Фуко придворные дамы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начало

Традиционная история наказаний

Фуко приводит свидетельства казни Робера-Франсуа Дамьена, совершившего покушение на убийство короля Франции Людовика XV. Он был четвертован на Гревской площади Парижа 28 марта 1757 года.

Нужно сказать, что эта казнь была особо жестокой и для XVIII века, четвертование во Франции не использовали уже сто лет до нее и никогда — после. Такие жуткие зрелища и адские муки характерны больше для средних веков. Вплоть до первых буржуазных революций целью наказания считалось именно устрашение, а в качестве мер наказания использовались смертная казнь и членовредительство, телесные наказания.

Революции изменили отношение к мерам наказаний. Главной целью стало возмездие и устранение преступника как причины преступления.

Тюремное заключение в XVIII-XIX вв. отвечало задаче изолирования преступника и унижения его человеческого достоинства, причинения страданий.

Однако XIX-XX век изменил отношение к наказаниям, установив в качестве одного из базовых принципов международного права гуманное отношение к преступникам и гуманитарные нормы для условий заключения. В качестве целей тюремного заключения декларировалось исправление и перевоспитание человека. Но при этом условия отбывания наказания и содержания преступника не должны нарушать его основные права и свободы, не должны унижать его как человека.

История наказаний по Фуко

Сама по себе канва истории наказаний по Фуко от традиционной мало чем отличается. В средние века царил примат устрашающих публичных казней и жестоких телесных наказаний — кровавых и беспощадных. Эпоха Просвещения избавилась от феерии зрелищности, стремясь сократить страдания преступника, тем не менее продолжая традиции его физического уничтожения. Конечно, исключительно в целях безопасности общества. Позднее тюремное заключение заменило все виды наказания, по-прежнему спасая общество от опасности и изолируя преступника, но думая и о несчастном — сохраняя ему жизнь.

В этой истории различаются смыслы.

Загадка от маэстро

Что же это за заведение?

На самом деле ответ на этот вопрос не имеет значения, поскольку таким могло быть какое угодно заведение: заведение для женщин и мужчин, для молодых и подростков, тюрьма, интернат, школа и исправительная колония.

Ответ на загадку

Дисциплина — идеальное оружие

Что же наставляет нас ошибаться при ответе на загадку Фуко? Что делает похожими такие разные учреждения, как, например, школа и тюрьма? Ответ прост — это дисциплина. Дисциплина в организации любого учреждения. Дисциплина в контроле за деятельностью надзираемых.

Принципов организации учреждений несколько:

1. Отгораживание. Заведение должно находится на отдельной территории, отделенной от другого пространства. Лучше — забором. Школы обнесены оградой, тюрьмы-забором с колючей проволокой, границы офиса в бизнес-центре отделяет пропускная и охранная система, завод огорожен забором и впускает работников через проходные.

2. Принцип элементарной локализации или расчерчивания и распределения по клеткам. Каждое учреждение разделено на клетки — классы, палаты, камеры, офисы и кабинеты.

4. Единицей является не территория, не место, а ранг. Ранг — место, занимаемое в классификации. В армии это звания, в школе — классы.

Таким образом, дисциплина — это искусство ранга и техника преобразования размещений. Она индивидуализирует тела посредством локализации, которая означает не закрепление их на определенном месте, а их распределение и циркулирование в сети отношений.

После того, как пространство организовано надлежащим образом, нужно организовать и деятельность подопечных.

Принципы деятельности следующие:

1. Распределение рабочего времени

Три основных метода — установление ритмичности, принуждение к четко определенным занятиям, введение повторяющихся циклов. Строевой шаг, солдатский марш, приветствие учителя стоя перед началом урока, звонок на подъем, обед и отдых.

2. Детализация действия во времени

Для каждого движения предусматриваются направление, размах, длительность, предписывается последовательность его выполнения. В тело проникает время, а вместе с ним — все виды детальнейшего контроля, осуществляемого властью. Распорядок дня — главная заповедь режимных учреждений.

3. Корреляция тела и жеста.

Насаждает наилучшее соотношение между жестом и общим положением тела, которое является условием его эффективности и быстроты. Как солдату собрать автомат за минуту или как лучше сидеть школьнику при письме.

4. Связь между телом и объектом.

Дисциплина определяет, какие отношения тело должно поддерживать с объектом, которым оно манипулирует (как держать ручку в руке).

5. Исчерпывающее использование или принцип антипраздности. Он запрещает попусту тратить время, которое отводится государством и/или Богом и оплачивается людьми.

Общество — идеальный объект и жертва

Все эти дисциплинарные принципы реализовываются как в любой тюрьме, так и в нашем обществе.

Фуко вспоминает Иеремию Бентама, который предложил в XVIII веке «модель нашего общества всеобщей ортопедии в миниатюре: пресловутый паноптикум.

Это архитектурная структура, позволяющая осуществлять властное воздействие одного человека на других; тип учреждения, подходящего как для школ, так и для госпиталей, тюрем, исправительных заведений, приютов и заводов.

Паноптикум — это строение в форме кольца, в середине которого находится двор с башней в центре. Кольцо подразделяется на небольшие камеры с окнами, выходящими как во внутренний двор, так на внешнюю сторону. В каждую из этих небольших камер помещен — в исправительных целях — учащийся писать ребенок, работающий рабочий, исправляющийся заключенный, безумец, реализующий свое безумие. В центральной башне располагается надзиратель.

Общий план, внешний и внутренний вид Паноптикума Иеремии Бентама, чертеж Вилли Ревели, 1791 © Wikimedia Commons

Поскольку каждая из камер выходит как на внутреннюю сторону, так и на внешнюю, взгляд надзирателя способен пронизать всю камеру; в ней нет места для тени, а следовательно, все, что делает индивид, выставлено взгляду надзирателя, который наблюдает через решетчатые ставни и полуоткрытые дверцы так, что он способен видеть все и при этом быть в недосягаемости для взглядов других.

По мнению Бентама, эта замечательная небольшая архитектоническая хитрость может быть использована в целом ряде учреждений.

В грандиозном социальном паноптизме, функцией которого было как раз-таки преобразование жизни людей в производительную силу, тюрьма играла скорее символическую и показательную, нежели экономическую, карательную и исправительную функции. Тюрьма представляется перевернутым изображением общества, изображением, ставшим угрозой [4].

(В)место заключения

По Фуко, мы все живем в обществе, за которым перманентно наблюдают, надзирают. Мы все живем в тюрьме, в паноптикуме.

15 октября исполняется 90 лет со дня рождения Мишеля Фуко, а наш мир вряд ли слишком изменился за это время…

Эта острота постановки методологических проблем в значительной мере характеризует и такое своеобразное научное и социально-культурное явление, как структурализм. Его цель — именно выявление логики порождения, строения и функционирования сложных объектов человеческой духовной культуры. В самом общем виде применение структурных методов ставит целью ниспровержение привычных в области гуманитарного познания иллюзий: субъективизма, антропоцентризма, психологизма. В методологическом плане этим установкам соответствует первенство исследования отношений над элементами, синхронных структур над их диахроническими изменениями, инвариантов преобразований структур над конкретными способами осуществления этих преобразований и пр.

На уровне идей и концепций специфика французского структурализма во многом определяется столкновением рационалистических традиций национальной культуры с иррационализмом экзистенциалистско-персоналистской ориентации. В самом деле, Франция, как ни одна другая европейская страна, сохранила непрерывную традицию рационалистического мышления от Декарта до современных эпистемологов-неорационалистов. И вместе с тем Франция наиболее напряженно пережила полосу влияния иррационалистического субъективизма в эпоху второй мировой войны. В силу этого непосредственного столкновения рационалистических традиций с пережитым опытом иррационализма критика трансцендентального субъекта рационализма с его вневременной познавательной способностью сосуществует во французском структурализме с критикой иррационализма с его эмпирико-психологическим субъектом, а структуралистский проект выявления условий и предпосылок гуманитарного познания развертывается как бы в промежутке между тем и другим. Во всяком случае, во французском структурализме мы встречаем далеко не столь безоговорочную апологию рационализма, как может показаться на первый взгляд.

Фуко, Мишель-Поль (1926–1984) — французский философ, историк и теоретик культуры. Преподавал в университетах Клермон-Феррана и Парижа. С 1970 по 1982 г. — в Коллеж де Франс, на кафедре систем мысли.

Вчера, 15 октября, был день рождения одной из главных звезд французской философии XX века — Мишеля Фуко.

Фуко дважды поступал в Высшую нормальную школу в Париже, в школе не имел особых успехов, а по истории – где сегодня он считается специалистом – был вторым в классе. И все же это не помешало создателю первой во Франции кафедры психоанализа стать мировой знаменитостью среди философов. Почему так вышло? Рассказываем о взглядах и теориях знаменитого француза в 10 основных постулатах его работ.


Основной объект исследований Мишеля Фуко — изучение бессознательного сквозь призму различных исторических эпох. История здесь – ключевое понятие.

Основными задачами Фуко было: восстанавливать археологию прошлого о субъекте, пояснять генеалогию современной власти и создать онтологию настоящего.

Именно Мишель Фуко утверждал, что из-за соперничества все в этом мире взаимодействует между собой.

Фуко считал, что никто в этом мире из живых не испытывал настоящего наслаждения, так как от истинного наслаждения мы умираем.


Мишель Фуко почти никогда не обходится без трех главных вопросов Иммануила Канта: что можно знать, что следует делать и что есть человек?

Фуко первым объясняет возникновение понятия "изоляция", сравнивая его со средневековым "отшельничеством". Философ утверждает, что изоляция возникла благодаря европейской культуре, то есть возникновение современных психиатрических больниц – это порождение Нового времени.

Именно Фуко утверждал, что психоанализ и попытка лечения безумцев при помощи разговора - это своего рода карательная мера по отношению к больному. Чуть позже именно эти высказывания станут основой большого движения антипсихиатрии.

Основные понятия, которые использует Фуко: автор, археология, архив, власть, генеалогия, дискурс, д искурсивные практики, историчность, недискурсивные практики и эпистема.

На последнем стоит, пожалуй, остановиться более детально, так как это одно из любимых понятий философа. Эпистема — совокупность представлений о накоплении, хранении и воспроизводстве знаний. Другими словами – структура знаний.

Чарлз Патрик Фицджералд

История Китая

Придворные дамы

В эпоху династии Тан в моде были пышнотелые женщины – в подражание роскошному телу Ян-гуйфей, наложницы императора Мин-хуана (685–782 гг. н. э.); однако очень скоро в моду вошел новый эталон женской красоты, в соответствии с которым у женщины должно быть бледное лунообразное лицо и по-мальчишески стройная фигура. Китайские красавицы одевались в платье свободного покроя с чрезмерно длинными рукавами; они бинтовали себе ступни, поскольку считали, что такие деформированные крошечные ноги делают их походку более изящной. И дамы света, и певицы при дворе украшали свои прически жемчугом и перьями.



Надгробные фигурки династии Тан (в центре и справа) олицетворяют различные эталоны женской красоты: одна из них хрупкая, вторая – тучная. Крайняя слева – еще одна фигурка эпохи Тан, одетая в традиционную китайскую одежду



Читайте также: