Габриэль тард преступник и толпа кратко

Обновлено: 28.06.2024

Большое влияние на формирование и развитие психологической социологии оказал один из ее основоположников, французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард.

Габриэль Тард родился 12 марта 1843 г. в г. Сарла, в семье французских аристократов. В юношестве романтически настроенный Г. Тард увлекался поэзией и некоторое время считал ее своим призванием. В 1860 г. он успешно сдал экзамены бакалавра по гуманитарным, а затем и по техническим наукам, в 1869 г. он принял назначение на должность помощника судьи города. В 1873 г. Г. Тард был назначен заместителем прокурора Республики в г. Руссек, но через 2 года вернулся в родной город, где работал следователем до 1894 г.

Парижский период жизни Г. Тарда отличался высоким уровнем интенсивности его творческой деятельности. Он опубликовал в ведущих научных журналах своего времени большое количество статей по различным проблемам философии, социологии, социальной психологии, криминалистики, политики, экономики, истории, археологии, лингвистики и т.д.

Исследования Г. Тарда по проблемам взаимодействия индивидуального и массового поведения, социальных норм, функционирования общества, различным формам общественной жизни, развития общественных наук и многим другим вошли в золотой фонд социологии.




Сам Г. Тард в достаточной мере осознавал свою выдающуюся роль в развитии социальной мысли, хотя оценивал ее с присущими ему скромностью и тактом. С течением времени он все больше увлекался преподаванием различных социальных наук и дисциплин и охотно читал лекции по проблемам политики и социологии в Школе 'политических наук и Свободном колледже общественных наук. В 1900 г. Г. Тард возглавил кафедру современной философии в Коллеж де Франс и уволился из министерства юстиции. В конце; 1900 г. он был избран членом департамента философии Академии нравственных и политических наук. Он читал лекции по интер- ; ментальной психологии, социологии, философии, экономической психологии.

Интенсивная деятельность Г. Тарда как ученого и профессора принесла не только творческие плоды и известность. С весны „ 1903т. на фоне истощения сил у него возобновились боли в глазах, из-за которых он был вынужден сократить свою исследовательскую и преподавательскую нагрузку. Он стремительно старел. Умер Е Тард 12 мая 1904 г.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Из множества этих процессов он особенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. К трем основным социальным процессам Тард относил: повторение (подражание), противоположение (оппозицию) и приспособление (адаптацию).

В целом в социологических исследованиях Тарда приоритет принадлежал изучению толпы как формы организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Допущенное Тардом преувеличение роли подражания в общественной жизни несколько снизило ценность его интерпсихологической социологии. Но в целом его творчество оказало большое влияние на формирование психологической социологии и социальной психологии. Его идеи и работы существенно повлияли на постановку и исследование ряда проблем и теорий социологии. В современной социологии к ним принято относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных механизмов, теории социализации и социального контроля, проблему использования статистических методов в социологии и т.д.

Интерпсихологическая социология Тарда оказала значительное воздействие на французскую и русскую социологию. Но особенно сильно она повлияла на развитие американской социологии и социальной психологии, многие лидеры которой, в том числе и такие крупные деятели психологической социологии, как Ч.'Кули, Э. Росс и др., вдохновлялись и руководствовались идеями Г.Тарда.

Большое влияние на формирование и развитие психологической социологии оказал один из ее основоположников, французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард.

Габриэль Тард родился 12 марта 1843 г. в г. Сарла, в семье французских аристократов. В юношестве романтически настроенный Г. Тард увлекался поэзией и некоторое время считал ее своим призванием. В 1860 г. он успешно сдал экзамены бакалавра по гуманитарным, а затем и по техническим наукам, в 1869 г. он принял назначение на должность помощника судьи города. В 1873 г. Г. Тард был назначен заместителем прокурора Республики в г. Руссек, но через 2 года вернулся в родной город, где работал следователем до 1894 г.

Парижский период жизни Г. Тарда отличался высоким уровнем интенсивности его творческой деятельности. Он опубликовал в ведущих научных журналах своего времени большое количество статей по различным проблемам философии, социологии, социальной психологии, криминалистики, политики, экономики, истории, археологии, лингвистики и т.д.

Исследования Г. Тарда по проблемам взаимодействия индивидуального и массового поведения, социальных норм, функционирования общества, различным формам общественной жизни, развития общественных наук и многим другим вошли в золотой фонд социологии.

Сам Г. Тард в достаточной мере осознавал свою выдающуюся роль в развитии социальной мысли, хотя оценивал ее с присущими ему скромностью и тактом. С течением времени он все больше увлекался преподаванием различных социальных наук и дисциплин и охотно читал лекции по проблемам политики и социологии в Школе 'политических наук и Свободном колледже общественных наук. В 1900 г. Г. Тард возглавил кафедру современной философии в Коллеж де Франс и уволился из министерства юстиции. В конце; 1900 г. он был избран членом департамента философии Академии нравственных и политических наук. Он читал лекции по интер- ; ментальной психологии, социологии, философии, экономической психологии.

Интенсивная деятельность Г. Тарда как ученого и профессора принесла не только творческие плоды и известность. С весны „ 1903т. на фоне истощения сил у него возобновились боли в глазах, из-за которых он был вынужден сократить свою исследовательскую и преподавательскую нагрузку. Он стремительно старел. Умер Е Тард 12 мая 1904 г.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Из множества этих процессов он особенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. К трем основным социальным процессам Тард относил: повторение (подражание), противоположение (оппозицию) и приспособление (адаптацию).

В целом в социологических исследованиях Тарда приоритет принадлежал изучению толпы как формы организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Допущенное Тардом преувеличение роли подражания в общественной жизни несколько снизило ценность его интерпсихологической социологии. Но в целом его творчество оказало большое влияние на формирование психологической социологии и социальной психологии. Его идеи и работы существенно повлияли на постановку и исследование ряда проблем и теорий социологии. В современной социологии к ним принято относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных механизмов, теории социализации и социального контроля, проблему использования статистических методов в социологии и т.д.

Интерпсихологическая социология Тарда оказала значительное воздействие на французскую и русскую социологию. Но особенно сильно она повлияла на развитие американской социологии и социальной психологии, многие лидеры которой, в том числе и такие крупные деятели психологической социологии, как Ч.'Кули, Э. Росс и др., вдохновлялись и руководствовались идеями Г.Тарда.

С изобретением книгопечатания человечество вступило в новую эпоху, в которой появилась новая разновидность толпы — публика. Публика, по мнению Тарда, это духовная общность индивидуумов, физически разделенных, но соединенных чисто умственной связью.

Г. Тард считал толпу естественной общностью, тесно связанной с естественными природными силами. Между толпой и публикой существует, по его мнению, несколько различий:

  1. Человек может принадлежать одновременно к различным видам публики, но только к одной толпе.
  2. Большая нетерпимость толпы, чем публики, к мнениям и суждением, противоречащим ее мнению. Замена толпы публикой сопровождается повышением терпимости и даже ростом скептицизма.
  3. Публика может быть определена как потенциальная толпа, так как сильно возбужденная публика может стать фанатической толпой. Итак, возникают две противоположности на континууме естественных общностей — от агрессивной, фанатичной толпы до терпимой публики.
  4. Всякая толпа подчиняется вождю, публика же не подчиняется, она вдохновляется публицистом, журналистом, писателем. На публике гораздо ярче отражается отпечаток ее создателя. В толпе же вождь несет на себе отпечаток толпы своих приверженцев.
  5. Толпа менее однородна, чем публика. Толпа всегда увеличивается благодаря случайным любопытным прохожим. Публика растет за счет целенаправленной рекламы.
  6. Публика есть известный своеобразный род коммерческой клиентуры. Есть два вида клиентов: публика постоянная, прочная, и публика случайная, непостоянная (181, с. 266-272).

Г. Тард называет этапы формирования толпы. Первый этап — это люди, идущие по улице, каждый по своим делам, просто гуляющие. Эти люди образуют тесное скопище. Второй этап начинается с того момента, как появляется общая цель, которая взволнует и объединит их вместе. Так зарождается первая ступень социального агрегата — толпа. Как только люди увлекутся общей идеей или страстью, они составят публику. В зависимости от того, что перевешивает — цель или желание, возникает два типа публики: публика убежденная, фанатичная, или же публика страстная, желающая.

классификация толпы по Тарду, толпа и публика


Рис. 7. Этапы трансформации толпы по Г. Тарду.

Толпу и публику можно классифицировать также по степени активности. Бывает толпа ожидающая, внимающая, манифестантская и действующая. Для ожидающих толп характерно коллективное любопытство, которое может достигнуть неслыханных размеров вне зависимости от его предмета. Толпа всегда бывает более терпелива или более нетерпелива, чем отдельный индивид. Это объясняется психологической причиной — взаимным заражением эмоциями собравшихся индивидов.

Люди в толпе вынуждены больше реагировать друг на друга, чем на информацию, которую сообщает им оратор. Когнитивные процессы направлены внутрь толпы, так как человек в первую очередь старается обеспечить свою безопасность среди огромной массы людей.

Толпы манифестантские всегда проявляют свои убеждения, свои страстную любовь или ненависть, радость или печаль со свойственным им преувеличением. У них мало идей, зато они держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же.

Толпы действующие. Что может создать толпа со своей внутренней несвязностью и беспорядочностью усилий? — спрашивал Тард. Она может только разрушать, уничтожать, но не созидать. Он подразделял действующие толпы на два типа: любящие и ненавидящие. Неизвестно, что более гибельно: ненависть толпы или ее любовь, проклятия или энтузиазм. Толпа, охваченная сильными чувствами, становится безумной, в порыве обожания она может уничтожить своих идолов. Бывают также праздничные и траурные толпы. Праздничные толпы, считал Тард, приносят для развития общности больше пользы, чем вреда. Антисоциальные, агрессивные действия толп приводят к преступным разрушениям и негативно сказываются на психике, заставляя людей долго переживать эти события и проклинать их память.

виды толпы


Рис. 8. Классификация видов и активности толпы по Г. Тарду.

публика и толпа


Рис. 9. Способы влияния на публику и на толпу по Г. Тарду.

Г. Тард обнаружил парадокс: толпа не способна к разумным действиям, только отдельный человек может мыслить и действовать рационально. Толпа не способна к интеллектуальному творчеству. У людей, собравшихся вместе, снижается способность мыслить и стирается чувство реальности. Однако в толпе есть люди, обладающие сильной волей, они увлекают остальных за собой и управляют ими. Это вожди, религиозные деятели, политики, журналисты.

Фактически Тард основал теорию массовой коммуникации. Он обнаружил, что любая коммуникация, и массовая и межличностная, сопровождается внушающим воздействием. Особенно сильно это воздействие проявляется в толпе.

Жан Габрие́ль Тард (фр. Gabriel Tarde ; 12 марта 1843, Сарла, Франция — 13 мая 1904, Париж) — французский социолог и криминалист.

Содержание

Биография

Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьёй Сарла, а с 1875 до 1894 был постоянным судьёй.

Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Однако только после смерти своей матери в 1894 Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах — в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук.

Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 в Париже.

Научные взгляды

Теория функционирования общества

В социологии, как и его современник Эмиль Дюркгейм, основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии.

Исследование феномена толпы

Другие научные интересы

Развитие идей Г. Тарда

Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично — общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Юрген Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.

Среди мыслителей, оставивших заметный след в изучении развития общества, особое место занимает французский учёный Габриэль Тард, биография и исследовательская деятельность которого легли в основу этой статьи. Многие из его идей, высказанные на рубеже XIX и XX веков, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Габриэль Тард

От иезуитской школы до Сорбонны

Своё образование юный Габриэль начал в школе, принадлежавшей Римско-католическому ордену иезуитов, что вполне соответствовало социальному статусу его родителей. Окончив её в 1860 году со степенью бакалавра искусств, он намеревался в дальнейшем отдать предпочтение техническим наукам, но обстоятельства сложились таким образом, что предметом его изучения стала юриспруденция. Начав занятия в своём родном городе, Габриэль Тард завершил их через шесть лет в стенах знаменитой парижской Сорбонны.

Научные изыскания городского судьи

Вернувшись домой дипломированным юристом, молодой человек продолжил семейную традицию. Начав в 1867 году с должности помощника судьи и неуклонно продвигаясь по служебной лестнице, он через семь лет стал постоянным судьёй в родном городе Сарла, получив, таким образом, должность, которую прежде занимал его отец. В этом качестве Тард прослужил двадцать лет.

Однако в своих интересах он не ограничивался лишь вопросами, касавшимися судебной практики. Ещё в университете Габриэль Тард увлёкся криминологией и криминальной антропологией – наукой, изучающей психологические, физиологические и антропологические особенности преступников-рецидивистов.

Габриэль Тард законы подражания краткое содержание

Занятия криминологией, принесшие первую славу

Углублённо занимаясь этими проблемами, результаты своих исследований Тард начал публиковать в научных журналах, а когда в 1887 году в Сарле был создан Архив криминальной антропологии, стал его содиректором. В дальнейшем научные труды Габриэля Тарда стали публиковаться отдельными изданиями, создав ему известность далеко за пределами Франции.

Останавливаясь несколько подробнее на его работе в этом учреждении, следует отметить, что Архив криминальной антропологии был создан во многом благодаря той популярности, которую в конце XIX столетия приобрели исследования итальянского учёного-криминалиста Чезаре Ломброзо.

Тард Габриэль феномен толпы

С этой целью и был создан в Сарле специальный архив, в который поступали со всей страны материалы, полученные в результате обследования лиц, совершивших уголовные преступления. Их изучением и систематизацией Тард занимался с 1887 года, не прерывая при этом своей основной деятельности в качестве городского судьи.

Переезд в Париж и последующая научная деятельность

В 1894 году после смерти матери Тард покинул родной город и навсегда обосновался в Париже. Оставив в прошлом судебную практику, он получил, наконец, возможность всецело посвятить себя науке, расширив при этом спектр своих исследований, и параллельно криминологии заняться социологией. Репутация серьёзного исследователя, а также известность в научных кругах позволили Габриэлю Тарду занять высокий пост в Министерстве юстиции, возглавив там секцию криминальной статистики.

Тард Габриэль получил в своё время известность не только как учёный, но и как педагог, вырастивший целую плеяду французских юристов. Свою преподавательскую деятельность он начал в 1896 году в Свободной школе политических наук, а затем продолжил её, став профессором учебно-исследовательского центра Коллеж де Франс, где проработал вплоть до своей смерти в 1904 году.

Полемика с Эмилем Дюркгеймом

В трудах, посвящённых вопросам социологии, Габриэль Тард опирался главным образом на статистические данные и использовал сравнительный анализ как основной метод исследования. В них он часто полемизировал со своим современником, также получившим признание в научных кругах, – французским социологом Эмилем Дюркгеймом.

Тард Габриэль

В отличие от коллеги, утверждавшего, что именно общество формирует каждого отдельного человека, Тард, придерживаясь иной точки зрения, был склонен полагать, что общество само является продуктом взаимодействия отдельно взятых индивидуумов. Иными словами, спор между учёными мужами шёл о том, что первично, а что вторично – люди, формирующие общество, или общество, продуктом которого становится каждый человек.

Целостность общества как результат взаимного подражания

Одарённые личности – двигатели прогресса

Развитие же общества, согласно теории Тарда, происходит в результате того, что среди его членов периодически появляются отдельные одарённые личности, способные, вырвавшись из общего процесса подражания, сказать новое слово в какой-либо области человеческой деятельности. Плодом их творчества могут быть как отвлечённые идеи, так и конкретные материальные ценности.

Габриэль Тард законы подражания

Таким образом, автор теории утверждает, что социальная эволюция общества является результатом творческой деятельности отдельных его особо одарённых членов, а не закономерным историческим процессом, как возражал ему Эмиль Дюркгейм.

Критика теории коллективного сознания

Габриэль Тард социология

Если для формирования толпы необходим тесный физический контакт между составляющими её людьми, то публику формирует общность мнений и интеллекта. В этом случае её могут составлять люди, географически находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Особенно актуально его утверждение стало в наши дни, когда СМИ способны искусственно создавать общность публики, направляя её мнение в нужное им русло.

Иные разделы науки, интересовавшие Тарда

Известны и другие области науки, которыми занимался Габриэль Тард – социология не была единственным полем его деятельности. Кроме упомянутой выше криминологии, учёный уделял много внимания и таким разделам обществоведения, как политология, экономика и искусствоведение. Последнее не должно вызывать удивления, ведь когда-то он окончил иезуитскую школу со степенью бакалавра искусств. Во всех перечисленных областях знаний Габриэль Тард обогатил науку оставшимися после него трудами.

Идеи Тарда в свете наших дней

Полемика, развернувшаяся в XIX веке между Тардом и Дюркгеймом по поводу того, что является первичным: индивид или общество, нашла своё продолжение в наши дни. Современность дала новый импульс для споров между сторонниками трактовки общества как самостоятельного организма и их противниками, рассматривающими его как совокупность независимых индивидов.

Жан Габриэль Тард

Несмотря на различие в оценках его научного наследия, современные учёные отдают долг заслугам Тарда как основателя целого ряда популярных в наши дни разделов социологии. Среди них наиболее важными являются анализ общественного мнения и теория массовой культуры. Однако следует отметить, что в XX веке преобладающей стала всё же теория Дюркгейма о том, что общество влияет на формирование индивида, а не наоборот. В связи с этим Тард несколько утратил свою популярность.

Читайте также: