. Спустя 14 лет известный мастер скончался, а строительство продолжил его преемник Альфонсо Париджи. Уже в 1575 г. основные работы завершились и взору горожан предстал новый дворец.















В 1581 г. Франческо Медичи инициирует размещение в нескольких помещениях произведений искусства. Он как страстный коллекционер и знаток живописи предпочел перенести из других дворцов наиболее прекрасные и ценные работы во дворец Уффици. Так появились первые предпосылки к открытию здесь художественного музея в этих стенах.

С конца XVI в. знатные жители Флоренции могли посетить галерею и полюбоваться прекрасными картинами, но обычные горожане еще не допускались в музей. Только в 1765 г. его открыли для всех желающих, независимо от достатка и титула. С этого момента галерея переходит от венценосного семейства в муниципальную собственность.
С момента постройки дворец несколько раз реконструировался. Работали над ним местные художники и скульпторы. В начале XVIII в. часть залов подверглась реконструкции и приобрела римские очертания. В начале XX века галерея превратилась в Национальный музей.


Стоит отметить, что уже несколько столетий назад аббатства и художественные академии считали большой честью сообщать семейству Медичи о наличии в их собственности ценных картин. Любой художник того времени считал особой честью выполнить заказ для галереи. Особенно отличилась в этом плане Академия Св. Луки. За несколько столетий количество экспонатов настолько увеличилось, что властям пришлось расширить территорию музея. В 2006 г. общая площадь залов увеличилась вдвое за счет соседних помещений. Теперь картины, которые долгое время были скрыты в хранилищах, предстали перед взором широкой публики.

Архитектура

Строение располагается недалеко от реки Арно, что вызывало у Дж. Вазари определенные сомнения. Совсем не просто возвести огромное здание у самого берега и сделать его достаточно надежным. Весь комплекс имеет форму подковы и состоит из двух прямоугольных строений, расположенных параллельно друг другу. Соединяет их коридор с лоджией, с которой открывается прекрасный вид на город и реку.


Трехэтажное здание имело множество просторных помещений с высокими потолками. Первоначально произведения искусства расположили в западном крыле на последнем этаже. В стенах еще в момент постройки были предусмотрены многочисленные ниши для статуй, однако они долго оставались пустыми. Только в XIX веке ниши заняли несколько десятков изваяний знаменитых мыслителей и мастеров Тосканы, чтобы увековечить память о них.

Почти все фасады покрыты толстым слоем белой штукатурки. В некоторых местах стены дополнены серым камнем. Он являлся большой редкостью и чаще использовался для внутренней отделки. Галерея Уффици является единственным зданием, в котором серый камень применен для оформления фасадов.


Уникальная коллекция Уффици


Интересно, что в некоторых произведениях скрыты тайные послания знаменитых художников. А может, их додумали уже наши современники? Гиды любят рассказывать о значении отдельных элементов знаменитых полотен или показывать незаметные сразу объекты со скрытым смыслом. Так, многие старинные полотна использовались несколько раз, и современная техника позволяет увидеть не только верхний слой, но и закрашенную картину.


Под некоторыми фресками также предполагают наличие других картин. На одной из фресок Леонардо да Винчи есть указание на его утерянную работу. К сожалению, чтобы проверить, есть ли в указанном месте утерянная фреска, нужно сломать часть стены. Администрация галереи Уффици не решается пока на такой шаг.

Кроме огромной коллекции картин галерея Уффици знаменита экспозициями скульптур и предметов средневекового быта. Некоторые изваяния были перевезены сюда даже из Ватикана, так как фривольные позы нескольких скульптур не нравились Папе.


Экскурсия

Полюбоваться прекрасной коллекцией галереи можно с 8:30 до 19:00 ежедневно, кроме понедельника. Билет в галерею Уффици стоит 9 евро. В день рождения именинник сможет посетить галерею абсолютно бесплатно. Такая же возможность есть у прекрасных дам в день 8 марта.


Заранее следует позаботиться о ручной клади. На территорию галереи запрещается проносить воду в любых количествах и объемные рюкзаки. Все вещи можно оставить в камере хранения, к которой тоже выстраивается очередь.

Как добраться

Галерея Уффици находится в центральной части города, поэтому трудностей с транспортом не возникает. Чтобы добраться на такси или автомобиле, следует прибыть по адресу: Piazzale degli Uffizi, 6. На общественном транспорте можно доехать до остановки Galleria Degli Uffizi. Также можно совершить пешую прогулку по живописному городу. От железнодорожного вокзала дорога займет 10 минут.

Читайте также: