Французский атеизм 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Для этой эпохи характерен девиз:"все должно предстать перед судом разума!". Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер- один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро- французский писатель, философ-просветитель, Гольбах- французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель.

Дидро - знаменитый мыслитель. Характерная черта его политического мировоззрения - остро выраженный демократизм.Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума.Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание биологическим проблемам. Дидро утверждал, что душа - продукт единства организма, его целостности.

Гольбах - французский философ-материалист. Главное его сочинение "Система природы" - "эта библия материализма". Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе. Все материальные тела состоят из атомов. Он упрощенно трактовал процесс познания, хотя ранее так много гениального было уже сказано на этот счет.

19. Атеизм и деизм французского Просвещения как проявления свободомыслия эпохи.

Атеи́зм — отрицание веры в существование богов.

Деи́зм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью.

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро-французский писатель, философ-просветитель, Гольбах - французский философ-материалисти.

Вольтер -один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы. В этом он испытывал неотразимую силу влияния учения Ньютона. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и категорически возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов. Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.

Жан Жак Руссо - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим.Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и "невинность" первобытных людей. Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. Вольтер был в корне не согласен с идеей Руссо о том, что идеалы пребывают в далеком прошлом.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Материализм и атеизм присущ философским учением французских мыслителей XVIII в. Без сомнения, повлияли на них предшественники в философии: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.. Мыслители и философы Франции Франсуа-Мари

Вольтер (1694-1778), Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Клод-Адриан Гельвеций (1715-1771), Этьен-Бонно де Кондильяк ( 1715-1780), Дени Дидро (1713-1784), Поль-Анри Гольбах (1723-1789), Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794) вписали яркую страницу в историю свободомыслия и науки.

Жюльен Офре де Ламетри был яркой и бескомпромиссной личностью, самобытным мыслителем Франции. Ненавистью пронизано почти все, что было написано о нем в течение многих десятилетий после его смерти. Жюльен родился во Франции в семье богатого торговца. Отец сделал много, чтобы он учился в лучших учебных заведениях страны. Углубляя свои профессиональные знания в тогдашнего немецкого медицинского светила Германа Бургаве в Лейдене, Ламетри понял значимость новых данных естествознания для решения медицинских и других вопросов.

= Виды развиваются путем естественного отбора; = возникновения потребностей приводит к формированию соответствующих органов; = раздражительность есть отличительная черта всего живого.

Ламетри бесстрашно добивался свободы устного и печатного слова и не побоялся признать право народа сбрасывать государей, которые не выполняют своих обязательств перед ним.

В способности чувствовать Ламетри видел атрибут материи, поскольку такая точка зрения, по его мнению, присуща философам всех веков. Поэтому напрасны попытки картезианцев опровергнуть ее заявлением, что "животные-простые машины". Опыт показывает нам, считал Ламетри, что чувственность одинакова у животных и у людей. Это доказывает язык чувств: стоны, крики, ласки, пение, а также все выражения страдания, печали, страха, храбрости, радости, гнева, удовольствия и другие. Правда, с единообразия функций органов чувств у животных и человека, нельзя убедительно объяснить ощущение как атрибут материи, замечает Ламетри. Но можно признать способность материи приобретать чувствительность "с помощью модификаций или воспринятых ею форм, потому что безусловно, что эта способность проявляется только в организованных телах". Это очень важная идея материализма, позволяет противопоставить его идеи божественного творения мира из ничего и идеи богодухновенности человеческого сознания.

Ламетри отметил, что уже древние предполагали какую-то потенциальную способность в материи, в организованных телах выступает как чувствительность. Природу, эволюционирующей, Ламетри рассматривал как лестницу незаметными степенями. Природа не перепрыгивает через степени и все во Вселенной завершено. Человек и растение - это белое и черное. Четвероногие, птицы, рыбы, насекомые, амфибии - промежуточные оттенки, которые смягчают резкий контраст двух цветов. Как и его предшественники-материалисты, Ламетри различает две субстанциальное формы в живых телах. Первые составляют органическое тело. Вторые - это как их жизненное начало, душа.

Ламетри разделяет учение древних о трех видах души. Растительное душа-это как причина, управляет всем механизмом размножения, питания и роста всех живых тел. Чувственная душа - это материальное начало, которое у животных чувствует, различает и познает, возвышаясь над растительной душой животных. Органы, способны вызвать в душе чувство, называются органами чувств. Такие зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Когда органы чувств подвергаются воздействию со стороны какого-либо предмета, то по нервам, связанных с ними, влияние передается в мозг, где чувственная душа воспринимает ощущения.

Ламетри упорядочил разнообразную проблематику, относящуюся к чувственной души. Он пояснил, что такое чувство; каков механизм ощущений, законы ощущений. Интересные мысли его о протяженности души, о природе памяти, воображения, страстей, привязанностей, снов и мечтаний, и тому подобное.

Разумная душа - или интеллектуальные способности. По мнению Ламетри,-это: интеллектуальное восприятие, воля, внимание, мысли, упорядочения и размещения идей, исследования и суждения. Так, восприятие открывается только с помощью тщательного исследования ощущений. В основе восприятия лежит наша способность чувствовать, но чувствовать философски, то есть более внимательно и углубленно.

В трактате "Человек-машина" Ламетри отстаивал естественные причины происхождения нашего мышления. Мыслящий душа направлена на созерцание идей и на размышления. С угасанием чувств угасает и мысль, как это бывает в состоянии летаргии, каталепсии и т.д.. Пытливый ум, утверждал Ламетри, пытается понять, как тело, которое с момента появления своей на свет способно только дышать, получает впоследствии способность чувствовать и, наконец, мыслить. Для Ламетри мыслящий душа и душа чувственная, неразрывно связаны. То, что мыслит в мозге, составляет часть всего тела, говорит он. Иначе как объяснить, почему моя кровь начинает нагреваться, сердце биться чаще, когда я разрабатываю план какого-либо произведения или переживаю какое-либо событие. Часто умственное напряжение приводит в расстройство тело. Но и больное, измученное тело не могут производить разумные мысли.

Природа мощная, уверен Ламетри, и одинаково легко создает как ничтожного насекомого, так и саму напыщенную человека. Откройте глаза и оставьте в стороне все непонятное, призвав, и вы увидите тогда, что пахарь, ум и знания которого не выходят за пределы борозде, в существенном ничем не отличается от гения. Поэтому у нас есть основания приписывать материи свойства мышления, хотя природа мышления для нас остается неизвестной.

Обратите внимание на последнее: конечно, Ламетри можно упрекнуть в недостаточно диалектическом понимании биологического и социального в формировании человеческого сознания, даже в биологизаторство. Но как врач и мыслитель-гуманист он прав в другом. Человек, который понимает мышление как свойство материи, будет благодарить природу за все чувства и блага, что она нам дает. Такой человек будет сочувствовать бедным, а не пренебрегать их. Ведь они - изуродованные люди. Дары природы встречают на устах и в сердце материалиста уважение.

I. О деспотизме, религии и духовенстве (из литературы до 1789 г.)
1. Ж.Мелье. О религии, собственности: и деспотизме
2. Гольбах. О религии и деспотизме
3. Ж.-П.Марат. О суеверии, церкви и деспотизме
4. Ф.Буассель. Катехизис рода человеческого
5. С.Марешаль. Стихи против бога

II. Духовенство и церковь против революции 1789—1793 гг.
6. Угрожающее письмо папы Пия VI к французам по поводу пленения Людовика XVI
7. Протест французов против контрреволюционных поползновений римской церкви
8. Речь, произнесенная Пием тайной консистории 20 марта 1790 г.
9. Послание папы Пия VI Екатерине II
10. Послание папы Пия VI к императору Франциску II
11. Речь, произнесенная папой Пием VI в тайной консистории по случаю смерти Людовика XVI (17 июня 1793 г.)
12. Духовенство и контрреволюция в Вандее
13. Духовенство - организатор контрреволюции в деп. Буш-дю Рон
14. Речь Ролана о контрреволюционной роли духовенства в Законодательном собрании (16 апреля 1792 г.)
15. Вандея (Контрреволюционное духовенство в 1793 г.)

Безбожие во Франции имеет долгую историю и обширную демографическую структуру, с развитием атеизма и осуждением теистической религии, начиная с французская революция. В 2015 году, по оценкам, не менее 29% населения страны считают себя атеистами, а 63% - нерелигиозными. [1]

Содержание

История

Возрождение и Реформация

Слово атеизм произошло от французского атеизм примерно в 1587 г. [2]

Гонения


До эпохи Просвещения те, кто придерживался нетеистических убеждений, считались аморальными или аморальными, а исповедание атеизма считалось наказуемым преступлением.

Ученый Этьен Доле был задушен и сожжен в 1546 году по обвинению в атеизме; в 1766 г. французский дворянин Франсуа-Жан де ла Барр, был замученный, обезглавлен, а его тело сожжено якобы вандализм из распятие, случай, который стал знаменитым, потому что Вольтер безуспешно пытался изменить приговор.

Среди обвиняемых в атеизме был Дени Дидро (1713–1784), один из самых выдающихся произведений эпохи Просвещения. философы, и главный редактор журнала Энциклопедия, который стремился бросить вызов религиозным, особенно католическим, догмам: "Причина в оценке философ Что такое благодать для христианина, - писал он. - Благодать определяет поступки христианина; причина философский". [5] Дидро был ненадолго заключен в тюрьму за свои произведения, некоторые из которых были запрещены и сожжены.

Атеизм эпохи Просвещения

французская революция

Французская революция ознаменовала поворотный момент в восхождении атеизма на выдающуюся позицию в качестве когнитивной и культурной позиции против папского превосходства и священная Римская империя по всей Европе и во всем мире. Теперь известен как атеист Культ разума идеология, установленная Жак Эбер, Пьер Гаспар Шометт и их сторонники и предназначался как замена христианству, и был наполнен церемониальным разрушением христианских реликвий, преобразованием церквей в Храмы Разума и олицетворением Разума как богини; он также проводил такие праздники, как Фестиваль разума (или Фестиваль свободы), датированный 10 ноября (20 брюмера) 1793 года. Культ разума, который решительно выступал за уничтожение христианских и теистических культурных влияний силой, выступал против Робеспьерс Культ Высшего Существа, который считался деистическим культом, восходящим к теизму христианства. В Культ разума был окончательно закончен Робеспьером и Комитет общественной безопасности через казнь Эбера и нескольких его последователей 24 марта 1794 года, поднявшихся всего за семь месяцев до этого.

19 век

Даже после того, как термидорианская реакция положила конец революционным антиклерикальным проявлениям, движение за секуляризацию продолжалось в течение Наполеоновская эпоха и далее. Французские атеисты участвовали во все более популярных политических движениях, которые стремились к большему экономическому и политическому паритету в обществе, наиболее заметным из которых является Французская революция 1848 года и Парижская Коммуна 1871 г.

В 1877 г. Гранд Ориент де Франс (GOdF), крупнейшая масонская организация, по инициативе протестантского священника Фредерик Десмонс, позволил тем, кто не верил в Высшее существо, быть принятыми в члены, что привело к продолжающемуся расколу между GOdF и Объединенная Великая Ложа Англии (и их соответствующие дочерние ложи) из-за отхода GOdF от теистического требования веры в Высшее Существо для всех членов.

20 век

В 1905 г. Закон о разделении государства и церкви был принят, устанавливая в стране государственный секуляризм и предотвращая взаимодействие между религиозными общинами и правительством, кроме как через религиозные организации. Атеисты были среди многих французских граждан, казненных и подвергнутых пыткам в концентрационных лагерях, управляемых немецким нацистским режимом. [ нужна цитата ]

После войны атеисты и светские гуманисты стали все активнее участвовать в определении и толковании существования человечества и личности, среди которых были экзистенциалист писатель и философ Жан-Поль Сартр.

21-го века

XXI век, начавшийся с появлением возглавляемых американцами Война с терроризмом, оживила дискуссию по вопросу о религиозной свободе, самовыражении и атеистическом рационализме во Франции.

По сей день GOdF (Гранд Ориент де Франс) Масонская организация занимает строго светскую позицию в глазах общественности и часто обвиняется в сильной антихристианской позиции апологетами римско-католической церкви и духовенством.

Предыдущий президент Франсуа Олланд атеист с католическим воспитанием. Президент Эммануэль Макрон агностик, хотя он обратился в католицизм будучи тинейджером. Мэр Парижа Энн Идальго открыто и откровенно атеист.

Читайте также: