Французский либерализм б констан кратко

Обновлено: 05.07.2024

Большую часть работ по вопросам политики, власти, государства БенжаменКонстан (1767-1830 гг.), которого некоторые исследователи считают духовным отцом либерализма написал в период между 1810-1820 гг.

Затем он их собрал и свел в "Курс конституционной политики", излагавшей в удобной систематической форме либеральное учение о государстве.

Стержень политико-теоретической конструкций Констана - проблема индивидуальной свободы.

Для Констана приемлема лишь та свобода, которая подразумевает личную независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Таким образом индивид не только имеет право совершать по отношению к государству определенные активные действия, но и право игнорировать государство, если в его содействии, помощи или даже присутствии индивид не нуждается. Констан замечает, что последнее обстоятельство есть главное, что позволяет ограничить современное (т.е. либеральное) понимание свободы от политической свободы в том виде, в каком ее понимали Древние.

К числу прав, покушение на которые делает любую власть "беззаконной", Констан относит право собственности, право на свободное выражение собственного мнения и иные права, составляющие по его определению содержание "современной свободы". Нарушающие неприкосновенные права личности Констан называет законы, побуждающие граждан доносить друг на друга, разделяющие граждан на неравноправных в политическом отношении классы.

Естественным ему кажется такой порядок организации политической жизни, при котором институты государства образуют пирамиду, вырастающую на фундаменте индивидуальной основы, неотчуждаемых прав личности, а сама государственность в качестве политического целого венчает собой систему сложившихся в стране различных коллективов (союзов) людей.

Современное государство должно быть по форме, как полагал Констан, конституционной монархией. Предпочтение конституционно-монархическому устройству отдается не случайно. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, нейтральную власть. Она вне трех "классических" властей (законодательной, исполнительной, судебной), независима от них и потому способна (и обязана) обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность.

Констан обычно о пяти видах власти, связанных между собой отношениями жесткой субординации. Над исполнительной и судебной Констан помещает королевскую власть, символ беспристрастности и национального единения. В законодательной сфере он видит не одну, а две власти -постоянную представительную (принадлежащую наследственной палате пэров) и власть, представляющую общественное мнение (принадлежащую нижней палате).

В сущности, Констан дифференцирует не виды власти, а ее носителей: его схему трудно считать шагом вперед по отношению к теории Локка-Монтескье.

Дополняя свою 5-ти звенную схему, Констан упоминает еще об одном виде власти - о власти "муниципальной". Он настаивал на невмешательстве центра в дела местного управления. Идея децентрализации - составная органическая часть констановской либеральной концепции, т.к. индивиду необходимо предоставить право самому заботиться о своих экономических и социальных интересах.

По мнению Констана, современное государство должно быть по форме конституционной монархией. Предпочтение конституционно-монархическому устройству отдается неслучайно. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, "нейтральную власть".

Наряду с институтами государственной власти, контролируемыми обществом и общественным мнением, опирающимся на свободу печати, гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право.

Развитие политико-правовой мысли Франции во многом было предопределено Великой Французской революцией. Ведущим течением французской общественно-политической мысли стал либерализм. Экономический подъем, который переживала в те годы Франция, способствовал укреплению политических позиций буржуазии. И либеральная теория полностью отвечала ее интересам.

Наиболее известным идеологом либерализма являлся Б. Констан.

Либерализм.Констан уделял особое внимание обоснованию личной свободы, понимаемой им как свобода совести, слова, свобода предпринимательства и частной инициативы. Он различает свободу политическую и свободу личную.

  • политическая свобода сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятия законов, участия в правосудии, решения вопросов войны и мира и др.). Она была присуща древним народам;
  • личная свобода свойственна новым народам, которые заняты промышленностью, интенсивным трудом и поэтому не имеют времени заниматься вопросами управления. Она понимается как личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной власти.

Нейтральная власть в лице главы государства (монарха), который принимает участие во всех ветвях власти и предупреждает конфликты между ними. Ему принадлежит право вето. Кроме того, он назначает членов палаты пэров.

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат – выборной палаты представителей и наследственной палаты пэров. Констан уделял большое внимание принципам формирования палаты представителей, настойчиво отстаивая необходимость высокого имущественного ценза для депутатов. Его доводы таковы: только собственность делает человека способным пользоваться политическими правами, а если предоставить эти права беднякам, то они попытаются использовать их для посягательств на собственность. Так же Констан был против выплаты депутатам вознаграждения.

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.

Судебная власть.

Муниципальная власть самостоятельна и обладает широкими правами.

Идеалом государства Б. Констан считал конституционную монархию по английскому образцу.

Право. Право, по его мнению, является гарантом индивидуальной свободы. Право – это способ бытия социума, регулятор общественных отношений, на страже которого должно стоять государство. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу. Соблюдение права трактовалось Констаном в качестве центральной, узловой задачи всех политических институтов.

Развитие политико-правовой мысли Франции во многом было предопределено Великой Французской революцией. Ведущим течением французской общественно-политической мысли стал либерализм. Экономический подъем, который переживала в те годы Франция, способствовал укреплению политических позиций буржуазии. И либеральная теория полностью отвечала ее интересам.

Наиболее известным идеологом либерализма являлся Б. Констан.

Либерализм.Констан уделял особое внимание обоснованию личной свободы, понимаемой им как свобода совести, слова, свобода предпринимательства и частной инициативы. Он различает свободу политическую и свободу личную.

  • политическая свобода сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятия законов, участия в правосудии, решения вопросов войны и мира и др.). Она была присуща древним народам;
  • личная свобода свойственна новым народам, которые заняты промышленностью, интенсивным трудом и поэтому не имеют времени заниматься вопросами управления. Она понимается как личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной власти.

Нейтральная власть в лице главы государства (монарха), который принимает участие во всех ветвях власти и предупреждает конфликты между ними. Ему принадлежит право вето. Кроме того, он назначает членов палаты пэров.

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат – выборной палаты представителей и наследственной палаты пэров. Констан уделял большое внимание принципам формирования палаты представителей, настойчиво отстаивая необходимость высокого имущественного ценза для депутатов. Его доводы таковы: только собственность делает человека способным пользоваться политическими правами, а если предоставить эти права беднякам, то они попытаются использовать их для посягательств на собственность. Так же Констан был против выплаты депутатам вознаграждения.

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.

Судебная власть.

Муниципальная власть самостоятельна и обладает широкими правами.

Идеалом государства Б. Констан считал конституционную монархию по английскому образцу.

Право. Право, по его мнению, является гарантом индивидуальной свободы. Право – это способ бытия социума, регулятор общественных отношений, на страже которого должно стоять государство. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу. Соблюдение права трактовалось Констаном в качестве центральной, узловой задачи всех политических институтов.

Представляется необходимым реорганизация и уточнение содержания. Улучшите его , обсудите области , требующие улучшения, или укажите разделы, которые нужно переработать, используя > .

Французский либерализм не один , а во множественном числе. Работа Люсьена Жауме выделены два ключевых момента в Orleanism , ток либерализма , который взял ведущие политические обязанности XIX - го века : сравнительно стертый индивидуальная и роль возложена на состояние (даже если это государство с небольшим вмешательством в экономику ). Рене Ремон помещает в непрерывность этого течения то, что он называет либеральными правыми, которые присутствовали в Союзе за французскую демократию . Наряду с этой тенденцией, существует также XIX - го века либеральной интеллектуальной группа вокруг Жермена де Сталь и Алексис де Токвиль критической Orleanism, поскольку был либеральный католицизм . Следует отметить, что этот правый тропизм мейнстрима во Франции является ответом на левый тропизм мейнстрима англосаксонского либерализма. Возможно , по этой причине, либеральные течения слева предпочтут в конце XIX E века принять термин радикализма , который не без ссылаясь на текущем либеральном английском и Джон Стюарт Милль . В наши дни, наряду с правыми либералами в духе Рене Ремона, мы также находим течение, очень отмеченное австрийским либерализмом и некоторыми экспертами в области социал-либерального вдохновения .

Резюме

Источники либерализма

Предшественники

На самом деле они не совпадают в зависимости от токов.

  • Для Франсуа Гизо и орлеанизма с философией Виктора Кузена он включает Николя Мальбранша , Франсуа Фенелона , Клода Баффье и критикует субъективизм.
  • Для интеллектуального течения, окружающего Жермен де Сталь , это скорее Жан-Жак Руссо и Кант.

Рождение либерализма в эпоху революции и империи

Либерализм Реставрации в конце Второй Империи

Орлеанизм

Это движение было основано Гизо в 1815-1820 годах под названием известного либерализма . Среди других ключевых фигур мы также находим таких людей, как Пьер-Поль Руайе-Коллар и Виктор де Бройль (1785-1870) или Виктор Кузен в философии . У этого движения есть несколько ключевых моментов:

Группа Коппе и Алексис де Токвиль

Либеральный католицизм

Либерализмы и экономика

Можно выделить две большие группы экономистов, пересекающих разделение Орлеанистов и Коппета .

Напротив, с Жаном де Сисмонди из Coppet Group возникает другая вселенная. Вместе с ним мы имеем одного из первых экономистов, критиковавших закон Сэя, который означает, что предложение создает собственный спрос, который до Джона Мейнарда Кейнса будет оставаться одним из основных принципов классической экономики и благосостояния. Идея Сисмонди заключается в том, что баланс интересов не всегда справедлив и что одни интересы могут иметь разрушительное преимущество над другими. Писая в то время, когда дети начинали работать в шесть лет, он, в частности, имел в виду этот пример.

Либерализм после 1958 года

Можно выделить как минимум три течения:

капиталистических отношений во Франции. В этих условиях либе­ральные идеи все более расширяют сферу своего влияния в обще­стве. Особо актуальной стала проблема сохранения индивидуаль­ной свободы и ее гарантий против произвола государства с любой формой правления.

Решение проблемы свободы в либеральном духе нашло отраже­ние в трудах французского публициста, ученого и политического деятеля Бенжамена Констана(1767—1830 гг.) 1 .

Основное внимание Констан уделяет обоснованию личной сво­боды,которую трактует как личную независимость, самостоятель­ность, безопасность, право влиять на управление государством. Он различает личную и политическую свободу.

Современный мир являет совсем иную картину, считает ученый. И дело не в обширности современных государств, а в обширности личной, гражданской свободы,в известной независимости индиви­дов от государственной власти.

Какой смысл Констан вкладывает в современное ему понятие свободы?

Во-первых, это право каждого подчиняться одним только зако­нам. Во-вторых, право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им. В-третъих, распоряжаться своей соб­ственностью, даже злоупотребляя ею. В-четвертых, это — свобода передвижения. В-пятых, право на объединение с другими индиви­дами (для обсуждения своих интересов, для отправления культа, проведения досуга и т.д.). В-шестых, право каждого влиять на осу­ществление правления — путем ли назначения чиновников или посредством представительства, право петиций, запросов, которые Власть в той или иной мере принуждена учитывать. Итак, у Конста­на на первом месте стоят правовая защищенность личности, ее ма­териальная и духовная автономия.

1 Констан де Ребек Бенжамен Анриродился в Лозанне, куда эмигрировали его родители. Окончил Эдинбургский ун-т. Его мировоззрение сформировалось под влия­нием идей британского конституционализма, французских мыслителей эпохи Рефор­мации и Просвещения.

Условием выражения общественного мнения, по Констану, яв­ляется представительная система правления,а органом его выра­жения — представительное учреждение. Представительная система

Такая сложная схема разделения властей очевидно была при­звана гарантировать гражданские и политические свободы, вписать модернизированный институт монархии в устройство правовой го­сударственности.,

В изрядной мере под влиянием Констана и великого француз­ского историка Ф.Гизо сложились взгляды на свободу и представи­тельную демократию их младшего современника Алексисаде Ток­виля(1805—1859 гг.). 1

1 Де Токвиль Алексис— французский историк, социолог и политический деятель. В молодости был приверженцем демократии. Позже возглавил консервативную Партию порядка, стал министром иностранных дел (1849 г.).

А. де Токвиль обобщил первый же опыт реальной демократии в условиях Нового времени, указал цель либерализму: идти навстре­чу демократии во имя свободы.

Читайте также: