Фриц крейслер биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Маленькие дети и классическая музыка ) 06.04.2014 --> Смотрели: 131 (19) Маленький венский марш 06.04.2014 --> Смотрели: 146 (27) Rondo Alla Turca 06.04.2014 --> Смотрели: 88 (9) *** 06.06.2012 --> Смотрели: 296 (59) Танец воздуха. Мэджик капет Дэниэла Вурт 13.11.2011 --> Смотрели: 470 (22)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Ф. Крейслер - последний скрипач-художник, в творчестве которого продолжали развиваться традиции виртуозно-романтического искусства XIX в., преломленные через призму мировоззрения новой эпохи. Он во многом предвосхитил интерпретаторские тенденции сегодняшнего дня, тяготеющие к большей свободе и субъективизации трактовки. Продолжая традиции Штраусов, И. Лайнера, венского городского фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные произведения и обработки.

Фриц Крейслер - В темпе менуэта (в стиле Г. Пуньяни)

Фриц Крейслер родился 2 февраля 1875 года в Вене в семье врача. С четырёх лет учился игре на скрипке у Жака Обера, и достаточно быстро достиг больших успехов. В семь лет получил право обучаться в Венской консерватории (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), став самым молодым её студентом в истории, допущенным в виде исключения — по правилам в консерваторию принимались лица не моложе 14 лет. Занимался по классу скрипки у Йозефа Хельмесбергера и теории музыки у Антона Брукнера. В девять лет Крейслер впервые выступил на публике, а ещё через год окончил консерваторию с золотой медалью. Продолжил совершенствоваться в Парижской консерватории у Жозефа Массара (скрипка) и Лео Делиба (теория и композиция). В 1887 году Крейслер получил первую премию на выпускном экзамене, после чего решил начать самостоятельную творческую карьеру.

Прелюдия и Аллегро (в стиле Г. Пуньяни)

Настоящее международное признание приходит к скрипачу в 1899 году, когда он впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша. В следующем сезоне (1900—1901) Крейслер гастролировал в США, а 12 мая 1902 года дал первый концерт в Лондоне. Английская музыкальная общественность с восторгом приняла скрипача, в 1904 ему была присуждена золотая медаль Лондонского филармонического общества, а композитор Эдвард Элгар посвятил ему свой Скрипичный концерт, впервые исполненный Крейслером 10 ноября 1910 года под управлением автора.

Сицилиана и ригодон (в стиле Ф. Франкёра)

В 1905 г. Крейслер создает цикл скрипичных пьес "Классические рукописи" - 19 миниатюр, написанных как подражание классическим произведениям XVIII в. Крейслер, в целях мистификации, скрыл свое авторство, выдав пьесы как транскрипции.

Андантино (в стиле Дж. Мартини)

Одновременно он опубликовал и свои стилизации старинных венских вальсов - "Радость любви", "Муки любви", "Прекрасный розмарин", которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Лишь в 1935 г. Крейслер признался в мистификации, повергнув критиков в шоковое состояние.

Вальсы "Муки любви" и "Радость любви"

Перу Крейслера принадлежит 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую переработку оригинала. Сочинения Крейслера широко исполняются и пользуются огромным успехом у слушателей.

Прекрасный розмарин

Маленький венский марш

Фриц Крейслер исполняет Медитацию Массне (Таис), 1928 год

Ф. Крейслер исполняет Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, 1 часть, 1935 год

Фриц Кре́йслер (реже Крайслер, нем. Fritz Kreisler ; 2 февраля 1875, Вена — 29 января 1962, Нью-Йорк) — американский скрипач и композитор австрийского происхождения.

Содержание

Биография

Фриц Крейслер родился в Вене 2 февраля 1875 года, в семье врача; отец его был евреем, мать — немкой. Принял крещение в возрасте 12 лет.

С четырёх лет учился игре на скрипке у Жака Обера, и достаточно быстро достиг больших успехов. В семь лет получил право обучаться в Венской консерватории (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), став самым молодым её студентом в истории, допущенным в виде исключения — по правилам в консерваторию принимались лица не моложе 14 лет. Занимался по классу скрипки у Йозефа Хельмесбергера и теории музыки у Антона Брукнера. В девять лет Крейслер впервые выступил на публике, а ещё через год окончил консерваторию с золотой медалью. Продожил совершенствоваться в Парижской консерватории у Жозефа Массара (скрипка) и Лео Делиба (теория и композиция). В 1887 году Крейслер получил первую премию на выпускном экзамене, после чего решил начать самостоятельную творческую карьеру.

В 1889—1890 Крейслер совершает концертный тур по США вместе с пианистом Морицем Розенталем, однако публика принимает его весьма сдержанно. Вернувшись в Вену, он поступил в гимназию, а затем два года учился на медицинском отделении университета, после чего служил в армии. В 1896 году Крейслер пытается поступить в оркестр Венской придворной оперы, но не проходит по конкурсу из-за своей слабой способности к чтению с листа, что не мешает ему, тем не менее, начать сольную карьеру. Уже через два года он даёт концерт с Венским филармоническим оркестром, по иронии судьбы, сформированным из музыкантов того самого состава, в который его не приняли. Настоящее международное признание приходит к скрипачу в 1899 году, когда он впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша. В следующем сезоне (1900—1901) Крейслер гастролировал в США, а 12 мая 1902 года дал первый концерт в Лондоне. Английская музыкальная общественность с восторгом приняла скрипача, в 1904 ему была присуждена золотая медаль Лондонского филармонического общества, а композитор Эдвард Элгар посвятил ему свой Скрипичный концерт, впервые исполненный Крейслером 10 ноября 1910 года под управлением автора.

С началом Первой мировой войны Крейслер ушёл на фронт в составе австрийской армии, однако был демобилизован после ранения в октябре 1914 и вскоре уехал в США. В 1924 году скрипач вернулся в Европу, где жил сначала в Берлине, а затем во Франции. После усиления нацистских настроений в Европе Крейслер в 1938 году вновь уехал в США, где в 1943 принял американское гражданство. Несмотря на тяжёлую автокатастрофу, в которую он попал в 1941 году, он вскоре вернулся к активной концертной деятельности. Последнее публичное выступление Крейслера состоялось 1 ноября 1947 в Карнеги-холле, в течение последующих нескольких лет он ещё выступал на телевидении, но вскоре решил окончательно завершить карьеру музыканта из-за прогрессировавшей слепоты и глухоты (последствий автокатастрофы). Свою уникальную коллекцию скрипок XVIII века Крейслер продал, оставив себе единственный инструмент работы Жана Вийома 1860 года. Последние годы жизни скрипач провёл в Нью-Йорке.

Творчество

Создатель совершенно нового, оригинального стиля игры, Крейслер оказал влияние буквально на всех своих современников. Его игре удивлялись, ей подражали, ее изучали, анализируя мельчайшие детали. Перед австрийским скрипачом преклонялись величайшие музыканты.

В четыре года заполучив настоящую скрипку, Фриц самостоятельно подобрал на ней национальный австрийский гимн. Тогда отец стал давать ему уроки музыки.

Гельмесбергер был хорошим педагогом и дал своему питомцу солидную техническую базу. В первый же год пребывания в консерватории семилетний Фриц впервые выступил публично в концерте певицы Карлотты Патти.

В десятилетнем возрасте Крейслер окончил с золотой медалью Венскую консерваторию. Завершил свое музыкальное образование скрипач в Парижской консерватории, где занимался под руководством Л. Массара — учителя Г. Венявского, завоевав в 1887 году Гран-при. Главную премию Фриц получил, соревнуясь с 40 скрипачами, из которых каждый был старше его на десять и более лет.

По предложению американского менеджера Эдмонда Стентона в 1888—1889 годы Крейслер гастролировал в США вместе с пианистом Морицем Розенталем. 9 января 1888 года Крейслер дебютировал в Бостоне. Это был первый концерт, с которого фактически началась его карьера концертирующего скрипача.

Вернувшись на родину, Крейслер на несколько лет оставил занятия музыкой, долгое время колебался, что выбрать — профессию врача и военного, не решаясь окончательно посвятить себя артистической деятельности. Славу Крейслеру принесли концерты в Берлине в 1899 году, после чего он стал часто гастролировать.

В 1902 году музыкант женился на Гарриет Лайз — замечательной, умной, обаятельной, чуткой женщине. Она оставалась его преданнейшим другом всю жизнь, разделяя взгляды мужа и гордясь им.

С начала века и по 1941 год скрипач неоднократно посещал Америку и регулярно ездил по Европе. Когда началась Первая мировая война, супруги Крейслер отдыхали в Швейцарии. Музыкант поспешил в Вену, где его зачислили лейтенантом в действующую армию. В сентябре 1914 года Крейслер был ранен и демобилизовался. Он уехал в Соединенные Штаты. Особенно широкий размах его исполнительская и композиторская деятельность приняла после Первой мировой войны. В 1923 году Крейслер совершил поездку на Восток, посетив Японию, Корею, Китай. В 1925 году он отправился в Австралию и Новую Зеландию, оттуда в Гонолулу.

Крейслер был ярым антифашистом. Когда Австрия была насильственно присоединена к фашистскому рейху, он перешел во французское подданство. Во время Второй мировой войны Крейслер жил в США. В этот период он продолжал концертировать, хотя годы уже начинали давать о себе знать. 27 апреля 1941 года, переходя улицу в Нью-Йорке, он попал под грузовой автомобиль. К счастью, его организм справился с болезнью, и в 1942 году Крейслер смог вернуться к концертной деятельности. Последние его выступления состоялись в 1949 году. Однако еще долгое время после ухода с эстрады Крейслер был в центре внимания музыкального мира.

История жизни Фрица Крейслера

В 1937 году в Брюсселе молодой скрипач Давид Ойстрах принимал участие в конкурсе имени Изаи. Тогда он впервые услышал и увидел Крейслера — артиста, вызывавшего у него бесконечное восхищение.

«Еще за несколько дней до концерта Крейслера, — писал Ойстрах из столицы Бельгии, — я слышал самые разноречивые мнения об этом выдающемся скрипаче современности. Некоторые высказывали соображения, что в связи с преклонным возрастом — Крейслеру 62 года — он утратил свой блеск, другие говорили, что это неверно. На меня игра Крейслера произвела незабываемое впечатление.

В первую же минуту, при первых звуках его неповторимого смычка, я почувствовал всю необычайную силу и обаяние этого замечательного музыканта. Группа советских скрипачей имела возможность послушать Фрица Крейслера еще до концерта. Мы были приглашены на репетицию, которая состоялась во Дворце искусств днем 5 апреля. Крейслер производит исключительно благоприятное впечатление не только своей игрой, но и манерой обращения. Во время репетиции он часто посматривал на нас, молодых советских музыкантов, словно интересуясь впечатлением, которое производит его игра. Репетиция закончилась.

Искусство Крейслера-композитора и исполнителя сложилось из слияния венской и французской музыкальных культур, слияния, давшего действительно нечто покоряюще своеобразное.

Раабен пишет «От французского искусства Крейслер заимствовал многие скрипичные приемы, в частности вибрато. Вибрации он придал чувственную пряность, не характерную для французов. Вибрато, применяемое не только в кантилене, но и в пассажах, стало одним из отличительных признаков его исполнительского стиля. Для скрипачей немецкой школы было характерно осторожное отношение к вибрации, которой они пользовались весьма умеренно. И то, что Крейслер стал окрашивать ею не только кантилену, но и подвижную фактуру, противоречило эстетическим канонам академического искусства XIX века.

Пеншерль так описывает свои впечатления от концерта австрийского скрипача «Крейслер показался мне колоссом. Он вызывал всегда экстраординарное впечатление мощи широким торсом, атлетической шеей метателя тяжестей, лицом с чертами достаточно примечательными, увенчанными густой шевелюрой, подстриженной ежиком. При лучшем рассмотрении теплота взгляда изменяла то, что по первому взгляду могло показаться суровым.

Кто слышал хотя бы одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена, падре Мартини или Стамица прежде, чем я начал писать под их именами? Они жили лишь на страницах музыкальных лексиконов, а их сочинения пребывали в забвении в стенах монастырей или пылились на полках библиотек. Эти имена были не более чем пустыми раковинами, старыми, забытыми плащами, которыми я воспользовался, чтобы скрыть свою собственную личность.
Ф. Клейслер

Фриц Крейслер / Fritz Kreisler

Ф. Крейслер — последний скрипач-художник, в творчестве которого продолжали развиваться традиции виртуозно-романтического искусства XIX в., преломленные через призму мировоззрения новой эпохи. Он во многом предвосхитил интерпретаторские тенденции сегодняшнего дня, тяготеющие к большей свободе и субъективизации трактовки. Продолжая традиции Штраусов, И. Лайнера, венского городского фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные шедевры и обработки, широко популярные на эстраде.

Крейслер родился в семье врача, скрипача-любителя. С детства он слышал в доме квартет, возглавляемый отцом. Здесь бывали композитор К. Гольдберг, 3. Фрейд и другие видные деятели Вены. С четырех лет Крейслер занимается у отца, затем у Ф. Обера. Уже в 7 лет он поступает в Венскую консерваторию к И. Хельбесбергеру. Тогда же состоялось первое выступление юного музыканта в концерте К. Патти. По теории композиции Крейслер занимается у А. Брукнера и уже в 8 лет сочиняет струнный квартет. Огромное впечатление производят на него выступления А. Рубинштейна, И. Иоахима, П. Сарасате. В 9 лет Крейслер с золотой медалью оканчивает Венскую консерваторию. С успехом проходят его концерты. Но отец хочет дать ему более серьезную школу. И Крейслер вновь поступает в консерваторию, но уже теперь в Париже. Его учителем по скрипке становится Ж. Массар (учитель Г. Венявского), а по композиции Л. Делиб, определивший его стиль композиции. И здесь через 2 года Крейслер получает золотую медаль. Двенадцатилетним мальчиком вместе с учеником Ф. Листа М. Розенталем он совершает гастрольную поездку по США, дебютируя в Бостоне концертом Ф. Мендельсона.

Несмотря на большой успех маленького вундеркинда, отец настаивает на полном гуманитарном образовании. Крейслер оставляет скрипку и поступает в гимназию. В восемнадцатилетнем возрасте он выезжает на гастроли в Россию. Но, вернувшись, поступает в медицинский институт, сочиняет военные марши, играет в тирольском ансамбле с А. Шенбергом, знакомится с И. Брамсом и участвует в первом исполнении его квартета. Наконец, Крейслер решается держать конкурс в группу вторых скрипок Венской оперы. И — полный провал! Обескураженный артист решает навсегда бросить скрипку. Кризис миновал лишь в 1896 г., когда Крейслер предпринимает второе турне по России, ставшее началом его яркой артистической карьеры. Затем с огромным успехом проходят его концерты в Берлине под управлением А. Никиша. Здесь же произошла встреча с Э. Изаи, во многом повлиявшая на стиль Крейслера-скрипача.

Крейслер неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. В годы первой мировой войны он был призван в армию, под Львовом попал под атаку казаков, был ранен в бедро и долго лечился. Он уезжает в США, дает концерты, но, как воевавший против России, подвергается обструкции.

В 1924-32 гг. Крейслер живет в Берлине, однако в 1933 г. он вынужден из-за фашизма уехать сначала во Францию, а затем в Америку. Здесь он продолжает выступать и делать свои обработки. Наиболее интересными из них являются творческие транскрипции скрипичных концертов Н. Паганини (Первого) и П. Чайковского, пьес Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, А. Дворжака, Ф. Шуберта и др. В 1941 г. Крейслер попал под машину и год не смог выступать. Последний концерт был им дан в Карнеги-холле в 1947 г.

Пеншерль, много лет наблюдавший Крейслера, вводит в слова Флеша некоторые коррективы; он пишет, что мелкими штрихами, с частой сменой смычка и волосом натянутым настолько, что трость приобретала выпуклость, Крейслер играл в ранние годы, но позже, в послевоенный период (имеется в виду первая мировая война. — Л. Р.) вернулся к более академическим приемам ведения смычка.

Так вырисовывается портрет Крейслера-скрипача. Остается добавить к нему несколько штрихов.

Естественно, что Пеншерль постарался попасть на первый же концерт Крейслера. «Крейслер показался мне колоссом. Он вызывал всегда экстраординарное впечатление мощи широким торсом, атлетической шеей метателя тяжестей, лицом с чертами достаточно примечательными, увенчанными густой шевелюрой, подстриженной ежиком. При лучшем рассмотрении теплота взгляда изменяла то, что по первому взгляду могло показаться суровым.

В 4 года ему купили настоящую скрипку, и Фриц самостоятельно подобрал на ней национальный австрийский гимн. Его начали считать в семье маленьким чудом, и отец стал давать ему уроки музыки.

10-летний Крейслер успешно окончил Венскую консерваторию с золотой медалью; друзья купили ему трехчетвертную скрипку работы Амати. Мальчик, уже мечтавший о целой скрипке, был опять недоволен. На семейном совете тогда же было решено, что для завершения музыкального образования Фрицу необходимо ехать в Париж.

Окончание Парижской консерватории в 1887 году было триумфальным. 12-летний мальчик завоевал первую премию, соревнуясь с 40 скрипачами, из которых каждый был старше его не менее чем на 10 лет.

Приехав из Парижа в Вену, юный скрипач неожиданно для себя получил предложение от американского менеджера Эдмонда Стентона совершить поездку в США вместе с пианистом Морицем Розенталем. Турне по Америке осуществилось в сезон 1888/89 года. 9 января 1888 года Крейслер дебютировал в Бостоне. Это был первый концерт, с которого фактически началась его карьера концертирующего скрипача.

Возвратившись в Европу, Крейслер временно оставляет скрипку для того, чтобы завершить общее образование. В детстве общеобразовательными предметами с ним занимался дома отец, обучая латыни, греческому, естественным наукам и математике. Теперь же (в 1889 г.) он поступает в Медицинскую школу при Венском университете. С головой погружаясь в изучение медицины, он прилежно занимался с крупнейшими профессорами. Есть сведения, что кроме того он учился рисованию (в Париже), изучал историю искусств (в Риме).

Однако этот период его биографии не во всем ясен. В статьях И. Ямпольского о Крейслере указывается, что уже в 1893 году Крейслер приезжает в Москву, где дал 2 концерта в Русском музыкальном обществе. Ни в одной из зарубежных работ о скрипаче, в том числе и в монографии Лохнера, этих данных нет.

В 1895—1896 годах Крейслер отбывал срок военной службы в полку эрцгерцога Евгения Габсбургского. Эрцгерцог помнил молодого скрипача по его выступлениям и использовал на музыкальных вечерах как солиста, а также в оркестре при постановке любительских оперных спектаклей. Позднее (в 1900 г.) Крейслеру было присвоено звание лейтенанта.

— Дайте мне уснуть! — взревел Крейслер на языке вагнеровского дракона.

— Здесь мое успокоение! — простонал Джерарди.

С этими словами оба повернулись на другой бок и захрапели еще более немелодично, чем раньше. Рассвирепевший Поллак сдернул с них одеяла и обнаружил, что они во фраках. Концерт начался всего на 10 минут позже и публика ничего не заметила.

В 1902 году в жизни Фрица Крейслера произошло огромное событие — он женился на Гарриет Лайз (по первому мужу — миссис Фред Уорц). Это была замечательная женщина, умная, обаятельная, чуткая. Она стала его преданнейшим другом, разделяя его взгляды и безумно гордясь им. До глубокой старости они были счастливы.

Когда началась первая мировая война, супруги Крейслер отдыхали в Швейцарии. Отменив все контракты, в том числе и турне по России с Кусевицким, Крейслер поспешил в Вену, где был зачислен лейтенантом в действующую армию. Известие, что знаменитый скрипач послан в район боев, вызвало бурную реакцию в Австрии и других странах, однако без ощутимых последствий. Крейслера оставили в армии. Полк, в котором он служил, вскоре перевели на русский фронт под Львов. В сентябре 1914 года распространилось ложное известие о том, что Крейслер убит. На самом деле он был ранен и это послужило причиной его демобилизации. Немедленно, вместе с Гарриет, он уехал в Соединенные Штаты. Остальное время, пока длилась война, они прожили там.

Послевоенные годы отмечены активной концертной деятельностью. Америка, Англия, Германия, снова Америка, Чехословакия, Италия — пути великого артиста невозможно перечислить. В 1923 году Крейслер совершает грандиозную поездку на Восток, посетив Японию, Корею, Китай. В Японии он страстно увлекся произведениями живописи и музыки. Он даже намеревался использовать интонации японского искусства в собственном творчестве. В 1925 году он едет в Австралию и Новую Зеландию, оттуда в Гонолулу. До середины 30-х годов он является едва ли не самым популярным скрипачом мира.

С тревогой он следит за распространением фашизма в Германии, и когда Австрия оказывается насильственно присоединенной к фашистскому рейху, переходит (в 1939 г.) во французское подданство. Во время второй мировой войны Крейслер жил в США. Все его симпатии были на стороне антифашистских армий. В этот период он еще концертировал, хотя годы уже начинали давать о себе знать.

— Это имеется по-английски?

Комментарии, как говорится, излишни.

Крейслер всю жизнь сохранял чувство юмора. Однажды,— рассказывает Эльман,— я спросил его: какой из скрипачей, слышанных им, произвел на него самое сильное впечатление? Крейслер ответил не задумываясь: Венявский! Он со слезами на глазах тут же стал ярко описывать его игру, причем так, что и у Эльмана навернулись слезы. Вернувшись домой, Эльман заглянул в словарь Грова и. убедился, что Венявский умер, когда Крейслеру было всего 5 лет.

В другой раз, обращаясь к Эльману, Крейслер стал совершенно серьезно, без тени улыбки уверять его, что когда Паганини исполнял двойные флажолеты, то одни из них играл на скрипке, другие же насвистывал. Для убедительности он продемонстрировал, как это делал Паганини.

Его заботу о людях полностью разделяла жена. По окончании второй мировой войны Крейслер послал из Америки в Европу кипы продовольствия. Часть тюков была украдена. Когда об этом сообщили Гарриет Крейслер, она осталась весьма спокойной: ведь все равно даже тот, кто украл, сделал это, по ее мнению, чтобы прокормить свою семью.

Уже будучи старым человеком, накануне ухода с эстрады, то есть когда уже трудно было рассчитывать на пополнение своего капитала, он продал собиравшуюся им с любовью в течение всей жизни ценнейшую библиотеку манускриптов и различных реликвий за 120 тысяч 372 доллара и разделил эти деньги между двумя благотворительными американскими организациями. Близким он помогал постоянно, а его отношение к коллегам можно назвать поистине рыцарским. Когда Жозеф Сегети приехал первый раз в США в 1925 году, то был несказанно удивлен благожелательным отношением публики. Оказывается, что до его прибытия Крейслер опубликовал статью, в которой представил его как лучшего скрипача, приезжающего из-за границы.

Он был очень прост, любил простоту в других и совершенно не чуждался простого народа. Он страстно желал, чтобы его искусство доходило до всех. Однажды, рассказывает Лохнер, в одном из английских портов Крейслер высадился с парохода, чтобы продолжать свое путешествие на поезде. Ждать пришлось долго, и он решил, что хорошо убьет время, если даст маленький концерт. В холодном и печальном помещении вокзала Крейслер вынул из футляра скрипку и сыграл для таможенников, угольщиков, докеров. Закончив, он выразил надежду, что его искусство им понравилось.

Крейслер унаследовал от XIX века щедрость сердца, романтическую веру в людей, в высокие идеалы. В его искусстве, как хорошо сказал Пеншерль, были благородство и убеждающий шарм, латинская ясность и обычная венская сентиментальность. Конечно, в сочинениях и исполнительстве Крейслера многое уже не отвечало эстетическим требованиям современности. Многое принадлежало прошлому. Но нельзя забывать, что его искусство составило целую эпоху в истории мировой скрипичной культуры. Вот почему известие о его кончине 29 января 1962 года повергло в глубокую печаль музыкантов всего мира. Из жизни ушел великий художник и великий человек, память о котором останется в веках.

Читайте также: