Функциональный подход у джеймс кратко
Обновлено: 02.07.2024
В психологии существует множество теорий и подходов. На протяжении всей истории появлялись и исчезали различные способы видения и изучения человеческого разума.. Первоначально изучающие психику интересовались изучением того, что такое разум и как он устроен, ища его основные элементы и базовую структуру.
Однако, помимо этого подхода, называемого структурализмом, появился другой, в котором главной задачей было исследовать не столько то, что и как это было, сколько то, для чего он нужен и какие функции он выполняет. Мы говорим о Функционалистская теория Джона Дьюи.
Что такое функционализм в психологии?
В области психологии функционализм - это течение мысли или подхода, предполагающего необходимость изучать психические явления по выполняемым ими функциям, а не по их структуре. Вместо того, чтобы как, он фокусируется на том, для чего существуют различные психические функции. Это движение имеет своим главным объектом изучения сознание как действие, и оно спрашивает, что мы делаем и почему.
Основной целью ума считается адаптация внутреннего устройства к окружающей среде.. Здесь можно наблюдать сильное влияние эволюционных теорий, которые вместе с прагматизмом того времени в конечном итоге сформировали этот поток мысли. Это идет рука об руку с большим интересом к влиянию окружающей среды на психику и эволюцию человека. Он начинается с идеи, что поведение нельзя объяснить как автоматический ответ на стимул, поскольку разум представляет собой сложную систему, в которой происходят различные взаимосвязанные процессы и состояния.
Одна из его основных характеристик - использование неинтроспективной методологии. объективно изучать сознание и остальные психические явления, принимая любую методологию, если она дает полезные результаты. Однако экспериментальный самоанализ, который раньше использовался со структуралистской точки зрения, будет отвергнут как мало верный и естественный (хотя Уильям Джеймс будет защищать использование интроспекции без обучения).
Такой подход к изучению психики в конечном итоге приведет к использованию ассоциаций как основного способа объяснения сложного поведения. Это предполагает более поздние школы мысли, такие как бихевиоризм., отчасти предшественником которого фактически является функционализм. И дело в том, что функционализм в конечном итоге будет интегрирован в разные школы и послужит предвестником развития различных теоретических моделей, таких как ранее упомянутый бихевиоризм или гештальт-психология.
Функционалисты станут пионерами в изучении обучения, и именно от них начнут появляться первые ментальные тесты (появляющиеся вместе с Кеттеллом). Этот ход мысли также будет определять индивидуальные различия и изучение психопатологии.
Происхождение функционализма: Уильям Джеймс
Уильям Джеймс считается отцом-основателем функционализма, несмотря на то, что он никогда не считал себя таковым и отвергал разделение психологии на научные школы. Этот автор считает, что основная цель или функция сознания - выбрать такое поведение, которое позволит нам выжить и наилучшим образом адаптироваться.
Сознание - это явление, возникающее в результате действияМы постоянно создаем ассоциации, смещаем фокус внимания и выполняем различные мыслительные операции в потоке, который невозможно остановить.
Основное внимание Уильяма Джеймса было направлено на адаптивную модуляцию этого явления в различных контекстах, его интерес и обширное исследование таких аспектов, как формирование привычек. Он считал, что психология должна фокусироваться на повседневных переживаниях. вместо того, чтобы сосредотачиваться на абстрактных явлениях и конструкциях (которые все еще являются продуктами ума).
Кроме того, этот исследователь считал трудным наблюдать психические изменения, которые нельзя было непосредственно наблюдать через поведение или физиологические изменения, и что психика и процессы, которые мы осуществляем, обладают эволюционным смыслом, позволяющим выжить, иначе они бы исчезли.
Он также будет наблюдать и учитывать эмоции в психических процессах, а также наличие рефлекторных дуг перед эмоциональными стимулами. Я воспринимал эмоции как следствие автоматической реакции, сначала появляется физическая реакция, а затем - эмоциональная.
Джон Дьюи и его функционалистская теория
Джон Дьюи - еще один из великих отцов-основателей психологического функционализма.. Этот важный психолог совпадет и начнет работать вместе с одним из учеников Уильяма Джеймса, Джеймсом Энджеллом (который значительно расширил функционализм в различных областях), и станет одним из главных пропагандистов использования прагматизма и функционалистского подхода в образовательной сфере. . Фактически, вместе они превратят Чикагский университет в центр школы функционализма.
Этот автор рассматривал образование и обучение как ключевые элементы для человека и его развития, будучи очень вовлеченным в достижение социальных изменений.
Дьюи работал и анализировал такие аспекты, как рефлекторная дуга, в некоторых из своих самых важных работ., придя к выводу, что традиционное структуралистское видение, основанное на разделении его на независимые фрагменты, такие как ощущение, идея и действие, не способно объяснить явление, будучи полезным только как простое описание. С прагматической и функциональной точки зрения Джон Дьюи считал необходимым понять эту дугу в целом, а не простую сумму ее частей.
Он выступал за молярный и динамический подход, при котором следует учитывать действующее поведение, а не случайные разделения и тот факт, что оно развивается и меняется со временем. И дело в том, что если его рассматривать в целом, можно наблюдать биологическую и адаптивную роль физической реакции. Он также считает, как Джеймс в своем взгляде на функционирование эмоциональных реакций, что поведение - это то, что позволяет придать смысл ощущениям.
Взятый в мир образования, предполагает, что этот тип разделения на дифференцированные части является причиной неуспеваемости в школе, не допуская представления целого, объединяющего всю информацию. Простое запоминание не является ни функциональным, ни полезным, поскольку оно не имеет значения, позволяющего выжить. Он выступал за изменение в образовании, которое стимулировало размышления и исследования, разносторонность и активность. Он также выступал за включение.
На протяжении большей части своей карьеры сыграл важную роль в педагогической психологии и психопедагогике.. Фактически, он приходил давать советы правительствам таких стран, как Китай и Россия.
Контраст со структурализмом
Основные идеи функционализма возникли в то время, когда преобладающая позиция была в основном структуралистской, возникшей в ответ на это. Функционализм предполагал, что вместо анализа того, что и как есть психика, следует изучать функции или значение психики и психических процессов.
Кроме того, исходя из структурализма, сознание следует понимать как состоящее из различных типов явлений: ощущений, аффектов и идей. Функционализм считает, что это разделение не позволяет учесть целостность сознания как такового. и поэтому он не позволяет достоверно объяснить феномен, как это произошло в случае рефлекторной дуги с Дьюи.
Точно так же, в то время как структурализм имел в основном теоретическую направленность, функционалистская теория Джона Дьюи и других исследователей, близких к его точке зрения, была больше сосредоточена на анализе и предоставлении практического ответа на события, которые происходят ежедневно.
Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.
Эмоциональный взрыв — одно из средств разрушения укоренившихся привычек, он освобождает человека, дает ему возможность вести себя по-другому. Препятствием для личностного роста ученый считал дурные привычки, которые делают незаметными для человека его глупости и неотрегулированные эмоции.
К другим проявлениям слепоты Джеймс относил неспособность выражать чувства, отсутствие чувства меры, попустительство собственным дурным привычкам.
Он подчеркивал, что хороший характер — это совершенно сформированная воля, под которой понимается совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Такая тенденция укореняется пропорционально тому, сколь часто человек немедленно прибегает к действиям.
Психологические идеи В. Джеймса Вильям Джеймс (1842-1910), американский психолог, создатель первой американской лаборатории, основатель американского направления в функционализме, созданном австрийским психологом Ф. Брентано и конкурирующем со структурализмом Э. Титчинера. Теория эмоций. Основной идеей теории служит указание на связь между эмоциями и их физиологическими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиологическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, например, грусть рождается из физиологического процесса плача. Теория сознания. Предметом психологии является сознание, но не с точки зрения изучения его структуры и механизмов соединения его элементов, как это постулировала школа В. Вундта, а изучения его работы, исследования законов и механизмов, обусловливающих специфику его функционирования. Сознание имеет ряд характеристик:
- цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри самого сознания;
- динамизм, постоянная изменчивость осознания даже привычных вещей;
- разная интенсивность и четкость осознавания тех или иных явлений и вещей;
- селективность, избирательность в осознании как внешних, так и внутренних образов и явлений, а какой именно образ будет выходить на первый план, обусловливается желаниями и интересами самого индивида.
Метод изучения функции сознания - только непосредственное самонаблюдение, интроспекция, в которой индивиду открываются не элементы, а цельные конкретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Идеи В. Джеймса обусловили формирование подхода к исследованию сознания не как структуры, а как важнейшей функции организма - сознание трактуется по-новому, с точки зрения его приспособительной функции.
Теория личности В. Джеймса
В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы.
- физическая личность, в которую включены собственная телесная организация, одежда, а также дом, семья, материальное состояние;
- социальная личность, понимаемая как признание в нас личности со стороны других людей, а также его социальные роли. Это означает, что у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен;
- духовная личность, представляющая собой единство всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмоции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является чувство активности Я.
3. Выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая, по Джеймсу, состоит из самоуважения личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно успешности в осуществлении притязаний.
4. Уровень самооценки можно вычислить по формуле: Самоуважение равно отношению успеха к уровню притязаний
Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологии теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.
Психологические идеи В. Джеймса Вильям Джеймс (1842-1910), американский психолог, создатель первой американской лаборатории, основатель американского направления в функционализме, созданном австрийским психологом Ф. Брентано и конкурирующем со структурализмом Э. Титчинера. Теория эмоций. Основной идеей теории служит указание на связь между эмоциями и их физиологическими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиологическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, например, грусть рождается из физиологического процесса плача. Теория сознания. Предметом психологии является сознание, но не с точки зрения изучения его структуры и механизмов соединения его элементов, как это постулировала школа В. Вундта, а изучения его работы, исследования законов и механизмов, обусловливающих специфику его функционирования. Сознание имеет ряд характеристик:
- цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри самого сознания;
- динамизм, постоянная изменчивость осознания даже привычных вещей;
- разная интенсивность и четкость осознавания тех или иных явлений и вещей;
- селективность, избирательность в осознании как внешних, так и внутренних образов и явлений, а какой именно образ будет выходить на первый план, обусловливается желаниями и интересами самого индивида.
Метод изучения функции сознания - только непосредственное самонаблюдение, интроспекция, в которой индивиду открываются не элементы, а цельные конкретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Идеи В. Джеймса обусловили формирование подхода к исследованию сознания не как структуры, а как важнейшей функции организма - сознание трактуется по-новому, с точки зрения его приспособительной функции.
Теория личности В. Джеймса
В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы.
- физическая личность, в которую включены собственная телесная организация, одежда, а также дом, семья, материальное состояние;
- социальная личность, понимаемая как признание в нас личности со стороны других людей, а также его социальные роли. Это означает, что у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен;
- духовная личность, представляющая собой единство всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмоции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является чувство активности Я.
3. Выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая, по Джеймсу, состоит из самоуважения личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно успешности в осуществлении притязаний.
4. Уровень самооценки можно вычислить по формуле: Самоуважение равно отношению успеха к уровню притязаний
Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологии теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.
МКОУ Латненская сельская СОШ
ФУНКЦИОНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД УИЛЬЯМА ДЖЕЙМСА
Подготовила учитель МКОУ Латненской сельской СОШ Филипцова С.Н.
УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС (11 ЯНВАРЯ 1842, НЬЮ-ЙОРК — 16 АВГУСТА 1910, ЧОКОРУА, НЬЮ-ХЭМПШИР) — АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛОСОФ И ПСИХОЛОГ, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ И ВИДНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАГМАТИЗМА И ФУНКЦИОНАЛИЗМА.
Социальные отношения — это источник формирования социального Я, набора социальных привычек. Человеку объективно необходимо чувство принадлежности, включенности в социальные отношения, необходимо быть признанным другими людьми.
Воля — это главное качество личности. Но развитая личность уже не сталкивается с трудностями при принятии решений, она чувствует свое единство с миром, и ей не надо совершать волевые усилия, чтобы действовать.
У. Джеймс — автор периферической теории эмоций. Они имеют своим источником телесные ощущения. Изменяя позу тела, можно изменить эмоции, управлять ими. Развитие личности — это освоение эмоций более высокого порядка, которые высвобождаются при участии сознания
Выделяет два вида знаний у человека:
♦ обыденное, или интуитивное, знание (по сходству, по привычке, они эмоционально окрашены, а по способу получения интуитивны, случайны);
♦ собственно интеллект — фокусирование не на свойствах, а на отношениях, они являются обобщенными, объективными знаниями о сущности предметов, явлений.
Самость, центр личности — ее духовное Я. Оно источник внимания и воли, личностного развития
Подход к психотерапевтической помощи
Задачи психотерапии — развитие произвольности, воли у человека, т. е. ее роль состоит в том, чтобы научить человека управлять своим вниманием, волей, эмоциями. Основа для этого — собственная мотивация человека и ее развитие.
Препятствия для развития личности:
♦ ошибка преувеличения: если какие-то черты у человека являются преувеличенно развитыми, они перерастают в свою противоположность, становятся неадекватными;
Сознание. Функциональный подход (Джеймс)
Гипотеза:
сознание нам нужно только для того, чтобы приспособиться к окружающей среде
Подход У.Джеймса
Он полагал, что многое что мы делаем, мы делаем на автомате
а сознание нужно тогда, когда нам надо разрешить трудную проблему
Что думает Джеймс, разрабатывая свою теорию эмоций?
В чём приспособительная функция эмоций?
Пример:
Кораблекрушение, люди спасаются с тонущего корабля на лодках.
Но к тому времени, как их находят спасатели, многие уже умерли от ужаса
Вы идёте по дороге, а из-за угла - грузовик
вам бы бежать,
а вы цепенеете от страха
Джеймс говорит, что
наша автоматика хорошо приспособлена для того, чтобы решать подобные задачи,
но наше сознание постоянно вмешивается в работу этой автоматики
и эмоции выступают сигналом сознанию:
ты сейчас не действуешь, а действует организм
и тогда, по Джеймсу, наши эмоции - это следствие тех
физиологических
вегетативных
или моторных реакций
которые мы начинаем делать
Пример:
Мы считаем, что мы улыбаемся потому что нам весело
Нет, говорит Джеймс,
нам весело, потому что мы улыбаемся:
вначале реакция, а потом эмоция
Теория Джеймса считается опровергнутой,
хотя есть некоторые подтверждения.
Пример:
эксперимент, в котором
студентам показывали смешные картинки
одна группа держала карандаш в зубах
а другая в губах
и улыбаться им было труднее
и картинки они находили менее смешными, чем в первой группе
Вывод:
Несмотря на то, что Джеймс всегда искал какую-то приспособительную функцию
но в случае сознания, он её так и не нашёл
В 1903 г. на конгрессе он заявляет, что сознания НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
Тупик!
Источник:
Лекции
Психология сознания
д.п.н. проф. В. М. Аллахвердова
MindMap
© Ольга Виноградова 2017
Читайте также: