Фрески иконопись мозаика в древнерусских храмовых постройках кратко

Обновлено: 05.07.2024

Храмовая монументальная живопись состояла из элементов, построенных на принципе органичного взаимоотношения друг ко другу, к архитектуре и к молящимся в храме. Эти композиции были как одно неделимое целое, формирующее общую структуру. Росписи даже в какой-то мере продолжали архитектурные формы. Они так же отражали художественные вкусы и нравы своего времени.

Росписи в храме имеют свою четкую иерархию. Самые сакральные и важные события изображались сверху, далее евангельские сюжеты и святые.

Схема росписи храмов:

  • В куполе и сводах алтаря (символизирующих горнее небо) изображают Бога Отца, Троицу или Христа.
  • Сводам храма и верхней части стен отводится место для евангельских событий.
  • В парусах изображаются евангелисты.
  • В барабане между окнами размещают изображения пророков и апостолов.
  • На стенах внизу присутствуют святые, где среди них пребывает и молящийся в храме христианин.

Для арочных конструкций храма (куполов, апсиды, ниш) более удобным вариантом стала мозаика. На ее мерцающем золотом фоне фигура воспринималась реалистично, как живая. Зачастую образы Христа и святых рисовались под ракурсом в три четверти. А если фигуры размещались в вогнутой нише фронтально друг напротив друга, то этим создавалось впечатление их взаимодействие в реальном трехмерном пространстве.

Со временем, начиная с XII века лаконичность фресок изменяется на более многофигурные многословные композиции. Добавляются новые сюжеты и циклы. Это касается нижней части храма, а изображения в верхней части остаются неизменными. В Византии в эпоху палеологов наблюдается расцвет храмовой живописи. Меняется сама композиция, появляется пространственная глубина, в рисунке фигур заметно более свободное движение.

Принципы византийской фрески перешли в живопись древнерусских храмов. Каноничность иконографии до сих пор является лучшим образцом для храмовой монументальной живописи. К сохранившимся памятникам византийских мозаик XI в. можно отнести собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Неа Мони на о.Хиос и монастырь Дафни. София Киевская донесла до наших дней мозаичные композиции, сделанные византийскими мастерами в превой половине XI в. Особенностью росписей является почти утраченное изображение строителя (ктитора) храма — Ярослава Мудрого с семьей. Зачастую ктиторов изображали молящимися Христу или Богородице, или держащими уменьшенную копию храма в руках.

В XIV в. выделяются новгородские фрески. Ярким представителем их был Феофан Грек, писавший композиции экспрессивно, эмоционально и в свободной технике. В XIV столетии немаловажную роль сыграл прп.Андрей Рублев. Его имя связывают с расцветом древнерусского храмового искусства. Продолжателем его традиций стал Дионисий, рисунки которого отличались грацией, утонченностью. А цветовая гамма излучала легкость, свет и радость. После Дионисия иконописные школы характеризовались многофигурными повествовательными и очень сложными композициями. Наблюдалась даже некая перегруженность художественными деталями. На рубеже XVI —XVII веков появляется Строгановская пейзажная живопись, вплетающая в иконографию картины природы. Далее, с приходом к власти Петра Первого, возникает реалистическое изображение иконописных образов под руководством Симона Ушакова. Храмовые фрески в стиле академического реализма обрамляют лепными рамами в стиле барокко. В XIX — XX века постепенно в храмовую живопись переходит модерн. В этом стиле М.А. Врубель и В.М. Васнецов расписывают Владимирский собор в Киеве. Император Александр III был почитателем их таланта и манеры исполнения. Их росписи фотографировались и повторялись уже во многих храмах местными художниками.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Живопись Киевской Руси - это один из видов изобразительного искусства на Руси IX-XII вв.

Главной тематикой древнерусской живописи была православная религия. Эта тема стала основной после принятия Русью крещения в 988 г. Вместе с новой религией, на Русь пришли и новые виды искусства, которые формировались под сильным византийским влиянием, и так в Киевской Руси появилась живопись. Она бывает нескольких видов:

  • фреска;
  • мозаика;
  • станковая живопись (икона);
  • книжная миниатюра.

Фрески и мозаики

Первая, как считается, каменная церковь была сооружена в Киеве в 966 г. (не сохранилась). Ее название - Десятинная – пошло от того, что на ее содержание шла десятая часть княжеских доходов. Она была полностью создана мастерами из Византии. Ее стены украшали фрески, а наиболее важные части были декорированы мозаикой: росписи были посвящены евангельским событиям, житию Богоматери, может быть, деяниям святых и апостолов.

Славились своей красотой фрески и мозаики новгородского Софийского собора, построенного Ярославом Мудрым в первой половине XI в. Кроме религиозных сюжетов они содержат изображения придворной жизни и охоты, музыкантов и скоморохов, птиц и зверей, а на одной из стен написаны портреты семьи Ярослава Мудрого.

Примечательным является и интерьер Успенского собора в Киево-Печерском монастыре, созданный византийскими мастерами в 1070-1080-х гг. Росписи его интерьеров стали каноничными и впоследствии послужили образцом для многих последующих росписей в соборах.

Главной же святыней Киевской Руси был Софийский собор в Киеве, построенный в первой половине XI в. В нем совершал богослужения митрополит, проводились важнейшие церемонии, имевшие государственное значение. Эти факторы и обусловили сложность и наполненность росписей Софийского собора, созданных греческими мастерами. Под центральным куполом находится огромное изображение Христа Пантократора, ниже располагаются изображения четырех евангелистов и двенадцати его учеников; в одной из апсид находится мозаика с фигурой Богоматери.

Готовые работы на аналогичную тему

На этих примерах можно видеть, что первыми иконописцами на Руси были приглашенные из Византии мастера. Они также работали над фресками и мозаиками Михайловского Златоверхого монастыря в Новгороде, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, Мирожского монастыря во Пскове. Русские мастера учились у них, поэтому к XII в. наблюдается становление живописных школ в разных русских городах – первыми из них стали киевская, новгородская и владимирская.

В XII в. во Владимире было возведено два знаменитых собора – Успенский и Дмитриевский, являющиеся ярким примером архитектуры домонгольской Руси. До нас дошла фреска из Дмитриевского собора со сценой Страшного суда, созданная русским и греческим мастерами.

Иконы

Икона всегда пишется по определенному канону и для каждого образа есть свои правила. Кратко охарактеризуем образы главного персонажа икон – Христа. Он изображается в нескольких основных видах:

  • Мандилион – это лик Христа на плате;
  • Керамидион – лик Христа на глиняной доске или черепице;
  • Пантократор – представление Христа в виде Небесного Царя и Судьи: в рост, сидя на троне, по пояс или погрудно; в левой руке он держит Евангелие, правой делает благословляющий жест;
  • Спас в силах – Христос сидящий на престоле с книгой;
  • Спас Эммануил – образ Христа в 12-летнем возрасте;
  • Христос Ветхий денми – Спаситель в облике седого старца.

Первыми иконами на Руси были те, что князь Владимир привез из Херсонеса, но до наших дней ни одна из них не дошла. Древнейшие из сохранившихся икон происходят из Великого Новгорода.

Книжная миниатюра

С приходом христианства на Руси получают распространение книги. Со временем русские мастера овладевают искусством оформления манускриптов. Древнейшей рукописной книгой Руси считается Остромирово Евангелие. Оно написано уставом – типом письма, происходящему от письма греческих литургических книг. При оформлении использовались краски с примесью золота в стиле, характерном для византийских манускриптов X-XI вв. В Остромировом Евангелии имеются три миниатюры, изображающие Евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Узор орнамента ни разу не повторяется. Антропоморфные и зооморфные элементы, украшающие инициалы в Евангелии, демонстрируют влияние не только восточной, но и западной традиции.

Книжное искусство Новгорода XII в. представлено Мстиславовым Евангелием, которое было заказано князем Мстиславом для церкви Благовещения на Городище. В нем имеется четыре миниатюры с изображением евангелистов, скопированные из Остромирова Евангелия, но имеющие большее количество подробностей.

Таким образом, восприняв византийские традиции и добавив самобытные черты, русские мастера к XII в. сформировали собственную художественную традицию, представленную произведениями на религиозную тематику – фрески, мозаики, иконы, книжные миниатюры.

Искусство киевской Руси до принятия христианства формировалось на поклонении языческим идолам. Религиозные мотивы всегда были краеугольным камнем в изобразительном искусстве и архитектуре. Весь уклад жизни древних славян подчинялся строгим религиозным канонам. Никакое дело нельзя было начинать, не посоветовавшись с богами, а в особо важных случаях нужно было принести жертву. Это находило отражение в изобразительном искусстве древних славян.

Искусство киевской Руси до христианства

До настоящего времени из той эпохи дошло очень мало артефактов, позволяющих безошибочно судить о различных направлениях в искусстве. По тому, что удалось найти, можно сделать вывод, что скульптурные изображения людей, как это было распространено в древней Элладе, у славян полностью отсутствуют.

Чуры древних богов Руси

Из дерева и камня изготовлялись только изображения языческих богов и животных. Кроме фигурок идолов в обиходе были резные барельефы с жанровыми сценками. Светская и религиозная живопись тогда отсутствовала или за давностью лет никаких изображений на холсте не сохранилось.

Важно: Есть свидетельства, что после принятия христианства, новая религиозная власть безжалостно уничтожала памятники культуры и искусства, связанные с язычеством, поэтому так мало артефактов дошло до нашего времени.

Кроме резьбы по камню и дереву, мастера древнего Киева прекрасно владели техникой орнамента. Чаще всего для украшения посуды, конской упряжи и оружия использовались изображения зверей, птиц, цветов и листьев. На посуду они наносились цветными природными красками, а для украшения сбруи и оружия элементы декора чеканились из меди или серебра. Часто для украшения использовался символ солнца в виде диска с лучами.

Прикладное искусство киевской Руси

На искусство киевской Руси оказала большое влияние культура Византии. Несмотря на то, что славяне оставались язычниками, киевские мастера много позаимствовали у византийцев. Особенно это коснулось ювелирных изделий и ткацкого дела. Славянские мастера делали уникальные ювелирные изделия из серебра и золота, а дорогая одежда князей могла соперничать по красоте с парадными одеждами Византийских архонтов.

Прикладное искусство киевской Руси

В ювелирных изделиях киевской Руси встречаются как восточные мотивы, так и орнамент, свойственный народам севера. Восточный узор отличает плавность, округлость и мягкость линий, а жители севера предпочитают чёткий и угловатый геометрический рисунок. Это говорит о налаженных и обширных торговых связях.

Виды ювелирных украшений киевской Руси:

  • Подвески для головного убора (Височные кольца)
  • Колты
  • Шейные гривны
  • Серьги
  • Браслеты
  • Перстни

Кроме ювелирных изделий и образцов тканей до настоящего времени дошло большое количество детских игрушек. В основном это фигурки диких зверей и домашних животных вылепленные из глины, раскрашенные природными красками и обожжённые. Конечно вся мелкая пластика, выполненная из дерева, разрушилась со временем.

Дохристианская архитектура Киева

Основным строительным материалом в древней Руси было дерево. Лёгкий, по сравнению с камнем, и удобный в обработке материал обладал некоторыми негативными качествами. Дерево хорошо горело, подвергалось гниению и разрушению со временем. Поэтому ранние памятники древнерусской архитектуры утрачены безвозвратно, так как в процессе войн и вражеских набегов, славянские города горели десятки раз. Поскольку храмов, церквей и колоколен в языческом Киеве не строили, то самым выдающимся и красивым сооружением был дворец Великого Князя.

Дохристианская архитектура Киева

Это сооружение состояло из нескольких бревенчатых клетей или изб, которые соединялись переходами или сенями. Каждая клеть имела своё функциональное назначение. Центральное здание имело не менее трёх этажей. Первый ярус предназначался для дворовых людей князя, на втором этаже были горницы князя, а третий ярус назывался терем. Вокруг княжеского двора селились дружинники князя. Торговый люд и ремесленники жили каждый в своей слободе. Они так и назвались Гончарная, Кузнечная или Бондарная.

Одним из важнейших направлений в архитектуре киевской Руси являлось строительство оборонительных сооружений. Город обычно окружался бревенчатой стеной, на которой через равные расстояния находились башни, имеющие несколько ярусов. Стены могли быть двойными, с внутренними переходами, или одинарными, но с мостками для свободного перемещения воинов. Надёжнее были каменные стены, но их строительство было более сложным и работы продолжались долго. Кроме того не везде можно было найти пригодный для строительства камень.

Государство Древнерусское

Отдельным священным местом было капище языческих идолов. Там молились, приносили дары и закалывали жертвенных животных. Человеческие жертвоприношения практиковались на захваченных, в процессе войны, вражеских территориях.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Крещение Руси князем Владимиром, оказало огромное влияние на весь уклад жизни славян. В области культуры, искусства и архитектуры произошли большие изменения. Если в языческую эпоху для поклонения славянским богам было достаточно открытой поляны с идолами (капище) или места у священного дерева, то с приходом христианства всё изменилось. Для поклонения и молитвы новому Богу потребовались особые здания.

Крещение киевской Руси до христианства

Интересно: После принятия православной веры произошли изменения и в ювелирном деле. Важным элементом стал крест и небольшие образки святых, отчеканенные в металле.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Купол стал визуально опираться на арки, поэтому даже большие храмы выглядят воздушно. Лёгкость так же подчёркивается белым камнем сооружения. Крещение Руси началось с города Киева, поэтому первые культовые сооружения новой религии появились именно там, но православие стало быстро распространяться по Руси и скоро во многих городах появились храмы во славу Христа, Богородицы и Святых.

Важнейшие памятники древнерусского зодчества:

  • Черниговский Спасо-Преображенский собор
  • Киевский Собор Святой Софии
  • Новгородский Собор Святой Софии
  • Новгородский Георгиевский Собор
  • Владимирский Собор Успенья Богоматери

Спасо-Преображенский Собор в городе Чернигове единственный из храмов киевской Руси, который сохранился до настоящего времени в первозданном виде. Храм строили византийские мастера, поэтому при отделке внешних стен широко применяется традиционные греческий орнамент – меандр. Стены храма выполнены из тонкого цветного кирпича (плинфа) и имеют приятный розовый цвет.

Собор Святой Софии в Киеве считается шедевром древнеславянской архитектуры. Он строился по византийским канонам, но киевские мастера отошли от конструкции с одним куполом и, в первоначальном виде, у храма было 13 куполов. Потом их количество было уменьшено. Именно большое число куполов отличает славянские христианские храмы от византийских. Купол в православных храмах играл важную роль. Он являлся концентратором молитвенной энергии.

Собор Святой Софии в Новгороде мало похож на византийские храмы. В нём нет той лёгкости, которая отличает Собор Святой Софии в Киеве. Это собор- воин, собор-защитник. Он более основательный и тяжёлый, а купола выполнены в форме древнерусских шлемов. До начала XII века это был княжеский храм, а затем он стал символом нижегородского вече, символом свободы.

Собор Святой Софии в Новгороде

Георгиевский Собор в городе Новгороде начали строить по приказу великого князя Мстислава I Владимировича в 1119 году. Он стал главным храмом Юрьева монастыря. Храм назван в честь Святого Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых, на Руси, святых.

В связи с усилением влияния Ростовско-Суздальского княжества, стал активно застраиваться новый город Владимир. Там закладывается собор Успенья Богоматери, который, со временем, станет центром владимирской митрополии, которая будет самостоятельной и независимой от киевских светских и церковных властей.

Интересно: Внешние стены Успенского собора украшены барельефами с языческими персонажами. Это своеобразный символ неподчинения города Владимира центру православия, Киеву.

Изобразительное искусство киевской Руси

Основной темой изобразительного искусства киевской Руси были христианские сюжеты, поэтому светские темы в искусстве практически отсутствуют. Как только на Руси стали строить первые христианские храмы, возникла потребность в их внутренней отделке. Для этого использовалась две техники. Это фреска и мозаика.

Фреска это нанесение красочного изображения на сырую штукатурку. Для этого использовались водные растворы природных пигментов. В технике фрески расписывались стены и внутренние купола соборов. Кроме образа Христа Пантократора (Вседержителя) широко используется образ пресвятой Богородицы и святых, из которых самыми главными считались Святой Георгий и Архангел Михаил.

Святой Георгий и Архангел Михаил.

Часть помещений храма не являлась культовыми, поэтому их стены могли быть расписаны бытовыми сценками. Чаще всего использовались сцены охоты или игр. В одном из помещений Собора Святой Софии в Киеве сохранилось единственное бытовое изображение. Это портрет женщины из семьи великого князя.

Храмовая роспись плохо сохраняется и за сотни лет она почти вся исчезла. В большинстве соборов периода раннего христианства от фресок остались только цветные пятна на стенах. При мозаике, на ровной поверхности, закрепляются маленькие кусочки материала, разного цвета, которые образуют картину. Техника мозаики пришла в Византию из Греции и там достигла своего совершенства. Византия торговала с Сирией, а сирийские мастера научились, используя расплавленное стекло и окислы металлов получать уникальный по цвету материал смальту.

Интересно: Византийские мастера до предела уменьшили размер цветных стеклянных зёрен и научились изготовлять уникальные и очень красивые мозаичные миниатюры.

Русские мастера легко переняли всю византийскую технику, но лики святых, украшающие храмы, немного изменили. В Византии следовали греческим канонам иконографии, когда святые изображаются с жёсткими аскетичными лицами. Жизнелюбивым славянам это не очень понравилось, поэтому на стенах православных древнерусских храмов лики христианских праведников более жизненные и добрые.

Иконопись и книжная миниатюра

Вместе с православным христианством и культовой архитектурой в киевскую Русь пришло искусство иконописи. Иконы писались на загрунтованных деревянных досках красками на яичном желтке. Темы, композиция и цветовые сочетания регламентировались жёсткими канонами, не допускающими никаких отступлений. Категорически нельзя было изменить положение руки или поворот головы фигуры на иконе. Даже небольшие отклонения в цветовой гамме считались неприемлемыми.

Иконопись и книжная миниатюра

Но славянские мастера умели придавать самым канонизированным образам человеческие индивидуальные черты. Именно жизненности и одухотворённости не хватало на византийских иконах. Самые древние сохранившиеся образа относятся к периоду княжения Владимира Мономаха. Постепенно из византийской школы иконописи выросла уникальная славянская школа, а такие имена, как Дионисий, Феофан Грек и Андрей Рублёв известны во всё мире.

Кроме икон в богослужениях использовались церковные книги. Как правило, богослужебные тексты украшались изящными миниатюрами, а заглавные буквы оформлялись цветными виньетками. Славянские умельцы вписывали в эти виньетки не только узоры из цветов, листьев и злаков, но и почти запрещённые языческие символы. Чаще всего в книжных виньетках встречались мифические птицы Сирин и Алконост.

Развитие декоративного искусства

С принятием христианства в киевской Руси стало активно развиваться декоративно-прикладное искусство. Искусство киевской Руси как губка стало впитывать в себя византийскую культуру. Если у языческих славян украшение жилища, одежды и быта было достаточно скромным, то с приходом христианства активизировалось и стало популярным декоративно-прикладное искусство. Поделки из дерева, керамики, глины и металла имели не только функциональное назначение, но и служили для украшения жилища.

Птица Сирин из глины

Простая ювелирная техника отошла на задний план и при изготовлении украшений стали использоваться следующие приёмы:

  • Чернение серебра
  • Скань
  • Зернь
  • Перегородчатая эмаль

Белоглиняная керамика древней Руси

Особенно сложной является техника перегородчатой эмали. Эта техника зародилась в Византии, но мастера киевской Руси намного превзошли своих учителей. Шаг от язычества к православному христианству поднял славянскую культуру на новую, более высокую ступень развития.

Развитие живописи и архитектурного храмового стиля России берут своё начало в глубине веков. В 988 году Киевская Русь вместе с принятием христианства получила огромное культурное наследие Византийской Империи, сочетающей в себе черты сверкающей пышности Востока и аскетическую простоту Запада. В процессе синтеза этого многостороннего художественного стиля и специфического самобытного искусства сформировались архитектура и живопись Древней Руси.

живопись древней руси

Исторические предпосылки развития самобытного стиля архитектуры и живописи Древней Руси

Живопись Древней Руси как памятник дохристианской культуры неизвестна современным учёным, а скульптура этой эпохи представлена всего несколькими деревянными изваяниями идолов. Так же ситуация обстоит и с архитектурными памятниками дохристианской Руси, скорее всего, по причине того, что они были созданы из дерева и не сохранились на сегодняшний день.

Живопись на Руси начала переживать своё бурное развитие в 10 веке, когда после внедрения в использование на территории Руси славянской азбуки Кириллом и Мефодием стал возможен обмен опытом между русскими и византийскими мастерами, которых приглашал после 988 года в русские города князь Владимир.

В начале 11 века ситуация в политической и социальной сферах древнерусского государства сложилась таким образом, что языческая религиозная составляющая начала насильно выводиться правящим сословием из всех сфер общественной жизни. Таким образом, архитектура и живопись Древней Руси начали своё развитие именно из влившегося в эту среду византийского наследия.

Предпосылки развития стилевых особенностей архитектуры

Архитектура и живопись Древней Руси как целостный стилевой ансамбль появились под непосредственным влиянием архитектуры Византии, которая синтезировала формы античных храмовых построек, постепенно сформировав известный с 10 века тип крестово-купольного храма, сильно отличавшийся от раннехристианских базилик. Перенося купола на полукруглые жёсткие рёбра четырёхугольного основания храма, применяя новейшую разработанную "парусную" систему поддержки купола и облегчения его давления на стены, византийские архитекторы добились максимального расширения внутренного пространства храма и создали качественно новый тип христианской храмовой постройки.

Описанные выше особенности проектирования относятся к храмам, в основании которых лежит так называемый "греческий крест", представляющий собой пять квадратов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга.

Намного позже - в 19 веке - в России сформируется так называемый "псевдовизантийский" стиль храмовых построек, в которых купола приземистой формы расположены на низких барабанах, опоясанных оконной аркадой, а внутреннее пространство храма представляет единую площадь, не разделённую пилонами и крестовыми сводами.

архитектура и живопись древней руси

Предпосылки развития стилевых особенностей живописи

Живопись Древней Руси как самостоятельный тип художественного декорирования храмов оформилась после того, как на эту территорию после крещения Руси привезли свой иконописный опыт приглашённые византийские мастера. Поэтому многочисленные настенные росписи и фрески первых христианских храмов домонгольского периода неразличимы по русскому и византийскому происхождению.

В теоретическом плане прекрасно иллюстрирует иконопись, живопись Древней Руси Успенский Собор Киево-Печёрской Лавры, работы в котором принадлежат кисти византийских мастеров. Сам храм не сохранился, однако о его внутреннем декорировании известно по описанию, зафиксированном в 17 веке. Приглашённые иконописцы остались в монастыре и положили начало обучению своему ремеслу. Преподобные Алипий и Григорий были первыми русскими мастерами, вышедшими из этой иконописной школы.

Таким образом, искусство, иконопись, живопись Древней Руси ведёт свою теоретическую и методическую преемственность от древних знаний восточных мастеров.

Специфика архитектурно-строительного типа жилых и храмовых построек Древней Руси

Культура Древней Руси, живопись, иконопись и архитектура которой представляют собой единый ансамбль, мало затронула архитектуру общественных и жилых построек, которые продолжали выполняться либо типовыми теремными зданиями, либо крепостями. Византийские архитектурные нормы не предполагали какой-либо практической защиты комплекса зданий или каждого из них в отдельности от атак неприятеля. Искусство Древней Руси, живопись и архитектуру которого можно показать на примере псковских и тверских монастырских построек, ориентировано на их конструктивную защищенность, облегченность купольных частей здания с максимальньным утолщением несущих конструкций.

живопись на руси

Культовая древнерусская живопись

Культура Древней Руси, живопись которой прогрессировала под всесторонним влиянием византийского искусства, окончательно оформилась к концу 15 века, вобрав в себя все его самые яркие специфические качества и ассимилировавшись с самобытными художественными древнерусскими техниками. И хотя некоторые виды изобразительного искусства, такие как художественное шитье и резьба по дереву, были известны древнерусским мастерам, наиболее широкое распространение и развитие в лоне культового искусства они получили именно после прихода на Русь христианства.

Православная культура Древней Руси, живопись которой представлена не только храмовыми фресками и иконописью, но и лицевым шитьем и резьбой, отражающими символы веры и использовавшимися в быту мирскими людьми, оставила отпечаток на внутреннем убранстве зданий и декорировании их фасадных частей.

Разнообразие и состав красок

Монастыри и иконописные мастерские Древней Руси были местом сосредоточения научных достижений и экспериментов в области химии, так как в них вручную из различных ингридиентов изготавливались краски.

В миниатюрной живописи на пергаменте и иконописи мастера применяли преимущественно одни и те же краски. Ими являлись киноварь, лазурит, охра, свинцовые белила и другие. Таким образом верной своим практическим навыкам осталась живопись Древней Руси: древняя живопись Византии не смогла полностью заместить местные способы получения красок.

Однако в каждой конкретной технике живописи были и есть свои излюбленные приёмы и методы - как изготовления самой краски, так и способов её нанесения на поверхность.

культура древней руси живопись

Согласно новогородскому иконописному подлиннику 16 века, наибольшим предпочтением у мастеров пользовались киновари, лазори, белила, празелень. В подлиннике также впервые появились названия этих цветов - жёлтая, красная, чёрная, зелёная.

Белила, как самая популярная краска, чаще всего употреблялась в колористических смесях, служила для нанесения пробелов и "разбеливания" других красок. Белила изготавливались в Кашине, Вологде, Ярославле. Метод их изготовления заключался в окислении свинцовых полосок уксусной кислотой с дальнейшей промывкой получившегося белого колера.

Основным компонентом "лицевого письма" в иконописи по сей день является охра.

Живопись Древней Руси, также как и её византийский эталон, предполагала использование разнообразного колористического материала в написании святых обликов.

Одной из основных широкоиспользуемых красок была киноварь - сернистый сульфид ртути. Киноварь добывалась на известнейшем в Европе русском Никитинском месторождении. Изготовление краски происходило в процессе растирания киновари с водой, с последующим растворением в ней сопутствующего в руде колчедана и пирита. Киноварь могла быть заменена более дешёвым суриком, получаемым путём обжига свинцовых белил.

Лазорь, как и белила, предназначалась для написания пробелов и получения тонов других цветов. В прошлом основным источником лазурита были месторождения Афганистана. Однако с 16 века появилось большое количество способов получения синего пигмента из ляпис-лазури.

Наряду с этими основными красками, в русской иконописи использовались бакан, червлень, празелень, зелень, ярь-медянка, крутик ("синило"), голубец, санкирь (коричневатые тона), багор, рефть, дичь. Терминология древнего живописца обозначала все краски различными словами.

Художественная манера древнерусской иконописи

В каждом территориально-целостном государственном объединении происходит определённая консолидация художественно-эстетических норм, которые в дальнейшем утрачивают некоторую связь с эталонным образцом. Такой обособленной и саморазвивающейся сферой национально-культурного проявления является и живопись Древней руси. Древняя живопись больше других областей искусства подвержена техническому и визуальному изменению, поэтому отдельно стоит сказать об её особенностях, тесно связанных с архитектурой и методами письма.

Монгольское нашествие разрушило большую часть иконописных и фресковых памятников Древней Руси, подорвав и приостановив процесс написания новых произведений. Однако определённую картину прошлого возможно восстановить по сохранившимся документам и скудным археологическим памятникам.

живопись древней руси кратко

Из них известно, что в эпоху домонгольского нашествия монументальная живопись Древней Руси оказывала значительное влияние на иконопись своими техническими приёмами - лаконичностью композиционного построения и сумрачным сдержанным колоритом - однако уже к 13 веку этот колорит начинает сменяться яркими тёплыми цветами. Таким образом, византийская техника иконописи к 13 веку проходит процесс преломления и ассимиляции с такими древнерусскими национальными художественными приёмами, как свежесть и яркость цветовой гаммы, ритмический композиционный строй и непосредственность цветового выражения.

В эту эпоху трудятся самые известные мастера, донёсшие до современности живопись Древней Руси - кратко этот список можно представить митрополитом Московским Петром, архиепископом Ростовским Феодором, преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

Особенности древнерусской фресковой живописи

Фресковая живопись на Руси не существовала до прихода христианства и была полностью заимствована из византийской культуры, в процессе ассимиляции и развития несколько видоизменив имеющиеся византийские приёмы и техники.

Для начала стоит сказать, что культура Древней Руси, живопись которой до того существовала в виде мозаики, видоизменила использование штукатурных подготовительных материалов, применяя подмозаичное известняковое основание под фреску, и к концу 14 века произошёл переход от древних византийских техник письма и изготовления материалов - к новым исконно русским приёмам фресковой живописи.

Среди в корне изменившихся процессов изготовления оснований и красок можно выделить появление штукатурки, созданной исключительно на основе чистого известняка, прежде разбавляемой для прочности кварцевым песком и мраморной крошкой. В случае русской живописи штукатурное фресковое основание - левкас - изготавливалось путём длительного выдерживания извести в смеси с растительными маслами и клеем.

монументальная живопись древней руси

Древнерусское лицевое шитьё

После 988 года, с приходом византийскийх традиций в живопись Древней Руси, древняя живопись получила широкое распространение в области культовой обрядовой области, особенно в лицевом шитье.

Немало этому способствовали царицыны мастерские, функционировавшие под покровительством великих княгинь Софьи Палеолога, Соломонии Сабуровой, цариц Анастасии Романовой и Ирины Годуновой.

Лицевое шитьё как религиозная живопись Древней Руси имеет очень много общих композиционных и графических черт с иконой. Однако лицевое шитьё - это коллективный труд, с чётким распределением ролей создателей. Иконописец изображал на полотне лик, надписи и фрагменты одежды, травник - растения. Задний фон вышивался нейтральным цветом; лицо и руки - шёлковыми нитями телесных тонов, в том числе, стяжки располагались по линиям вдоль контуров лица; одежда и окружающие предметы вышивались либо золотыми и серебряными нитями, либо разноцветным шёлком.

Для большей прочности под вышиваемое полотно подкладывался холст или сукно, под которое крепилась вторая подкладка из мягкой ткани.

Особенно сложной являлась двухстороння вышивка на хоругви и знамёна. В этом случае шёлковые и золотые нити протыкались насквозь.

Лицевая вышивка имеет обширное применение - большие пелёна и воздухи украшали храм, подкладывались под иконы, застилали алтарь, применялись на знамёнах. Во многих случаях полотна с ликами святых крепились на ворота храма или дворца, а также внутри приёмных залов.

живопись древней руси древняя живопись

Территориальная вариативность древнерусского искусства

Культура Древней руси - живопись, иконопись, архитектура - имеет некоторую территориальную вариантивность, затрагивающую как декорированность храмов, так и архитектурно-строительные особенности зданий.

Например, искусство Древней Руси, живопись которой подразумевает использование в качестве украшений внутреннего убранства храмов либо мозаики, либо фрески, прекрасно раскрывается на примере собора Софии Киевской. Здесь наблюдается свободное сочетание и мозаичной, и фресковой живописи, при обследовании храма выявилось два слоя грунта. В церкви Преображения села Большие Вяземы все штукатурные основания выполнены из чистой извести без наполнителей. А в Спасском соборе Спасо-Андрониевского монастыря в качестве связующего звена штукатурного левкаса выявлен кровяной альбумин.

Таким образом, можно заключить, что особенность и неповторимость древнерусского искусства заключается в его территориальной ориентированности и индивидуально-личностных предпочтениях и умениях русских художников передавать цвет и характер идеи согласно его национальным нормам.

Читайте также: