Преимущества и недостатки катамарана кратко

Обновлено: 05.07.2024

​Для чего подходит катамаран

Катамараны представляют собой прекрасную возможность отдыха на спокойной воде — летом, если волн практически нет, а ветер бывает редко и не сильный. У катамаранов есть, конечно, свои достоинства:

  • Просторный салон, обычно значительно шире, чем у яхты соответствующего размера.
  • Удобная сетка в носовой части между двумя поплавками, на которой можно загорать.
  • Высокая скорость передвижения, но исключительно в направлении ветра.

На этом достоинства катамарана заканчиваются, и начинаются дополнительные издержки и значительные неудобства.

​Недостатки катамарана

Теперь рассмотрим недостатки.

  • Прежде всего, катамараны стоят значительно дороже, чем монохулы, если сравнивать суда одинакового размера. И это не удивительно, потому что на самом деле, катамаран — фактически не одна, а две лодки, соединенные между собой. К сожалению, далеко не всегда самые лучшие.
  • Цена стоянки катамарана значительно выше. Владельцу такой лодки придется заплатить, как правило, в полтора раза больше, чем за аналогичную по длине яхту, вне зависимости от того, идет ли речь об одной ночи, проведенной в марине, или о годовом контракте для того, чтобы поставить судно на зиму. Чтобы убедиться в этом, можно зайти на сайт любого порта для яхт и сравнить тарифы. Чаще всего стоимость для катамарана рассчитывается с коэффициентом полтора. И это справедливо — места он занимает значительно больше.
  • Повышенная стоимость стоянки поднимает также и аппетиты обслуживающего персонала, механиков, электриков, и прочее. Обычно, если не делать все самостоятельно, платить придется больше абсолютно за все.
  • Два двигателя всегда лучше, чем один, это повышает шансы вернуться обратно в случае поломки. Но вряд ли такой подход справедлив к катамарану: на самом деле, придется обслуживать два дизеля, но если перестанет работать один из них, то двигаться получится только по кругу, размахивая руками и подавая сигнал бедствия.
  • Катамараны хотя и быстрее монохулов, но только на попутном ветре. Острыми углами они практически вообще идти не могут. Надежда только на достаточно дорогой дизель.
  • Морская болезнь, как ни странно, на катамаране случается значительно чаще. Видимо, это происходит из-за специфической качки. По крайней мере, волны на катамаране ощущаются значительно сильнее, чем на традиционной яхте, которую удерживает в горизонтальном положении киль в несколько тон под днищем.

Еще один пункт я не стану выносить как бесспорный, но предлагаю самостоятельно оценить эту информацию. Считается, что катамараны менее устойчивы. Причем при определенных обстоятельствах они переворачиваются не набок, как многим могло бы показаться, а кувырком через нос.

В интернете можно, если поискать, найти массу фотографий перевернутых двухкорпусных лодок. Но за что купил, за то и продал, я сам на катамаранах не переворачивался, поэтому утверждать не буду. Хотя вопрос безопасности исследовать надо, если яхта приобретается не для экстрима в своем мужском кругу, а для семьи.

Косвенно мою мысль о возможности переворота подтверждает вот что. Не случайно на катамаранах всегда есть специальные окошки снизу. Нет, они не для того, чтобы счастливые путешественники могли на ходу полюбоваться плеском воды. Это аварийные выходы, предназначенные для того, чтобы можно было выбраться, если катамаран перевернется.

​Мифы о катамаранах

Считается, что катамараны — просторные лодки, на которых удобно проводить время. Но так ли это на самом деле? В действительности, все зависит от размера. Типичный катамаран представляет собой два поплавка. Ни о каком просторе в каютах в этих поплавках говорить не приходится. Как правило, они и небольшие, и узкие.

Единственное место, где кажется, вполне комфортно — это в средней части, представляющей собой действительно большое пространство, где объединено все. И салон, который моряки называют кают-кампанией. И кухня здесь же, которая камбуз. И даже иногда рулевая рубка, если лодкой можно управлять не только из кокпита, но и изнутри. Этакий аналог квартиры-студии, где все вместе.

Далеко за примером ходить не будем, у меня лодка длиннее, 18,13 метров. Так вот у нее ширина 4.80 метров, намного ли это меньше, чем на катамаране? Но при этом есть удобная мастер каюта в корме и полноценные каюты впереди. И да, камбуз в стороне, в проходе, а не занимает часть салона. Также, как и рулевая рубка.

Справедливости ради надо сравнивать равные лодки хотя бы по цене стоянок. При общепринятом коэффициенте в 1.5, правильно было бы, с моей точки зрения, сопоставлять катамаран длиной в 40 футов с яхтой в 60 футов. И вдруг вот при таком правильном сравнении окажется, что хорошая яхта — окажется и дешевле при покупке, и выгоднее в эксплуатации, и удобнее для жизни, чем катамаран соответствующих масштабов.

​Для чего подходят катамараны

В определенной степени катамаран понятнее для людей, привыкших жить на берегу. Он больше похож на загородный дом или дачу. И это правда, если кто-то планирует провести неделю отпуска на спокойной воде, с переходами из одного прибрежного ресторанчика в другой, летом, когда ветра практически нет, шторма бывают редко, и их можно переждать в безопасной марине, то катамаран — нормальный выбор сухопутного человека.

Однако для тех, кто действительно интересуется яхтингом и морем, выбор, на мой взгляд, очевиден — это монохул. Именно на однокорпусных судах наши предшественники открывали острова и целые континенты, пересекали неизведанные океаны. И не случайно. Традиционная яхта для дальних походов - это выбор настоящих моряков, путешественников, исследователей.

А посидеть в пластмассовом тазике, пусть и довольно большом, куда ваша корма поместится, вполне можно и дома.


Катамаран — это судно, которое состоит из двух параллельно расположенных корпусов, связанных между собой общим палубным или ферменным мостом. Конструктивно парусные катамараны представляют собой беспалубную устойчивую конструкцию, в которой корпуса соединяются между собой балками. Расстояние между балками закрывается сеткой, по которой перемещаются члены экипажа. В связи с неудобством передвижения раньше катамараны были не очень обитаемы, а использовались в основном для участия в соревнованиях.

Конструкция

Суда, состоящие из двух корпусов, соединены между собой палубным или ферменным мостом.

Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция — корпуса соединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которой передвигаются члены экипажа. Подобное решение существенно ограничивает условия обитаемости, но с этим мирятся на небольших судах, предназначенных для участия в соревнованиях.

Разновидности

  • Глиссирующий корпус;
  • Полуводоизмещающий корпус;
  • Водоизмещающий корпус.[2]
  • Судно с малой площадью сечения по ватерлинии (SWATH).






Примечания

  1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998.
  2. Древний ВостокЕгипетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская бирема
    Древняя ГрецияГексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • Эннера
    Древний РимАктуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • Унирема
    Средние века и эпоха великих географических открытий
    Средиземное мореБарбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Каторга • Неф • Чайка
    Северная ЕвропаГукор • Драккар • Кнорр • Когг • Струг • Ладья • Фламандская каракка • Шнека
    Ближний ВостокБум • Гей-бао • Зарука • Доу
    Новый СветКаяк • Пирога
    Дальний ВостокГуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • Проа
    Век паруса
    Линия баталииЛинейный корабль • Фрегат
    ВспомогательныеБомбардирский корабль • Бомбардирский катер • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот • Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • Яхта
    Парусно-гребныеАкат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Кирлангич • Кочерма • Лансон • Пинас • Пинк • Скампавея • Турума • Шебека • Шкут
    Торговые и грузовые судаАак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Байдак • Бригантина • Билландер • Габара • Галеон • Йект • Карбас • Коф • Коч • Краер • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Требака • Тьялк • Фелука • Флейт • Чектырме • Шаланда • Шмак • Шхуна
    ПромысловыеГукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Рыбница • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна
    Век пара
    ПарусныеБостонский китобоец • Винджаммер • Клипер • Лорча (Бедар • Пинас)
    Парусно-паровыеБроненосец • Клипер • Пароходофрегат
    ПромысловыеКитобойное судно
    Новейшее время
    Яхты и прочиеКрейсерская яхта • Катамаран • Тримаран • Пентамаран • Дайнариг


Преимущества и недостатки

Преимущества[3]
К преимуществам катамаранов относят большую площадь палубного пространства, большую начальную остойчивость, меньшую амплитуду качки, возможность иметь большие удлинения корпусов, что обеспечивает большую скорость хода. Катамаранная схема даёт возможность разнести силовую установку, что повышает её надёжность от механических повреждений.

  • Большая площадь палубы[4].
  • При меньшем водоизмещении — способность нести бо́льшую парусность при небольших
    углах крена.
  • Меньший (на несколько процентов), по сравнению с однокорпусным судном, уровень качки при волнении[5].
  • В отличие от положения палубы однокорпусного судна, палуба катамарана остаётся параллельной поверхности воды на всех скоростях, позволяя сохранять необходимый обзор и способствуя более эффективной экономии топлива.
  • Катамараны легче в управлении и более манёвренны, чем однокорпусники.

Недостатки
Большая площадь смоченной поверхности делает катамараны неэффективными на малых скоростях, использование двух корпусов и соединительного моста требует большего расхода металла при постройке.

  • Соединительный мост при сильной качке подвергается сильной нагрузке (тем не менее, эта проблема, которая являлась на протяжении долгого времени основной, сегодня может разрешиться за счёт использования современных прочных материалов).
  • Повышенная масса корпусных конструкций на тонну водоизмещения.
  • Увеличенная смоченная поверхность и вязкостное сопротивление (в связи с этим — малоэффективны на небольших скоростях).
  • Резкое снижение остойчивости, при увеличении крена до некоторого угла, что приводит к риску опрокидывания (при крене, достигающем угла опрокидывания, происходит быстрый переход восстанавливающего момента в опрокидывающий, так как центр тяжести поднимается намного выше центра сил плавучести).[6].
  • Увеличенная габаритная ширина.
  • Многокорпусные корабли не приспособлены к действиям во льду.





История



Полинезийский катамаран
Данный тип судна известен с древних времён и наибольшее распространение получил у народов Океании. По данным этнографии и археологии, катамаран, подобный тому, что продолжает использоваться в Полинезии, был основным средством расселения её народов уже ко 2 тысячелетию до н. э.[7]

В Европе соединённые вместе суда, к примеру, использовались римлянами при осаде Сиракуз, на них располагались штурмовые лестницы.

Однако в целом катамараны не получили распространения в судостроении ввиду сложности постройки и проблем с обеспечением прочности соединительного моста, который подвергается большим нагрузкам при качке, что делает использование катамаранов более привлекательным на внутренних водных путях. Внедрение металла в качестве материала корпуса и новых, более эффективных, методов постройки корпусов позволили по-иному оценить перспективы катамаранов, и они стали получать всё большее распространение.



Очень много места



Катамараны в наши дни



Скоростной паром фирмы Speed Ferries в порту Дувра
Катамараны уже достаточно активно используются в качестве пассажирских судов в закрытых морях на не очень больших расстояниях (например, на Средиземном море). Здесь они становятся конкурентом авиации.[8]

В последние годы появились так называемые яхты-катамараны из алюминия, морской стали и композитных материалов. Данные катамараны делят на две категории — серийные и в единственном экземпляре, так называемые супер- и мегакатамараны, которые строят по индивидуальным решениям и с полной индивидуальной комплектацией, что позволяет отнести их к категории люкс. Большинство яхт-катамаранов являются парусно-моторными, что способствует защите окружающей среды и экономии энергии.



HSV-1
Joint Venture
, большой опытный, скоростной военный катамаран постройки Incat.



Гоночная моторная лодка-катамаран (Гран-при США, 2006)

В водно-моторном спорте катамаранная форма также является наиболее распространённой, позволяя создавать высокоскоростные лодки, развивающие скорости до 250 км/ч и выше, как например катера водномоторной Формулы 1, или морские катера Класса 1. Так называемая туннельная катамаранная схема позволяет реализовать принцип динамической воздушной подушки, весьма существенный на таких скоростях — соединительному мосту придаётся аэродинамический крыльевой профиль, создающий под днищем повышенное давление и подъёмную силу, которая увеличивается тем, что воздух дополнительно запирается с боков корпусами, снизу водной поверхностью, а спереди — набегающим воздушным потоком. Образующаяся воздушная подушка позволяет поднимать корпуса из воды, уменьшая сопротивление, так что катера касаются воды лишь винтами и задними концами поплавков.












Отсутствие крена

Главное отличие катамарана от монокорпусной яхты — отсутствие крена! Хотя, если быть точным, то в определенных условиях обычный круизный катамаран тоже может ходить с креном, угол которого, впрочем, в несколько раз меньше тех 30°-45°, на которые способна монокорпусная лодка. Отсутствие крена способствует:

  • Отсутствию усталости. Кто-бы что не говорил, но когда Вам на ходу необходимо все время компенсировать крен — это утомительно. Ваши мышцы все время находятся в тонусе, так как положение помещения, в котором Вы находитесь, под острым углом к нормальному с точки зрения Вашего вестибулярного аппарата положению Вашего тела является редким и непривычным.
  • Бытовому комфорту. Без крена Вам гораздо удобнее заниматься своими привычными делами: читать, готовить еду, спать, наводить порядок… управлять катамараном. На монокорпусе все те же задачи решаются с бОльшим трудом.
  • Простоте приготовлений к переходу. Нет нужды перед выходом в море убирать все со стола и прятать по ящикам, крепить посуду и вещи. Мы убираем ноутбуки со стола, только когда получаем штормовое предупреждение. На монокорпусе все вещи ВСЕГДА приходится держать в ящиках или шкафах, иначе они просто окажутся на полу у Вас под ногами.


Катамараны в спорте и туризме



Современный гребной катамаран
Катамараны широко распространены в парусном спорте и туризме. Особенностью парусных катамаранов является повышенная начальная остойчивость, высокие ходовые качества. С появлением высокопрочных композитных материалов начался массовый выпуск парусных катамаранов. Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция — корпуса соединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которой передвигаются члены экипажа. Подобное решение существенно ограничивает условия обитаемости, но с этим мирятся на небольших судах, предназначенных для участия в соревнованиях, а не развлекательных круизах.

Современные материалы и новые технологии стали толчком для дальнейших разработок в модернизации классической конструкции сплавных катамаранов. Новая модель безрамного катамарана имеет надувную раму, стационарно приваренную к баллонам. Преимущества таких катамаранов — лёгкий вес, малогабаритность и удобство в транспортировке (цельное изделие укладывается в одну упаковку-рюкзак, подходящую под нормы авиаперевозок), быстрота сборки (10—15 минут для надува). Посадка на таком катамаране может быть как рафтовая (более безопасная и комфортная), так и спортивная коленная.

Многие из водных велосипедов являются катамараном.



Лучший выбор для сплава по горной реке


Водный туризм — это один из наиболее доступных видов экстремального времяпровождения для любителей выброса адреналина.

В странах СНГ есть для этого великолепные условия — множество горных рек на Северном Кавказе, Саянах и Урале. Конечно же, это по своему романтично, но для наилучшего результата вам будет необходимо средство для сплава.


Все плавательные средства можно условно разделить на три большие подгруппы:

  • легкие — каяки и байдарки;
  • средние — катамараны;
  • тяжелые — американские плоты или рафты.

Помимо этих видов существуют и некоторые промежуточные модели, которые отличаются комплексными свойствами — конструкции гибриды. Из всего этого многообразия мы рассмотрим наиболее популярные из предлагаемых транспортных средств — катамараны, которые отличаются повышенной устойчивостью, возможностью размещения большого числа рафтеров и относительной доступностью приобретения.


Древний спор о том, что лучше — катамаран и монокорпусная яхта, подобен бесконечным дебатам среди любителей часов между приверженцами кварца и механики. Многокорпусные суда имеют ряд плюсов и минусов относительно классических лодок, но в целом представители обоих лагерей соглашаются, что в основе их выбора типа яхты заложены не только холодные расчеты, но также та или иная философия.

Тем не менее, популярность катамаранов существенно выросла с тех пор, как концепция их конструкции претерпела ряд важных изменений, в свете которых теперь даже парусные многокорпусники перестали представлять лишь спортивный класс судов, превратившись из спартанских болидов в роскошные и максимально комфортные круизеры.

Чартерные агентства непременно теперь имеют в своем водном парке парусные и моторные катамараны, а некоторые даже сделали их своим основным направлением, поскольку многие клиенты, впервые взяв в аренду катамаран, к классическим яхтам уже, как правило, не возвращается. Почему?

Для человека, который берет яхту в аренду или чартер, одно из желаний — это спокойный и предсказуемый отдых на воде, что подразумевает расслабление, наслаждение морем и Солнцем, бокалы вкусного вина и красивые тарелки с фруктами на столе. И для многих это никак не вяжется с креном в 25 градусов, морской болезнью и узким кокпитом классической крейсерской яхты.

Корпус катамарана как раз предлагает высокую остойчивость, стабильность, горизонтальную палубу и небывалый простор для всей семьи или друзей, для которых передвижение по судну становится не сложнее, чем по загородному дому.

Очевидные преимущества катамаранов:

1. Вместительность и обитаемость

Это первая и основная причина популярности многокорпусных яхт. Огромный, по классическим меркам, салон чаще всего располагается на уровне (или почти на уровне) главной палубы, что избавляет экипаж и гостей от необходимости протискиваться туда и обратно по узкому трапу, как на компоновке однокорпусников. Так же невозможно обойти вниманием небывалую для парусной классики роскошь — флабридж.

А для приема солнечных ванн и близкого наблюдения за дельфинами существует идеальное место — носовая сеть между поплавками. Кроме этого, рулевой пост шкипера обычно обособлен, поэтому в случае чартера вы не будете друг другу мешать.

При плавании с тремя и более людьми катамараны обеспечивают гораздо большую уединенность: два корпуса с жилыми помещениями находятся далеко друг от друга.

Приготовление еды, ужин с друзьями — все это гораздо приятнее на просторном борту катамарана. В сравнении с ним нахождение в классической компоновке монокорпуса похоже на жизнь в большой темной трубе.

2. Маневренность

Катамаран имеет два двигателя с приводами, разнесенными по кормовым оконечностям поплавков. Благодаря расстоянию между ними, тактическая циркуляция равна нулю, то есть лодка может развернуться почти на месте. Конечно, современные комплексы управления и динамичные приводы, вкупе с носовыми подруливающими устройствами, способны и монокорпус развернуть на месте, однако оборудование подобными системами в большинстве случаев дорого и неоправданно.

3. Экономичность

Сопротивление двух малопогруженных острых корпусов меньше, нежели одного водоизмещающего с балластным килем. Поэтому можно ощутить разницу в расходе топлива. Но только при хорошей погоде. В условиях, близких к штормовым, монокорпус будет более эффективным и может перехватить лидерство по экономичности.

Многие шкиперы ходят только под одним двигателем, экономя топливо, а парную их работу используют лишь при маневрах на швартовке.

4. Безопасность

В течение многих лет сторонники классики утверждали, что катамараны не так безопасны, как их килевые лодки. Но истоки этого справедливого (в прошлом) утверждения лежат в середине двадцатого века, когда большинство катамаранов было построено любителями самостоятельно. Даже в спокойных условиях их легко можно было перевернуть, особенно, если один из корпусов терял герметичность вследствие повреждения.

Спортивные катамараны и тримараны, до невозможности перегруженные парусным вооружением, регулярно кувыркаясь на регатах, лишь подкрепляют уверенность в ненадежности многокорпусных судов. Наиболее эффектно выглядят случаи оверкиля через нос из-за плохой всхожести на волну. Но это – ультралегкие спортивные болиды из композитов с единственной задачей — первым прийти с финишу. Сравнивать их с круизерами совершенно некорректно.

Хорошо сложенный и правильно спроектированный современный катамаран очень тяжело утопить, даже после оверкиля — вы должны либо столкнуться с танкером, либо подвергнуться сильному пожару. В отличие от классики, многокорпусник не имеет тяжеленного балластного киля, поэтому элементарные способы добавления плавучести, будь то пенопласт или парочка герметичных отсеков, практически исключают полное потопление независимо от ситуации.

Сегодня склонность катамаранов к переворачиванию — это миф. Современные конструкции создаются исходя из компьютерного моделирования любого состояния моря. Круизеры имеют максимально возможную безопасную площадь парусов, а чартерные варианты — еще меньшую. Могут быть установлены даже некоторые системы безопасности, срабатывающие при порывах ветра, если грот не зарифен. А на некоторых моделях мачта ломается прежде, чем будет превышен критический угол крена.

Кроме всего прочего, ровная палуба при океанском переходе всегда безопаснее, чем крен, как для работы с такелажем, так и для отдыха. Если бы катамараны были опасней классики, то страховые полисы Ллойда имели бы существенную разницу в стоимости, но это не так. К тому же разработки систем для восстановления катамаранов после оверкиля давно не ведутся, поскольку случаи переворота настолько редки, что игра не стоит свеч, средств и времени на разработку.

Австралийский производитель Seawind за 20 лет не имеет ни одного случая переворачивания или затопления своих катамаранов. По-видимому, есть в разы больше шансов на стандартный отрыв балластного киля, нежели на переворот современного многокорпусника.

Другие аспекты безопасности заключаются в том, что два корпуса по-любому надежнее, чем один, в случае пробоины. Как, впрочем, и два двигателя. Небольшие классические яхты обычно имеют резервный подвесной лодочный мотор на откидном транце, на случай поломки маршевой силовой установки. Но ПЛМ, как правило, не способен поддерживать бортовую сеть и остается надежда лишь на небольшие солнечные панели над кокпитом. На катамаране же стационарные двигатели идентичны и генератор сможет продолжать работать, даже при выходе из строя одного мотора.

5. Комфорт

Важный для многих пункт, который зачастую становится решающим при выборе яхты. Очень многие сейлоры за годы владения классическими лодками так и не смогли избавиться от морской болезни. Покупка катамарана решила эту проблему.

У большинства катамаранов даже нет камбузных плит с шарнирами — они просто в этом не нуждаются.

6. Осадка

Отсутствие балластного киля немного расширяет возможности и открывает доступ к некоторым необорудованным берегам.

Недостатки катамаранов:

1. Стоимость

Да, многокорпусные лодки дороже. Стоимость чартера, соответственно, тоже выше. И цена на катамараны продолжает расти вместе с их популярностью. Стоимость покупки — это полбеды, поскольку обслуживание также значительно дороже классики. Надо вспомнить хотя бы, что у вас будет два двигателя, а не один.

Сюда же можно добавить высокую стоимость транспортировки по суше, если таковая будет необходима, а также хранения. Оплата места в марине будет выше, а некоторые яхт-клубы и вовсе не рассчитаны на катамараны и тримараны.

Утешением может служить то, что обычно б/у катамараны продаются быстрее и имеют меньше потерь в цене в относительных значениях.

2. Отсутствие обратной связи

Яхты катамаранного типа не подходят для парусного спорта. На них можно превосходно отдыхать или жить, как в хаусботе. Но именно из-за стабильности их никогда не купит половина яхтсменов. На катамаране нет чувства ветра, волны, полета и самой лодки.

Определить момент, когда надо взять рифы, крайне сложно. Если на монокорпусе это делается по ощущениям, то для катов существует инструкция, при каких ветрах площадь парусов необходимо уменьшить.

3. Шумность и тряска

Корпуса катамаранов имеют отличное свойство гасить невысокую боковую волну, оставляя поперечную линию корпуса близкой к горизонту. Однако встречная или спутанная волна средних размеров создает непрерывное звуковое сопровождение, когда попадает в ловушку между поплавками и днищем надстройки. Сильные шлепки вызывают вибрацию. В связи с этим рекомендуется выбирать катамаран с клиренсом не менее метра.

4. Парусность

Большая парусность надводной части судна в сочетании с малой осадкой иногда делают катамаран игрушкой в руках ветра. И если многокорпусные круизеры с выраженными килевыми элементами — вполне себе парусники, способные даже идти в крутой бейдевинд не хуже (а то и лучше) однокорпусных, то модели, предназначенные для безопасного чартера, ведут себя отвратительно. Справедливости ради надо отметить, что под моторами этот параметр не так актуален.

5. Не подходит для высоких широт

Лучший выбор для северной Атлантики — алюминиевая траулерная моторная яхта. И, конечно, если рассматривать парусники, то монокорпусник будет лучшим решением, чем катамаран. Жилые помещения проще отапливать и сохранять в них тепло, металлическая классика может даже идти сквозь тонкий лед. А вот в экваториальной зоне все наоборот — просторные салоны катамаранов будут вне конкуренции.

6. Не такой романтичный

Большинство любителей моря утверждают, что классические парусные лодки более романтичны, чем многокорпусники. На мой взгляд, это странное и спорное утверждение. У катамаранов есть свой, особый, шарм. И я нахожу ужин с панорамным видом на море и звезды гораздо более романтичным, чем в каюте с иллюминаторами чуть выше ватерлинии.

Кто быстрее

По непонятной причине часто встречается мнение, что парусный катамаран быстрее монокорпусника. Это справедливо, если сравнивать спортивный кат и средненький круизер. Однако это сложно применимо, например, к чартерным модификациям катамаранов, которые хорошо ходят только до галфинда и почти не работают на более острых курсах. Зато эти модели лучше стоят на якоре.

Резюме

Так или иначе, как обычно, все упирается в два фактора:

Два типа судна предоставляют совершенно разные ощущения от паруса, поэтому перед покупкой крайне рекомендуется арендовать каждый их них и сравнить чувства. Как бы то ни было, можно смело утверждать, что катамаран идеален, если не для покупки, то для чартера точно. Да, он дороже, но и предлагает много.

Рынок катамаранов на подъеме и растет стремительно. Верфи Lagoon (Beneteau), Fountaine-Pajot и многие другие производители ежегодно увеличивают за счет них свой оборот. И в данный момент спада спроса в обозримом будущем не видно.

Однако среди классических яхт на вторичном рынке гораздо шире диапазон выбора по всем параметрам, включая год постройки и материалы. Если парус для вас — это, прежде всего, спорт, и есть задумки погоняться на регатах, то забудьте о катамаранах, монокорпусной круизер — это ваша лодка.

Чаще всего клиентов компании BOATHOUSE интересуют достоинства катамаранного строения надувных лодок по сравнению с традиционным килевым вариантом исполнения. Раз такая конструкция удачнее, почему в продаже по-прежнему много обычных лодок относительно катамаранов? Чтобы ответить на этот вопрос нужно детально проанализировать основные особенности, преимущества и недостатки обоих видов исполнения надувного плавательного средства.


Особенности движения по воде

Два гидродинамических баллона катамаранов – единственная часть конструкции, которая находится в воде. Днище и транец всегда приподняты над поверхностью, даже при максимальной нагрузке. За счет этого обеспечивается легкое скольжение по поверхности практически без сопротивления воды. В килевых же лодках все основные части находятся в воде, поэтому площадь соприкосновения таких моделей больше, а значит больше и сила сопротивления при движении.

Проанализировав особенности движения двух типов надувных лодок, можно подытожить их достоинства и недостатки. Преимущества катамаранов BOATHOUSE:

  1. Минимальное сопротивление воде, а значит легкий ход даже огромных по размерам моделей с помощью обычных весел, паруса, на маломощном двигателе.
  2. Длина катамарана никак не отражается на его ходовых характеристиках.
  3. Дополнительный пассажир снижает скорость движения модели всего лишь до 2 км/ч.
  4. Отличные показатели безопасности при движении на любой скорости.
  5. Экономия при покупке двигателя малой мощности.
  6. Низкое потребление горючего, катамараны в несколько раз экономичнее килевых моделей.

Однако у катамаранов есть и свои недостатки: низкая допустимая скорость на двигателях высокой мощности и большое количество брызг на высоких скоростях движения. Хорошей скоростью на моторах высокой мощности обладают килевые лодки. На этом исчерпывается список их преимуществ. Недостатками же таких моделей является:


Управляемость и проходимость

Ходовые характеристики можно разделить на несколько составляющих:


Легкость сборки и вес

Все владельцы килевых лодок знают, как сложно собрать модель в одиночку, особенно вставить настил в стрингер. В катамаранах BOATHOUSE все просто: жесткий, нескользящий настил просто ложится на днище при неполной накачке баллонов. Увеличение их объема приводит к тому, что они надежно зажимают днище между собой, тем самым фиксируя его. Поэтому со сборкой подобных моделей справится даже новичок. Наполнять баллоны воздухом можно при помощи электро-компрессора, функционирующего от прикуривателя авто.

Сравнивая массу катамаранов и килевых лодок серий одной вместимости, можно сделать вывод, что первые на четверть легче. Поэтому переносить и перевозить катамараны в сложенном состоянии намного удобнее.

Грузоподъемность и вместимость пассажиров

Примерная длина катамарана – 5-6 метров, для его движения в 20 км/ч хватит маломощного двигателя в 6 л.с. Чтобы обеспечить максимальную скорость при максимальном грузе – можно поставить двигатель мощностью в 15 л.с. Восьмиметровый катамаран Fisher с легкостью вмещает в себя 10 членов экипажа. При этом все пассажиры будут иметь комфортное индивидуальное пространство и комфортабельное кресло со спинкой. Для движения такого исполина со скоростью в 20 км/ч достаточно мотора в 15 л.с.

Эффективность катамаранов подтверждает простой эксперимент: одинакового мотора в 6 л.с. достаточно, чтобы катамаран с 10 людьми на борту обогнал килевую лодку всего лишь с тремя членами экипажа.


Безопасность

Основным отличием катамаранов от килевых лодок является их остойчивость и непотопляемость. Запас плавучести моделей приводит к тому, что даже если катамаран накроет волна – он все равно останется на поверхности из-за силы, выталкивающей баллоны на поверхность. Лишняя вода вытечет через клапаны, и плавательное средство продолжит свое движение, как ни в чем не бывало. Даже если все 10 человек команды сядут на один края модели – она все равно не перевернется. Учитывая легкость управления катамаранов и хорошие ходовые характеристики даже при большой скорости и на поворотах – эти модели намного надежнее своих килевых аналогов.

Комфортабельность

В этом вопросе килевые модели проигрывают катамаранам по всем направлениям, ведь комфортабельность BOATHOUSE ранее считалась практически невыполнимой на легких конструкциях:

  1. Легкость управления и возможность выбора оптимальной скорости движения.
  2. Ровная, исключающая скольжение, палуба.
  3. Возможность разместить все необходимое оснащение в вместительных рундуках и вещевых отсеках.
  4. Наличие между днищем и водой воздушного промежутка, отсутствие холода и сырости.
  5. Возможность установки любой необходимой пластиковой мебели и оснащения для активного отдыха.
  6. Возможность длительного путешествия без остановок.


Экономичность

Расход горючего катамаранами меньше, чем у килевых лодок. У последних он соизмерим со средним расходом двигателя автомобиля – 10 л. на сотню километров. Тогда же, для среднего катамарана такого объема горючего достаточно, что проплыть три сотни километров! Даже исполинская восьмиметровая модель пройдет на этом топливе целых две сотни километров. Весь секрет в том, что расход горючего в катамаранах практически не зависит от их длины или количества экипажа на борту.

Цена и надежность

Многие клиенты, сравнивая стоимость катамаранов и килевых лодок, не учитывают стоимость дополнительного приобретения мотора. Фактически цена килевой модели может оказаться на 100-200 долларов меньше, чем стоимость катамарана. Но, учитывая, что для первой придется дополнительно приобрести двигатель мощностью в 25-30 л.с., а для катамарана достаточно мотора в 6 л.с. – выгода покупки BOATHOUSE станет видна во всей красе.

Учитывая, что для производства катамаранов BOATHOUSE используются лучшие материалы: прочная ПВХ-ткань из Германии, фанера, не боящаяся воды, и крепкий алюминий – цена моделей более чем оправдана. Поэтому подобная конструкция рассчитана на беспроблемную эксплуатацию в течение нескольких десятков лет.



Вывод

Обратимся к вопросу, которые сформулировали в самом начале статьи. Почему же при безусловном преимуществе катамаранов, наибольшее распространение получили все же килевые лодки? Существует несколько причин:

  1. Конструкция катамаранов, при всей своей простоте, была запатентована совсем недавно – в 2012 году. Компания привлекла к разработке множество экспертов: гребцов, каякеров, конструкторов, инженеров-гидродинамиков.
  2. Многие покупатели до сих пор не знают, о новейших достижениях и продукции компании BOATHOUSE.
  3. Подбирая подходящую модель плавательного средства, покупатели ориентируются в первую очередь на цену, и не учитывают стоимость приобретения мотора и дополнительного оснащения. А ведь продукция BOATHOUSE рассчитана на длительный срок эксплуатации.
  4. Компания BOATHOUSE выбрала естественный путь развития, и ориентируется на положительные отзывы клиентов, а не заказную рекламу. Многие клиенты, оценив преимущества своей модели, советуют подобный катамаран всем своим знакомым.

Против новых, даже очень удачных моделей, всегда срабатывает инертность человеческого мышления: все новинки воспринимаются с опаской и недоверием. Пора сломать устоявшиеся стереотипы – будущее легкого водного транспорта за моделями катамаранного типа. Эту аксиому, давно известную в технических кругах, пора принять водным путешественникам, охотникам, рыболовам и спортсменам. Продукция компании BOATHOUSE – это безопасность, надежность и безусловный комфорт.

Какой тип судна предоставляет лучший набор потребительских качеств, состоящий из высокого комфорта, обилия внутреннего пространства, простоты обслуживания и хороших ходовых качеств? В сравнительном тесте встретились современный катамаран и типичный семейный крейсер. Результаты были поразительны

Bavaria Cruiser 45 против Nautitech Open 40 на лавировке

Текст Фритьофа Гункеля

Р ынок катамаранов на подъеме. Ни один сегмент яхтостроения не растет быстрее, чем двухкорпусные суда. Верфь Lagoon из состава Beneteau Group уже претендует на то, чтобы войти в пятерку крупнейших яхтенных верфей мира, ее оборот уже почти сравнялся со всем оборотом Jeanneau. Второй по величине строитель катамаранов – Fountaine-Pajot (тоже из Франции) сообщил о приросте годового дохода в 2015 году на 26%. И даже некоторые небольшие производители, например, как Nautitech, с лета 2014 года входящий в состав Bavaria Yachtbau, удвоили за последнее время свой потенциал. Рынок частных катамаранов растет, но большая их часть по-прежнему продается чартерным компаниям, несмотря на более высокую стоимость и соответственно более высокую цену фрахта.

Почему так происходит? Потому, что у двухкорпусных яхт якобы выше скорость (как это мы видим у гоночных судов)? Или явно более высокий комфорт за счет отсутствия крена? Возможно, расположение кокпита, салона, камбуза и навигационного столика на одном уровне более удобно? А может быть, у катамаранов лучше места в каютах? Или на них удобнее ходить по мелководью?

Вопрос о ходовых качествах не является самым актуальным для чисто крейсерских судов, но интересно при этом оценить принципиально разные конструкторские философии. Катамараны имеют высокую остойчивость из-за формы корпуса – его большой суммарной ширины, остойчивость однокорпусных яхт обеспечивается сочетаемостью остойчивости формы и весовой остойчивости. Двухкорпусник, представленный на тесте, имел водоизмещение 7,4 тонны, Cruiser 40 – 8,1, а Cruiser 45 – целых 12 тонн. При этом катамаран имел ширину 6,91 метра, оба крейсера – всего 3,96 и 4,35 метра соответственно.

Ветер дул со скоростью от 5 до 9 узлов, когда мы приступили к сравнению. Большой крейсер и катамаран с маленьким автоматическим стакселем не впечатлили своими скоростными качествами. На этом фоне спортивный Cruiser 40 отличался более высокими скоростью и крутизной хода. Несколько проходов дистанции – результат один и тот же. Никаких сомнений – чистая победа однокорпусной яхты.

На третий день тестов ветер усиливается до 18 узлов. Катамаран и Cruiser 45 несут полные паруса, идя практически на границе взятия рифов. На лавировке кат без швертов движется медленнее, имея меньшую высоту. Это заставляет экипаж делать больше поворотов, которые на катамаране выполняются не так быстро, что еще сильнее усугубляет его отставание. Также становится ясно, что катамаран, хотя и кренится заметно меньше, но сильно ударяется о волны, что приводит к зарыскиваниям на ветер. Движение судна по волнению может быть охарактеризовано как неприятное. Еще один аспект: нет возможности ощутить границу, когда необходимо брать рифы. На катамаране отсутствует обратная связь, когда по ощущениям можно понять, что пришла пора рифиться. Поэтому брать рифы необходимо по указаниям фирменной инструкции: для Open 40 она рекомендует брать рифы при 24 узлах вымпельного ветра.

Отставая на острых курсах, катамаран немного выравнивает положение при ходе в полветра, а на полных курсах по скорости становится почти неотличимым от 45-футовика. Но катамаран при этом идет очень спокойно, его носовые оконечности выходят из воды, он хорошо управляется.

Помимо ходовых качеств проясняется и другой вопрос: концепция салона на уровне кокпита у катамарана является потрясающей, особенно в сочетании с открытым кокпитом. Экипаж всегда защищен и имеет отличный круговой обзор. Тот, кто работает на камбузе или за штурманским столом, не должен спускаться вниз по крутому трапу, достаточно лишь пройти вперед из кокпита. А на однокорпусной яхте экипажу удобно сидеть лишь с наветренной стороны кокпита, постоянно держась за что-либо во время движения. Умение готовить на ходу однокорпусного судна – это большой талант.

При нормальных ветровых условиях катамаран медленнее, но предлагает больший уровень комфорта.

Это становится еще заметнее на якорной стоянке или в гавани: большой кокпит, отличная доступность, широкие палубные площадки для принятия солнечных ванн, простота купания с борта, облегченный подъем тузика на шлюпбалки – вот плюсы катамарана. Однако катамараны плохо ведут себя на якоре, требуя либо заведения второго якоря, либо подачи длинного конца на берег.

В ходе маневрирования под мотором катамаран тоже показал свои преимущества: за счет использования двух машин он может разворачиваться буквально на блюдечке и входить в бокс с сантиметровой точностью. Подход и отход при сильном боковом ветре? Никаких проблем с двумя машинами. Впрочем, и Cruiser 45 со своим мощным подруливающим устройством швартуется в этих условиях без сложностей, ну а Cruiser 40 S без подрульки заставит свой экипаж воспользоваться дополнительными шпрингами или помощью с берега.

Отметим, что Nautitech оснащен двумя рулевыми постами в корме, это сильно облегчает задачу рулевого при выполнении маневров отхода или подхода. На большинстве катамаранов обычно устанавливается только один приподнятый пост по правому борту. Еще одна особенность катамарана: топливные танки обычно довольно емкие при сравнительно малом расходе топлива. Нормальной крейсерской скорости катамаран может достигать только на одном моторе, что экономит топливо, ресурс и снижает уровень шума. А большие емкости танков (2х215 литров для пресной воды!) увеличивают автономность, что отчасти компенсирует возросшие за счет большой ширины сборы за стоянку. Кроме того, машины катамарана полностью изолированы от кают, что снижает уровень шума, вибраций и потенциальную возможность появления неприятных запахов.

В гавани достоинства катамарана раскрываются полностью.

Резюме
В ходе нашего теста выяснилось, что под парусами традиционная крейсерская яхта идет быстрее бесшвертового катамарана. В других пунктах программы двухкорпусник выступил заметно лучше, это касается внутреннего пространства, комфорта и обитаемости, изолированности мест отдыха и сна, удобства управления и особенно спуска/подъема тузика. По ценам же яхты сильно различаются между собой, причем не только при покупке и в процессе эксплуатации, но и при фрахте в высокий чартерный сезон. Наша рекомендация: пробуйте и выбирайте!

Читайте также: