Франция консолидация левых сил кратко

Обновлено: 02.07.2024

Последствия Первой Мировой войны для Франции. Франция в 1920-е

Франция немало получила в итоге войны, но победа в войне дорого обошлась французскому народу.

Она пострадала более других стран Антанты:

- Более 4 млн. убитых и тяжелораненых (800 тыс. из которых стали инвалидами);

- Наиболее индустриально развитая северо-восточная часть страны оказалась под многолетней германской оккупацией;

- Франция потеряла ½ флота;

- значительный экономический ущерб;

Но позитивных итогов войны тоже было немало, Франция оставалась великой мировой державой:

1) увеличилась ее колониальная империя;

2) в первые послевоенные годы Франция имела самую сильную в мире сухопутную армию;

3) финансовый ущерб от войны предполагалось компенсировать репарациями с Германии

4) военный разгром Германии и последовательная политика французского правительства, направленная на максимальное ослабление своего традиционного противника, создавали благоприятные условия для утверждения ведущей роли Франции на европейском континенте.

Во Франции был проведен ряд важных преобразований и реформ . Они имели далеко идущие последствия, способствовали некоторой стабилизации ситуации в стране:

2) узаконение права профсоюзов на коллективные договоры,

3) реформа избирательной системы,

4) меры по трудоустройству и социальной реабилитации сотен тысяч фронтовиков, пенсии инвалидам, вдовам и детям погибших солдат-фронтовиков.

В 20-е годы XX века особенностями Франции были:

1) многочисленность политических партий и частая смена правительств, которые всегда были коалиционными;

2) традиционная популярность социалистических идей, влияние левых сил – социалистов и коммунистов;

3) своеобразие политической системы порождало ожесточенные споры о том, в каком направлении должно двигаться общество, как и за счет чего решать многочисленные проблемы.

Две наиболее влиятельны силы:

1) социалисты - полагали, что необходимо двигаться к построению более справедливого общества, взять под контроль государства ключевые отрасли экономики;

2) националисты - Франция должна закрепить за собой лидирующие позиции в послевоенном мире, консолидация вокруг идеи сильной Франции.

В 20-е гг. сменились правительства Мильерана, Бриана, Пуанкаре, Эррио, целью которых было достижение более или менее стабильного социально-экономического и политического положения.

Во второй половине 30-х годов во Франции возникло новое явление – к власти пришли правительства Народного фронта – широкая коалиция левых партий и организаций.

Причинами их возникновение было:

1) решение объединиться в борьбе против общего врага – фашизма. В состав Народного фронта вошли коммунисты (1935 г., Коминтерн) и социалисты (1934 г., Социнтерн) как основа + все демократические антифашистские силы;

2) создание Народного Фронта как вариант выхода из кризиса и состояния депрессии – новая модель государственного регулирования.

6 февраля 1934 г. французские фашисты предприняли попытку штурма здания парламента, что привело к решению консолидировать все левые силы. Лидер Французской Коммунистической Партии Мориз Торез призвал антифашистские силы к единству, забыть о разногласиях и бороться против фашизма.

Компартия и соцпартия подписали соглашение о единстве действий (совместное проведение митингов, демонстраций и др.). Главная задача – защита демократических свобод и запрет фашистских организаций. После присоединения ряда других организаций à в июле 1935 года возник Народный фронт, его основу составили социалисты, коммунисты и радикалы.

Среди политических требований:

1) политическая амнистия, свобода печати, совести, профсоюзов;

2) разоружение и роспуск фашистских организаций;

3) бесплатное образование;

4) международное сотрудничество в рамках Лиги Наций за мир и разоружение;

5) национализация военной промышленности и отмена частной торговли оружием.

Среди экономических требований:

1) меры против безработицы и промышленного кризиса;

2) меры против кризиса в сельском хозяйстве и торговле;




3) национализация Французского банка, упорядочение банковской деятельности, реформа налогообложения.

В мае 1936 года партия Народного Фронта победила на парламентских выборах (Леон Блюм), собрав более 50% голосов. Сформировано правительство НФ в составе социалистов и радикалов. Коммунисты не вошли в правительство, но оказывали ему поддержку.

Для реализации программы Народного Фронта парламент утвердил 133 закона.

В первые же месяцы произошли широкие социальные преобразования, среди которых:

1) 40-часовая рабочая неделя без сокращения зарплаты;

2) Ежегодный двухнедельный оплачиваемый отпуск;

3) Повышение минимальной зарплаты;

4) Пособия многодетным семьям;

5) Организация общественных работ;

6) Увеличение размера пенсий;

7) Выделение средств для развития науки, образования, культуры.

В сфере государственного регулирования:

1) национализация ряда военных заводов;

3) под контроль государства поставлен Французский банк;

3) ограничение вывоза капитала;

4) создано Национальное общество железных дорог.

В политической области:

1) роспуск и запрет фашистских полувоенных организаций;

2) но политические организации фашистского толка не запрещались.

Таким образом, предпринятое правительством НФ активное государственное регулирование и широкие демократические реформы создали во Франции особую, радикально-демократическую модель государственного регулирования.

Но!

1) у входящих в состав НФ партий не было единства мнений и действий по многим важным вопросам, что и предопределило его непрочность. Пока была угроза возможного фашистского переворота, сохранялось единство. Как только эта угроза была устранена, на первый план выступили разногласия.

Прежде всего, они касались политики внутренних реформ:

- коммунисты – требовали продолжения реформ, большего государственного контроля над экономикой и финансами.

Во внешней политике:

- социалисты и радикалы – за союз с Англией;

- коммунисты – за сотрудничество с СССР.

2) в условиях экономического и финансового кризиса экономическая политика правительства НФ оказалась неэффективной:

- социальные реформы требовали огромных средств, но в условиях кризиса это было невозможно à рост дефицита госбюджета;

Социально-экономические мероприятия выходили за привычные рамки либерального реформизма à неоднозначная реакция и во французском обществе, и в самом НФ.

В 1938 г. правительство Блюма уходит в отставку. Социалисты отказались участвовать в новом правительстве. Народный фронт перестал существовать. Новое правительство приняло курс на отказ от программы НФ.

Значение НФ:

1) помог отстоять режим парламентской демократии;

2) обеспечил крупные демократические преобразования во всех областях жизни, эти завоевания невозможно было отменить.

Последствия Первой Мировой войны для Франции. Франция в 1920-е

Франция немало получила в итоге войны, но победа в войне дорого обошлась французскому народу.

Она пострадала более других стран Антанты:

- Более 4 млн. убитых и тяжелораненых (800 тыс. из которых стали инвалидами);

- Наиболее индустриально развитая северо-восточная часть страны оказалась под многолетней германской оккупацией;

- Франция потеряла ½ флота;

- значительный экономический ущерб;

Но позитивных итогов войны тоже было немало, Франция оставалась великой мировой державой:

1) увеличилась ее колониальная империя;

2) в первые послевоенные годы Франция имела самую сильную в мире сухопутную армию;

3) финансовый ущерб от войны предполагалось компенсировать репарациями с Германии

4) военный разгром Германии и последовательная политика французского правительства, направленная на максимальное ослабление своего традиционного противника, создавали благоприятные условия для утверждения ведущей роли Франции на европейском континенте.

Во Франции был проведен ряд важных преобразований и реформ . Они имели далеко идущие последствия, способствовали некоторой стабилизации ситуации в стране:

2) узаконение права профсоюзов на коллективные договоры,

3) реформа избирательной системы,

4) меры по трудоустройству и социальной реабилитации сотен тысяч фронтовиков, пенсии инвалидам, вдовам и детям погибших солдат-фронтовиков.

В 20-е годы XX века особенностями Франции были:

1) многочисленность политических партий и частая смена правительств, которые всегда были коалиционными;

2) традиционная популярность социалистических идей, влияние левых сил – социалистов и коммунистов;

3) своеобразие политической системы порождало ожесточенные споры о том, в каком направлении должно двигаться общество, как и за счет чего решать многочисленные проблемы.

Две наиболее влиятельны силы:

1) социалисты - полагали, что необходимо двигаться к построению более справедливого общества, взять под контроль государства ключевые отрасли экономики;

2) националисты - Франция должна закрепить за собой лидирующие позиции в послевоенном мире, консолидация вокруг идеи сильной Франции.

В 20-е гг. сменились правительства Мильерана, Бриана, Пуанкаре, Эррио, целью которых было достижение более или менее стабильного социально-экономического и политического положения.

Во второй половине 30-х годов во Франции возникло новое явление – к власти пришли правительства Народного фронта – широкая коалиция левых партий и организаций.

Причинами их возникновение было:

1) решение объединиться в борьбе против общего врага – фашизма. В состав Народного фронта вошли коммунисты (1935 г., Коминтерн) и социалисты (1934 г., Социнтерн) как основа + все демократические антифашистские силы;

2) создание Народного Фронта как вариант выхода из кризиса и состояния депрессии – новая модель государственного регулирования.

6 февраля 1934 г. французские фашисты предприняли попытку штурма здания парламента, что привело к решению консолидировать все левые силы. Лидер Французской Коммунистической Партии Мориз Торез призвал антифашистские силы к единству, забыть о разногласиях и бороться против фашизма.

Компартия и соцпартия подписали соглашение о единстве действий (совместное проведение митингов, демонстраций и др.). Главная задача – защита демократических свобод и запрет фашистских организаций. После присоединения ряда других организаций à в июле 1935 года возник Народный фронт, его основу составили социалисты, коммунисты и радикалы.

Среди политических требований:

1) политическая амнистия, свобода печати, совести, профсоюзов;

2) разоружение и роспуск фашистских организаций;

3) бесплатное образование;

4) международное сотрудничество в рамках Лиги Наций за мир и разоружение;

5) национализация военной промышленности и отмена частной торговли оружием.

Среди экономических требований:

1) меры против безработицы и промышленного кризиса;

2) меры против кризиса в сельском хозяйстве и торговле;

3) национализация Французского банка, упорядочение банковской деятельности, реформа налогообложения.

В мае 1936 года партия Народного Фронта победила на парламентских выборах (Леон Блюм), собрав более 50% голосов. Сформировано правительство НФ в составе социалистов и радикалов. Коммунисты не вошли в правительство, но оказывали ему поддержку.

Для реализации программы Народного Фронта парламент утвердил 133 закона.

В первые же месяцы произошли широкие социальные преобразования, среди которых:

1) 40-часовая рабочая неделя без сокращения зарплаты;

2) Ежегодный двухнедельный оплачиваемый отпуск;

3) Повышение минимальной зарплаты;

4) Пособия многодетным семьям;

5) Организация общественных работ;

6) Увеличение размера пенсий;

7) Выделение средств для развития науки, образования, культуры.

В сфере государственного регулирования:

1) национализация ряда военных заводов;

3) под контроль государства поставлен Французский банк;

3) ограничение вывоза капитала;

4) создано Национальное общество железных дорог.

В политической области:

1) роспуск и запрет фашистских полувоенных организаций;

2) но политические организации фашистского толка не запрещались.

Таким образом, предпринятое правительством НФ активное государственное регулирование и широкие демократические реформы создали во Франции особую, радикально-демократическую модель государственного регулирования.

Но!

1) у входящих в состав НФ партий не было единства мнений и действий по многим важным вопросам, что и предопределило его непрочность. Пока была угроза возможного фашистского переворота, сохранялось единство. Как только эта угроза была устранена, на первый план выступили разногласия.

Прежде всего, они касались политики внутренних реформ:

- коммунисты – требовали продолжения реформ, большего государственного контроля над экономикой и финансами.

Во внешней политике:

- социалисты и радикалы – за союз с Англией;

- коммунисты – за сотрудничество с СССР.

2) в условиях экономического и финансового кризиса экономическая политика правительства НФ оказалась неэффективной:

- социальные реформы требовали огромных средств, но в условиях кризиса это было невозможно à рост дефицита госбюджета;

Социально-экономические мероприятия выходили за привычные рамки либерального реформизма à неоднозначная реакция и во французском обществе, и в самом НФ.

В 1938 г. правительство Блюма уходит в отставку. Социалисты отказались участвовать в новом правительстве. Народный фронт перестал существовать. Новое правительство приняло курс на отказ от программы НФ.

Значение НФ:

1) помог отстоять режим парламентской демократии;

2) обеспечил крупные демократические преобразования во всех областях жизни, эти завоевания невозможно было отменить.

Во Франции была многопартийная система, которая представляла весь спектр политических сил от левых до правых. В результате множество партий конкурировали между собой, но ни одна не обладала устойчивым влиянием на избирателей, поэтому они формировали предвыборные блоки. В Национальном собрании ни одна из партий не имела большинства в парламенте, поэтому несколько партий образовывали коалицию для формирования правительства.

3. Подумайте, каковы причины возникновения фашизма во Франции. Сравните эти причины с причинами возникновения фашизма в Италии и нацизма в Германии. Чем вы можете объяснить сходства и различия?

4. Каковы причины формирования Народного фронта во Франции? Подумайте, почему фашисты во Франции не смогли добиться успеха.

Народный фронт был сформирован левыми партиями после не удачной попытки фашистского переворота с целью не допустить фашистов к власти. Благодаря политике Народного фронта, которая смогла снять остроту экономического и социального кризиса, тем самым лишив фашистов поддержки в обществе.

5. В чём состояла социальная направленность политики Народного фронта?

Социальная направленность политик Народного фронта заключалась в проведении следующих реформ: установлена 40-часовая рабочая неделя, введен двухнедельных ежегодный оплачиваемый отпуск, повышение зарплаты и пенсии, повышены налоги на крупные состояния и сверхдоходы и их снижение для мелких предприятий, введение общественных работ для безработных.

6. Сформулируйте цели и задачи внешней политике Франции в 30-е гг. XX в.

Вопросы к источнику

Проанализировав текст соглашения, поясните, в чём партии-участницы Народного фронта пошли навстречу друг другу. Какие вопросы и почему именно они были самыми важными для Народного фронта?

Коммунистическая и социалистическая партии пошли навстречу друг другу, договорившись защищать демократические свободы и требовать пропорционального представительства и роспуска платы.

Наиболее важным вопросом для Народного фронта было противодействие фашистским организациям, их разоружение и роспуск.

Левый блок — это коалиция левоцентристских партий, находившаяся у власти во Франции в 1924-1926 годах.

Выборы в Палату депутатов в 1924 г.

В 1924 году, накануне очередных выборов в парламент, политические силы Франции перегруппировались. Радикалы отказали в сотрудничестве правым партиям и образовали Левый блок (Картель левых) с Социалистической партией. Французская Коммунистическая партия не вошла в эту коалицию и на выборах выступила самостоятельно.

В программу Левого блока входили пункты:

В результате выборов в мае 1924 года левый блок получил 315 мест в Палате депутатов, завоевав большинство. Впервые участие в выборах приняла ФКП, получившая 26 депутатских мандатов. Социалисты отказались входить в кабинет министров, но партия разрешила депутатам поддерживать правительство. Кабинет сформировали радикалы и представители примыкавших группировок. Первое правительство Левого блока (июнь 1924 г. – апрель 1925 г.) возглавил лидер радикальной партии Эдуар Эррио.

Внутренняя политика Левого блока

Первым делом новый кабинет начал выполнять предвыборные обещания. Был принят закон об амнистии, освободивший участников восстания на флоте в Черном море. Уволенные за забастовку 1920 года железнодорожники были возвращены на работу.

Также кабинет Эррио принял законы об ограничении ночного детского и женского труда, о предоставлении госслужащим права создания профессиональных союзов. Женщины впервые получили право участвовать в муниципальных и кантональных выборах.

Готовые работы на аналогичную тему

После такого ряда неудач правительство Эррио ушло в отставку, а коалиция Левого блока оставалась у власти лишь до 1926 г. Сначала кабинет возглавлял правый радикал Поль Пенлеве, а после него Аристид Бриан. Постепенно их политика правела и характеризовалась отходом от обещаний предвыборной программы.

Внешняя политика Левого блока

В репарационном вопросе кабинет Эррио следовал плану международного комитета экспертов под председательством Чарлза Дауэса. Комитет сделал вывод, что выплата репарационных платежей будет возможна только после того, как немецкая тяжелая промышленность восстановится. Для этого Германия получила международный заем. Размер репараций никак не фиксировался. План устанавливал ежегодный размер платежа в первые пять лет 1 млрд марок, а затем по 2,5 млрд марок в год, причем сумма могла изменяться в зависимости от индекса благосостояния Германии. Также банк Моргана предоставил Франции заем. В ответ на что она обязалась уплатить военные долги США и Англии.

Контроль над выплатой репарационных платежей передавался международному комитету, в котором большинство голосов было у США и Великобритании. В 1924—1929 гг., пока действовал план Дауэса, Франция получила почти 4 млрд марок. Германии за это время было предоставлено иностранных займов и кредитов на сумму 15—20 млрд марок. С их помощью она за короткий срок смогла восстановить военно-промышленный потенциал.

Франция, таким образом, заручилась поддержкой со стороны Англии и Италии на случай агрессии Германии. Однако и Германия получила обещания подобной помощи в случае нападения французов.

Впервые после Версальского договора Франция и Германия оказались в равном положении.

Колониальные войны в Марокко и Сирии

Франция оставалась по-прежнему крупной колониальной державой. В правление кабинетов Левого блока начался подъем национально-освободительных движений.

Весной 1925 г. в Марокко, на границе с испанскими владениями, в области Риф, началось восстание арабских племен. Повстанцы объявили о создании независимой республики Риф. В ответ французские власти спровоцировали столкновение с республикой и совместно с Испанией начали военные действия. Туда был направлен французский воинский контингент с тяжелой артиллерией и авиацией. Только весной 1926 г. восстание удалось подавить.

Распад Левого блока

Колониальные войны привели к кризису Левого блока. Сначала социалисты поддерживали действия правительства. Однако затем СФИО изменила позицию и начала настаивать на мирном разрешении конфликтов. Также социалисты требовали от кабинета министров создания системы социального страхования за счет предпринимателей и введения прогрессивно-подоходного налога. Правительство не сделало этого и, напротив, подготовило законопроекты о крупном внутреннем займе, предоставлявшем льготы крупному капиталу, и повышении косвенных налогов. Против законопроектов выступили социалисты, коммунисты и даже часть радикалов. Летом 1926 г. Левый блок распался.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Межвоенная история Франции: историческая справка для игры "Свободная зона", часть 1

Краткая история Франции в период между двумя войнами

Armisticetrain_(slight_crop).jpg

Представители союзников во время подписания перемирия в Компьенском лесу возле своего вагона. Историческое фото 1918 года.

Позже, в ходе Парижской мирной конференции, были оформлены территориальные изменения. Франция получила обратно вожделенные Эльзас и Лотарингию, угольные копи Саарского бассейна, в Азии – Сирию и Ливан, в Африке – часть Камеруна и Того. Французская делегация настаивала на расчленении Германии, чтобы навсегда лишить её возможности угрожать Франции. Однако союзники единым фронтом выступили против этого требования – доминирование Франции в континентальной Европе их никак не устраивало.

Политическое развитие Франции после первой мировой войны. Реформа избирательной системы 1919 г.

Окончание войны вызвало изменения в политической системе Франции. В 1919 году была проведена реформа избирательной системы. Основной целью реформ было обеспечение большей гибкости избирательного права, максимальный учет предпочтений избирателей. В результате была введена сложная смешанная пропорционально-мажоритарная система. Партии и коалиции представляли списки своих кандидатов в соответствии с максимально возможным числом мандатов от данного округа, но избиратели голосовали за конкретных кандидатов (с правом отдать свои голоса за кандидатов, находящихся в разных списках). Избранными считались кандидаты, собравшие абсолютное большинство голосов. Такая избирательная система давала преимущества партиям, включавшим в свои списки наиболее популярных политиков и формировавшим широкие коалиции.

Raymond_Poincaré_1914.jpg

Раймон Пуанкаре (1860-1934), французский политик правоцентристкого направления, в 1913-1920 годах президент Франции, в 1920-е годы несколько раз был премьер-министром и формировал правительство

280px-Édouard_Herriot_01.jpg

Эдуард-Мари Эррио (1872-1957) – французский левоцентристский политик, писатель, историк и общественный деятель. Лидер партии радикалов и радикал-социалистов. В 1920-1930-х годах занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел.

Социально-экономическое развитие Франции в 1920-х годах

Во внутренней политике успехи правительства Э.Эррио оказались значительно меньшими. Широкая программа демократизации, включавшая принятие закона о политической амнистии, расширение избирательных прав женщин, борьбу за светский характер образования, вызвала положительный резонанс в обществе, но не могла решить экономические проблемы. Некоторое улучшение производства во Франции в 1924 г. являлось результатом не столько деятельности правительства, сколько объективного выхода рыночной экономики из наиболее острой стадии послевоенного кризиса.
К этому времени завершилась интеграция Эльзаса и Лотарингии в экономическую инфраструктуру Франции, стабилизировались поставки сырья и финансовые выплаты в счет немецких репараций. Рост уровня промышленного производства во Франции составил в эти годы 5 %, что уступало лишь показателям экономического развития США.

Стабилизация национальной финансовой системы определяла уверенный промышленный рост Франции в конце 1920- годов. В 1927 г. французское промышленное производство уже в три раза превысило довоенный уровень. Впервые за долгое время начала ощущаться нехватка рабочих рук — Франция в эти годы стала единственной в Европе страной, где наблюдался приток рабочей силы из-за рубежа.
Изменилась и структура занятости. К концу 20-х гг. численность городского населения Франции впервые превысила численность сельского. При этом рост численности наемных рабочих и служащих привел к тому, что удельный вес мелких самостоятельных предпринимателей среди занятых в промышленности, сократился до 9,7 % (в 1911 г. — 23,4 %). В целом, динамика экономического развития Франции, обеспеченная рывком второй половины 20-х гг., существенно опережала общеевропейские показатели: если промышленное производство в Европе в течение экономического цикла 1920—1929 гг. выросло на 18 %, то во Франции этот показатель составил 31%

Читайте также: