Французское просвещение дидро кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дени Дидро (1713-1784) — один из самых значительных французских материалистов XVIII века. Век. Как и все представители этого движения, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в интерпретации общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от материи, мир — познаваемым, и решительно отвергал религию.

Скажите: образование значит очень много.

Он говорит: организация ничего не значит.

Скажите: Организация означает меньше, чем принято считать….

Он говорит: Образование — единственный источник различий между людьми.

Признавая, что многого можно добиться с помощью образования, Дидро также указывал на важность физической организации человека, его анатомо-физиологических особенностей, в формировании человека. Он также не соглашался с позицией Гельвеция, согласно которой мышление можно свести к способности чувствовать. Умственные операции, по мнению Дидро, зависят от определенного состояния и организации мозга. Люди, по его словам, имеют различные природные факторы и характеристики, и природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают к развитию их природных задатков, но их проявление полностью зависит от социальных причин, включая образование. Дидро справедливо полагал, что учитель может добиться больших успехов, стараясь развить врожденные положительные наклонности ребенка и подавить плохие. Призыв Дидро учитывать природные особенности ребенка, развивать его индивидуальность, заслуживает положительной оценки.

Дени Дидро и его философия - Педагогические идеи Дени Дидро

Философия французского Просвещения 18 века её характерные черты

В 18 веке центр европейской философии переместился во Францию. Просвещение было движением прогрессивной общественной мысли в период становления капиталистических отношений. Просвещение выражало мировоззрение прогрессивной буржуазии и активно способствовало идеологическому обоснованию буржуазных революций.

В основе философии Просвещения лежал культ человеческого духа, мнение, что он является самым важным инструментом для изменения общества на гуманистической основе.

Философия эпохи Просвещения опиралась на достижения естественных наук: Биология, физика, медицина — которые стали научной основой для раскрытия природы и сущности человека.

Религия и церковь воспринимались мыслителями эпохи Просвещения как основные препятствия на пути общественного прогресса. Что касается религии, то Просвещение развивало 2 основных идеологических течения: Деизм — течение, признающее идею сотворения мира Богом, который затем не вмешивается в процессы, происходящие в мире (Вольтер, Руссо); Атеизм — течение, отрицающее существование Бога (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). Французские мыслители эпохи Просвещения пытались ответить на вопрос о происхождении религии с материалистической точки зрения. Они видели их истоки в невежестве народа, его страхе перед стихиями природы и в корыстных интересах духовенства. Отсюда вывод: раз невежество породило богов, то наука их уничтожит.

Мыслители эпохи Просвещения развивали материалистические взгляды на природу и человека. Человек рассматривался как рациональное существо, представляющее собой единство природного и социального. Чтобы обрести счастье для отдельного человека, считали мыслители эпохи Просвещения, необходимо изменить общество в соответствии с принципами социальной справедливости и законности. Они отводили философии главную роль.

Наиболее яркими представителями французской философии эпохи Просвещения были Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жюльен Ламетри, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Поль-Анри Гольбах. Философские произведения этого периода писались не в форме трактатов, а в виде энциклопедий, словарей, полемических статей, художественной литературы.

Основные направления философии французского Просвещения:

учение о природе и материальном единстве мира;

учение о человеке и проблема сознания;

Французский материализм этого периода представлен в механистической форме. Механика оставалась основой мировоззрения, а ее законы принимались как универсальные. В рамках механистического мировоззрения французские материалисты разработали учение о природе, человеке и обществе.

Французский материализм 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах.

В XVIII. В XVIII веке во Франции материализм в философии получил широкое распространение и новое развитие. Это было связано с быстрым развитием естественных наук и интеллектуальной ситуации в целом, которая была направлена на освобождение человеческого разума от религиозных догм и спекулятивных рассуждений.

Французские материалисты были последовательными, активными борцами против религии, и их атеистическое мировоззрение оказало большое влияние не только на их современников, но и на последующие поколения.

Философы-материалисты пытались доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс духовенством. Священники не заботятся о просвещении народа, писали они, и чем менее просвещены массы, тем легче их обмануть.

В. Ленин высоко ценил атеистов восемнадцатого века, поскольку они талантливо, остроумно и откровенно нападали на религию и пап. Но они не понимали социальной природы религии и не могли указать правильные пути борьбы с ней. Французские материалисты верили, что Просвещение устранит все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, помогают им познать законы природы, что должно заставить их отказаться от религии.

Религия нужна феодальному правительству, чтобы легче управлять народом, но правительство, которое справедливо, просвещено и добродетельно, не будет нуждаться в ложных баснях. Поэтому священнослужителям не следует разрешать руководить школами, в школах не должно быть религиозного обучения, необходимо вводить такие предметы, которые привели бы учеников к познанию законов природы. Целесообразно ввести предмет, который бы преподавал основы моральных норм поведения в новом обществе; таким предметом должен быть курс нравственности.

Согласно учению французских материалистов, в мире существует только материя, находящаяся в постоянном движении; материя — это физическая реальность. Они признавали универсальное взаимодействие в природе и движение как естественное свойство материи.

Французские материалисты признавали отправной точкой познания ощущения, получаемые из внешнего мира. По выражению Дидро, человек подобен музыкальному инструменту, клавишами которого являются органы чувств: Когда природа нажимает на них, инструмент издает звуки — у человека есть ощущения и понятия.

Наибольшее значение имели просветительские взгляды французских материалистов Гельвеция, Дидро и Гольбаха.

Философия француского просвещения XVIII века

В девятнадцатом веке на смену Новому веку пришел так называемый век Просвещения. Такое название философия получила потому, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи зарождающейся буржуазии и, наконец, идеологически подготовили Французскую революцию 1789-1794 годов. Родиной Просвещения была Англия, затем Франция, Германия и Россия.

В этот период в центре всех философских школ, систем, течений находится активный субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим сознанием. Разум выступает как предпосылка веры в целесообразность, смысл общественного развития и объективный, закономерный характер общественного развития, которое подчинено логической схеме.

Однако при наличии общих позиций в учениях различных философских школ и направлений, существовали и различия. Хотя философы этого периода представляли мир как рационалистическую систему с ее законами природы, самопорядком и самовоспроизводством, в конкретной интерпретации этого миропорядка у них были разные подходы. В результате выделяются два подхода:

Деизм — направление в философии, сторонники которого признают существование Бога только как первопричины всего сущего, но отвергают его последующее влияние на окружающий мир, человека и ход истории. Сторонники деизма отвергали идею личного Бога; отвергали пантеизм; представители: М.Ф.А. Вольтер, Шарль Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э.Б. де Кондильяк;

Атеистическо-материалистическое направление.Сторонники этого течения отвергали идею существования Бога в любой форме, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мельес, Ламетри, Д. Дидро, Гельвеций, П. Гольбах.

Детство и юношество Дени Дидро

Поздний великий мыслитель родился в Шампани, в Лангре, на северо-востоке Франции. Сам Дидро шутил, что унаследовал от своей родины необычайную впечатлительность для всех направлений. Действительно, впечатлительность Дидро была поразительной. Но правильнее было бы сказать, что его ум был похож на знаменитый напиток его родины, шампанское — такой он всегда искрящийся, игривый и пенистый.

Безусловно, наибольший интерес представляют второй и третий периоды; первый, его юность, рассматривается для того, чтобы понять, что именно повлияло на деятельность Дени Дидро. Последние годы жизни Дидро можно назвать бесцветными, как в плане биографических данных, так и в плане идей. Хотя есть некоторые факты, которые лучше раскрывают личность Дидро. Его перчинкам принадлежат такие произведения, как,

Детство и юность Дени Дидро

Так, 5 октября 1723 года в книге коммуны Сен-Пьер записано, что в семье Дидье Дидро, мастера-ножовщика, и его законной жены Анжелики родился второй сын, Дени. Семья Дидро не принадлежала к первым двум сословиям — духовенству и дворянству, но в то же время отец Дени был одним из представителей мелкой городской буржуазии, составлявшей третье сословие. Богатство уже не было, как раньше, привилегией первых двух. Богатый человек мог стать буржуазией, даже если он не был ни обладателем титула, ни владельцем мануфактур. Семью Дидро, по крайней мере, можно причислить к богатым. И здесь кроется большая заслуга самого мэтра Дидро.

Отец Дидро был здоровым, активным, энергичным человеком. Он унаследовал свою профессию: семья Дидро всегда занималась изготовлением ножей, ножниц и подобных инструментов. В Лангре с XIII века работают мастера-ножовщики. У каждой семьи была своя печать или фирменный знак, эмблема: большая корона, голова оленя, имя Иисуса, царский посох. Фамильной печатью Дидро была наковальня с двумя скрещенными молотами, розой и жемчужиной на ней. Можно ли подобрать более подходящую эмблему для того, кто ударил молотом своих речей и трудов по наковальне народного негодования, насадил красоту настоящую и совершенную, как роза, и стал жемчужиной Франции и всего человечества!

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

  • в области онтологии разрабатывает учение о том, что все есть материя в движении
  • гносеологический подход основан на единстве разума и чувств в процессе познания
  • в отношении к религии прошел путь от деизма до атеизма

Основные философские труды Дени Дидро

Мир есть материя в движении

Если на ранних этапах своего творчества Дидро стоит на позициях деизма, находясь под сильным влиянием теории Ньютона, то в более поздних произведениях его взгляды трансформируются в сторону материализма и атеизма.

Атеизм и нравственность в философии Дидро

Основные идеи Дени Дидро, философия просвещения в истории – кратко в таблице для 7-8 класса

Видным представителем французской философии периода Просвещения стал Дени Дидро. Он родился в 1713 году, а умер в 1784, незадолго до Великой французской революции. Основные идеи Дени Дидро связаны с критикой феодальных пережитков, а также с материализмом и светским гуманизмом, с идеями личных свобод граждан и государственной власти как общественного договора.

Мировоззрение философа

Дени Дидро отрицал дуалистическое учение суть которого заключается в раздвоении духовного и материального начал.

Основные идеи Дени Дидро, философия просвещения в истории – кратко в таблице для 7-8 класса

Рис. 1. Дени Дидро.

Он полагал, что существует материя, и она обладает чувствительностью, а следовательно, различные сложные явления представляют собой результат активности её частиц. По его мнению, человек представляет из себя исключительно продукт воспитания. Каждое действие индивидуума является одним из актов в порядке, где каждый из них неизбежен.

Философ относил себя к деистам, то есть религиозно-философскому учению, суть которого сводится в признании Бога и факту сотворения им жизни, но при этом его сторонники отрицают большинство сверхъестественных явлений.

Основные идеи Дени Дидро, философия просвещения в истории – кратко в таблице для 7-8 класса

Рис. 2. Деизм.

Политические симпатии Дидро относились к теории о просвещённом абсолютизме. Этот период в истории монархии можно рассматривать как переходный между сословно-представительной и конституционной. Он появляется на этапе становления рыночных отношений и отмирании феодальных пережитков. Как и Вольтер, идеальным государственным строем он считал монархию, а народным массам не доверял из-за неспособности её представителей разбираться в вопросах нравственности политики.

Деятельность просветителя

В деле образования у философа основные идеи кратко сводились к тому, что гении и таланты есть среди представителей всех сословий. Учёные могут выйти не только из стен дворцов, но и из среды простого народа. Некоторые идеи Дидро не встретили понимания благосклонной к нему императрицы Екатерины II. Например, про уничтожение придворной роскоши и введение всеобщего бесплатного обучения.

Основные идеи Дени Дидро кратко можно представить в таблице:

Основные идеи Дени Дидро, философия просвещения в истории – кратко в таблице для 7-8 класса

Рис. 3. Энциклопедия Дидро.

Всемирная история Битва при Суассоне – кратко о сражении при участии короля Хлодвига в 486 году, участники, итоги

Всемирная история Изобретение бумаги в Древнем Китае – когда и как изобрели первую бумагу, исторические факты кратко Цай Лунь (5 класс)


Французский философ Дени Дидро. Цитаты, афоризмы и мудрые высказывания.

Дени Дидро — биография

Ранние годы

Будущий философ родился 5 октября 1713 года во французской провинции Шампань. О матери Дени информация почти не сохранилась, а вот отец часто фигурирует в воспоминаниях писателя. Дидье Дидро занимался ремеслом по изготовлению ножей и ножниц, но с виду на деревенского мастера похож не был. Он был скромным, воспитанным, и склонным к самообразованию человеком. В людях ценил порядочность, семейственность и трудолюбие.

Дидро-старший произвел на свет пятерых детей, троим из них удалось дожить до совершеннолетия. Своих домочадцев мужчина любил развлекать удивительными историями, послушать которые собирались не только члены семьи, но и соседи. Дар рассказчика и склонность к сочинительству передались и его сыну, ставшему впоследствии гениальным литератором.

Дени Дидро

Отец мечтал, чтобы во взрослой жизни его сыновья стали достойными людьми и сделали успешную карьеру. Будучи человеком среднего достатка, Дидье постарался дать мальчикам хорошее образование. В 1723 году Дени и его младший брат отправились в колледж Лангра, где преподавали иезуиты. Старший отпрыск сразу же невзлюбил учебное заведение и начал просить отца забрать его домой. Младший же, напротив, быстро привык и попал под влияние преподавателей-католиков.

Дидро-старший изо всех сил пытался отговорить сына бросать учебу, но тот продолжал упрямиться. В итоге родитель забрал мальчика, но с условием, что отныне тот будет работать подмастерьем ножовщика. Это было своего рода трудовым наказанием за пренебрежение к образованию.

Когда подросток принялся за дело, стало ясно – работник из него никакой. Все, за что бы он ни брался, выходило криво. Юноша пытался подражать отцу, который ловко управлялся с инструментами, но ничего не получалось. В итоге он хорошенько подумал и заявил родителю, что уж лучше продолжит учиться.

Каким-то образом Дидро-старший узнал об этих планах. Когда настал час побега, он поймал сына и спросил, куда тот направляется. Подростку пришлось рассказать о том, что он собирается уехать с иезуитами в Париж, где, по их словам, его ждало великое будущее.

Дидье отменять поездку не стал, но в столицу отправился вместе с сыном. Прибыв на дилижансе в главный город страны, отец с сыном направились не в иезуитское училище, а в адвокатский колледж. На некоторое время мужчине пришлось забросить дела в мастерской, чтобы проконтролировать, как юноша обустроился на новом месте. Лишь убедившись, что отпрыск попал в хороший коллектив, Дидье Дидро вернулся домой.

Вступление во взрослую жизнь

Колледж будущий писатель окончил в 1732-м, после чего настал момент выбора места работы. Отец видел сына успешным адвокатом, поэтому сразу же после выпускных экзаменов устроил его в канцелярию столичной адвокатуры. Вместо того, чтобы перебирать юридические документы, молодой человек принялся изучать иностранные языки и математику, которая давно вызывала у него неподдельный интерес.

Дени Дидро

Руководству такое положение вещей, разумеется, не нравилось. Начальник неоднократно жаловался родителю подчиненного на беспечное поведение его сына. Вместе они пытались образумить юношу и убедить, что каждому человеку в жизни необходима достойная профессия. На все наставления Дени неизменно отвечал, что он увлекается наукой, а профессия его совершенно не интересует.

В конце концов парня уволили, что привело его отца в неописуемую ярость. Будучи сам целеустремленным, добропорядочным гражданином, он не мог понять поведения своего наследника. В результате Дидро-старший лишил Дени всякой финансовой поддержки и отпустил восвояси. Так молодой человек оказался на улице без каких-либо средств к существованию.

Чтобы свести концы с концами, несостоявшийся адвокат начал подрабатывать репетитором, что приносило скудный и нестабильный доход. У Дидро был своеобразный подход к преподаванию: он мог совершенно бесплатно обучать талантливых детей из бедных семей, и отказывать в уроках богатеньким, но бездарным ученикам. Из-за такого отношения к репетиторству юноша часто оставался голодным.

Дени Дидро

Читайте также: