Фролов рождение греческого полиса кратко
Обновлено: 07.07.2024
Печатается по постановлению
С.-Петербургского государственного университета
Ф91 Рождение греческого полиса. -- 2-е изд. -- СПб.: Изд-во С.-Пе-
терб. ун-та, 2004. -- 266 с.
Публикуемая вторым изданием книга проф. Э.Д.Фролова --едва ли не
единственное в отечественном антиковедении обобщающее исследование, по╜
священное ключевой проблеме античной истории -- рождению полиса, т.е.
формированию того типа социально-политической организации, который
стал определяющим для классической древности, для древнегреческого об╜
щества в такой же степени, как и для римского. Автор предлагает целостную
реконструкцию процесса становления полиса, прослеживая его предпосыл╜
ки в микенское и гомеровское время, а затем исследуя ход так называемой
архаической революции (VIII--VI вв. до н. э.), когда окончательно сложилась
та форма независимой городской гражданской общины, которая и именуется
Книга предназначена для историков, для всех, кто интересуется истока╜
ми античной, а вместе с тем и всей европейской цивилизации.
Издание осуществлено совместно с Издательством исторического
факультета С.-Петербургского государственного университета
No Э. Д. Фролов, 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена проблеме
формирования государства у древних греков в той его классической
форме, которую принято называть полисом. В своем настоящем виде
книга эта представляет собой переработанный и расширенный вари╜
ант того очерка, который -- под тем же названием -- был опубликован
в рамках коллективной монографии "Становление и развитие ранне╜
классовых обществ (город и государство)" (Л., 1986). В частности, к
историографическому вступлению добавлен обширный критический
обзор современных зарубежных концепций рождения греческого по╜
лиса и греческой цивилизации вообще, концепций оригинальных, но
не лишенных парадоксальных крайностей. Воздействие их ощущается
и в нашей литературе, а потому разобраться, в каких пределах воз╜
можно безболезненное усвоение этих новых теорий, казалось весьма
не лишним. Существенной переработке подвергся также центральный
исторический раздел, посвященный формированию полиса в ходе ар╜
хаической революции VIII-VI . до н.э. При этом добавлены главы,
характеризующие процесс становления полиса в зоне греческой коло╜
низации, что должно доставить дополнительный материал для суж╜
дения о локальных особенностях названного процесса.
К сожалению, пришлось отказаться от первоначального намерения
снабдить книгу очерком формирования греческой культуры в век ар╜
хаики. Тогда исследование охватило бы не только проблему греческого
политогенеза, но и всю тему рождения классической античной циви╜
лизации. Однако собственно историческая часть, посвященная соци╜
ально-политическому развитию древнегреческого общества, настоль╜
ко разрослась, что места для очерка о культуре уже не осталось. Вос╜
полнением этому могут служить отчасти начальные главы другой на╜
шей книги "Факел Прометея (очерки античной общественной мысли)"
(Л. 1981 [более полное 2-е изд. -- 1991; 3-е изд. -- 2004)), отчасти же --
Книги по истории и не только запись закреплена
ФРОЛОВ Э. РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА
Публикуемая вторым изданием книга проф. Э.Д.Фролова - едва ли не единственное в отечественном антиковедении обобщающее исследование, посвященное ключевой проблеме античной истории - рождению полиса, т.е. формированию того типа социально-политической организации, который стал определяющим для классической древности, для древнегреческого общества в такой же степени, как и для римского. Автор предлагает целостную реконструкцию процесса становления полиса, прослеживая его предпосылки в микенское и гомеровское время, а затем исследуя ход так называемой архаической революции (VIII-VI вв. до н. э.), когда окончательно сложилась та форма независимой городской гражданской общины, которая и именуется полисом.
Автор указывает при этом на парадоксальность явления - на развитие у греков национального единства без соответствующего, предваряющего его, единства политического. В самом деле, уточняет он, единственным выражением национального единства у греков было самосознание, т. е. понятие или представление о таком их единстве, а не какая-либо иная реальная форма. И это верно как для народа греков в целом, так и для его подразделений (ионийцы, эолийцы, дорийцы). И то и другое опиралось на сознание принадлежности к некоему целому или его подразделениям, выработанное в архаическое время, между тем как на самом деле ни в архаическое, ни даже в последующее классическое время ни греческого народа, ни племенных его групп в качестве реальных единств не существовало - не было унаследовано от прошлого, да и тогда не сложилось.
Нельзя сказать, чтобы здесь все было выяснено до конца. Загадка образования греческого национального единства без единения политического остается в целом неразрешенной, несмотря на отдельные меткие указания, в частности на роль алфавитного письма и значение колонизации. Но автор, кажется, и не претендует на полное разрешение проблемы, довольствуясь - и вот здесь уже отчетливо чувствуется воздействие Берве - указанием на роль и значение греческой аристократии как своего рода фундамента национального единства. И как сама знать составляла общий физический костяк той структуры - греческого архаического общества, - в недрах которой сформировалось единство, или, правильнее сказать, понятие единства греческого народа, так, заключает Хейс, и ее мифология (и прежде всего генеалогия), ее кодекс чести и ее рыцарские формы жизни (спортивные состязания) образовывали, при всей их сословной заданности или обусловленности, общую культурную подоснову этого единства. "
Рождение цивилизации у греков свершилось не вдруг, не в результате одного резкого качественного скачка, а долгим и трудным путем. Фактически оно произошло в два этапа: на первом - микенском - движение завершилось катастрофой, но достижения этого этапа не пропали совершенно и послужили основанием для более стремительного и успешного продвижения во второй раз, в век архаики. При этом, по крайней мере здесь, на второй стадии, развитие протекало в острой внутренней борьбе. Проснувшись от летаргии Темных веков, греческое общество решительно покончило с наследием прошлых эпох, с пережитками микенского (традиции авторитарной монархической власти) и еще более древнего родового строя (засилье знати). Переход - теперь уже окончательный - на стадию цивилизации свершился в ходе подлинной социальной революции, важнейшей движущей силой которой был демос - широкая народная группировка, сумевшая сломить сопротивление цеплявшейся за свои наследственные привилегии родовой знати и построить новое, гражданское общество.
При этом, соответственно обстоятельствам и уровню исторического развития, политическое творчество греков в архаическую эпоху оказалось отмечено рядом весьма своеобразных черт. Именно следует подчеркнуть, что их новое общество явилось в известном смысле модификацией древнего, естественно сложившегося этнического единства; что формирование у них новых порядков было следствием столько же стихийно развивавшихся социальных конфликтов, сколько и сознательных политических урегулирований; и что свободное состояние исконных членов общины, ставших гражданами, было обеспечено укоренившейся и узаконенной практикой обращения в рабство чужеземцев.
Вообще интерес представляет не только самое объективное историческое движение, запечатлевшееся в определенных общественных явлениях, событиях и институтах, но и его субъективно-психологическая мотивация и окрашенность. В этом плане историческое своеобразие движения греков к цивилизации нашло отражение в таких особенных, выработанных жизнью и ставших чертами национального характера, явлениях, как ярко выраженная склонность к соперничеству и состязанию, или то, что с легкой руки немецких ученых стали называть агональным духом (от ajgwvn - состязание), как, далее, повышенная роль традиции и рационализма.
Корни агонального духа восходят к первобытной поре, к элементарному состязанию членов родового коллектива, в особенности в моменты инициаций, при переходе из одной возрастной группы в другую. Стойкое сохранение у греков этой черты объясняется длительным сохранением самой питавшей ее среды - общины.
. Та же, по сути дела, причина лежит в основе и двух других названных выше черт - традиционализма и рационализма. Длительное, практически непрерывное существование общины в качестве главного структурообразующего элемента обернулось на практике сохранением некоего традиционного стержня, или начала, с известной присущей ему суммой социальных и духовных ценностей. Этим и объясняется удивительное с первого взгляда переплетение и взаимодействие консервативно-традиционалистских и новаторских, проникнутых духом рационализма мотивов, что так было характерно для развития греческой цивилизации и что, несомненно, придавало ей особенную глубину и устойчивость.
. В самом деле, полис являл собой прежде всего простейшее, элементарное экономическое единство города и сельской округи, достаточное для самодовлеющего существования исконного, обосновавшегося в данной местности этнического единства.
Как тип общественной организации полис, далее, являл собой простейшее взаимодействие немногих, четко различимых по своему статусу социальных групп, чье различие в положении, как, однако, и взаимодействие, было обусловлено исторически необходимым разделением труда. Иными словами, это была простейшая, но весьма эффективная форма классового общества, где этнически однородная масса граждан противостояла в качестве привилегированного, господствующего сословия массе угнетенных и бесправных чужеземцев - рабов и метеков. При этом четкости социального водораздела - особенно между полярными группами рабовладельцев и рабов - в большой степени способствовало именно характерное для античности коренное этническое различие, существовавшее в принципе между свободными (эллинами) и несвободными (варварами).
Наконец, в плане политическом полис представлял собой простую и вместе с тем весьма действенную форму государственности, республику, которая естественным образом венчала здание сословно-корпоративного гражданства и высший свой смысл находила в непрестанном поддержании и воспроизведении полисного строя жизни.
Суверенная гражданская городская община, основанная на рабстве иноплеменников, - так можно было бы определить кратким образом древнегреческий полис.
Рождение греческого полиса, Э. Д. Фролов - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание
Автор:
Категория:
Наука и общество
О книге
Краткое содержание
Публикуемая вторым изданием книга проф. Э.Д.Фролова - едва ли не единственное в отечественном антиковедении обобщающее исследование, посвященное ключевой проблеме античной истории - рождению полиса, т.е. формированию того типа социально-политической организации, который стал определяющим для классической древности, для древнегреческого общества в такой же степени, как и для римского. Автор предлагает целостную реконструкцию процесса становления полиса, прослеживая его предпосылки в микенское и гомеровское время, а затем, исследуя ход так называемой архаической революции (VIII-VI вв. до н. э.), когда окончательно сложилась та форма независимой городской гражданской общины, которая и именуется полисом. Книга предназначена для историков, для всех, кто интересуется истоками античной, а вместе с тем и всей европейской цивилизации.
Читайте также: