Функциональный подход у джеймс кратко

Обновлено: 02.07.2024

В психологии существует множество теорий и подходов. На протяжении всей истории появлялись и исчезали различные способы видения и изучения человеческого разума.. Первоначально изучающие психику интересовались изучением того, что такое разум и как он устроен, ища его основные элементы и базовую структуру.

Однако, помимо этого подхода, называемого структурализмом, появился другой, в котором главной задачей было исследовать не столько то, что и как это было, сколько то, для чего он нужен и какие функции он выполняет. Мы говорим о Функционалистская теория Джона Дьюи.

Что такое функционализм в психологии?

В области психологии функционализм - это течение мысли или подхода, предполагающего необходимость изучать психические явления по выполняемым ими функциям, а не по их структуре. Вместо того, чтобы как, он фокусируется на том, для чего существуют различные психические функции. Это движение имеет своим главным объектом изучения сознание как действие, и оно спрашивает, что мы делаем и почему.

Основной целью ума считается адаптация внутреннего устройства к окружающей среде.. Здесь можно наблюдать сильное влияние эволюционных теорий, которые вместе с прагматизмом того времени в конечном итоге сформировали этот поток мысли. Это идет рука об руку с большим интересом к влиянию окружающей среды на психику и эволюцию человека. Он начинается с идеи, что поведение нельзя объяснить как автоматический ответ на стимул, поскольку разум представляет собой сложную систему, в которой происходят различные взаимосвязанные процессы и состояния.

Одна из его основных характеристик - использование неинтроспективной методологии. объективно изучать сознание и остальные психические явления, принимая любую методологию, если она дает полезные результаты. Однако экспериментальный самоанализ, который раньше использовался со структуралистской точки зрения, будет отвергнут как мало верный и естественный (хотя Уильям Джеймс будет защищать использование интроспекции без обучения).

Такой подход к изучению психики в конечном итоге приведет к использованию ассоциаций как основного способа объяснения сложного поведения. Это предполагает более поздние школы мысли, такие как бихевиоризм., отчасти предшественником которого фактически является функционализм. И дело в том, что функционализм в конечном итоге будет интегрирован в разные школы и послужит предвестником развития различных теоретических моделей, таких как ранее упомянутый бихевиоризм или гештальт-психология.

Функционалисты станут пионерами в изучении обучения, и именно от них начнут появляться первые ментальные тесты (появляющиеся вместе с Кеттеллом). Этот ход мысли также будет определять индивидуальные различия и изучение психопатологии.

Происхождение функционализма: Уильям Джеймс

Уильям Джеймс считается отцом-основателем функционализма, несмотря на то, что он никогда не считал себя таковым и отвергал разделение психологии на научные школы. Этот автор считает, что основная цель или функция сознания - выбрать такое поведение, которое позволит нам выжить и наилучшим образом адаптироваться.

Сознание - это явление, возникающее в результате действияМы постоянно создаем ассоциации, смещаем фокус внимания и выполняем различные мыслительные операции в потоке, который невозможно остановить.

Основное внимание Уильяма Джеймса было направлено на адаптивную модуляцию этого явления в различных контекстах, его интерес и обширное исследование таких аспектов, как формирование привычек. Он считал, что психология должна фокусироваться на повседневных переживаниях. вместо того, чтобы сосредотачиваться на абстрактных явлениях и конструкциях (которые все еще являются продуктами ума).

Кроме того, этот исследователь считал трудным наблюдать психические изменения, которые нельзя было непосредственно наблюдать через поведение или физиологические изменения, и что психика и процессы, которые мы осуществляем, обладают эволюционным смыслом, позволяющим выжить, иначе они бы исчезли.

Он также будет наблюдать и учитывать эмоции в психических процессах, а также наличие рефлекторных дуг перед эмоциональными стимулами. Я воспринимал эмоции как следствие автоматической реакции, сначала появляется физическая реакция, а затем - эмоциональная.

Джон Дьюи и его функционалистская теория

Джон Дьюи - еще один из великих отцов-основателей психологического функционализма.. Этот важный психолог совпадет и начнет работать вместе с одним из учеников Уильяма Джеймса, Джеймсом Энджеллом (который значительно расширил функционализм в различных областях), и станет одним из главных пропагандистов использования прагматизма и функционалистского подхода в образовательной сфере. . Фактически, вместе они превратят Чикагский университет в центр школы функционализма.

Этот автор рассматривал образование и обучение как ключевые элементы для человека и его развития, будучи очень вовлеченным в достижение социальных изменений.

Дьюи работал и анализировал такие аспекты, как рефлекторная дуга, в некоторых из своих самых важных работ., придя к выводу, что традиционное структуралистское видение, основанное на разделении его на независимые фрагменты, такие как ощущение, идея и действие, не способно объяснить явление, будучи полезным только как простое описание. С прагматической и функциональной точки зрения Джон Дьюи считал необходимым понять эту дугу в целом, а не простую сумму ее частей.

Он выступал за молярный и динамический подход, при котором следует учитывать действующее поведение, а не случайные разделения и тот факт, что оно развивается и меняется со временем. И дело в том, что если его рассматривать в целом, можно наблюдать биологическую и адаптивную роль физической реакции. Он также считает, как Джеймс в своем взгляде на функционирование эмоциональных реакций, что поведение - это то, что позволяет придать смысл ощущениям.

Взятый в мир образования, предполагает, что этот тип разделения на дифференцированные части является причиной неуспеваемости в школе, не допуская представления целого, объединяющего всю информацию. Простое запоминание не является ни функциональным, ни полезным, поскольку оно не имеет значения, позволяющего выжить. Он выступал за изменение в образовании, которое стимулировало размышления и исследования, разносторонность и активность. Он также выступал за включение.

На протяжении большей части своей карьеры сыграл важную роль в педагогической психологии и психопедагогике.. Фактически, он приходил давать советы правительствам таких стран, как Китай и Россия.

Контраст со структурализмом

Основные идеи функционализма возникли в то время, когда преобладающая позиция была в основном структуралистской, возникшей в ответ на это. Функционализм предполагал, что вместо анализа того, что и как есть психика, следует изучать функции или значение психики и психических процессов.

Кроме того, исходя из структурализма, сознание следует понимать как состоящее из различных типов явлений: ощущений, аффектов и идей. Функционализм считает, что это разделение не позволяет учесть целостность сознания как такового. и поэтому он не позволяет достоверно объяснить феномен, как это произошло в случае рефлекторной дуги с Дьюи.

Точно так же, в то время как структурализм имел в основном теоретическую направленность, функционалистская теория Джона Дьюи и других исследователей, близких к его точке зрения, была больше сосредоточена на анализе и предоставлении практического ответа на события, которые происходят ежедневно.

Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.

Эмоциональный взрыв — одно из средств разрушения укоренившихся привычек, он освобождает человека, дает ему возможность вести себя по-другому. Препятствием для личностного роста ученый считал дурные привычки, которые делают незаметными для человека его глупости и неотрегулированные эмоции.

К другим проявлениям слепоты Джеймс относил неспособность выражать чувства, отсутствие чувства меры, попустительство собственным дурным привычкам.

Он подчеркивал, что хороший характер — это совершенно сформированная воля, под которой понимается совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Такая тенденция укореняется пропорционально тому, сколь часто человек немедленно прибегает к действиям.

Психологические идеи В. Джеймса Вильям Джеймс (1842-1910), американский психолог, создатель первой американской лаборатории, основатель американского направления в функционализме, созданном австрийским психологом Ф. Брентано и конкурирующем со структурализмом Э. Титчинера. Теория эмоций. Основной идеей теории служит указание на связь между эмоциями и их физиологическими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиологическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, например, грусть рождается из физиологического процесса плача. Теория сознания. Предметом психологии является сознание, но не с точки зрения изучения его структуры и механизмов соединения его элементов, как это постулировала школа В. Вундта, а изучения его работы, исследования законов и механизмов, обусловливающих специфику его функционирования. Сознание имеет ряд характеристик:

- цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри самого сознания;

- динамизм, постоянная изменчивость осознания даже привычных вещей;

- разная интенсивность и четкость осознавания тех или иных явлений и вещей;

- селективность, избирательность в осознании как внешних, так и внутренних образов и явлений, а какой именно образ будет выходить на первый план, обусловливается желаниями и интересами самого индивида.

Метод изучения функции сознания - только непосредственное самонаблюдение, интроспекция, в которой индивиду открываются не элементы, а цельные конкретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Идеи В. Джеймса обусловили формирование подхода к исследованию сознания не как структуры, а как важнейшей функции организма - сознание трактуется по-новому, с точки зрения его приспособительной функции.

Теория личности В. Джеймса

В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы.

- физическая личность, в которую включены собственная телесная организация, одежда, а также дом, семья, материальное состояние;

- социальная личность, понимаемая как признание в нас личности со стороны других людей, а также его социальные роли. Это означает, что у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен;

- духовная личность, представляющая собой единство всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмоции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является чувство активности Я.

3. Выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая, по Джеймсу, состоит из самоуважения личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно успешности в осуществлении притязаний.

4. Уровень самооценки можно вычислить по формуле: Самоуважение равно отношению успеха к уровню притязаний

Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологии теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.

Психологические идеи В. Джеймса Вильям Джеймс (1842-1910), американский психолог, создатель первой американской лаборатории, основатель американского направления в функционализме, созданном австрийским психологом Ф. Брентано и конкурирующем со структурализмом Э. Титчинера. Теория эмоций. Основной идеей теории служит указание на связь между эмоциями и их физиологическими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиологическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, например, грусть рождается из физиологического процесса плача. Теория сознания. Предметом психологии является сознание, но не с точки зрения изучения его структуры и механизмов соединения его элементов, как это постулировала школа В. Вундта, а изучения его работы, исследования законов и механизмов, обусловливающих специфику его функционирования. Сознание имеет ряд характеристик:




- цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри самого сознания;

- динамизм, постоянная изменчивость осознания даже привычных вещей;

- разная интенсивность и четкость осознавания тех или иных явлений и вещей;

- селективность, избирательность в осознании как внешних, так и внутренних образов и явлений, а какой именно образ будет выходить на первый план, обусловливается желаниями и интересами самого индивида.

Метод изучения функции сознания - только непосредственное самонаблюдение, интроспекция, в которой индивиду открываются не элементы, а цельные конкретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Идеи В. Джеймса обусловили формирование подхода к исследованию сознания не как структуры, а как важнейшей функции организма - сознание трактуется по-новому, с точки зрения его приспособительной функции.

Теория личности В. Джеймса

В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы.

- физическая личность, в которую включены собственная телесная организация, одежда, а также дом, семья, материальное состояние;

- социальная личность, понимаемая как признание в нас личности со стороны других людей, а также его социальные роли. Это означает, что у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен;

- духовная личность, представляющая собой единство всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмоции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является чувство активности Я.

3. Выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая, по Джеймсу, состоит из самоуважения личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно успешности в осуществлении притязаний.

4. Уровень самооценки можно вычислить по формуле: Самоуважение равно отношению успеха к уровню притязаний

Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологии теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ Латненская сельская СОШ ФУНКЦИОНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД УИЛЬЯМА ДЖЕЙМСА Подготовила учитель МКОУ Латненской сельской СОШ Филипцова С.Н.

МКОУ Латненская сельская СОШ

ФУНКЦИОНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД УИЛЬЯМА ДЖЕЙМСА

Подготовила учитель МКОУ Латненской сельской СОШ Филипцова С.Н.

УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС (11 ЯНВАРЯ 1842, НЬЮ-ЙОРК — 16 АВГУСТА 1910, ЧОКОРУА, НЬЮ-ХЭМПШИР) — АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛОСОФ И ПСИХОЛОГ, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ И ВИДНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАГМАТИЗМА И ФУНКЦИОНАЛИЗМА.

УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС (11 ЯНВАРЯ 1842, НЬЮ-ЙОРК — 16 АВГУСТА 1910, ЧОКОРУА, НЬЮ-ХЭМПШИР) — АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛОСОФ И ПСИХОЛОГ, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ И ВИДНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАГМАТИЗМА И ФУНКЦИОНАЛИЗМА.

ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ Непроизвольные Произвольные

Социальные отношения — это источник формирования социального Я, набора социальных привычек. Человеку объективно необходимо чувство принадлежности, включенности в социальные отношения, необходимо быть признанным другими людьми.

Воля — это главное качество личности. Но развитая личность уже не сталкивается с трудностями при принятии решений, она чувствует свое единство с миром, и ей не надо совершать волевые усилия, чтобы действовать.

У. Джеймс — автор периферической теории эмоций. Они имеют своим источником телесные ощущения. Изменяя позу тела, можно изменить эмоции, управлять ими. Развитие личности — это освоение эмоций более высокого порядка, которые высвобождаются при участии сознания

Выделяет два вида знаний у человека:

♦ обыденное, или интуитивное, знание (по сходству, по привычке, они эмоционально окрашены, а по способу получения интуитивны, случайны);

♦ собственно интеллект — фокусирование не на свойствах, а на отношениях, они являются обобщенными, объективными знаниями о сущности предметов, явлений.

Самость, центр личности — ее духовное Я. Оно источник внимания и воли, личностного развития

Подход к психотерапевтической помощи

Задачи психотерапии — развитие произвольности, воли у человека, т. е. ее роль состоит в том, чтобы научить человека управлять своим вниманием, волей, эмоциями. Основа для этого — собственная мотивация человека и ее развитие.

Препятствия для развития личности:

♦ ошибка преувеличения: если какие-то черты у человека являются преувеличенно развитыми, они перерастают в свою противоположность, становятся неадекватными;

Soznanie. Funkcional


Сознание. Функциональный подход (Джеймс)
Гипотеза:
сознание нам нужно только для того, чтобы приспособиться к окружающей среде
Подход У.Джеймса
Он полагал, что многое что мы делаем, мы делаем на автомате
а сознание нужно тогда, когда нам надо разрешить трудную проблему
Что думает Джеймс, разрабатывая свою теорию эмоций?
В чём приспособительная функция эмоций?
Пример:
Кораблекрушение, люди спасаются с тонущего корабля на лодках.
Но к тому времени, как их находят спасатели, многие уже умерли от ужаса
Вы идёте по дороге, а из-за угла - грузовик
вам бы бежать,
а вы цепенеете от страха
Джеймс говорит, что
наша автоматика хорошо приспособлена для того, чтобы решать подобные задачи,
но наше сознание постоянно вмешивается в работу этой автоматики
и эмоции выступают сигналом сознанию:
ты сейчас не действуешь, а действует организм
и тогда, по Джеймсу, наши эмоции - это следствие тех
физиологических
вегетативных
или моторных реакций
которые мы начинаем делать
Пример:
Мы считаем, что мы улыбаемся потому что нам весело
Нет, говорит Джеймс,
нам весело, потому что мы улыбаемся:
вначале реакция, а потом эмоция
Теория Джеймса считается опровергнутой,
хотя есть некоторые подтверждения.
Пример:
эксперимент, в котором
студентам показывали смешные картинки
одна группа держала карандаш в зубах
а другая в губах
и улыбаться им было труднее
и картинки они находили менее смешными, чем в первой группе
Вывод:
Несмотря на то, что Джеймс всегда искал какую-то приспособительную функцию
но в случае сознания, он её так и не нашёл
В 1903 г. на конгрессе он заявляет, что сознания НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
Тупик!
Источник:
Лекции
Психология сознания
д.п.н. проф. В. М. Аллахвердова
MindMap
© Ольга Виноградова 2017

Читайте также: