Фромм э душа человека ее способность к добру и злу кратко

Обновлено: 04.07.2024

Труды Эриха Фромма, крупнейшего мыслителя XX века, одного из великой когорты "философов от психологии" и духовного лидера Франкфуртской социологической школы, актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала. Именно в душе человека Эрих Фромм находил истоки общественного миропорядка, нравственных исканий и человеческих потенций. "Революция надежды" в общественном сознании должна, по Фромму, неизбежно привести к торжеству гуманистического мировоззрения. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Эмилия Телятникова. Эрих Фромм. Биографическая справка

Эрих Фромм. Революция надежды

Эрих Фромм. Душа человека. Ее способность к добру и злу

Эрих Фромм. Искусство любить

Издательства: АСТ, Транзиткнига, 2004 г.

Твердый переплет, 576 стр.

Эмилия Телятникова

Эрих Фромм
Биографическая справка.


Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм.

Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазнои эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекли внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к взойне, начало которой юноша встретил с болью и недоумением(1914 г.).

Одновременно он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: прелестная молодая женщина, художница, дpyr семьи, совершила самоубийство после смерти своего старого, больного отца. Последняя ее воля состояла в том, чтобы ее похоронили вместе с отцом. Эрих мучительно размышляет над вопросами жизни и любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была любовь этой женщины к отцу, что единение с ним (даже в смерти) она предпочла всем радостям жизни. Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь психоанализа. Он стал пытаться понять мотивы человеческого поведения.

В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университете, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Фромм рано познакомился с философскими работами К. Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения.

Другим важнейшим источником личным и профессиональных интересов Фромма в 20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда. Первой женой Фромма была Фрида Райхман — образованная женщина, психолог, и Эрих, который был значительно моложе Фриды, под ее влиянием увлекся клинической практикой психоанализа. Они прожили вместе всего четыре года, но на всю жизнь сохранили дружеское расположение и способность к творческому сотрудничеству.

В 20-е гг. Фромм познакомился с учением буддизма, которое воспринял как озарение, и был верен ему до глубокой старости.

1 Круг ученых, работавших с М. Хоркхаймером, известен у нас под названием Франкфуртской школы. В него входили Л. Левенталь, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Ф. Поллок, Витфогель и др.

2 Это было первое в первое социологическое исследование ценностных ориентации в больших и малых группах. Было проанализировано 600 анкет, в каждой по 270 открытых вопросов, направленных на изучение неосознанных мотивов поведения.

Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной психологи и социологии. Это потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими факторами, что влечения и инстинкты — это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе.

Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам:

- производство должно служить человеку, а не экономике;

- отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;

- антагонизмы повсюду должны быть заменены тношениями солидарности;

- высшей целью всех социальных мероприятий олжно быть человеческое благо и предотвращение еловеческих страданий;

- не максимальное потребление, а лишь разумое потребление служит здоровью и благосостоянию еловека;

- каждый человек должен быть заинтересован в ктивной деятельности на благо других людей и вовечен в нее.

После окончания Второй мировой войны Фромм ринимает решение не возвращаться в Германию. Он оселяется в Мексике на берегу моря (в городе Куэро-Вако), получает профессуру в Национальном униерситете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно натроенными латиноамериканскими учеными, читает екции в США.

Последние 11 лет (с 1969 по 1980 г.) Фромм живет в Швейцарии (Локарно), пишет по-английски и по-немецки, печатается во всех странах мира и с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией после долгих лет разлуки с Европой.

Подростки: существа, которые еще не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители. Ричард Уолдер
ещё >>

Э. Фромм - Душа человека. Ее способность к добру и злу

13 января 2018 г. 00:29

3.5 Деструктив, кругом деструктив!

В очередной книге Эрих Фромм углубился в характер человека, к злу, откуда оно берётся и почему только у человека оно есть. Сначала рассуждения на тему врождённого или приобретённого влечения к деструктиву у человека, это конечно же влияния детства на всю последующую жизнь, роль родителей в этот период. Люди выражают в жизни - разрушением, в следствии невозможности реализоваться в этой самой жизни. Фромм так же, как и всегда, разделив структуру характера на любовь к живому и мёртвому - некрофилы и биофилы, попытался зайти и с этой стороны тоже, рассуждая о том самом деструктиве человека. В каждом человеке есть и один и другой инстинкт: к жизни и к смерти, но тот который доминирует в человеке, тот и диктует свои правила. Ещё важная составляющая деструктивности - это человеческий…

Э. Фромм – видный философ и мыслитель 20 века. Являясь представителем школы неофрейдизма, Фромм затрагивал в своих работах разные аспекты и проблемы философии. Однако во всех его трактатах делается акцент на том, что началом всего является человек и отталкиваться надо именно от этого.

Проводя психоанализ, Э. Фромм наблюдал за поведением своих пациентов и их реакцией на те или иные события. Человек является разносторонним мыслящим существом. Это выделяет его из всей живой природы. Способность к чувствам и переживаниям делает его особенным, не похожим на животных, хотя часто мы наблюдаем за тем, что такие домашние животные, как кошки и собаки также способны проявлять чувства, но они развиты у них на рефлекторном уровне, а не сознательно, как у человека разумного.

Если рассматривать данную проблему с религиозной точки зрения, человек способен и к хорошему, и плохому. Вся его жизнь – это выбор. Надо сделать выбор между добром и злом, между жизнью и смертью. Господь не вмешивается в его решение, однако дает посланцев, чтоб наставлять на путь истинный. Точка зрения, что зло является проявлением обстоятельств, и изменив их, добро будет рождаться автоматически, повлияла также на мышление Маркса и его последователей. Однако многочисленные войны 20 века подталкивают к рассуждению о том, что человек – это зло, и он склонен к дурному. Мнение о том, что войны являются результатом действия психологических сил, ошибочно. Но не стоит недооценивать деструктивные силы человека. Фромм прекрасно это наблюдал при общении с тяжелобольными пациентами. Работая с ними делая всевозможные разработки, Фромм пришел к мнению, что глобальной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, который наделен огромной властью.

Фромм Э. - Душа человека (1992)

Эрих Фромм
Душа человека

Перевод с нем. — В. А. Закс, Э. М. Телятникова; перевод с англ . — Т. В. Панфилова, Т. И. Перепелова
М.: Республика, 1992. — 430 с.
Серия: Мыслители XX века
ISBN 5—250—01511—5
Формат: PDF
Качество: сканированные страницы + текстовый слой

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВИДНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ XX СТОЛЕТИЯ 5
ДУША ЧЕЛОВЕКА. Ее способность к добру и злу (перевод В. А. Закса) 13
ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ (перевод Т. И. Перепеловой) 109
ЗАБЫТЫЙ ЯЗЫК. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов (перевод Т. И. Перепеловой) 179
ИЗ ПЛЕНА ИЛЛЮЗИЙ. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом (перевод Т. В. Панфиловой) 299
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У К. МАРКСА (перевод Э. М. Телятниковой) 375

Читайте также: