Формализм права это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

выражается в наклонности и стремлении при применении права к жизни отдавать предпочтение букве закона перед его действительным смыслом. Юрист-формалист — судья или администратор — часто совершенно не задумывается над действительными намерениями законодателя и целями той или другой нормы закона, если только его слова соответствуют случаю, к которому его нужно применить; выраженный в слишком узких выражениях закон, по своему действительному смыслу относящийся и к аналогичным случаям, применяется лишь к точно указанным в нем случаям, оставляя аналогичные без всякого регулирования. Мелкие формальности оцениваются одинаково с существенными обстоятельствами; условные точки зрения заменяют исследование действительного состава явлений; последовательная и оправдываемая внутренней правдой логика заменяется построениями, имеющими лишь внешний вид истинности или опирающимися на формальные основания, без поверки их соответствия с материальными. В истории права Ф. — частое явление; в тех или иных формах мы встречаем его почти на каждой ступени развития, но в некоторые эпохи и при некоторых условиях он является коренным основанием правосудия страны, выражением определенной юридико-политической системы. Характерен Ф. древнего права и процесса, где не только все отправление правосудия, но и заключение юридических сделок самими сторонами приурочено к совершению заранее предписанных формальностей и употреблению точно установленных символов и слов. В древнеримском праве Ф. выражается очень определенно как в сделках манципационных (см.), так и во всем строе раннего процесса (см. Рим), в которых неправильное произнесение одного только слова — например употребления слова деревья, когда закон говорит о виноградниках, — делало ничтожным всю процедуру и вело к потере права. Исследования в области древнегерманского права выяснили, что и здесь Ф. был таким же характерным явлением. Первоначальные сделки (res praestita и fides facta) обставлены целым рядом символических действий, имеющих обязательное значение (напр. бросание на землю или ломание палки или соломины, вручение задатка и т. п.); древний процесс состоит из таких же торжественных действий и обязательных слов, как и римский (см. Мальбергова глосса). Укоренение в системе раннего права этого Ф. объясняют обыкновенно крайней неразвитостью у древнего человека абстрактного мышления и зависящими от нее, с одной стороны, стремлением к пластичности в выражении идей, с другой — неспособностью отрешиться от раз данной их концепции в видах расширения сферы применения норм. На несколько более поздней ступени развития и в древнем Ф. в праве и процессе нельзя не видеть, однако, определенной политической тенденции — затруднить доступ к правосудию для подчиненного населения поддержанием форм, утерявших свой смысл, и сужением путем буквального толкования объема законного порядка отношений. В так наз. римско-каноническом (итальянском) и позднейшем формальном германском процессе, господствовавшем со второй половины средних веков до половины XIX века, эта тенденция проявляется еще определеннее. Римско-канонический процесс возникает в итальянских городских республиках, где борющиеся за власть партии стремились к такой организации правосудия, при которой судья был бы лишен возможности покровительствовать интересам одной партии более, чем других. Каждый акт его деятельности был закован в твердые формы; его мысль была подчинена ряду обязательных "презумпций" (см.). С теми же целями введен был в видоизмененной форме итальянский процесс в германский имперский суд при императоре Максимилиане I, по завершении его борьбы с князьями. В дальнейшем развитии формальный процесс служит интересам бюрократии, совершенно устраняя личное воздействие тяжущихся на мысль судьи и подчиняя их абсолютному почти господству формы, захватывающей каждое мельчайшее действие стороны. Правосудие делается ареной борьбы между бюрократией и крючкотвором-юристом, поскольку между ними не устанавливается соглашение на почве подкупа; оно почти недоступно беднейшей части населения, отдаваемого таким образом во власть произвольного "обычно-правового" порядка; но и состоятельные лица часто ставятся в зависимость от тонкости и изворотливости дельца-юриста. Формализму в праве противополагается свободная организация правосудия и строя правовых отношений, при которой форма занимает лишь подчиненное положение, служа средством доказательства, согласуя порядок производства дела с лучшим выяснением истины, гарантируя свободу сторон. Смысл действий сторон и результаты процесса оцениваются судом по свободному убеждению совести, согласно с истинными намерениями сторон. Целью процесса служит материальная, а не формальная истина; судье приходится входить одинаково самостоятельно как в оценку воли и намерений сторон, так и в истинный смысл закона. Провести правильную границу между господством формального и материального элемента, однако, весьма трудно и при современной организации правосудия, так как материальная истина в отношениях частных лиц часто расходится с интересами гражданского оборота. Юридическая сделка, заключенная с ошибкой, следовательно, вопреки истинным намерениям сторон, и потому долженствующая быть признанной ничтожной, успевает, однако, создать в гражданском обороте через передачу ее результатов в третьи руки отношения, затрагивающие более широкую сферу интересов, чем интересы ее первоначальных контрагентов. Возможно поэтому признание ее действительности ради интересов оборота. Пропуск срока для того или другого акта стороны в процессе влечет потерю права вопреки материальной справедливости. Но в обоих случаях при помощи покровительства формальной истине удовлетворяются более высокие цели правосудия. Отсюда неизбежность некоторого Ф. и при свободной организации правосудия. Но этот "новый формализм" (выражение С. А. Муромцева) не следует смешивать с описанными выше видами Ф., при которых интересы формы были целью сами себе или служили интересам, посторонним правосудию. О древнейшем и новом Ф. см. особенно в трудах Мэна, Иеринга, Зома и Муромцева; подробности и частные проявления — в курсах истории германского права и процесса (Гейслер, Шредер, Бруннер, Шмидт и др.).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Формализм в праве" в других словарях:

Консерватизм в праве — проявляется в характерной особенности юридического мышления его наклонности сохранять по возможности долго, не стесняясь практическими требованиями гражданского оборота, раз установившиеся ассоциации юридических представлений (Муромцев). При… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Трест (в праве) — Трест, доверительная собственность. В современном англо амер.иканскомправе один из наиболее распространённых институтов. Сущность Т. заключается в том, что одно лицо доверительный собственник (trustee) управляет имуществом, переданным ему другим… … Большая советская энциклопедия

Сделка юридическая — технико юридическое выражение, означающее всякий акт право и дееспособного члена гражданского общества (договор с другими лицами, одностороннее обещание, совершение завещания, отказ от права наследования, прощение долга и т. д.), направленный на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

FIAT IUSTITIA, PEREAT MUNDUS — – да совершится правосудие, хотя бы мир погиб (крайний формализм в праве) … Советский юридический словарь

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — течение в философии к. 19 20 в., для к рого характерно стремление к созданию целостного монистич. мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля, гл. обр. его диалектич. метода и учения о духе. Н. получило… … Энциклопедия культурологии

Обход закона — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Обход закон … Википедия

Французское право — (фр. droit français) как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789 1794 гг. и в… … Википедия

Россия. Русское право: Русское гражданское право — Вступление. Русское гражданское право как в своем историческом развитии, так и современном состоянии в противоположность римскому и новому западноевропейскому характеризуется неопределенностью форм гражданско правовых отношений отдельных и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В качестве нормативной теории формализм - это точка зрения, согласно которой судьи должны разрешать дела, применяя к фактам бесспорные принципы.

Содержание

Определение

Формализм остается одной из самых влиятельных и важных теорий судебного решения и был назван тезисом, противоположным которому реализм. [1] Формализм видит судебное решение в качестве бесспорного применения принятых принципов к известным фактам, чтобы вывести результат в виде дедуктивного силлогизма. [2]

Формалисты считают, что актуальные принципы права данной области можно различить, исследуя прецедентное право этой области. [3] [4] Христофор Колумб Лэнгделл считал, что единственными ресурсами, необходимыми для создания юридической науки, была юридическая библиотека. [5] [6]

Формалисты, в отличие от реалистов, принимают судью за чистую монету, предполагая, что факты и принципы, зафиксированные в доводах судьи, отражают факты, которые судья считал относящимися к делу, и принципы, к которым судья пришел при вынесении решения. Поэтому они уделяют мало внимания средствам, с помощью которых судья определяет факты.

Сравнение с юридическим реализмом

Скалия правосудия и формализм

Опоздание Верховный суд США справедливость Антонин Скалиа был известен своими формалистическими взглядами на самые разные темы, в частности его взглядом, что Конституция Соединенных Штатов следует толковать в соответствии с его первоначальное значение и его мнение, что уставы следует читать в соответствии с их простой смысл.

В Вопрос интерпретации, Скалиа защищал текстуализм и, в более широком смысле, формализм, говоря:

Из всей критики текстуализма наиболее бессмысленной является его формалистический характер. Ответ на это: конечно формалистична! Верховенство закона о форма . Убийца пойман с кровью на руках, склонившись над телом своей жертвы; Сосед с видеокамерой заснял преступление, и убийца признался в письменной форме и на видеозаписи. Тем не менее, мы настаиваем на том, что, прежде чем государство сможет наказать этого злоумышленника, оно должно провести полномасштабное уголовное разбирательство, по результатам которого будет вынесен обвинительный приговор. Это не формализм? Да здравствует формализм! Это то, что делает нас правлением законов, а не людей. [12]

Наиболее убедительные претензии Скалии на авторитет формалиста можно найти в эссе под названием Верховенство закона как закон правил. [13]

Фредерик Шауэр

Воленски

— выражается в наклонности и стремлении при применении права к жизни отдавать предпочтение букве закона перед его действительным смыслом. Юрист-формалист — судья или администратор — часто совершенно не задумывается над действительными намерениями законодателя и целями той или другой нормы закона, если только его слова соответствуют случаю, к которому его нужно применить; выраженный в слишком узких выражениях закон, по своему действительному смыслу относящийся и к аналогичным случаям, применяется лишь к точно указанным в нем случаям, оставляя аналогичные без всякого регулирования. Мелкие формальности оцениваются одинаково с существенными обстоятельствами; условные точки зрения заменяют исследование действительного состава явлений; последовательная и оправдываемая внутренней правдой логика заменяется построениями, имеющими лишь внешний вид истинности или опирающимися на формальные основания, без поверки их соответствия с материальными. В истории права Ф. — частое явление; в тех или иных формах мы встречаем его почти на каждой ступени развития, но в некоторые эпохи и при некоторых условиях он является коренным основанием правосудия страны, выражением определенной юридико-политической системы. Характерен Ф. древнего права и процесса, где не только все отправление правосудия, но и заключение юридических сделок самими сторонами приурочено к совершению заранее предписанных формальностей и употреблению точно установленных символов и слов. В древнеримском праве Ф. выражается очень определенно как в сделках манципационных (см.), так и во всем строе раннего процесса (см. Рим), в которых неправильное произнесение одного только слова — например употребления слова деревья, когда закон говорит о виноградниках, — делало ничтожным всю процедуру и вело к потере права. Исследования в области древнегерманского права выяснили, что и здесь Ф. был таким же характерным явлением. Первоначальные сделки (res praestita и fides facta) обставлены целым рядом символических действий, имеющих обязательное значение (напр. бросание на землю или ломание палки или соломины, вручение задатка и т. п.); древний процесс состоит из таких же торжественных действий и обязательных слов, как и римский (см. Мальбергова глосса). Укоренение в системе раннего права этого Ф. объясняют обыкновенно крайней неразвитостью у древнего человека абстрактного мышления и зависящими от нее, с одной стороны, стремлением к пластичности в выражении идей, с другой — неспособностью отрешиться от раз данной их концепции в видах расширения сферы применения норм. На несколько более поздней ступени развития и в древнем Ф. в праве и процессе нельзя не видеть, однако, определенной политической тенденции — затруднить доступ к правосудию для подчиненного населения поддержанием форм, утерявших свой смысл, и сужением путем буквального толкования объема законного порядка отношений. В так наз. римско-каноническом (итальянском) и позднейшем формальном германском процессе, господствовавшем со второй половины средних веков до половины XIX века, эта тенденция проявляется еще определеннее. Римско-канонический процесс возникает в итальянских городских республиках, где борющиеся за власть партии стремились к такой организации правосудия, при которой судья был бы лишен возможности покровительствовать интересам одной партии более, чем других. Каждый акт его деятельности был закован в твердые формы; его мысль была подчинена ряду обязательных "презумпций" (см.). С теми же целями введен был в видоизмененной форме итальянский процесс в германский имперский суд при императоре Максимилиане I, по завершении его борьбы с князьями. В дальнейшем развитии формальный процесс служит интересам бюрократии, совершенно устраняя личное воздействие тяжущихся на мысль судьи и подчиняя их абсолютному почти господству формы, захватывающей каждое мельчайшее действие стороны. Правосудие делается ареной борьбы между бюрократией и крючкотвором-юристом, поскольку между ними не устанавливается соглашение на почве подкупа; оно почти недоступно беднейшей части населения, отдаваемого таким образом во власть произвольного "обычно-правового" порядка; но и состоятельные лица часто ставятся в зависимость от тонкости и изворотливости дельца-юриста. Формализму в праве противополагается свободная организация правосудия и строя правовых отношений, при которой форма занимает лишь подчиненное положение, служа средством доказательства, согласуя порядок производства дела с лучшим выяснением истины, гарантируя свободу сторон. Смысл действий сторон и результаты процесса оцениваются судом по свободному убеждению совести, согласно с истинными намерениями сторон. Целью процесса служит материальная, а не формальная истина; судье приходится входить одинаково самостоятельно как в оценку воли и намерений сторон, так и в истинный смысл закона. Провести правильную границу между господством формального и материального элемента, однако, весьма трудно и при современной организации правосудия, так как материальная истина в отношениях частных лиц часто расходится с интересами гражданского оборота. Юридическая сделка, заключенная с ошибкой, следовательно, вопреки истинным намерениям сторон, и потому долженствующая быть признанной ничтожной, успевает, однако, создать в гражданском обороте через передачу ее результатов в третьи руки отношения, затрагивающие более широкую сферу интересов, чем интересы ее первоначальных контрагентов. Возможно поэтому признание ее действительности ради интересов оборота. Пропуск срока для того или другого акта стороны в процессе влечет потерю права вопреки материальной справедливости. Но в обоих случаях при помощи покровительства формальной истине удовлетворяются более высокие цели правосудия. Отсюда неизбежность некоторого Ф. и при свободной организации правосудия. Но этот "новый формализм" (выражение С. А. Муромцева) не следует смешивать с описанными выше видами Ф., при которых интересы формы были целью сами себе или служили интересам, посторонним правосудию. О древнейшем и новом Ф. см. особенно в трудах Мэна, Иеринга, Зома и Муромцева; подробности и частные проявления — в курсах истории германского права и процесса (Гейслер, Шредер, Бруннер, Шмидт и др.).

? выражается в наклонности и стремлении при применении права к жизни отдавать предпочтение букве закона перед его действительным смыслом. Юрист-формалист ? судья или администратор ? часто совершенно не задумывается над действительными намерениями законодателя и целями той или другой нормы закона, если только его слова соответствуют случаю, к которому его нужно применить; выраженный в слишком узких выражениях закон, по своему действительному смыслу относящийся и к аналогичным случаям, применяется лишь к точно указанным в нем случаям, оставляя аналогичные без всякого регулирования. Мелкие формальности оцениваются одинаково с существенными обстоятельствами; условные точки зрения заменяют исследование действительного состава явлений; последовательная и оправдываемая внутренней правдой логика заменяется построениями, имеющими лишь внешний вид истинности или опирающимися на формальные основания, без поверки их соответствия с материальными. В истории права Ф. ? частое явление; в тех или иных формах мы встречаем его почти на каждой ступени развития, но в некоторые эпохи и при некоторых условиях он является коренным основанием правосудия страны, выражением определенной юридико-политической системы. Характерен Ф. древнего права и процесса, где не только все отправление правосудия, но и заключение юридических сделок самими сторонами приурочено к совершению заранее предписанных формальностей и употреблению точно установленных символов и слов. В древнеримском праве Ф. выражается очень определенно как в сделках манципационных (см.), так и во всем строе раннего процесса (см. Рим), в которых неправильное произнесение одного только слова ? например употребления слова деревья, когда закон говорит о виноградниках, ? делало ничтожным всю процедуру и вело к потере права. Исследования в области древнегерманского права выяснили, что и здесь Ф. был таким же характерным явлением. Первоначальные сделки (res praestita и fides facta) обставлены целым рядом символических действий, имеющих обязательное значение (напр. бросание на землю или ломание палки или соломины, вручение задатка и т. п.); древний процесс состоит из таких же торжественных действий и обязательных слов, как и римский (см. Мальбергова глосса). Укоренение в системе раннего права этого Ф. объясняют обыкновенно крайней неразвитостью у древнего человека абстрактного мышления и зависящими от нее, с одной стороны, стремлением к пластичности в выражении идей, с другой ? неспособностью отрешиться от раз данной их концепции в видах расширения сферы применения норм. На несколько более поздней ступени развития и в древнем Ф. в праве и процессе нельзя не видеть, однако, определенной политической тенденции ? затруднить доступ к правосудию для подчиненного населения поддержанием форм, утерявших свой смысл, и сужением путем буквального толкования объема законного порядка отношений. В так наз. римско-каноническом (итальянском) и позднейшем формальном германском процессе, господствовавшем со второй половины средних веков до половины XIX века, эта тенденция проявляется еще определеннее. Римско-канонический процесс возникает в итальянских городских республиках, где борющиеся за власть партии стремились к такой организации правосудия, при которой судья был бы лишен возможности покровительствовать интересам одной партии более, чем других. Каждый акт его деятельности был закован в твердые формы; его мысль была подчинена ряду обязательных "презумпций" (см.). С теми же целями введен был в видоизмененной форме итальянский процесс в германский имперский суд при императоре Максимилиане I, по завершении его борьбы с князьями. В дальнейшем развитии формальный процесс служит интересам бюрократии, совершенно устраняя личное воздействие тяжущихся на мысль судьи и подчиняя их абсолютному почти господству формы, захватывающей каждое мельчайшее действие стороны. Правосудие делается ареной борьбы между бюрократией и крючкотвором-юристом, поскольку между ними не устанавливается соглашение на почве подкупа; оно почти недоступно беднейшей части населения, отдаваемого таким образом во власть произвольного "обычно-правового" порядка; но и состоятельные лица часто ставятся в зависимость от тонкости и изворотливости дельца-юриста. Формализму в праве противополагается свободная организация правосудия и строя правовых отношений, при которой форма занимает лишь подчиненное положение, служа средством доказательства, согласуя порядок производства дела с лучшим выяснением истины, гарантируя свободу сторон. Смысл действий сторон и результаты процесса оцениваются судом по свободному убеждению совести, согласно с истинными намерениями сторон. Целью процесса служит материальная, а не формальная истина; судье приходится входить одинаково самостоятельно как в оценку воли и намерений сторон, так и в истинный смысл закона. Провести правильную границу между господством формального и материального элемента, однако, весьма трудно и при современной организации правосудия, так как материальная истина в отношениях частных лиц часто расходится с интересами гражданского оборота. Юридическая сделка, заключенная с ошибкой, следовательно, вопреки истинным намерениям сторон, и потому долженствующая быть признанной ничтожной, успевает, однако, создать в гражданском обороте через передачу ее результатов в третьи руки отношения, затрагивающие более широкую сферу интересов, чем интересы ее первоначальных контрагентов. Возможно поэтому признание ее действительности ради интересов оборота. Пропуск срока для того или другого акта стороны в процессе влечет потерю права вопреки материальной справедливости. Но в обоих случаях при помощи покровительства формальной истине удовлетворяются более высокие цели правосудия. Отсюда неизбежность некоторого Ф. и при свободной организации правосудия. Но этот "новый формализм" (выражение С. А. Муромцева) не следует смешивать с описанными выше видами Ф., при которых интересы формы были целью сами себе или служили интересам, посторонним правосудию. О древнейшем и новом Ф. см. особенно в трудах Мэна, Иеринга, Зома и Муромцева; подробности и частные проявления ? в курсах истории германского права и процесса (Гейслер, Шредер, Бруннер, Шмидт и др.).

Читайте также: