Франческо борромини биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Франческо Борромини

Франческо Борромини (Francesco Borromini) – экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко из Италии. Крупнейший мастер пространственных строительных решений, автор нескольких зданий и множества интерьерных оформлений.

Биография

Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino), италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Città del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.

На формирование стиля архитектора оказали влияние Микеланджело (Michelangelo) и Андреа Палладио (Andrea Palladio), визитной карточкой Борромини стало использование овалов вместо кругов, дополненных волнистостью архитектурных композиций. Он предпочитал работать с малыми формами, не стремясь к крупном градостроительным проектам.

Любимыми материалами мастера стали: кирпич, камень, гипс и штукатурка. При этом Борромини предпочитал разламывать линии, создавать тонкие узоры декора, подсвечивать работы неярким светом.

Бернини против Борромини

Главным соперником Франческо Борромини на протяжении всей жизни стал Джованни Бернини (Giovanni Bernini), которому постоянно покровительствовали многие монаршие особы Ватикана.

Бернини мог проявить себя в архитектуре, в живописи, в скульптуре, в механике и в написании пьес (хотя до наших дней почти ничего не сохранилось). Борромини же оставался лишь архитектором, но в техническом плане он всегда оказывался грамотнее и дальновиднее соперника.

Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви. Борромини всего приходилось добиваться тяжелым трудом, неоднократно выслушивая жесткую критику экстравагантного стиля своих работ. Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым.

Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. Узнавая о просчетах Джованни в строительстве зданий и сооружений, Франческо никому не спешил об этом сообщать. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час.

Смерть

За некоторое время до окончания строительства храма “Святого Карла у Четырех Фонтанов” (San Carlo alle Quattro Fontane), Борромини переживал сильнейшую депрессию, из-за чего уничтожил все новые проекты будущих строений. После этого, 8 августа 1667 г. он совершил самоубийство.

Архитектор похоронен в церкви Сан Джованни де Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini). Его могила не украшена балдахином, монументом или алтарем, на надгробном камне выбито только имя Борромини.

Личная жизнь

О семье и детях Франческо Борромини истории ничего не известно, возможно, их просто не было. Будучи набожным человеком и выбрав для себя путь служения богу через воплощение своего таланта архитектора на строительстве церквей и храмов, он принес в жертву собственное семейное счастье. Рядом с ним было несколько учеников, которым мастер передавал свои знания, но в личной жизни Борромини оставался одинок.

Работы во дворцах

Склонность к причудливым архитектурным деталям начала проявляться у Борромини с первых дней работы на больших папских и значительных заказах. Тщательная проработка деталей вместе с головокружительной планировкой идеально отражали мастерство художника. Нарядные, величественные дворцы с открытыми дворами занимают почетное место в барочной архитектуре.

Палаццо Барберини

Палаццо Барберини

Палаццо Барберини (Palazzo Barberini) возведен на улице Делле-Кватро-Фонтане (delle Quattro Fontane) на востоке Рима. Сегодня в нем расположена национальная художественная галерея (Galleria Nazionale d’Arte Antica). Здесь Борромини впервые встретился со своим будущим соперником Бернини.

Начало строительству положено в 1627 г. по проекту Мадерно и по указанию папы Урбана VIII (Urbanus PP. VIII). После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон.

Галерея Спада

Галерея Спада

Дворец Спада (Palazzo Spada) – римский дворец кардинала Бернардино Спада (Bernardino Spada), строительство которого пришлось на начало XVI в. Находится на площади Капо ди Ферро (Piazza Capo Di Ferro) в историческом центре Рима.

Спада купил здание в 1632 г. у кардинала Пьетро Паоло Миньянелли (Pietro Paolo Mignanelli) и сразу же приступил к реконструкции, доверив работы Борромини. Знаменитая Галерея Спада (Galleria Spada) – это галерея протяженностью 9 метров, идущая через низкий садовый корпус к статуе Меркурия (высотой 60 сантиметров) в маленьком садике. Архитектор наклонил пол и установил колонны и арки вдоль помещения, постепенно уменьшая их размер. Оптический эффект удлиняет коридор в 4 раза и втрое увеличивает статую.

Дворец Памфили

Фасад дворца Памфили (Palazzo Pamphilj) смотрит на площадь Навона (Piazza Navona). Здание по проекту Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) строилось с 1644 г. по 1650 г. для папы Иннокентия Х (Innocentius PP. X). Борромини пригласили, чтобы он внес корректировки в план облика дворца.

По замыслу архитектора главный зал оформили лепными декорациями и изменили декор галереи на первом этаже, украсив её фресками Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona). Овальные лестницы также принадлежат замыслу Борромини.

Дворец Пропаганда Фиде

Дворец Пропаганда Фиде

Дворец Пропаганда Фиде (Palazzo di Propaganda Fide) расположен в центре Рима на площади Испании (Piazza di Spagna) со стороны улицы Виа Фраттина (Via Frattina) и принадлежит Святому Престолу (la Santa Sede).

Вначале принадлежал иезуитскому ордену, там обучались миссионеры, обращающие язычников в христиан. С 1627 г. реконструкцией фасада занимался Бернини, а после смерти папы Убрана VIII работы продолжил Борромини. Сегодня в здании организован музей миссионерской Конгрегации по евангелизации народов (Congregatio pro Gentium Evangelizatione).

Дворец Карпенья

Дворец Карпенья

Во дворце Карпенья (Palazzo Carpegna) на площади Академии ди Сан-Лука (Piazza dell’Accademia di San Luca) с 1932 г. оборудована Галерея академии Святого Луки.

Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения.

Церкви

Проекты соборов и базилик Борромини отличаются самобытностью. Как общие композиции, так и отдельные элементы декора несут в себе строгую индивидуальность автора, часто не принимаемую и критикуемую современниками.

Сан Карло алле Куатро Фонтане

Наименование небольшой францисканской базилики “San Carlo alle Quattro Fontane” в переводе обозначает церковь “Святого Карло у 4-х фонтанов”.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане Рим

Храм в белых тонах возводился по эскизам Борромини с 1638 г. по 1677 г. и стал ярким примером криволинейности эпохи барокко. Наличие на скрещении улиц Делле-Куатро-Фонтане (delle Quattro Fontane) и Дель-Квиринале (del Quirinale) 4-х фонтанов отразилось в наименовании церкви. Заказчиком строительства работы выступал Орден Пресвятой Троицы (Ordo Sanctissimae Trinitatis).

Здание с обрезанными углами и волнообразными карнизами предусматривалось как место погребения автора проекта, там ему была отведена капелла слева, так и не ставшая могилой талантливого итальянца.

Сан Аньезе ин Агоне

Сант Аньезе ин Агоне

Церковь “Sant’Agnese in Agone” (“базилика святой Агнессы”) возведена на площади Навона (Piazza Navona).

Сант Андера делле Фратте

Сант Андера делле Фратте

Базилика Сант Андера делле Фратте (Sant’Andrea delle Fratte) построена в честь великомученика Андрея и возведена на улице Виа ди Сант Андреа делле Фратте (Via di S.Andrea delle Fratte).

Храм функционирует с XII века как национальная церковь шотландцев, впоследствии он много раз подвергался реконструкции. В 1585 г. папа Сикст V (Sixtus PP. V) передал ее монашескому ордеру минимов (Ordo Minimorum). Борромини работал над зданием с 1653 г. до самой смерти. По его проекту перестроены танцующая колокольня, церковный купол и прилегающий полукруглый выступ здания. Здесь захоронены художники Анжелика Кауфман (Angelica Kauffmann) и Орест Кипренский, скульптор Рудольф Шадов (Rudolf Schadow).

Сант Иво алла Сапиенца

Сант Иво алла Сапиенца

Католическая церковь “Sant’Ivo alla Sapienza” возведена в честь святого Иво Бретонского. Здание является вершиной мастерства Борромини. Расположено в центральном районе Рима на улице Corso del Rinascimento в сотне метров от Навоны.

Заказчиком строительства стал папа Урбан VIII. Архитектору предлагалось встроить церковь между двумя зданиями университета. Он разработал шестиугольное строение с вогнутым фасадом и спиральным куполом, органично вписав все это великолепие в небольшое пространство. Строительство университетской церкви шло с 1642 по 1662 год.

Оратория Филиппо Нери

Оратория Филиппо Нери

Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio).

Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон.

Вогнутый фасад кладки из кирпича и корпуса по бокам из двух компонентов призваны олицетворять приветственные руки церкви.

Сант Андреа делла Валле

Сант Андреа делла Валле

Церковь святого Андрея в долине (Sant’Andrea della Valle) – самый большой храм, над которым работал Борромини, строился разными мастерами и архитекторами с 1590 по 1650 год.

Расположен на римской площади Пьяцца Видони (Piazza Vidoni), на пересечении улиц Corso Vittorio Emmanuele и Corso del Rinascimento. В 1622 г. Борромини, под руководством Мадерно, трудился над возведением церковного купола.

Санта Мария деи сетте Долори

Санта Мария деи сетте Долори

Церковь святой Марии (Santa Maria dei Sette Dolori), основанная Камиллой Фарнезе (Camilla Farnese), герцогиней Латер (Latera), возведена на улице Гарибальди (Garibaldi) в тринадцатом районе Рима.

Началом строительства считается 1642 г., в 1655 г. работы остановились из-за прекращения финансирования. По замыслу Борромини, храм имеет прямоугольную форму с закругленными углами. Внешний фасад отделан кирпичом, внутренний интерьер не блещет богатством отделки, хотя и украшен мраморными скульптурами и полотнами Марко Бенефаля (Marco Benefial).

Сан Джованни деи Фиорентини

Сан Джованни деи Фиорентини

Церковь Сан Джованни деи Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini) находится на римской улице Джулия (Giulia) и изначально построена для флорентийской общины в Риме.

Возведение шло более 100 лет, с 1509 г., первым архитектором стал Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1620 г. Карло Мадерно спроектировал для храма купола, а Борромини построил величественный алтарь. Оба архитектора за заслуги перед церковным строительством удостоились быть похороненными в этой базилике. Это единственная церковь в мире, где можно находиться с собаками и кошками.

Церковь Святой Лючии в Сельчи

Церковь Святой Лючии в Сельчи (Chiesa di Santa Lucia in Selci) – это скрытая от посторонних глаз церковь на римском Эсквилинском холме (Mons Esquilinus).

Церковь построена в начале VI в. при папе Симмахе (Symmachus PP), с 1534 г. принадлежала ордену Святого Бенедикта (Ordo Sancti Benedicti), с 1568 г. перешла к ордену Августинцев (Ordinis Sancti Augustine). В 1604 г. в реконструкции церкви участвовал Карло Мадерно, с 1637 по 1638 работами руководил Франческо Борромини. Он заменил главный алтарь, украсил первую слева часовню Ланди (Lundy) и хор.

Капелла Сан Джованни Ин Олео

Капелла Сан Джованни Ин Олео

Капелла Сан Джованни Ин Олео (Oratorio San Giovanni in Oleo) в восьмиугольной часовне, по легенде, построен там, где Иоанн Креститель вышел живым из костра с горячим маслом. Находится на улице Порта Латина (di Porta Latina).

Борромини, участвуя в переустройстве церкви, изменил ее интерьер, украсив его терракотовым рельефным фризом с изображением роз и веток пальмы. Также он установил на крышу часовни крест.

Сан Джованни ин Латерано

Сан Джованни ин Латерано

Храм Иоанна Крестителя на Латеранском холме (San Giovanni in Laterano) по значению превосходит все церкви мира (Собор святого Петра в том числе), так как расположен близ Латеранского дворца (Palazzo del Laterano), резиденции епископов Рима с IV в. до XIV в.

С 1650 г. и до смерти работами по восстановлению храма руководил Борромини. Он реконструировал бронзовые двери курии Юлия (Curia Iulia), спроектировал ниши главного нефа. Вдоль стен расположились статуи святых и пророков, сооруженных по эскизам архитектора.

Работы в Ватикане

Борромини не был таким любимчиком папского двора как Бернини, но и его работы можно встретить в Ватикане. Неоспоримый талант архитектора шел впереди своего времени и современники заметили и отметили его умение красиво выполнять сложные заказы, особенно когда дело касалось ограниченного пространства.

Собор святого Петра

Собор святого Петра

Собор святого Петра (Basilica di San Pietro) – церемониальный центр римско-католической церкви, созданный несколькими поколениями выдающихся архитекторов.

Официальной датой основания считается 1626 г. Борромини вместе с Бернини разрабатывал проект балдахина над местом захоронения святого Петра, но лавры достаются только Бернини. Также Борромини соорудил пьедестал для Пьеты Микеланджело (Pietа Michelangelo), нарисовал эскиз решётки из бронзы для капеллы Святого Причастия (Santissimo Sacramento) и ворота Капеллы Хора (Cappella del Coro), которые до наших дней не сохранились.


Гениальный зодчий был одним из трех главных создателей римского барокко, которые изменили облик Рима XVII века. В отличие от Джованни Лоренцо Бернини, в основном известного как скульптора, и знаменитого художника своего времени Пьетро да Кортона, Франческо Борромини (1599-1667) посвятил себя только архитектуре. Имея репутацию честного и мало заинтересованного в материальном благополучии человека, он, как и любой художник, чувствовал огромную потребность своего признания, что выразилось в его ортодоксальной одержимости находить новые архитектурно-пространственные формы. Несмотря на то, что работы и стиль Борромини, считавшийся эксцентричным его римскими современниками, не оставили большого следа в Вечном городе, они оказали огромное влияние, которое в течение следующего столетия распространились по всей Европе.

Барокко, как образная культура, утвердилось в Риме в первые десятилетия семнадцатого века, а затем развилось во всех крупных европейских городах. Стиль, долгое время считавшийся упадочным по сравнению с классицизмом эпохи Возрождения, в последующие века был значительно переоценен с признанием его великолепия и зрелищности. Считается, что Франческо Борромини, неразрывно связанный с Римом, стал отцом архитектуры барокко в ее самых смелых формах, а его выдающиеся работы придали особый облик Вечному городу.

Жизнь и творчество Франческо Борромини

Франческо Борромини

Знаменитый архитектор родился 25 сентября 1599 года в швейцарской деревушке Биссоне в семье скромного каменщика-строителя Джованни Доменико Кастелли, находившегося на службе миланской династии графов Висконти. Его мать – Анастасия Гарове, приходилась дальней родственницей Доменико Фонтана, считавшимся в те времена самым престижным архитектором в Риме и Неаполе. Являясь старшим из четырех детей, Франческо Кастелли с малых лет помогал своему отцу, который научил его добывать и обрабатывать камень. В 1608 году родители отправили подростка в Милан, где скульптор Джан Андреа Биффи, выполнявший заказы для возводившегося Миланского собора, помог приобрести Франческо необходимые профессиональные навыки. Более того, опыт работы в Фаббрике дель Дуомо в Милане оказал сильное влияние на будущие архитектурные творения знаменитого зодчего.

В двадцатилетнем возрасте начинающий мастер отправился в Рим к близкому родственнику по материнской линии Леоне Гарове, имевшему в городе репутацию отличного каменщика, которая возросла после его женитьбы на племяннице знаменитого архитектора Карло Мадерно. Однако ученичество у Леоне продлилось недолго – упав со строительных лесов базилики Святого Петра, Гарове скоропостижно скончался 12 августа 1620 года. Тем не менее, Франческо продолжил работать в мастерской Карло Мадерно, который взял юношу в качестве помощника для выполнения работ в Палаццо Барберини. Здесь, работая вместе с уже известным скульптором Джованни Лоренцо Бернини, Борромини отвечал за некоторые ремонтные работы на заднем фасаде дворца, отделку окон и дверей холла, а также создал свою знаменитую винтовую лестницу.

Франческо Борромини

Лестница Борромини в Палаццо Барберини © sailko / Wikimedia Commons

После смерти Мадерно (1629 г.), Франческо Борромини продолжил свою деятельность под руководством Джованни Лоренцо Бернини, который в то время взял на себя руководство строительством собора Святого Петра в Ватикане. С этого момента началось острое соперничество между двумя великими мастерами с чрезвычайно сложными и конфликтными отношениями, объяснявшимися, с одной стороны, значительными различиями темперамента их характеров, а с другой – приоритетной ролью Бернини, в том числе в плане причитающегося вознаграждения. Однако с точки зрения художественного искусства, сотрудничество с Бернини было очень плодотворным: их творческий союз породил уникальный надалтарный навес в соборе Святого Петра (Baldacchino di San Pietro), участие Борромини в котором проявилось в проектировании конструкции и, возможно, в создании некоторых декоративных элементов величественного сооружения.

Франческо Борромини

Baldacchino di San Pietro

25 сентября 1632 года, по протекции Бернини, Франческо Борромини получил от папы Урбана VIII Барберини должность архитектора при папском университете La Sapienza. Возможно, таким образом, этим своим проявлением доброжелательности именитый скульптор намеревался избавиться от своенравного помощника. Освободившись от оков зависимости, в своей новой роли архитектора (а не мастера-строителя) Борромини наконец-то смог проявить личную художественную индивидуальность: в 1634 году он получил заказ на разработку проекта церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане и прилегающего монастыря для Ордена тринитариев.

Далее последовал ряд успешно реализованных проектов:

В 1644 году, после избрания папы Иннокентия X Памфили (1644-1655), для Франческо Борромини начался период еще большого успеха. Новый понтифик намеревался очистить Рим от все еще очень живой власти своего предшественника Барберини. Именно по этой причине он решил отдать предпочтение Борромини в ущерб Бернини, который в первые годы понтификата Иннокентия X испытал заметное снижение заказов, в том числе из-за скандала с возведенными им колокольнями собора Святого Петра в Ватикане. В преддверии юбилея 1650 года Франческо Борромини получил от Папы заказ на восстановление и реконструкцию древней церкви Сан Джованни ин Латерано, находившейся в довольно плачевном состоянии из-за возникших проблем статического характера. Взвешенный подход архитектора при реставрации здания позволил не только сохранить постройку XIV века, но и придать ее внутреннему убранству нынешнее великолепие.

Франческо Борромини

Интерьер базилики, результат радикальных работ Борромини © Antoine Taveneaux / Wikimedia Commons

Мастер искусно объединил существовавшие ранее пары колонн главного нефа в большие арочные колонны с двенадцатью эдикулами, украшенными в тимпане папским голубем, внутри которых в XVIII веке были помещены колоссальные статуи. В боковых проходах архитектор совершенно оригинально расположил присутствующие в базилике фрагментарные гробницы прежней эпохи, вставив их в вырезанные в стене эдикулы и обогатив декоративными элементами собственного изобретения.

Франческо Кастелли , по прозвищу Франческо Борромини [ 1 ] ( Биссоне , в настоящее время в кантоне Тичино ( Швейцария ), 25 сентября 1599 г. — Рим , 3 августа 1667 г. ) — итальянский архитектор , считающийся одним из величайших представителей римского барокко .

биография


Trompe l'oeil Франческо Борромини во дворе дворца Спада в Риме. Коридор намного короче, а скульптура намного меньше, чем кажется.

В 1619 году он прибывает в Рим , где меняет фамилию с Кастелли на Борромини, и начинает работать на своего дальнего родственника Карло Мадерно над работами базилики Святого Петра . После смерти Мадерно в 1629 году он присоединился к команде Джан Лоренцо Бернини в работе по расширению и обновлению фасада Палаццо Барберини .

Борромини работает там помощником Бернини, но через несколько лет между ними возникает вражда, которая продлится всю жизнь.

Во время понтификата Иннокентия X (1644-1655) он завоевывает доверие Папы , что позволяет ему сместить своего извечного соперника с поста главного архитектора Рима. Однако при следующем Папе, Александре VII (1655-1667), звезда Бернини вновь возродилась, усилив противостояние между двумя архитекторами. С тех пор Борромини посвятил себя завершению интерьеров церкви Сант- Иво-алла-Сапиенца , нынешнего Римского университета, и работе над Святым Иоанном Латеранским . Кроме того, он завершает цокольный этаж фасада своей первой самостоятельной работы, церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Квиринале . . Галерея Борромини в Палаццо Спада играет с перспективой таким образом, что она сжимается, заставляя ее казаться длиннее, чем она есть.

Персонаж

Гениальность всегда влечет за собой своеобразные характеры, что в данном случае подчеркивается трагическим концом художника. Подобно тому, как Леонардо и Микеланджело вошли в историю как люди эпохи Возрождения , Борромини можно без сомнения определить как человека эпохи барокко.

Говорят, что его характер был угрюмым и одиноким, хотя он поддерживал дружеские отношения с кардиналом Спадой, маркизом Кастель-Родриго и художником Николя Пуссеном . Его конец с самоубийством, подобным самоубийству Катона Младшего , бросившегося на собственный меч, заставил потомство подчеркнуть его стоицизм , который он продемонстрировал в жизни через строгую профессиональную карьеру. Возможно, именно эта характеристика вызвала у него неприязнь и потерю заказов в то время, когда уважение к классическому порядку сильно ограничивало художественные инновации.

Последние дни



Последние дни Борромини показывают, что он погрузился в глубокую депрессию, результат недавнего пренебрежения, возможно, какой-то невыявленной болезни и усиления меланхолического характера, который сопровождал его на протяжении всей его жизни. Мартин Распе [ 5 ] вспоминает главные события своих последних дней:

  • 1 июля 1667 г .: Принято решение поручить гробницу Александра VII Бернини.
  • 22 июля: С этого дня Борромини чувствует себя плохо и больше не выходит из дома. Передайте нотариусу Олимпио Риччи завещание на его опеку.
  • 24 июля: Получает известие о внезапной смерти Фиораванте Мартинелли.
  • 24 июля: отправляется в св. Иоанна Латеранского на юбилей (интронизацию Климента IX).
  • 29 июля: Борромини требует от нотариуса вернуть его завещание, которое впоследствии утеряно.
  • 30 июля: Борромини сжигает свои сочинения и рисунки.
  • 1 августа: принимает своего племянника Бернардо. Ночью он начинает писать новый завет.
  • 2 августа: на рассвете он вступает в драку со своим слугой Франческо Массари из-за света, чтобы писать свои заметки, и сам бросается на собственный меч, будучи тяжело ранен. Он диктует свою волю в пользу своего племянника Бернардо с условием, что тот женится на внучке Карло Мадерно.
  • 3 августа: Борромини умирает в своей постели около 22:00.

Выдержки из его сочинений, возможно, от 2 августа, после рокового инцидента, представляют это событие почти как несчастный случай:

ФРАНЦИС БОРРОМИНИ ТИЧИНЕНСИС, рыцарь Христа, который преображает здания империи, чтобы их украшали архитекторы собственного божественного искусства. БРАТ ЭНДРЮ ДЕЛЛЕ ЖЕНИТСЯ КАРЛА В КВИРИНАЛЕ, ДОМЕ ПРОПАДАННОЙ ВЕРЫ, ЭТОТ ХРАМ БЫЛ УКРАШЕН МАКСИМАЛЬНОЙ АРА, НЕ В БОЛЬШОЙ ИЗ ЭТОГО КАМНЯ, РЯДОМ С СМЕРТНЫМИ КУЛЬТУРАМИ КАРЛА МАДЕРНИ, БЛИЖНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО И АЭМВЛИ СВИ, ВО МИР ГОСПОДА. [ 6 ]

Он похоронен в полускрытом месте в церкви Святого Иоанна Флорентийского в Риме.

архитектурный язык

Творчество Борромини очень оригинально, без явных прецедентов за исключением частичного влияния Микеланджело, которым архитектор восхищался.Среди основных архитектурных элементов и критериев, использованных в его творчестве, стоит выделить:

  1. Гигантский порядок , используемый как дополнительный, так и альтернативный.
  2. Центральный план , который был бы отличительной чертой церквей в стиле барокко.
  3. пространственный динамизм
  4. использование света
  5. Включение скульптуры
  6. Простые и дешевые материалы
  7. Модульная геометрическая схема , превосходящая арифметический модуль классической архитектуры.

Пьесы

Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане


Между 1634 и 1637 годами его первой независимой комиссией была реконструкция церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане , также называемой Сан-Карлино . Фасад будет закончен намного позже, в конце его карьеры, что повысит архитектурную ценность работы. Церковь посвящена Святому Чарльзу Борромео и считается шедевром барокко .

Борромини избегал прямолинейности классицизма и избрал овальную схему, олицетворявшую мировоззрение того времени, вместо более простой круглой формы, использовавшейся в эпоху Возрождения, под овальным куполом, также структурированным системой крестов и восьмиугольников, сводящихся к верхний фонарь, источник всего света в темном интерьере [ 7 ] Здание маленькое, так как весь фасад мог поместиться на одной из колонн базилики Святого Петра . [ 8 ]

Овальная форма нефа сочленена и растворена в ритме выпуклостей и вогнутостей, которые показывают один из пиков интерьеров в стиле барокко, как описано Трахтенбергом и Хайманом:

Замысловатость его геометрии гораздо смелее и менее перегружена фигуративным декором [ 9 ] , чем церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале , работа Бернини , расположенная в нескольких метрах на той же улице.

Работа Бернини, строительство которой началось несколько лет спустя, представляет собой скульптурную драму, встроенную в архитектуру. Сан-Карло, с другой стороны, предлагает драматизацию пространства через рациональность и геометрию.

Волнообразные элементы фасада (1662-1667), соединенные змеевидным карнизом и вылепленные нишами, также являются шедеврами [ 10 ] , которые сильно повлияли на архитектуру Неаполя и сицилийского барокко .

Святая Агнесса в агонии

Борромини потерял комиссию до того, как она была завершена, из-за смерти папы Иннокентия X в 1655 году . Новый папа Александр VII и принц Камилио Фампили отозвали Райнальди, но он не внес серьезных изменений, и церковь по-прежнему считается заметным выражением взглядов Борромини.

Сант-Иво-алла-Сапиенца


Между 1640 и 1650 годами Борромини работал над проектом церкви Сант- Иво-алла-Сапиенца и ее садов, недалеко от дворца Римского университета Ла Сапиенца. Первоначально это была церковь римской гимназии. Борромини был рекомендован на эту работу в 1632 году более поздним руководителем работ Палаццо Барберини Джан Лоренцо Бернини . Здание, как и многие в узком Риме, видоизменено внешними перспективами; он был построен в конце длинного двора по проекту Джакомо делла Порта .

Купол и улитковая башня своеобразны и отражают идиосинкразию архитектурных мотивов, отличавших Борромони от его современников. Интерьер представляет собой неф с необычным централизованным планом, в котором чередуются вогнутые и выпуклые карнизы , восходящие к куполу, украшенному линейным массивом звезд и путти . Структура представляет собой шестиконечную звезду. От центра пола карнизы напоминают два равносторонних треугольника, образующих шестиугольник , хотя три вершины имеют форму клевера , а остальные заканчиваются вогнутостями.

Внутренние столбцы распределены по точкам на окружности. Слияние лихорадочных и динамичных излишеств барочной и рационалистической геометрии представляет собой превосходное достижение для церкви, принадлежащей папскому высшему учебному заведению.

Oratorio de San Felipe Neri (Ораторий филиппинцев)

У филиппинской общины уже была одна из самых украшенных церквей в Риме, и орден, очень искусный в благочестивом выражении через музыку, планировал построить молельню, включая помещения, рядом с церковью Санта-Мария-ин-Валличелла (Chiesa nuova), расположенной в сердце Рима.

Борромини был одним из претендентов на строительство проекта, в том числе Паоло Маручелли . Он проработал на этой работе тринадцать лет, включая несколько трудных периодов. К 1640 году молельня использовалась, а в 1643 году была завершена библиотека. Яркий фасад у входа в церковь мало похож на внутренние постройки. Внутри ораторского искусства пространство членится полуколоннами.

Влияние


Борромини оказал большое влияние на архитектора Пьемонта Гуарино Гуарини и его преемников.

Комментарии о Борромини и его работах

Мадерно вместе с Борромини и Карло Фонтаной были лидерами группы художников, заговоривших вывести архитектуру из ее спокойного покоя (. ), который они заменили бурной подвижностью.

Привычно было видеть его в меланхолическом настроении или, как говорили некоторые его родственники, в ипохондрическом, из-за чего он действительно заболевал, добавлялось к непрерывным размышлениям о вещах его искусства, со временем эта склонность углубилась и стала постоянной. отношение, таким образом, что он бежал от разговоров, чтобы быть в одиночестве, занятый только в непрерывной череде бурных мыслей.

Основные проекты

Ниже приводится хронологический список работ, в которых Борромини участвовал как дизайнер самостоятельно или в сотрудничестве с другими архитекторами:



Франческо Кастелли родился в Биссоне, недалеко от Лугано в Тичино, который в то время был под юрисдикцией Швейцарской Конфедерации. Борромини происходил из семьи потомственных каменщиков и строителей, какими славился Тессинский кантон. Он был старшим из четырёх детей. О его отце Джованни Доменико известно немного, но известно, что он был скромным архитектором или мастером-строителем на службе у Висконти в Милане; его мать, Анастасия Гарове, происходила из богатой семьи, которая занималась строительством и имела отдаленное отношение к Доменико Фонтане, который в то время считался одним из самых престижных архитекторов в западном мире.



Палаццо Барберини — дворец (палаццо) фамилии Барберини на улице Четырёх фонтанов в восточной части Рима. В настоящее время здесь помещается Национальная галерея старинного искусства.




Лестница Борромини

Вскоре он отправился в Милан, чтобы учиться и практиковать своё ремесло. С 1619 года работал в Риме, помощником Карло Мадерно, своего дальнего родственника, на строительстве собора Святого Петра, а затем во Дворце Барберини. Когда Мадерно умер в 1629 году, он и Пьетро да Кортона продолжали работать над дворцом под руководством Бернини.








Ораторио деи Филиппини в Риме — здание для молитвенных собраний общины Св. Филиппа Нери (1515—1595), выходца из Флоренции, основателя конгрегации ораторианцев.



Церковь Сант-Иво алла Сапиенца— католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVII века, яркое и отточенное творение великого Франческо Борромини, одна из признанных вершин его мастерства. Церковь расположена на улице Корсо дель Ринашименто к востоку от площади Навона, однако практически не видна с улицы. Она посвящена святому Иво Бретонскому, патрону ордена Иезуитов и покровителю юристов.







Борромини интересовался математикой и самостоятельно осваивал многие науки. Собрал выдающуюся библиотеку. Однако, следуя тенденциям формообразования стиля римского барокко, Борромини всегда предлагал самые необычные, экспрессивные решения и мало кто мог догадаться, что за такими решениями кроется математика и геометрия.



Палаццо Памфили (итал. Palazzo Pamphilj) — дворец, выходящий на Пьяцца Навона в Риме (Италия), построенный в стиле барокко с 1644 по 1650 год.




Перспективная Галерея в римском палаццо Спада




Palacio de Propaganda Fide



Карьера Борромини не была удачной. Он работал вдумчиво и медленно. Часто заказчики теряли терпение и отзывали свой заказ, передавали его Дж. Л. Бернини. Завершив капеллу Фальконьери в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, 22 июля 1667 года[8] Борромини почувствовал себя тяжело больным и больше не выходил из дома.



Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона или Сант-Анье́зе-ин-Аго́не (итал. Sant’Agnese in Agone, лат. Sanctae Agnetis in Agone) — титулярная церковь на площади Навона в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме. Другие названия церкви:Sant’Agnese de Agone, Sant’Agnese al Circo Agonale, Sant’Agnese de Cryptis Agonis или Sant’Agnese in Piazza Navona. Выдающийся памятник архитектуры римского барокко.





Сант-Андреа-делле-Фратте— титулярная (с 12 марта 1960 г.) базилика в Риме, посвященная Св. Андрею.





Церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини — титулярная католическая церковь Святого Иоанна Крестителя, покровителя города Флоренции, построенная для общины флорентийцев в Риме.



Франческо Борромини был изображён на 6-й серии банкнот 100 швейцарских франков, которая была в обращении с 1976 по 2000 год. Это решение в то время вызвало полемику в Швейцарии, начатую швейцарским итальянским историком искусства Пьеро Бьянкони. По его словам, поскольку в 17 веке территории, которые в 1803 году стали кантоном Тичино, были итальянскими владениями некоторых швейцарских кантонов (кондоминиумов двенадцати кантонов), Борромини нельзя было ни назвать ни тичианцем, ни швейцарцем.



О нём снят фильм La Sapienza[en] французского режиссёра Эжена Грина, выпущенного в 2015 году.







Борромини, Франческо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Читайте также: