Фронтовые бригады это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ (БРИГАДЫ), в годы Великой Отечественной войны профессиональные театральные коллективы, обслуживавшие части Советской Армии и ВМФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч – не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Советской Армией артисты прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С.Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. Существовал фронтовой оперный театр. В спектаклях и концертах фронтовых театров принимали участие национальные коллективы, артисты всех поколений, представители всех жанров. Фронтовые театральные коллективы создавались также в действующей армии. Ведущая роль в деле создания фронтовых бригад, а затем и фронтовых театров принадлежала Всероссийскому театральному обществу (ВТО). У истоков этих театров стояли видные деятели советского сценического искусства – А.А.Яблочкина, Ю.А.Завадский, А.Д.Дикий, С.М.Михоэлс, А.А.Гончаров, И.М.Туманов, Е.Ф.Дзиган, Н.П.Акимов.

21 июня 1941 артисты Малого театра во главе с Н.А.Анненковым играли шефский концерт в красноармейском гарнизоне под Ковелем, где 22-го уже шли бои, и актеры, продолжая работу в войсках, стали фактически передвижной фронтовой бригадой. На положение фронтовой бригады перешла и группа артистов Театра Красной Армии. Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ). К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах.

Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. В них принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали на фронтах по 300 раз. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче. Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного Главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес. Для фронтового театра было написано около 700 одноактных пьес. В работе фронтовых бригад участвовали ведущие мастера советского искусства: Н.К.Черкасов, М.И.Царев, Н.П.Хмелев, В.И.Качалов, Е.Н.Гоголева, А.Ф.Борисов, Б.Г.Добронравов, И.В.Ильинский, А.П.Зуева, И.М.Москвин, А.К.Тарасова, П.М.Садовский, Е.Д.Турчанинова, А.А.Остужев, Е.П.Корчагина-Александровская, В.Н.Пашенная, В.Н.Рыжова, М.М.Тарханов, К.С.Скоробогатов и др.

Одной из первых вновь образованных фронтовых бригад стала группа московских актеров под руководством В. А. Филиппова. Также на призыв незамедлительно откликнулись и сформировали бригады артисты Центрального театра Красной армии (всего их силами впоследствии было создано 19 бригад), театра Киевского военного округа и Смоленского драматического театра, на время войны переименованного в Театр Западного фронта. Уже через месяц поле обращения Пленума ЦК фронтовые бригады начали активную работу, их численность постоянно росла, и вскоре они стали естественной и неотъемлемой частью фронтового быта.

Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры, циркачи и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую.

Поначалу коллективы бригад (их численность варьировалась в среднем от 12 до 25 человек) обходились без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой по большей части сборные концертные программы, состоящие из эстрадных, цирковых, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Впоследствии основной передвижной площадкой для выступлений стал грузовик с откидным кузовом, который на полтора часа — не дольше, ровно столько, как правило, длилось выступление — становился сценой. Пространство вокруг машины было зрительской зоной, часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле.

После концерта или спектакля борта кузова закрывались, весь нехитрый скарб — костюмы, грим, элементы декораций, которые со временем все же появились, — паковался внутрь, и машина была готова отправляться к следующему пункту. Работу театральных служб — монтаж площадки, полную, планомерную подготовку к выступлению — от начала до конца выполняли сами актеры: дополнительный штат людей они себе позволить попросту не могли.

Всего за годы Великой Отечественной войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад (из них более 700 в Москве и более 500 в Ленинграде). В общей сумме было сыграно 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. В работе бригад приняли участие 42 000 актеров, некоторые из них выступали на различных фронтах по нескольку сот раз.

В условиях военного времени

Часто концерты и спектакли игрались в непосредственной близи от линии фронта во время боевых действий. Например, созданный на Ленинградском фронте Николаем Черкасовым Театр народного ополчения давал первые концерты на Ропшинских аэродромах — часть потенциальных зрителей постоянно находилась в воздухе. Для членов экипажей, вернувшихся с заданий, одна и та же программа раз за разом повторялась в течение целого дня.

Помимо концертных бригад по всему фронту широко функционировали передвижные театры. Основное отличие заключалось в том, что репертуар театров состоял преимущественно из одноактных пьес. Поначалу это были сокращенные версии классической драматургии и наследия советских авторов; позже стали появляться произведения, написанные специально для показа на фронтах. Всего таких пьес за годы войны было создано более семисот.
Технически фронтовые театры были оснащены лучше бригад, что, впрочем, нередко усложняло условия работы и замедляло передвижение.

Из воспоминаний знаменитого советского сценографа, народного художника РСФСР Александра Павловича Васильева:«Вертикальные [дюралюминиевые] стойки стали делать высотой не более 2м 60см, чтобы человек, встав на табурет, мог достать до верха. Эти стойки и поперечные рейки разной величины крепили в П-образную систему и затягивали тем или иным полотном. С фоном решилось все как будто бы хорошо. Но ведь не будешь же возить мебель, объемные части декораций. Каждый сантиметр в кузове машины на счету.

В 1942 г. было принято решение о создании 5 фронтовых театров Всесоюзного театрального общества (ВТО). Труппы были сформированы из актеров крупнейших театров страны, среди которых Театр им. Евгения Вахтангова, Малый театр, Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина и другие. Семь фронтовых бригад возникают по инициативе солистов Большого театра — в общей сложности они провели на различных фронтах 1140 концертов.
Фронтовые театры и бригады комплектовались не только из членов действующих коллективов. К работе также привлекались студенты театральных и музыкальных учебных заведений.

Так, октябре 1941-го на базе ГИТИСа, при участии нескольких других московских творческих вузов, были созданы пять концертных бригад. Девять месяцев спустя, уже в саратовской эвакуации, выпускники 42-го года стали артистами вновь образованного фронтового театра (Комсомольско-молодежный театр ГИТИСа), успевшего за три года своего существования выступить на семи фронтах и дать более тысячи спектаклей. После войны театр был расформирован.

Практика выступлений артистов на театре боевых действий сложилась еще во времена Первой мировой войны и получила распространение в Гражданскую. Два декрета, принятые в 1919 г. предписывали творческим группам выступать на фронтах с концертами. При наступлении мирной жизни эта практика трансформировалась в шефство театров над Красной Армией. Например, почетной обязанностью Большого театра стало давать два бесплатных шефских концерта в год – на День Красной Армии и годовщину Октябрьской революции. Кроме концертов и спектаклей на своих площадках, артисты выезжали с выступлениями в военно-полевые лагеря. Именно, так труппа знаменитого Малого театра оказалась в июне 41-го прямо в зоне боевых действий. Они решили не отменять гастролей и фактически стали фронтовой театральной бригадой №1.

С самого начала Великой Отечественной войны стало ясно, что сила искусства жизненно необходима для укрепления морального духа, стойкости и единства народа. Самый лучший зритель – защитник Родины - был достоин такого искусства, где говорилось бы о торжестве жизни, правды и справедливости. Уже на второй день войны, 23 июня 1941 г., профсоюзом работников искусств было принято решение организовывать творческие бригады во всех культурных учреждениях. Бригады возглавлялись легендами театра и кино: Алексей Дикий, Соломон Михоэлс, главный режиссёр Театра им. Моссовета Юрий Завадский. Уже в первые дни войны были даны и первые концерты – на сборных мобилизационных пунктах, где в особой атмосфере провожали тех, кто уходил прямо на передовую. Только в Москве было сыграно 450 концертов, в которых приняли участие свыше 700 исполнителей.

Организация военно-шефской работы культурных учреждений над армией заняла первые полгода войны. В каждом театре появился специальный отдел, отвечавший за работу концертных бригад. Где бы ни находились части Красной Армии и Военно-Морского Флота, артисты разделяли с бойцами все трудности фронтовой жизни. Концерты давались в полях и лесах, в госпиталях и на аэродромах. Классической передвижной площадкой стал грузовик, чей кузов на час-полтора становился сценой. Порой пели и играли даже на крыльях самолетов. Нередко зрители полукругом рассаживались прямо на земле. Все театральные функции брали на себя сами актеры – монтаж площадки, грим и даже подготовку декораций.

Выступать приходилось в любых погодных условиях: и в зной, и в мороз, когда от холода сводило пальцы, но артисты всё равно надевали свои костюмы и выходили на сооружённую из досок сцену или играли даже в землянках. Старались создать хоть какое-то подобие театра, используя реквизит и проявляя изобретательность в изготовлении сборно-разборных декорации.

Выступление фронтовой бригады перед военными летчиками. 1943-1945. Автор: А. Шайхет.

В июле 1941 г. Малый театр взял шефство над военным госпиталем в Марьиной Роще. Были сформированы бригады из артистов театра Вахтангова, которым во время битвы под Москвой как-то пришлось играть спектакль в 500 метрах от передовой. Цирк на Цветном бульваре формировал свои бригады, среди членов которых были весьма необычные артисты – животные.

6-ая фронтовая бригада Кировского (Мариинского) театра была первой, вошедшей по Дороге Жизни в Ленинград после прорыва блокады в январе-феврале 1943 г. Фронтовые бригады формировались и далеко от фронта, по всей стране – от Куйбышева до Магадана, они выступали в резервных и тыловых воинских частях. В стороне не остались и студенты театральных вузов, в частности ГИТИС и училище им. Щепкина, также создавшие свои выездные фронтовые коллективы.

Даже эвакуация не останавливала эту замечательную и такую нужную работу – так, Джаз-аккордеон ансамбль под управлением Е. Розенфельда, эвакуированный в Ташкент, с 1942 г. обслуживал Дальневосточный фронт.

Эвакогоспиталь. Автор: Е. Микулина.

Любовь Орлова выступает перед советскими солдатами, стоя прямо на крыле сбитого фашистского самолета.

В экстренных случаях актеры-мужчины превращались в санитаров, а женщины становились сиделками: ухаживали за ранеными, кормили, мыли и еще успевали давать концерты. Некоторые детали из воспоминаний невозможно читать без слез: на стоянках санитарного поезда баянист выходит на правую сторону и начинает играть, да так, что все, кто может ходить, тут же подбираются поближе, выглядывают в окна. А санитары в этот момент выносят умерших в пути на другую сторону, стараясь не привлекать внимания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_37991240.jpg

Фронтовые бригады.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Фронтовые театры (бригады), в годы Великой Отечественной войны профессиональные театральные коллективы, обслуживавшие части Советской Армии и ВМФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч – не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Советской Армией артисты прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С.Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. Существовал фронтовой оперный театр. В спектаклях и концертах фронтовых театров принимали участие национальные коллективы, артисты всех поколений, представители всех жанров. Фронтовые театральные коллективы создавались также в действующей армии.

Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. В них принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали на фронтах по 300 раз.

Вначале фронтовые театры и бригады не имели специального оборудования. Позже у них появились грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит. Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Леонида Утесова, Клавдию Шульженко, Лидию Русланову.

Моему дедушке, Данкову Алексею Ксенофонтовичу, довелось участвовать в таких фронтовых бригадах в качестве шофера концертного грузовика. Он возил на прифронтовые концерты артистов. А в 1942 году, когда немцев разгромили под Москвой и начали гнать от столицы нашей Родины, ему довелось везти с прифронтового концерта до квартиры в Москве известную певицу Лидию Русланову.

В годы Великой Отечественной войны именно фронтовые бригады сыграли огромную роль в поднятии боевого духа советской армии.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

hello_html_m50fad5a6.jpg

hello_html_m1dfbe303.jpg

Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.

Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.

Читайте также: