Французский национализм 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

К 1815 г. национализм стал одной из ведущих идеологий в мире. Он оказался способен обеспечить мобилизацию общества в период перехода к капиталистической экономике, что привело к повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи. Молодые нации также проявили высокую эффективность с военной стороны. Профессиональные армии, состоящие из подданных монархов, часто терпели поражения от необученных граждан-ополченцев.

Национализм конца XVIII века во Франции и США был преимущественно гражданским (культурная компонента развилась этих странах позднее). К той же категории относится объединение Италии в конце XIX века. Однако в большинстве стран центральной и восточной Европы национализм возник как реакция на французскую оккупацию и поначалу носил выраженный культурно-этнический характер. В частности, на революционной волне 1848 г. возник панславизм. Объединение Германии Бисмарком, а также аннексия Эльзаса-Лотарингии, были осуществлены в русле пангерманизма. Со временем этнический национализм вобрал в себя элементы ксенофобии и расизма.

Либеральный национализм Мадзини (XIX век):

· Национальное самоопределение решит все проблемы

· Каждая нация наделена своими талантами, и именно это помогает достичь универсального прогресса

· Интересы людей – это служение богу и человечеству, но служить человечеству = служить нации

· В отличие от либерализма, Мадзини говорил о свободе национальных коллективов, а не индивидов

В целом, можно выделить основные тенденции эволюции либерального направления национализма:

1) ассоциировался с консервативными традициями (ассоциация с монархией). Консерваторы сделали национализм своеобразным брендом

2) Национализм и демократическое правление, т.к. в своих истоках национализм апеллирует к воле народа

3) Жертвование некоторыми традициями ради национального единства. Например, национализм в Германии был несовместим с традиционными институтами и архаичностью

4) Идея самоуправления - общая для национализма и либерализма

5) Революция становилась национальной, если в рамках неё проходила борьба народов за независимость и самоопределение

6) Национализм основан на вере в верховенство национальных интересов и необходимости сильного правительства для их реализации (в рамках либерализма борьба за самоопределение предполагала уменьшение функций правительства)

7) Национализм и либерализм не были слишком серьезными антагонистами, но определённого рода конфликт между идеологиями существовал

8) Проблемы: утопизм предпосылок права национального самоопределения

Националистическая идеология, направленная против национального угнетения, колониальной зависимости и различных форм национальной дискриминации, играет важную роль в истории народов: способствует консолидации и освобождению наций, созданию самостоятельных государств, развитию национальной культуры. Такая прогрессивная сущность национализма особенно ярко проявилась после первой и, особенно, после второй мировых воин, когда в ходе развернувшейся национально-освободительной борьбы рухнули мировые колониальные империи и образовались десятки независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке.

Таким образом национализм может носить прогрессивный характер, когда он способен создать благоприятные условия для общественного развития своего народа, не ущемляя интересы и достоинство иных народов. Национально-демократическая идеология получила широкое распространение в странах Восточной Европы после распада СССР, в некоторых из них сформированы правительство национально-демократической направленности (Литва, Латвия, Эстония, Словакия, Украина, Грузия, Черногория, Македония и др.).

Но национализм часто приобретает агрессивный и разрушительный характер, когда содержание его идеологии строится на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремление обеспечить ее привилегии за счет других народов (расизм, нацизм, фашизм).

Постепенно происходило незаметное соединение традиций революционного марксизма с традициями старой русской революционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитии России, с Чернышевским, Бакуниным, Нечаевым, Ткачевым. Происходило также и разделение внутри русского марксизма на а) ортодоксальное крыло (более радикальное, революционное и догматическое) и б) критическое крыло (более верно научной и детерминистской стороне марксизма).

Революционер имеет интегральное миросозерцание, в котором теория и практика органически соединены друг-с-другом. Русские революционеры и в прошлом были всегда тоталитарны. Революция была для них религией и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической стороной жизни. И должен был выработаться русский марксизм, соответствующий этому революционному типу и революционному инстинкту. Это и Ленин, и большевики, которые восприняли именно ортодоксальный марксизм.

Ортодоксальный марксизм и есть – адаптированный и трансформированный русский марксизм, который воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную сторону западного марксизма, а его мессианскую, мифотворческую, религиозную сторону, допускающую экзальтацию революционной воли и выдвигающую на первый план борьбу пролетариата, организованного и руководимого партийным меньшинством.

Но фигура Ленина импонировала массовой публике . И Троцкий в этой связи пишет:

«Ленин олицетворяет собой русский пролетариат -- молодой класс, которому политически, пожалуй, не больше лет, чем Ленину, от роду, но класс глубоко национальный, ибо в нем резюмируется все предшествующее развитие России, в нем все ее будущее, с ним живет и падает русская нация. Свобода от рутины и шаблона, от фальши и условности, решимость мысли, отвага в действии -- отвага, никогда не переходящая в безрассудство, характеризуют русский пролетариат и с ним вместе Ленина.

Наша история не дала в прошлом ни Лютера, ни Фомы Мюнстера, ни Мирабо, ни Дантона, ни Робеспьера. Именно поэтому русский пролетариат имеет своего Ленина. Что потеряно в традиции, то выиграно в размахе революции.

Маркс родился и вырос на иной национально-культурной почве, дышал иной атмосферой, как и верхи немецкого рабочего класса своими корнями уходят не в мужицкую деревню, а в цеховое ремесло и в сложную городскую культуру средних веков.

Русские социал-демократы и марксисты были озабочены псотановкой вопроса: существует в России рабочее движение или нет?

Последствия октябрьской революции 1917 г. развеяли иллюзию о реализации социализма и коммунизма в обход капиталистической формации, которую впервые выразил русский социалист-литератор Чернышевский – замечает в этой связи А.Ф. Замалеев.

Исторические и политические споры

Исторические и политические споры

Исторические и политические споры запись закреплена

НАЦИОНАЛИЗМЫ 1789-1914 ГОДОВ

Общепринятой в науке является точка зрения, согласно которой современные (модерные) нации политического, гражданского и этнического характера возникли в результате ряда исторических процессов на протяжении XVIII-XIX веков. Французской революции, Наполеоновских войн, Реставрации, Весны народов, индустриализации и мировых войн (которые либо похоронили, либо трансформировали многие национальные проекты). Правда, данная концепция подходит далеко не ко всем европейским нациям, а лишь только к тем, чьи территории не перебывали под прямой иностранной оккупацей (как оккупация Польши – Россией). Так, французы и немцы прошли весь этот национальный цикл, а поляки и украинцы – только его часть (потому, что пока был период революций и реставраций – здесь была Россия) С другой стороны, у британцев и скандинавов было половинчастое развитие (там не было революций и к национальной идее они пришли мирным путём). У американцев национальный проект схож с британским, но является более индивидуалистическим и практическим. У неевропейских народов (японцев, китайцев, арабов или турок) издавна существовали свои идеологии и учения. Наложение на них доктрины европейского национализма иногда давало свои плоды (как в случае с японцами), а иногда (когда появлялось в многонациональном регионе, где связи между народами определялись столетними клановыми и религиозными договоренностями) – приводили к катастрофе (европейско-арабский, армяно-турецкий конфликты)
Оценивать модерный национализм можно по разному. Предлагаем взглянуть на разнообразные национальные проекты конца XVIII – начала XX веков (вплоть до 1914 года). Эпохи становления и развития национализма, модернизма и индустриального общества, которое пережило жесткий кризис в годы мировых войн и трансформировалось в постиндустриальное и постнационалистическое общество, которое мы можем наблюдать сейчас.

1. Американский национальный проект. Появился в 1776 году (это первый в мире проект модерной нации) вместе с Декларацией независимости США. Законодательно его пункты прописаны в Конституции (которая не раз будет дополнятся на протяжении истории), являющейся святая святых для любого американца вне зависимости от происхождения или взглядов. Согласно американскому национальному проекту – американцем является тот, кто: разделяет главные американские ценности (индивидуализм, демократия, свободолюбие); родился в Америке или долгое время прожил здесь; имеет американское гражданство. При этом, американская нация имеет ярко выраженную сегрегацию. Разные части американского общества (WASP, католики, чернокожие, иудеи, индейцы и прочие) имеют равные возможности (точнее говоря, так случилось после определенных событий) – но живут сами по себе, редко соприкасаясь между собой, кроме случаев национального единения. Государственная идеология: доктрины Вашингтона, Монро и Рузвельта-старшего

2. Французский национальный проект. Появился в 1789 году в противовес примордиальной французской нации. Базовыми принципами французского проекта является: разделение лозунгов Французской революции (монархисты, консерваторы, католики-традиционалисты и прочие оппоненты, считаются ‘’врагами народа’’, а не французами) и французское гражданство (вне зависимости от происхождения и цвета кожи). Французский национальный проект предусматривает собой сливание всех этносов и народов Франции в единый плавительный котел. Категорически не поощряются отдельная от общефранцузской идентичность и местные наречия или языки. Государственная идеология: республиканизм (в отдельные периоды, когда республику свергали – монархизм). Ближе к началу XX века, стараниями Буланже и Морраса – национализм во Франции начинает праветь. Часть националистов объединяется с монархистами в группу Action Frances, а часть левеет еще сильнее, объединяются с социалистами и перестает называть себя националистами.

3. Британский национальный проект. Появился в 20-ые годы XVIII века вместе с объединением королевств Англии и Шотландии в одну унию – Британию, а также вместе с окончательным утверждением на троне Ганноверской династии (которую не признают Стюарды и их сторонники-якобиты) и обоснованием принципов парламентской республики (во главе с церемониальным королем) неким Джоном Локком. Британская нация состоит из англосаксов, шотландцев, валлийцев и ирландцев. Самоуправление регионов было уничтожено после якобитских восстаний. Католики восстановлены в правах на протяжении XIX века. Право голоса и участие в политической жизни постепенно трансформируется из монополии лордов – к общенациональному праву голоса. Государственной идеологией является либо консерватизм либо либерализм (в зависимости от того, какой политик сейчас при власти). У Британии (как и у Франции) много колоний. Но их жители не считаются частью британской нации (у французов – наоборот)

4. Немецкий национальный проект. Появился в качестве реакции на наполеоновскую оккупацию (в 1807 году) и в качестве ответки за то, что земли Северной Германии с 1618 года являлись проходным двором для сражающихся между собой европейских армий. В отличии от французского национализма, аппелирующего к настоящему и будущему - немецкий национализм искал панацею в прошлом. Во времена, когда Германия была сильной и могущественной. Немецкий национализм имеет романтический характер. Его стилистика выполнена с чувством эстетизма. В отличии от французского проекта – немецкий проект нации этнический, а не гражданский. Немцем является тот, кто говорит по немецки, чьи предки были немцами и кто желает добра и процветания Германии. Поляки, лужичане и евреи живущие на территории Германии – в немцы не записываются и часто прессуются местными политическими деятелями (евреи меньше, католики больше), как ‘’неблагонадежные элементы’’ Пока что это не привело к чудовищным экспериментам Гитлера – но первые признаки беды уже не за горами. Немецкий национальный проект записывает в немцы всех этнических немцев вне зависимости от религии (чем сильно отличается от британского). Государственная идеология: почвеничество и национализм.

5. Российский национальный проект. Начал формироваться еще в XV веке – но в форму модерного национализма превратился только в 20-40-ые годы XIX века (трудами Карамзина, Уварова, Погодина и прочих) с окончательной кодификацией теории ‘’триединого русского народа’’ Согласно этой теории государствообразующим этносом Империи является русский народ, разделенный на великороссов, малороссов и беларусов. Украинцы и беларусы не считающие себя частью русского народа подвергаются остракизму. Другие православные народы приравниваются к триединому русскому народу по статусу, но не включаются в него (хотя, православный немецкий дворянин будет иметь тот же статус, что и русский князь). Особняком стоят инородцы (католики, мусульмане и евреи), которые ограничены в правах. Ближе к началу мировой войны к инородцам записали финнов и украинцев (так, как их национальные движения начали свое развитие) – а большей части населения дали возможность участвовать в гражданской и политической жизни. То, что случилось в 1917 году в рамки это истории не входит. Государственная идеология: православие, самодержавие, народность.

6. Итальянский национальный проект. Возник в 30-40-ых годах сразу в двух центрах. В Пьемонте (который был независим) и в Ломбардии (которая была частью Австрийской империи). Пьемонтский итальянский национализм приобрел либерально-демократический оттенок, а ломбардский – радикально левый. Причем, между собой они враждовали не меньше, чем с австрийцами. Кроме того, существовал еще и католический консервативный национализм во главе с Папой – но его носителей либо уничтожили либо пленили два предыдущих лагеря. В итоге, к власти в Италии пришли либералы (и члены масонских лож) и провозгласили такие принципы: этатизм (государство имеет право вмешиваться во все сферы жизни человека, включая интимную жизнь), унификация (местное самосознание и микроязыки должно быть уничтожено во имя общегосудартсвенной идентичности), ирредентизм (все территории, заселенные итальянцами должны быть под властью Рима), светскость (духовная власть отделена от светской и отсечена от политики вообще. Государственная идеология: радикальный либерализм

7. Другой европейский национальный проект. Такие много национальные европейские страны, как Австро-Венгрия, Испания и Бельгия, выработали другой национальный проект, объединяясь вокруг монарха, парламентских институтов, общего чувства патриотизма и т.д. Здесь так и не прижились идеи модерного национализма, хотя, например, некоторые народы Испании и Австро-Венгрии свои национализмы создали. И далеко не всегда эти идеи были вражескими центру.

8. Другой не западный национальный проект. У народов Дальнего Востока единство заключается в сакрализации Поднебесной империи, четырех углов мира, далай ламы или других персонажей. Японцы обожают императора. Мусульмане теоретически должны объединится в Халифат – а на практике выходит, что между турками и малайцами общего очень мало.В указанное время и сюда начали проникать идеи национализма. Некорые европейские народы усвоили национальные проекты у других, дополнив их своими идеями. Так, греческий национальный проект - это менее радикальная версия немецкого (а затем и французского)

9. Другой европейский национальный проект. Состоянием на 1914 год в Европе существует множество народов с древними примордиальными и даже государственными традициями – которые все еще не имеют своего государства. Поляки, ирландцы, украинцы, балтийские народы, финны также имеют свои национализмы, которые не менее интересны, чем описанные выше примеры.

10. Против существования наций вообще. Такие люди тоже есть. Называются марксистами или анархистами.

К какому из национальных проектов модерного типа Вы испытываете больше всего симпатий/меньше всего антипатий?

В современном мире глобальный национализм набирает все большие обороты с каждым годом. Это связано не только с распространением националистических настроений в странах ЕС (прежде всего во Франции, Германии, Великобритании), что стало осовенно явно полсле выборов в Европейский парламент. В каждой стране рост национализма имеет разные причины, однако существуют и некоторые. Сейчас мир переходит от однополярного миропорядка к многополярному, при котором движущие и мобилизующие силы полюсов и региональных игроков создает национализм. Вторая причина – это отсутствие возможности остановить реакцию, вырастающую из настроений народа в отношении неолиберального космополитизма глобализации и его отрицания национального государства.

Французский национальный фронт — крупнейшая и самая успешная крайне правая партия Европы. Предыдущий лидер партии Жан-Мари Лё Пен добился большого успеха в 2002-м, выйдя во второй тур выборов президента. В 2011 года произошла смена лидера Национального фронта. Создателя партии Жана-Мари Лё Пена на посту председателя сменила его дочь — Марин Лё Пен, которая на выборах президента собрала 17, 9% голосов избирателей — лучший результат электоральный показатель за всю историю Национального фронта.

В сознании людей укрепился либеральный шаблон: если ты против иммиграции — значит, ты расист. В результате во Франции леволиберальные взгляды в вопросах иммиграционной политики стали основой для всего политического класса — не только для левых, но и для правых. Так же как и её отец, Марин Лё Пен выступает за ужесточение иммиграционного законодательства и заявляет, что Франция не должна превратиться в халифат. По убеждению администрации НФ, правительства должны неукоснительно соблюдать принцип светского государства. Именно поэтому, по мнению НФ, неприемлемо строительство мечетей за счёт государственной казны.

Подводя итоги, можно сказать, что идеология французского Национального Фронта после смены лидера эволюционировала незначительно. В рамках своих выступлений, Марин Лё Пен уделяет внимание все тем же насущным проблемам. Немаловажным является и смещение акцентов в выступлениях нового лидера Национального Фронта. Это довольно легко объясняется изменением объективных социально-экономических условий. Если ранее во главе угла стояла антииммиграционная риторика, то по мере усугубления экономического кризиса на первый план вышли проблемы экономического характера. А следовательно, и ашшитация к выходу из евро институтов, так как именно они, по мнению руководства НФ, являются главными источниками экономического кризиса. Вполне вероятно, что у Национального Фронта появился шанс стать одной из главных политических сил страны. Вполне возможно, что Марин Лё Пен сможет составить реальную конкуренцию основным кандидатам на пост президента страны на будущих выборах. Особенно принимая в расчет текущий рейтинг президента Франции Франсуа Олланда. Теперь в ряды сторонников партии могут вернуться те, кого в своё время отпугнула откровенно ксенофобская риторика ее бывшего лидера, а также те, кого разочаровала политика, проводимая голлистами и социалистами на протяжении послевоенных десятилетий.

Появление феномена идеологии неразрывно связано, во-первых, с революционным сознанием и процессом модернизации; во-вторых, с политизацией всех моральных и интеллектуальных вопросов; в-третьих, с воспитанием как пропагандой; в-четвертых, с деятельностью революционеров-подвижников.

Значение историков для идеологии национализма

О популярности такой социальной интерпретации национального к концу Старого Порядка, когда вся нация выступала как мифический наследник исторических прав и свобод (бывших ранее монополией дворян), свидетельствует масса брошюр и листков того времени. Об уровне осознания национальной истории говорит также отвержение различных иностранных институтов как непригодных для Франции с точки зрения ее традиций и особенностей. Истории Буленвилье и Мабли приписывают Франции происхождение от договора франков со своим королем. Миф нации закрепляется в исторической науке. Более того, сама история способствует укоренению этого мифа[103].

Читайте также: