Г лебон вклад в социологию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Биография Гюстава Лебона

Гюстав Лебон родился во Франции в провинции Эвр-и-Луара в 1841 году. Он был дворянином по происхождению, но его семья принадлежала к среднему классу. О детстве его известно очень мало. Гюстав получил классическое образование в лицее г. Тур. Есть сведения о том, что он не отличался хорошей успеваемостью.

В 1871 году Лебон начинает заниматься вопросами психологии. Психология считается наукой, которая требуется для исследования проблем социологии и понимания истории народов. Благодаря этому появляются следующие работы автора:

В 1914 году исследователя включили в состав совета, регулирующего политическое, военное и экономическое положение в Европе. Ученый умирает в 1931 году в предместье Парижа в возрасте 90 лет. Считается, что его труды изучали Ленин, Гитлер, Плеханов, Сорель, Муссолини, Ганото и Фрейд.

В своих книгах Лебон кратко изложил выводы о психологии расы (народных масс) и психологии толп. Их он сделал на основе своих многочисленных путешествий.

Готовые работы на аналогичную тему

Первая книга посвящалась общему описанию психологии народов, а во второй книге была рассмотрена психология групп как важнейший мотив поведения индивида и причина исторических событий. Многие положения из данной работы стали основой современных рекламных и политических технологий.

  • Чувства,
  • Интересы,
  • Верования.

Все изменения в государственных учреждениях или религии не способны затронуть душу расы. Тем не менее, сама душа расы оказывает на них влияние. Искусство и культура не представляют собой показатель цивилизованности народа. Чаще всего во главе цивилизаций находятся народы из слаборазвитой и утилитарной культуры, которая обладает сильным характером и идеалами. Сила цивилизации состоит не в технических и культурных достижениях, а рассматривается через характер и идеалы.

Например, ценности латинских народов рассматривались с точки зрения подчинения сильной, деспотичной власти. Для англосаксов был важен приоритет частной инициативы.

Естественная тенденция эволюции цивилизаций была представлена автором как дифференциация. Панацеей демократии он считал достижение равенства с помощью воспитания и навязывания собственной культуры высшими народами низшим, — заблуждение. Несвойственная народу даже более высокая культура способна подрывать нравственность и уничтожать ценности, которые формировались веками. Это делало такой народ ещё ниже. Как правило, новые верования и учреждения могли принести только новые названия, не смогли поменять сущность уже имеющихся.

Помимо наследственных чувств на историю народа воздействуют идеи (догмы). Если опуститься в область бессознательного, то они обладают огромной силой. Единственным врагом веры является другая вера. Всем своим успехам люди определенной нации обязаны только горстке избранных. Они занимаются реализацией событий, которые готовились веками.

В 19 веке власть толпы была заменена на власть элит. Среди основных свойств толпы Лебон выделял:

  • Анонимность (отсутствие наказания),
  • Заразу (распространение мнения),
  • Внушаемость (толпа подвержена тому, что может видеть даже то, чего нет на самом деле),
  • Стремление немедленно претворять свои идеи в действие.

Психология толпы, по мнению Лебона, схожа с психологией дикарей. Для нее характерны следующие качества: импульсивность, раздражительность, неспособность к обдумыванию, отсутствие рассуждений и критики, преувеличенная чувствительность.

Поведение толпы меняется, поскольку она проявляет реакцию на соответствующие импульсы. Для толпы не характерны сомнения, так как она впадает в крайности. При их наличии любое подозрение превращается в неоспоримую очевидность, а массы уважают лишь силу.

Идеи толпы способны удерживаться через категоричность, не обладая никакой связью. Ее рассуждения отличаются примитивностью и основаны на ассоциациях. Она воспринимает лишь образы, при этом, чем они ярче, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное в толпе воспринимается лучше, чем то, что логично и рационально.

Формулы, которые переносятся в слова, могут избавить толпу от необходимости думать. Они неизменны, но слова, в которые они заключаются должны соответствовать времени. Самые ужасные вещи, которые называются благозвучными словами (например, братство, равенство), должны приниматься с благоговением.


Гюста́в Лебо́н (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave ; 1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии.

Содержание

Биография

Лебон родился во Франции, в Nogent-le-Rotrou, умер в Marnes-la-Coquette.

Изучал медицину, затем путешествовал по Европе, Северной Африке, Азии в 1860-1880 гг.

Философские идеи Лебона

Основные работы

Цитаты

  • Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайне невежественные относительно первобытной истории человека, разнообразия его душевного строя и законов наследственности бросили в мир идею равенства людей и рас.
  • Нет ни одного психолога, ни одного сколько-нибудь просвещенного государственного человека, и в особенности - ни одного путешественника, который бы не знал, на сколько ложно химерическое понятие о равенстве людей
  • . умственная бездна, созданная прошлым между людьми и расами, может быть заполнена только очень медленными наследственными накоплениями
  • Я в другом месте показал плачевные результаты, произведенные европейским воспитанием и учреждениями на низшие народы. Точно также я изложил результаты современного образования женщин и не намереваюсь здесь возвращаться к старому. Вопросы, которые нам предстоит изучить в настоящем труде, будут более общего характера. Оставляя в стороне подробности, или касаясь их лишь постольку, поскольку они окажутся необходимыми для доказательства изложенных принципов, я исследую образование и душевный строй исторических рас, т.е. искусственных рас, образованных в исторические времена случайностями завоеваний, иммиграций и политических изменений, и постараюсь доказать, что из этого душевного строя вытекает их история. Я установлю степень прочности и изменчивости характеров рас и попытаюсь также узнать, идут ли индивидуумы и народы к равенству или, напротив, стремятся как можно больше отличаться друг от друга. Доказав, что элементы, из которых образуется цивилизация (искусство, учреждения, верования), составляют непосредственные продукты расовой души, и поэтому не могут переходить от одного народа к другому, я определю те непреодолимые силы, от действия которых цивилизации начинают меркнуть и потом угасают.
  • Итак, теперь мы можем сказать, что Мохаммед был одним из самых великих людей, которых знала история. Некоторые историки умаляли величие пророка в силу собственных религиозных предубеждений, но сегодня ему воздают должное даже христианские писатели.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лебон Г." в других словарях:

Лебон — (фр. Lebon или Le Bon): Французская фамилия Лебон, Андре (André Lebon, 1858 1938) французский профессор и политик. Лебон, Гюстав (Gustave Le Bon, 1841 1931) французский историк, социолог и психолог. Лебон, Морис (Maurice Lebon,… … Википедия

ЛЕБОН — (Le Bon) Гюстав (07.05. 1841, Ножан ле Ротру 15.12.1931, Париж) французский социолог, социальный психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Вслед за Гобино отстаивал концепцию расового детерминизма,… … Энциклопедия социологии

Лебон — (Lebon) Филипп (29.5.1769, по др. данным, 1767, Браше, Шампань, 2.12.1804, Париж), французский инженер. Профессор механики в Школе мостов и дорог в Париже. В 1790 х гг. начал опыты по получению светильного газа посредством сухой перегонки … Большая советская энциклопедия

ЛЕБОН — (Le Bon), Жозеф (25.IX.1765 16.Х.1795) деятель франц. бурж. революции кон. 18 в. В нач. революции был священником, затем сложил с себя духовный сан, принял активное участие в политич. жизни г. Арраса, примкнул к якобинцам. В июле 1793 был избран… … Советская историческая энциклопедия

ЛЕБОН Г. — (1842 1931) французский врач, социальный психолог и социолог, исследовавший также некоторые вопросы антропологии, археологии и естествознания, автор таких работ, как Психология толпы (1895), Психология социализма (1896), Политическая психология и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЛЕБОН — (Le Bon) Гюстав (1841 1931) французский психолог, социолог, антрополог и пр. Один из основоположников социальной психологии. Д р медицины. Разработал натурфилософскую версию энергетизма и эволюции материи. Исследовал судьбу цивилизаций Древнего… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Лебон Ф. — ЛЕБÓН (Lebon) Филипп (1769, по др. данным, 1767–1804), франц. инженер. Разработал способ получения светильного газа сухой перегонкой древесины (1799) … Биографический словарь

Лебон, Густав — Лебон, Гюстав Гюстав Лебон (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave; 1841 1931) знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии. Содержание … Википедия


ЛеБон (Le Bon) Гюстав (07.05. 1841, Ножан-ле-Ротру - 15.12.1931, Париж) - французский социолог, социальный психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Вслед за Гобино отстаивал концепцию расового детерминизма, подчеркивая иерархический характер расового деления и особую значимость расовой принадлежности в развитии цивилизации.

ЛеБон считал, что решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. С позиций аристократизма он выступал против всех форм социального равенства и демократии, стремясь доказать, что все достижения цивилизации - результат деятельности элиты. ЛеБон - автор одной из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил наступление "эры масс" и следующий за этим упадок цивилизации. В результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь, по Лебону, все больше определяется поведением толп, которые всегда представляют собой слепую, разрушительную силу. В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, т. к. ими управляет закон "духовного единства толпы".

Книгами, которые буквально перевернули наше представление о законах развития общества, и которые открыли нам секреты того, как политики управляют умами народных масс стали книги великого французского мыслителя, философа, экономиста и историка Гюстава ЛеБона (Gustav LeBon) (1841-1931). Это - книги "Психология народов и масс" и "Психология социализма"

"Психология народов и масс" - настольная книга всех политиков добивавшихся власти. Ее перечитывали и тщательно изучали Ленин, Гитлер, Муссолини, Сталин. В ней излагаются основные и простые принципы поведения толпы, описываются приемы достижения политиками успеха в борьбе за власть.
Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим исключением, в этом веке труды знаменитого ученого-энциклопедиста Гюстава ЛеБона углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами. Те, кому книги адресовались автором, остались глухи к его предупреждениям и предвидениям. Призрак по-прежнему ходит по Европе, как, впрочем, и по остальному миру:

"Психология Социализма" - работа во многом пересекающаяся с "Психологией народов и масс ". Анализ того, почему умами людей овладевает желание "отнять и поделить." Анализ и закономерности развития обществ Европы и Америки
Природа верований, привлекательность и обманчивость социалистических и демократических идей. Сценарии событий, предсказанные ЛеБоном в этой работе, с поразительной точностью сбылись в ХХ в. Одно это уже заставляет внимательно вчитаться в его книги.

В целом, его труды являют из себя редкое достояние здравой мысли. Если вам небезразлична своя судьба и вы хотите узнать о том как и в какую сторону развивается, например, наша страна - прочитайте эти книги.

Важнейшую роль в общественном развитии Лебон приписывал идеям, навязываемым массам немногими лидерами путем утверждения, повторения и заражения. Революции он считал проявлением массовой истерии.

Соч.: 1) Эволюция цивилизации. О., 1895. 2) Психология народов и масс. СПб., 1896. 3) Психология социализма. 2-е изд. СПб., 1908

Предлагаем вниманию всех автолюбителей или тек, кто планирует стать им в ближайшее время прочитать внимательно эту новость и сделать соответствующие выводы

Гюстав Лебон (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave; 1841-1931) - знаме-нитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный ос-нователь социальной психологии.

Очень мало известно о детстве Лебона. Он получил классическое образо-вание в лицее г. Тур, где не отличался хорошей успеваемостью. В 1860 г. он по-ступает в Парижский университет на медицинский факультет, который, после прохождения практики в одном из парижских госпиталей, оканчивает в 1866 г. И хотя в последствии он именовал себя доктором, никогда практической меди-циной не занимался. Да и все обучение в лицее и университете Гюстав Лебон считал лишь тормозом в самообразовании .

В 30 лет Гюстав Лебон стал свидетелем Парижской Коммуны 1871 г., ко-торая в некоторых отношениях была страшнее царства террора 1793–1794 гг.

Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим исключением, в этом веке труды знаменитого ученого-энциклопедиста Гюстава Лебона углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами. Те, кому книги адресовались автором, остались глухи к его предупреждениям и предвидениям. Призрак по-прежнему бродит по Европе, как, впрочем, и по остальному миру!

Гюстав Лебон умер 13 декабря 1931 г. в предместье Парижа в возрасте 90 лет.

ЛеБон считал, что решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. С позиций аристократизма он выступал против всех форм со-циального равенства и демократии, стремясь доказать, что все достижения ци-вилизации - результат деятельности элиты. ЛеБон - автор одной из первых кон-цепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил насту-пление "эры масс" и следующий за этим упадок цивилизации. В результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь, по Лебону, все больше определяется поведением толп, ко-торые всегда представляют собой слепую, разрушительную силу. В толпе ин-дивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти ирра-циональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, т. к. ими управляет закон "духовного единства толпы" .

В целом значение социологического творчества В. Парето достаточно велико, хотя и не было сразу осмыслено мировой социологией. Признание к его работам стало приходить после 1935 г., когда впервые был издан на английском языке "Трактат по общей социологии". Немало способствовал росту интереса к творчеству итальянского мыслителя американский социолог Т. Парсонс, пытавшийся реанимировать некоторые его идеи системного и структурно-функционального подхода к обществу и придать им универсальное значение. Сейчас Парето безоговорочно относят к числу классиков мировой социологии.

Итальянский ученый создал в социологии свой весьма специфический, неповторимый стиль анализа и изложения материала, что позволило ему занять особое место в мировой общественной науке. Этому способствовали, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, Парето отличался негативным отношением ко всей предшествующей социологической мысли, начиная с О. Конта и Г. Спенсера. Во-вторых, тем самым он добился того, к чему стремился изначально, - теоретической самоизоляции.

Парето мало волновало, насколько его идеи будут поняты и приняты мировым сообществом социологов. Он ставил цель создания своей собственной социологической схемы (модели), и именно стремление к ее достижению позволяло ему строить вычурные наукообразные конструкции (типа теории нелогического действия с "резидуями" и "дериватами").

Тем не менее, значение социологического наследства Парето сегодня, очевидно. Оно сводится, по меньшей мере, к трем главным позициям.

1. Была сформулирована концепция социальной системы, базирующейся на динамическом равновесии элементов общества, ее составляющих (это положение явилось одним из основных для обоснования парадигмы структурно-функционального анализа).

2. Была создана теория элиты, своеобразно объясняющая социальную структуру общества, закономерности его политической жизни и изменений в ней.

3. Социологии как науке был придан критически-негативистский пафос, а ее основной функцией считалось не только (а иногда и не столько) утверждение нового, но и разоблачение социальных и политических намерений, поступков, снятие с них покровов, их "верхней одежды", критика практических действий. Данное обстоятельство определяло пессимистический в значительной степени характер всего учения Парето.

В этой связи симптоматичным и знаменательным оказалось его отношение к фашизму. Оказав ему идеологическую поддержку, социолог предупреждал его представителей (как и течение в целом), рвавшихся к власти, об опасности милитаризма, военных авантюр, репрессий, санкций в области свободы и демократии. В этом сказалось непонимание итальянским теоретиком фашизма, поскольку то, против чего он выступал, было сутью его (фашизма) идеологии и политики. Ниспровергая всю жизнь различные теории и идеологии с позиций концепции нелогического действия, социолог, в конце концов, сам совершил такое действие, оказавшись в плену одного из самых чудовищных изобретений людей - фашизма.

Парето не возлагал больших надежд, подобно Дюркгейму, на роль и возможности социологии в преобразовании общества. Согласно его точке зрения, эта наука в лучшем случае может поставить диагноз, но не в состоянии подсказать, как излечить больное общество. "Я не буду убеждать буржуазию, - писал Парето, - пойти по другому пути или проповедовать реформы обычаев, вкусов или предрассудков. Так же, и даже в большей степени, я не буду заставлять людей верить, будто у меня есть рецепт исцеления от той болезни, которой страдает буржуазия и, шире, все общество. Как раз наоборот. Я открыто объявляю, что ни одно такое лекарство, выдуманное для того, чтобы поспорить, мне совершенно неизвестно. Я похож на врача, который распознал, что у пациента чахотка, но не знает, как излечить его. . Пока общественные науки не продвинутся вперед, эмпиристы и люди-практики будут иметь больше мнений о том, как излечить общественный организм, чем врачи и ученые. " [Трансформация. 1996. С. 158].

Остается только добавить, что со времен Парето социология значительно продвинулась вперед, однако болезни общества, порой весьма тяжелые и смертоносные, время от времени поражают его, заставляя каждый раз искать все новые и новые лекарства для исцеления. Социологи старательно стремятся их найти и "прописать" "больному" обществу, но к его лечению их, как правило, не допускают.

13. Социологические взгляды Г. Де Тарда.

Теория функционирования общества

В социологии, как и его современник Эмиль Дюркгейм, основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии.

Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Исследование феномена толпы

Другие научные интересы

Развитие идей Г. Тарда

Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично — общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Юрген Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм

Читайте также: