Габдулла галиев батырша биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Герой в тени

Казалось бы, имя народного героя Батырши, который боролся за религиозные права мусульман Российской империи, добился восстановления их права строить мечети (впервые после взятия Казани), способствовал улучшению положения народов Волго-Уральского региона, сейчас должно почитаться наряду с именами самых известных исторических личностей в стране. Он погиб как герой, оставаясь верным своим убеждениям. Но, как ни жаль, в силу различных причин слава обходила его имя.

Во времена империи он считался скорее преступником, чем героем. Но и после Октябрьской революции, когда советская власть признала таких предводителей восстаний, как Пугачев, Степан Разин, Салават Юлаев, имя Батырши оставалась в тени. Советская власть не могла допустить, чтобы героем был признан имам, религиозный деятель.

Тогда почему же Татарстан не проявляет активности в возвеличении имени своего народного героя? Почему об этом не заботится наше духовенство, учитывая тот факт, что старинные каменные мечети были построены именно благодаря итогам восстания Батырши?

В мечети мало прихожан…

В Старобалтачево стоит двухэтажная мечеть из красного кирпича, названная в честь знаменитого земляка. Имам мечети Рафис Шайхайдаров сам из рода Батырши. Но прямых потомков у героя нет - его сын умер в тюрьме, дочери и жена были сосланы в монастыри. Нынешние представители рода – потомки родного брата отца Батырши - Туктаргали.

Прихожан в мечети было всего около десяти человек. В основном старики, только один – средних лет. Печально, что мечеть, названная в честь столь значимой фигуры в истории российских мусульман, практически пустует, людей здесь даже в пятничные дни. Местные жители объясняют это тем, что большая часть населения вынуждена работать в других регионах, так как работы в районе нет.

Музей Батырши расположен в красивом деревянном здании с большой ухоженной прилегающей территорией. Вывески на двери выполнены на башкирском и русском языках.

Не знаю, приходилось ли мне раньше бывать в музеях с такой богатой и содержательной экспозицией. Я уже привык, что экспозиции в краеведческих музеях довольно однотипные, а если есть что-то оригинальное, то обычно это спрятано за стекло так, что не разглядеть. Создатели музея Батырши не стали собирать все, что придет на ум, а подобрали экспонаты четко по теме, в соответствии с его идеей. Все экспонаты свободно просматриваются. И здесь очень чисто - ни единой пылинки. Музей отапливается. Экспонаты снабжены пояснениями на татарском, русском, башкирском языках. Воззвание Батырши, карты плана восстания - на башкирском. Биография, родословная – на русском, татарском языках.

Большая полка выделена под книги о самом герое. Здесь работы таких писателей и исследователей, как Замит Рахимов, Фаузия Байрамова. Несколько книг написаны самим Шайхайдаровым. Всего я насчитал около трех десятков трудов, посвященных Батырше.

Самое большое достояние музея – личная библиотека Батырши. Здесь огромное разнообразие книг различной тематики и содержания. Полагаю, что эта библиотека должна быть изучена отдельно.

— Музей открылся 30 сентября 2003 года. В торжественном открытии принял участие первый президент Башкортостана Муртаза Рахимов.

— Какие самые яркие черты Батырши вы назвали бы в первую очередь?

Во времена Батырши хазрата книгопечатания не было, поэтому все эти книги рукописные. Некоторые из них содержат по тысяче страниц. Книги передавались от одного ученого к другому, свои дополнения по теме они писали на полях. Когда уже стало некуда писать, вставляли специальные дополнительные страницы. Поэтому в книгах довольно много частей, написанных разным почерком.

Эти книги могут читать только ученые, человеку с обычным образованием их содержание недоступно. Последний их владелец – Шакирзян хазрат. Из-за угрозы жизни он в 1918 году был вынужден покинуть родное село Карышбаш. Они погрузили все имущество на подводы и группой отправились в Среднюю Азию. Книги забрать с собой не было возможности, поэтому он их оставил, разделив на три части и передав на хранение трем односельчанам.

Большинство хранящихся в музее книг посвящены вопросам раздела имущества по шариату. Батырша хазрат был большим специалистом в области наследственных дел. Обычно у здорового мужчины было минимум четыре жены и по десять детей от каждой жены. Наследство надо было делить по справедливости. В этом вопросе всегда возникали споры, каждый был недоволен той частью, что ему досталась. И только когда имущество делил Батырша хазрат, ссор не возникало, потому что он с рождения обладал еще и даром гипноза. Власти Уфимской провинции и Оренбургской губернии часто привлекали его к решению наследственных вопросов. Поэтому он имел право беспрепятственно, без всяких разрешительных документов или паспортов передвигаться не только по Оренбургской губернии, но и в других областях Российской империи. Власти тоже знали его в лицо.

— Сохранились ли книги, написанные самим Батыршой хазратом?

Эти книги изучали ученые Академии наук Татарстана, также приезжали специалисты из Санкт-Петербурга.

— В народе ходят легенды, насколько Батырша был человеком бесстрашным, отважным, обладал огромной физической силой. Как вы думаете, Батырша на самом деле был таким?

— Какие новые сведения были обнаружены о Батырше в последние годы?

— Было проведено множество научно-практических конференций, посвященных Батырше хазрату. Самым радостным событием для нас стало проведение конференции в Санкт-Петербурге в 2017 году. Она была организована Духовным управлением мусульман России под руководством Равиля хазрата Гайнутдина. Надо сказать, что были и противники проведения такой конференции, но в итоге она прошла в очень позитивном ключе, с участием большого количества ученых и специалистов.

Жизнь и деятельность, роль Батырши в истории России наиболее глубоко изучены и описаны татарскими историками Фаузией Байрамовой и Файзельхаком Ислаевым.

— Какой поступок Батырши делает его героем, по-вашему? То, что написал воззвание, вдохновившее мусульман на восстание в защиту своих прав, или же личный героизм, проявленный в заточении?

— И то, и другое. Составляя свою программу, Батырша преследовал две цели. Первая – он считал, что мусульмане должны создать свое государство. А если сделать это не получится, то хотя бы облегчить положение мусульманского населения.

— Какими путями Батырша доносил свои идеи до народа?

— Он всегда был среди людей, не понаслышке знал, как народ страдает. Ему было больно видеть результаты колониального гнета царизма над мусульманами. Один за другим выходили указы, увеличивалось количество налогов и повинностей, и это приводило к ухудшению положения населения.

— Рафис хазрат, какой национальности был Батырша?

Никто и не отрицает, что он был татарином. Он из деревни Карышбаш, сейчас – Верхнекарышево. В этой деревне, с момента ее основания, людей другой национальности не проживало. Это не смешанная деревня. В некоторых деревнях в одном конце деревни живет один народ, в другом – другой, в третьем – третий. В этой деревне жили татары, других народов не было. И сейчас так же.

Материал дается на том языке, на каком он был обнаружен. Автобиография, резюме написаны на татарском, стенд, подготовленный национальным музеем – на русском. Родословная, составленная Габдрахманом Бикчуриным, – на татарском. Вообще, у нас есть информация на турецком, татарском, башкирском, русском, старославянском языках. Мы постарались давать материалы на языке оригинала, без изменений.

— Сохранилась ли в деревне место родового дома Батырши?

— Это место есть, но оно не обозначено. В школе установлен памятный знак, думаю, что это сделано, чтобы дети видели и знали.

— Какие мероприятия планируются в целях увековечения имени Батырши?

— Мы участвуем в республиканском конкурсе музеев. Думаю, наше участие в этой программе тоже способствует популяризации деятельности и личности Батырши.

— Как погиб Батырша? Мы знаем, что это произошло в тюрьме…

Биография Батырши (из книги Рафиса Шайхайдарова)

Габдулла сын Туктаргали в русских документах встречается под разными именами: Абдулла Алиев, Батырша Алиев, Абдулла Мязгилдин, Губайдулла Матзялтдин. Родился он в 1710 году в селе Карышбаш нынешнего Балтачевского района РБ. Отец – Туктаргали, дед - Мязгытдин. Из рода мишарей, в XVI веке переехавших к реке Танып. В энциклопедии Татарстана год рождения указывается как 1710-й, в башкирской энциклопедии – 1715-й. Известна точная дата его смерти – 24 июля 1762 года.

Учился и преподавал в медресе села Тайсуганово (ныне Альметьевский район РТ), в Ташкичу (Арский район РТ). Преподавал в ныне Бардымском районе, составлял учебники для медресе. Был известен глубоким знанием шариата. Был избран ахуном Сибирской дороги, но в должность не вступил. Благодаря хорошему знанию семейного права и порядка раздела имущества посетил многие деревни в Осинской, Сибирской дорогах.

В марте 1755 года Батырша начинает готовиться к сопротивлению. С призывами к восстанию он обходит многие волости региона. Пишет воззвание к народу, в котором на основе шариата, приводя аяты Корана, призывает людей к борьбе за собственные права и свободы. Написанное Батыршой воззвание достойно называться настоящим научным трудом. Он распространяет его среди населения через своих студентов. В своем воззвании Батырша призывает единоверцев создать единое мусульманское государство. Он знает, что бой будет неравный, но верит и убеждает людей, что, проявив мужество и решительность, они одержат победу.

Батырша мечтает, что во всех уездах мусульмане поднимутся одновременно. Однако некоторые части восставших выступили раньше назначенного времени. Людей на это толкнул запрет правительства на безвозмездную добычу соли из источников. Были и другие указы, ухудшающие положение людей. Ответ не заставил себя долго ждать – на восстание поднялись бурзянские башкиры. Таким образом, единовременное выступление всех частей осуществить не удается. Мешают планам Батырши и другие события – например, вспыхнувшие между башкирами и казахами распри. Татары казанского региона, хотя и были солидарны с идеями Батырши, восстание не поддержали.

В начале мая бунт был подавлен, но назначена его новая дата - 1 сентября. Но и этим планам не было суждено сбыться. 9 августа бурзянские башкиры вновь поднялись на мятеж раньше времени. Батырша понимает, что будет арестован, забирает жену Зульбохар, семилетнего сына Тазетдина, трехлетнюю дочь Зулейху и годовалую дочь Салиху, нескольких самых близких ему студентов и уезжает.

Еще одно обстоятельство мешает успеху плана Батырши - восставшим и их идеологу так и не удалось встретиться. За поимку предводителя восстания было обещано вознаграждение в 1000 рублей. В августе 1756 года в селе служилых татар Азикеево Батырша был схвачен местным жителем Сулейманом Диваевым и передан царским властям.

Его бросили в Шлиссельбургскую тюрьму, приговорили к избиению плетьми и вырыванию ноздрей, а также к пожизненному заточению. Сын Батырши также был заключен в тюрьму и там скончался. О жене и дочерях известно только то, что они были отправлены в разные монастыри под Москвой.

Находясь в тюрьме, Батырша вступает в спор с православными священниками и обещает принять христианство, если им удастся убедить его в превосходстве христианской веры над исламом. Но доводы самого Батырши оказываются настолько сильны, что священники сами начинают склоняться к исламу. За это Батырше отрезают язык.

Погиб Батырша в героической схватке со своими угнетателями. 24 июля, заключенный в кандалы, он сумел завладеть топором и зарубить сразу четырех тюремных охранников. Сам он умирает на месте от внезапного сердечного приступа.

Батырша́ (1710 — 24 июня 1762) (в исторической литературе известен под именами — Абдулла Алеев, Батырша Алиев, Абдулла Мязгялдин, Губайдулла Матзялтдин; настоящее имя Габдулла Галиев, башк. Fабдулла Fәли улы , тат. Габдулла Гали улы ) — идеолог и предводитель Башкирского восстания (1755—1756) [1] [2] . Публицист, мулла.

Содержание

Биография

Учился в медресе деревни Тайсуганово Уфимского уезда и деревни Ташкичу Казанского уезда. В 1744-45 годах был учителем в деревне Илша Гайнинской волости Осинской дороги, в 1746-49 годах работал учителем и муллой в деревне Муслим Исетской провинции. С 1749 года работал муллой в Карышбаше. Отличался глубоким знанием шариата. Часто привлекался властями для решения наследственных дел в волостях Осинской дороги. В 1754 избран ахуном (главой мусульман) Сибирской дороги, но не вступил в эту должность. В 1754-55 годах побывал в Оренбурге и ряде волостей Сибирской и Осинской дорог.

Но в ходе восстания вместо решительных действий и руководства выступлениями, Батырша занял выжидательную позицию, затем скрылся в лесах со своими учениками, что привело к ослаблению и вскоре подавлению восстания. Сам Батырша был схвачен 8 августа 1756 года в деревне Азяково Осинской дороги (ныне деревня Бураевского района Республики Башкортостан). Закованный в цепи, под усиленной охраной отвезен в Москву, затем в Санкт-Петербург.

— Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. Уфа 1993.-С. 94. [5]

В декабре 1758 года Батырша был приговорен к наказанию плетьми, вырыванию ноздрей и пожизненной каторге.

После долгих пыток и допросов Батыршу отправили в Шлиссельбургскую крепость на пожизненное заточение. Там он затеял спор с православными священниками и даже дал согласие на добровольное крещение, если те сумеют доказать превосходство христианской религии над исламом. Спор кончился тем, что тюремные палачи вырвали Батырше язык. Он пять лет промучился в заточении, но закончить свою жизнь в рабстве не захотел. В июле 1762 года он схватил в свои закованные руки топор, забытый в его камере надзирателями, и бросился на охранников. В схватке Батырша убил четырёх охранников и погиб сам. [6]

Батырша (1710 — 24 июня 1762); настоящее имя — Габдулла Галиев, башк. Fабдулла Fәли улы, тат. Габдулла Гали улы) — идеолог и предводитель Башкирского восстания (1755—1756). Публицист, мулла.

Биография

Родился в селе Карышево Сибирской дороги, ныне Балтачевского района Республики Башкортостан в мишарской семье. В Большой Советской Энциклопедии утверждается, что Батырша Алиев являлся башкирским муллой.

Учился в медресе деревень Тайсуганово Уфимского уезда и Ташкичу Казанского уезда. В 1744—1745 годах был учителем в деревне Илша Гайнинской волости Осинской дороги, в 1746—1749 годах работал учителем и муллой в деревне Муслим Исетской провинции. С 1749 года работал муллой в Карышбаше. Отличался глубоким знанием шариата. Часто привлекался властями для решения наследственных дел в волостях Осинской дороги. В 1754 избран ахуном (главой мусульман) Сибирской дороги, но не вступил в эту должность. В 1754—1755 годах побывал в Оренбурге и ряде волостей Сибирской и Осинской дорог.

В декабре 1758 года Батырша был приговорен к наказанию плетьми, вырыванию ноздрей и пожизненной каторге.

Он пять лет промучился в заточении, но закончить свою жизнь в рабстве не захотел. В июле 1762 года он схватил в свои закованные руки топор, забытый в его камере надзирателями, и бросился на охранников. В схватке Батырша убил двоих охранников, двоих смертельно ранил и погиб сам.

"№ 135. 1762 г. июли 21. — Доношение коменданта Шлиссельсбургской крепости подполковника И. Бередникова в Сенат о смерти муллы Батырши. Правительствующему Сенату от подполковника шлютельбургского коменданта Ивана Бередника доношение.

У содержащегося в Шлютельбурской крепости колодника Батырше находились на карауле з данною на тот караул инструкцией полков Санкт-Петербурского гарнизона, а именно Невского капрал Данила Никитин, салдаты Максим Хамутов, Грегорий Епифанов, Санкт-Петербурского Андрей Лазарев; которой колодник, имев у себя на ногах ножныя з заклепом железа, а на руках нарочни, сею июля на 21-е число по полуночи в первом часу, напав на оных, во первых, на капрала и салдат спящих, ис которых и бывшей на часах салдат Епифанов при зазженой свече заснувший был, о чем он уже извинение принес, что подлинно спал. Оной колодник, взяв принесенной в казарму салдатом Хомутовым топор и (которого, також никакого орудия, чем человек может себя повредить, по данной на тот караул инструкции в арестанской казарме иметь было запрещено. Сверх того, велено еще им за оным колодником смотреть накрепко, чтоб он ис под караула утечки не зделал, на собою ж и караульному какова повреждения* таковыми орудиями не учинил), по одиночки у капрала Никитина тем топором голову разрубил на-двое, у салдат — у Хамутова головы левую сторону разрубил и правой висок проломлен, у Лазарева в дву местах брюхо пропорото, у головы же по левую сторону тела схватил; у Епифанова, которой был на часах, в дву местах голову разрубил же, ис которых капрал Никитин, солдат Хомутов сего ж числа умре, а Лазарев и Епифанов лекарем пользуютца. Оной же колодник Батырша и сам умер без всяких язв и побой. Того ради Правительствующему Сенату всепокорнейше представляю: упоминаемого колодника Батыршу в каких местах погресть, а с салдатом Епифаном за заснутье, будучи на часах, по выздоровлении что - повелено будет учинить, на что имею ожидать ея и. в. указа.

Подполковник Иван Бередников. Июля 24 дня 1762 года. Шлютельбурх."

— ГАФКЭ. Фонд - быв. Государственного Apxива Разр. VII. Дело 1756, Л? 1781, ч. V, лл, 131—135.

Как шакирд стал великим учителем

Середина XVIII века — наиболее драматический этап борьбы татар-мусульман за исламскую веру, когда в ответ на насильственную христианизацию мусульман и началось восстание под руководством муллы Батырши в 1755 году. Эта была отчаянная борьба мусульманских народов против духовного насилия, социального угнетения, религиозного и национального неравенства. Именно борьба мусульман в 1755 году и ее уроки стали основным импульсом к переосмыслению религиозной политики, в результате которой непримиримая борьба государства и православной церкви против ислама постепенно стала меняться на политику веротерпимости. Толерантность стала продуктом длительного взаимодействия различных религий и государства. Накопленный веками опыт взаимодействия православия и ислама позволил им не только ужиться друг с другом, но и оказать серьезное влияние друг на друга. Существующая в России веротерпимость является результатом критического осмысления позитивного и негативного опыта, накопленного за долгие годы сожительства православия и ислама и постепенного изменения религиозной политики государства.

В истории сопротивления нерусских народов массовой христианизации особое место заняло восстание татар и башкир 1755 года под руководством муллы Батырши Алеева — выдающегося деятеля освободительного движения, крупного богослова и оригинального мыслителя. Он родился в семье служилого татарина в 1710 году в небольшой деревне Карыш Сибирской дороги Уфимского уезда. Б. Алеев получил для своего времени фундаментальное религиозное образование: сначала учился в мектебе у своего отца абыза Туктаргали Дусалиева, затем в медресе известных имамов Абдрахмана Тайсугани (д. Тайсуган Бугульминского ведомства), Абдусаляма Ураева (д. Ташкичу Казанского уезда Алатской дороги). Последние годы его учебы совпали со временем, когда христианизация языческих и мусульманских народов Волго-Уральского региона приобрела массовый характер.


После завершения учебы в Ташкичу Батырша полтора года обучал детей в Гайнинской волости Осинской дороги Уфимского уезда, в деревне Байавыл Гайнинской волости Осинской дороги Уфимского уезда. Затем около 4 лет исполнял обязанности имама в Исетской провинции. Через пять с половиной лет после окончания учебы он вернулся в свою родную деревню Карыш, где стал имамом мечети, содержал медресе. Вскоре слава о нем как об ученом имаме, знатоке шариата, справедливом при решении самых сложных спорных житейских вопросов, хорошем учителе и наставнике шакирдов распространилась по Волго-Уральскому региону. Его небольшое религиозное учебное заведение, насчитывавшее всего 15 шакирдов, стало авторитетным медресе. Здесь обучались будущие имамы не только Уфимского, но и Казанского, Кунгурского уездов, Исетской провинции. В 1754 году Батырша был выдвинут на престижную должность ахуна Сибирской дороги Уфимского уезда. При обсуждении кандидатуры Батырши на должность ахуна против него выступил старшина волости Я. Абдуллин, который и предложил другую кандидатуру.

Единственный выход — открытый протест

Продолжительное время Уфимский уезд оставался территорией, автономия которой давала возможность мусульманам без особых притеснений придерживаться своей веры. Поэтому вполне естественно, что татары от религиозных гонений стремились скрываться именно здесь. Однако строительство крепостей, заводов, дополнительные меры по интеграции региона в состав России, чрезмерная миссионерская активность в начале 50-х годов нового тобольского митрополита С. Гловацкого на востоке и казанского епископа Л. Канашевича на западе создали новую обстановку.


Власти Оренбурга предприняли энергичные меры против повстанцев. Уже 22 мая в Бурзянскую волость прибыла воинская команда во главе с подполковником Исаковым. Воинская команда под командованием капитана Лядомского в количестве 45 человек попыталась остановить переход через Яик 124 взрослых мужчин, 26 мальчиков и 140 женщин. В сражении убиты капитан, два капрала, семь рядовых; кроме того, были ранены прапорщик и 29 человек рядовых. Они отогнали всех лошадей команды, оставив рогатый скот, ушли к казахам. Несколько позднее сюда же были направлено более тысячи солдат и казаков. В помощь этим силам были мобилизованы башкирские старшины со своими отрядами.


Чтобы не допустить впредь волнений среди башкир, было принято решение о строительстве в центре Бурзянской волости Зилаирской крепости, которая обеспечивала бы эффективный контроль над действиями беспокойных башкир. Привлечение башкир к строительству этой крепости, продолжавшееся насилие над местным населением вызвали новое недовольство.

Основательная подготовка к мятежу

Вторым центром подготовки вооруженного мятежа стала Гайнинская волость Уфимского уезда. Главную роль в подготовке здесь восстания играли муллы А. Чурагулов, И. Мурзалиев и К. Имангулов. Мулла Батырша еще в конце мая 1755 года послал своего ученика, шакирда И. Апкина, в Гайнинскую волость с тем, чтобы там распространить воззвание. Шакирд отвез это письмо и благополучно возвратился в Карыш. Позже станет известно, что во время поездки он встретился с муллой д. Тюнгак А. Чурагуловым, который и распространял воззвание в Гайнинской волости. Тогда же шакирд С. Ягоферов с письмом отправился в д. Смаилово Айлинской волости Сибирской дороги Исетской провинции.

Начало бунта Батырша связывал с результатами своей поездки в Оренбург якобы для покупки религиозной литературы, а на самом деле — для встречи по дороге с бурзянцами и выяснения настроения людей. Не случайно позднее М. Айметев эту поездку назовет разведывательной.


Начало восстания

Согласно договоренности с Батыршой, но совершенно неожиданно для местной губернской и провинциальной администрации, 9 августа 1755 года башкиры зауральской части Бурзянской волости восстали вновь. Отряд из башкир численностью 50—60 человек во главе с Яубасаром Аздуровым в деревне Запянова убили вновь назначенного старшину из служилых татар Абдула Вагапова, его писаря и двух мещеряков, совершали нападения на тех, кто был на правительственной стороне. Только своим бегством в Кананикольский завод Мосолова избежал этой участи старшина Мухаммадшарып Мряков, который успел скрыться здесь.

В тот же день, 9 августа, мятежники напали на строящийся на реке Ик Вознесенский медный завод барона Сиверса, отогнали 34 лошади, сожгли надранную бересту, в ряде мест подожгли лесные угодья. 9 же августа мятежники совершили неожиданный набег на Преображенский медный завод Ивана Твердышева. В результате нападения оказалось убитыми заводских крестьян 8, из новокрещеных чуваш 40, раненых около 10 человек. Были сожжены дрова около 1000 сажен, угля около 7000 коробов, также заготовленное сено.


Нападению подверглись все находившиеся на заводе более 400 человек, которых расстреливали из луков, набегая, кололи копьями и рубили саблями. В результате такого варварского разгрома строящегося завода в живых осталось всего до 50 человек, которым удалось укрыться от нападавших. Имеющаяся при заводе денежная казна и всякое имущество были разграблены и взяты с собой, скот весь без остатка угнан. 15 августа мятежники совершили нападения и на Чибилнинский и Ташлинский рудники этого же завода, где были убиты работники из чуваш, горный мастер Матвей Козьмин, писарь Герасим Иконников. Недалеко от деревни Бикбулатово было убито 8 человек, уведено 11 лошадей.

В военном отношении самая впечатляющая победа над регулярными войсками была одержана 18 августа. В 30 верстах от Зилаирской крепости отряд Кучукбая окружил и истребил команду капитана Шкапского в составе роты драгун и 50 казаков, которые были направлены Бахметевым из Зелаирской крепости для защиты Авзяно-Петровского завода графа П.И. Шувалова. Отряд драгун и казаков был направлен с соблюдением всех предосторожностей по наиболее безопасной дороге, где, по сведениям, никакой встречи с башкирами быть не могло. А между тем мятежники именно здесь и преградили отряду движение, ввязавшись с ним в настоящее сражение. Используя затруднения отряда, проходившего по узкой лесной тропе со многими топкими местами, где застревали лошади, повстанцы окружили отряд со всех сторон и после двухчасового упорного боя уничтожили почти целиком. В живых остались лишь два крещеных калмыка и трое башкир. В этом сражении погиб один из руководителей восставших Кучукбай. Разгром крупного правительственного отряда и последующее замешательство властей позволили башкирам разных волостей перейти через Яик и укрыться в казахских степях до прихода правительственных войск.

Продолжение следует

Справка

Файзулхак Габдулхакович Ислаев— историк-религиовед, доктор исторических наук. Профессор Российского исламского института.

Читайте также: